Развлечения  ->  Эротика  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Образ лирического в стихах А. Войтовича и средства его создания

Вопрос о лирическом герое поэзии имеет большое значение в ряду насущных проблем литературоведения. Вокруг этого понятия длительное время ведутся споры, приобретая временами острый характер.

Этот термин всё более прочно входит в нашу науку, хотя и имеет своих противников. Он появляется в работах, посвящённых отдельным поэтам, в трудах обзорного, обобщающего и теоретического характера.

Естественно, лирический герой отражает в известной мере и черты характера, биографии поэта.

Но в отдельных стихах А. Войтовича появляются различные стороны образа, характера, который определяется во всём творчестве автора. Точнее, в одном стихотворении этот герой раскрывается в своем отношении к определённому явлению, а в ряде произведений того же поэта проявляется уже отношение к различным жизненным ситуациям с возможным отражением эволюции самого характера.

Образ лирического героя - типичный. Сам поэт мыслит «масштабами» своих современников, вмещает в своём сердце их радости и боли, переживания и стремления. Все эти человеческие мысли и эмоции в истинной поэзии выступают в неповторимой форме, которая зависит от натуры, характера автора, его творческой индивидуальности.

Отрицая тождество личности поэта, необходимо отметить, что Александр Войтович относится к тем авторам, чей лирический герой в значительной мере близок самому автору. А такая автобиографичность лирического героя характерна для поэзии романтиков.

Думы лирического героя отражают искания поэта. Герой поэзии А. Войтовича менялся со временем, как и в действительности, расширялись горизонты автора, ведь он выражал своё отношение к более широкому кругу жизненных явлений, выявляя при этом своё «я».

Поэтому актуальность исследования определяется новизной языкового материала, взятого для анализа. Это тексты стихотворений Александра Войтовича, которые являются малоизученными в литературоведческом плане.

Новизна исследования заключается в выявлении процессов поэтизации, которые являются главным средством создания образа лирического героя.

Александр Иванович Войтович родился в городе Алдане в 1954году. Родители его, Иван Васильевич и Лидия Васильевна, приехали в Алдан, тогда он назывался прииском Незаметным, в 30х годах из Омской области. Семья была трудолюбивая: мама работала санитаркой в психиатрической больнице, отец - охранником. Кроме работы у них было много домашних дел - большой огород, козы, заготовка дров и т. д. Лидия Васильевна была очень сильным духом человеком, перенесла много невзгод, и поэтому, наверное, психически больные люди беспрекословно слушались ее тихого и мягкого голоса – успокаивались, ложились спать, принимали лекарства. Даже врачи, когда не могли успокоить разбушевавшегося больного, просили ее успокоить, и она, поглаживая по голове, говоря обыкновенные слова, успокаивала любого, и не надо было лекарств и усмирительных рубашек. Отец Александра участвовал в Великой Отечественной войне и имя его увековечено на монументе Победы в г. Алдане.

Александр был единственный сыном в семье, кроме него было еще три сестры: Капитолина, Вера и Любовь. Сестры были старше Александра, очень любили и баловали своего маленького братишку: оставляли ему свои конфеты, делали подарки. Жили они в своём небольшом доме на ул. Ортосалинской, что расположена у подножия Радио-горы, и все детство Александра прошло на этой горе: летом с соседскими ребятами собирали ягоды, грибы, шишки, пасли коз, зимой катались с горы на санках и лыжах

Мама Александра умерла рано, ему тогда было двенадцать лет. В дом пришла чужая женщина, мачеха. Саша с ней ладил, отношения у них были хорошие, и в дальнейшем очень тепло о ней вспоминал.

Учился Саша в школе № 3 на ул. Комарова, а также постигал музыкальную грамоту в музыкальной школе, играл на аккордеоне. Много лет он участвовал в школьном вокально-инструментальном ансамбле. И в дальнейшей жизни Александр не расставался с аккордеоном, играл на свадьбах, праздниках.

После окончания восьми классов Александр поступил учиться в Омское летное училище, приезжал в Алдан на каникулы в красивой курсантской форме, черной, с погонами, с золотыми пуговицами, в фуражке с кокардой, и все девчонки не отводили от него глаз.

