Спорт  ->  Зимние виды спорта  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Присоединение Алтая к России

Как свидетельствуют архивные данные, первые официальные соприкосновения алтайских племен и русской администрации приходятся на рубежи 16 и 17 веков. Русское подданство в 1609 году принимают телеуты во главе с князем Абаком. В последующие годы в результате нескольких походов царских воевод были покорены племена северо-восточного Алтая: тубалары, чалканцы, кумандинцы, тёлёсы, шорцы и другие.

Такое принудительно-добровольное приведение северных алтайцев в подданство России завершилось в конце 18 века.

Несколько иным был путь перехода южных алтайцев, которые вели в основном кочевой образ жизни, под высокое покровительство Российского государства.

1. После падения Сибирского ханства, гибели Ермака (1585г. ) и разгрома Кучма (1598 г. ) началось постепенное освоение обширных пространств Алтая и его заселения русскими. Появляются первые крепости и деревни.

2. Немаловажное значение в добровольном вхождении алтайцев в состав России имела их боязнь оказаться под протекторатом цинских и других завоевателей. К середине 18 века усилились претензии со стороны Китая. В таких жёстких условиях алтайцы пытаются найти себе надёжного союзника и защитника.

Поэтому по мере расширения цинской агрессии усиливается стремление алтайцев принять русское подданство.

В сентябре 1755 года просьба о принятии их с подвластными им людьми в российское подданство повторяют уже 15 алтайских зайсанов.

Учтя сложившуюся в регионе ситуацию, императрица Елизавета Петровна Указом от 2 мая 1756 года даёт разрешение сибирской администрации начать приём алтайцев в российское подданство.

Вхождение алтайцев в состав России стало для алтайских племён актом огромной исторической важности.

Письмо ойротских зайсанов России 19 июля 1756 г.

«1756 года летнего среднего месяца 19 дня уранхаевы зайсаны Омбин брат Монхогин сын Хазаги, Омбин сын Болот, теленгутов зайсан Хотуков брат Худайгунов сын Мамут, бурутов зайсан Нохойдов сын Геньдюшко по сему письму великой государыне всероссийской вступили в подданство со всеми нашими улусы, с женами и детьми в вечныя роды и по соизволению великия государыни, где повелено будет, тамо и селиться, да и в пред чрез российских командиров какие повелении чиниться будут, оные всемерно исполнять, и во всех случаях прекословия никому не чинить и по своим обычаям россиянам никаких обид и злодейств не показывать. Если же, наруша сие, какие противности или непорядочные поступки причинять будем, тогда великая государыня по собственным своим правам с нами и поступать соизволит. В залог онаго знатные наши зайсаны пред Бурханы присягою утвердя и подписались: вместо Хазаги, Болота Жолочи руку приложил, вместо Мамута Хожимберду руку приложил, вместо Демичи Амугуга сын ево Чоночи руку приложил, вместо Монхога и всех протчих лама Лобзанг Зундуй руку приложил».

Этапы вхождения алтайского народа в состав России.

Процесс присоединения Горного Алтая к России был длительным, и историки выделяют три этапа.

1. XVII век и первая половина XVIII века. В это время население Горного Алтая не имело сильных соседей, и жизнь протекала спокойно. Затем в первой половине XVII века Северный Алтай начинают теснить Джунгарские феодалы. Восточный Алтай пытается подчинить государство Алтын-ханов. Подчинение русскими властями этнических групп Горного Алтая в это время проходило как мирным путём, так и с помощью оружия. Постепенно к первой половине XVIII века налаживаться мирные отношения и деловые контакты. Развивается торговля, налаживаются связи.

2. Середина и вторая половина XVIII века. В 1753-1754 годах начались набеги цинских отрядов в Горный Алтай, и появилась угроза вторжения. В августе 1755 года теленгитские зайсаны обращаются к России с просьбой о подданстве. Россия осознаёт опасность нападения цинских отрядов на русские крепости в случае приёма Алтая в подданство. И всё-таки 2 мая 1756 года был принят Указ о предоставлении подданства. Началось переселение теленгитов в Калмыцкое ханство, Ставрополь, Оренбург; часть осталась на Алтае. В 50-х годах XVIII века основная масса алтайцев приняла Русское подданство.

