Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

История города Владикавказа

Интересен и многолик город Владикавказ. Выросший из крепости, основанной для защиты горских народов, он стал родным для многих людей самых разных национальностей. Традиции различных народов, их культура, особенности архитектуры нашли свое место в истории города, удивительно гармонично соединив Восток и Запад, Европу и Азию.

ОСНОВАНИЕ ВЛАДИКАВКАЗА

Весной 1784 года наместник Кавказа Павел Сергеевич Потемкин основал у входа в Кавказские горы военное укрепление для охраны дороги из Моздока (крепость основана в 1763 году) в Закавказье. Будучи человеком умным, генерал понимал, какое значение будет иметь в будущем крепость у входа в Кавказские горы, где начиналась горная часть единственной в то время дороги, связывающей европейскую часть России с выходом на Восток, в Персию, Турцию и далее в Индию. Поэтому он и назвал новую крепость Владыкавказом. Укрепление было заложено в первую очередь для защиты Военно-Грузинской дороги, но с первых дней стало выполнять роль защитницы кавказских народов.

Рапорт №117 генерал-поручика П. С. Потемкина генерал-фельдмаршалу князю Г. А. Потемкину о закладе крепости Владикавказ

25 апреля 1784 года

Его светлости

Высокоповелительному господину Генерал-фельдмаршалу военной коллегии Президенту командующему войсками в Крыму и южных губерниях расположенными и флотами на Черном и Каспийском морях и кавалеру князю Григорию Александровичу Потемкину.

Отряженные войска к горам выступили из Екатеринограда сего месяца 24 дня. При входе гор предписал я, основать крепость на назначенном по обозрению моему месте под именем Владикавказ, а как скоро отъедут французские путешественники, немедленно отправляюсь я на Кубань для назначения мест к укреплению до дистанций Господина Генерал-поручика и кавалера Леонтьева.

Генерал-Поручик Потемкин

ЦГВИА, ф. 52,оп. 1/194,л. 331,ч. 4,л. 21. Подлинник

Из очерка В. А. Потто « Два века Терского казачества» - о закладке крепости Владикавказ

6 мая 1784 г.

Потемкин спешил воспользоваться временным затишьем, по крайней мере для того, чтобы как можно скорее докончить сооружение новой укрепленной линии между Моздоком и подошвой главного Кавказского хребта. Линия эта, обеспечивая сообщение с Грузией, имела еще и другое не менее важное значение: она отделяла Большую Кабарду от Малой им затрудняла возможность совместного действия их против нас вместе с чеченцами или ингушами. Три из этих укреплений, или – вернее – редутов: Григориополисское в Малой Кабарде, Кумбелеевское на реке того же названия и Потемкинское на Тереке у Татартупа были окончены и снабжены гарнизонами в том же году, но постройку четвертого, самого сильного, запиравшего вход в Дарьяльское ущелье, пришлось отложить до весны 1784 года.

29 апреля Селенгинский пехотный полк два егерских батальона с артиллерией, под общим начальством полковника Нагеля выступили из Моздока к Григориопольскому редуту. К нему присоединились еще 70 Гребенских и 70 Семейных казаков, находившихся в Моздоке для содержания форпостов. Казаки пошли в авангарде и держали боковые цепи, дабы оградить отряд от возможного нападения со стороны Чечни или кабардинцев. Кругом царило однако полное спокойствие, и отряд, дойдя до осетинского селения Зауров, остановился у входа в Кавказские теснины. Здесь 6 мая 1784 года, после торжественного молебствия с водоосвящением, при громе русских пушек заложено четвертое, последнее укрепление, названное Владикавказом, в знак нашего владычества над Кавказскими горами. Крепость сравнительно была большая, вооруженная 12 орудиями, и по повелению Императрицы Екатерины Второй в ней воздвигнута первая православная церковь.

В. А. Потто. Два века Терского казачества( 1577-1801 гг. ),т. 2, Владикавказ,1912, с. 146,147.

Из-за угрозы, исходившей от известного на Кавказе шейха Мансура, в конце 18 века Владыкавказ приказали даже срыть. Прошло несколько лет, и укрепление восстановили в виде неправильного многоугольника в километре от правого берега Терека, окруженного двойным бруствером, посередине которого находился ров, заполненный водой и защищенный стоявшими на земляных валах девятью батареями пушек. Мечта овладеть Владыкавказом, прервать Военно-Грузинскую дорогу и оставить русские войска в Закавказье без снабжения появлялась и у вождей Кавказской войны. Призвав к газавату, Гази-Магомед (Кази-мулла), первый имам Чечни и Дагестана, весной 1831 года предпринял отчаянную попытку овладеть крепостью. Крепость спасли густые туманы, в которых заблудился отряд горцев. И пока горцы ждали хорошую погоду, русские сумели подтянуть в крепость дополнительные силы.