После училища Александр работал в Алданском аэропорту диспетчером. В 1975 году он встретил свою первую любовь – Раису, вступил с ней в брак, сыграли веселую свадьбу. Через год родился сын Дмитрий. Прожив вместе пятнадцать лет, Александр и Раиса разошлись. Причиной этому послужило злоупотребление Александром спиртными напитками.

Прожив в одиночестве несколько лет, Войтович встретил большую любовь - Елену. Жили они вдвоем в небольшом домике, зимой топили печку, летом ухаживали за огородом, и было у них уютно и хорошо. Через несколько лет вновь произошел разрыв, который Александр перенес тяжело, очень страдал и мучился.

В жизни Александр казался незаметным, был он тихим, скромным, спокойным, очень мягким, светлым, добрым человеком. Никогда ни с кем не ссорился, не ругался, не спорил. На лице у него всегда была спокойная улыбка.

Александр был очень близок с природой. Он часто ходил в лес, но не рвать грибы и ягоды, а просто гулять, любоваться деревьями, листьями, травой, цветами, жуками, бабочками. В старых сухих корягах он видел животных, сказочных героев.

Очень любил А. Войтович свою собаку Багиру, которую он принес крохой в дом Елены. Александр ее баловал, играл с ней, разговаривал, ходил в лес, но никогда не ругал и не наказывал. Багира выросла, стала красавицей- овчаркой. И при расставании Войтовича с второй женой, Леной, собака осталась жить с ней, потому что там ее дом, отдельный двор. Когда Багира видела Александра, проходящего мимо, она просто сходила с ума: выла, лаяла, прыгала, падала на землю, каталась по ней. Пришлось Александру ходить другой дорогой. Очень он скучал по собаке, но не мог прийти даже попроведовать, чтобы не тревожить ее сердце.

У Александра была большая родня, куда бы он мог прийти в любой момент, но у всех своя жизнь, дела, заботы, проблемы, и он оставался одиноким.

И в 2004 году, в августе, скоропостижно скончался после сердечного приступа. Он умер, но о нём осталась светлая память в душах родственников и друзей. После смерти Александра сестра Вера выпустила сборник его стихов «Запах талого снега» в городе Якутске.

Глава 2. Понятие «лирический герой».

1. 1. Лирический герой.

Лирический герой - это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной жизни, людям. Своеобразие мироощущения, миропонимания поэта, его интересы, особенности характера находят соответственное выражение в форме, в стиле его произведений. Всякое личное переживание поэта лишь тогда становится фактом искусства, когда оно является художественно совершенным выражением чувств и мыслей, типичных для всяких людей. Чем более талантлив поэт, тем богаче его духовный мир, тем более глубоко он проникает в мир переживаний и других людей, тем больших высот достигает и в своём лирическом творчестве. Читая одно за другим стихотворениями поэта, мы при всём разнообразии устанавливаем их единство в восприятии мира, в характере переживаний, в художественном выражении их. В нашем сознании создается законченный образ-переживание, то есть состояние характера, образ духовного мира человека.

Художественные образы любого произведения, в том числе и лирического, обобщают явления жизни; через индивидуальное, личное переживание выражают мысли и чувства, характерные для многих современников. Лирике свойственны и обобщение, и художественный вымысел. Возникает образ лирического героя.

1. 2. Определение поэтизации

Для создания образа лирического героя автор использует разные изобразительно-выразительные средства языка (тропы и фигуры речи), а также поэтизацию слова в тексте.

Поэтизация определяется как явление, связанное с процессом расширения семантики (лексического значения) слова, с развитием его образности. Ведущим признаком поэтизации в стихотворении является расширение исходного значения слова в тексте (например, переход от нейтрального к поэтическому, высокому), развитием символического характера слова, придание слову эмоционально-экспрессивной окраски в результате сочетаемости стоящих рядом языковых единиц и через взаимодействие слова со всеми единицами текста.

Каждое слово содержит в себе несколько типов значений: исходное, культурно-историческое, поэтическое, индивидуально-авторское, которые могут быть в разной мере реализованы в произведении.

