СМИ  ->  Периодика  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Особенности современных газетных заголовков

Средства массовой информации стали частью нашей повседневной жизни. Они встречаются нам везде: и на улице, и дома. Язык СМИ отражает все изменения, происходящие в нашей обыденной речи, и сам активно воздействует на нее. Особенно важна в этом роль газет, журналов и другой печатной публицистической продукции.

Заголовок – неотъемлемая и главная часть любой газетной публикации, поскольку он является первым звеном, на которое обращает внимание читатель при знакомстве с полосой. Заголовок несет определенную информацию о содержании публицистического произведения, поэтому должен иметь эмоциональную окраску, возбуждать читательский интерес, привлекать внимание.

Являясь первой проверкой взаимопонимания автора и читателя, заголовок сам по себе обычно выразителен настолько, что вызывает активную реакцию читателя. Еще до знакомства с текстом читатель может задуматься, заинтересоваться, переключиться на ожидание – одним словом, настроиться на восприятие текста. При ознакомлении с газетным текстом читатель прежде всего обращается к заглавию, а затем воспринимает информацию, содержащуюся в целом тексте.

Человечество вошло в третье тысячелетие новой эры, в период, когда в мире происходят сложные глубинные процессы. Социологи дают различные характеристики нашему времени, одна из них определяет его как век информации. В настоящее время среди средств массовой информации большой популярностью пользуются радиовещание и телевидение. Однако социологические исследования отмечают и высокий престиж массовой печати в пропаганде идей, в освещении и комментировании событий общественной и международной жизни.

В последние годы возрос интерес к изучению газетных заголовков, причём в различных аспектах: в синтаксическом и функционально-стилистическом плане (Р. А. Будагов, Н. П. Харченко), в плане текстообразующей роли (Л. А. Коробова, Г. Г. Хазагеров) и в собственно стилистическом плане (В. С. Мужев, Н. Е. Бахарев).

Современная газетная речь потому привлекает внимание многих учёных, что «газета сегодня - в поиске выразительных средств, в поиске нового». Газета имеет уникальную возможность не только сообщать читателям разнообразную информацию, но и воздействовать на огромную читательскую аудиторию. В связи с этим журналисты заинтересованы в том, чтобы с помощью информации привлечь внимание читателя, вызвать его интерес, создать определённое настроение. Необходимо также, чтобы читатель постоянно ощущал свежесть формы и оригинальность мысли. В качестве одного из средств привлечения внимания к публикации журналисты часто используют газетный заголовок.

Стиль – это выбор языковых средств, связанный с определенной сферой общественной деятельности, целью речевого общения и составом его носителей.

Наша речь в официальной обстановке (чтение лекций, выступление на научной конференции или на деловом совещании) отличается от той, которая используется в неофициальной обстановке (разговор за праздничным столом, дружеская беседа, диалог с родственниками).

В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются в процессе общения, происходит отбор языковых средств. В результате создаются разновидности единого литературного языка, называемые функциональными стилями.

Под функциональными стилями понимают исторически сложившиеся и социально закрепленные системы речевых средств, используемых в той или иной сфере общения или сфере профессиональной деятельности.

В современном русском литературном языке выделяются книжные функциональные стили: ( научный, ( официально-деловой, ( публицистический, ( литературно-художественный, которые выступают преимущественно в письменной речи, разговорный стиль, которому свойственна главным образом устная форма речи.

Каждый из пяти стилей имеет ряд специфических речевых характеристик. В следующих параграфах рассмотрим более подробно особенности публицистического стиля, его газетно - журнальную разновидность, типы и функции газетных заголовков.

§2. Публицистический стиль и его газетно - журнальная разновидность

Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применяется в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях.

Зарождение русского публицистического стиля относится к ХVI веку, когда в выступлениях Максима Грека наметились основные черты данного стиля. В России прообразом газеты были рукописные известия под названием "Вестовые письма, или Куранты" (наиболее ранний экземпляр относится к 1621 г. ). Первая печатная газета появилась в 1702 году, это были "Ведомости" Петра I. Оформился публицистический стиль в ХIХ веке; немалую роль в его становлении сыграла деятельность В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова. Крупнейшие русские писатели ХХ века (М. Горький, М. Шолохов, К. Симонов) не только вводили в свою художественную прозу публицистические элементы, но и создавали яркие публицистические произведения.

