Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

История основания храма Богоявления Господня

Нарьян-Мар – центр Ненецкого автономного округа. Церкви здесь никогда не было. Строительство храма в городе продвигалось тяжело, и причина состояла не столько в деньгах, сколько в стройматериалах. Но, несмотря на все проблемы, он вознёсся и стоит в центре города, радуя нас своим величием. Храм Святого Богоявления – один из уникальнейших храмов в Ненецком округе. В нём проводятся богослужения, молебны, венчания, исповеди, крещения, панихиды, можно заказать ритуальные услуги на дом. Также в храм приезжают люди из близлежайщих и дальних посёлков и деревень округа.

Сама я приехала учиться в школу-интернат в 10-ый класс из отдалённого п. Каратайки, который омывается с Севера Баренцевым морем. Крестили меня в Свято-Николо Шартомском монастыре и поэтому тема Православия мне близка. В своей исследовательской работе я хочу рассказать о храме, который есть у нас в округе. Материалы для работы были собраны из газет, энциклопедии, книг, а так же были опрошены прихожане, посещающие эту церковь.

В начале 1990-х гг. в г. Нарьян-Маре по благословению епископа Архангельского и Мурманского Пантелеймона была зарегистрирована православная община (староста – Анна Гавриловна Ковылина). Верующие собирались в частном доме Просвирниной Таисьи Григорьевны, который находился в центре города, в местечке под названием «посёлок Калюш». В этом же доме приезжими священниками проводились обряды крещения, выполнялись другие ритуальные услуги.

7 ноября 1991г. впервые отцом Андреем, настоятелем Сольвычегодского храма, был отслужен молебен во здравие всех живущих в г. Нарьян-Маре.

В 1994 году из г. Архангельска в г. Нарьян-Мар приехал священнослужитель, иерей Владимир (Новиков), ставший постоянным настоятелем православного прихода.

Под приход было выделено здание виноводочного магазина. В течение нескольких лет там проводились службы, но здание не удовлетворяло потребностям прихода и не могло вместить всех верующих.

Отец Владимир при поддержке прихожан добился разрешения о строительстве Православного храма в городе. Глава администрации Ненецкого округа В. Я. Бутов идею строительства одобрил и стал одним из главных меценатов этого проекта.

Архитектурный проект разработала группа московских специалистов во главе с Дмитрием Боруновым. Храм является самым северным проектом России.

Подготовительные работы по возведению храма начались в 1996 году. 18 июля 1997г. состоялось заседание попечительского совета общественного регионального благотворительного Православного фонда имени Иоанна Кронштадского, специально созданного для строительства храма. Директором фонда стал Сергей Иванченко. В работе заседания принял участие заместитель председателя Государственной Думы, депутат от НАО А. Н. Чилингаров. Был открыт банковский счёт фонда для внесения пожертвований на строительство храма. За оформление документов для открытия счёта личные сбережения внесла прихожанка Р. В. Офицерова.

Решение выбрать местечко Калюш для возведения храма не случайно: тому было знамение. Здесь стоял молитвенный дом, безвозмездно переданный хозяйкой Т. Г. Просвирниной общине. В этом доме было совершено первое крещение. Также это центр города. К тому времени старые домики Калюша были снесены и на месте бывшего «посёлка» образовалась довольно большая свободная площадка. Земельный комитет администрации НАО бесплатно оформил документы по отводу земли. Под строительство была выделена площадь в 10100 вк. м.

Строительство храма.

Начало строительства храма положил общегородской субботник, состоящийся 19 июля 1997г. Молебен в честь этого события отслужил вместе с отцом Владимиром о. Игорь из Новгородской епархии. Отметим то, что было несколько субботников, на них трудились прихожане, в том числе и очень пожилые люди, и представители власти, школьники и даже пришёл инвалид без кистей рук с топором, работал наравне со здоровыми. С территории, отведённой под строительство, был снят плодородный слой почвы. После чего ОАО «Нарьянмарстрой» возвело цокольный этаж (забивка свай, заливка основания, закладка бетонных блоков). На торжественной закладке фундамента (5 октября 1997г. ), присутствовал настоятель Свято-Ильинского Кафедра- льного Собора г. Архангельска протоиерей Владимир. Он передал благословение Владыки Архангельского и Холмогорского Тихона на возведение одного из самых северных православных храмов.

