Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Жизнь князя Дмитрия Пожарского как пример служения Отечеству

Выступая на церемонии вручения государственных наград в Кремле в октябре 2005 года Владимир Путин отметил, что истоки праздника День народного единства «восходят к славным и героическим событиям 1612 года».

Что мы знаем об этих людях, живших так давно? Откуда они родом, почему Кузьма Минина и Дмитрия Пожарского называют спасителями России? Каков их жизненный путь? В чем состоит их подвиг? Почему именно им установлен памятник на Красной площади в Москве?

Попытка найти ответы на эти факты, их изучение, результаты побудили провести данное исследование.

В связи с вышесказанным была сформулирована тема исследования: «Жизнь князя Дмитрия Пожарского как пример служения Отечеству».

Гипотеза исследования: в рассказе о личности Пожарского и его роде, найдутся доказываемые в работе описания событий, которые и выдвинули князя Дмитрия Михайловича Пожарского на передний план в истории государства как незаурядную личность, талантливого полководца, крепкого и непоколебимого служителя родной Отчизне.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

В результате проделанной работы выявлены, систематизированы и обобщены данные о жизненном пути одного из спасителей Отечества князя Дмитрия Пожарского.

Таким образом, новизной этой учебно-исследовательской работы можно считать систематизацию, обобщение относительно программных знаний ученика.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в результате проведенной работы систематизированы данные о жизненном пути князя Дмитрия Пожарского, которые могут использовать как учащиеся, так и учителя в своей работе.

7 2. 1. Историческая родина князей Пожарских.

Сведения о Пожарском уделе – владениях первых князей Пожарских – в исторической литературе немногословны, и о месте его расположения писалось неопределенно.

Князья Пожарские всегда являлись заметными вкладчиками в самый знаменитый в соседстве с их вотчинами Суздальский Спасо - Евфимьевский монастырь: селами, образами, книгами, утварью.

Князь Дмитрий Михайлович родился 1 ноября 1578 года в 12 км от современного г. Коврова в теремке деревни Сергово, одной из водчин Пожарских.

Вотчина Мугреево была получена его отцом, Михаилом Феодоровичем Глухим, за участие в походах царя Иоанна Грозного на Казань и в Лифляндию.

Дмитрий Пожарский детские годы провел в родовом имении Мугреево (Богоявленское, Дмитриевское) на реке Лух, воспитываясь вместе со старшей сестрой Дарьей и младшим братом Василием. Рядом с этим селом позднее образовалось село Мугреево - Никольское, получившее свое название в XIX веке от церкви святителя Николая, построенной в селе.

Дед по матери, Иоанн Берсень, был духовным сыном преподобного Максима Грека, владел обширной библиотекой, собирая древние церковные книги, а также произведения греческих писателей в переводах на русский язык.

Большое влияние на личность Дмитрия оказала его мать Мария Феодоровна, которой пришлось все заботы о семье принять на себя на долгие времена — супруг Михаил Феодорович умер в 1587 г. Она управляла делами твердо и умело, не теряя присутствия духа. Мария Феодоровна являлась личностью незаурядной - умной, образованной, сильной. В 1602 г. ей была оказана честь - жить во дворце, в царских палатах, куда ее взяли в качестве верховой боярыни при дочери Годунова Ксении Борисовне.

С ранней юности князь Дмитрий Пожарский владел оружием и познавал воинскую науку. Его мать чадам своим привила любовь к чтению, благоговейное отношение к фолиантам духовной и исторической литературы.

Уже с пятнадцати лет Дмитрий начал службу при государевом дворе. Однако в течение почти двадцати лет с 1597 г. князь прослужил при дворе царя Феодора Иоанновича в невысоком придворном чине - всего лишь «стряпчего с платьем». Будучи царедворцем, молодой Пожарский нес службу честно, довольствовался тем, что имел. В 1604 г. царь Борис Годунов его перевел из стряпчих в стольники. Воин и защитник по натуре, князь при новом государе сразу же избрал ратное дело. Снарядившись для служения в полку, он отправился охранять западную границу Отечества. На юго-западном направлении России крымские татары часто тревожили русские рубежи. Пожарский пробыл там пять лет, командуя отрядом стрельцов. Он тогда впервые был серьезно ранен в колено и стал прихрамывать, получив прозвище Хромой (за свою славную жизнь Пожарский был ранен многократно).

