Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Успенские храмы Золотого Кольца

По утверждениям историков, Успенская церковь была в личном распоряжении супруги Василия, когда царская семья проживала в Александровской слободе. С Успенской церковью связано много легенд и таинственных историй. Загадки начинаются с названия церкви. Ни в одном историческом документе нет точного определения статуса Успенского храма. Некоторые источники называют его «собором», другие «церковью», остальные просто «храмом». Невозможно найти двух одинаковых точек зрения, историки не могут объяснить такие расхождения во мнениях. Известно только одно: для князя Василия, для царя Ивана Васильевича и их семей эта постройка служила домашней церковью. В храме была построена келья, где правители могли уединиться с молитвами.

Обновления

В семнадцатом веке к храму пристроили трапезную. Позже построили колокольню, усилили четыре столба, несущие всю конструкцию свода. Когда царский дворец перешел во владения к Ивану Грозному, все постройки, включая Успенскую церковь, переделали. До приезда Ивана IV дворец находился в распоряжении женского монастыря. В подвалах монахини устраивали хранилище съестных припасов. Весной подвалы затапливались, зимой вода замерзала, что привело к  небольшому осадку стен и трещинам в полу.

Поэтому реставрация началась со стен и пола. Старую колокольню разобрали и там же возвели новую, столовая приобрела второй этаж. В 1667 году храм приобрел еще четыре небольших купола. Реставрационные работы, возглавленные архитектором П. Д. Барановским, начались с подвалов, где рабочие открыли заложенные арки и проходы. Штукатурка со стен была удалена, размурованы все окна, заложенные ранее. Также восстановили купола храма и обновили позолоту на крестах.

Глади внешних стен слегка оживлены рельефами, некоторые из которых перенесены со стен собора Андрея Боголюбского, а некоторые выполнены заново. Фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора, а также фигуры на заиконостасных столпах относятся к росписи 1189 г.

В стенах галерей, в специально созданных нишах, были захоронены многие представители владимирского великокняжеского дома и епископы. В северной галерее захоронены князья Андрей Боголюбский и его брат Всеволод III.

От первоначальных фресок Успенского собора сохранились только фрагменты. Заново собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Чёрным. От росписи сохранились отдельные изображения композиции «Страшного суда», занимавшей запад храма. Большинство сохранившихся фресок были выполнены в XIX веке.

Рядом с собором в 1810 году была сооружена колокольня, представляющая собой четырёхъярусное сооружение, имеющее в основании четыре угловых столба, с арочными проёмами, и завершающееся высоким золоченым шпилем. В 1862 году по проекту архитектора Н.  А. Артлебена между колокольней и Успенским собором был построен Георгиевский придел, слившийся с нижним ярусом колокольни на севере.

В 1886—1891 стены собора во многих местах были заново облицованы белым камнем. Тогда же утраченные на фасадах рельефы были заменены новыми, отличить которые от древних помогает более сухая графическая манера их резьбы. Старинные фрески собора находятся в опасности из-за несоблюдения норм температурно-влажностного режима, так как собор является не только музеем, но и действующим храмом.

Особенности архитектуры

Успенский собор 1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из высококачественного белого камня. Пропорции были достаточно изящными. И в интерьере, и в наружных формах ощущалась устремлённость вверх. По высоте храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода.

Вопрос о количестве глав этого храма до недавнего времени являлся весьма спорным. Е.  Е.  Голубинский полагал храм пятиглавым, Н.  Н.  Воронин — одноглавым. В начале 2000-х годов исследование летописных источников и архитектурно-археологические исследования  показали верность гипотезы о пятиглавии храма.

Исторические события, связанные с данным храмом

Владимирский Успенский кафедральный собор одна из самых древних святынь. Первоначальный храм был построен из дерева князем Владимиром. Храм простоял 165 лет и был уничтожен пожаром.

На месте сгоревшего храма князь Андрей Боголюбский возложил новый каменный.

Успенский собор включен в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

После пожара 1185 года Всеволод III значительно расширил собор. К храму Боголюбского были пристроены боковые галереи, и он оказался как бы внутри нового большого собора. Увеличилась алтарная часть, по углам были поставлены четыре малые главы. Собор стал более вместительным. В стенах собора Андрея Боголюбского при перестройке были пробиты дополнительные арки. Образовалось единое пространство значительной площади.

