Развлечения  ->  Знакомства  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Мифология русского и якутского народа

Мифология, народная фантазия, миросозерцание, огромная поэтическая и музыкальная культура- все это не могло существовать без женских образов. Женское начало как один из фундаментальных принципов мироздания является на Западе скорее предметом поэзии или мистического откровения, чем философии. Во всяком случае, если понимать философию как теоретически сформулированное мировоззрение. Если же допустить более широкое понимание предмета и включить в область философии мудрость, выраженную в форме метафорической, а не сугубо логической, то образ женщины в мифологии, оккультных текстах и поэзии предстанет как особый пласт видения мира, содержащий свое знание и свою тайну. На Востоке, где все проявления жизни являются философией, вопрос о философии женского начала органичен. Да и само восточное восприятие мира – диффузное, интуитивное, образное, пассивное (принцип «недеяния» и созерцания) – можно назвать «женским». Западная цивилизация построена по «мужскому» принципу – расчленяющему, логическому, активному и преобразующему.

Главное достояние выбранных нами мифов в том, что в них создан яркий образ женщины. Анализируя тексты мифов, мы определили, что описанные образы можно условно объединить в три группы: женщины-хранительницы очага, женщины-богатырки, женщины-колдуньи.

Женщины- хранительницы домашнего очага.

Ярким примером такого образа в мифологии русского и якутского народа являются образы Аси Звездинки, Лели и Сохой.

Ася Звездинка

Дочь богатого купца Садко. Правнучка Святогора.

. Садко по делам торговым отправился, Ася попросила цветочек аленький. В саду у Велеса Садко нашёл цветочек аленький. Но Велес велел взамен привести друга. Стала Ася жить у Велеса. Полюбил Велес Асю больше жизни, стал с ней беседы вести. Показаться же Велес боялся. «Его кожа была – что елова кора, ну а волосы – что ковыль трава. На руках-то когти звериные, его ноженьки – лошадиные, нос – как клюв совиный, клыки во рту, а глаза – колодцы бездонные». {1} Но не испугалась Звездинка вида страшного, стали вести беседы сердечные. Попросила Ася отпустить её в гости к батюшке, «он слезит свои очи ясные». Отпустил Велес Асю до заката, но опоздала она, не по своей вине. Обманули ее родные сестры. Видит – он лежит бездыханный на пригорке, обхватив руками цветок аленький. «Его очушки помутились, уста его запечатались» И припала к нему Звездиночка , и ласкать она стала Велеса, целовала и плакала:“- Ты проснись, пробудись, милый Велес! Я люблю тебя, как невеста жениха желанного любит! Только те слова прозвучали – заблестели в небушке молнии, затряслася Земля Сырая и потрясся небесный свод. И Велес сбросивший личину ужасную. Сыграли они вскоре свадьбу».

Леля, дочь Сварога и Матери птицы-Сва. Огненный Змей Волх и Леля полюбили друг друга, но завистливые сетры Жива с Мареною разлучили их. Много лет искала милого Леля. «Много лет она шла, много зим она шла- все брела полями широкими, пробиралась лесами дремучими, поднималась на горы высокие. Башмаков истоптала три пары железных, обломала три посоха тяжких чугунных, и три каменных хлеба она изглодала».Силой любви Леля сняла чары с любимого и вернула к прежней жизни.

Сохой У богатыря Ябта Саля после его гибели остались сын и дочь. Но злой, жадный Хан

Хаденгот, испугавшись за свою жизнь решил погубит детей Ябта Саля. Он увез дочь-Севне к себе в стойбище, пригрозив, что расправиться с сыном Ябта Савля, как тот только подрастет. Жена Ябта Саля, чтобы сохранить жизнь сыну , отравляет его подальше от родного чума. Сестра и брат встречаются и вместе бегут от мести Хана Хандегота. Скитаясь по лесам и тундре, они выходят к семи чумам. Здесь они встречают девушку «Длиннокосая, как тальник,

