Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Свято-Данииловский подземный храм

Начало 21 века характеризуется возвратом Российского общества к своим религиозным корням. После длительного периода засилья атеистических идеологий, экономических проблем разных периодов (начиная с времен «военного коммунизма» и заканчивая «перестройкой») в современном российском обществе растет число верующих.

Поэтому мы все больше внимания уделяем православным традициям, истокам веры. Мы стремимся узнать об обрядах, образе жизни истинно верующих людей. Особый интерес вызывает история православия, судьбы подвижников, связавших всю свою жизнь с Церковью.

Именно поэтому объектом моего исследования стал Свято-Данииловский подземный храмовой комплекс.

В своей работе я использовала сравнительно-описательный метод, метод реконструкции, метод аналитического обобщения.

В заключительной части своей работы я постаралась обосновать гипотезу дальнейшего существования Свято-Данииловского подземного храма как туристического объекта.

2 История Свято - Данииловского монастыря.

Свято - Данииловский монастырь, «пещерный храм» – единственный на территории Сибири, создан в начале 20 века монахом Даниилом, положившим на этот труд 12 лет. Когда точно он появился на этом месте, никто не знает. Но, внимательно исследуя стены пещерного храма, были найдены цифры «1907». Возможно, это год начала работ.

Место, где расположен в недрах земли монастырь, находится ниже города Заринска по течению реки Чумыш, на его левом коренном берегу. Монастырь вырыт в верхней надпойменной террасе коренного берега Чумыша. «Центральный» вход в монастырь расположен в обрывистом склоне откоса. Он представлял из себя грот - неглубокую пещеру со сводчатым потолком и широким коридором. Свод был низким из-за обрушившейся глинистой породы и труднопроходимым, т. к. в результате обвалов глыбы глины завалили проход. Перед входом в грот находилась небольшая площадка, а чуть правее еще одно углубление в склоне, но меньших размеров. От «центрального» входа вниз по склону шла тропинка к неглубокому колодцу Святого ключа. В 70-х годах он еще сохранял венцы из рубленых плах, со сливным желобом и студеной родниковой водой.

По противоречивым рассказам старожилов на «пещерах» были надземные сооружения. По воспоминаниям одних, вход в подземный храм был из часовни, а рядом находилась небольшая полуземлянка, в которой жили монахи. По другим рассказам часовня была выстроена над колодцем и «святую воду» брали из-под зарешетчатого пола. Сам архитектурный облик часовни ни у кого не сохранился или путается с образом церкви, которая была в селе.

Внешний осмотр надземной части пещерного монастыря показал, что часовня, по всей видимости, находилась все же при ходе в подземное сооружение, о чем свидетельствует площадка перед гротом, а над колодцем, возможно, был сделан навес с луковкой и крестом или сруб. Да и в Киево – Печерском монастыре, Псково – Печерском и Антоньевых пещерах Чернигова над входами обязательно стояли часовни или церкви.

По воспоминаниям одного из старожилов села, в часовне могли молиться до 20 человек, а стены ее были увешаны в два ряда иконами.

Внутренний же интерьер, а также подземная архитектура уникального памятника подземного зодчества, представляла из себя следующее:

Из «центрального» хода – грота шли два лаза. Один, идущий влево, соединялся с коридором, который, в свою очередь, связывал слуховое окно, выполнявшее до настоящего времени роль «главного» входа в пещерный храм и «комнату» перед кельей.

Второй лаз из грота почти сразу выходил в «алтарную комнату». Алтарная комната была в свое время самым большим подземным помещением, почти прямоугольной формы, размером 5*4 м, с куполообразным потолком, в котором можно было стоять в полный рост. В центре этой комнаты находилось прямоугольное земляное возвышение с обвалившимися краями, высотой примерно 50-60 см, по всей видимости, престол.

Наличие престола в интерьере подземного сооружения без сомнения характеризует его как подземную церковь. Алтарь с престолом – это важный элемент любого христианского храма, служащий для осуществления богослужения.

По всей видимости, первоначально подземный комплекс Даниил заложил небольшой, в него входили «центральный» вход, «алтарная комната», келья и запасной выход - отдушина с системой проходов. Да и высота его отличается от ходов последующего строительства, она в среднем составляет 1 метр, в отличие от высоты «второй очереди» подземного сооружения, которая в среднем составляет 175 см.

Вторая очередь строительства подземного архитектурного комплекса была связана с приходом к монаху Даниилу добровольного помощника из местных жителей – Ивана, который стал для схимника послушником, несмотря на то, что по возрасту, Иван был намного старше своего «батюшки» (по воспоминаниям старожилов).