1. Расположение

Успенский собор - пятиглавый двухстолпный кафедральный собор Костромской Епархии. Был расположен на возвышенном левом берегу Волги в Костромском Кремле.

2. Информация о предшествующих постройках

Информация отсутствует.

3. Время возведения

Время основания собора, как и самого города, вызывает споры. Среди костромских краеведов долгое время бытовало мнение, что собор восходит ко временам Василия Квашни (XIII век), однако археологи не нашли на его месте древних слоев.

Особенности архитектуры

Это один из первых известных на Руси двухстолпных храмов. В его архитектуре была и вторая уникальная особенность — разворот апсид не на восток, а на север, в сторону Запрудья, где произошло явление Феодоровской иконы. Двухстолпное решение стало весьма популярным на Костромской земле. Не исключено, что Успенский собор служил образцом при возведении несколькими десятилетиями позднее собора в Богоявленском монастыре Костромы, ныне кафедрального.

Исторические события, связанные с данным храмом

Первый каменный Успенский собор появился на этом месте еще до перенесения сюда кремля - в 1250 году, при князе Василии Ярославиче (брате Александра Невского).

Остатки крепостного вала «Старого города» просматриваются и сейчас при спуске к Волге по ул. Чайковского. Юго восточный угол кремля находился на месте нынешней беседки Островского. «Новый город» был пристроен к северо-западной стене много позднее — после польско-литовкого нашествия начала XVII века.

На холме возвышался ансамбль двух соборов - Успенского (XVII в. ) и Богоявленского (1776 - 1771 г. , зодчий С. А. Воротилов). Весь этот прекрасный ансамбль - и соборы, и колокольня, и соборная ограда - был уничтожен в 1934 г. Все, что осталось, - это два двухэтажных дома соборного причта, построенные в конце XVIII в. Успенский собор, дошедший до XX века, был построен на старом месте в XVI в. , затем  перестраивался и принял свой окончательный вид в конце XVII в. Необычная особенность собора (появившаяся еще в здании 1250 г. ) - то, что его  алтарь обращен не на восток, а на север. В 1773 г. Успенский собор пострадал от пожара. Собор неоднократно посещали представители Дома Романовых: царь Михаил Романов (1619г. ), Екатерина II (1767г. ), Николай I(1834г. ), Александр II (1858г. ) Александр III (1881г. ), Николаи  (1913г. ). Внутри собора на боковых стенах находились знамена костромских ополчений 1812г. и 1853г. Подробное описание Успенского собора составил в середине XIX века известный костромской краевед, протоиерей Павел

Островский (дядя великого драматурга А. Н. Островского) С начала ХVв. и пo I929г. В Успенском соборе Кремля пребывала главная святыня Костромы и Костромского края, одна из главных святынь России – чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. В 1913 г. в присутствии Николая II рядом с соборами был заложен грандиозный памятник 300-летию династии Романовых (как известно, именно в Ипатьевском монастыре Костромы в 1613 г. был призван на царство Михаил Федорович - первый царь династии). Однако начавшаяся первая мировая война помешала осуществлению этого замысла. Был возведен только пьедестал. В 1928 г. на пустой пьедестал была поставлена громадная скульптура Ленина. 8 июня 1934 года ночные взрывы потрясли центр города. Сначала взлетел Успенский собор со своими шестью золочёными куполами и уникальными фресками, затем пришла очередь и Богоявленского собора с колокольней. Взрывали Богоявленский собор дважды. Слишком прочная кладка, рассчитанная на века, устояла при первом взрыве. Первый шаг к возрождению был сделан через 60 лет после разрушения Костромского Кремля. Во время Крестного хода с чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери через весь город Кострому в день обретения её –29 августа 1993 года -архиепископом Костромским и Галичским Александром был установлен и освящён Памятный крест на месте алтаря кафедрального Успенского собора Костромского Кремля, напоминающий всем о долге восстановления святыни и в знак Божьего благословения на это благое и великое делоНа современных фотографиях парк отдыха имени Ленина - то самое место. Можно заметить остатки Кремлевской стены.