Станом стройная, как хорей,

Легконогая, как олень,

Поспешила к чуму Сохой»В этих чумах зимовали семь братьев Сохой. Это они помогали Хану Хандегота убить Ябта Саля. Сохой укрывает брата с сестрой. А потом, когда братья с оленями кочуют на летние пастбища, разрешает беглецам остаться на этом пастбище. Так прошло четыре года повзрослел сын Ябта Саля, «сильным мужчиной стал сын Владыки Ябта Саля». Сохой провела его в чум к старшему брату, показала, где железный лук его отца и стрелы. «Всю-то ночь стреляли они, всю-то ночь сражались они- семь, с одной стороны, Сохой, великанов, убийц, волков, а с другой стороны один сын Владыки Ябта Саля

Зато с ним рядом –Сохой, помогает ему в борьбе, стрелы тяжелые подает, ободряет словом своим». Эти героини верны своим избранникам и решаются испытать судьбу, лишь бы сохранить жизнь любимому, быть с ним неразлучной.

Женщины-богатырки

В мифологии русского народа это: Степная королева-воительница Марья Маревна, воительница-поленица Настасья — жена богатыря Дуная Ивановича, Златогорка мать богатыря Сокольника от Ильи Муромца. В якутской мифологии- женщины-удаган.

Эти женщины обладают сильным характером и занимаются типично «мужским» делом, обычно войной, (хотя порой и ремеслом). Нередко они побеждают богатырей-мужчин, силой женят их на себе. Затем приходит любовь и взаимопонимание.

Агидель

В кузне Сварожич Ильм ковал тяжким молотом, разлетались искры по всей Земле. И сковал он плуг золотой, и секиру златую, и чашу для священного меда-сурьи. А Алинушка Святогоровна стала раздувать мех с ветрами. И полилось из среды огня – золото ручьем раскаленным. И тогда в горниле явилась златовласая Агидель. ”Прекрасна собой дочь Ильма и Алины Святогоровны. ”Глаза у ней - -словно солнца луч. Ее волосы – как пшеницы сноп. Зорька утренняя – улыбка. Голосок ее ручейком звенит. ”

Напал на земли Русские Дый Громовержец, обернувшись Змеем. “Как дохнет огнем он на степи – так пылают травы-муравы. На леса дохнет – и горят леса. А дохнет на реки с озерами – высыхают реки с озерами. ” И ушла вода со Сырой Земли, и пожухли травы-муравушки, и листва опала с деревьев. Нет воды для зверя, нет воды для птицы. Гибнет зверь лесной, стонет род людской».

Алатырские камень предрек, что отворить источники вод сможет внученька Святогора златовласая Агидель. С помощью мудрецов, волшебной сурьи, из волшебного лука пустила она золотую стрелу и открыла в камне криницу со священной Белой водой. И теперь все из века в век Агидель прекрасную славят, вспоминают Ильма Сварожича и Алинушку Святогоровну!

Златогорка

Дажьбог Перунович гордился своей мощью, он полагал, что никто не может быть сильнее его, и был весьма удивлен, когда убедился в обратном.

Как-то летел он ясным соколом в поднебесье, и увидел, что в чистом поле едет поленица-наездница. «А сама-то спит крепко-накрепко. Золотой шлем в облака упирается, а златые косы –огнем разливаются».

Слетел на землю Тарх Дажьбог, обернулся витязем. И недолго думая, ударил палицей Златогорку. Но та даже не заметила этого. Удивился Дажьбог подъехал еще раз, вновь ударил, потом третий изо всех сил. Тут она проснулась, подняла Дажбога вместе с конем и положила в ларчик и засунула в карман. Вот и все сражение. А когда вспомнила о Дажьбоге, вынула из ларца, потребовала:

- Ты возьми-ка меня в замужество. Будешь жить тогда ты по-прежнему. Коль откажешься- знать тебе не жить. На ладонь положу, другой прихлопну.

Делать нечего, согласился Дажьбог принять золотой венец.