Характерными особенностями публицистических произведений являются актуальность проблематики, политическая страстность и образность, острота и яркость изложения. Они обусловлены социальным назначением публицистики, – сообщая факты, формировать общественное мнение, активно воздействовать на разум и чувства человека.

Публицистический стиль представлен множеством жанров:

1. газетные – очерк, статья, фельетон, репортаж;

2. телевизионные – аналитическая программа, информационное сообщение, диалог в прямом эфире;

3. ораторские – выступление на митинге, тост, дебаты;

4. коммуникативные – пресс-конференция, встреча "без галстука", телемосты;

5. рекламные – очерк, объявление, плакат, лозунг.

Функции стиля

Одной из важных особенностей публицистического стиля является сочетание в его рамках двух функций языка: функции сообщения (информативной) и функции воздействия (экспрессивной).

Функция сообщения состоит в том, что авторы текстов публицистики информируют широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах[4].

Информационная функция присуща всем стилям речи. Ее специфика в публицистическом стиле заключается в тематике и характере информации, в ее источниках и адресатах. Так, телевизионные передачи, газетные и журнальные статьи информируют общество о самых разнообразных сторонах его жизни: о парламентских дебатах, об экономических программах правительства и партий, о происшествиях и преступлениях, о состоянии окружающей среды, о повседневной жизни граждан.

Способ подачи информации в публицистическом стиле также имеет свои отличительные черты. Информация в публицистических текстах не только описывает факты, но и отражает оценку, мнения, настроения авторов, содержит их комментарии и размышления. Это отличает ее, например, от официально-деловой информации. Другое отличие в предоставлении информации связано с тем, что публицист стремится писать избирательно – прежде всего о том, что вызывает интерес у определенных общественных групп, он выделяет только те стороны жизни, которые важны для его потенциальной аудитории.

Информирование граждан о положении дел в общественно значимых сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого стиля – функции воздействия. Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости желаемого поведения. Поэтому публицистическому стилю присущи открытая тенденциозность, полемичность, эмоциональность (что вызвано стремлением публициста доказать правильность своей позиции).

В различных публицистических жанрах одна из двух названных функций может выступать в качестве ведущей, при этом важно, чтобы функция воздействия не вытесняла информационную функцию: пропаганда полезных для общества идей должна опираться на полное и достоверное информирование аудитории.

 Кроме информационной и воздействующей, тексты публицистического стиля, конечно же, выполняют и все остальные присущие языку функции:

• коммуникативную,

• экспрессивную,

• эстетическую.

Коммуникативность публицистического стиля заключается в том, что его тексты создаются не для внутреннего пользования и не для единственного адресата (хотя и в этих случаях коммуникативный аспект присутствует), а для максимально широкой аудитории. Находясь на значительном расстоянии в пространстве, автор публицистического текста стремится приблизиться к адресату по времени, по тематике сообщений, а также по речевым стилистическим особенностям.

Экспрессивная функция языка позволяет говорящему выразить свои чувства. Публицистический текст обычно ярко отражает личность автора, отличается явно выраженным и эмоционально окрашенным отношением автора к излагаемым фактам.

Эстетическая функция публицистического текста представляет собой установку автора на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата.

Лингвистическая характеристика публицистического стиля

Лексические признаки:

1) Готовые стандартные формулы (или речевые клише), которые носят не индивидуально-авторский, а социальный характер: горячая поддержка, живой отклик, резкая критика, наведение элементарного порядка и др.

Многочисленные примеры речевых клише вошли в состав так называемой публицистической фразеологии, позволяющей быстро и точно давать информацию: мирное наступление, сила диктата, пути прогресса, вопрос безопасности, пакет предложений.

2) "Театральная" лексика – вторая яркая черта публицистического стиля: политическое шоу, на политической арене, закулисная борьба.

3) Эмоционально-оценочная лексика. Эта оценка носит не индивидуальный, а социальный характер. Например, слова с положительной оценкой: актив, милосердие, помыслы, дерзать, процветание; слова с торицательной оценкой: насаждать, обывательский, саботаж, расизм, обезличка.

4) Книжные пласты лексики, имеющие торжественную, гражданско-патетическую, риторическую окраску: дерзать, воздвигать, самопожертвование, воинство, отчизна. Патетическую тональность придает тексту также использование старославянизмов: свершения, держава, страж и т. д.