3. Долгое время территория Горного Алтая оставалась «ничейной». Правительство России долго воздерживалось от освоения этой территории. Китай же рассматривал эту территорию как заслон, границу. И только в 1864 году был подписан русско-китайский договор, где территория Горного Алтая отошла к России.

Присоединение к России имело для алтайского народа прогрессивное значение. Пребывание в составе России благоприятствовало быстрому увеличению численности алтайцев, способствовало освоению ими культуры русского народа, ускорило процесс социально-экономического развития алтайского народа.

В 1763 году указом Екатерины II – «ни под каким видом, ни от кого, ни малейшего разорения и тягость алтайцы терпеть не могли, а всяких разорителей преследовать». Русским было запрещено появляться на Алтае до Колывано-Кузнецкой военной линии. В 1811 году вслед за переселенцами проникает царская администрация и церковь.

В мае 1831 года отец Макарий переезжает в Улалу из Бийска. Когда улалинские жители узнали, что приехал отец Макарий и будет их крестить, они испугались и хотели откочевать обратно в Кузнецкий округ. Тогда отец Макарий уехал в Майму-Чергачак. Жизнь в Улале продолжалась. Через 4 года отец Макарий договорился с алтайцами. И он вернулся в Улалу. В 1874 году была построена «Спасская» церковь. В 1928 году село Улала стала городом. В 1938 году город Улала переименован в город Ойрот-Тура, а в 1948 году в город Горно-Алтайск.

Алтайцы.

Алтайцы – коренное население Республики Алтай. Численность в России

69,4 тыс. человек, в том числе в Республике Алтай 59,1 тыс. человек. Живут также в Казахстане, Узбекистане и др. В прошлом алтайцы – собирательное название тюркоязычных племён, живших в Горном Алтае и частично в Кузнецком Алатау. Существуют этнографические группы северных и южных алтайцев. Широко распространён русский язык. Письменность на основе русской графики с XIX века. С 1923 литературный язык на основе диалекта алтай-кижи. Большая часть верующих – православные. Северные алтайцы сформировались, видимо, на основе древнетюркских племён уйгуров, кимаков-кыпчаков, енисейских киргизов и др. Этническое ядро южных алтайцев, вероятно, составили кочевые торкские племена теле и тугю(тюкю).

Основные традиционные занятия северных алтайцев – скотоводство, ручное (мотыжное) земледелие (ячмень), рыболовство, охота, собирательство (кедровый орех, съедобные растения, коренья), домашние ремёсла: кузнечное, ткацкое и др.

Основные традиционные занятия южных алтайцев – полукочевое скотоводство, охота в горной тайге и степях, ручное земледелие. Жилища – войлочная коническая юрта, крытая корой лиственницы, срубная многоугольная юрта. Основное средство передвижения – лошадь.

Традиционная пища – мясо, рыба, квашеное коровье и кобылье молоко, масло, твёрдый копчёный сушёный сыр, талкан, коренья диких растений. Традиционная религия алтайцев – шаманизм. С 50-70 годов XVIII века – христианство. Существовали развитая мифология, фольклор, эпос.

Наружный вид алтайцев.

Господствующий вид алтайских инородцев: средний рост, сухопарость, лицо плоское, лоб низкий, скулы выдались, лицо и брови, как смоль чёрные жёсткие, как конская грива, глаза унырнули под лоб, нос без переносицы, и потому расстояние между глазами кажется довольно пространным. У мужчин или естественное отсутствие бороды, или оголение подбородка посредством выдёргивания редких волос, голова гладко выстрижена до темени, на котором у южных алтайцев оставлен пук длинных волос и заплетён в косу. Алтайцы северные, ровно как и ново крещенные из южных, стригутся как мещане. Женщины заплетают две косы, которые будучи соединены в концах, висят ниже пояса. Девицы заплетают три, пять и семь кос (непременно нечеть). Ноги алтайцев большею частию кривые от их привычки постоянно ездить верхом и при том в коротких стременах и от поджатого сидения на полу. Походка с перевалом из стороны в сторону, с широким шагом от привычки ходить на лыжах. Тело кочевых инородцев засаленное, прокопченное, заскорузлое и никогда не мытое.

