Развлечения  ->  Эротика  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Своеобразие лирического героя в «южных» поэмах А. С. Пушкина

Само понятие «романтизм» Пушкин употребляет в разных значениях. Этим словом он обозначает одновременно и современное ему литературное направление, и ту давнюю литературную традицию, на которую это направление опиралось. Иными словами, романтизм был для поэта понятием вполне конкретным, исторически и хронологически локальным и понятием более общим. Можно сказать, что система взглядов Пушкина на романтизм достаточно сложна и в то же время внутренне едина. Она включает в себя понимание романтизма как широкой типологической общности и как явления исторически конкретного – новейшей литературной школы. Романтизм предстает в ней как реальный факт литературной жизни - объект критического разбора и оценки и как творческая программа, намечающая пути преобразования, дальнейшего развития отечественной словесности.

В художественной эволюции Пушкина принято выделять особый, романтический этап, который сменяется затем этапом реалистическим.

В пушкинской лирике лицейской и послелицейской поры нетрудно обнаружить весь круг настроений. Юный поэт выступает здесь в роли ученика Жуковского и Батюшкова, наследника традиций позднего Державина и Карамзина, осваивает и развивает открытые ими художественные принципы. При всей множественности его литературных уроков наиболее ощутимым и определяющим было влияние Батюшкова. «Влияние Батюшкова обнаруживается в «лицейских» стихотворениях Пушкина не только в фактуре стиха, но и в складе выражения и особенно во взгляде на жизнь и ее наслаждения», - отмечал в свое время еще Белинский. Действительно, в первую очередь под его воздействием в ранней пушкинской лирике возникает и вскоре становится центральным условный образ беспечного ленивца, эпикурейца-мудреца, чуждого стремлению к богатству, почестям, славе. Однако лейтмотив юношеского творчества Пушкина – не поиски утешения в горестях жизни, а безоглядное, радостное упоение свободой и наслаждением. Временами, правда, юношеская лирика Пушкина окрашивается все же в минорные тона; настроения уныния и грусти, выражающие» угрюмые страдания» любви, становятся в ней порой преобладающими.

Тем не менее, ранняя пушкинская лирика далека еще от романтизма. Юный поэт не склонен рассматривать собственные горести, неудачи сердца как симптом несовершенства мира или выражение бессилия человека перед враждебной ему судьбой.

В целом ранняя лирика Пушкина на фоне традиционной элегической поэзии выглядит несколько необычно: ее отличает большое жизнелюбие, безусловное приятие непреложных законов бытия. Постепенно в лирике Пушкина выкристаллизовываются черты, типичные для романтического мироощущения: нетерпеливое, страстное стремление к идеалу свободы, представление об изменчивости, интерес к противоречиям душевной жизни.

Однако главные достижения Пушкина-романтика были еще впереди. На новом этапе творчества, который начался в 1820 году – с момента высылки на юг, - он далеко обгоняет писателей-современников и становится признанным вождем романтического движения. Именно в первой половине 1820-х годов и создает Пушкин яркие образцы романтической лирики, а также цикл романтических «южных» поэм. Теперь поэт предстает иным, совсем не похожим на того беспечного мудреца и ленивца. Теперь это человек охлажденный и разочарованный, переживший тайные душевные бури, глубоко неудовлетворенный прошлым. Все, что воспевал он раньше, поставлено теперь под сомнение. Развенчан культ дружбы, легкого наслаждения. Пушкинская лирика явственно окрашивается в байроновские тона. Вырисовывается трудная, горестная судьба поэта – жертвы неразделенной или трагической любви, клеветы, гонений, коварства, дружеских измен. Сам он все чаще предстает человеком охлажденным, опустошенным, надломленным судьбой.

Причиной обращения Пушкина к романтизму было ощущение себя поэтом-изгнанником, к тому же он впервые оказался на юге, увидел экзотическую природу (именно романтика природы во многом и дала первые толчки романтическому творчеству Пушкина), которая не могла оставить его равнодушным; этому способствовало и увлечение Поэта Байроном. Ведь не случайно появляются стихи, посвященные Байрону, недаром возникают байронические образы.

Его романтический герой – изгнанник, обладающий характером бунтаря, способный к бурным страстям; непримиримая, протестующая натура; но в то же время это очень чувствительный и ранимый человек. Это образ героя-индивидуалиста, разочарованного, одинокого, рвущегося к свободе.

В романтических стихотворениях Пушкина запечатлены противоречивость, конфликтность сознания современного человека, напряженность и драматизм его переживаний. Но романтические переживания, стихия выразилась не только через стихи, но и через поэмы.

