СМИ  ->  Периодика  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Образы мошенников в литературе

Во все времена человек стремился тем или иным способом создать себе капитал. Но вот стать успешным дано не каждому. Кто когда честным трудом быстро создавал приличный капитал? А чтобы достичь материального достатка, обязательно нарушать закон?

Быть предпринимателем обязательно быть подлецом?

Отвечая на эти вопросы, мы поняли: стоит только приглядеться –и станет ясно, что герои Н. В. Гоголя и И. Ильфа и Е. Петрова для достижения своих корыстных целей используют необозримое количество способов обмануть, провести, одурачить.

Задачи проекта:

1. Рассмотреть образ П. Чичикова во взаимоотношениях с помещиками; 2. Доказать, кто П. Чичиков: честный предприниматель или опытный мошенник.

«Огромно, велико мое творение, и не скоро конец его»

В «авторской исповеди» Гоголь рассказал о том, с каким участием относился Пушкин к его творческой судьбе: «Он уже давно склонял меня приняться за большое сочинение он мне сказал: «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение. Это просто грех!

Пушкин отдал Гоголю «свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому». Это был сюжет «Мертвых душ».

«Мертвые души»- одно из самых своеобразных и сложных произведений в русской литературе. Именно в «Мертвых душах» раскрылась истинная «позиция» Гоголя- писателя, человека, мыслителя. Первому тому поэмы Николай Васильевич посвятил шесть лет своей короткой жизни, взыскательный художник переделывал написанное десятки раз. «Огромно, велико мое творение, и не скоро конец его»,- сообщал он Жуковскому. Весной 1841г поэма была переписана набело. Гоголю помогал находившийся в Риме критик П. В. Анненков. Однажды он сказал автору, что некоторые главы его произведения могут не напечатать. «Печать - пустяки,- отвечал уверенно Гоголь,- все будет в печати». «Удар для меня никак неожиданный»

Осенью 1841 года Гоголь привез в Москву готовый к печати первый том «Мертвых душ». Как и предвидел Анненков, возникли цензурные затруднения. «Удар для меня никак неожиданный: запрещают всю рукопись», - сообщал Гоголь Плетневу.

Представитель московского цензурного комитета восстал против названия поэмы: «Нет, этого я никогда не позволю: душа бывает бессмертна!» Недалекому чиновнику пояснили, что речь идет о ревизских мертвых душах. Председатель сурово ответил, что «этого и подавно нельзя позволить это значит против крепостного права».

Гоголь направил рукопись поэмы в Петербург. Друзья писателя, в том числе Белинский, помогали автору преодолеть сопротивление цензуры. Гоголю пришлось внести существенные изменения в «Повесть о капитане Копейкине». В мае 1842 года «Мертвые души» вышли в свет.

Полемика вокруг «Мертвых душ»

Как только «Мертвые души» вышли из печати, вокруг поэмы вспыхнули страстные споры. «Публику можно было разделить на три части, - вспоминает писатель С. Т. Аксаков, близкий друг Гоголя. – Первая, в которой заключалась вся образованная молодежь и все люди, способные понять высокое достоинство Гоголя, приняла его с великим восторгом. Вторая часть состояла из людей озадаченных, которые не могли вдруг понять глубокого и серьезного значения его поэмы; они находили в ней много карикатуры. Третья часть читателей обозлилась на Гоголя, потому что узнала себя в разных лицах поэмы и с остервенением вступилась за оскорбление целой России»

В описаниях помещиков и их усадеб, утверждал К. С. Аксаков (сын С. Т. Аксакова), Гоголь показывает не столько отрицательные, сколько положительные начала жизни. Пример тому Манилов, которого читатель воспринимает положительно, «без всякого смеха, даже с участием»

Все главные события, составляющие основу сюжета «Мертвых душ», протекают при непосредственном участии Павла Ивановича Чичикова. Завязка сюжета – приезд Чичикова в губернский город.

В «Мертвых душах» изображен большой губернский город и имения помещиков этой губернии.

Павел Иванович знакомится с городом, с видными чиновниками и с некоторыми помещиками. Через несколько дней он отправляется в путешествие: посещает усадьбы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина и приобретает у них «мертвые души» крестьян, чтобы основать свое дело.

Возвращение Чичикова в город и оформление купчей крепости – кульминация сюжета. Все поздравляют нового «херсонского помещика» с приобретением крепостных: «Павел Иванович! Ах, боже мой, Павел Иванович! Любезнейший Павел Иванович!. Чичиков разом почувствовал себя в нескольких объятиях».

Но торжество и всеобщее веселье уступают место растерянности, когда Ноздрев и Коробочка раскрывают проделки «почтеннейшего Павла Ивановича». Наступает развязка: Чичиков поспешно покидает город

Жанр «Мертвых душ»

Хотя Чичиков активно участвует во всех происходящих событиях, сюжет произведения выходит за рамки истории его жизни, его личной судьбы. «Мертвые души» - это книга о России, а не о Чичикове. Так понимал автор свой великий замысел. «Если совершу это творение так, как нужно его совершить, - делился Гоголь своим замыслом с Жуковским, - то какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!»

