СМИ  ->  Периодика  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Кому на Руси жить. Движение скинхедов

Людям, пережившим кошмар фашизма, это кажется дикостью: свастика на улицах российских городов, выброшенные в фашистском приветствии рука, искаженные злобой лица. Они называют себя русскими патриотами, любят рисовать свастику, как славянский символ солнцеворота, и убивают людей с другим цветом кожи, а так же тех, кто, по их мнению, позорит нацию.

Они называют себя «Белые братья». Почему «белые»? Да потому что людей с другим цветом кожи они не признают. Они считают, что вправе проводить «чистку» в наших, российских, рядах, и определять, «кому на Руси жить» Они (а их на сегодняшний день, по данным Генпрокуратуры, в нашей стране более 60 тысяч человек) относятся к самой агрессивной группе неформалов – скинхедам.

К скинхедам в нашем обществе не самое лучшее отношение благодаря их деятельности. Да, «бритоголовые» очень жестоки, но эти ребята не просто подростки, которые пытаются как-то обратить на себя внимание, они приверженцы идеологии и политики национализма. А это серьёзно

14 февраля 2009 года в День Валентина группа, состоящая из 25-30 человек, выкрикивая националистические лозунги, напали на двух девятиклассников – Тагира и Сулеймана. Избивая 15-летних парней, группа разъярённых подростков остановилась только тогда, когда кровь залила тротуар, и Сулейман, накрыв своим телом лежащего без движения друга, стал кричать, что он не дышит. Подобное случается всё чаще и чаще. Это внушает ужас, вперемешку с удивлением и страхом. Что это за группы фанатиков? Какие идеи их объединяют? Почему эти люди избивают, мучают и убивают? Чем это вызвано? Какие цели они преследуют? Кто они? Друзья или враги России?

В России уже достаточно давно стоит вопрос, точнее проблема национализма. Одним из источников этой проблемы и является движение скинхедов («бритоголовые», от английского skin-кожа, head-голова).

Актуальность выбранной темы определяется тем, что националистические настроения становятся все более популярными в подросково-молодежной среде. К скинхедам чаще всего приходят учащиеся ПТУ или неработающие молодые люди, подростки, за которыми не уследили родители. Идеология бритоголовых отлично заполняет пустоту в их головах — разом появляется цель, система ценностей и «товарищи по борьбе». Они получают удовольствие уже оттого, что заставляют окружающих не просто считаться с собой, а бояться. Скинхеды чувствуют свою безнаказанность.

Конечно, власть пытается бороться с этим злом. К примеру, относительно недавно, 20 октября 2006 года, Государственная Дума приняла закон о том, что за совершение акта вандализма или надругательства над захоронениями, а также изготовление фашистской атрибутики – свастики, кельтского креста – будет даваться три года лишения свободы. Есть и другие документы, направленные против национализма. Но практика показывает, что к уголовной ответственности привлекаются единицы бритоголовых.

1. Зарождение движения скинхедов

В первой половине 80-х наци-скины появились в Скандинавии, Голландии, ФРГ, Австрии, США, Канаде, Австралии. В середине 80-х – во Франции, Бельгии, Дании и Швейцарии. Правда, в США первые скинхеды завелись еще в 70-е. Расистами они не были – были смешанные по расовому составу группы, были группы скинхедов-белых, скинхедов-негров, скинхедов-пуэрториканцев, скинхедов-евреев, скинхедов-латиноамериканцев. Все мирно уживались и долго недоумевали, почему в СМИ о скинах говорят как о фашистах. Но году к 1984-му и в США появились группы наци-скинов.

В 1986 г. нацистская организация «Белое арийское сопротивление» во главе с Томасом Митцгером, насчитывавшая 2 тысячи членов, поставила себе задачей создать в США мощное движение наци-скинов. Митцгер послал своих людей в Англию учиться у Национального фронта. Те вернулись – и вскоре в крупных городах США появились многочисленные, связанные между собой группы наци-скинов.

В Европе форпостом движения наци-скинов стала ФРГ. В ФРГ банды наци-скинов, как правило, уже сознательно формировались неофашистскими организациями – зачастую из групп футбольных фанатов.