Герой «южных» поэм

Вслед за Байроном Пушкин избирает героями своих произведений людей необыкновенных. В них действуют личности гордые и сильные. Поэт-романтик не сообщает читателю о прошлом героя, об условиях и обстоятельствах его жизни, не показывает, как развивался его характер. Лишь в самых общих чертах, намеренно туманно и неясно говорит он о причинах его разочарования и вражды с обществом. При всей его исключительности ему в общем не свойственны такие черты байроновских персонажей, как гордый титанизм, полное превосходство над окружающими и гипнотическая власть над ними, трагическая отверженность, трагическая отверженность и роковая отъединенность от других людей.

Южные поэмы относятся к периоду раннего творчества писателя. Романтический период в творчестве Пушкина был коротким, поэтому произведений, относящихся к этому направлению литературы, у него не много.

1820 – 1824 года ознаменованы в духовной биографии и художественном развитии Пушкина важными переменами, созданием нового жанра романтической поэмы: Были написаны «Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы».

Поэмы Пушкина разнообразны по тематике и жанровым проявлениям, но в них отразились основные закономерности художественных поисков и открытий, смена методов, проблематика, волновавшая поэта.

Общее название соотносит «южные» поэмы с «восточными» поэмами Байрона, проблематика и художественный строй которых оказали влияние на романтические произведения Пушкина. Для «южных» поэм характерна вечная романтическая проблема: свобода – состояние общества и свобода – самопроявление личности.

В «южных» поэмах проявляются структурные черты байронической поэмы: фрагментарность развития действия, немотивированность поступков персонажей, «вершинность» композиции, при которой опускаются событийные связки. Экзотичность обстановки черкесского аула, ханского дворца, цыганского табора тоже черты романтической поэмы.

Как в романтических произведениях, в поэмах много общего. Одна из характерных черт романтических героев - их "безымянность". Кавказскому пленнику автор не даёт ни портрета, ни имени, образ Алеко опять размыт, известно лишь его имя. И это удивительно - все романтические герои похожи друг на друга. Они молоды, красивы. и несчастны. Сюжеты произведений тоже классически романтические.

Сюжет «Кавказского пленника» заключается в том, что русский пленник попадает в плен к черкесам, в него влюбляется черкешенка. Герой всей душой рвётся на родину, черкешенка помогает ему бежать, жертвуя собой.

Отдельное издание «Кавказского пленника» было выпущено в 1822 году, причем в книге помещен гравированный портрет автора, работы Е. Гейтмана, со следующим уведомлением: "Издатели присовокупляют портрет автора, в молодости с него рисованный. Они думают, что приятно сохранить юные черты поэта, которого первые произведения ознаменованы даром необыкновенным". Работа над поэмой (первоначально озаглавленной «Кавказ») была начата в августе 1820 года, отражая непосредственные кавказские впечатления Пушкина. Согласно свидетельству Жуковского, в основе сюжета - рассказ, услышанный Пушкиным в детстве от дальнего родственника Ф. Н. Немцова, "человека, страстно любившего выдумывать про себя необыкновенные анекдоты и умевшего передавать их с правдоподобием и увлекательностью. Он однажды рас сказывал при Пушкине, будто, живя на Кавказе, попался в плен к горцам и был освобожден черкешенкой, которая в него влюбилась". Эпилог в рукописи датирован 15-м мая 1821 года. В конце апреля 1822-го Пушкин посылает из Кишинёва рукопись поэмы Н. Н. Гнедичу; письму предпослан латинский эпиграф, из Овидия, в русском переводе звучащий так: "Младая книжка моя, без меня (и не завидую) ты отправляешься в столицу, куда - увы! - твоему господину закрыта дорога". Поэма посвящена Н. Н Раевскому, сыну героя Отечественной войны, с семейством которого Пушкин посетил Кавказ и Крым.

В поэме «Кавказский пленник» (1820) вольнолюбивые мотивы сочетаются с элегическими мотивами лирики 1815-1816 гг.

Здесь отражено разочарование, которое поэт испытал в связи с высылкой его из Петербурга, когда он столкнулся с фактом «измены дружбы», когда увидел, что слава некоторых фрондеров, «рыцарей свободы», расходятся с их поведением.

Но с лирикой петербургского периода связано в поэме и прославление идеала свободы.

В своеобразной поэме впервые был выведен не сказочный, как в «Руслане» и не исторический , а современный герой.

Пушкин отметил, что «характер пленника неудачен». В письме Н. И. Гнедичу он разъясняет причины неудачи; их две: первая - отсутствие мотивировок, объясняющих характер, и вторая – слишком явная проекция самого автора в образе Пленника.

В этом произведении отмечены объективные причины его разочарованности («гоним судьбою», «обнял грозное страдание»)

Пушкин намеренно стремиться создать образ «недосказанный», во многом эскизный. Откинутой оказалась детализированная картина пленения героя, изъятый отрывок о его чувствах.