В 40-х годах такую же попытку предпринял и последний знаменитый имам Шамиль. Он уже подошел к местности Татартуп и рассматривал в подзорную трубу крепость, подвинулся не на штурм укреплений, а в горы. Что повлияло на ход его мыслей, неизвестно. Возможно то, что не было достаточных разведывательных данных, нежелание рисковать вдали от своих военных баз, или то, что большинство осетин не поддерживало движение Шамиля. Однако, как признавали военные авторитеты того времени, взять полуобвалившиеся укрепления Владыкавказа ему не составило бы особого труда и гарнизон не сдержал бы наступления. Шамилю крепость обязана и возведением вокруг нее единственной и настоящей каменной стены. К тому времени крепость уже разрослась и практически представляла собой современную центральную часть города. Уже в 1852 году, как писал военный историк крепости, а потом и города, Ракович во Владикавказе ( к тому времени город потерял в названии букву «ы») значилось 909 деревянных домов, 25 улиц, обширных площадей 5, лавок 125. Городские доходы достигали 2 тысяч рублей – это все сборы с купцов и промышленников за право торговли в крепости, постоянных жителей числилось 3653 обоего пола, из которых семейств нижних чинов 1439. Владикавказского казачьего полка 722, разного торгового люда и вообще пришлого элемента 1462 человека. Местное население занималось разного рода торговлей, главным образом подрядами по перевозке товаров в Грузию. Жители были заняты сельскохозяйственными работами на огородах и сенокосах, представители интеллигенции трудились в первых учебных заведениях – в духовном и светском городских училищах. Теперь юные горцы обучались совместно с детьми других национальностей в школе для военных воспитанников при Навагинском полку. В крепости существовал один из крупнейших на Кавказе военных госпиталей на 600 мест. Лечились в нем и гражданские лица. Сохранилось сообщение о том, в что знаменитый хирург Н. И. Пирогов сделал одну из первых в мире операций под наркозом: под влиянием эфирных паров он вырезал зоб у 17-летней девушки.

Для культурного развития жизни в крепости немалую роль играло пребывание в ней известных людей в России. Именно они зафиксировали рост культурного развития в крепости-городе того времени. Декабрист А. Беляев вспоминал, что во владикавказской гостинице устраивались вечера и балы, на которые комендант крепости приглашал немало горских владельцев.

Немало интересных страниц посвящено Владикавказу и в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Академик Андрей Шегрен работал здесь над своим известным трудом «Осетинская грамматика с кратким словарем осетино-российским и российско-осетинским», составившим целую эпоху в истории кавказских лингвистических исследований.

К тому времени появились и первые ростки промышленности – небольшие пивоваренные, свечные, мыловаренные, кожевенные заводики. Первые владикавказские архитекторы создали вместо хаотичных крепостных кварталов классическую планировку улиц, украшая их садами и парками.

В 50-е годы 19 века Владикавказ все чаще стали называть городом и проезжающие путешественники, и нередко ошибающиеся в документах дотошные чиновники. И только угроза со стороны Шамиля и возведение солидной крепости напоминало о его значении. Но ровно через год, после возведения сложных фортификационных сооружений, грозный имам был пленен в ауле Гуниб, и каменные стены стали никому не нужны. Более того, они стали мешать расширению города, возведении, новых домов, прокладке улиц. Их разобрали так же быстро, как и построили, а кирпичи и камни пустили на строительство ближних домов и мощение мостовых. Последнюю башню снесли уже в начале 20 века на Осетинской горке.

Указ Правительствуещего сената о преобразовании крепости Владикавказ в город

31 марта 1860 г.

В видах развития на Кавказе торговли и промышленности и водворения начал мирной гражданской жизни между покорными горскими племенами, признав полезным, согласно представлению нашего наместника Кавказского, обратить находящуюся на Военно-Грузинской дороге из России в Закавказье, впереди главного хребта Кавказских гор, крепость Владикавказ с прилегающим к ней крепостным форштадтом в город и даровав разные льготы и преимущества лицам, желающим водвориться в сем городе. Мы утвердили составленные наместником и рассмотренные в Кавказском комитете положение об управлении городом Владикавказом и штат его управления.

По истечении трех лет оных наместник Кавказский имеет право войти установленным порядком с представлением о трех всих положениях и штатах изменения и дополнения, коим будут указаны временем и опытом.

Александр

ЦГА СО АССР,ф. 12, оп. 1,д. 845, лл. 32-32 об. Заверенная копия.

Быстрому росту и развитию Владикавказа способствовало прежде всего его удобное географическое и стратегическое положение, позволяющее еще и контролировать единственный короткий и безопасный путь в Закавказье – Военно-Грузинскую дорогу.