Рубка и сборка храма происходила на территории одной из воинских частей. Руководили работами архитектор Дмитрий Борунов и инженер-строитель Агапов Юрий. Для возведения храма пригласили бригаду рубщиков из г. Пенза. Все 15 членов бригады - профессиональные строители, четверо из них работают постоянно на строительстве и реставрации храмов (один из последних объектов, на котором они трудились – Храм Св. Петра и Св. Павла в г. Москве). Все эти работы проводились на пожертвования прихожан при финансовой поддержке администрации и различных хозяйственных организации. Большую помощь оказали: фирма «Сэр варк» - Старов С. В. , Козловский А. А. ; ОАО «Нарьянмарстрой» - А. С. Савальский, МПМК – Лемешев В. И. ; СМУ «Севергеолдобычи» - В. А. Натаров; АО «Нарьянмаросейсмо- разведка» - А. Н. Кобка; кооператив «Печора» - В. Г. Захарьин; фирма «ТрансНАО» - В. А. Тюрин.

Согласно архитектурно-планировочному решению площадь участка по проекту – 1,325га. На этой территории разместятся два основных объекта – храм и колокольня, подсобные помещения – гараж, склад, котельная, туалет. Площадь застройки равна

311,82 кв. м. Строительство храма велось нелегко.

В 2000 году, когда до полного ввода объекта в эксплуатацию было ещё далеко, по

2 просьбе прихожан, в нижнем приделе начинаются с апреля проводится службы. Его освятили и посвятили Прп. Зосиме, Савватию и Герману Соловецким. Освятили всю необходимую для богослужений церковную утварь.

В начале 2003года свершилось то, чего все так долго ждали – фонд преподобного Иоанна Кранштадского подарил церковь местному приходу. Строительные работы на тот момент завершены не были но, по заключённой договоренности, приход должен довести строительство до конца своими силами. В это же время прорвало систему отопления и начала протекать крыша под алтарём. Средств на ликвидацию аварийной ситуации не было. Над храмом нависла угроза разрушения. И в этой непростой ситуации тогдашний настоятель церкви о. Владимир принял решение, если приход не может квалифицированно сделать ремонт храма и завершить его постройку, здание надо вернуть фонду. Такой вариант развития событий был единственным приемлемым на тот момент. Заметим, что перед грядущими выборами никто из депутатов своей помощи не предложил. Далее события развивались так: вести о поступке о. Владимира достигли епархии, он уезжает из округа и на его место приезжает новый настоятель о. Антоний. Он забирает из храма церковную утварь, оставив только имущество фонда, собственно, это были лишь стены. Но в самом фонде назревает критическая ситуация. Налоговая инспекция возбуждает исполнительное производство по имевшимся долгам. Подразделение судебных приставов предлагает предпринимателям погасить долг путём реализации имущества. А у фонда имущество одно – храм. На него накладывается арест. Перед православным храмом предстаёт ужасающая перспектива – быть проданным на торгах. Подобного случая не знал ни один из храмов России. И вновь, никакой финансовой помощи церкви со стороны радетелей православного «возрождения» предложено не было. В этой ситуации «Нарьянмарсейсморазведка» выкупает имущество фонда, для того, чтобы погасить по исполнительному производству обязательство. Т. е. , по сути, НМСР спасает всех православных округа от ужасающего позора, от продажи церкви.

Затем в храме продолжается ремонт и завершается строительство. Введена в действие вторая очередь в котельной, отремонтирована кровля, установлен алтарь. В сентябре 2003г. был установлен главный крест.