И стоит добавить, что с 1993 года ничего не изменилось. Скорее всего первый деревянный Успенский собор новом (втором) Внутри собора на боковых стенах находились знамена костромских ополчений 1812г. и 1853г. В ноябре 1929г. собор был закрыт, а в его здании устроили зернохранилище. Взорван в 1934г. (полученный щебень пошел на строительство льнокомбината им. И. Д. Зворыкина)

Информация о поновлениях и перестройке

Успенский собор не сохранил своей первоначальной архитектуры. Он многократно обновлялся и перестраивался после пожаров — в 1654, 1773 и 1843 годах. В середине XVII века он был с запада расширен. Будучи переделан в четырёхстолпный, собор получил вместо одной главы пять. В 1666 году к нему пристроили придельную церковь в честь святого Феодора Стратилата. В соборе хранились наиболее почитаемые в городе иконы, а также знамёна костромского ополчения.

При перестройке 1775-1778 годов главы получили чуждый памятникам Верхневолжья барочный вид; позднее (в 1820—1821) их позолотили, что по тем временам было чрезвычайной редкостью. Тогда же была выполнена новая стенопись на сюжет обретения Феодоровской иконы. На месте прежней шатровой колокольни была выстроена новая, четырехъярусная, высотой в 64 метра — самое высокое сооружение в губернии. На месте уничтоженного пожаром Крестовоздвиженского монастыря в кремле был выстроен Богоявленский собор, в котором велись службы в холодное время года. Тогда же были сооружены вычурной архитектуры Триумфальные ворота.

Иконы

Получил известность как место нахождения величайшей святыни Костромской земли — Чудотворной Феодоровской иконы Богоматери.

1. Расположение

Успенский собор Московского Кремля расположен на Соборной площади.

2. Информация о предшествующих постройках

Первоначально на этом месте стоял деревянный храм, но в 1326 году по требованию Митрополита Киевского и Всея Руси Петра, чья резиденция незадолго до этого переместилась в Москву, был заложен первый каменный собор. Это был четырёхстолпный, трёхапсидный, трёхпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.

Первая попытка строительства при Иване III большего по размерам собора, который своим обликом мог бы подчёркивать возросшее могущество Москвы, была неудачной. Здание, заложенное в 1472 году псковскими зодчими Кривцовым и Мышкиным, обрушилось в результате землетрясения весною 1474 года. Причин для разрушения было несколько: землетрясение, жидко разведённая известь и кладка стен без перевязи.

3. Время возведения

Нынешний собор был возведён по проекту приглашённого из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. Храм был освящён в августе 1479 года митрополитом Геронтием.

4. Описание храма

Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом. Из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные — круглые — столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем.

5. Особенности архитектуры

Начав строить собор как главное здание столицы "палатным способом", зодчий все же вынужден был по требованию заказчика соблюсти строгий канон сооружения православного храма. Канон этот был окончательно сформулирован в Византии еще в конце IX века и оттуда перенесен в Россию. Он требовал обязательного пятиглавия и завершения восточной стены полукружиями апсид. Фиораванти выполнил эти условия, сделав небольшое отступление - он прикрыл апсиды с севера и юга, продолжив для этого стены. Величественный Успенский собор вознесся над Соборной площадью. Со стороны своего южного входа храм смотрелся как огромный монолит.

В интерьере зодчий отказался от традиционных хор, квадратные колонны заменил круглыми, расставив их на равном расстоянии, то есть всячески старался раздвинуть внутреннее пространство, придав ему насколько возможно светский характер. Летописец отмечал, что люди, впервые приходя в расписанный храм и "видя превеликую церковь и многочудную роспись, воистину мнили себя, как на небесах стоящими".

6. Росписи

Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 год. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. Современный облик собора определяют памятники середины XVII в. – росписи 1642-1643(над ними работала группа из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым). На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля — изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия. Темы росписи определило посвящение храма празднику Успения Пресвятой Богородицы. Живопись второго сверху яруса на южной и северной стенах повествует о чудесном рождении Девы Марии и Ее детстве. Следующий ряд занимают иллюстрации Акафиста — гимна в честь Богоматери. Интересная особенность росписи — изображение Вселенских соборов в нижних ярусах стен. На западной стене храма традиционно расположена композиция Страшного Суда. Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора.