Сама загадочность биографии Пленника, волнующая судьба черкешенки – все придавало поэме особую прелесть.

В «Кавказском пленнике» темы любви и свободы тесно переплетаются. В Пленнике мы ощущаем его противоречивость: в любви, в понимании свободы. Свой идеал свободы он не определил. В любви - тоже: любит то одну, то другую. В этой поэме мы можем сравнить двух совершенно разных влюблённых людей: Черкешенку и Пленника. Черкешенка во имя любви может спасти и спасает другого человека, Пленника, а он - нет.

Сравниваются две цивилизации: Черкешенки и Пленника. Пушкин показывает, что цивилизация меняет человека не в лучшую сторону. Пленник показан молодым человеком с "дряхлостью" души (Белинский). Находясь в постоянных размышлениях о свободе, о смысле жизни, он забывает настоящие чувства или не хочет вновь их испытать.

Немаловажную роль играет и природа, которая как бы следит за поступками героев и переживает вместе с ними. Описания природы свойственны всем поэмам. В «Кавказском пленнике» природа в некоторых ситуациях поддерживает и предупреждает героев.

Согретый солнечным лучом,

Несчастный тихо приподнялся.

. И бури немощному вою

С какой-то радостью внимал.

Наверное, в душе героя была сама эта буря; поэтому она была для него "немощною".

Пленник – путешественник, разочарованный жизнью русский европеец, отправившийся с запада на восток, из «цивилизованного пространства» - в область диких естественных нравов. Но именно здесь он попадает в неволю. Он оказывается в парадоксальном положении раба, восхищенно наблюдающего за свободной жизнью горцев, своих поработителей.

В него влюбляется юная и гордая черкешенка; сердце европейца охлаждено, однако он как бы принимает ее любовь, сохраняя при этом верность своей единственной возлюбленной – свободе. Черкешенка предлагает ему поменять одну неволю на другую – забыть «свободу, родину» и навсегда соединиться с ней семейными узами.

Черкешенка – молчаливая, задумчивая, прекрасная горянка, которая дарит свою первую (и последнюю) любовь герою поэмы, русскому Пленнику. Черкешенка помогает ему бежать, а сама тонет в бурных водах горной реки. Она во всем противоположна Пленнику. Он – не может любить, ибо сердце его навсегда остыло; она – любит без памяти; внутренний холод Пленника оборачивается выжженным пространством вокруг него – жар ее любви несет с собою утоляющею, спасительную прохладу. Он ищет, где укрыться от палящего солнца, - она появляется в сумерках, ночью, облитая лунным светом. Трагедия Черкешенки – лишь частный случай глобальной встречи двух миров. Ей суждено погибнуть, но за миг до гибели она ощущает сердцем великую силу Свободы.

Охотно признавая недостатки «Кавказского пленника» как поэмы романтической, поэт вместе с тем неизменно подчеркивал жизненную достоверность многих ее мест. Он отмечал естественность душевных движений своего героя, верность «местных красок» в кавказских пейзажах, почти научную точность описаний «нравов черкесских». Соглашаясь, что «благоразумие» Пленника мало подходит для героя романтического произведения, Пушкин тут же разъясняет «типизирующую» установку своей поэмы: «Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи 19-ого века ».

Пленник бежит от привычного ему светского общества. Пленник предстает как жертва клеветы, двоедушия, лицемерия, коварства, господствующих в светском обществе. Разочарование героя мотивировано в поэме двояко. Пленник страдает не только оттого, что он в разладе с обществом, но и оттого, что он в разладе с самим собой. Душа Пленника во власти страстей. Это и отвращение к свету, и неразделенная любовь, и – главное пламенная жажда свободы. Он бесчувствен и холоден, душа его опустошена. Сквозь разочарование и байронизм явственно проступают черты унылого элегического любовника – страдальца, который «вздыхает и льет слезы по своей недоступной и холодной красавице».

Жизнь в неволе становится для Пленника истоком нравственного возрождения, началом освобождения из-под власти страстей. Его привлекает величественная красота Кавказских гор, и страшная игра природных стихий, и вольные нравы горских племен, его трогает самоотверженная и чистая любовь «девы гор». А вспыхнувшее чувство к своей спасительнице пробуждает «окаменевшего» героя к новой жизни.

По наблюдению А. Л. Слонимского, в это момент происходит «внезапное просветление»: «Пленник постигает вдруг истинную ценность жизни. Уходит куда-то вся его разочарованность, сердце его воскресает для радости Обнаруживается та жажда жизни, которая таилась под разочарованной внешностью пленника».

Человек культуры, он ищет нравственные ценности за ее пределами. Отворачиваясь от светского общества, он идет в мир природы, простоты, естественности, лишь в них видя возможность нравственного возрождения.