Второй этап строительства был связан с более сложной системой подземной архитектуры. Основным элементом ее была прокладка дугообразных галерей – тоннелей в восточном направлении, лабиринтов с тупиками, пересечение коридоров в виде креста, ниш для икон и свечей, отдушин и слуховых окон.

Теперь разберемся с дальнейшей судьбой монахов. Старики утверждают, что отец Даниил был уничтожен двумя братьями – известными в районе участниками гражданской войны. Известны их имена, но пока живы их родственники. Можно только сказать о том, что в селе распространено мнение о том, что бог покарал убийц священнослужителя: они скончались в тяжких муках. Акт «революционной законности» по отношению к авторитетнейшему в округе человеку был совершен в середине 20-х годов, скорее всего, не из политических, а из корыстных побуждений. Рассчитывая поживиться сокровищами, от отца Даниила требовали указать, где спрятано церковное золото. Драгоценностей не обнаружили, а жизнь подвижника загубили. Впрочем, некоторые утверждают, что мешочек золота был все же обнаружен, но в 30-X годах, при разборе часовни.

По свидетельства Вячеслава Кокшенева, стреляли в отца Даниила как минимум дважды. Одна из пуль попала в косяк полуземлянки, где жили монахи. Исследователь даже видел эту пулю, которую выковырнул из косяка и хранил дома один из местных жителей.

А вот послушник Иван, возможно, избежал страшной участи. Версии его счастливого спасения расходятся: одни говорят, что он скрылся от грабителей через тайный ход, якобы существовавший в подземной церкви, другие – что его пощадили как местного жителя. Рассказывают, что Иван сумел даже забрать наиболее ценные иконы и исчезнуть из района, последний раз его видели здесь в 30-x годах.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что обитатели Александро - Невского скита также погибли от рук лихих людей. Они были порублены или застрелены 1919 или 192о году. Кто и почему поднял руку на монахов? Отец Георгий Крейдун считает, что к ним были немилосердны борцы за новую власть. Он нашел в архиве записку начальника скита, имеющую такое содержание: « Прибывающая с фронта солдатня грозит нам расправою». По мнению барнаульского священника, монахов могли сгубить дезертировавшие солдаты. [1]

3 Сравнение Свято-Данииловского монастыря с подземным монастырем Киева – Печерской лавры.

На схожесть подземных монастырей Киево-Печёрской лавры и Свято-Данииловского подземного храма указал после обследования в конце 1970-х годов последнего указал С. Б. Кокшенёв.

Киева – Печерская лавра была основана намного раньше, чем Даниловский монастырь: ее история насчитывает почти 1000 лет. Она была расположена на правом берегу Днепра и разделена на четыре части: Великая лаврская церковь, или Успенский собор, Больничный Троицкий монастырь, Ближние пещеры и Дальние пещеры. Этот древнейший на территорий бывшего СССР и знаменитейший монастырь основан преп. Антонием и Феодосием Печерским.

А все началось с маленькой пещерки, выкопанной в лесу у села Берестово, неподалеку от Киева. В ней в ХI-м веке уединился для поста, молитвы и трудов будущий Митрополит Киевский Илларион.

Ближние пещеры находились на уступе Лаврской горы, обнесенной 1844 крепостной стеной. Над входом в Ближние пещеры стояла каменная церковь во имя Воздвижения Честного Креста. В ней замечательны: 1)большой крест, с частью древа Креста Господня, вделанной в храмовую икону Воздвижения; 2)Казанская икона Божьей Матери; 3)надгробия погребенных здесь митр. Киевских: Филарета, Арсения, Филофея, Иоанникия, и Феогноста. Ближние пещеры представляют собой подземные галереи, главные из которых пересекались иногда меньшими поперечными и шли извилисто. Обозрение их начиналось с востока, направлялось к северо-западу, поворачивало к юго-западу и возвращалось снова к церкви Воздвижения Креста Господня.

В Ближних пещерах Киева – Печерской лавры находится три подземные церкви: храм в честь Введения Пресвятой Богородицы, в честь преподобного Антония и в честь преподобного Варлаама - первого игумена Печерского.

На территории Дальних пещер также расположено три подземных храма, а именно в честь Рождества, в честь Благовещения Божьей Матери, в честь преподобного Феодосия Печерского.