Выбранный автором сюжет давал ему «полную свободу изъездить всю Россию и вывести множество разнообразных характеров». В «Мертвых душах» огромное количество действующих лиц. Наглый приобретатель Чичиков, чиновники губернского города и столицы, помещики и крепостные крестьяне – все социальные слои крепостной России представлены в поэме. Да и сам автор выступает в лирических отступлениях: он восторгается родиной, ее просторами, народом, его метким словом.

Можно сказать, что собирательный образ родины – это и есть главное в «Мертвых душах». Потому-то автор и определяет произведение как поэму, восходящую к ее классическим образцам. Такой литературный жанр, как лиро-эпическая поэма, давал возможность Гоголю «озирать всю громадно-несущуюся жизнь», родину «во всей своей громаде».

«Читалось, читается и будет читаться»!

Современное искусство открыто признает Гоголя своим наставником. Едкость, разящая сила смеха в его творчестве рождены не только веселым лукавством, но и трагическим потрясением. Гоголь обнаружил общий корень трагического и комического. Эхо Гоголя в современном искусстве слышится и в романах И. Ильфа и Е. Петрова, и в сатире М. Булгакова, в пьесах В. Маяковского

Образ Чичикова

Образ Чичикова проходит через все произведение. Его «путешествие» дает возможность Гоголю «явить» в поэме «всю Русь». Сама возможность преступной комбинации с покупкой «душ» и отношение окружающих к этой авантюре вскрывают суть чиновничьей и помещичьей Руси.

Чичиков – «герой» своего времени, он обладает изворотливостью, волей, практической сметкой, активностью. Он – сила, но «страшная и подлая», такие, как он, не могут принести исцеления и счастья России, считает Гоголь. Жажда приобретательства убила в нем лучшие человеческие чувства, поэтому Чичиков – тоже «мертвая душа».

Чичиков - новый человек, порожденный общественными процессами своего времени. В его эпоху в России деньги стали играть решающую роль, и утвердиться в обществе, добиться независимости можно было, только опираясь на капитал. Чичиков – дитя своего времени, он делец, приобретатель. В погоне за капиталом он утрачивает понятия о чести, совести, порядочности. Мешок с деньгами заменяет ему все. Но это не имеет значения для окружающих. Здесь Чичикова принимают как порядочного человека, потому что считают состоятельным и богатым.

Конечно, нельзя рассматривать этого человека, как личность подлинно злую и бесшабашную, потому как во время «охоты» на мертвые души Чичиков пользовался даром внушения, жалости, доброты. Помещики были обольщены манерами «всеумельца» и доверяли ему

«Рыцарь пустоты»

Гоголь умеет найти и выделить неповторимую черту внешнего облика героя, раскрывающую его внутреннее содержание. Манилов «был человек видный, черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Улыбался он заманчиво, был белокур, с голубыми глазами». Ярко очерченный портрет дает представление о душевных качествах героя: слащавость, сентиментальность, выделение в портретной зарисовке составляет сущность характера праздного мечтателя Манилова.

По отношению к Манилову Чичиков проявляет предпринимательские нотки, но, обманывая его, становится мошенником.

Покупки Чичикова, как он сам говорит Манилову, вполне правомерны и совершаются будто бы на пользу отечества

«Дубиноголовая помещица»

Жадное корыстолюбие Коробочки Гоголь раскрывает в сцене продажи мертвых душ. Помещица не удивляется странному предложению Чичикова, а только боится продешевить. Для нее люди – одушевленный товар, и только. «Они того они больше как-нибудь стоят»,- соображает она. Нравственное уродство, умственную ограниченность помещицы Гоголь выразил одним метким определением: «дубиноголовая».

В отношении к этой помещице Чичиков воспользовался мошенническим талантом.

Невинный враль или опасный скандалист?

В характере Ноздрева Гоголь выделяет его бесцельную активность, постоянную готовность заняться чем угодно: «он предлагал вам ехать, куда угодно, хоть на край света, , менять все, что ни есть, на все, что хотите». Но ни одно начатое дело Ноздрев не доводит до конца: пьяный разгул, карточная игра, псовая охота – любимые и естественные занятия Ноздрева. В его разоренном имении только псарня находится в хорошем состоянии, а все остальное бытует в беспорядке. Среди собак «Ноздрев был совершенно как отец среди семейства».

Заключить с Ноздревым согласие о купле-продаже Чичикову не удалось, и предпринимательский дар Павлу Ивановичу не помог.

«Кулак, да еще и бестия в придачу!»

Собакевич знает, что в этом мире все продается и покупается. Он немедленно смекнул, что Чичиков в покупке мертвых душ преследует «какую-нибудь выгоду» и без стеснения грубо и прямо предложил: «Извольте, я готов продать». Не склонный к рассуждениям звероподобный помещик заботится только о своей выгоде.