5) Военная терминология: гвардия, штурм высоты, передний край, линия огня, прямая наводка, стратегия, мобилизация резервов. Но она употребляется, естественно, не в своем прямом значении, а образно (речь в текстах с этими словами может идти, например, об уборке урожая, введении в строй новых объектов производства и т. д. ).

6) В качестве оценочного средства в публицистике могут встретиться слова пассивного словарного запаса – архаизмы. Например: Доллар и его лекари. Военные барыши растут.

Морфологические признаки:

1) единственное число имени существительного в значении множественного: Русский человек всегда отличался выносливостью; Преподаватель всегда знает студента;

2) родительный падеж имени существительного: время перемен, пакет предложений, реформа цен, выход из кризиса и др. ;

3) императивные формы глагола:  Оставайтесь с нами на первом канале!

4) настоящее время глагола: в Москве открывается, 3 апреля начинается;

5) причастия на -омый: ведомый, невесомый, влекомый;

6) производные предлоги: в области, на пути, на базе, во имя, в свете, в интересах, с учетом.

Синтаксические признаки:

1) риторические вопросы: Выдержит ли русский человек? Хотят ли русские войны?

2) восклицательные предложения: Все на выборы!

3) предложения с измененным обратным порядком: Воюет армия с природой (ср. : Армия воюет с природой). Исключение составляли предприятия добывающей промышленности (сравни: Предприятия составляли исключение);

4) заголовки статей, очерков, выполняющие рекламную функцию: Малые беды большого флота. Зима – сезон горячий.

Газетно - журнальная разновидность публицистического стиля

В рамках публицистического стиля широкое распространение получила его газетно – журнальная разновидность[6].

Общественная роль газеты (исторически первичной и по-прежнему важной сферы функционирования этого стиля) состоит в том, чтобы

• сообщать об актуальных событиях и фактах текущей общественной жизни,

• обеспечивать участие творчески активных сил общества в формировании и распространении нужных обществу знаний,

• давать оперативную политическую и нравственную оценку происходящему,

• динамично формировать и выражать общественное мнение по актуальным вопросам политики.

Специфика текстов газетно-публицистического стиля заключается в разнообразной тематике газетных текстов и в характере изображения событий, поскольку авторы публикаций находятся как бы в центре описываемых событий и, используя все имеющиеся в их распоряжении средства языка и стиля, стремятся заинтересовать читателя, привлечь его внимание, повлиять на его мнение. В связи с этим в последнее время наблюдается усиливающаяся тенденция к употреблению в газетных текстах различных экспрессивных элементов языка. Возрастающая экспрессия и стилистическая изобретательность приводят к тому, что в настоящее время одной из главных установок в языке газеты является установка на оценочность изложения. Современная газета стремится разрушить «книжность» изложения, придать ему экспрессивную окраску за счёт изобразительно-выразительных элементов[7]. Чем изобретательнее журналист в выборе и применении выразительных средств, тем ярче его материал, эффективнее воздействие на читателей и привлечение их внимания к статье. Экспрессия является целенаправленной, избирательной, оценочной, однако эстетическими критериями остаются простота и ясность.

В качестве одного из средств привлечения внимания к публикации журналисты часто используют газетный заголовок. Его можно определить как компонент текста, тесно связанный с другими компонентами этой системы, занимающий стилистически сильную позицию, называющий текст и дающий первоначальную информацию о нём. Заголовок представляет собой конденсацию содержания текста. Являясь сжатой и зачастую единственной для читателей информацией о содержании материалов, он представляет собой неотъемлемую часть газетной публикации. Первое, с чем сталкивается читатель, просматривая газетную полосу, - это названия газетных статей. По ним можно судить о её содержании и выбирать нужное для более обстоятельного знакомства. Заголовок можно считать компасом, с помощью которого читатели ориентируются на газетной полосе.

Являясь первым сигналом, заголовок побуждает нас читать материал или отложить газету в сторону. Удачное название очень информативно и повышает эффективность газетного текста.

§3. Газетные заголовки

Крайне трудно найти точные слова и поставить их так, чтобы немногим было сказано много, чтобы словам было тесно, мыслям просторно

М. Горький

Газеты - периодические издания с оперативными материалами о текущих общественно-политических, экономическо-производных, культурных, спортивных и других событиях. Газеты и журналы - важная составная часть СМИ. Время движется, современная журналистика развивается, и поэтому меняются и темы, которые интересуют людей именно сейчас, и, конечно же, заголовки статей, которые становятся более полными и очень точно отражают содержание.