А живое и трепетное чувство героини превращается в опустошительную романтическую страсть. Вообще, в финальной сцене Черкешенка и Пленник точно меняются местами: он «летит» в ней «воскресшим сердцем», она же остается охлажденной и разочарованной. В душу героини входит новое, ранее неведомое ей начало – результат соприкосновения с человеком иного, культурного мира. Именно безнадежное разочарование становится главной причиной ее гибели. Под влиянием этого нового для нее чувства совершает она свой отчаянно смелый поступок - освобождает из неволи Пленника, после чего возвращение в родной аул для нее уже невозможно.

Здесь действуют два героя – русский, «европеец», и черкешенка, «дева гор». Оба героя ищут счастья, полноты жизненных ощущений. Пленник ищет свободы, думая, что она заменит ему «сладострастье» «жизни молодой». Черкешенка, напротив, жаждет любви.

Для романтической поэмы характерны лирический тон повествования, монологичность; отступление от хронологического изображения событий. Пушкин отказался от подробной характеристики героев, от романтических ужасов и внешних эффектов. Душевное состояние героя, как правило, передается через поступки, жесты, позу, мимику. У Пушкина герой не остается неизменным, он нравственно растет. Пушкин избегает подробных описаний психологического состояния персонажей. Драма у героев естественна и правдива.

Любовная же история, основанная на соперничестве двух любовниц атамана, впоследствии легла в основу другой поэмы - «Бахчисарайский фонтан». В поэме «Бахчисарайский фонтан» польская княжна попадает в гарем крымского хана, который влюбляется в неё. Мария грустит по родине и умирает: то ли от тоски, то ли от руки ревнивицы Заремы.

Замысел «Бахчисарайского фонтана» вырос из другого - поэмы «Таврида», над которой Пушкин начал работать в 1821 году и которая была наполнена мыслями о смерти и бессмертии и "любовным бредом" (основная её идея - любовь побеждает смерть). В том замысле первоначально отдельным эпизодом была намечена история польской княжны, умершей в гареме крымского хана (основанная на недостоверной легенде о княжне Марии Потоцкой, которой были посвящены мавзолей и фонтан в Бахчисарае). Данному эпизоду было суждено развиться в самостоятельную поэму, после того как в него был введён образ страстной грузинки Заремы. ". Мысль поэмы, -замечал В. Г. Белинский, - перерождение (если не просветление) дикой души через высокое чувство любви. Мысль великая и глубокая! Но молодой поэт не справился с нею, и характер поэмы в самых патетических местах является мелодраматическим". Это не повредило читательскому успеху поэмы, причем в журнальных откликах на первое издание ее особо отмечался необычайно высокий гонорар, полученный автором за поэму, - по пяти рублей за стих (между прочим, именно финансовый успех «Бахчисарайского фонтана» позволил Пушкину осознать свое значение как профессионального писателя - стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом»).

В поисках свободы находятся и герои этой поэмы. Мария страдает вдали от родины в гареме хана. Зарема и Гирей оказываются несвободными от своей страсти. Для них свойственно двоемирие: героини вспоминают о своей прошлой жизни. Гирей оказывается в несвойственном ему мире и несвободен от любви.

В «Бахчисарайском фонтане» опять причиною всему является любовь. Именно любовь заставляет Гирея смягчить для Марии "гарема строгие законы". По мнению Белинского, с помощью любви происходит перерождение дикой, суровой души Гирея. Он оказывается в несвойственном ему мире (идея двоемирия). Гирей помнит Марию всю свою жизнь.

Он часто в сечах роковых Подъемлет саблю, и с размаха Недвижим остаётся вдруг.

. И что-то шепчет, и порой Горючи слезы льёт рекой.

«Легенда о Бахчисарае», рассказанная поэту Софьей Киселевой связывала «фонтан слез» с польской пленницей. Обе пленницы – грузинка и полячка – символизируют два предела русской власти и идентичности.

Поэма открывается описанием оцепенелого тирана в окружении царедворцев, привыкших повиноваться малейшему движению его глаз, мысли, воли. Пушкинский гарем – тюрьма, ревностно охраняемая евнухом, где жизнь постепенно превращается в неодушевленную материю.

Комната, в которой содержится пленная полячка Мария, - оазис духовности, оказывающий сильнейшее, негативное воздействие на весь гарем. Здесь нарушаются законы гарема: день и ночь горит свет, но никакого наблюдения; единственная икона заменяет предметы роскоши.

Зарема должна умереть по двум причинам: она символизирует Восток; ее крик «Он мой!» выявляет угрозу, исходящую от неконтролируемой женской страсти.