В планах дальнейшего освоения Кавказа, после прошедшей войны, Владикавказу отводилась не только роль крупного торгового и военного цента, но и как отмечал наместник на Кавказе князь фельдмаршал А. И. Барятинский, «не менее важно его значение по водворению между горцами начал мирной гражданской жизни». Князю А. И. Барятинскому повезло не только пленить Шамиля, но и стать крестным отцом нового города империи. Именно по его настоянию и в его правление 31 марта 1860 года Владикавказская крепость указом Правительствующего сената, утвержденного Александром II, была переименована в город или, как в то время писали, «получила городской статус». Ровно через год после отставки князя-фельдмаршала, в 1863 году Владикавказ стал центром обширной и многонациональной Терской области.

Еще почти два десятилетия Владикавказ оставался провинциальным и одноэтажным; его улицы в распутицу затрудняли не только колесное, но и пешеходное сообщение; исключение составлял только центр.

Начало бурному социально-экономическому росту города положило событие огромной важности для всего северного Кавказа – соединение Владикавказа железнодорожной линией с Москвой и Петербургом. 70-80-е годы явились важным этапом истории города: в это время открывается Осетинская Ольгинская школа для девочек, реальное училище, первый в области драматический театр.

Тогда же стала издаваться и первая газета «Терские ведомости». Заметно изменился облик города: появились красивые двухэтажные особняки, гостиницы, казенные здания, банки, страховые общества, роскошные магазины, улицы украшались аллеями и бульварами из липы, каштана, ясеня. Строительство приняло особенно широкий размах после того, как на юго-восточной окраине города свою первую продукцию выпустил механизированный кирпично-черепичный завод Штейнгеля и Грозмани.

В 90-е годы Владикавказ уже можно назвать крупным промышленным городом империи.

Вначале промышленность имеет пищевкусовое направление: механизированные мельницы, фабрика искусственных минеральных вод, крахмало-паточный, пивоваренный и спиртоводочный заводы, гильзевая и табачная фабрики. Но с развитием капитализма в России город становится важным центром цветной металлургии. Горнопромышленное и химическое общество «Алагир», в котором стал хозяином бельгийский капитал; на базе полиметаллических месторождений Осетии пускает в 1903 году на северо-восточной окраине, рядом с железнодорожным вокзалом, крупный серебросвинцовый и цинковый завод. Для обслуживания железной дороги создаются железнодорожные мастерские. Первые годы 20 века ознаменовались для города открытием и пуском электростанции и электрического трамвая.

С первых дней свого основания Владикавказ формируется как многонациональный город. Центр устоялся как интернациональный. Здесь проживают в основном состоятельные семьи русских, осетин, армян. От центра удалялись кварталы католиков-поляков, сосланных на Кавказ, немцев-колонистов, армян, занимавшихся коммерцией, татар, выделывавших сбрую и державших извоз.

На окраинах обосновались слободки: Осетинская, Владимирская, Шалдон, Молоканская. Слободки формировались по религиозному и профессиональному признаку. Курскую слободку, в северной стороне города, населяли рабочие бельгийского металлургического завода, Молоканскую слободку – высланные на Кавказ сектанты-молокане.

На 1910 год во Владикавказе проживало 50553 русских, 8474 кавказских горцев, 6147 армян,3070 грузин, 568 немцев. Кроме того, были еще и другие этнические группы: поляки – 1316, евреи – 1112, французы -75,других национальностей – 1359 человек, других иностранносподданных – 1348.

Главной улицей города был проспект Мира.

В разные годы он именовался по-разному: Нестеровский бульвар, Александровский проспект, Пролетарский проспект, проспект Сталина.

Проспект заложили еще в 40-е годы 19 столетия и довольно долго он назывался Нестеровским бульваром в честь первого коменданта крепости П. П. Нестерова (60 –е годы 19 века). С правой и левой стороны от бульвара тянутся канавы, проведенные из Терека. Из них брали воду для питья и на хозяйственные нужды, пока не появились водовозы с бочками и огромными черпаками. Воду набирали рано утром. В последствии дорожки на бульваре были посыпаны морским песком, который возили с Каспийского моря.

Только после посещения Владикавказа царем Александром II проспект стал называться Александровским. В городе нет второго такого места где не найдешь двух похожих домов. Каждый из них отличается только ему присущей архитектурной деталью, своеобразной кирпичной кладкой, цветовым решением, узорными балконами, широкими окнами, башенками и шпилями. Как так получилось: то ли по задумке городской управы, то ли случайно, но на проспекте практически не оказалось ни одного административного учреждения. В дореволюционное время проспект негласно разделялся на участки, которые принадлежали к разным социальным слоям. Если гимназисты забредали туда, где гуляли купеческие дочери, то это считалось покушением на правила хорошего тона. По вечерам по посыпанным морским песочком дорожкам проспекта прогуливались местные модницы в сопровождении щеголей и офицеров. В коммерческом клубе мужчины играли за карточными столами и в бильярд. Событием считалась премьера в русском театре. С утра проспект превращался в крупный торговый центр. Здесь находились только престижные в городе гостиницы, рестораны и магазины.