Заголовок является первым сигналом, побуждающим нас читать газету или отложить ее в сторону. Предваряя текст, заголовок несет определенную информацию о содержании публицистического произведения. В то же время заглавие газетной полосы, газетного номера имеют эмоциональную окраску, возбуждающую читательский интерес, привлекающую внимание. Исследование психологов показали, что около 80% читателей уделяют внимание только заголовкам. Поэтому так важно журналисту выбрать заголовок для своей публикации. В нескольких словах, одним предложением нужно не только передать основной смысл статьи, ее содержание, но и привлечь, заинтересовать читателя. Для этого в заголовке могут использоваться все известные лексические и синтаксические средства выразительности. Могут возникать экспрессивные заглавия, созданные на основе переносного значения слов, окрашенной лексики, синонимов и антонимов. В заголовке могут использоваться пословицы, поговорки, фразеологизмы, названия известных песен, кинофильмов, пьес, цитаты из этих произведений, разговорные элементы, фонетические и морфологические средства выразительности.

Заголовок – лицо всей газеты.

В знаменитом словаре В. И. Даля о заголовке сказано, что это

“выходной лист, первых листок книги или сочинения, где означено название его”. Заголовок обозначает также название отдела, главы книги, а в деловых бумагах означение в начале листа ведомства, место, откуда и куда бумага идет. Это широкое понятие заголовка.

В словаре С. И. Ожегова заглавие определено несколько уже – как название какого-либо произведения (литературного, музыкального), или отдельных его частей, как заглавие литературного произведения, той или иной степени раскрывающее его содержание.

Безусловно, данные определения верны и для газетного заголовка, поскольку он является частью общего понятия “заглавие”, но газетный заголовок имеет свою специфику.

Заголовок в качестве речевого акта выполняет две основные функции: информативную функцию (служит для передачи интеллектуально-информативного содержания) и прагматическую, оценочную функцию (оказывает воздействие на эмоционально-волевую сферу психики и поведение адресата- получателя информации). Прагматическая функция включает в свой состав рекламную и эмотивную функции.

Важнейшая функция газетных заголовков – привлечение внимания читателя. Заголовок должен быть коротким, интригующим, чтобы заинтересовать многочисленных читателей, общедоступным. Также он должен отражать главную мысль заметки, статьи, да вообще любого текста.

Газетная практика дает многочисленные примеры того, как в результате неудачного выбора и оформления заголовков резко снижается воздействие важных выступлений газеты на читателей: содержательную статью с неправильно выбранным, невыразительным, неграмотно оформленным заголовком не замечают. И наоборот, яркий заголовок, привлекший читателя своим содержанием и формой, побуждает прочитать следующий за ним текст.

Заметим, что еще в начале XIX в. тексты в газетах печатались без заголовков. В начале каждого сообщения обычно указывали лишь географический пункт – название города, откуда оно пришло, и дату его направления в редакцию. Впервые заголовки стали обозначать на первой странице номера в своеобразной афишке-указателе, где сообщали о его материалах. Постепенно некоторые из этих заголовков переходили и на другие страницы номера, где ставились над важнейшими сообщениями и статьями.

Сейчас почти все тексты и многие иллюстрации публикуют с заголовками. Исключение составляют небольшие информационные сообщения и заметки, сгруппированные в подборку. Тогда над ней ставят общий заголовок – рубрику, обозначающую главную тему этих публикаций или другой общий для них признак.

Таким образом, заголовок сейчас представляет собой органичный первый элемент текстовой публикации, неразрывно с ней связанный, более того – вытекающий из ее содержания. В. Г. Короленко в одном из своих писем подчеркивал: «Заглавие должно до известной степени предупреждать о содержании».

В наш век, когда на жителей планеты обрушивается поистине гигантский поток новостей, людей очень сложно чем-то заинтересовать, но всё-таки многим журнальным и газетным редакциям удается на протяжении долгих лет сохранять постоянных читателей, благодаря ярким, запоминающимся заголовкам.

Типы газетных заголовков:

• Информативно-концептуальные заголовки (строгие, демонстрирующие прямую связь между названием и текстом).

Подобного типа заголовки характерны для передовой статьи, официального сообщения, программы политической партии и т. д. Такое заглавие не является шифром, а представляет собой конденсированное выражение содержания текста.

• Информативно-троповые заголовки совмещают в себе стремление к адекватному со смыслом текста обозначению его темы, с одной стороны, а с другой - желание некоего художественного именования рассматриваемой проблемы. В данных заголовках чаще всего и применяются метафоры.