Во всех этих подземных храмах в разное время совершаются Божественные литургии и водосвятные молебны. Особое внимание паломников и туристов, посещающих пещерные церкви, привлекают храмовые колонны. К ним прикреплены огромные сальные обручи. Монахи рассказывают, что во время богослужений ими сковывали людей, одержимых нечистым духом.

В дальних пещерах напротив входа в церковь в честь Рождества Христова находится глубокая ниша, где в металлических и стеклянных сосудах хранятся мироточивые главы, принадлежащие угодникам Божьим.

Уникальность их состоит в том, что они (сухие и не покрытые кожей) сверхъестественным образом источают елей или миро. Главы мироточат не одновременно и состав их мира не одинаков. Со временем забылись имена святых, чьи главы хранятся в пещерах. Достоверно известно лишь, что одна из них принадлежит священно мученику Клименту, папе Римскому.

Как в Ближних и Дальних пещерах есть участки, до которых не дошли руки исследователей. К примеру, Варяжские пещеры представляют собой полуразрушенный коридор огромной протяженности. Немногие побывали там.

«По вязкому песчаному полу можно пройти от силы 10-15 метров, - рассказывает насельник монастыря иеродиакон Петр. – Дальше - вода и обвалы. А вообще говорят, что Варяжские пещеры настолько длинные, что если пустить туда зайца, то он выбежит в Почаеве». [2]

Рассмотрим Свято-Даниловский монастырь. Из «центрального входа»- грота шли два лаза. Один, идущий в лево, соединялся с коридором, который, в свою очередь, связывал слуховое окно, выполняющее до настоящего времени роль «главного» входа в пещерный храм и «комнату» перед кельей.

Второй лаз из грота почти сразу выходил в «алтарную комнату». Алтарная комната была в свое время самым большим подземным помещением, почти прямоугольной формы, размером 5*4 м, с куполообразным потолком, в котором можно было стоять в полный рост. В центре этой комнаты находилось прямоугольное земляное возвышение с обвалившимися краями, высотой примерно 50-60 см, по всей видимости, престол.

Эти особенности внутреннего интерьера и позволяют говорить о том, что прототипом Свято-Данииловского монастыря были подземные монастыри Киево-Печерской лавры

Память стариков сохранила впечатление об «алтарной комнате» где в качестве столов были престол и жертвенник – четырехугольный стол, стоящий слева от престола в северо-восточной части алтаря, покрытый покрывалом, на котором стоят «священные сосуды», предметы церковной утвари. Это еще раз свидетельствует о том, что данная комната в подземном комплексе служила алтарем.

В юго-западном углу «алтарной комнаты» на поверхность была пробита под наклоном отдушина размером 40*50 см, которая выполняла, по всей видимости, роль слухового окна. На южной стене «алтарной комнаты» была вырезана довольно больших размеров овальная ниша.

Второй ход из «алтарной комнаты» соединялся с небольшим, но широким проходом с коридором, соединяющим отдушину с «комнатой» перед кельей. «Комната» была овальной формы и занимала второе место по объему среди подземных помещений со сферической формой потолка. Высота комнаты была примерно 175 см и размером 3*5 м. широким проходом она была соединена с кельей, помещение которой было как бы двухкамерным. Первая часть кельи была в длину 3 м и шириной 1,5 м, с выпуклой левой стороной. Место же для моления находилось наверняка во второй половине кельи, отделенной от первой половины небольшим полупростенком. Размер этой части кельи был примерно 1,5*1 м, в которой на левой стене была сделана ниша, подобная той, что находилась в «алтарной комнате». Высота первой части кельи была где-то 140 см, а вторая часть 175 см в высоту.

Из «комнаты» были еще два выхода. Один был началом самой длинной галереи в подземном храме – долее 30 м, а второй, в самом начале разветвляется в перпендикулярно расходящихся направлениях. Тот коридор, что шел на юг, приводил к системе ходов, как в лабиринте, а второй, двигаясь в восточном направлении в районе ниши под большую икону, разветвлялся на тоннель, ведущий к отдушине. Коридор шел к центру системы сходящихся тоннелей от «грота», отдушины к «алтарной комнате» и нишам под иконы.

Центральная часть подземного комплекса из себя представляет сложный лабиринт с системой тупиков и соединительных коридоров. В однообразных тоннелях, темных залах, переходах к тупикам можно легко заблудиться, особенно в первый раз. К числу достопримечательностей этой части храма, помимо лабиринтов с тупиками, можно отнести такие: пересечения коридоров в виде креста, длинные дугообразные галереи, одинокое «кресло».