Храм Святого Богоявления Господня относится к типу восьмерикового одноглавого одноапсидного центрического деревянного храма. Такого типа храмы характерны для севера России. Фундамент – свайный с отметкой 1,5; по нему выполнен монолитный железобетонный ростверк. Стены подвала и перекрытия над подвалом – монолитные, железобетонные. В цокольной части здания с северной и южной сторон расположен нижний придел с арочными порталами. Стены надземной части до первого этажа – двухслойные, состоящие из оцилиндрованных брёвен диаметром 300мм. и пенобетона (защитная стена) толщиной 100мм. по внутреннему периметру. Центральный объём состоит из двух поставленных друг на друга восьмериков. Верхняя подкарнизная часть сруба расширена в виде повала. Повал и полица малого восьмерика необходимы для отвода воды, сливающейся с кровель, чтобы уберечь от гниения венцы сруба. Основной восьмерик – высотой 8м. , срублен из 36 венцов, восьмерик меньшего объёма – высотой 5,6м. , срублен из 25 венцов. С 4-х сторон к нижнему восьмерику прирублены небольшие четверики (высота – 14 венцов): с востока-аспида, с 3-х других – прирубы с порталами и высокими длинными крыльцами. Причём, южный портал оформлен небольшой папертью с двухвсходным крыльцом. С южной и северной стороны можно войти как в верхний, так и в нижний придел. Цокольная часть крылец – южного и северного имеет сквозные люнеты, выполненные по

3 современной технологии в виде цельной конструкции. Западный прируб – притвор обладает двойственной структурой, являя собой два четверика большего и меньшего объёмов. Прирубы и алтарь перекрыты фронтонами, южный и северный порталы имеют сандрики. Двускатые крыши четвериков (кроме аспиды) венчают маленькие шеи с декоративными луковичными главками. На основном восьмерике, прирубах и аспиде есть разновеликие окна прямоугольной формы в деревянных наличниках. А восьмерик меньшего объёма – глухой. Стены храма – из лиственницы. Лес отбирался в Республике Коми, зимней рубки, ошкуривался, обрубался в форму восьмигранника, после – оцилиндровывался. При соединении брёвен в венцы использовалась врубка «в обло» как наиболее теплоустойчивая. Храм имеет шатровую кровлю; каркас шатра состоит из брёвен, бруса и доски. Восьмигранный шатёр (высотой 10 м. ) переходит в узкий изящный глухой барабан (шею), который венчает луковичная глава с крестом. На малых луковицах – накупольные кресты с полумесяцем. Шея прикреплена к шатру металлическими болтами. Кровельное покрытие выполнено листами типа «Сандвич» с утеплителем из жёстких минераловатных плит на синтаксической подвязке 120 мм. толщиной, с использованием гнутого профиля и стального проката. Нижний придел имеет крашеные белые стены и бетонный пол, деревянную солею. Иконостас – с Царскими вратами, южными и северными дверями. В центре придела возвышаются четыре пилона. В притворе устроен баптистерий-крешальня. В правой части южного прируба размещена иконная лавка. В помещении верхнего храма, посвященного Святому Богоявлению Господню, установлен пятичинный каркасный иконостас с клеймами. Иконы написаны в стиле школы Симона Ушакова. Здесь же находится церковная утварь, приобретённая в хозяйственно-производственном предприятии «Софрино» РПЦ. Общая высота храма 35 метров. Средняя вместимость – 250 человек. Настоятель храма – отец Антоний. Территория вокруг благоустроена – дорожки уложены специальными плитами, высажены деревья, установлены фонари, обнесена металлическим ограждением на кирпичных столбах. Все металлические элементы будут покрыты водостойкой краской чёрного цвета.

2. 3 Скандал вокруг храма Святого Богоявления.

«Храм не может принадлежать какому-то конкретному лицу или фирме. Слава Богу, у нас и законы государственные, и Устав церкви предполагают, что храм – это народное здание, предназначенное для молитвы каждого входящего: будь он при власти или простой рабочий, пенсионер, вне зависимости от положения в общества. Храм – для всех. Никто не сможет сказать, что храм – это чья-то собственность, кто-то им владеет. Ещё не было на русской земле такого события. » (Епископ Архангельский и Холмогорский Его Высокопросвященство Владыка Тихон – интервью газете «Выбор народа» от 12 сентября 2003г. ).

В конце августа 2003 года в газете «Выбор народа» была опубликована статья «Изыдите!», в которой рассказывалось читателям о том, как единственный храм в городе был похищен у прихода. В этой же газете через год (23 ноября 2004г. ) и в газете «Заполярные вести» (26 ноября 2004г. ) публикуются статьи «Господи, дай миллион!» и «Благословляю на пиар», или как теряют совесть, рассказывающие об этом нашумевшем событии в округе. За год прихожане проделали громадную работу в поиске исчезнувших и утаённых от верующих документов, подтверждающих законное право истинного владельца.