Если британские или американские наци-скины были известны избиениями чернокожих и азиатов, то немецкие скинхеды сразу прославились убийствами. Жертвами западногерманских скинов были, как правило, турки и курды – гастарбайтеры (иностранные рабочие), которых в ФРГ в 80-е насчитывалось (вместе с семьями) до 3,5 миллионов.

Очень быстро германское скин-сообщество превратилось в самую «политически грамотную» скин-тусовку в мире. Германские наци-скины неоднократно устраивали массовые акции чисто политического (неонацистского, а не стихийно расистского) характера: во Франкфурте-на-Майне они нападали на профсоюзные митинги и демонстрации, в Дуйсбурге громили штаб-квартиры местных антифашистских организаций, в Гамбурге однажды устроили многочасовую осаду Дома молодежи района Хамм, в котором, помимо немцев, собирались греки, португальцы и югославы (то есть вовсе не негры и не азиаты). Лозунги «Зиг хайль!» и «Смерть Рот-фронту!» стали у германских наци-скинов излюбленными.

Власти обратили внимание на наци-скинов только в 1987 г. – по требованию церковного руководства. Поводом послужил погром, устроенный скинхедами в августе того года в 20-тысячном баварском городке Линдау во время церковного праздника в городском соборе св. Стефана. Причиной нападения на собор и верующих был отказ городского совета Линдау предоставить муниципальный зал для проведения съезда неонацистской организации «Союз немецкого народа». В результате возникшего скандала (международного – в дело вмешался Ватикан) полиция несколько «поприжала» наци-скинов.

Однако после падения Берлинской стены и включения ГДР в состав ФРГ движение наци-скинов пережило в Германии новый расцвет. «Восточные земли» ФРГ (бывшая ГДР) после интеграции оказались в глубочайшем экономическом кризисе – и повторилась британская история: озлобленные, отчаявшиеся, лишенные всяких надежд на лучшее будущее безработные восточногерманские подростки массами вербовались в скин-группы и вымещали свою злобу и отчаяние на иностранцах. За счет наци-скинов из «восточных земель» неонацистские группировки ФРГ удвоили, утроили, а некоторые и удесятерили свою численность. Германские неофашисты стали считаться во всем мире «спецами» по работе с молодежью, а Германия 90-х печально прославилась поджогами общежитий иммигрантов.

После краха «Восточного блока» скинхеды появились в Польше, Чехии, Венгрии, Хорватии, Словении, Болгарии. Особенно много наци-скинов в Чехии и Хорватии. Здесь жертвами их террора обычно становятся цыгане. В Чехии насилие скинхедов над цыганами стало постоянным фоном общественной жизни. Однажды наци-скинам удалось устроить даже форменный цыганский погром, а 20 цыган погибли страшной смертью – были облиты бензином и сожжены заживо. В Хорватии дело дошло до того, что из страны, спасаясь от скинхедского террора, бежали практически все цыгане (впрочем, в Хорватии наци-скинам покровительствовал президент Туджман, известный своими симпатиями к фашизму)

2. Классификация скинхедов

"А зачем их классифицировать? - задаст вопрос неискушенный читатель, - все скинхеды одинаковые. " И будет неправ. Это только на первый взгляд все скины одинаковые, на самом же деле движение делиться на несколько течений, внутри которых существуют ещё и определённые группы.

Движение делиться на три больших течения, это правые, левые и traditional skinheads.

В свою очередь правые делятся на НС (национал-социалисты) и WP (white power) скинхедов. Разделение между ними весьма условно. И те, и другие являются сторонниками расизма и национализма, слушают одинаковую музыку (Oi, RAC) да и различить их практически невозможно. Основной организацией является Blood and Honor (Честь и Кровь). Это самая крупная наци-скинхед организация. Сейчас в одной только Германии число её членов перевалило за 8 тысяч человек! Главный лозунг – «Власть белым», а главные враги – наркоманы, гомосексуалисты и «неправильные» скинхеды. Символ – чёрная свастика из трёх лучей на красном фоне.