Одежда и обувь.

В южном Алтае летняя одежда мужчин состоит из рубахи большею частию китайчатой или из дешёвого ситца, с широкими рукавами и косым воротом с оловянной пуговицей, которая, впрочем пришита для украшения, потому что никогда не застёгивается, или для тяготения ворота к низу, и коротких, едва покрывающих колена штанов из толстого холста с прочным шнуром около талии, один конец которого едва не достает до земли. Этот шнур, чем виднее из-под короткой рубашки, тем красивее. В жаркие дни рубашка снимается. Сверх рубашки при случае надевается халат, нанковый или дабинный с широкими в плечах рукавами, с каймой на правой поле и подоле, в два вершка ширины, разного цвета с главною материю, с синей и красной нашивками на руках, которыя идут полосами, начиная от локтя. Кроме халата употребляется ещё кожан из дымлённой кожи лошадиной или диких коз. Зимняя одежда состоит из кафтанов сшитых из мягкой кочмы, шуб бараньих непременно белой шерсти, простых и крытых плисом, нанкой или дабой непременно с каймой, как у халата. На бараньей шубе кайма располагается большею частию из конской кожи, шерстью вверх преимущественно рыжего цвета. Рукава у шуб ещё просторнее в плечах, чем у халата. Если косы служат украшением вообще женской головы, то у алтаянок в особенности. По всей косе посажены медные солдатские пуговицы. Концы кос непременно должны быть ниже пояса, и если этому не дозволяет природа, то помогает искусство.

Добровольное вхождение алтайцев в состав России.

До середины XVIII века алтайские племена номинально входили в состав крупного государства Центральной Азии — Джунгарского ханства. В 1745 году умирает последний и самый влиятельный правитель его Галдан Церен. После смерти хана в стране вспыхивает острая кровопролитная борьба за власть, которая длилась в течение десяти лет. Завершилась она тем, что престолонаследником стал внук Галдана Церена — Дебачи, который в союзе с воинственным феодалом-нойоном Амыр-Саной, сломил сопротивление остальных претендентов. За оказанную помощь Амыр-Сана потребовал от Дебачи в свое владение «три знатных улуса», в число которых попали и алтайские племена с их территорией. Но Дебачи и мысли не имел, чтобы делить Джунгарию, а поэтому не удовлетворил требование Амыр-Саны. Это обстоятельство послужило поводом к новой междоусобной войне, в ходе которой Амыр-Сана потерпел поражение и перешел на сторону заклятого врага своей родины — Китая. С его помощью он разгромил своего противника. Плененный Дебачи был отправлен в Пекин. Теперь Амыр-Сана уже не сомневался, что ханский престол достанется ему. Но этого не случилось. Китайский император и не думал ставить его ханом. С его помощью он хотел лишь захватить Джунгарию, а потом разделить ее на четыре княжества во главе с назначенными им правителями. Видя, что планы его рухнули, Амыр-Сана изменяет теперь уже китайцам и начинает против них борьбу, явившуюся поводом для китайско-джунгарской войны (1755 —1758 гг. ).

Ослабленная феодальными междоусобицами Джунгария не в силах была противостоять агрессорам. Бросив против нее огромную армию, Китай превратил Джунгарию в место сплошного кровавого побоища, которое дополнялось разбойничьими набегами киргизских и казахских феодалов. Известный исследователь Сибири С. Шашков, описывая последствия этих кровавых событий, отмечал, что «вскоре в стране воцарился голод, одни умирали от голода, другие резали людей и питались человечьим мясом. За голодом шла оспа. Джунгария была буквально усеяна трупами, ее воды покраснели от пролитой человеческой крови, а воздух был полон дыма от горевших улусов, лесов и трав». По свидетельству

С. Шашкова войны и болезни унесли до миллиона человеческих жизней.