В отношении к Собакевичу Чичиков пользовался своими предпринимательскими способностями.

«Человек или «паук»

Гоголь показывает, как постепенно совершался распад человеческой личности. Когда-то Плюшкин «только был бережливым хозяином». Ненасытная страсть приобретательства привела к тому, что он утратил свое представление о предметах, перестал отличать полезные вещи от ненужного хлама. Окруженный вещами, Плюшкин не жаждет общения с окружающим миром. Он порвал всякие отношения с друзьями: « Я давненько не вижу гостей, - сказал он, - да, признаться сказать, в них мало вижу проку. Завели пренеприличный обычай ездить друг к другу, а в хозяйстве-то упущения да и лошадей их корми сеном!. а затем и порвал отношения и с детьми Этот живой мертвец, человеконенавистник «обратился в какую-то прореху на человечестве».

Удача помогла Чичикову приобрести у Плюшкина мертвые души.

«Великая тайна нравиться»

Чичиков был неплохим психологом, умел постичь характеры и слабости людей, и это позволяло ему всегда угождать людям. Каждому герою поэмы Чичиков старался понравиться: «Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные, и что те правительства, которые назначают мудрых сановников, достойны большой похвалы. Полицмейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских будочников; а в разговорах с вице-губернатором и председателем палаты, которые были еще только статские советники, сказал даже ошибочно два раза: «ваше превосходительство», что очень им понравилось»

Вывод: «Кто же бы, однако ж, он был такой на самом деле?»

Сделав аферу Чичикова по купле-продаже «ревизских душ» сюжетным стержнем повествования, показав весь привычный цинизм такой купли-продажи, Гоголь поистине разбередил самую страшную язву социального бытия самодержавной России – крепостное право, закабаление крестьян помещиком, превращение человека в вещь. Крепостное право, превращая человека в объект купли-продажи, в сущности, ставило крепостного крестьянина вне закона, вне «гражданских установлений». Крепостной крестьянин, человек-вещь, оказывался мертв перед законом, защищавшим интересы помещика-крепостника, но отнюдь не интересы закрепощенного крестьянина.

Не сразу открылись помещикам и чиновникам принципы коллежского советника Чичикова, не всегда были в ладу его если не с формальным законом, то уж во всяком случае – с совестью.

Гоголь задает главный для понимания сущности Чичикова, для поэмы «Мертвые души», для всего его творчества вопрос: кто же этот герой «относительно качеств нравственных»? Только ли мошенник, а если мошенник, то почему?

Мошенничество (статья 159 Уголовного Кодекса Российской Федерации), то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Отсюда следует, что по всем характеризующим качествам Чичиков – все же является мошенником, хотя черты, нотки предпринимательства все же присутствуют в его облике.

Оказавшийся в чужом городе без денег и средств существования, молодой человек не теряет надежды выжить и поэтому сразу идет к председателю райисполкома за помощью. Да, кстати, нашего героя зовут Остап Бендер, «сын турецкого подданного», «великий комбинатор» и просто талантливый человек.

Авторы замечают: "Глаза сверкали жаждой наживы. "Его томит жажда наживы. Деньги молодой человек получает, представившись сыном героя революции 1917 года лейтенанта Шмидта, Остап применяет свои актерские способности и «разыгрывает» встречу двух братьев, двух сыновей великого революционера. Братья в слезах радости уходят от председателя. Новоявленный сын Шмидта – Шура Балаганов

Заслуга этого человека состоит в том, что под его началом образована «конвенция детей» лейтенанта Шмидта. «Дети» Шмидта разделили СССР на несколько десятков частей, в которых работали определенные люди, а нарушение конвенции грозило снятием статуса ребёнка Шмидта и избиением

Шура становится компаньоном Остапа и не столько помогает своему предводителю, сколько пародирует его решительные, наглые, безнаказанные действия, компаньоны знакомятся с Козлевичем – местным шофером.

Герой хочет попасть в город своей мечты - Рио де Жанейро, представляя, как он идет по широкой набережной и все его окружающее идеально, ему наскучила бедная жизнь в СССР, он чувствует, что молод и не реализован как личность. Остап Бендер - человек жаждущий. Жаждущий жизни, чувств, любви.

Шура Балаганов повествует Бендеру о подпольном миллионере, живущим в городе Черноморск. Остап разрабатывает план захвата миллиона у подпольного миллионера Корейко Александра. План таков : прибыть в Черноморск и ликвидировать миллион у Корейко.

Экипаж Антилопы – Гну

Компания отправляется в Черноморск. В это время стартует автопробег Москва - Харьков – Москва. При выезде из Арбатова компания принимает к себе Михаила Самуэльевича Паниковского, мошенника, любителя гусей, он чуть не попадает в руки народного суда за кражу гуся, но Бендер, проявив великодушие, принимает его.