Женщины-удаган

Говоря о женщинах воительницах, мы вспоминаем знаменитый якутский эпос олонхо. В мифическое время удаганки в количественном отношении превалировали над ойунами, и волшебная сила и магия женщины с бубном были сильнее мужчин, и в переносном, и в прямом смысле — они жили и властвовали в верхнем мире, а ойуны туда только летали. Поэтому именно небесные удаганки чаще всего были покровительницами главных эпических героев. Более того, отважные и всесильные эти герои-богатыри, очень часто в критические минуты сражений и испытаний вопрос их жизни и смерти находился в руках у далеких, но спешащих по первому зову на помощь "сестер", "матерей" или "бабушек". Так, например, в олонхо «Нюургун боотур Стремительный» в поединке главного защитника среднего мира Нюургуна Боотура с подземным демоном-аб (адьараем) Эсэх Харбыыром активными участницами становятся женщины-удаган Эксекю и Айыы Ум-сур. Но едва начинает победно злорадствовать демон, как Нюургун Боотур "горячую посылает мольбу к старшей сестре своей, прославленной удаганки небес, прекрасной Айыы Ум-сур". И в тот же миг:

«В разрыве туч,

С высоты небес Брызнул ослепительный свет;

Словно падающая звезда,

Рассыпая искристый след,

Рассекая воздух острым крылом,

Опустился небесный орел

С серебряным

Восьмиветвистым хвостом

Белые звенящие перья орла

Блестели, как боевые мечи.

Не серебряный небесный орел,

А звенящая серебром

Колдовских подвесок своих.

Сверкающая драгоценным шитьем,

В одежде с шелковой бахромой,

С мерцающим на груди

Золотым эмэгэтом своим,

Солнцем железным блестя,

Бубенчиками звеня,

Заклинательница восьми небес,

Врачевательница девяти небес,

Удаганка Айыы Умсур,

Голосом звенящим своим

Запела заветную песнь,

Заклятье говорить начала. “

Произнеся свое заклинание, Айыы Умсур бросила богатырю прямо в рот "будто утки-гоголя яйцо, желтый небесный сок, сгусток силы, солнечную благодать". И тут же десятикратно возросла сила Нюургун Боотура, "увеличился ростом он, расширился грозно в плечах". Скорее всего, поединок мог бы закончиться плачевно для защитника рода человеческого: демон поднял его в воздух и бросил в пылающее море. Но именно в этот миг Айыы Умсур подставила свой бубен и поймала в него Нюургун Боотура. !

Женщины- колдуньи

Марена - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели. Марана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Время, от времени навещая людей, она сделает свое черное дело. В противоположность Живе и Яриле, Марена воплощает собой торжество Мари - «Мертвой Воды» (Воли к Смерти), то есть Силы, противоположной Животворящей Солнечной Яри. Но Смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, а - лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено Родом Вседержителем, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна.

Дажьбог сын Перуна, гуляя по Ирийскому саду ,набрел на терем Мары Свароговны. Но не пустили Дажьбога на порог. Гости знатные были у Марены Усыня с Дубынею, да Кащей Виевич. Пригласила Марена Дажьбога за стол, а затем и просила остаться на ночь. Отказался Дажьбог, поскорее домой убрался. Но взяла Марена его следочки, да приворожила к себе.

На следующее утро Дажьбог вновь пошел к Марене. Но у той снова гости, дверь не открывают. Тогда Дажьбог пустил стрелу, которая оконце выбила. Разгневалась Марена, обернула богатыря в оленя-золотые рога, отправила на дальние поля пастись.

«Не стучит, не гремит копытами,

А каленой стрелою летит Олень!

У Оленя копыта серебряные,

У Оленя рога – красна золота!»

Увидела этого оленя в поле матушка Дажьбога Рось, просила Перуна пригрозить Марене, чтоб вернула сыну облик человека. Испугалась Марена, обернулась сорокой, полетела в чистое поле. Села там на золотой рог Тарха Дажьбога и стала уговаривать жениться на ней. Согласила Тарх Дажьбог. Вернула Марена его в облик человеческий, сыграли веселую свадьбу.