О последних днях Джунгарии, печальной участи ее населения повествует и письмо, адресованное 27 января 1757 года Сибирскому губернатору. «Все они (т. е. народные массы), — говорится в нем, — от оспы и горячки померли и, не имея другого пропитания, один другого убивал и. принуждены человечье мясо есть и по всем выше объясненным обстоятельствам ныне землица та вся опустошена».

Нашествие и разбои китайских завоевателей, имевшие место в Джунгарии, коснулись и Горного Алтая. Преследуя беженцев, а зачастую под этим предлогом, завоеватели вторгались в пределы края (в долины рек Чуи, Челушмана, на территории современных Усть-Канского, Онгудайского, Шебалинского и Майминского районов), неся его жителям смерть и разорение, намереваясь силой забрать алтайцев в китайское подданство. В русских документах того времени можно было прочитать: «За Катуней рекой, на реке Семе находится 10000 человек вражеского войска», «в Канские волости прибыло до 2000 вражеских войск», «в Каракольских волостях разбойничали три отряда численностью по 60 человек каждый». В Канской волости налетчики «с сильною де оружною рукою напали и великий им, алтайцам, урон причинили».

Население Горного Алтая не желало принимать китайского подданства и в меру своих сил и возможностей оказывало сопротивление насильникам. Оно создавало конные отряды численностью в 300—400 человек, во главе которых вставали их зайсаны. Особенно были известны своими активными боевыми действиями отряды зайсана Гулчугая и его помощника, старшины Бобоя. Мобилизовав в свой отряд всех мужчин, способных владеть оружием, а в «кибитках, — как указывалось в одном из сообщений, — остались мужеска полу только больные, да женска», они наносили врагу весьма чувствительные удары. Но малочисленность отряда не давала возможности добиться полной победы над врагом.

Не в силах противостоять агрессорам, алтайские князья ищут защиты у России, для чего устремляются в ее пределы. Но китайцы усиленно препятствуют этому. Например, в письме алтайского зайсана Бока на имя императрицы Елизаветы Петровны указывается, что когда он с другими зайсанами, со всем своим народом шел к русским крепостям, то в пути дважды подвергался нападениям со стороны китайцев.

Из 5000 телеутских кибиток (около 20000 человек), ехавших на лошадях и верблюдах, до Усть-Каменогорской крепости добралось лишь 35 пеших человек. Остальные погибли в пути. Жестокостям китайских завоевателей по отношению к алтайцам, не желавшим принимать их подданства, не было предела. Сохранилось множество документов, которые свидетельствуют, что китайские войска «в алтайских горах без остатку алтайцев искореняли, а малолетних в реку бросали и, вдаль отвозя, одних оставляли». Прибывший к Кузнецкой крепости алтайский зайсан Менко просил о защите его народа от китайских войск, которые их «воинскою сильною рукою гонят и склоняют в подданство китайского хана, а они не желают, а желают быть в вечном подданстве Российской империи». Несколько позже зайсан Менко погиб в битве с китайским отрядом.

Тяжелые события этих лет нашли свое широкое отражение в исторических преданиях алтайцев. В 1826 году одним из путешественников близ Усть-Кана было записано одно из них, которое повествовало об алтайском отряде под командованием Чеча. Спасаясь от превосходивших китайских войск, отряд укрылся на высокой каменной сопке, где долго отбивал атаки врага. Когда погибло большинство воинов и защищаться стало невозможно, Чеча с оставшимися людьми, чтобы не попасть в руки врагов, бросились со скалы и разбились. В память об этом героическом подвиге, гласит предание, сопка и речка, впадающая в реку Чарыш, названы Чеча и Чечулиха.