• Конспективные заголовки - это синтаксически-оформленные единицы, которые в простом или сложном предложении передают основное содержание текста в сжатой форме. Чаще всего к этому типу принадлежат заголовки, в которых есть пояснения, то есть подзаголовки.

• Реминисцентно-смысловой тип заголовков непосредственно указывает на семантическую соотнесенность текста с каким-либо известным произведением: картиной, мифом, сказкой (то есть используется прецедентный текст).

• Номинативно-образные заголовки указывают на идею через какой-либо образ. Чаще всего такие заголовки бывают одно- или двусмысловые.

Возникли своеобразные стереотипы использования заголовков различных жанровых публикаций разных типов. Так, для новостных информационных заметок характерно вынесение в заголовок опорных фактов, цифровых данных и тому подобных данных. Например: «Столкновение автобуса с поездом», «Два кандидата на один пост». Заголовки интервью часто представляют собой цитату из ответа интервьюируемого на вопрос журналиста. Например: «Экономические мифы не вечны» (из интервью с экономическим советником президента). Для репортажей, зарисовок, очерковых публикаций характерны образные заголовки, использование в них пословиц, поговорок и тому подобных оборотов. Например: «Звезды и Млечный путь» – заголовок очерка о ветеране Великой Отечественной войны.

Как мы видим, заголовок – это не просто важный компонент текста, но и его сильная позиция. Заголовок важен, так как он привлекает внимание читателя, дает представление о предмете публикации, настраивает читателя на определенную эмоциональную тональность.

В I главе мы рассмотрели, что такое функциональные стили речи, особенности публицистического стиля и его газетно–журнальной разновидности, показали основные функции и роль заголовков в газетных текстах.

II. Практическая часть

§1. Газета «Уральский рабочий»

В море прессы читатель остановит свой взгляд на заинтересовавшем его заголовке. Кого-то привлекут броские заголовки, кого-то двусмысленные и многообещающие заголовки, построенные на многозначности слов, кого-то заинтересуют простые, серьезные и информативные заглавия. Каждый выберет издание себе по вкусу. Есть газеты универсальные, в которых встречаются самые разнообразные заглавия. К таким универсальным газетам относится и областная свердловская газета «Уральский рабочий».

14 февраля 2007 исполнилось 100 лет газете «Уральский рабочий» - одному из старейших непрерывно выходящих печатных изданий России. Среди авторов газеты в разные годы были  Лев Троцкий, Павел Бажов,  Владимир Маяковский, Аркадий Гайдар и Агния Барто Маяковский, вдохновившись городом-стройкой, написал стихотворение. Бажов печатал свои сказы. Здесь впервые напечатали «Малахитовую шкатулку».

Сегодня в газете новые имена, но задачи все те же - показывать жизнь Свердловской области во всех ее проявлениях.

«Уральский рабочий» появился как газета, призывавшая к решительной перекройке общества. И все последующие десятилетия газета вдохновенно воспевала создание нового мира. Как и в 1907, и в 1930, и в 1960, сегодня главный лозунг газеты: «Вперед, и только вперед!»

Газета «Уральский рабочий» предоставляет наибольший объем информации о жизни региона — шесть полос формата А2, пять раз в неделю. Журналисты успевают рассказать читателю практически обо всем, что происходит. «Уральский рабочий» занимает ниши регионального издания о культуре, спортивного издания и даже молодежной газеты.

Аудитория читателей газеты «Уральский рабочий» разнообразна и пестра по своему составу: это люди разного возврата, разной профессии, разной национальности, разных уровней образования, доходов, интересов

«Уральский рабочий» - общественно-политическая газета региона, это своеобразное поле диалога, в результате которого разные группы населения лучше узнают друг друга.

«Уральский рабочий» - газета, которую можно читать всю неделю и всей семьей.

§2. Функциональные особенности современных заголовков газеты «Уральский рабочий»

Предложение – это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов, обладающее смысловой и интонационной законченностью. Газетные заголовки представляют собой предложения.

Материалом для исследования послужили 200 заголовков, отобранных методом сплошной выборки за декабрь 1978 и 2008 годов из областной газеты «Уральский рабочий».

Основные методы исследования - метод наблюдения и описания изучаемых фактов, метод их сопоставления и методы количественно-качественного анализа.