За несколько дней до очередного судебного заседания публично высказался один из главных исполнителей сомнительной, с точки зрения суда, сделки. Бывший иерей

Владимир Новиков не мог не знать, что имущество прихода «в том числе здания,

4 сооружения, предметы религиозного назначения, объекты социального назначения, земельные участки, денежные средства, литература, иное имущество, приобретённоё приходом или созданное за счёт собственных средств, пожертвованное физическими и юридическими лицами – предприятиями, учреждениями и организациями», является на самом деле имуществом Русской Православной церкви. И право распоряжаться им принадлежит только Святейшему Синоду. Уже после того, как сделка между священником отцом Владимиром и фондом Иоанна Кронштадского была совершена, её попытались оформить очень сомнительным документом. В субботу, третьего июля 2003г. , на приходском собрании 8 из 14 учредителей приходского совета исключили четверых, выбывших за пределы округа. Согласно подписанным в этот же день заявителям, их заменили: глава администрации В. Бутов, мэр Ю. Родионовский и руководитель аппарата администрации округа Л. Суборнова. В протоколе собрания сохранилась чёткая формулировка: «В виду того, что все эти люди давно и активно трудятся на благо прихода». Так как, и глава администрации, и мэр, и священник, числились учредителями Фонда, то выходит формально они дарили себе то, что принадлежало учреждённым юридическим лицам. Продав принадлежащую приходу трёхкомнатную квартиру, бывший настоятель на подаренной опять-таки «Ниве» отправился на новое поприще. Год спустя, Арбитражный суд Архангельской области на основании статей 173 и 174 Гражданского кодекса признал договор дарения храма Святого Богоявления Господня недействительным. Решение суда оспорил Сергей Старов, генеральный директор «Нарьян-марсейсморазведки», купивший у фонда Иоанна Кранштадского храм и все подсобные помещения за два миллиона 395 тысяч рублей. На очередном заседании Арбитражного суда в Архангельске Сергей Старов предложил Епархии выкупить храм за миллион долларов. Но всё же через долгие споры православный храм был возвращён Епархии.

2. 4 Воскресная школа.

Всероссийская школа имени Святого праведного отрока Артемия Веркальского в г. Нарьян-Маре построена на средства фонда «Дети Севера», трудами российского фонда архитектурного наследия имени Андрея Рублёва, тщанием главы НАО А. В. Баринова, освещена 16 октября 2005 года епископом архангельским и холмогорским Тихоном.

16 сентября 2004 года наш северный городок посетил президент благотворительного фонда Вячеслав Киселёв. Цель визита – совместный проект строительства в Нарьян-Маре воскресной школы. Настоятель Нарьян-Марского православного прихода отец Антоний давно задумал эту идею. Он был уверен, что «С Божьей помощью и при поддержке добрых людей всё получится».

Возрождение веры в стране немыслимо без воспитания детей в вере и благочестии. В Нарьян-Маре немало юных прихожан и при православном приходе уже проводились спевки детского хора. Воскресная школа – не аналог общеобразовательной, это своеобразный ковчег веры не только для детей, но и для взрослых, место духовного общения, тепла, радости. В. Киселев, по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона привёз в Нарьян-Мар проектное предложение строительства воскресной школы. Оно представляет собой деревянное здание в традиционном северном стиле размером 30 на 15 метров. В школе есть преподавательская комната, домовой храм, библиотека, трапезная, собственная котельная, учебные помещения и кухня. Общая площадь – около 250 кв. м. Школа рассчитана на 50-60 учащихся. Место под здание выбирал епископ Архангельский и Холмогорский Тихон. По мнению владыки школу необходимо было возвести рядом с храмом, чтобы они были единым комплексом. По проекту инициатором идеи стал фонд «Дети Севера». 5

- Это милость Божия к нашему городу, что нашлись добрые люди, готовые созидать такое дело, - говорит отец Антоний. По словам отца Антония сегодня особенно важно, чтобы дети сызмальства приобщались к вере и были окружены человеческим и душевным теплом. Чем больше будет таких ребятишек, тем счастливее будет будущее страны.