2. 2. Дмитрий Михайлович Пожарский - активный участник борьбы с поляками.

Дмитрий Пожарский оставался при дворе и после времени правления Бориса Годунова - как при Лжедмитрии I, так и при «боярском царе» Василии Иоанновиче Шуйском.

20 июня 1605 г. заговорщики, объявившие Лжедмитрия I русским царем, торжественно привезли его, окруженного польским войском, в Москву. Тогда по городам и селениям Руси распространялись грамоты, призывавшие к крестному целованию - знаку верности новому государю. Неискушенный народ и значительная часть боярства (особенно из опальных во времена царствования Годунова), многие дворяне, в том числе и стольник Дмитрий Михайлович Пожарский, присягнули самозванцу. Народ повалил к новому царю толпами. Шли духовенство, монахи, купцы, посадские люди, крестьяне. Лжедмитрий принимал хлеб-соль от бедноты.

Пожарский при нем, и позднее, при царе Василии Шуйском, старался держаться в тени, что было свойственно ему и прежде. Придворная жизнь всегда тяготила его. Но воинский долг и обязанности по государственной службе он исполнял честно и свято, о чем свидетельствуют все дальнейшие события его жизни.

Во время воцарения в России первого из самозванцев многие из приближенных к царскому престолу стремились, в отличие от Пожарского, к высоким чинам и даже их домогались, пытаясь использовать ситуацию в свою пользу.

Прибывшие с самозванцем Лжедмитрием поляки вели себя нагло и безнаказанно - и в Москве, и в других занятых ими городах. Грабили, пытали и убивали людей, издевались над обычаями наших предков. В частности, истязаниям подверглись и погибли архиепископы Феоктист Тверской, Иосиф Коломенский, Сергий Смоленский, митрополит Исидор Новгородский. В Польшу было отправлено несметное количество награбленного - деньги, драгоценные камни, ювелирные изделия.

Ватикан ждал, когда в Московском государстве будет официально объявлено католическое вероисповедание. Польский и шведский король Сигизмунд III (1566-1632) и его окружение требовали присоединения западных русских земель к Речи Посполитой. Положение Джедмитрия I становилось критическим: он не спешил выполнять все условия своего прежнего договора, хотя, принимая католическую веру, заверял, что подчинит Русскую церковь Риму.

Между тем в народе истощенной голодом и разбоями страны зрели мятежные настроения. Не только в Москве, но и в других городах и селах стали открыто говорить, что на царском престоле находится не сын и наследник царя Иоанна Грозного, а Лжедмитрий. Стал рассматриваться вопрос о переходе Московии в состав Польши в качестве провинции.

Не оставлял своих намерений царствовать и Лжедмитрий II. В этих условиях бояре вновь пошли на измену. Они согласились признать московским царем Владислава, если тот примет православие и женится на русской.

Всю зиму 1610/11 г. бесчинствовали в Москве польско-литовские паны. Вооруженные отряды захватчиков громили окрестные города и села. Кроме того, начались осложнения в российских отношениях со шведами, которые вторглись в Карелию в начале 1611 г. и захватили Новгород.

Росло недовольство населения всей России. Патриарх Всероссийский Гермоген обличал иноземцев и изменников в своих проповедях. С конца 1610 г. рассылал он грамоты по всей стране, призывая народ «королю креста не целовать» и бороться против засилья поляков. Тогда его лишили возможности общаться с внешним миром, посадив под стражу. Чудом сумели проникнуть к патриарху нижегородские посланцы Роман Пахомов и Родион Мосеев, через которых Гермоген благословил всех верных сынов Отчизны и Русской церкви на твердый отпор захватчикам.