Шаманка

Такая заметная, общественно значимая и могущественная личность как шаманка, естественно, не могла не отразиться в легендах и мифах северных народов. Сюжеты подобных повествований различны, но, как и полагается по канонам мифического жанра, они гиперболизированы и насыщены подчас совершенно фантастическими деталями и обстоятельствами, хотя нередко за всем этим где-то в глубине стоят вполне конкретные личности и их деяния.

Рассказывают, что лет восемьдесят том назад сослана была в прежний город Жиганск татарка Аграфена, ведьма. Сказывала она, что было их ведьм семь сестер и всех разослали в одно время. Жиганское начальство не решилось держать дьявола в городе и поселило ее за 90 верст от Жиганска вверх по Лене на о. Остолбо (Столб); да и остров-то небольшой, всего 50 или 100 сажен в длину, зато очень крутой. На этом острове и стала

5 колдовать Аграфена, и навела такой страх на всю окрестность, что даже и теперь боятся этой колдуньи, хотя она давным-давно померла. И до сих пор, если вселится она в шамана, шаманку или сумасшедшего, дают ей большую медвежатину с белым ошейником на постель (Аграфена невидимо садится на нее), лучшую красную лисицу вместо плетки, табака на трубку, ладана и пр. Даже по настоящее время некоторые приезжающие из Якутска для благополучного проезда по Лене приносят Аграфене жертвы, делают маленькие берестяные лодочки, кладут в них бусы, бисер, пищу и спускают на реку; они уверены, что эти жертвы всегда доплывают до ее острова, хотя бы было и против течения. Русский купец Ш, плававший по Лене, постоянно посылал дань Аграфене, но однажды в припадке храбрости отказался, и что же? — Аграфена-де подняла на реке такую бурю, что он едва спасся смирением и двойным подарком. " В конце своих записок сам же Худяков приводит другую версию, уже "по рассказам якутов". Согласно ей, Аграфена-Чуонах и Настасья-Манчикай были дочерьми Киктэй-шамана из Эгинцев, что в окрестностях Верхоянска. Когда девушки подросли, к их отцу не раз приходили тунгусы и буквально требовали выдать за них дочерей. В конце, концов, они убили Киктэя, при этом "его голова пошла, ступая вместо ног двумя длинными прядями волос, и перебежала через озеро Аяна". Девушки смирились с долей и вышли замуж за двух "самых лучших" тунгусов. Но смерть отца им не простили.

Такими предстали перед нами женщины-героини мифов русского и якутского народа.

Наша цель - понять, что объединяет женские образы в мифологии русского и якутского народа. Для примера мы взяли образы Аси Звездинки, Лели, Сохой, оберегающие родной очаг, жертвующие своим благополучием для спасения любимого.

Агидель, Златогорка, Айыы Амур , помогающие богатырям преодолеть зло, защитить мир людей от черных сил. Колдунья Марена и шаманка Агафья обладают колдовством и магией, которые применяются во благо и зло. При сравнении мифов о подвигах и жизни этих героинь заметили ярко выраженные сходства:

- все героини-божества наделены чертами характера и поведения человека;

- они прекрасны внешне;

- борются за свое личное счастье, или счастливую жизнь людей;

- помогают богатырям или сами совершают подвиги;

Возникновение таких героинь – думы и чаяния русского и якутского народов. Не смотря на их схожесть, каждая героиня особенна по-своему, потому что она живет и действует в своих условиях (мир людей, враги, культура народа, окружающий мир). Поскольку это устное творчество, олонхосуны и гусляры из поколения в поколение дополняли их, проникая друг в друга. Долгое время мифы являлись книгами по истории родины, что способствовало знанию истории, традиций и культуры каждого народа. А затем на их основе были написаны былины, сказки.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)