В начале Александровского проспекта было построено двухэтажное здание по типу Петербургского Главного Штаба Российской армии – штаб 20 пехотной дивизии. В сквере перед зданием установили памятник героям русской армии - капитану Лико и солдату Архипу Осипову.

Памятник солдату Архипу Осипову во Владикавказе был построен в 1881 году. Из 10 000 руб. необходимых для его отливки, 9992 рубля собрали в полках 20-й пехотной дивизии, расквартированной в Терской области, и лишь 1077 руб. выделила казна.

Инициаторами сбора денег стали воины Тенгинского полка. Исполнителем проекта стал военный инженер, капитан Лишен. (Лилеев?) Детали памятника изготовлялись в Одессе и Петербурге

На высокой четырехгранной пирамиде широко взмахнул крыльями бронзовый орел. Над надписями, в нишах поместили дорогие, в золотых окладах, иконы. Пирамида переходила в массивный мраморный постамент, окруженный чугунными цепями. Памятник относился к объектам дивизионного ведомства.

В советское время памятник посчитали вредным, прославляющим колониальную политику самодержавия на Кавказе, и снесли его в пику царизму.

Дальнейшую его историю удалось выяснить только у работника исторического музея Бориса Фитье. В 80-е годы ХХ века Б. Фитье принес в музей один из фрагментов памятника Лико и Осипову. Остальные части памятника были использованы в советское время для мощения одной из лестниц центрального парка культуры и отдыха. На его месте в настоящее время расположен памятник И. А. Плиеву.

Центральный проспект был спланирован так, что от него вели дороги к важнейшим жизненным объектам.

С южной стороны Александровский проспект обрамляла Михайловская площадь. Во второй половине 19 века площадь, вымощенную булыжником украшали два задания: одно из них занимало окружное управление путей сообщения, другое - торговое заведение и семья купца второй гильдии Симонова.

Северную часть Михайловской площади украшали парк и дворец барона Штейнгеля, который и занимал часть территории, ныне застроенной комплексом института МВД. В те времена там же находился Азово-Донской банк (здание не сохранилось). Называть особняк барона Штейнгеля дворцом официально не разрешалось, ибо дворцом считалось ничем не примечательное помещение резиденции начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска, расположенное на притеречной террасе (ныне одно из зданий военного госпиталя). Однако открытки с надписью «Привет из Владикавказа» уходили с изображением именно дворца барона Штейнгеля и приезжающие экскурсанты хотели посмотреть и Штейнгелевский дворец. В архитектуре здания присутствовали готика, ренессанс, барокко. Здесь было чему подивиться, начиная от статуй атлетов, мыслителей и кончая экзотической мавританской башней. Построила дворец семья крупных промышленников Штейнгелей, разбогатевшая во время проведения железной дороги из России на Северный Кавказ. Строительство дворца нанесло ощутимый удар по финансовым возможностям семьи. В 1898 году журнал «Родина» писал «Говорят, что барон ассигновал на постройку 60 тысяч рублей, а строители допустили «маленькое» отступление от сметы и вогнали дворец в 600 тысяч; не знаем насколько это верно, но на чужой роток не накинешь платок». Хозяева прожили во дворце недолго, вскоре над мавританской башней взвился трехцветный государственный флаг Российской империи. И он стал официальной резиденцией городской думы и лично городского головы с администрацией. Слухи ходили, что Штейнгелю пришлось продать дворец из-за долгов, по другим слухам – семья подарила его городу. Иметь место может и то и другое, так как барон занимался меценатством.

Во Владикавказе проживало трое Штейнгелей. Барон Василий Штейнгель провел первый городской водопровод. Его старший сын Рудольф, инженер и крупный организатор железнодорожного строительства, в течение трех лет построил железную дорогу Ростов-на-Дону – Владикавказ. Леонард Штейнгель с бароном Грозмани открыл на южной окраине города механизированный кирпично-черепичный завод, выпускавший кирпич и марсельскую черепицу.

Дворец барона Штейнгеля был взорван в 1919 году Петром Арановичем Полисюком, участником революционных событий на Кавказе, партийным журналистом, заместителем председателя Владикавказского совета. Сделано это было для того, чтобы деникинцам не попали в руки архивы Совдепа и ЧК, находившиеся в бывшей городской управе. Конница белогвардейцев уже проникла в город. - Революция требовала жертв. По сведениям, данным семьей Тахо-Годи, дворец взорвали не из-за архивов, а из-за мануфактуры, которая находилась в подвалах. Казаки, забыв об отступающих красных, вытаскивали из подвалов обгоревшие тюки мануфактуры и тушили их как могли.