Зарайский воевода князь Дмитрий Пожарский накануне этих событий пришел на выручку Прокопию Ляпунову под Рязанью, также готовился к боям за Москву.

Столица пылала, а на Сретенке снова начался упорный бой. Пехота и конница поляков атаковали укрепление, оборудованное по указанию князя Дмитрия Пожарского. Сам Пожарский бился целый день, не щадя жизни, подавая пример воинской доблести своим ратникам. Рядом с собственным домом на Сретенской улице он велел построить острожец - укрепление, полагая, что продержится до прихода войск Ляпунова.

20 марта на помощь полякам из Можайска прибыл конный полк полковника Николая Струся. С деревянных стен города (около нынешней Смоленской площади) москвичи открыли огонь из артиллерии и пищалей. На атаку конницы народ ответил боевой вылазкой. Среди огня и дыма Пожарский с группой верных людей сражался, отбивая один за другим вражеские приступы.

Во всей Москве еще держалась Сретенская улица. Один за другим выбывали из строя защитники столицы. Вскоре и князя Пожарского ранил польский гусар в голову ударом шестопера по шлему. Кроме того, у него была дважды пробита нога. Его 20 марта тайно вывезли в Троице - Сергиев монастырь, а затем в родовое селение Мугреево Суздальского уезда для продолжения лечения, где он пробыл до октября 1611 г.

В апреле 1611 г. ополченцы Второго ополчения обложили Кремль и Китай - город. Но происходившие затяжные бои не меняли ситуацию: Москва оставалась за поляками, ополченцы не могли вернуть себе город и выбить из Кремля вражеский гарнизон. К сожалению, в войсках Первого ополчения не наблюдалось единства. Ополчение состояло большей частью из мелкопоместных дворян и казаков, не доверявших друг другу. Ввиду внутреннего разлада ополченцы не добились главной цели - изгнать поляков и освободить Москву.

Дмитрия Михайловича Пожарского к этому времени уже знали как активного участника борьбы с поляками. Минин, участник боев добровольных ополченческих отрядов в 1608 и 1611 гг. , стал особенно известен впоследствии как идейный вдохновитель и организатор Нижегородского ополчения, собиратель казны на его содержание, участник последующих победных боев.

2. 3. Выступление ополченцев под руководством

Пожарского и Минина

В Нижнем Новгороде состоялись проводы ополчения. Весь город был на ногах. При звоне колоколов и звуке ратных труб отряд за отрядом выступал из стен Нижегородского кремля.

За знаменами несли иконы, среди которых была икона преподобного Сергия, вдохновителя и духовного руководителя Нижегородского ополчения. Нижний Новгород стоял во главе общерусского центра патриотического движения.

В конце февраля 1612 г. ополчение двинулось по правому берегу Волги, на Балахну, где ратники были встречены жителями с радостью.

Основу Нижегородского ополчения составляли нижегородские, коломенские, рязанские, смоленские, вяземские, дорогобужские отряды, частично входившие и в Первое ополчение.

По уточненным данным в ополчении находилось 3500 стрельцов, тысяча всадников и 18 осадных пушек. По пути вливались новые добровольческие силы. В начале апреля 1612 г. ополченцы вступили в Ярославль.

Главной святыней Нижегородского ополчения являлась Казанская икона Божией Матери, принесенная из Казани. В сердцах и умах тысяч ратников была готовность отдать себя для спасения Отечества, а если нужно, то и сложить в битве свои головы. Никто не мог предугадать, чем закончится начатое дело. Минин и Пожарский, будучи глубоко верующими людьми, много и усердно молившимися по обычаю тех времен, понимали, что без помощи Бога и заступницы России - Божией Матери (Девы Марии) - они не в силах будут одолеть врагов. Ополченцы встали у города, разбив свои станы на берегу реки Волги, там, где в Волгу впадает река Которосль, под стенами Спасо-Преображенского монастыря.