2. 5 Малиновый звон Нарьян-Мара.

В Вербное воскресенье, 16 апреля 2006 года, над городом раздался мелодичный перезвон колоколов – это заговорили 10 бронзовых красавцев, установленных на колокольне близ нашего храма. Красный город обрёл, наконец, свой малиновый звон. В течение зимы жители города наблюдали, как постепенно росла колокольня храма Богоявления Господня. И наконец, появились колокола. Их установкой занимался фонд «Дети Севера». Его руководитель Евгений Федькин пояснил, что нарьян-марские «кампаны» отлиты в Воронеже из высококачественного сплава меди (80%) и олова (20%). Самый массивный весит 350 кг, а самый маленький 5 кг. Однако 830-килограммовый «Благовестник» ещё не доставлен в Нарьян-Мар и будет установлен позднее. Все колокола пожертвованы храму компанией «Лукойл-Север». Звонарь Александр рассказал о технической стороне игры на таких непростых инструментах: «Уроков как таковых не было. Будем с Божьей помощью совершенствоваться. Учиться сложно, потому что задействованы не только руки, но и ноги». Монтажом и настройкой звонницы в течение четырёх дней занимался главный звонарь епархии Дмитрий Иванов. Он же привёз с собой мультимедийное пособие, которое позволяет молодым звонарям во всех тонкостях усвоить искусство игры на колоколах.

- Сегодняшнее событие знаково, оно давно ожидаемо нами. Меня, да и всех, наверно, присутствующих взял за душу этот звон. Коснулся сердца, растрогал, у кого-то даже слёзы умиления наворачивались на глаза, - признался настоятель Богоявленского храма отец Антоний, который проводил освящение колоколов. «Звенящая молитва» теперь будет постоянно плыть над городом, созывая всех христиан на службу, к всенощному бдению, по другим торжественным случаям. По мнению батюшки, колокольный звон со временем станет «визитной карточкой» Нарьян-Мара. Каждый город в России имеет свой неповторимый звон – будет такой и у нашей окружной столицы.

III. Заключение.

В ходе исследовательской работы были опрошены прихожане, посещающие храм.

Им было заданы следующие вопросы:

Скажите пожалуйста, что вы знаете об основании храма Святого Богоявления Господня в г. Нарьян-маре?

Знаете ли вы на чьи пожертвования построен храм?

Как часто вы посещаете церковь?

Есть ли среди верующих посещающих храм молодёжь?

От кого вы приняли веру?

Что вы цените больше всего в вере?

Как вы относитесь к людям другого вероисповедания?

8. Каким вы видите наш храм в будущем?

Ответы на данные вопросы есть в приложении №1.

В ходе исследовательской работы можно сделать следующие выводы:

1. На основе изученных и собранных материалов мне удалось частично восстановить историю основания храма Богоявления Господня в г. Нарьян-Маре.

2. Проанализировав ответы некоторых прихожан удалось установить, что посещают храм редко, об его основании почти ничего не знают, в вере ценят доброту, тепло, отзывчивость. В дальнейшем видят храм величавым, могущественным и красивым.

Церковная хроника.

У острова есть покровитель.

Самый почитаемый на Руси Святой - Чудотворец Николай - освятил своим именем эту часовенку на берегу Баренцева моря. Николай Угодник на Севере, может, потому так и прижился, что в молитвах его называют тёплым: здесь, под холодными арктическими ветрами, образ над вратами действительно согревает.

Часовню строили нефтяники, строили в свободное от работы время, как и положено на Руси, всем миром.

К назначенному часу стекался народ – «Арктикнефть» за эти годы, осваивая негостеприимную землю, потеряла здесь несколько своих рабочих.

Обряд освящения часовни, совершенный Епископом Архангельским и Холмогорским Владыкой Тихоном, превратил строение, созданное обитателями острова, в маленькую обитель Духа. Сюда теперь может прийти каждый, просящий совета и помощи.

Звонят в Неси колокола.