Выясним, какие функции выполняет заголовок на каждом из этапов восприятия текста. Прежде всего, заголовки выделяют материалы на полосе, отделяют их друг от друга, выполняя графически – выделительную функцию. При первом знакомстве с заголовком, до чтения всего текста, реализуется также номинативная функция. Она состоит в том, что заглавия называют текст, выступают в качестве его имен, знаков, то есть заголовок аналогично любому имени собственному обозначает индивидуальный предмет (текст). Заголовок участвует в формировании эмоционального воздействия газетного произведения, выполняя оценочно – экспрессивную функцию. Важность ее для газеты определяется тем, что произведение должно убедить читателя в тех положениях, которые защищает автор, внушить ему определенные политические установки. Заглавие облегчает восприятие текста, играя большую роль в организации языковых средств. В этом случае оно выполняет интегративную функцию (интеграция – средство достижения целостности, слитности текста, что позволяет рассматривать его как самостоятельное единство). Заглавие способно облегчить чтение газетной публикации и тогда, когда оно выполняет композиционную функцию, как бы прогнозируя членение текста на части. Но основной функцией заголовка является информационно – экспрессивная функция. Заглавие активизирует работу читательского мышления через возбуждение интереса (интеллектуальной эмоции). Такое название публикации выполняет информативную роль, привлекая читателя к тексу, если он содержит необходимые для него сведения. Например, заметка о конкурсе эстрадной песни будет прочитана любителем эстрады независимо от того, имеет она экспрессивный или нейтральный заголовок. Внимание к тексту привлекут и заглавия, возбуждающие целую гамму эмоций – не только интерес, но и любопытство, недоумение, удивление и т. п. При этом заголовок выполняет рекламную функцию. Он формирует психический настрой личности, благодаря чему активизируется внимание, заставляющее читателя целенаправленно обратиться к газетной публикации.

Большее количество (45%) заголовков выражает тему текста. Некоторые заголовки (28%) отражают отдельный факт. Гораздо реже (12%) среди анализируемых заглавий встречаются заголовки, называющие героя публикации.

В ХХI веке положение изменяется: в заголовках 2008 года одновременно в разных пропорциях реализуются обе функции – информативная и прагматическая.

Однако ведущей становится функция прагматическая (88%), то есть заголовки, информируя читателя, как правило, выполняют еще и эмоционально-экспрессивную функцию.

Механизм реализации этой функции в самых общих чертах следующий: нейтральные языковые средства (нейтральная лексика, повествовательные полные предложения и др. ) служат для передачи информации; средства, которые по разным параметрам не относятся к нейтральным (разговорные, просторечные, жаргонные слова, средства экспрессивного синтаксиса, тропы и др. ) служат для воздействия на читателя:

«С «прикупом» на руках, или как изменяются правила приема в вузы»

«Страшные новогодние истории о работе «специалистов по поздравлению»

Реализуют прагматическую функцию и комплексные заглавия (26%). Такой заголовок соотносится с несколькими элементами структурной схемы текста одновременно. Они передают усложненную информацию. Степень их информативности выше, связи этих заглавий с текстом более многообразны, чем предыдущие, что является одним из средств повышения выразительности текста. Комплексные заголовки актуализируют одновременно тему и аналитическую оценку ситуации. Наиболее простой пример актуализации содержательного компонента текста – когда сам заголовок чаще всего состоит из 2-х частей, реже – из 3-х:

«У природы нет плохой погоды? Новогодние праздники точно со снегом»

«Герои нашего времени. С кого берет пример подрастающее поколение?»

«Хотите дозу? Пожалуйста!»

«Хочешь кататься? А санок не будет! С 1 февраля вводится монетизация в полном объеме»

Все это свидетельствует о том, что в современной прессе заголовку придается больше значения, чем раньше, т. е. свидетельствует об определенном развитии прессы.

§3. Синтаксические особенности современных заголовков газеты «Уральский рабочий»

Продолжая данное исследование, мы пытаемся выявить, какие именно языковые средства способствуют реализации отмеченных функций на синтаксическом уровне.

По цели высказывания среди предложений – заголовков в 1978 году 82% составили повествовательные ;

5% - вопросительные ;

13% - побудительные

Среди того же количества заголовков, взятых из газет 2008 года, лишь 68% составили повествовательные предложения , остальные же 32% пришлись на вопросительные. Побудительные предложения перестали быть актуальными. Видна тенденция к распространению вопросительных заголовков. Почему?