Здесь, в Ярославле, Минин и Пожарский приступили к окончательному обустройству народной рати и создали стройную военную организацию. Пехоту и конницу учили тесному взаимодействию в бою. До этого питались каждый по себе. Пожарский вводит общее питание из котла. Он требовал: «Стоять за истину всем безызменно, быть во всем послушным и не противиться им ни в чем». Было налажено производство копий, бердышей, рогатин и доспехов. В Ярославле окончательно оформилось «земское правительство», образованное в Нижнем Новгороде, то есть «Совет всея земли», в количестве 50 человек. При правительстве были созданы органы управления - приказы: Разрядный, Поместный, Посольский, Дворцовый и другие. Нижегородское ополчение во главе с Мининым и Пожарским 27 июля 1612 г. выступило из Ярославля, имея в своих рядах, вместе с татарскими отрядами около десяти тысяч человек.

Перед походом отслужили молебен в Спасской церкви у раки со святыми мощами св. князя Феодора Ростиславича и сыновей его Давида и Константина. Благословение на одоление врагов получили у митрополита Ростовского и Ярославского Кирилла (Завидова), который в Ярославле был миротворцем и гасителем ссор между воеводами. Воины у раки мощей, встав на колени, взирали на поднятую на руки Казанскую икону Божией Матери. Священный образ Богородицы помогал ополченцам по-своему - укреплял их дух и веру.

Тем временем Москву оставлял со своим воинством Александр Корвин Гонсевский. Польский гетман вывез из царских палат драгоценности и реликвии, среди которых были древние дорогие шиты и доспехи, золотые иконные оклады в самоцветах, резной царский посох, и многое другое. Он не имел права вывозить ничего из Москвы - по договору с боярами, но сделал это вероломно, по - разбойничьи, по - воровски.

По дороге в столицу, накануне главных сражений, Дмитрий Михайлович Пожарский заехал в Суздальский Спасо-Квфимьев монастырь, чтобы почтить память родителей, нашедших там упокоение. Затем Пожарский и Минин побывали в Борисоглебском монастыре, что под Ростовом Великим, где их принял старец-затворник Иринарх (причислен к лику святых). От него оба получили благословение на освобождение Москвы и крест как духовное пособие в битвах.

К Троице-Сергиевой обители отряды Нижегородского ополчения подошли 14 августа 1612 г. Здесь ратники стояли около четырех дней, до получения тревожных известий о том, что отряд Ходкевича двинулся к Москве.

За эти дни в монастыре Минин сблизился с архимандритом Дионисием, ведя с ним доверительные искренние беседы.

18 августа иноки Троице-Сергиевой обители с иконами Живоначальной Троицы, преподобного Сергия и других святых провожали ополченцев и каждого кропили святой водою. Последними подошли к архимандриту за благословением Косма Минин и Дмитрий Пожарский.

Отряды Второго ополчения приблизились к Москве. От казаков Трубецкого к Минину и Пожарскому в то же время прибыли послы с предложением соединиться и действовать сообща против Ходкевича (но под командованием Трубецкого). Честолюбивые замыслы атамана были разгаданы, и предложение его было отвергнуто.

Польские войска тем временем также подступили к русской столице. Это потребовало от командования ополчения решительных действий. Еще в конце июля князем Пожарским был выслан к Москве отряд в пятьсот человек. Пожарский направил 3 августа под стены Белого города, к Тверским, Покровским и Никитским воротам отряды, которые немедленно начали строить укрепленные острожки и рыть окопы.

Вслед за воинством князя Туренина к русской столице стали подходить все основные силы Второго ополчения. Итак, на подходах к Москве князь Пожарский расположил своих ополченцев у стен Белого города, по Земляному валу. Положение было крайне тяжелым. Предстояло одновременно вести бои с наступавшим Ходкевичем и одновременно с тыла, с кремлевских стен, отражать удары вражеского гарнизона Струся, засевшего в Кремле.