Глава 3. Образ лирического героя стихотворений Александра Войтовича и средства его создания.

Возможен ли вообще некий герой, кроме автора, в лирическом стихотворении? Ведь сущность лирического в искусстве – самораскрытие автора, поэт вкладывает в стихи свою душу, она живёт в его «мире». Истинный поэт самобытен, неповторим. Он говорит собственным языком, несмотря на то, что опирается на традиции предшественников и зависит в той или иной мере от действующих стихотворных норм своего времени. В стихах А. Войтовича мы слышим его собственный неповторимый голос, только ему свойственную интонацию. Так философски рассуждает поэт о своей жизни:

Совсем не так прожить хотел,

Свой мир, наполнив красотою.

Читателю сборника представляется, что автора невозможно отделить от героя. Кажется, что автор словно «растворяется», сливается с героем стихов. В стихотворении «Попутчица» герой-автор совпадает с героем - человеком, так как можно выделить автобиографические черты в произведении:

Я сегодня в пути,

Без пяти на часах,

И попутчица мне –

Эта дама в мехах.

Что касается интимной лирики, то и здесь Войтович не избегает автобиографизма: его личностное, субъективное начало сквозит во всех стихах, посвященных любимой. В стихотворении – посвящении Елене Р. , бывшей жене поэта, просматривается чувство вины, жалости и запоздалого прощения:

Прости обиды мне и зло,

Прости меня за то, что было,

За то, что быть ещё могло,

И что любовь моя остыла.

Здесь как бы стирается грань между автором и лирическим героем. Войтович не случайно использует приём повтора в последней строфе, этим самым ещё раз акцентирую внимание на былом, ушедшем, но не забытом:

Прости обиды мне и зло,

Прости меня за то, что было,

За то, что быть ещё могло,

И что любовь моя остыла.

В стихах А. Войтовича нет искусственности, фальши, надуманности. Его лирике присуща единственная в своём роде творческая подлинность и проникновенность, поэзия его живой жизни, она уходит в глубину личностного бытия.

Александр Войтович говорил о себе, что он больше лирик, чем романтик. Романтик создает придуманный мир, а лирик принимает мир таким, какой он есть. «Лирики – это те, кто поэтизирует окружающую действительность. Мне это очень близко» – писал поэт.

Поэтому лирический герой в стихах Александра Войтовича предстает человеком, поэтизирующим мир. Примером может служить стихотворений автора – «Вьюга».

Уже в первой строфе возникает образ вьюги, передающийся нам автором с помощью метафоры: «вьюга полощет». Вьюга – это стихия, которая приносит человеку страх, неуверенность в себе и различные негативные чувства. Но поэт находит с ней общий язык, обращаясь к вьюге:

Ах, вьюга белая, что можно сделать мне,

Чтобы на равных с тобой подружить?

И тут же делает вывод:

Хватит мне холода, да и не молод я,

Не полетать мне, не пошалить.

Поэт подготавливает слушателя к восприятию главной мысли стихотворения: самое важное в жизни то, ради чего человек живет, – это любовь, доброта и взаимопонимание, то есть то, что согревает наши души. Особую роль в осмыслении стихотворения играет слово «птица», которое поэтизируется автором. В стихотворении птица является символом воли и душевной свободы.

Лирический герой Александра Войтовича часто воспринимает мир контрастно. На антитезе построено и стихотворение «Мой город». Снег «белый» и «тёмный», «стужа» и «зной», «снегопад» и «июль». Герой верит, что хоть он уйдёт из жизни, но город его будет продолжать жить:

Будут кроны тополей

На «визиточке» твоей.

Не исчезнут никогда, в это верю!

Словно сотни белых мух

Вновь и вновь уронят пух,

Как июльский снегопад, твои тополя.

Категория времени играет важную роль в создании образа лирического героя, особенно в передаче его настроения.