Обе они пленницы, обе восстают против своей участи, обе умирают.

Поэма начинается изображением мужчины-завоевателя и женщины пленницы, и показывает, как они меняются ролями; пленница лишает своего завоевателя «мужественности», потому что она носительница западных ценностей.

Зарема признает, что позабыла веру своей матери, свое детство и обстоятельства своего похищения. У нее не осталось ни воспоминаний, не ценностей прошлого.

Мария уходит в себя, в ее комнате только и есть, что образ Девы Марии перед которым горит лампадка. Имя Марии почти стерлось, но продолжает питать легенду, искусство, культуру; а страсть Заремы, растворившаяся в природе, не оставила следа.

«Фонтан слез» - превосходный опосредованный символ истории женщины, созидающий из первоначального хаоса и вечно падающий воды культурную форму.

Удивляет властелин Крыма – задумчивый и печальный, погруженный в свои думы. Гирей бежит от всех, стремиться к уединению, не раскрывает, что его волнует и тревожит. Грозный правитель – обыкновенный человек, который тоже умеет страдать.

Описание гарема очень живописно, но поэт постепенно подчеркивает, что это своеобразная тюрьма для ханских жен, где они живут, как райские птицы в клетке.

Это трепетный рассказ о любви.

Зарема в поэме – «роза», «звезда любви», «звезда гарема». Пушкин любит Зарему, он восхищен ее красотой, пишет о ней взволнованно, прерывисто. Она не счастлива, потому что Гирей разлюбил ее. Это настоящая романтическая героиня: страстная, нежная, живущая порывами сердца. Она задыхается без любви, горда, это истинная женщина.

Хан предпочел Зареме польскую княжну Марию. С каким-то «тайным страданием» рассказывает поэт о судьбе Марии, вырванной злой судьбой из родового замка, потерявшей отца, родную землю, ставшей пленницей Гирея.

Мир без любви Гирея для Заремы невозможен, а Мария вообще «любви еще не знала». Для нее Бог - последняя надежда.

Гирей изменился, стал совсем другим. Он способен плакать, сострадать. Его изменила любовь, великое и прекрасное чувство. Он хранит «память сердца», воздвигнув мраморный фонтан, который напоминает об умершей Марии.

Гирей – один из трех центральных персонажей поэмы, хан, владелец гарема; имя условно – Гиреями звали практически всех крымских ханов. Он славный воин и обладатель роскошного гарема. Гирей оказывается своим собственным антагонистом. Полюбив плененную им польку-христианку Марию, он шаг за шагом отступает от своих восточных привычек; его уже не услаждает страстная любовь грузинки Заремы; он позволяет польке уединиться и считаться с ее чувствами. Смиренная, лишенная всякой страстности красота европейки производит в душе Гирея переворот. Потеряв Марию и казнив Зарему, он не в силах более наслаждаться не гаремом, ни даже войной. Слезная задумчивость – отличительная черта многих пушкинских героев, настигает Гирея подчас даже во время сечи.

Зарема – наложница и пленница хана Гирея; добровольно и страстно дыша счастьем, любит его. Она не в силах смириться с новым выбором любовника и властелина – с его привязанностью к новой пленнице.

Мария – центральный персонаж поэмы. Образ Марии Пушкин возводит к полулегендарной княжне Марии Потоцкой, которую, по преданию, пленил и поместил в свой гарем в 18 веке Кезим-Гирей-хан. Его юная полька воспитана седым и нежным отцом, которого убил Гирей, и не хочет признавать ни каких иных отношений между мужчиной и женщиной, кроме отеческих. В ней все готово к смерти. Сама того не желая, Мария оттесняет от Гирея другую наложницу; та, явившись ночью в «келью» Марии, полуисповедуется – полугрозит «сопернице», сохраняющей смущенное молчание. Но красота Марии настолько неземного свойства, черты ее настолько идеальны, что автор отказывается договаривать все до конца. Он лишь намекает на то, что страшная угроза приведена в исполнение.

Среди пленных и рабов свободен один лишь Гирей. На фоне всеобщего рабства – внутреннего и внешнего – разительным контрастом предстает духовная свобода и нравственная стойкость другой героини поэмы – «Марии нежной». Свобода эта обусловлена прежде всего ее душевной чистотой и неопытностью. Мария – человек другой религии, другой культуры; она европеянка и христианка, чья душа очищена и просветлена воспитанием и верой. Любовь к европеянке – человеку иного мира, иной культуры – пробуждает в душе дикого восточного деспота высокие человеческие чувства. По определению

Пейзажные зарисовки в поэме подчеркивают дисгармонию жизни героев, томящихся в неволе.

Поэма таит в себе что-то недосказанное.