Со стороны проспекта находится вход в старейший парк на юге России (1870 г. ) Еще в 1830 –е годы рядом с комендатурой Владикавказской крепости был разбит сад, который назвали Комендантским, а с 1860-х годов он стал именоваться городскими или публичным. Он занимал площадь всей верхней террасы современного парка. В 1870-х годах территория, примыкающая к Тереку ) около 13 га, современная нижняя часть парка) по инициативе полковника Михаила Родионовича Ерофеева (начальника штаба 21 пехотной дивизии) была благоустроена; посажены декоративные деревья и кустарники, разбиты цветники. Через некоторое время здесь был устроен велотрек (в том месте, где сейчас находится цветник) и весь парк стали называть Треком. Верхняя часть парка называлась так же Городским парком. 1 апреля 1903 года состоялось открытие «Общества любителей велосипедного спорта» (с 1911 г. _ «Спортивное общество Трек») и состоялись первые велосипедные гонки. В течение нескольких лет была создана целая система прудов с островками, устроена лодочная станция, купальни. Парк стали называть на французский манер «Монплезир» («Мое удовольствие»). В 1911 году был создан общественный комитет по руководству парком во главе с М. Р. Ерофеевым (теперь уже генералом). В начале 20 века в парке устраивались праздники с пиротехническими эффектами. Летом в прудах плавали лебеди и другие водоплавающие птицы, на «зверином острове» был небольшой зоопарк, по аллеям парка, посыпанным морским песком, ходили павлины. В зимнее время на льду пруда устраивали каток, причем для желающих были отапливаемые павильоны с прокатом коньков.

Парк украшало здание-павильон летнего театра, построенное в мавританском стиле. Парк считался одним из красивейших на Кавказе, чему способствовало сочетание паркового ландшафта и вида на белоснежные горы. С 1920-х годов парк именовался пролетарским, а с 1939 года, в ознаменование 80-летия К. Л. Хетагурова стал называться его именем.

Вдоль заборов и дорожек сохранились и по сей день лиственные деревья различных пород, возраст которых не менее полутора века.

Большое количество людей разных национальностей в городе нашло свое отражение и в большом количестве различных религиозных построек.

В дореволюционном Владикавказе были построены 22 церкви, 2 мечети, 6 домовых церквей, 2 осетинских святилища, 2 синагоги, лютеранская кирха, молоканская молельня, римско-католический костел, старообрядческая часовня. К сожалению, до настоящего времени уцелели совсем немногие.

Шиитская мечеть ( персидская)

Построена на средства персов-шиитов, проживающих во Владикавказе (70-х гг. 19 века); архитектор неизвестен. С вершины купола убран шток с полумесяцем. В настоящее время в здании мечети активно работает планетарий.

Немецкая кирха – лютеранский храм, ныне здание Госфилармонии;

Построена приблизительно 1866 году. Архитектор неизвестен. Сооружена по инициативе полковника Александра Эглау (начальника Осетинского округа) и Генриха Лоренца ( предводителя протестанской общины). Среди горожан была известна как «немецкая кирха». Здание построено в готическом стиле, размеры в плане 50х15 кв. метров, высота со шпилем 24,7 м. пи кирхе, в соседнем одноэтажном здании, была открыта немецкая четырехклассная школа.

( ул. Л. Толстого/ у. Миллера 34)

В настоящее время во Владикавказе действуют несколько православных храмов:

Армяно- Григорианская церковь – единственный храм, не запрещенный и нетронутый советской властью.

Построена во имя св. Григория Просветителя. Первоначально, в 1843 году было построено деревянное здание церкви. По инициативе Астраханской армяно-григорианской консистории в 1864 г. Приступили к сооружению нового каменного здания на месте старого. Оно возводилось под руководством архитектора Симонса и при деятельном участии начальника терской области М. Т. Лорис-Меликова. Интерьер храма был расписан итальянскими художниками. В 1897 году после частичной реконструкции здания появились два боковых входа и колокольня и обновлена роспись. В начале 1930 годов здание с трудом удалось спасти от сноса.

9 мая 1995 года во дворе армянкой церкви был воздвигнут Хач-Кар («каменный крест») в память 600 армян - жителей Владикавказа, погибших в годы великой Отечественной войны.

Ильинская ( св. Ильи) церковь (конец 19 века).

Кладбищенская часовня. Была приписана к Константино-Еленецкой церкви. В наше время реконструирована в храм.

Престольный праздник церкви - 20 июля.

( ул. Дзержинского)

Осетинская, Церковь Рождества пресвятой Богородицы.

Из указа Екатерины II о сооружении церкви в крепости Владикавказ

9 мая 1785 год.

14. В построенной крепости при входе в горы Кавказские позволяем Мы соорудит церковь православного нашего закона, употребляя на оную и на украшение ея оставшиеся в Кизляре из суммы на приласкание кумык и прочих народов определенной; комиссию Осетинскую из Моздока перевести в губерненский город, но при том наблюдать, чтобы духовенство как той комиссии, так и церкви в крепости, при в входе в горы построенной, не употребляли народам тамошним притеснений или принуждений.