Здесь мы можем говорить о рекламной функции заголовка: ведь вопрос не только заставляет читателя задуматься над темой статьи, но и вызывает гамму других чувств – от любопытства до недоумения. Такой заголовок привлекает внимание:

«Умирает ли литература?»

«Что наша жизнь?»

«Можно ли показывать эвтаназию по телевизору?»

Проблема привлечения внимания стала особенно актуальной в последнее десятилетие – время борьбы за рынок информации и глобальных изменений на рынке печатной продукции. Поэтому процент вопросительных заголовков заметно вырос.

Что же способствовало тому, что уже в заголовке раскрывается, хотя и кратко, смысл статьи, а не просто указывается ее тема? Причиной тому служит нынешний ритм жизни: человек, просматривая газету, хочет получить как можно больше информации в максимально сжатые сроки и иногда не имеет возможности прочесть всю статью – все из-за того же ритма современной жизни. В таком случае ему будет удобнее просмотреть заголовки и быть кратко в курсе событий, происходящих в мире. Поэтому журналисты все чаще дают в заголовках дополнительную информацию: строят не просто назывное предложение (широко распространенное в заголовках ХХ века), указывающее тему публикации, но двусоставное, называющее и объект, и действие, которое он совершил (или с ним совершили). Также журналисты наполняют заголовки подробностями – определениями, обстоятельствами:

«Актуальный урок преподнесли зрителям авторы молодежной комедии»

По количеству основ среди предложений – заголовков 1978 года 92% составляли простые и 8% - сложные предложения. К 2008 году эти цифры изменились на 64% простых предложений и 36% сложных. Видно, что количество сложных предложений увеличилось. Они, как известно, состоят из двух или нескольких простых блоков, что делает их делимыми. Делимость– один из признаков текста. Глядя на результаты исследования, можно говорить о том, что со временем делимость заголовков становится все более распространенным явлением.

Части сложного предложения часто разделяются двоеточием, которое выполняет пояснительно – разделительную функцию. Она представляется рядом значений: причиной обусловленности, обоснования, раскрытия содержания, конкретизации общего понятия. Но этот знак может представлять в заголовках и другую функцию: ритмико – эмфатическую (ритмико – выразительную). Хотя правилами пунктуации двоеточие бывает здесь не предусмотрено, с его помощью достигается определенная краткость и броскость, рекламность. Именно поэтому двоеточие можно назвать эмфатическим, то есть употребленным в выразительных целях.

Такие двучленные конструкции эффективны, броски и лаконичны, строятся они по схеме: название общей проблемы и конкретизирующие ее частные аспекты и детали, место и событие. Там, где имеется такое соотношение между частями заголовка, двоеточие оправдано и своим собственным значением: это знак, сигнализирующий разъяснение:

«Повод для грусти: в Свердловской области лишь 26 процентов свалок имеют лицензии»

Двоеточие стало употребляться часто не как традиционный знак препинания, но и как условный графический ограничитель, недаром после такого двоеточия вторая часть высказывания нередко оформляется с прописной буквы, то есть она не воспринимается как продолжение предложения.

«Смерть в «Торнадо»: Страсть к игровым автоматам довела до преступления»

Часто в сложных предложениях – заголовках имеет место синтаксическая компрессия. Главная, общая цель создания текста (любого) – сообщение информации. Общее количество информации, содержащейся в тексте, - это его информационная насыщенность. Если в предложениях употребляются словесно – избыточные фразы (грамматически и логически развернутые структуры, претендующие на предельную точность передаваемого смысла), то чаще всего можно говорить о ненапряженности текста, то есть о малой конденсации информации. Если же, напротив, используются свернутые структуры, то изложению сообщается структурная напряженность – нужно воспринимать смысл, не выраженный словами. Напряженность текста можно повысить или понизить. Одним из способов повышения напряженности текста – это информационная компрессия, сжатие количества речевых единиц текста при сохранении смыслового объема. Существуют различные виды компрессии, один из них – синтаксическая компрессия. Она предусматривает сжатие знаковой структуры путем грамматической неполноты, бессоюзия, пропуска логических звеньев высказывания:

«Патрисия Каас: я еду в Россию за цветами»

«Мир Стругацких по Бондарчуку: жители Екатеринбурга первыми увидели экранизацию романа «Необитаемый остров»

Употребление компрессии в данном случае отражает стремление к более компактным, экономным средствам выражения. Предложения, речевой элемент которых сжат подобным образом, обладают более экспрессивным характером, эффективностью. При этом прием компрессии позволяет не потерять частицы смысла, при всей внешней лаконичности и сжатости предложения он сохраняется полностью. Это очень важно для газетных заголовков: ведь они должны не только быть краткими, но и выполнять информативно – экспрессивную функцию.