Левые скины представлены анархистами, анархо-коммунистами и т. д. Существует известное течение левых скинхедов - S. H. A. R. P, ( Skinheads Against Racial Prejudice) скинхеды против расовых предрассудков. Это течение возникло в 1987 году в Нью-Йорке, чтобы развеять слухи о нацистской направленности движения. Сейчас «шарповские» ряды насчитывают несколько тысяч бойцов по всему миру. Сторонники S. H. A. R. P. есть в Китае и Японии. И туда бритоголовые добрались!

R. A. S. H. (Red Anarhy Skinyeads –«Красные анархо-скинхеды») – ещё одна известная группировка. Родина- всё тот же Нью-Йорк, где в 1993 году группа самых активных «шарповских» деятелей решила отделиться от старых товарищей. Сейчас «рашевская» сеть распространилась по всей Северной и Южной Америке, Европе и Азии. В отличие от наци-скинов, «красные» скинхеды воюют не с иностранцами, а с капитализмом. Именно они составляют главную ударную силу знаменитых хулиганов-антиглобалистов. Символ организации – круг с тремя стрелами («Свобода, равенство, братство»), увитый лавровым венком.

Существуют и такие, которым абсолютно безразличны национализм, коммунизм и вообще политика. Такие скинхеды называют себя traditional skinheads и одинаково плохо относятся к правым и левым, считая, что они предали идеалы движения, занявшись политикой. Это движение иногда называют 8рю1-69(дух-69), так как 1969 год-год расцвета скин-движения в Англии.

В принципе, внешний вид скинхедов разных течений мало, чем отличается: бритая голова (вариант - короткий ёжик), куртка пилот (бомбер), тяжёлые армейские или фирменные 6oтинки (Grinders, Camelot и т. д. ), подкатанные или заправленные в ботинки джинсы. Встречаются ботинки с белой или красной шнуровкой.

Нетрудно догадаться, что дружбы между разными течениями не наблюдается, и нередко между их представителями происходят драки. Но это уже совсем другая история.

3. Скинхеды в России.

Русские скинхеды называют себя «бритоголовыми». В России бритоголовые появились в 1991 году. «Первопроходцами» были учащиеся московских и ленинградских ПТУ и техникумов.

К середине 90-х их численность перевалила уже за 1000 человек. Их субкультура и идеология становятся заметным явлением в мире российского политэкстремизма правого толка. В движении наметился определённый рост и оживление. В Москве стал выходить журнал «Под ноль» - первый в России печатный орган движения.

С 1994 – 1998 годов в среде бритоголовых произошел гигантский скачок в численности и организованности. Их общее число увеличивается в несколько раз. В Москве и Петербурге появляются довольно крупные группировки. В Москве в 1998 году насчитывается около 20 объединений. Активность скиндвижения приобретает катастрофические размеры, чаще происходят столкновения с иностранцами.

Скинхеды называют себя солдатами Третьей Мировой войны, уже вступившими в войну. Их группировки многочисленны и опасны. Согласно исследованиям социологов, в России сейчас не менее 50 тысяч «скинов», объединившихся, чтобы поддержать «чистоту нации».

Для того чтобы понять сущность и идеи скин-движения в России, необходимо рассмотреть его состав, используя классификацию журналиста С. Беликова, изложенную в его статье «Бритоголовая культура».

На конец 90-х годов самым крупным скин-объединением была «Русская цель» Семена Токманова, она насчитывала около 150 активных членов. «Русская цель», пожалуй, единственная организация, слившаяся с политической партией – Народной национальной партией (ННП). Лидер партии А. Иванов не единственный, кто призывал скинхедов под свои знамена как опору партии. Подобные попытки предпринимали также А. Баркашев (РНЕ), К. Касимовский (лидер «Русского действия»), Юрий Беляев (Партия Свободы). Но особенностью скин-движения является то, что оно не желает подчиняться «посторонним вождям», предпочитая обходиться собственными силами.