Были у поэта такие периоды в жизни, когда он уходил в «загул», забывал всё и всех, потом страдал, мучился, просил прощение, но ничего не мог с собой поделать. В его «Пьяных стихах» лирический герой автобиографичен. Здесь снова раскрывается «диалектика чувств» поэта, в сомом образе лирического героя сочетается буйство с такими неизменными качествами, как душевная чистота и искренность. Отражая пьяный разгул, стихи показывают отношения лирического героя к этой человеческой слабости:

Вот пишу я «пьяные» стихи,

А пора б замаливать стихи,

Но гудит с похмелья голова,

Путаются мысли и слова

О своей слабости поэт говорит с долей горькой иронии в стихотворении «Под капельницей», называя себя «старым волком - одиночкой». Здесь автор и лирический герой едины:

Я в больницу пришёл подлечить

Свои нервы, разбитые вдрызг,

Свою душу пришёл осушить,

От пивных и от водочных брызг.

В стихотворении «Год перемен» Войтович пытается осмыслить жизнь, её круговороты, падения и взлёты, упоминает о своих грехах:

То я праведным был, то - пускался в грехи,

Во все тяжкие, что было мочи,

То – закат, то – рассвет, между ними – стихи,

Размышление и бессонные ночи.

И опять, кажется, что поэт подводит какую-то черту, итог жизни:

Что имел, то ушло, что нашёл – берегу,

В сердце мир я обрёл и свободу,

Но осталась любовь на другом берегу,

А река глубока и нет броду.

Замечательно стихотворение Войтовича о собаке «Любимой собаке Багире». Здесь, в воспоминаниях, как в кино, прокручивается его жизнь с близким другом:

Принёс домой щеночка маленьким,

Любил, ласкал и часто баловал.

А от жены мне доставалось за конфеточки,

Что для тебя в кармане я держал

И жизнь твою, подобно хрупкой веточке,

Спасал, как мог и как умел – берёг.

Вот такая неподдельная человеческая поэзия Александра Войтовича. Он не умиляется своим четвероногим другом, а вводит его в стихотворение как самое близкое поэту существо и просит прощение за разлуку:

Знаю, ждёшь меня, подружка серая,

То успокоишься, то опять скулишь.

В своих стихах поэт одушевляет всё: и речку, и вьюгу, и аккордеон, с которым не расставался до последнего дня. В стихотворении старый друг перед нами всплывает образ «друга», спутника – аккордеона:

Дремлет в старом футляре, пылиться

Старый друг мой – аккордеон.

Расскажи-ка мне, что тебе снится,

Почему затянулся твой сон?

Сколько раз вместе с аккордеоном Войтович веселил людей на свадьбах, гуляниях:

Я надеюсь, что всё же остались

В душах добрых людей мы с тобой.

Значит, жизнь не напрасно прожили.

Может быть, нам пора на покой?

И опять звучат грустные нотки в голосе поэта, снова предчувствие смерти:

На покой, мой дружок, путь – не длинный,

Чемоданы туда не берут,

Не смогу тебя взять я с собою

В свой последний и вечный приют.

В стихотворении «Тётушка-речка» лирический герой погружается в воспоминания и испытывает особую душевную боль, которая не проходит со временем. Это подчеркивается строками:

Теченья шум так завораживал меня,

Я уплывал с тобой неведомо куда

Перед нами проходит жизнь лирического героя, она течёт так же, как и река. Река когда-то была красива и сильна, а теперь «из быстрой речки превратилась в ручеёк». Так и жизнь лирического героя изменилась: «Студёным инеем покрылась голова». Мечты, надежды ушли и теперь жизнь несётся, «как в речку брошенный старательский лоток», который уже никому не нужен.

Прошлое нарисовано глаголами прошедшего времени: «играли», «гребли», «ушла», «сидел». Будущее неизвестно, а пока – настоящее: «Куст тальниковый, я ищу тебя, браток».

Лирический герой, стараясь избавиться от душевной боли, уходит в религию:

Поговорим, сестра, о жизни и о Боге,

О Господе о нашем, о Христе,

А третьим среди нас, как путник на дороге,

Пусть будет тот, кого распяли на кресте.

В значении повелительного наклонения выступает неопределенная форма глагола. Используя этот прием, автор стихотворения поддерживает решение лирического героя расстаться с прошлым, чтобы избавиться от тоски («И был вечер, и было утро»). Устанавливается даже конкретный срок – весна, то есть ограничивается время:

Мир прошлого отверг, как хлам, как старый мусор,

Ко мне пришла весна, и зацвела сирень!