2. 4. Сражение народного ополчения и казаков за

Москву и Московский Кремль

День 24 августа клонился к вечеру, начинало темнеть, но перелома в какую-либо сторону не было. В шатер Дмитрия Михайловича Пожарского, расположенный на Остоженке, около церкви Св. Илии Пророка, вошел Минин. Получив от Пожарского три сотни воинов-дворян и отряд ротмистра Павла Хмелевского, скрытно, под покровом наступавшей темноты, он переправился через Москву-реку, напротив Крымского двора. Призвав на помощь преподобного Сергия, сходу, с криками «Сергиев, Сергиев», стремительно ударил по двум гетманским ротам. Внезапность нападения и смелость русских ратников во главе с Мининым решили исход дня и всего сражения.

Воспользовавшись замешательством врага, русская пехота и спешившиеся конники во главе с Пожарским вышли из укрытий и нанесли удар по левому флангу, главной группировке Ходкевича. На правый фланг поляков начали наступление казаки Трубецкого.

Воспользовавшись замешательством противника, Минин и Пожарский создали ударный «кулак», большей частью из ополченцев, не участвовавших в бою в тот день, и выдвинули его в район северного Замоскворечья.

Таким образом, третья попытка Ходкевича прорваться в Кремль была успешно отбита ратниками во главе с Мининым. Поляки, находившиеся в Кремле, с ужасом наблюдали уход войск Ходкевича, которому не удалось более вернуться в Москву.

Так закончилось главное сражение периода Смутного времени под Москвой, которое увенчалось разгромом польских захватчиков. Ополченцы победили тех, кто превосходил их вооружением и численностью. Минину и Пожарскому нелегко далась победа. Это не было просто везением или удачей: победила та сторона, которая обладала большей духовной силой и правдой.

В последних боях ополчение понесло большие потери. Решили не спешить брать Кремль штурмом, а взять польский гарнизон измором.

Окружив плотным кольцом Китай-город и Кремль, ополченцы начали их общую осаду. Осада затянулась на два месяца. Ратники забрасывали ядрами из осадных пушек гарнизон, засевший в Кремле. Поляки не хотели сдаваться. Уже томимые невыносимым голодом, но, еще не понимая, что обречены, они надеялись на помощь короля Сигизмунда.

15 сентября Пожарский послал осажденным грамоту с предложением сдаться во избежание кровопролития.

Несмотря на наступивший страшный голод, осажденные в Кремле поляки и слышать не хотели о мирных предложениях Пожарского.

Когда выпал снег и осажденным уже не хватало сил подниматься на стены, им оставалось либо умирать от голода, либо начинать вести переговоры о сдаче. Ополченцы требовали безоговорочной капитуляции. Поляки выговаривали себе всяческие уступки. Осада слишком затянулась.

Убедившись в бесполезности дальнейшей борьбы, поляки вступили в переговоры о своей сдаче. Штурм Кремля на этот раз оказался практически не нужным, настолько слабы от голода были осажденные в нем. 25 октября, спустя три дня после взятия Китай-города, был подписан договор.

Высокородный князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, оказавшись в Кремле, немедленно занял дворец Годунова и там барствовал, распустив своих казаков по городу. Минин и Пожарский, не коснувшись царских палат, скромно поселились на Арбате, в Воздвиженском монастыре. Вместе с земскими людьми они занялись подготовкой Собора для избрания царя, обустройства разоренного государства. Таким образом, Косма Минин и князь Пожарский совместно с Дмитрием Трубецким с сентября 1612 до февраля 1613 г. управляли Русским государством.

1 ноября состоялся многотысячный крестный ход по Москве. Казаки Трубецкого сошлись у храма Св. Иоанна Милостивого на Арбате, ополченцы Минина и Пожарского собрались за Покровскими воротами, возле церкви Казанской Богородицы.

Казанский образ стал родовой святыней Пожарских. Он был необыкновенно дорог для Пожарского.

После кончины князя в Суздальский Спасо - Евфимьевский монастырь, где он был погребен, на помин его души вложили икону Казанской Божьей Матери в серебряном позолоченном чеканном окладе с драгоценными камнями и жемчугом.