На сегодняшний день у скинхедов в России организующего центра нет. Существуют различные группировки, делящиеся по территориальному признаку (московские, питерские, тюменские и т. д. ), но они неспособны, хоть как-то консолидировать действия «скинов», руководить ими. В этих группировках отсутствует какая бы то ни было структура, нет руководителя, есть лишь местные лидеры, к решениям которых прислушиваются, но не более того. Это скорее группы, просто «клубы по интересам», числом до 100 человек (хотя почти все из них утверждают, что в их группе – несколько сотен участников). Единственная известная на данный момент российская группировка скинов, имеющая реальный вес в среде скинхэдов – «Скинлегион». В 1998 году две группы московских бритоголовых “Белые бульдоги” и “Лефортовский фронт” создали крупное скин-объединение в Москве – “Объединенные бригады 88”. «ОБ» - сокращение, принятое у членов «Объединенных бригад», сразу же развили бурную активность на информационном фронте. Именно они издают журнал “Белое сопротивление”. Они также создали в Интернете сайт “Русские бритоголовые”.  

«Сегодня в России, по минимальным оценкам, насчитывается 60 тысяч скинхедов», - считает эксперт Международного бюро по правам человека Семён Чарный.

Но, возможно, что настоящее число сторонников движения скинхедов может оказаться больше.

4. Идеология бритоголовых

Мировоззрение скинхедов включает в себя как идеологические догмы, так и элементарные социальные теории, а также правила поведения в той или иной ситуации.

Базовая идеология среднестатистического участника скинхедовского течения – это неукротимая агрессия ко всему тому, что выходит за пределы узкого мирка группы и того, что остаётся недосягаемым для сознания примитивной, экстремистски настроенной, бескультурной молодёжи.

В их идеологии присутствует крайняя форма расизма, выражающая в открытом выражении неприязни и ненависти по расово-национальным особенностям как путём лозунгов, воззваний, надписей, рисунков, символики, так и путём прямых действий, стычек, открытых столкновений, массовых драк, акций устрашения. Все эти действия обращены на представителей негороидной и азиатской рас. Но в принципе от рук бритоголовых может пострадать всякий «не русский» человек «не славянской» внешности, с более или менее тёмным цветом кожи.

Имеет место экспрессивно выраженная ксенофобия (неприязнь к иностранцам), ключевым образом по расовому признаку, особенно к иностранцам-иммигрантам (беженцам и прочим). В последнее время наметилась тенденция к презиранию украинцев, как представителей «тёмных» динарской и альпийской рас. Агрессивная ксенофобия выражается в оскорблениях и насильственных действиях. Всё это мотивируется тем, что засилье иностранцев приведёт к тому, что они воздвигнут в России своё государство, где русские будут лишними.

Главное в их идеологии – это национализм, превозношение своей нации как нации, стоящей выше всех других рас. Одновременно национализм бритоголовых проявляется в смысле гордости и ощущения превосходства именно своего народа, своей нации. Гордость затрагивает также и обычаи, и традиции своей страны и своей национальности.

5. Скинхеды и Амурская область

Движение скинхедов в России имеет всё больший размах. Эта проблема долгое время лишь слабым отголоском задевала нас. Теперь же она неотвратимо набирает силу и в Амурской области.

Самое громкое дело с националистической «окраской» - жестокие нападения на Китайцев в Благовещенске. Трое скинхедов получили в ноябре 2005 года на всех почти 15 лет лишения свободы. Во время расследования при обыске у них была изъята литература и видео, диски националистического толка. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, совершённое из хулиганских побуждений, по мотиву национальной ненависти – такова формулировка статьи, по которой осуждены подростки.

В ночь с 5 на 6 февраля 2006г в дискобаре произошла драка между россиянами и китайцами. Пяти российским туристам понадобилась госпитализация, а один из участников драки получил смертельный удар ножом в висок. Избиение китайских торговцев в Благовещенске рассматривали как месть за пострадавших туристов в Хэйхэ.

Также было заведено дело по факту межнациональной ненависти на членов амурского отделения «Союз русского народа», которые на митинге агрессивно высказывались против еврейской нации.