Сложность становления пушкинского художественного мышления в этот период, совмещение противоборствующих тенденций проявилась в поэме «Цыганы». «Цыганы» - произведение переломного характера.

Поэма «Цыганы» была написана во время кишиневской ссылки поэта. По свидетельству современников, Пушкин провел несколько дней в цыганском таборе, где встретился с цыганкой Земфирой. Вышла отдельным изданием, без имени автора, с пометой на титульном листе: "Писано в 1824 году". Полицию заинтересовала виньетка, помещенная в издании (меч, цепи, свиток, змея). "Потрудитесь внимательно посмотреть на нее, дорогой генерал, - писал шеф жандармов А. Х. Бенкендорф в Москву, - и вы легко убедитесь, что было бы важно узнать наверное, кому принадлежит ее выбор, автору или типографу, потому что трудно предположить, что она взята случайно". Вместе со второй главой «Евгения Онегина» книга была послана с А. Г. Муравьевой в Сибирь друзьям-декабристам.

В «Цыганах» молодой Алеко приходит в цыганский табор, чтобы обрести свободу, столь желанную для него, там он находит свою любовь. Но со временем любовь Земфиры проходит, и она уже любит другого. Алеко не признаёт свободного выбора других людей и убивает любовников.

В начале поэмы автор показывает нам тихую мирную жизнь цыган при помощи природы.

Спокойно всё, луна сияет Одна с небесной вышины И тихий табор озаряет.

Большое значение имела для писателя тема свободы. Это отразилось в его поэмах. Русский пленник у черкесов; теперь для него самое страшное - это потеря свободы.

И слышит: загремели вдруг Его закованные ноги. Всё, всё сказал ужасный звук; Затмилась перед ним природа. Прости, священная свобода! Он раб.

Но наконец освободившись от физического плена, русский попадает в другой, более мучительный плен - плен души. Он пытается найти свободу, пытается убежать от своей прошлой жизни. И теперь, когда счастье казалось таким близким, ему снова приходится бежать. Но куда? Обратно, в тот мир, где он "обнял грозное страданье".

"Призрак свободы" так и остался призраком. Он вечно будет преследовать романтического героя. Но существует ли свобода вообще? Наверное, для каждого человека существует её особый идеал. Причины несвободы героя в его душе, в этом его противоречивость.

Теме внутренней несвободы человека посвящена в большей степени именно эта поэма. Алеко приходит в табор, чтобы познать истинную свободу, наслаждение. Ради нее он бросил все, что раньше его окружало. Стал ли он счастлив и свободен'' Казалось бы, Алеко любит, но с этим чувством к нему приходят лишь несчастье и презрение Алеко, который так жаждал свободы, не смог признать ее в другом человеке. В этой поэме проявилась еще одна из чрезвычайно характерных черт мировоззрения романтического героя - эгоизм и совершеннейшая несовместимость с окружающим миром. Алеко был одинок в том мире, откуда он бежал, но в другом, столь желанном, он снова оказался один. Личность Алеко, с безмерностью своих притязаний, получает колоссальной силы отпор. При этом Пушкин ни на минуту не поступается ни поэзией порыва, ни идеалом свободы, ни идеей ухода. Наоборот, может быть, ни когда еще они не звучали так сильно у Пушкина. Поэт - и это неоднократно отмечалось - передал Алеко так много своего, личного, кровного, начиная от имени.

Герою поэмы, Алеко, горожанину, бежавшему от "неволи душных городов" и в поисках свободы приставшему к цыганскому табору, мудрый цыган объясняет, что "не всегда мила свобода Тому, кто к неге приучен", что свобода нелегкая вещь, - и в подтверждение рассказывает о горькой участи великого Овидия, высланного из Рима в эти свободные, но скудные и дикие края. Выслушав рассказ, Алеко горестно восклицает, как бы обращаясь к тени прославленного поэта:

Так вот судьба твоих сынок, О Рим, о громкая держава! Певец любви, певец богов, Скажи мне, что такое слава?.

Вопрос, конечно, справедливый (старик цыган даже не помнит имени Овидия), но куда более важно другое: старик хотел рассказать о том, что такое свобода, но Алеко не услышал этого. Только и говорящий о свободе, только её, по его словам, и жаждущий, Алеко, выслушав рассказ, думает не о свободе, а о славе. И тем высказывает своё - быть может, неосознанное - истинное стремление: не свободолюбие, а себялюбие, - это подтверждается потом убийством Земфиры. Нехитрая история становится зеркалом души героя: реакция его на рассказ, выраженная в слове, отзывается затем в поступке.

Алеко же попадает в желанный для него мир. Но счастлив ли он? Казалось бы, Алеко любит. Но это чувство приносит ему только страдания. Ведь он - эгоист и потому не может быть счастлив ни в любви, ни в свободе.