Особый интерес представляют ниши, врезанные в глинистые стены подземного храма, по всей видимости, под иконы. Конфигурация ниш – однотипна, с аркообразным верхом, их углубление в стену, имеют следующие параметры: высота 35 см, ширина 35 см, глубина 4,5 см. исключением из правил была единственная прямоугольной формы ниша с размером в высоту 25 см, шириной 69 см и глубиной 5 см, обрамленная рамкой со штриховкой.

Аркообразных ниш в храме насчитывалось около 12. Кроме того, интерес представляют также маленькие ниши на перекрестках тоннелей для свечей.

Помимо икон в подземном храме были и барельефные изображения. По словам одного из очевидцев, видевших их в детстве, одно из них изображало Богородицу с младенцем, второе - мужчину, но какого святого. Он не знает, а подробные детали стерлись в памяти.

Подземный храм залегает в недрах земли на глубине 3-5 метров, средняя ширина ходов – 50 см, высота тоннелей не одинакова, где-то можно идти в полный рост, где-то только ползком. Общая длинна ходов 250 метров.

Основная конфигурация арочных сводов позволяла до недавнего времени существовать уникальному подземному сооружению. Наличие «центрального» хода, пяти отдушин в восточной части подземного архитектурного комплекса, а также слуховые окна в «алтарной комнате» и лабиринте создавало циркуляцию воздуха в подземном сооружении, сохраняя в целом одинаковый температурный режим и влажности зимой и летом, что также влияло на сохранность его сводов, стен, пола от естественного разрушения.

Вывод: Внутренний интерьер, а также подземная архитектура, напоминают подземное зодчество Киева-Печерской лавры, как по конфигурации ходов, галерей, лабиринтов, расположению келий, так и по технике создания куполообразных помещений и выработке грунта, которые Даниил применял при создании подземного комплекса на Чумыше.

4 Режим жизни в подземном храме.

Вся их жизнь была строго регламентирована монашескими уставами. «Рабочий день» монаха начинался в полночь с молитвы «полуночницы», которая с «келейными правилами» продолжалась до 5 утра, а после утренней литургии – трапеза, состоящая из кружки кваса с хлебом. И до 12 часов дня выполнение основного «послушания» - строительство подземного храма. После обеденной трапезы «Чем Бог послал» вновь работа до вечерней службы, после чего ужин, после которого в алтарную комнату на так называемое «общее правило» те же молитвы и поклоны до 7 часов вечера. С 7 часов вечера до 12 часов ночи сон и вновь с полуночи начинается новый день монаха. Таким образом, на сон отводилось по уставам не более 5-6 часов, а весь день монах был в трудах и молитвах.

Жили схимник Даниил и послушник Иван в маленькой полуземлянке, которая располагалась справа от входа в пещерный храм. Жили не только на подаяние за требы, с которыми приходи местные жители, но и за счет своего труда. Вырабатываемую глину из подземного храма монахи не выбрасывали в отвал, а жгли из нее высококачественный кирпич, который шел на фундаменты деревенских изб и строительство печей, а также выжигали известь из местного известняка. Остатки выжигательных печей для кирпича и извести встречаются повсеместно в окрестностях пещер. [3]

5 Значение существования монастыря для жителей окрестных сел.

Дело в том, что в конце 19 - начале 20 века в России существовал кризис во всех сферах жизни общества: экономике, политике, социальной жизни, в идеологии, морали, нравственности, культуре, в межнациональных и международных отношениях, что в конечном итоге привело к социальным потрясениям, мировой войне, ликвидации монархии, смене государственного строя.

Не обошел кризис и церковь, где также существовали острые противоречия между белым и черным духовенством, иерархами и простыми священниками, клиром и паствой из-за различия в правовом и имущественном положении.

Кризисное положение православной церкви обнаруживается и в кризисе самой веры, выражавшийся в возникновении многочисленных «еретических» течений, усилений старообрядчества и сектантства, переходе ряда верующих в другие религии, распространение идей атеизма и материализма среди широких народных масс.

С целью борьбы с сектантством и старообрядчеством, укрепления православной веры, церковь развернула широкую миссионерскую деятельность через монашеское «хождение в народ».

Монахи – это церковное войско, авангард, гвардия духовенства. Инок в заплатанном подряснике, монах, с искренней верой принявший на себя тяжелые обеты, истощенный постом и молитвой должен был стать мирянам примером истинной нравственности и трудовой жизни, осуществлять некий идеал «жития ангельска».

Схимник был важным средством пропаганды, располагавшей для этого до мелочей продуманной, отшлифованной системой культового воздействия на человека.