Паниковский – смешная и жалкая натура. Он смешон и сам по себе, своим поведением, поступками, смешон тем, что и как говорит. Авторы заставляют его вспомнить, что "его часто били отдельные лица и целые коллективы". Столкновение сугубо личных побоев с официальными словами " целые коллективы"усиливает юмористическую реакцию».

Незадачливый Паниковский так же , как и Шура Балаганов, пародирует своего предводителя. Остап в компании трех жуликов принялся охотиться за миллионом рублей, раздобыв который он рассчитывает стать счастливым

Разоблачение

Путь назначения – Черноморск, где проживает миллионер Корейко.

Бендер по дороге даже умудряется заработать деньги : рассказывает туристам из Чикаго рецепт самогона, пользуясь, так же, как и Чичиков, легковерием окружающих его людей, при этом проявляя предприимчивость.

Все вроде бы идет хорошо, но обман все-таки раскрылся: в город Лучанск прибыло письмо с призывом поймать мошенников, идущих впереди пробега. Пока председатель читал записку, великий комбинатор понял, в чём дело. «Великий комбинатор» решил перекрасить машину в другой цвет, чтобы их не задержали.

Миллионер Корейко

Александр Иванович Корейко и есть подпольный советский миллионер, за которым « охотится» Остап Бендер. Корейко - обычный советский служащий, работающий в « Геркулесе», не имеющий особых талантов, кроме одного: Александр Иванович мог перемножать огромные числа в уме. Корейко немного туповат, ленив и тих. Но за этими данными скрывается страшная личность, обманувшая множество людей. У Корейко с детства была странная идея для того времени: стать миллионером. Он всеми силами пытался осуществить свою мечту.

Сюжет романа состоит в том, что Остап преследует миллионера Корейко, пока, наконец, не настигает его. Казалось бы, пред нами просто два хапуги, мошенника. Во многом так и есть, но не во всем. Остап полон жизни, веселой энергии. Рядом с ним Корейко выглядит, как мумия. Деньги он любит больше жизни. Жажда обогащения иссушает душу "нищего миллионера".

В погоне за вожделенным миллионом Бендер не задумывается над тем, что, став обладателем его, он разделит участь Корейко. Бендер с невероятным упорством стремится к обладанию миллиона, в то время как уже известна судьба Корейко, человека с сорока рублями жалования и с десятью миллионами в потрепанном чемодане, который он сдаёт в камеры хранения то одного, то другого вокзала.

Золотой теленок

С прибытием в Черноморск Остап разрабатывает план «захвата» миллионов Корейко. Образ Корейко Остап представляет себе неким золотым теленком.

Корейко – сатирический образ, и авторы разоблачают его. Уже в портрете миллионера проявляется негативное отношение авторов к этому герою. Это человек с белоглазым, невыразительным лицом и с хваткой крупного капиталистического хищника, начавшего свою звериную карьеру с преступления (он похищает несколько эшелонов с хлебом, направляющимся в голодающее Поволжье). Авторы не случайно указывают именно на такое начало этой карьеры.

Они обнажили всю беспощадную сущность капиталистического стяжательства Корейко, злодея не только по своей биографии, но и по своим помыслам. Биография Корейко – биография злодея. Этот образ ассоциируется с образом Плюшкина из поэмы Н. Гоголя "Мертвые души".

Биография Корейко выписана с такой антипатией, что читателю хочется, чтобы в результате столкновения с Бендером Корейко потерпел поражение.

Происходящее в романе вполне укладывается в поговорку: "Вор у вора дубинку украл". История десятимиллионного состояния Корейко очень черна. В руках Корейко – это страшный миллион, в руках Бендера этот миллион оказывается просто миллионом, счастливой находкой, деньгами без биографии

План действий

Условия первого плана были таковы : Паниковский под видом сумасшедшего должен был идти за подпольным миллионером и быстро бормотать: « Дай миллион! Дай миллион! Дай миллион!». После этого Михаил Самуэльевич начал произносить полную несуразицу. Этим дело не закончилось. В три часа ночи Александра Корейко разбудили, пришла телеграмма. Стуча зубами от утреннего холодка, почтальон прочитал : « Графиня изменившимся лицом бежит к пруду». Корейко ошалел и сразу начал проверять, ему ли предназначена эта телеграмма. Проверил - все правильно. Он ничего не понял, но так переволновался, что сжег ее. В семнадцать часов тридцать пять минут того же дня пришла вторая депеша: « Заседание продолжается зпт миллион поцелуев». Александр Иванович побелел от злости и разорвал эту депешу в клочки. Той же ночью ему пришли ещё две телеграммы – молнии. Бендер умело давит на психику Корейко, он понимает, что происходит в душе миллионера, герой ждет нервного срыва злодея-миллионера.

Ночь. МореОграбление!!!