В марте 2008 года трое благовещенских парней были обвинены в вандализме. Они с помощью трафарета и аэрозольного баллончика нанесли оскверняющие надписи «WHITE POWER” («Власть белым») и немецкую свастику в виде креста на памятник в честь награждения Амурской области орденом Ленина, а также осквернили здание УФСБ России по Амурской области, путём нанесения изображения немецкой свастики. Подобного беспредела им не простили. Против скинхедов было заведено уголовное дело.

В одном из выпусков «Амурской правды» говорилось о том, что в Приамурье появился новый вид распространения националистических идей. Штампами голубого цвета – «Нас спасёт национализм» - были «украшены» купюры. Деньги – это не просто дензнак России, это атрибут государственности. И теперь они превратились в форму подачи национальной идеи. Буквы высотой около 4 миллиметров были чётко пропечатаны и выполнены в голубом цвете, из-за чего сразу бросались в глаза. «В надписи на дензнаке, вероятно, можно усматривать признаки разжигания национальной розни, за которую предусмотрена уголовная ответственность. В частности, по статьям 280 УК «Публичный призыв к осуществлению экстремистской деятельности» и 282 УК «Возбуждение ненависти либо вражды (национальной, расовой и религиозной), а равно унижение человеческого достоинства», - считает начальник следственной части УВД области.

15 ноября 2009 года в Благовещенске был завершён суд над 30 членами банды, которые держали в страхе всю область. Этот процесс называют самым масштабным делом в истории судебной системы Амурской области.

Совсем недавно возле Центрального универмага Благовещенска была проведена манифестация, в которой приняли участие в общей сложности 50 активистов движения скинхедов. В припаркованной неподалёку машине были обнаружены листовки с фашистскими призывами, портреты Гитлера, Муссолини.

Есть и другие случаи в Амурской области, связанные с преступлениями на почве ксенофобии и национализма. Это и «украшение» заборов, автобусных остановок, зданий Благовещенска и других территорий с призывами националистов. Это и презрение, оскорбления, нападения и убийства на граждан Китая и на лиц «не славянской» внешности.

Сложно сказать, сколько неформалов-скинхедов у нас в области, но они, безусловно, есть.

У амурских скинов есть свои примеры для подражания, кумиры, так сказать. Самый яркий из них - Константин Родзаевский , который родился в Благовещенске в 1907 году. Этот патриот в 18 лет покинул свою родину, чтобы в будущем стать одним из лидеров русской фашистской партии, объединяющей русских эмигрантов в Маньчжурии. Он планировал освободить российский народ от советской власти, сотрудничал с японцами, которым русские фашисты были нужны для шпионажа и диверсий в СССР. Правда, ближе к сорока годам он рассмотрел в сталинизме «российский фашизм» и даже написал об этом вождю, надеясь, видимо, на прощение и хорошую жизнь по возвращении на родину. Однако руководители страны Советов не оценили его новые взгляды, и в 1946 году будущего кумира благовещенских скинхедов расстреляли. Так и не удалось ему сделать национализм официальной идеологией России. Зато сегодня желающие продолжить его дело находятся едва ли не в каждом русском городе. В том числе и в городах Амурской области.

Амурские отделения партий объединяются для борьбы с национализмом. Противодействовать национализму, ксенофобии и религиозной розни решили амурские отделения политических партий и общественных организаций. Антифашистский пакт уже подписали 14 объединений. Инициатива принятия подобного документа пришла из Москвы и связана с последними всплесками межрелигиозной розни.

Также в России существует трёхлетняя программа по профилактике и борьбе с преступностью несовершеннолетних, которую разработали на самом высочайшем государственном уровне. На эту программу Амурской области выделили 18 миллионов рублей. Безусловно, эта программа поможет если не остановить, то хотя бы снизить страшные показатели.

«Самое страшное, что сегодня слово «патриот» среди молодёжи стало чуть ли не ругательством. Кто у нас сегодня в «героях»? Золотая молодёжь на крутых машинах, которые устраивают гонки по главной улице в Благовещенске, а сотрудникам ГИБДД до этого дела нет. Пьяная молодёжь разгуливает с пивом, сигаретами. Страшно пройти. Сегодняшним подросткам нужно помочь определиться с целью, указать направление движения, создать новую идеологию», - высказался один из активистов амурского отделения движения «Российский союз молодёжи».