Полное собрание законов Российской империи ( Собрание 1-е), т. 22, №16194, Спб. ,1830,с. 388-392.

В 1814 г. Осетинская духовная консистория для удовлетворения религиозных нужд поселенцев владикавказской крепости, на холме, возвышавшемся над всем городом, построила маленькую деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, снабдив ее притчом и необходимой утварью.

В 1823 году на месте обветшавшего здания была возведена каменная церковь. По мере увеличения православной паствы церковь расширялась и перестраивалась и к 1861 году превратилась в удобную каменную церковь в классическом стиле (имя архитектора неизвестно). Строительство осуществлялось «при живом и деятельном участии» начальника Владикавказского Военного округа барона Вревского, генерала Евдокимова, полковника Сперанского, князя Святополк-Мирского, купцов Шилова, Андреева, Щербинина, а также на пожертвования русского и осетинского офицерства, жителей города и Осетинской слободки. Впоследствии во Владикавказе было построено 17 православных церквей, но лишь этот историческое здание сохранилось, хотя в конце 1920-х гг. фрески и иконы были уничтожены. В плане здание решено в виде креста, в западной части устроена колокольня. Размеры в плане 28,1 м, (длина, включая колокольню) и ширина 20 метров, включая притворы. В 1930-х гг. с колокольни было снято навершие и уничтожена вся купольная часть церкви. До 1939 г. здание церкви использовалось под склад конторы « Облзаготзерно». Затем там был открыт Музей Осетинской литературы им. К. Л. Хетугурова. В 1972 году в помещении были размещены фонды художественного музея.

В сентябре 1992 года в здании церкви состоялась первое после длительного перерыва служба. В сентябре 1993 г. Церковь реставрирована. Восстановительные работы были быстро и качественно были выполнены фирмой « Вторцветмет» - президент С. Б. Зленко. Церковь была вновь освящена в сентябре 1994 года митрополитом Ставропольским и Бакинским Гедеоном. В настоящее время службы регулярно ведутся на осетинском и русском языках. Престольный праздник – 21 сентября – день Рождества Пресвятой Богородицы Девы Марии. Рядом с церковью находится могила К. Л. Хетагурова, на территории, прилегающей к церкви расположен некрополь.

( ул. Войкова 20).

Суннитская мечеть –

В 1900 году группа магометан-суннитов, проживающих во Владикавказе, обратилась с прошением в областное правление Терской области, получить разрешение на строительство мечети на собранные средства. После канцелярской переписки разрешение было получено. Сборы проводились активно, особенно среди кавказских татар, но желаемого эффекта не дали.

Тогда они обратились к азербайджанцу,бакинскому нефтепромышленнику Муртазе Мухтарову, женатому на осетинке- дочери генерала Хамби Туганова Лизе, очень образованной женщине, закончившей Сорбонну. Бывший амбал-носильщик, неожиданно разбогатевший на нефтяной скважине, охотно откликнулся на просьбу помочь в строительстве мечети. Он взял на себя большую часть расходов и принял дальнейшее участие в строительстве мечети, проект которой утвердили в городской управе.

Бакинская газета « Каспий» сообщала: « 14 декабря 1908 года в первый день Орудж-Байрама во Владикавказе состоялось открытие и освящение мечети на левом берегу Терека. Молебствие совершил Ахунд, приехавший со строителем мечети, Бакинским нефтепромышленником Муртуза Мухтаровым. На открытии присутствовало свыше тысячи мусульман». Богослужение проходило в мечети по пятницам. Во дворе находилось медресе - мусульманская духовная школа. На ней по-арабски и по-русски было написано: «Джума-мечеть имени Мухтарова 1906-1908 гг».

С помощью архитекторов из института архитектуры и искусства Академии Наук, в частности, доктора наук А. Салам-заде, установлено, что здание суннитской мечети сооружено русским архитектором польского происхождения Иосифом Гаспаровичем Плошко.

Техника росписи в суннитской мечети комбинированная – фрески и сграффито. Фрески – письмо по сырой штукатурке красками, разведенными на известковой молоке. Сграффито – нанесение тонированных слоев штукатурки с последующей глубокой выборкой рисунка. В интерьере чередуются позолота и лепка, резьба и чеканка, золотая арабская вязь из Корана. По утверждению ленинградского реставратора художника Александра Никитича Ступина, Суннитская мечеть – единственный в стране историко-архитектурный памятник, не похожий ни на одну из мечетей мира. Вместе с архитектором Плошко работал художник Ф. И. Долежаль – чех по национальности.

Спустя 60 лет после строительства, в нише, под куполом, реставратор Ступин обнаружил надпись: « 1905-1907 гг. работали Соколинский Иван Андреевич и Г. Ган. 1908 г. 12. 06. Снурников Федор Степанович. 1908 г. Художн. Н. Бучиш». С. Ф. Снурников был жителем нашего города. Работал альфрейщиком и кроме мечети расписывал кинотеатр «Гигант».