Из-за несогласованности действий план « молочных братьев» потерпел поражение. Следующая попытка и все должно идти слаженно, но не тут то было: опять поспешили и все испортили, ночью на пляже Балаганов и Паниковский устраивают драку с Корейко и Михаил Самуэльевич вытаскивает деньги из кармана миллионера и убегает, бросая в беде своего « коллегу». Умело делит деньги между кампанией, но Бендер забирает все себе ради следующего плана. Паниковский устраивает скандал, Остап игнорирует его и вскоре ставит на место вздорного старика.

Бендер – прирожденный лидер, он легко и умело ставит все на свои места, это касается и событий, и людей. Пусть в нем присутствуют отрицательные качества, но Остап к себе притягивает своим внутренним миром. «Коллеги» же, наоборот, вызывают насмешку и презрение. Авторы специально создают сцены, в которых раскрывается двуличный характер помощников, они как глупые начальники, прислуживающие несовершенной власти, с одной стороны, ругающие её, а с другой - при выгодных условиях тупо восхваляющие.

Рога и копыта

В одном из заброшенных зданий города Черноморска открылось Черноморское отделение Арбатовской конторы ПО ЗАГОТОВКЕ РОГОВ И КОПЫТ. Каждый житель города мог заглянуть в огромные окна конторы и увидеть, что не было полок для товара, был чисто вымыт пол, стояло три стола. Появление такого заведения не вызвало у черноморцев удивления. Это организация была создана фиктивно, дабы придать легальность и значимость делу. И, конечно же, её создал великий комбинатор. За две недели существования организации у неё появился первый клиент, который принес грязные рога, за которые получил пятнадцать рублей, что сразу же не понравилось Остап Ибрагимовичу.

Однажды утром в контору зашел старый человек. Человек представился: « Я зицпредседатель Фунт. Я всегда сидел. Я сидел при Александре Втором- Освободителе, при Александре Третьем Миротворце, при Николае Втором Кровавом. » Старик стал медленно на пальцах пересчитывать всех, при ком он сидел. Далее в его рассказе было, что он сидел при всех и всегда. Эта короткая речь длилась недолго – полчаса. Слушая Фунта, Паниковский растрогался и сказал, что таких людей, как он и Фунт, из того времени, больше не существует.

Подставное лицо

Господин Фунт оказался простым подставным лицом. Остап, не теряя времени, начал расспрашивать Фунта о Александре Ивановиче Корейко, но тот ничего о нём не знал. А вот о конторе « Геркулес» зицпредседатель поведал очень многое. Оказывается вокруг « Геркулеса» крутилось очень много мелких акционерных обществ, в одно из которых и был приглашен Фунт как председатель. Операция провалилась, кто-то забрал все деньги, а Фунт сел в тюрьму. Такая же участь ждала еще несколько обществ : кто-то брал деньги, а другие садились в тюрьму. На вопрос, кто же брал деньги и кто был фактическим руководителем обществ, Фунт ответить не смог.

Картины работы "Геркулеса", учреждения уже давно занятого не прямым своим делом, а отстаиванием своих прав на пребывание в незаконно полученном помещении, - классическая сатира на бюрократизм и канцелярщину. При этом в романе превосходно показано, что эти бюрократизм и канцелярщина уживаются с аферами и казнокрадством.

Возвращение Берлаги

Тем временем в контору « Геркулеса» вернулся бухгалтер Берлага из сумасшедшего дома, где он « проходил курс лечения».

Берлага - вполне здоровый человек, но когда началась «чистка» и стали всплывать его грязные дела, то он сразу занемог, по совету шурина, стал признавать себя вице-королем Индии, поэтому сразу и попал в сумасшедший дом. Но, к счастью Берлаги, в эти дни не было врача, поэтому обман пока не вскрылся. В лечебнице вице-король Индии вел себя достаточно агрессивно, поэтому его перевели к таким же агрессивным, как и он. Берлага, попав к этим людям, в них узнает своих подельников, которые достаточно вменяемо себя ведут. Оказалось, что эти люди так же, как и он, попали сюда из-за «чистки». Все симптомы заболеваний они вычитали в книге по психологии. Через несколько дней обман раскрылся, и симулянтов вышвырнули из сумасшедшего дома.

Разоблачение

Итак, великий комбинатор появляется на пороге « Геркулеса». Уводит Берлагу с собой. Грозя ему тюрьмой, под напором тот признается о своих махинациях. Папка о грязных делах Корейко заполняется. В конце июля Бендер отправляется в деловую командировку на Кавказ. После приезда папка заполнилась ещё больше. Дело дошло и до Егора Скумбриевча. Скумбриевич гнусная личность, открывающая под небольшим натиском все секретные махинации подпольного миллионера. Главному Герою становится грустно, он понимает всю сущность таких людей, как Скумбриевич, Берлага, КорейкоЕму не приятно, что такие люди живут в СССР. Галерея этих людей напоминает галерею помещиков из поэмы « Мертвые души» Гоголя.