Немалый интерес вызывает сказание, записанное в середине XIX века, в котором говорится о вторжении в Горный Алтай в составе китайских войск монголов под начальством Чадака, прибывших для покорения алтайцев. Но эта акция успеха не имела. Алтайский отряд, по свидетельству источника, в сражении между Яломаном и Улегемом (современный Онгудайский район) наголову разгромил захватчиков. Возвращаясь, Чадак записал на скале Бичикту-Кая, находящейся на правом берегу Катуни, в одном километре от устья реки Чуи, печальную историю своего похода. И хотя алтайцы отбились от монголов, но и сами понесли большие потери. Есть предание о битве алтайцев с монголами у Телецкого озера, закончившееся полным разгромом последних.

Отвергая навязываемое захватчиками подданство, алтайцы в силу объективных причин (малочисленность, разрозненность племен, экономическая слабость алтайского хозяйства и т. д. ) не могли в то же время до конца противостоять превосходившему их по количеству и по вооружению врагу. Осознавая это, алтайские зайсаны, начиная с осени 1755 года, усиленно ходатайствуют перед сибирским пограничным начальством и русским правительством о приеме их со всеми подвластными им племенами в подданство России. При этом они настаивают на незамедлительном решении этого вопроса, ибо продолжавшаяся джунгаро-китайская война приносила аборигенам Горного Алтая сложившуюся обстановку, многочисленные письма зайсанов, запросы и неисчислимые беды и разорение.

Учитывая разъяснения пограничного и Сибирского губернского начальства, царское правительство издает 2 мая 1756 года указ о приеме алтайцев в российское подданство. Сибирскому губернатору и пограничному начальству предписывалось принять все меры к тому, чтобы после вступления алтайцев в подданство России, они «с китайской стороны в покое были бы оставлены».

С июня 1756 года на всем протяжении русско-джунгарской границы начался массовый прием алтайского населения в российское подданство. Оно оформлялось в Бийске, Усть-Каменогорске, Колывани, Кузнецке и других местах. Примерно за три месяца было принято свыше 10000 человек. Принятые в подданство сдавали ружья, луки со стрелами, кольчуги, сабли, копья и другое холодное и огнестрельное оружие. Не только рядовые, но и знать зачастую не располагали ни скотом, ни имуществом. Все было пограблено захватчиками. В этом плане весьма характерно свидетельство зайсана Бату Менко, подчеркнувшем, что «ныне и жить не в чем, и одеяния также,и коней, на чем куда бы для кочевья переехать, не имеем, и котлов, в чем варить, нет, и питаться нечем».

О жестоком разорении алтайцев китайскими и монгольскими завоевателями можно судить хотя бы по такому факту: только у двух зайсанов (Буктуша и Церена) ими было отобрано 1069 лошадей, 470 голов крупного рогатого скота, 1318 овец, на общую сумму (в ценах того времени) 6723 рубля.

Русские власти проявили деятельную заботу о новоподданных. Из заводских и пограничных складов им были выданы хука, ячмень, одежда. Зайсаны получили кроме того еще п деньги. Раненых и ослабевших от голода людей пограничные отряды сами привозили из гор и устраивали на жительство близ русских крепостей по рекам Катуни, Чарышу, Бие, Ише, Аную, Песчаной, Чемровке, Убе, Бухтарме и по другим. Около семи тысяч были поселены в Красноярском: уезде и Кузнецком округе, около двух тысяч — переведены на жительство на Волгу. К ноябрю 1756 года в российских пределах, по свидетельству русских властей, проживало уже свыше 40000 человек.

Так завершился этот выдающийся исторический поворот в жизни алтайского народа, навечно соединивший его судьбу с судьбой других народов, населявших Российскую империю.

Добровольное вхождение алтайцев в состав России имело для них огромное прогрессивное значение. Оно спасло их от полного физического истребления захватчиками, закрепило алтайцев на определенной территории, прекратило у них разорительные феодальные войны и распри, открыло более широкие возможности для хозяйственного и культурного общения с русским трудовым народом, дружественные контакты с которым аборигены Алтая установили еще в начале XVII столетия.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)