И в этом лирическому герою помогает вера в Бога. В стихотворении «Моим церковным братьям и сёстрам» А. Войтович пишет, что его герой всё же находит в себе силы расстаться с прошлым:

Я с сыном Божиим в сердце не два дня,

Два года, так же как и с вами.

Уже два года он хранит меня

От зла, что властвует веками.

Каждое стихотворение – это фрагмент жизни лирического героя. И необходимо иметь талант, чтобы запечатлеть мгновение, всколыхнувшее в душе сильное чувство. «Снова буду тебя рисовать», - восклицает лирический герой в стихотворении «Наташе». Трудно, наверное, потому, что поэты и художники воспринимают этот мир по-другому, не так, как обыкновенные люди. Они чувствуют более глубоко, более тонко, более остро:

Ищут люди свою половину,

Кто находит, а многие – нет.

Как художник рисует картину,

Рисовал я тебя много лет.

Поэт не может воспринимать мир серым (определение «серый» становится эпитетом, так как через него выражается отношение к действительности). Он для него контрастен: «И зной, и стужа», «где найдёшь, ну, а где потеряешь». Этот мир и предназначение художника, творца заставляют лирического героя размышлять по-другому:

Так мыслят те, которым не знакомы

Тоска и колокольный звон в ушах,

Жизнь кажется горой металлолома.

Всё рушится и при смерти душа

То есть все видеть, слышать, чувствовать, быть причастным ко всему, что происходит. Он просто не может быть равнодушным:

Одни меня совсем не понимают,

Другие пальцем крутят у виска,

И важно меж собою рассуждают:

- Мужик, однако, тронулся слегка!

Стихи Александра Войтовича очень мелодичны, наверное, поэтому некоторые из них стали песнями. Учитель начальной школы Анатолий Владимирович Тузлуков написал музыку к стихотворениям «Осень 97-го», «Тётушка-речка».

Трепетное, бережное отношение к стихам усиливается приёмом олицетворения. Лирический герой обращается к видению как к живому существу:

Привет, мой друг! – узнал твоё дыханье,

Ну, пусть видение, ну, пусть всё это бред!

Не уходи, продли очарованье,

Давно с тобой не виделись, привет!

Часто используется автором приём сравнения: «настроение, как горечь рябинная», «опьянишь меня ласковым взглядом, ∕∕ как пьянит ароматом сирень», «как девичья коса, свет и тьма заплелись». Это ещё раз убеждает читателя в неразрывной связи поэта с самой природой, ветром, вьюгой, вызывающими в его душе отклик чувств мирных, тревожных, вплоть до трагических предчувствий.

Но поэт потому и поэт, что в душе его всегда живут вера, надежда, любовь – это та прочная основа, которая даёт силы лирическому герою, поддерживает его в минуты отчаянья.

Горестные думы уводят лирического героя в мир размышлений над «вечными» вопросами, к которым обращался поэт на протяжении всего творчества, а особенно – в последние годы. Лирический герой, сердце которого столько перетерпело в жизни, с горечью признаётся:

Что сказать, все мы ходим под Богом,

Жизнь швыряет нас, только держись!

И с надеждой говорит о том, что многое ждёт его впереди, думая об уходящей молодости, о её неповторимости:

Я ещё успею на поезд,

В тот вагон, что идёт в никуда,

Позади – неспокойная совесть,

Злые станции и города.

Часто слышатся в стихотворениях Войтовича элегические раздумья о быстротечности жизни:

День рождения, мгновение времени,

Саблей-молнией отсечено

В День Рожденья приму поздравления,

Вспомню вновь то, что было давно.

Жизни речка – река быстротечная,

Тихий омут меня миновал.

Да жизнь проходит, да мечты не сбываются, но желание жить сильно, и автор в последней строфе стихотворения «День рождения» решает идти до конца:

В День Рожденья с тоской и смятением

Постою у родного крыльца,

Помолюсь, оглянусь на мгновение,

Надо дальше идти. До конца.