Через все эти произведения можно пронаблюдать линию постепенного перехода Пушкина от романтизма к реализму. «Цыганы» - завершающий этап отторжения Пушкина от романтизма. Он делает вывод: ". счастья нет и между вами, // При роды бедные сыны!"

В плане философском эта поэма ознаменовала разрыв с русской идеализацией «естественного состояния « человека, не испорченного цивилизацией.

В плане эволюции образа героя в творчестве Пушкина «Цыганы» - новое звено в той внутренней логике развития темы современного героя, которая была начата «Кавказским Пленником»

Алеко – также разочарованный герой, но характер иной, сильный.

Его протест против окружающего света выражен ярче, темпераментнее, гнев слышится и в его обличительных речах о среде, с которой он порвал.

Поэтизация Алеко как сильной личности, противостоящей «свету», вызвала восторженную оценку декабристами.

Но Алеко – бунтарь, скиталец – трагический герой: он, убежавший от ненавистной ему среды, не мог преодолеть её порочные черты, так и не мог отрешиться от воспоминаний, связанных с жизнью, которую он презирает.

Трагичен финал героя – именно из-за своей внутренней психологической связи с правами ненавистной среды он пошел на преступление и остался одиноким.

Судьба Алеко подобна судьбе раненного одинокого журавля, оторвавшегося от своей «странницы».

Алеко – преследуемый «законом» беглец от цивилизации с ее «несвободой». Алеко хочет стать частью «дикого», естественного мира. Когда цыганка Земфира находит его среди пустынной степи, он следует за нею в табор, чтобы стать цыганом. Он странствовал с ней два года. Застав Земфиру с другим Алеко убивает обоих, то есть вершит суд, возможный лишь там, где есть закон. Он остается совершенно один, но он не может вернуться и в «русское», европейское пространство.

Земфира – молодая придунайская, цыганка, полюбившая русского полудобровольного изгнанника Алеко и приведшая его в табор. В начале поэмы – вольная, страстная, беспечная, - такая и в конце. Земфира призвана олицетворять неизменное беззаконие, изменчивую беспечность «дикой свободы». Ее сюжетное предназначение состоит в том, чтобы спровоцировать Алеко на вынесение «приговора» и ценой своей гибели обнаружить невозможность последовательного отказа от «цивилизации»; немыслимость для европейца обрести счастье в естественном мире.

Алеко, представитель «городской» цивилизации, бежал из «неволи душных городов», презираемых им людей. В таборе, как ему кажется, он обретает независимость от чего бы то ни было, свободу и любовь. Но, увы, любовь его носит мрачный характер. Алеко подозрителен и мнителен. Не найдя Земфиры, он в ужасе бродит по ночному табору, а затем «за курганом» находит свою Земфиру с ее новым другом. Алеко мстит влюбленным, месть его кровавая.

Алеко – эгоист, «байронический» герой, который «для себя лишь хочет воли». Вся жизнь его подчинена отстаиванию «своих прав». Всякий, кто посягнет на них, - его враг, который, должен быть наказан. Алеко – судья и палач одновременно. Мщение – «сокрытый двигатель его». Причем мщение доставляет ему высшее наслаждение. Алеко категорически протестует и гордо провозглашает свое убеждение:

«Я не таков. Нет, я не споря/от прав моих не откажусь!/ Или хоть мщением наслажусь. »

Ничто не может остановить Алеко. Он готов даже спящего, то есть беззащитного, врага убрать со своего пути. Отец Земфиру преподает Алеко урок гуманности, урок доброты. Но, у вы, Алеко – собственник не умеет ценить свободу других людей, уважать их чувства. Алеко не внял голосу разума и стал убийцей. Алеко совершил сое черное дело и как бы отошел, «умыв руки» («Алеко издали смотрел на все»). Алеко – эгоист мелок и ничтожен. Его образ меркнет, тускнеет. Алеко «страшен лицом», а лица убитых молоды и прекрасны, хранят упоение страстью. Перед нами морально раздавленный, жалкий человек, потерявший себя, хотя в его руках окровавленный нож.

Гуманист Пушкин развенчивает своего Алеко. Впервые в истории романтической поэмы герой потерял ореол исключительности, свое превосходство над окружающими в плане эстетическом.

Алеко, совершивший преступление против народной нравственности и красоты, сурово наказан. Таким образом, в начале поэмы Алеко – бунтарь, вольнолюбец приходит в табор, а в финале поэмы табор уходит от Алеко – убийцы, и он остается по своей вине мучительно и безнадежно одиноким.