В январе 1613 г. в Москве собрался Земский собор, в заседаниях которого участвовало около семисот представителей. 21 февраля Собором был избран новый царь. Русским государем стал юный Михаил Феодорович Романов. Важно то, что при его избрании голосование земской рати Минина и Пожарского было исключительно братское, единое. Любовь Минина и Пожарского к Отечеству благотворно влияла на людей, и не было между ними распрей и ссор.

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский во время церемонии венчания нес державу, а также участвовал в царской трапезе (особая честь), за которой он был провозглашен боярином. На другой день после коронации, 12 июля, в самый день царских именин, Косме Минину был пожалован чин думного дворянина. С этого дня он получил право на собственное отчество, и его стали называть Космою (Кузьмою) Миничем.

2. 5. Военная и государственная деятельность князя Дмитрия Пожарского

Царю Михаилу Феодоровичу Романову государство досталось в плачевном состоянии - разграбленный Кремль, опустошенные города, полностью разоренные по всей стране крестьянские хозяйства.

После разгрома польских захватчиков под Москвой Дмитрий Михайлович Пожарский не прекращал государственной и военной деятельности. В 1614-1615 гг. в окрестностях Москвы и на Волге бродили крупные шайки казаков и поляков.

Правительство царя Михаила Феодоровича Романова выделило в помощь князю Пожарскому военные отряды, наделив также правом собирать, в случае нужды, ратников из Москвы, Тулы, Орла и Калуги.

Осенью 1617 года крупный польский отряд под руководством королевича Владислава, захватил Мешовск, Козельск. Путь на Москву был открыт. Московское государство снова оказалось в тяжелом положении. К царю Михаилу Феодоровичу спешили представители русских городов с просьбами назначить воеводой боярина Дмитрия Михайловича Пожарского.

Превозмогая болезнь, Пожарский выехал в Калугу, где собрались ополченские отряды из Тулы, Орла, Рязани, Воронежа и других мест. В объединенных войсках ополчения он укрепил дисциплину, улучшил боевую подготовку. В результате отряды польских панов Чаплинского и Опалинского (полковников, последователей Лисовского), подошедшие к Калуге (одни из - под Козельска, другие из Вязьмы), были встречены организованным сопротивлением. Битва под Калугой продолжалась целый день.

Во время решительного штурма 1 октября 1618 г. Пожарский взял руководство сражением на себя в самом опасном месте у Арбатских ворот Белого города. Он отразил ночное нападение врагов, которые взорвали ворота земляного вала. С тех пор Москва не видела у себя польских солдат до 1812 г. , когда они пришли с Наполеоном.

В декабре 1618 г. состоялись переговоры. И Россия вынуждена была пойти на большие уступки ради перемирия, заключенного по договору на четырнадцать с половиной лет.

В 1632 году, когда в июне Земским собором решено было возобновить военные действия против Польши и попытаться силой вернуть Смоленск, князь Пожарский был назначен вторым воеводой под Смоленском на помощь воеводе М. Б. Шеину. Однако из-за малочисленности собранного на тот момент войска поход не состоялся. Русская армия двинулась к Смоленску в августе. Непосредственно боевая служба Пожарского в 1630-е годы практически закончилась, но государственного служения он не оставлял. Даже будучи в солидном возрасте, не говоря уже о пережитых им многочисленных боевых ранениях, Дмитрий Михайлович никогда не отказывался от поручений и дел, полезных родному Отечеству. Так, например, в том же июне 1632 г. , в ожидании нападения на Москву крымских татар, Пожарский руководил возведением укреплений на подступах к Москве. Заслуженный полководец не посчитал для себя недостойным распоряжаться насыпкой земляного вала, устройством прочного тыла и так далее. В ноябре того же года Пожарский - руководитель сбора «пятой деньги» для войны с Польшей.