7. Исторические события, связанные с данным храмом

В 1547 году здесь было впервые совершено «венчание на царство» Ивана IV. После пожара Иоанн Васильевич повелел покрыть верх храма вызолоченными медными листами; мощи же митрополита Петра были переложены из серебряной раки в золотую. 15 августа 1479 года новый собор торжественно освятили.

В 1625 году в соборе была перенесена Риза Господня, присланная в дар царю Михаилу Феодоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события в русской церкви был установлен праздник «Положение Ризы Господней» (10 июля по юлианскому календарю).

В 1812 году собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду. Из гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. Собор был заново освящён 30 августа 1813 года епископом Дмитровским Августином (Виноградским). Из части серебра, отбитого у французов русскими казаками, была выкована великолепная люстра, которая сейчас висит в центре собора. 15 августа 1917 года, в престольный праздник, здесь открылся Всероссийский Поместный Собор Православной Российской Церкви, принявшего в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской Церкви; 21 ноября того же года произошла интронизация Патриарха Тихона (Беллавина). В 1911—1915 годах архитектором И.  П.  Машковым была проведена реставрация собора.

Закрыт для доступа и богослужений в марте 1918 года, после переезда сюда правительства РСФСР.

В феврале 1960 передан в ведение Министерства культуры СССР. С 1991 года входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»С 1990 г. в соборе возобновились богослужения. С этого времени в Патриаршем Успенском соборе регулярно служит Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В соборе сохраняется Гвоздь Господень и посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея России. С 1395 года в соборе находилась Владимирская икона Божией Матери (с 1930 года в Третьяковской галерее, в храме Николая в Толмачах). После Октябрьской революции Успенский собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей

8. Информация о поновлениях и перестройке

Храм многократно страдал от пожаров, многократно поновлялся и реставрировался. В 1624 году угрожавшие падением своды собора были разобраны и вновь сложены по изменённому рисунку, с дополнительным армированием их связным железом и с введением дополнительных подпружных арок.

В конце XIX - начале XX веков при реставрации собора в алтаре и на алтарной преграде было открыто несколько фресок рубежа XV-XVI вв. , тогда же связанных исследователями с творчеством крупнейшего художника этого времени Дионисия - изображения преподобных на алтарной преграде, композиции "Семь спящих отроков Эфесских", "Сорок севастийских мучеников", "Поклонение волхвов" и другие.

9. Иконы

Собрание икон XI – XVII вв. в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV вв. , другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель. Среди наиболее ценных икон собора — двусторонняя «Богоматерь Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка Владимирской иконы Божией Матери, храмовый образ «Успение», «Предста Царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и многие другие.

Иконостас собора был создан в 1653 г. по инициативе патриарха Никона. В его шестидесяти девяти иконах иллюстрирована вся библейская история человечества. Верхний ряд – праотеческий - ветхозаветный период, предшествовавший воплощению Христа. В следующем, пророческом ряду изображены пророки перед Богоматерью Знамением, они держат свитки с текстами пророчеств о Христе. В праздничном ряду помещены иконы, посвященные основным событиям жизни Христа. Главным является Деисисный чин, напоминающий о Втором пришествии: перед Христом-Вседержителем предстоят в молитвенных позах Богоматерь, Иоанн Предтеча и, в соответствии с греческой традицией – двенадцать апостолов.

10. Молельное место царя

Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Особый интерес представляет так называемый «Мономахов трон»  — моленное место, созданное в 1551 г. для первого русского царя Иоанна Грозного. Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. Здесь представлены различные мотивы и приемы резьбы, когда-то широко распространенной на Руси. В основании помещены четыре круглые скульптуры — изображения фантастических хищных зверей. Они несут квадратное в плане сооружение со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчанное затейливым шатром с многочисленными кокошниками, розетками и вазами. В двенадцати барельефах на стенках иллюстрировано «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь из Византии царских регалий — шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов.

Иллюстрации.

Вид на Успенский собор.

Стенная роспись.

Папёнов М. - `Москва. Успенский Собор.

Успенский собор Ивана Калиты.  

Муром. Успенский собор.