Аналитизм, лаконичность, эмфатизм – качества, свойственные современному синтаксису и отраженные в номинативных и компрессионных структурах, обусловлены и стимулированы речью разговорной, хотя внутренние потребности языка в движении к расчлененности вполне очевидны.

Итак, в современных газетных заголовках:

1. Чаще всего употребляются повествовательные предложения, но просматривается и тенденция к увеличению значимости вопросительных предложений.

2. Становится все меньше восклицательных предложений, так как появляются новые способы экспрессии.

3. Увеличилось количество двусоставных предложений.

4. Все больше предложений – заголовков становятся сложными.

Использование вопросительных предложений, номинативных, компрессионных конструкций, бессоюзных предложений является средством экспрессии, так как такие предложения более эффективны, вызывают у читателя больший эмоциональный отклик. Компрессионные конструкции сложных предложений помогают сохранить полное количество информации в меньшем объеме языковых единиц. Это указывает на то, что информационно- экспрессивная функция заголовков является ведущей – ведь синтаксические структуры предложений – заголовков подбираются не случайно, а отвечая этой функции.

В наши дни заголовок все чаще можно воспринимать как самостоятельный мини-текст, так как он все чаще обладает всеми признаками текста (кроме, разумеется, наличия заглавия, которое не является обязательным для всех текстов). Он представляет собой целостную единицу языка; входящие в его состав словосочетания и простые блоки сложных предложений объединены общим предметом речи – темой; увеличение количества сложных предложений говорит о все большей распространенности среди заголовков такого признака, как делимость; предложения – заголовки выражают основную мысль статьи, раскрывают отношение автора к освещаемой проблеме.

Несмотря на то, что газетный заголовок нельзя в полной мере назвать самостоятельным речевым элементом, - он тесно связан со статьей, является ее полноправным компонентом; современный заголовок приближен к тексту. Все чаще заголовки отвечают всем основным признакам текста – целостности, делимости, наличию темы, концепции. Это можно наглядно пронаблюдать, сравнив типичные заголовки наших дней и конца прошлого века. Газетный заголовок перестает быть просто средством привлечения внимания, он несет информацию, дает ее более полной, раскрывает отношение автора статьи к проблеме, которую он освещает.

Заключение

Заголовок – неотъемлемая и главная часть любой газетной публикации, поскольку он является первым звеном, на которое обращает внимание читатель при знакомстве с полосой.

Наша задача сводилась к обобщению материалов о том, каковы особенности публицистического стиля и его газетно–журнальной разновидности. В работе нами были показаны основные функции современных заголовков в газетных текстах, какие языковые средства способствуют реализации отмеченных функций на синтаксическом уровне.

Материалом для исследования послужили 200 заголовков, отобранных методом сплошной выборки за декабрь 1978 и 2008 годов из областной газеты «Уральский рабочий». Основные методы исследования - метод наблюдения и описания изучаемых фактов, метод их сопоставления и методы количественно-качественного анализа.

Сравнительный анализ заголовков 1978 и 2008 гг. позволил установить следующее: для заголовков 80-х годов ХХ века основной тенденцией является преобладание информативной функции: «Рапортуют уральские энергетики: план трех лет выполнен». В заголовках 2008 года ведущей становится функция прагматическая: «Страшные новогодние истории о работе «специалистов по поздравлению»».

Мы выявили, какие именно языковые средства способствуют реализации отмеченных функций на синтаксическом уровне в современных газетных заголовках:

1. Чаще всего употребляются повествовательные предложения, но просматривается и тенденция к увеличению значимости вопросительных предложений.

2. Становится все меньше восклицательных предложений, так как появляются новые способы экспрессии.

3. Увеличилось количество двусоставных предложений (почти в 4 раза), так как заголовки стали нести более полную информацию.

4. Все больше предложений – заголовков становятся сложными, потому что современный заголовок несет больше информации, подает ее более подробно.

Наша работа имеет практическую значимость, потому что материалы могут быть использованы в качестве иллюстративного языкового материала при изучении разделов науки о языке и риторики при обучении различным видам речевой деятельности.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)