Таким образом, в эпоху Смутного времени - «великой разрухи Московского государства» - роль Пожарского оказалась одной из определяющих для всей земли Русской. Что касается личности самого Дмитрия Пожарского, то, по свидетельствам современников, это был великодушный князь и добрейший человек. Его способность чувствовать себя равным среди простых людей, а также любовь и доверие к нему ополченцев были необычным явлением для того времени. Его вера в патриотические силы народа, умение поднять воинский дух людей, объединить их и повести за собой помогли освободить Москву - с помощью Нижегородского ополчения и его организатора Космы Минина.

В тот трагический для нашей Родины период именно русский народ совершил великий подвиг - положил конец Смуте и восстановил государственный порядок.

В годы после Смуты князь Пожарский часть своей жизни проводил в Москве. В последующие десятилетия, не менее тяжелые для государства, он возглавлял ряд российских приказов - Ямской, Разбойный (где разбирались дела воровства, грабежей и убийств), Поместный, Судный. С 1620 по 1624 г. Пожарский был воеводой в Новгороде. В Судном приказе он прослужил с 1628 по 1637 г. , участвовал в дипломатических переговорах с Польшей и крымским ханом в 1638-1640 гг. В апреле 1638 г. Дмитрий Михайлович Пожарский был назначен и служил вторым воеводой в Переяславле - Залесском, на случай войны с крымским ханом.

За верность и деятельную службу Отечеству князь Дмитрий Михайлович Пожарский в 1619 - 1621 г. был наделен новыми вотчинами и стал богатым землевладельцем.

Свою деятельность, помимо службы в Москве, князь Пожарский постепенно переносит на восточную окраину своих владений, ближе к Нижнему Новгороду, в Пурех и особенно в Вершилово. Сюда он часто приезжал по городам.

Дмитрий Михайлович Пожарский, хотя и получил звание боярина, но так и не стал приближенным к государю человеком: царь Михаил Феодорович не считал за ним особых заслуг. Князь и сам не искал почестей.

В Пожарском был не только талантливым воеводой, но и добрым семьянином. Крестьян же своих любил, как отец детей, за то и православные не могли нахвалиться им.

Не только в годы службы, но и на склоне своих лет Дмитрий Михайлович вел жизнь народного заступника, жизнь великого боярина. Для своего времени он был весьма образован, имел хорошую библиотеку, собирая для нее духовную литературу.

Из духовного завещания Дмитрия Михайловича Пожарского явствует, что князь на пороге вечности улаживал свои счеты с миром, готовясь отойти в иную жизнь.

Князь Дмитрий Михайлович не обладал крепким здоровьем. Доблестный освободитель земли Русской скончался 20 апреля 1642 г. , в возрасте 64 лет (в других источниках называется и 61 год, и 75 лет, и иные цифры). О возрасте Пожарского на момент его кончины до сих пор ведутся исторические споры.

В XVII и XVIII веках ни власти страны, ни сам российский народ еще не осознали в полной мере величие и значение подвига вождей Нижегородского ополчения в исторической судьбе России.

Более стали ценить заслуги Дмитрия Михайловича Пожарского и возрождать память о нем лишь после победоносной для России Отечественной войны 1812 г.

На Красной площади Москвы произошло торжественное открытие памятника в честь освободителей России от захватчиков с надписью: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818».

В очередной раз вспомнили о подвиге Дмитрия Пожарского и Космы Минина в трагические дни нападения Германии на нашу страну 22 июня 1941 г. Имена этих героев прозвучали из уст руководителя советского государства

Заключение

Дмитрий Михайлович Пожарский до конца был верен своему человеческому долгу - свято чтить и защищать свое Отечество. На его примере исполнились слова Христа о том, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. XV, 13).

Таким образом, в результате проделанной работы выявлены, систематизированы и обобщены данные о жизненном пути одного из спасителей Отечества князя Дмитрия Пожарского.

Новизной этой учебно-исследовательской работы можно считать систематизацию, обобщение относительно программных знаний ученика.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в результате проведенной работы систематизированы данные о жизненном пути князя Дмитрия Пожарского.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)