5. Расположение

Стоит на пересечении современных улиц Свердлова и Красноармейская. Сооружена в 1790 г. муромским купцом Д. Лихониным. Перестроена в 1829 г. В 1835 г. возведена каменная колокольня. Закрыта в 1940 г. Передана Владимирской епархии в декабре 1999 г.

6. Информация о предшествующих постройках

На этом месте храм упоминается впервые в 1566 году – тогда он был деревянным. Купеческая семья Лихониных с XVII века покровительствовала храму на отдаленной окраине города. В описи Бартенева (1637 г. ) на этом месте указана уже пара деревянных церквей клетского типа – Успенская летняя и Богоявленская зимняя. О них в документе говорится так: «Да за осыпью в Успенской улице церковь Успения Пресвятой Богородицы древяна клетцки с папертью, да два придела: великого чудотворца Николы и другой придел святых жен мироносиц. <> Другая теплая церковь Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа древяна клетцки. В церкви Божией милосердия образ Богоявления Господа Бога нашего Иисуса Христа на празелени. Двери Царские, сень и столбы и в тябле деисус на празелени. Да на жертвеннике сосуды церковные древяные. <> А церкви и в церквях образы и свечи и книги и ризы и колоколы все церковное строение московских гостей Смирнова да Третьяка Микитиных детей Судовщикова. Да на церковной же земле двор попа Григория, двор дьячка Левки Иванова, да келья бобыльская Васьки Лаврентьева, кормится по миру. А оброку дает попу Григорию на год по две гривны. И земли под теми церквами и под кладбищами и под поповым двором и под бобыльской келью в длину 44 сажени, поперек 43 сажен».

7. Время возведения

Церковь Успения Божией Матери была построена в 1790 году на средства муромского купца Дмитрия Ивановича Лихонина, Новая каменная церковь заменила собой оба деревянных храма. В ней были устроены два престола – главный Успенский и Димитриевский в теплом приделе.

Исторические события, связанные с данным храмом

    В советское время храм долгое время не закрывали, службы продолжались в теплом приделе Димитрия Солунского, в то время как с 1923 года был разорен и обезглавлен основной объем. В 1940 году прекратились службы и в приделе, и до 2000-х годов изуродованное здание церкви занимали различные организации. Сейчас храм передан Владимиро-Суздальской епархии, отреставрирован, в нем снова ведутся службы.

От всего комплекса зданий, существовавших некогда на Покровской горе, сохранилась, как ни странно, деревянная церковь. В 1815 году по указу Владимирской духовной консистории Троицкую церковь с приделом Варвары великомученицы перенесли на Успенское кладбище и освятили 25-26 ноября 1817 года в честь Успения Божьей Матери.

Постепенно деревянная церковь ветшала. В 1849 году был сломан придел Варвары великомученицы, а с 1883 года службы в церкви прекратились.

В 1904 году фабрикант и основатель городского музея Дмитрий Геннадьевич Бурылин, получив разрешение Московского археологического общества, перенёс церковь со старого Успенского кладбища (улица Смирнова) на новое Посадское кладбище (улица Фрунзе). Церковь была отреставрирована и открыта 15 января 1906 года. Дмитрий Геннадьевич Бурылин передал в неё некоторые иконы и старинные предметы из своей коллекции.

Основные конструкции храма сохранились с конца ХVII века. Успенская церковь относится к клетскому типу деревянных церквей, то есть по композиции близка к избе, к которой с востока примыкает алтарь, а с запада - притвор. Здание венчает высокая двускатная кровля, на которой установлена глава, покрытая деревянной черепицей - лемехом. Обшивка стен тёсом и широкие окна появились в начале ХIХ века. Колокольня была пристроена в 1905 году, в её оформлении заметно влияние стиля модерн, однако она неплохо сочетается с древним храмом. В декабре этого же года в деревянном здании при церкви устроили церковноприходскую школу в память Манифеста 17 октября 1905 года.

С середины 1920-х годов храм занимала православная община обновленческого направления. Однако впоследствии это движение резко пошло на спад. Народ не принял реформ в богослужебной практике и церковном уставе, которые предлагали обновленцы. В обновленческих приходах оставались небольшие группы верующих.