Реставрация мечети происходила с 1966 по 1969 год. Трудилась группа ленинградских художников-реставраторов: ведущий художник-реставратор Александр Никитич Ступин, художники Валентин Петрович Слезин, Нина Константиновна Рогозина. Яков Тарасович Бесперстнов, Валерий Иванович Лаврухин, Николай Григорьевич Анисимов, Павел Михайлович Яшин. Владикавказские художники – реставраторы – Руслан Георгиевич Дудиев, Виктор Александрович Бедоев, Дмитрий Александрович Павлович.

Очень интересным моментом в истории суннитской мечети является то, что в ее богатой орнаментальной росписи встречается так называемая Звезда Давида. Составленная из двух равносторонних треугольников, она красуется на внутренних и внешних стенах, у входа на потолке. Естественно, все это вызывает вопрос: что делает этот знак в исламском здании? Ходили разговоры, что звезда Давида появилась в росписи во время реставрации мечети ленинградскими реставраторами (среди которых были евреи).

В результате кропотливого труда, проделанного доктором исторических наук Г. И. Кусовым, ответ нашелся. Щит Давида во Владикавказской суннитской мечети – символ авраамических религий, а не происки реставраторов.

В 2004 году для православных прихожан во Владикавказе построен Собор Святого Георгия Победоносца.

Архитектор Ю. А. Наниев

С момента образования крепости и поселения в ней членов семей офицеров и прапорщиков большое внимание стало уделяться образованию и строительству учебных заведений для детей горцев.

В разные годы в дореволюционном Владикавказе были образованы:

1 –ая женская Ольгинская гимназия – здание сохранилось на ул. Маркуса, ныне здесь физ-мат. факультет университета;

2 –ая женская гимназия – ныне педагогическое училище ул. К. Маркса;

Женская прогимназия – ул. К. Маркса, ныне музпедучилице;

Женское епархиальное училище – ул. Церетели 12

Мужская классическая гимназия – шк. №5

Первое реальное училище – Тимирязевский переулок, здание аграрного университета;

Второе реальное училище – ул. Церетели, ныне здание библиотеки госуниверситета;

Кадетский корпус- ( ныне штаб 58-й армии).

Кадетский корпус - построен в начале 1880-х годов, реконструирован – ок. 1900 г. ). Двухэтажное здание Владикавказского кадетского корпуса было построено по проекту инженера-архитектора поручика Томашевского. До 1917 года являлось самым крупным зданием во Владикавказе, а по протяженности фасада – одним из самых длинных зданий России. На территории кадетского корпуса было построено несколько двухэтажных жилых домов для преподавательского состава. Перед зданием был построен большой плац для военной подготовки и спортивных занятий. В основном здании разместился большой актовый зал. Контингент учащихся – 500 интернов. В здании располагались :

- Кадетский корпус (с 1901 г. )

- народная гимназия им. Н. Буачидзе (осень 1918 г. )

- Владикавказская инструкторская школа красных офицеров (декабрь 1918 г. )

- Тульская пехотная школа;

- 1-е Орджоникидзевское Краснознаменное пехотное училище

- Кавказское Краснознаменное Суворовское (сентябрь 1948 г. ) офицерское училище

- Владикавказское (быв. Орджоникидзевское) (август 1967 г. Высшее Общевойсковое Командное дважды Краснознаменное училище им. маршала А. И. Еременко

Ольгинская женская гимназия

Ольгинская женская гимназия была главной достопримечательностью улицы Марьинской. (В настоящее время ул. Маркуса ).

Гимназия получила свое название от бесплатной школы, устроенной в 1861 году кружком благотворительниц по инициативе супруги батарейного командира Веревкиной. Небольшая сумма, вырученная от любительских спектаклей, дала возможность нанять помещение, приобрести необходимые учебные пособия и пригласить учительницу, которая давала уроки рукоделия. Так было до 1865 года, когда великая княгиня Ольга Федоровна, прибывшая во Владикавказ, посетила школу и изъявила согласие выделять ежегодно 150 рублей из своих средств и 150 рублей из капитала наместника на Кавказе на нужды школы. Тогда же руководство города постановило предоставить школе 2000 рублей единовременного пособия и 100 рублей ежегодно. С тех пор школа стала именоваться Ольгинской. В 1866 году генерал Чертков пожертвовал 11 000 рублей на нужды образования области. Начальник области Лорис-Меликов распорядился отдать эту сумму на нужды Ольгинской школы. Одновременно капитал школы увеличивался от пожертвований и различных благотворительных спектаклей.