Балаганов и Паниковский готовят иной план захвата драгоценного имущества Корейко, яко бы в его квартире есть золотые гири, друзья их воруют, решено было их распилить " Молочные братья" очень долго пилили гири, но результата не было: сыпался только черный металлический порошок. Балаганов стал понимать, что, похоже, его обманывают и довольно по-крупному.

И вот, наконец, злосчастная гиря была распилена

И вдруг Балаганова осенило, что его обманули, завязалась драка

«Молочными братьями» движет жажда наживы и глупость, Комбинатор всегда умело одергивает двух выскочек, но, с другой стороны, эти же выскочки ему помогают и уважают его, Балаганов находит в Бендере старшего брата и полностью ему доверяет

Два Комбинатора

Тем временем Бендер отправился к подпольному миллионеру на Малую Касательную улицу с целью предложить выкупить ему папку с информацией о махинациях Корейко всего за один миллион рублей. Корейко, несмотря на позднее время (два часа ночи), принял гостя, что свидетельствует о постоянном страхе за спрятанный капитал. Во время разговора с миллионером. Остап постоянно давит на психику, но миллионер умело отводит вопросы в другую сторону и создает над своей личностью некий громоотвод. Бендер также умело ведет себя с ним и уверяет Корейко, что скрывать свою тайну не стоит, потому что о ней по крайней мере знают два человека: Остап и Корейко. Корейко подтверждает то, что он является подпольным миллионером, после небольшого « судебного процесса», где Бендер играет роль адвоката. Корейко, не долго слушая, набрасывается на Остапа, и происходит драка, преимущество на стороне великого комбинатора, но Корейко внезапно начинает душить его. Остап Ибрагимович еле спасается от рук подпольного миллионера. Корейко просит Бендера дать посмотреть ему заветную папочку. Бедер соглашается. Просмотрев это «произведение», Александр Корейко признает, что проделанная работа Бендера велика и он согласен отдать ему миллион взамен на папку. Бендер чуть не лишился жизни ради своей детской мечты, но, как говорится, « цель оправдывает средства».

На утро два комбинатора направляются к вокзальной камере за деньгами. Кажется, что вот оно, счастье, уже почти в руках, но вдруг произошел небольшой взрыв, и на улице начинается паника, люди надевают противогазы, Бендер теряет Корейко из вида, и тот растворяется в толпе. О горе!!! Остап ещё пытается разыскать Корейко среди толпы, но его берут за руки и отвозят в госпиталь, как зараженного

Командор с командой возвращается в « Воронью слободку» , но вдруг они видят перед собой сгоревшее здание, сгорело все Бендер, не отчаиваясь, изменяет стратегию : на последние тридцать пять( рубль он одолжил у Балаганова) рублей он покупает роскошный букет роз и отправляет его Зосе Синицкой, в которую Корейко был влюблен безумно. И назначает ей свиданиеЗосе нравится Бендер, который использует свои актерские данные, чтобы добиться расположения Синицкой. Постепенно герой чувствует приятное чувство к Зосе, она ему нравится, но продолжению отношений мешает планы главного героя.

На Восток

Бендер отправляется к Зосе Синицкой на свидание, где притворяется страстным ревнивцем, который сильно любит её. И вот он узнаёт всё, что ему нужно, и теряет к ней интерес, уходит, а потом останавливается, бормочет "Нежная и удивительная, «поворачивает» назад вслед за любимой" и в конце концов мчится домой. Став миллионером, Остап будет посылать Зосе телеграммы: " Готов лететь Черноморск крыльях любви". А когда встретится с ней, с её мужем, поймёт, что опоздал на праздник любви. Об этом сказано так: "Делать больше было нечего. Надо было уходить, но мешала неизвестно откуда подоспевшая застенчивость". Так строится образ Остапа: всё время ему " мешают " неизвестно откуда подоспевшие человеческие чувства. Потом они исчезают, оттеснённые другими, более привычными – корыстью, жадной хваткой, напором. Остап не любил Зосю, это простое влечение, ведь как быстро Бендер отказывается от своей любви и забирает свой миллион назад.

Итак, комбинатор держит курс на Восток, а именно на постройку Восточной магистрали. После встречи с Зосей с большим сердцем комбинатора что-то случилось: он влюбился

Великий влюбленный держит курс на Восток. В поезде он знакомится с группой журналистов, едущих делать репортаж о строительстве Восточной магистрали. Что бы ни происходило с Остапом Бендером, в какую бы ситуацию он ни попадал, всегда находил тот выход, какой нужен был ему в данный момент. В любой неординарной ситуации Остап чувствует себя королем, ему нравится ощущение лидерства. Актер Остап изумительный, всегда так ловко вживается в новые роли.

Наконец-то Миллионер!