Летом 1935 года, "выполняя наказ избирателей", горсовет принял решение о закрытии Успенской церкви с передачей здания для переоборудования под молодёжное общежитие машиностроительного завода. Однако, поскольку уже тогда церковь состояла в списке памятников архитектуры, первоначальное решение было пересмотрено и 22 октября того же года президиум облисполкома постановил передать здание в ведение областного музея для использования под музей истории города Иванова. Позднее на его основе был создан антирелигиозный музей, просуществовавший до 1941 года.

В 1942 году православная община направила письмо Михаилу Ивановичу Калинину: "Группа православных христиан ходатайствовала в горсовете и облисполкоме о регистрации общины и открытии церкви. В обеих инстанциях получен отказ. Мы просим разрешить нам общественную молитву о наших детях, родных и близких, находящихся в армии и предоставить нам Успенскую церковь, которая занята антирелигиозным музеем. Культовое имущество, собранное в церкви из разных храмов, вполне пригодно для обрядов".

В том же году с письмом в облисполком обратились старообрядцы: "В данное военное время как и все, мы, старообрядцы, имеем на военном и трудовом фронтах близких себе людей. которые проливают свою кровь, жертвуя своей жизнью защищают от нашествия врага наше дорогое Отечество. Мы, как верующие люди, убеждены, что есть невидимая нам помощь, посылаемая от Бога людям, а о ниспослании Божьей помощи. мы не имеем возможности и места собраться и вкупе вознести свои горячие скорбные молитвы к Богу о скорейшем побеждении врага всей нашей дорогой Красной Армией. А посему мы решили обратиться к власти и просить о разрешении старообрядцам открыть какое-либо церковное помещение, где бы можно свободно просить Бога о скорейшем побеждении врага".

11 мая 1946 года древнюю церковь передали общине старообрядцев, после чего её освятили в честь иконы Казанской Божьей Матери. Внутренне убранство храма создавалось заново, иконостас привезли из Шуи, из закрытой старообрядческой церкви, прихожане пожертвовали много старинных икон. С 1991 года церковь стала единоверческой. Сохранив старые обряды и порядок богослужения, община перешла в юрисдикцию Иваново-Кинешемской епархии.

В 1829 году была перестроена трапезная, а в 1836 году к храму пристроена колокольня в два яруса, широкое, массивное сооружение с украшениями в стиле классицизм. Основной объем был увенчан одной главкой. Внешне храм не перестраивался после 1836 года, внутреннее же убранство менялось многократно

Пятиглавый собор с боковыми Благовещенским и Рождество-Богородицким приделами. Представляет собой массивное четырёхугольное сооружение, окружённое крытыми галереями. Южный и северный приделы выглядят как башнеобразные пристройки к апсиде храма. С запада к собору примыкала "Гефсимания" - не оконченный двухэтажный корпус, разобранный в 1880-х.

Исторические события, связанные с данным храмом

Исторические сведения об этом монастыре весьма кратки и неясны, так как архив монастыря погиб в пожаре и все сведения о нем получаются из разных побочных источников.

Обновления

Сейчас на территории монастыря расположен  государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Ростов Великий. Успенский собор.

1. Располжение.

Успенский собор, находящийся в городе Ростове Великом, располагается в Кремле.

2. Информация о предшествующих постройках.

Ныне существующий собор – уже пятый по счету на этом месте; до него в центре древнего города сменилось еще четыре храма. Первым был кафедральный собор деревянный, заложенный еще в 991 году при князе Владимире, один из первых соборов на Руси. В 1160 году деревянный храм сгорел, и по велению князя Андрея Боголюбского на его месте возвели белокаменный. В 1185 году собор перестраивался. Во время большого городского пожара 1408 года собор горел «со всем украшением», было утрачено множество древних ценных икон, книг, утвари, повреждены фрески. Но уже в 1411 году собор восстановили, не пожалев на работы и убранство средств из церковной казны. Это здание разобрали в 1508 году, чтобы начать строительство нового.

3. Время возведения.

Храм был построен в начале XVI века, в 1512 году.

4. Описание храма.

Построенный в начале XVI века Успенский собор - поистине великолепное здание, достойное быть центральным собором Ростова, одного из главных городов средневековой Руси. Его архитектура находится под явным влиянием Успенского собора Московского Кремля - вероятно, зодчие, строившие собор, бывали в Москве и внимательно изучали столичный храм.