В «Цыганах» показано трагическое положение «современного человека», зараженного пороками и недугами того собственнического общества, которое он ненавидит и презирает. Ушедший из своей классовой среды он не способен прижиться и на другой – народной почве. Причем «счастья нет» не только у Алеко, но и у старого цыгана, в душе которого живее т «старая печаль», так как «страсти роковые» не обходят стороной и «бедных сынов природы».

Во многом продолжая и развивая проблематику предшествующих романтических поэм, «Цыганы» в то же время существенно отличны от них. Пушкин вновь обращается здесь к судьбе романтического избранника, но изображает его во многом иначе, чем в «Кавказском пленнике». Впрочем, в обеих поэмах есть и немало общего. Перед нами все та же гордая и мятежная, мрачная и разочарованная душа – по-байроновски враждебная обществу личность, то же романтическое бегнство от цивилизации в мир «детей природы» - на сей раз в цыганский табор. Наконец, та же тема любви «туземки» и «европейца».

Значительно углубляется конфликт героя с обществом. Пленник – изгнанник добровольный и, так сказать, временный; его разочарование не столь всеобъемлюще и сильно: в неволе он предается чувствительным воспоминаниям о прошлом, о прежней любви, а в финале поэмы «воскресает» сердцем. Иное дело – Алеко. Он вступает с окружающим миром в конфликт острый и непримиримый, он порывает с ним всякие связи, не помышляет о возвращении назад, а его приход в цыганский табор – настоящий бунт против общества. В отличие от Пленника, наблюдавшего жизнь горцев со стороны, Алеко готов слиться с цыганами, жить их жизнью , подчиняться их обычаям. Разрыв героя с цивилизационным обществом представлен как полный и окончательный. Отсутствует тема неразделенной любви – дополнительная мотивировка его разочарования.

Тем не менее, Алеко не дано насладиться счастьем и узнать вкус подлинной свободы. В нем по-прежнему живут характерные черты романтического индивидуалиста: гордыня, своеволие, чувство превосходства над другими людьми. Даже мирная жизнь в цыганском таборе не может заставить его забыть о пережитых бурях, о славе и роскоши, о соблазнах европейской цивилизации. Алеко не в силах побороть мятежные страсти, бушующие «в его измученной груди». Казалось бы, полностью слившийся с вольной цыганской общиной, он все-таки остается ей внутренне чуждым. От него требовалось вроде бы совсем немного: чтобы, как истинный цыган, он «гнезда надежного не знал и ни к чему не привыкал». Но Алеко не может «не привыкать»,не может жить без Земфиры и ее любви. Ему кажется естественным даже и от нее требовать постоянства и верности, считать, что она всецело принадлежит ему. Именно эта всепоглощающая страсть, неприятие какого-либо другого взгляда на жизнь и любовь делают Алеко несвободным внутренне. А не будучи свободен см, он неизбежно становится тираном и деспотом по отношению к другим. Он не может преодолеть узкое, ограниченное представление о свободе, свойственное ему как человеку цивилизации. В патриархальную среду приносит он взгляды, нормы и предрассудки «просвещения» - оставленного им мира. Поэтому он считает себя вправе мстить Земфире за ее вольную любовь к Молодому цыгану, жестоко покарать их обоих.

Смелый и неожиданный вывод, к которому приходит Пушкин в «Цыганах», состоит в том, что истинная свобода романтическому герою не по плечу.

Пушкин раскрывает трагизм его стремления к свободе, неизбежно оборачивающейся внутренней несвободой, таящей в себе опасность эгоистического произвола.

Пушкин приходит к выводу, что и мир европейский, и мир патриархальный лишены гармонии: всюду противоречия, которые кончаются для людей трагически.

После создания поэмы поэт стремится ответить на волнующие его вопросы: почему сознание современного человека индивидуалистично? Чем это обусловлено, от чего это зависит? Романтизм не мог помочь в решении этих вопросов.

Заключение

Таким образом, в творчестве Пушкина наметился переход к реализму.

Герои Пушкина-романтика измучены страстью, мечтают о покое и отдохновении. Рядом с байроновскими персонажами они кажутся бездейственными и пассивными. Не в борьбе видят свое назначение Пленник и Алеко, но в поисках смысла жизни возможностей нравственного возрождения и обновления. Иными словами, последовательному и крайнему индивидуализму Байрона противостоит у Пушкина изверившийся в индивидуализме герой, который ищет духовно-нравственные ценности за пределами индивидуалистического сознания.

В отличие от героев «восточных» поэм, персонажи «южных» поэм разочарованы не вполне, не до конца. Соприкосновение с другим миром, культурой, природой, людьми, пережитые потрясения и испытания – все это не проходит для них бесследно, стимулирует их духовно-нравственную эволюцию, изменяет их внутренний облик. И эта открытость миру, многообразию жизни, способность к развитию – принципиально важная и характерная черта пушкинских героев.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)