Эти философские размышления приводят поэта к драматическим выводам. Думая о смерти, он пишет о несбывшихся мечтах, об ушедшей молодости, о невозможности что-то вернуть, исправить, изменить:

Скажи-ка, жизнь, мне, не солги,

Что оставляю за собою?

Стихи, да песни, да долги,

Двух сыновей, что не со мною?

И в этом же стихотворении как завещание или просьба звучат слова, обращённые к одной из сестёр:

Сестра, на холм мне положи

Букет подснежников пушистых

И не печалься, не тужи,

Что жизнь промчалась слишком быстро

Создавая образ лирического героя, Александр Войтович использует разнообразные изобразительно-выразительные средства языка (тропы и фигуры речи), а также процессы поэтизации слова.

Лирический герой Александра Войтовича – поэт - лирик, влюблённый в стихи и в жизнь. Он поэтизирует действительность, сравнивая бытовые и «высокие» реалии: «осень, осень, собака жёлтая» («Осень»), «черны те пропасти и рвы» («Ночь»), «личной жизни осколки всё клеил» («Год перемен»). Традиционным для поэта становится приём олицетворения природных явлений и предметов: «снег идёт, плывут дороги» («Осень 97-го»), «белоснежная скатерть лежит» («Ромашковый пир»), «запах талого снега заметает седые следы» («Весна»), «как пьянит ароматом сирень» («Пророчество»).

Лирический герой – это человек с философским взглядом на жизнь. Но часто он воспринимает жизнь контрастно: большинство текстов Войтовича построено по оппозиционному принципу, что характерно для поэта вообще. И всё же его мир многоцветен и ярок: «снег хрустальным станет, скрипнет под ногами», «тополь листья скинет, до весны застынет» («Осень 97-го»), «будем пить иван-чай и закусывать мёдом твоим» («Ромашковый пир»), «куст тальниковый», «студёный иней» («Тётушка - речка»), «дремлет в старом футляре, пылится старый друг мой - аккордеон» («Старый друг»).

А. Войтович был далеко не простым человеком. В нем уживались, казалось бы, несовместимые черты – кротость, доброта, даже всеприятие и острая тревога, угрюмость, подчас даже злой гнев, короче говоря, свет и тьма. Правда, тяжелые и тёмные свойства его души по-настоящему развязывало вино. Поэт не скрывает, а признаёт этот недостаток в своих «пьяных стихах»:

Жизнь моя, как солнышко по кругу:

То светло, то сумерки да мгла,

Водка моя скверная подруга,

Нынче что-то крепко обняла.

Поэт обнажает эту сторону своей жизни, горько раскаиваясь:

Жизнь моя – матросская тельняшка,

Белою да черной полосой,

Вот опять наполнена рюмашка

Злой сорокоградусной водой!

Александр Войтович жил трудно, даже мучительно трудно. Я говорю об его внутренней, духовной жизни, хотя внешние условия его быта складывались нормально. Это о себе, о своей жизни он пишет в стихотворении «Под капельницей», сравнивая себя с волком-одиночкой:

Старый волк-одиночка поджал

Хвост, когда-то пушисто блестящий,

На последнем дыханье бежал

По тропе, в никуда уходящей.

Ушёл он из жизни рано, скоропостижно скончавшись в 50лет. Внешние обстоятельства его жизни не могли снять или хотя бы ослабить противоречия, владевшие его душой. В одном из стихотворений есть такие строки:

Пусть не станет меня, и на этой земле

Дождь пройдет, и следы мои смоет

В них остро ощущается ритм бытия поэта, философское отношение к течению жизни на земле, осознание себя, как пылинки, в этом бренном мире:

Я - пылинка в масштабах Вселенной

Заключение

Результатом исследования стихотворений Александра Войтовича и выявления роли изобразительно-выразительных средств языка в создании образа лирического героя является следующая схема:

Рассматривая проблему соотношения автора и героя в лирике, проанализировав стихотворения поэта, сопоставив их с периодами жизни автора, можно сделать вывод, что герой- человек совпадает с автором-человеком. Александр Войтович был человеком добрым, мягким, ранимым, и лирический герой его стихов такой же страдающий, испытывающий мучительные переживания, живущий без фальши и искусственности.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)