Внутри собор выглядит очень высоким, с повышенными арками. В 1669 году он был расписан мастерами из Ярославля и Костромы. Под их фресками исследователи-реставраторы уже в советское время обнаружили фрагменты более ранних фресок, сделанных в 1589 году. Роскошный барочный иконостас, сохранившийся до наших дней, был установлен в соборе в 1736 году после очередного пожара.

В соборе сохранились захоронения многих ростовских князей и духовенства, в том числе и строителя Ростовского кремля, митрополита Ионы Сысоевича.

В 1991 году собор был передан Русской Православной Церкви.

Сергиев Посад. Успенская церковь.

1. Расположение

Располагается к югу от Троице-Сергиевой лавры.

2. Информация о предшествующих строениях

Ещё до начала интервентами осады Троице-сергиева монастыря поляки во главе с Александром Литовским сожгли село дотла вместе с двумя деревянными храмами: летнего в честь успения Божией Матери и зимнего в честь святителя Николая. К середине XVII века Никольскую церковь сменяет деревянная Успенская церковь с двумя приделами : в честь свт. Николая Чудотворца и Алексия человека Божия. Деревянная церковь погибла в 1746 году от пожара. Так, во второй половине XVIII века появился каменный храм с приделами в честь иконы Божией Матери « Живоносный источник », Рождества Иоанна Предтечи и святителя Николая.

3. Время возведения

Возведена церковь во второй половине XVII века. Средства на её строительство пожертвовали местные прихожане- жители села Клементьево.

4. Описание храма

Ядро церкви - высокий восьмигранный объём , перекрытый сводом в форме купола – полусферы, увенчанный луковичной маковкой.  

Средняя часть – трапезная – в плане повторяет крест; трехъярусная колокольня завершается шатром, по старинной традиции московского зодчества.

5. Особенности архитектуры

Информация отсутствует.

6. Исторические события, связанные с данным храмом

Успенская церковь пострадала в годы воинствующего безбожия. В 1929 году власть заключила с верующими «договор на аренду здания», а в июне 1936 года расторгла его «за злостное невыполнение» обязательств со стороны прихожан, и тогда же, по ходатайству «группы верующих обновленческой ориентации», церковь была передана раскольникам.

Чуть ранее в 1934 году были утрачены колокола храма. Их сняли со всех городских церквей и передали «в металалом для использования в промышленности».

В 1937 года, в период новой вспышки арестов, церковь окончательно закрыли, в ее здании разместилась городская хлебопекарня. В 1960-х гг. хлеб-завод освободил церковное помещение.

Первая Божественная Литургия в храме была совершена 19 декабря 1990 года в день памяти святителя Николая Чудотворца. Почти сразу была открыта воскресная школа.

19 октября 1999 года состоялось великое освящение центрального престола, посвященного Успению Божией Матери.

В 2001 году Успенский храм стал центром Сергиево-Посадского благочиния. Его новым настоятелем и одновременно ответственным за сорок других приходов района был назначен священник Александр Самойлов.

На его плечи легли: расчистка и благоустройство церковной территории, возведение ограды, внутреннее убранство старинного храма.  

Сегодня богослужения в Успенском храме совершаются ежедневно.  

При церкви организована богатая православная библиотека, в которой можно найти книги духовного содержания редкую историческую, краеведческую и искусствоведческую литературу.

7. Информация о поновлениях и перестройке.

За десять лет были проведены большие восстановительные работы: восстановлен пол и покрыт мрамором, кровля покрыта медью, построена колокольня, установлен иконостас.

8. Святыни

Особо почитаемые святынями Успенской церкви: икона св. Николая с частицей его мощей, ковчежец с частицами мощей более семидесяти святых Киево-Печерской Лавры и других угодников Божиих, икона преподобного Пимена Многоболезненного с частицей его святых мощей.

17 июля 2007 года в Успенской церкви Сергиева Посада был освящен скульптурный образ царя-страстотерпца Николая II и установлен возле Никольского придела храма.

Чуть позднее на основании скульптурного образа появился мощевик с землей с места убиения царской семьи.

Восстановление святыни, активная деятельность прихода одухотворила жизнь Сергиева Посада.

Суздаль. Успенская церковь.