Праздничный колокольный перезвон звучал над Несью, созывая к храму местных жителей. Стар и млад шли сюда, чтобы разделить друг с другом радость. Такого не может быть ни в одном селении округа. Даже в городе нынче молчат колокола. Возрожденная нынешней осенью Несская церковь Благовещения заново начинает свою историю. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, который православная церковь отмечала в минувшую среду, стал здесь праздником всего села. Отныне так будет всегда: храм, когда-то освященный в честь этого события, дал Неси второй день рождения.

Но это ещё не всё. Такого, что произошло здесь в этот день, ещё не случалось за всю историю нашего Заполярья. Впервые в северном сельском храма совершена Хиротония – местный диакон Олег Еникеев рукоположен в священники.

Обряд рукоположения совершил Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон. И он отметил значимость происходящего: «Совершилось событие, - сказал, - поистине историческое и в духовном, и в жизненном планах, его ещё предстоит осмыслить».

Ходатайства о рукоположении отца Олега в священники слали Владыке прихожане Несской церкви. Именно его, преемника и последователя первого настоятеля возрожденного храма отца Антония, хотели видеть своим пастырем.

Ничего что звонаря в Несской церкви пока нет. Отец Олег умеет играть на колоколах праздничные, западающие в душу трезвоны.

Светлое утро Тельвиски.

Православные Тельвиски не случайно почитают святого Николая. Село стоит на берегу Печоры, а Чудотворец Николай известен как заступник рыбаков и моряков.

Чудеса чудесами, а часовню в Тельвиске построили люди. С Божией помощью они её сделали всего за четыре месяца, прямо к Рождеству. Светлым назвал настоятель православного прихода Нарьян-Мара отец Антоний то утро, когда открывали и освещали часовню. Газ. «Заполярные вести» январь. 2005г.

С любовью к Хонгурею.

Высоко над Печорой подняла свою маковку хонгурейская часовня. Ладная, светлая, красуется она, видная из далека. Место жители выбрали сами. Согласовано оно и со всеми церковными нормами. Окресный вид – словами не передать. Красота здесь, в Хонгурее, неописуемая. Новая часовня получила имя Святой Троицы. Так её нарекли устроители, получив благословение Епархии.

Торжество духа.

Крещение Господне в этом году жители ненецкой столицы встретили по- особенному празднично. В районе Качгортской курьи была устроена купель для омовения и колодец, а также установлен крест и церковь изо льда.

В крещенский сочельник, 18 января, настоятель нарьян-марского православного прихода отец Антоний Антипов освятил воды Печоры. К полуночи, к тому моменту, когда заканчивается сочельник и наступает время крещения Христа, у святой купели собрались сотни людей. Одни шли, чтобы набрать воды, другие – окунуться. Купающихся, несмотря на температуру – 23, в этом году было много. В прорубь смело шагали и мужчины, и женщины. Массовое купание в проруби на Крещение – давняя русская традиция. В эту ночь омовение в священной проруби принимали и жители Неси.

Да будет храм!

Всего три месяца назад здесь был пустырь, поросший бурьяном. А ведь прежде на этом самом месте возвышался храм о пяти куполах, один из самых больших в наших краях. Но настало лихое время, когда с кличем «Разрушим до основания!» принялись направо и налево махать ломами и кувалдами воинствующие безбожники. И предана была огню колокольня храма, сброшены на землю купола, оглашавшие мелодичным перезвоном окрестности Великовисочного. Лишь бесприютные развалины напоминали о том, что некогда приходили сюда люди молиться, венчаться и крестить детей

Возвели храм шесть мастеров Поморской плотницкой школы. Им сегодня осталось сделать всего чуть-чуть, внести несколько штрихов в отделку, так что на днях строительные леса будут убраны, и церковь предстанет во всей своей красе, радуя взор.

Принимаем владыку.

29-30 сентября 2006 г. состоится визит епископа Архангельского и Холмогорского Тихона в НАО.

В рамках архипастырского визита планируется чин Великого освящения храма в честь иконы Божией Матери «Взыскания погибших» в промысловом посёлке Варандей.

В субботу, 30 сентября, владыка Тихон посетит Богоявленский храм окружной столицы и по окончании Божественной литургии в 11 часов отслужит молебен и преподаст архипастырское благословение прихожанам.

Визит организован устроителями храма на Варандее: компаниями «Варандейский терминал» и «»Нарьянмарнефтегаз».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)