Немалую роль и значение для будущего миссионерского скита, пустынники или обители играло правильно выбранное место его расположения. Идеальным местом для этого мог стать родник, который впоследствии становится святым источником, оживленная дорога с близлежащими деревнями и селами, и, конечно, красота места.

Всем этим требованиям отвечал Даниилов ключ. Из всех родников Причумышья здешняя вода – самая лучшая и, как отвечают местные жители, не теряет своих свойств, принесенная домой, от Троицы до Троицы. Располагается он недалеко от тракта, соединявшего в конце 19-начале 20 вв. два волостных центра – Среднекрасилово и Сорокино, вдоль которого располагались богатые деревни. А о красоте места и говорить не приходится.

Но самое главное для любого святого места – это наличие чуда. И этим чудом стал подземный храмовой комплекс – неповторимое чудо рук человеческих.

6 Состояние храма в настоящее время.

В конце 70-х. годов 20 столетия пещерный храм, можно сказать, был еще в первозданном виде. Верующие старушки в большие церковные праздники посещали чудотворные родники у подножия холмов, чтобы помолиться за загубленные души монахов, совершить крестный ход и набрать святой воды.

Но мы с вами живем уже в 21-м веке и, хотя прошло не так уж много времени, храм сейчас находится в упадочном состоянии. Большая часть подземных сооружений обрушилось, но сохранились еще пока: центральный вход, алтарная комната, келья, «комната» перед кельей и небольшая часть подземных коридоров. Над Святым ключом установлена беседка с куполообразной крышей, в беседке имеются лавочки, чтобы люди поседели, набрали святой воды из источника. Несколько лет назад с левой стороны от источника был поставлен крест и освящен местным священником. С каждым годом подземный храм разрушается все больше и больше, этому способствуют климатические условия: проливные дожди, которые характерны в осенне-летний период для нашей местности, суровые зимы, влияющие на разрушение глинистого грунта.

В данное время ведутся переговоры по восстановлению храма. Инициатором этой идеи выступает В. Кокшенев. Он считает, что «Разрушению храма способствовало варварское отношение людей, которые в лучшем случае писали «здесь был Вася», в худшем- крушили все подряд. Начинали исчезать фигурные изображения на стенах, осела алтарная комната». [4]

В. Кокшенев давно мечтал о реставрации или хотя бы консервации храма. Это было невозможно в советское время, когда религию не воспринимали иначе как «опиум для народа», и оставалось невозможным в наступившей капиталистической эпохе, когда проект храма не очень вписывался в схему «товар-деньги-товар». Только в последние годы появилась возможность спасти уникальный памятник. Ещё в 2000 году, к приезду Алексия II, пытались проложить туннель к храму. Во время строительства произошел обвал в алтарной комнате, и в результате работы только прибавилось.

Краеведы надеются, что сейчас, когда на реконструкцию храма получено благословление архиепископа Барнаульского и Алтайского Максима, дело пойдет быстрее.

7 Свято-Данииловский подземный храм как туристический объект.

Подземный храм находится от автомобильной трассы Заринск-Барнаул, на расстоянии 16 км.

Кроме известного нам подземного храма на Гоношихинской земле есть несколько курганных захоронений.

Один находится недалеко от трассы Заринск-Барнаул. Археологические раскопки на этом месте строго запрещены. Второе курганное захоронение «Кораблик » находится севернее села Средне-Красилово. На этом месте раскопки тоже запрещены. Но этот курган более знаменит, тем, что захоронения там более обширные. При археологических раскопках В. Кокшенева в этом кургане были найдены деревянная кукла- «личина», украшения.

Все это можно объединить с подземным храмом в единый туристический комплекс. Туристы могли бы объезжать все эти объекты с экскурсиями. Этому способствуют имеющиеся коммуникации: данные объекты находятся в 25 км от железнодорожной линии и 16 км от автотрассы Заринск-Барнаул.

Подземный же храм когда-нибудь отреставрируют, и там будет открыт музей. Будут собраны какие-либо экспонаты, связанные с церковной утварью: иконы, подсвечники и т. д. , которые сохранились у местных жителей.

А лучше всего, чтобы на территории была поставлена часовня и была названа в честь монаха Даниила его именем. Для того чтобы верующие люди из окрестных деревень могли прийти на святое место и помолиться. Часовня должна быть подобием той, которая была ранее у входа в подземный храм. Она может быть восстановлена на основе воспоминаний наших бабушек и дедушек.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)