1. Располжение.

Успенская церковь, находящаяся в Суздале, располагается в Восточной части кремля, у дороги, на которой когда-то стояла проездная Ильинская башня.

2. Информация о предшествующих постройках.

Прежняя деревянная Успенская церковь известная ещё с XVI века.  А в конце 17 века на месте сгоревшей деревянной церкви была построена каменная, которую перестроили после пожара 1720 года.

Церковь построена в честь Успения Божьей Матери.

3. Время возведения.

Успенская церковь была построена приблизительно во второй половине XVII века.

4. Описание храма.

Успенская церковь является одним из редких каменных храмов, прославивших древнерусскую архитектуру.   Из наружного декора можно отметить нарядные обрамления окон на более низкой части церкви, принадлежащей ко второй половине XVII века; верхняя восьмигранная часть относится к началу XVIII века. Успенская церковь в Суздале – яркий пример архитектурного стиля московского барокко: широкий восьмерик на четверике изящно украшен, широкий купол церкви увенчан небольшой главкой на высоком барабане оригинальной двухъярусной формы.

Церковь была отреставрирована под руководством А. Д. Варганова в 1958г. На нее, как и на все кремлевские церкви, открывается прекрасный вид с оборонительных земляных укреплений кремля.

Ярославль. Успенский собор.

1. Располжение.

Первый каменный храм Ярославля начали строить в 1215 году по воле ростовского князя Константина - старшего сына Всеволода Большое Гнездо.

2. Информация о предшествующих постройках.

В 1788 году начались новые перестройки храма. К южной стене пристроили теплую церковь с престолом во имя святых князей Василия и Константина, производились и другие перестройки. В 1836 году по проекту архитектора А.  И.  Мельникова была построена новая колокольня. Ее высота составляла около 55 метров. В архитектуре колокольни соединились черты разных стилей. Церковь отдали под Биржу труда, с 1930 по 1937 год в ней размещался склад зерна. В 1937 году городские власти приняли решение о сносе и самого храма, и 26 августа 1937 года собор был взорван. На том месте, где стоял Успенский кафедральный собор, был разбит городской парк культуры и отдыха.

К 1000-летию Ярославля в городе решено воссоздать Успенский кафедральный собор. Конкурсная комиссия выбрала проект московского архитектора Алексея Денисова в качестве основы для возрождения храма. Новый собор был заложен 26 октября 2004 года на месте взорванного.

3. Время возведения.

Во многих русских городах главный собор был посвящен именно Успению. Так было и в Ярославле. Это первая каменная постройка города. Она стояла в центре деревянной крепости на Стрелке. Храм Успения Пресвятой Богородицы был торжественно освящён в 1219 году ростовским епископом Кириллом.

4. Описание храма.

Конечно, в первоначальном облике церковь не сохранилась до нашего времени. Каким был храм Успения Пресвятой Богородицы в XIII веке, можно судить по отдельным археологическим находкам. Собор был построен из тонкого кирпича. В стены вставлены белокаменные рельефы с орнаментами и масками. Внутри храм украшал нарядный пол из поливных керамических плиток. Двери были украшены золоченой медью. Князь Константин, по воле которого построили собор, был похоронен в этом храме.

В 1788 году город становится центром епархии. Теперь Успенский собор в Ярославле стал кафедральным. В 1844 году купола собора — первыми в городе — покрыли золотом. Собор имел великолепный пятиярусный иконостас с ценными иконами.

Успенский собор в Ярославле сильно пострадал во время антибольшевистского восстания в 1918 году, но затем его отреставрировали. В 1922 году храм закрыли для богослужений, разобрали колокольню, предварительно сбросив с нее колокола.

К 1000-летию Ярославля был построен совершенно новый Успенский кафедральный собор. Этот собор не будет похож на взорванный. Площадь храма около 2000 м2. В нем одновременно смогут находиться более 4 тыс. верующих. Высота собора до основания креста составит 50 м, высота отдельно стоящей колокольни - 70 м. В цокольном этаже нового храма откроются зал церковных соборов, музей, трапезная палата и покои правящего архиепископа.

Облик нового Успенского собора чужд верхневолжской традиции. Он напоминает собор Новодевичьего монастыря в Москве.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)