И вот Бендер на Востоке, на празднике, устроенном в честь приезда корреспондентов. Остап легко находит там Корейко. Корейко некуда деваться, и тот согласен отдать деньги Бендеру. Они уходят в старый вагон, где Александр хранил деньги, и там происходит передачамиллиона. Корейко думал, что Бендер его убьет и заберет все деньги, но тот не был жестоким. Бендер получает миллион.

"Сбылась мечта идиота!"

Но мир не изменился после этого, все было по – прежнему, и Остап это осознавал. Ему было горько

«И это путь миллионера - с горечью размышляет Бендер. – Где уважение, где почет, где слава, где власть?" И когда, наконец, разъяренный неудачами и невозможностью удовлетворить своё тщеславие, "бледный от гордости", он вдруг, решившись, отвечает своим попутчикам-студентам на вопрос о том, не служит ли тот в банке, кричит: "Нет, не служу, я миллионер!" Результат оказывается совсем неожиданным. Подружившиеся, было, с ним молодые люди немедленно оставляют его, спеша поскорее возвратить деньги за чай, которым он только что угощал. " Я пошутил, я трудящийся" – растерянно бормочет Бендер. В этой реплике большая сила сарказма, жестокая насмешка над трагикомедией человека, который в условиях советского мира попытался заставить уважать себя, сообщив о своём богатстве.

Кавалер Ордена Золотого Руна

На свой миллион Бендер купил огромное количество разных драгоценных вещей, он покупал всё, несмотря на цену и на надписи. Остап из образа великого комбинатора перешел в другой образ - великого жадного. Появление миллиона очень сильно изменило комбинатора. Это больше не тот веселый, умный и предприимчивый человек. Бендер пошёл «на поводу» у своих животных инстинктов. Он все больше стал походить на Паниковского, такого же мелочного и глупого человека.

Итак, Остап Ибрагимович переходит границу России с Румынией, у него уже заготовлено пару фраз приветствия румынского народа. В тяжелой шубе и различных изделиях из металлов весом в несколько пудов, на груди у него Орден Золотого Руна – самое ценное, что было у него в коллекции. Он сам чертил и проектировал дальнейший свой переход через границу и дальнейшую жизнь. Бедного Остапа уже перекосило, ему очень тяжело, но до заветной цели осталось совсем чуть – чуть. И вот он перешел границу и видит несколько румынских солдат, он не ошибся, это действительно они.

Прощай, Россия!

Великий комбинатор произносит : « Траяску Романиа Маре», - заранее заученная фраза. Но солдаты недружелюбно встретили великого комбинатора и начали его бить и вытрясать драгоценности. Опустошив все содержимое коллекции, солдаты отправились обратно, оставив избитого Бендера истекать кровью. Еле встав, он отправляется обратно на русскую границу, где буквально час назад он так пафосно попрощался с ней. В руке у него осталось воспоминание о былом миллионе – Орден Золотого Руна

Подведем итоги

Идея такого финала такова: Остап не может потратить свои деньги в советской России, а за границу лучше не ходить.

Значит, если умному, отважному человеку не удаётся ужиться с советской властью, если у него с ней "серьёзные разногласия" (слова Бендера!), если страна хочет строить социализм, а Бендеру это скучно, то это уже характеристика страны. Вот почему этот роман многие критики воспринимали как антисоветский.

Авторы не случайно так заканчивают свой роман: критикуя несовершенную власть, они воспевают свою Родину – Россию, великого русского человека.

Герою все время сопутствует фортуна, где бы он ни был, что бы с ним не происходило : везде он оказывался в благоприятной для него ситуации, кроме одного события - побег из России. И то герой не расстроился, а, наоборот, с гордостью собрался идти в управдомы. Жизнерадостность Остапа Бендера привлекает огромное количество людей, каждым он воспринимается по-особому.

Остап - человек противоречивый. С одной стороны, в нём уживаются отталкивающие черты натуры: беззастенчивость, цинизм, расшатанность моральных устоев, с другой - неожиданные проблески добродушия, по-своему понимаемого товарищества и человечности.

В течение всего романа Остап часто меняется: то он ребенок лейтенанта Шмита, то сын турецкого подданного. Но, самое главное, что остается в нем,– страсть к жизни и азарту. В нем умело сочетаются многие пороки, присущие человеку, и хорошие качества.

Остап Бендер – психолог, он очень хорошо разбирается в людях, он знает их пороки и недостатки и умело манипулирует ими. Ему легко находиться в обществе, он прирожденный лидер. Смех для него – безотказное средство "наводить" мосты при общении с людьми. Его предпринимательские способности помогают во многом.

Образ Остапа Бендера не теряет своей актуальности. Вот уже несколько десятилетий он остается одним из любимейших героев читателей России. Сама личность великого комбинатора привлекает своей душевной красотой, в душе он простой русский человек, в котором сочетаются пороки и достоинства. В его характере присутствует азарт, а это особая черта русского характера. Остап Бендер – это часть русской культуры, такой же своеобразной и удивительной.