5. Отношение современной молодёжи к скинхедам

Чтобы выяснить, как относится современная молодёжь к движению скинхедов, можно зайти на форум скинхедов.

«Я думаю, каждый вправе выбирать себе культуру, и личная жизнь каждого из нас не касается. Просто нельзя избивать парня за то, что он не русский. И откуда в скинхедах столько агрессии? Шли бы лучше в горячие точки»

«Нужно об этом говорить, чтобы скинхеды чувствовали всеобщее презрение»

«Нельзя судить человека по национальному признаку»

Эти и многие другие высказывания молодых людей можно прочитать на форуме скинхедов. Хотя есть немало высказываний тех, кто поддерживает бритоголовых, и не видят ничего предосудительного в их действиях. «Подумаешь, девочку таджикскую убили! Как наши, русские, погибают за границей, так СМИ молчат, а тут какую-то девочку одну убрали, так сразу паника поднялась» - это слова одного обычного (на вид), приятного с первого взгляда парня. Нашего сверстника, который живёт и учится в Благовещенске.

В нашей школе был также проведён опрос среди учащихся старших классов об их отношении к скинхедам.

Один из благовещенских скинхедов согласился дать интервью газете «Молодёжка», в котором рассказал о том, что его привело в подобную группировку.

Заключение

Исследовав историю возникновения неформального движения скинхедов, их идеологию, ветви скинхед-движения, а также причины проникновения скинхедов на территорию России, можно сделать соответствующие выводы:

- на сегодняшний день данная тема освещена в различных источниках (интернет-сайты, периодические издания, специальная литература);

- анализируя националистическое движение скинхедов в современном мире, можно говорить о том, что в России, к сожалению, движение скинхедов растёт с большой силой; подростки, которые подвержены ксенофобии, объединяются в группы, деятельность которых внушает удивление, ужас и страх; сколько их на самом деле не знает никто, хотя предположительно считается, что на территории России (в том числе и в Амурской области) скинхедов более 60 тысяч. А может быть и более

- опрос среди учащихся старших классов о неформальном движении скинхедов показал, что все опрошенные знают, кто такие скинхеды; большинство из них отрицательно относятся к подобным группировкам, но есть и такие, кто поддерживает идеи скинов, считая их друзьями, а не врагами России; запретить движение скинхедов учащиеся старших классов не считают нужным, т. к. каждый вправе выбрать свой путь в жизни; половина опрошенных замечали за собой проявления «бытового расизма», но в подобную организацию не вступили бы;

- среди причин, породивших такую позицию молодёжи, стоит отметить, прежде всего, усиление миграционных процессов, территориальные особенности, рост конфликтов культур и этносов, война в Чечне, терроризм, ухудшающиеся условия жизни в нашей стране, маленькая зарплата, высокая концентрация иностранцев в торговле и бизнесе, а также разрушение системы воспитания молодёжи;

- влияние, которое оказывает скин-движение на общественность, является негативным; стоит отметить хотя бы тот факт, что российские националисты выбрали своим идеалом немецкое государство Третьего рейха, а символикой – свастику, чем отталкивают от себя большие слои населения.

Кому на Руси жить? А зачем нужно проводить какой-либо отбор? Ведь люди разных национальностей вполне могут уживаться друг с другом. Главное, нужно научиться уважать обычаи и традиции друг друга. Национализм чужд менталитету русского народа, привыкшего жить в многонациональной стране, он свойственен определённой части населения России. В. В. Путин в одном из своих выступлений сказал: «Те, кто в последней выборной компании использовал националистические лозунги, подобные «Россия – для русских», это либо непорядочные люди, а значит, просто придурки, либо, это провокаторы». И мы, здоровая молодёжь, во всех смыслах этого слова, вместе, можем и должны вылечить наше общество от страшной заразы – неонацизма.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)