СМИ  ->  Периодика  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

«Нехорошая квартира» в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова

Писатель создал удивительную книгу, открытую для всех и в то же время далеко не каждого «впускающую в себя».

Как когда-то в древности, чтобы получить посвящение, требовалось пройти множество испытаний, так и читателю «Мастера и Маргариты» уготован путь ученичества, который требует от него напряженной интеллектуально-нравственной работы, а для кого-то и радикального изменения своего миропонимания.

Роман «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова обращен к читателю образованному, посвященному в тайны искусства, символику красок, предметов, знакомому с религиозными верованиями.

Такой читатель – прежде всего исследователь творчества писателя.

«Нехорошая квартира»

- Сообщите адрес этой квартиры (г. Москва, ул. Садовая, д. 302-бис, кв. 50).

1. История квартиры.

- Что вам известно о ее самых первых жильцах?

Два года тому назад начались в квартире необъяснимые происшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать.

Однажды, в выходной день одного из двух жильцов, снимавших три комнаты из пяти у вдовы ювелира де Фужере, вызвал в переднюю милиционер и сказал, что того просят на минутку зайти в отделение милиции и в чем-то расписаться. Ушел с милиционером, но не вернулся не только через 10 минут, а вообще никогда.

За другим, Беломутом, утром заехала, как обычно, машина, чтобы отвезти его на службу, и отвезла, но назад никого не привезла и сама больше не вернулась.

Опечаленная происходящими в квартире событиями Анна Францевна де Фужере уехала на дачу Нужно ли говорить, что она не вернулась! А утром жильцы других квартир рассказывали, что будто бы в № 50-ом всю ночь слышались какие-то стуки, и будто бы до утра в окнах горел электрический свет. И утром же выяснилось, что Анфиса, преданная домработница Анны Францевны, куда-то исчезла!

Квартира простояла пустой и запечатанной только неделю, а потом в нее вселились

2. Расскажите о новых хозяевах квартиры.

БерлиозЛиходеев

Михаил АлександровичСтепан Богданович

(председатель правления(директор Варьете)

МАССОЛИТ) с женой. с женой.

Жены в течение месяца одного и другого исчезли. Супругу Берлиоза видели в Харькове с балетмейстером, а супруге Лиходеева муж ее, используя свои бесчисленные знакомства, ухитрился добыть комнату с условием, чтобы духу ее не было на Садовой улице.

- Кто же они такие, Берлиоз и Лиходеев?

Фагот отмечает о Лиходееве: « они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое служебное положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки!»

« - Машину зря гоняют казенную! – наябедничал Кот, жуя гриб»

« - Я вообще не понимаю, как он попал в директора. Он такой же директор, как я архиерей! – гнусавил Азазелло».

3. К кому же переходит квартира № 50 после того, как Берлиоз был обезглавлен, а Лиходеев – отправлен в Ялту?

Воланд и его свита.

«Общество небольшое, смешанное и бесхитростное».

Коровьев – клетчатый – Фагот – Рыцарь;

Кот Бегемот, который «валяет дурака»;

Азазелло – вестник смерти;

Служанка Гелла – властительница тлена.

4. Посетители «нехорошей квартиры».

- Охарактеризуйте их.

1) Босой Никанор Иванович, председатель жилищного товарищества д. 302-бис по ул. Садовой, «выжига и плут» (Воланд), « взяточник» (Коровьев).

2) Поплавский Максимилиан Андреевич, экономист-плановик. «Он хотел одного – переехать в Москву» (Бегемот, Азазелло).

3) Соков Андрей Фокич, буфетчик в варьете. Жалобщик на мошенников, «сам мошенник, каких свет не видывал»: /«осетрина второй свежести»!/ (Гелла, Воланд). Урок Воланда о красивой, щедрой, достойной мужчины, жизни.

4) Маргарита, королева бала.

5) Голова Берлиоза. «гости» балла

6) Агент барон Майгель.

7) Мастер.

8) Фрида.

9) Алоизий Могарыч. визитеры квартиры

10) Николай Иванович. после балла

11) Наташа.

12) Варенуха.

5. Конец квартиры № 50.

- Пожар! Пожар! Горим!

- Садовая! Садовая, 302-бис!

Итак, «нехорошая квартира» - метафора, отразившая пороки общества 30-х годов: взяточничество, использование служебного положения, мошенничество, наушничество, страх Чтобы сделать их изображение выпуклым, кроме сатиры, гиперболы, гротеска и мистификации нужны были еще сравнения, не просто сравнения, а сравнения-срезы, позволяющие не только увидеть житейские мерзости, но и ужаснуться им.

(После экскурсии): Сатирически, через отрицание отрицательного, изображая отклонения жизни от своего «плана», непринужденно, весело и вместе с тем педагогически, М. Булгаков предоставляет читателю самому обнаружить детали жизненного плана, а главное, убедиться, что он, этот план, действительно есть.

Автор показывает, что человеческая история, как и все истории, из которых она складывается, ЛИЧНОСТНА и творится закономерно, хотя результаты ее творчества редко бывают совершенны.

«Все будет правильно, на этом построен мир», на этом построен и роман М. А. Булгакова.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)