Остап поистине один из самых любимых героев России, любим всегда и всеми, ведь каждый человек в нем находит частичку себя.

Мошенник – человек, который занимается мошенничеством, то есть обманом. Остап Бендер, как и Павел Чичиков в "Мёртвых душах", во многих ситуациях является мошенником, потому что пользуется в своих корыстных целях легковерием, простодушием, глупостью, алчностью людей. Нельзя уверенно назвать образы П. Чичикова и О. Бендера типичными: типично то, что они оба становятся профессиональными мошенниками в крепостной России и советский период.

"Золотой телёнок" – сатирический роман, но в нём сатира слита с юмором. Роман" Золотой теленок" очень любим читателями. Мало кому из литературных героев поставили памятник, а вот Остапу Бендеру воздвигнут памятник в городе Санкт – Петербург. Весь роман пронизан любовью к России, несмотря на то что Бендер хотел её покинуть. Роман высмеивает человеческие пороки, несовершенную власть. Роман так « влился» в сокровищницу литературы двадцатого века, что без него немыслимо существование других героев-мошенников.

Остап Бендер - предприниматель или мошенник? Остап Бендер талантливый человек, в нем сочетается огромное количество как положительных качеств, так и отрицательных. Герой легко манипулирует людьми, их пороками, для него это не составляет особого труда, хороший психолог, тонко чувствующий внутренний мир каждого человека, вообщем, Остап неординарный человек. Все эти данные помогают Бендеру стать удачным предпринимателем, по сути герой им и является.

Обратимся к значению слова экономика. Экономика – это совокупность производственных отношений, соответствующих данной степени развития производственных сил общества, господствующий способ производства в обществе( Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова), а следовательно, это запланированные действия определенной отрасли. Вспомним различные проекты Бендера, как четно планировал каждый шаг, разворачивая стратегию даже самых непредвиденных поступков жертвы, тем самым показывал свои предпринимательские способности. Бендер «легко» плыл по непредсказуемой реке под названием « экономика», умело, сочетая для выгоды различные человеческие качества. Бендер живет в тяжелое послереволюционное время, страна только отходит от гражданской войны, от голода, укрепляется власть Советов. Каждый в это время пытается выжить, и каждый по-своему: кто-то работает, не покладая рук, а кто-то находит легкий способ наживы. Действия Бендера с точки зрения Уголовного права можно рассмотреть по - разному. Они имеют не совсем законный характер, во-первых:

1. Лжепрепринимательство ( статья 173 п. У. К. Р. Ф. от 1993 года)

2. Заведомо ложная реклама ( статья 182 У. К. Р. Ф. от 1993 года, утратила силу)

3. Вымогательсво ( статья 163 У. К. Р. Ф. )

4. Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом( статья 35 п. 5. У. К. Р. Ф. от 1993 года)

При частичном сложении наказания срок за совершение преступления таков : 10 месяцев условного осуждения с испытательным сроком 2 месяца. Вердикт мягок, потому что создание героем лжепрепринимательства не имело характера нанесения вреда большим массам людей, а являлось только легализацией деятельности; 182 статья утратила силу; вымогательство срок до 6 месяцев; организация преступной группировки срок от 4 месяцев; при частичном сложении наказание 10 месяцев условно, т. к. степень общественной безопасности минимальна. Таким образом, Остап Ибрагимович Бендер в советской стране был бы осужден сроком на 10 месяцев условно, с испытательным сроком в 2 месяца.

Нельзя уверенно утверждать, кто же именно Остап Бендер: мошенник или предприниматель (ведь он сам утверждал, что чтит Уголовный кодекс), но он точно отражение реальности 20-х - 30-х годов, такой же Остап живет у каждого из нас в душе, Остап – это азарт, который присущ каждому.

Выводы:

• Несмотря на принадлежность к разным историческим эпохам, образы П. Чичикова и Остапа Бендера имеют довольно много общего: хорошие психологи, свободно вращающиеся в любой компании, манипулируя слабостями и пороками людей. Трудно сказать, кто эти герои: предприниматели или мошенники, но их ловкость и находчивость проявляются при эксплуатации человеческого легковерия, простодушия, а еще чаще жадности, косности, тупости. Гибкость, предприимчивость каждого из них – положительные качества, которые нужно бы обернуть во благо Отечества, а не корысти ради.

• И П. Чичиков, и О. Бендер не становятся счастливыми при достижении цели: П. Чичикова разоблачают, а О. Бендер не может применить свой миллион в советской стране, поэтому пытается несколько раз от него избавиться.

• П. Чичиков в погоне за капиталом утрачивает понятия о чести, совести, порядочности, О. Бендер же остаётся весёлым, разносторонним жуликом, не лишенным добродушия и даже принципов товарищества;

• П. Чичиков, О. Бендер являются порождением общественных отношений с несовершенной законодательной системой. Именно она создает условия, позволяющие обойти законодательство того или иного государственного строя.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)