С 1867 года школа стала именоваться – Ольгинское женское училище 2-го разряда. В 1869 году был куплен участок земли, на котором построено существующее ныне здание. 8 сентября 1874 года в торжественно обстановке состоялось открытие владикавказской Ольгинской гимназии. Правда, это произошло еще в старом здании, так как новое было построено лишь к 1875 году. В дальнейшем к гимназии были пристроены зал и другие помещения. В 1892 году была открыта домовая церковь, на устройство которой председатель попечительского совета И. Уланов пожертвовал 500 рублей. Он же дал на сооружение иконостаса и приобретение церковной утвари 4500 рублей.

Начиная с середины 90-х годов 19 века Ольгинская гимназия стала самым престижным учебным заведением в Терской области. К этому времени в ней было 11 основных классов и 6 параллельных – всего около 600 учащихся. А на конец 1917 года было уже 1063 ученицы. Учились в гимназии 8 лет, кроме образовательных, были дополнительные предметы: танцы, пение, рукоделие и другие.

В Ольгинской гимназии собирался самый лучший преподавательский состав. В начале ХХ века ее директорами были Л. Кудрявцев, А. Залткин, а с 1914 года Петров. Начальницами были: Соболевская, Рудакова. Учителями здесь работали Константин Михайлов, Екатерина Цвиметидзе, Лидия Мережко, Николай Нигровский, Людмила Люкс, Вера Каращук, Мария Жабоклицкая, Ольга Кроненберг, Нина Ракович, Вера Островская, Надежда Савич и другие. Закон Божий в гимназии преподавали священники Иоанн Трофимов и Сергей Лукьянов, кроме этого здесь был священник армяно-григорианской церкви Тер-Акоп Саркисян.

В основном в гимназии обучались дети дворян и чиновников. На 1913 год из 788 учениц русских было -573, армянок – 61, горских народов – 32,грузинок – 24,евреек – 24, татарок -20 и других -54. Обучение было платным, но существовали различные стипендии, как от некоторых обществ, так и от частных лиц. Например, Терское войско ежегодно выплачивало 30 стипендий (4500 рублей) детям казаков и еще выделяло на пособия 300 рублей.

Из стен этой гимназии вышло немало достойных личностей, многие из которых в дальнейшем работали учителями во Владикавказских школах. В 1901 году с золотой медалью гимназию окончили Р. Заводнова, М. Морозова, Л. Мережко, В. Посохова, М. Станкевич, К. Сипайло, О. Тихомирова, а в 1911 году – А. Томгани, Е. Савчукова, А. Цвиметидзе. Выпускниками этой гимназии были А. Газданова,А. Цаликова, Р. Кочисова и другие.

Музей Терской области – Естественно-исторический музей при областном статистическом комитете был основан был основан в марте 1893 года на пожертвования, собранные по подписке. Он пополнялся многочисленными коллекциями – нумизматическими, археологическими и др. 8 апреля 1897года он был открыт для посетителей в помещении здания областного статистического областного комитета. На общем собрании статистического комитета в конце 1901 года было принято постановление о сооружении здания для терского областного музея в г. Владикавказе на отведенном месте между Константиновским училищем (ныне здание кинематографистов) и гимназией (СОШ №5). Тогда же была организована комиссия по постройке здания музея в составе председателя генерал-майора Писарева, инженера-архитектора В. И. Грозмани, областного инженера Ф. А. Ковалева, строителя здания музея инженера И. В. Рябикина и др. Комиссия рассмотрела и одобрила составленный инженером Рябикиным план и представила 7 марта 1901 года на утверждение начальника Терской области. План был утвержден 20 марта 1901 года. 23 апреля 1902 года «после освящения закладки» была начата постройка здания музея. К 1903 году отпущенные и поступившие от пожертвований средства на строительство были израсходованы и Терский областной комитет ходатайствовал об отпуске дополнительных средств на достройку и оборудование музея Терского войскового капитала. В 1907 году закончено сооружение здания для музея и состоялось его открытие в новом здании.

В 1911 годку музей был передан Терскому войску, что значительно улучшило его материальную базу.

Строительство здания не было закончено в связи с первой мировой войной. Построенная часть здания, в которой разместились вестибюль и коридор носит вполне завершенный характер. Перед главным входом были установлены две времен Кавказской войны пушки с ядрами.

В августе 1918 года музей перешел в ведение Терского комиссариата народного просвещения. С февраля 1919 года музей вновь именовался Терским областным музеем. С мая 1921 года был передан Северо-Кавказскому институту краеведения.

В настоящее время в здании разместился Литературный музей им. К. Л. Хетагурова.

(ул. Ботоева 3)

РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР

В августе 1862 года председатель городского суда Лебедев обратился с официальным прошением к начальнику Терской области о строительстве «каменной красивой архитектуры театрального здания». Поддержав эту инициативу, начальник Терской области стал убеждать Главнокомандующего о необходимости основания русского театра, который имел «пред всеми народными увеселениями то громадное преимущество, что в нем единство интереса публики и общения между собой разноплеменных личностей связывается русской речью »Театр рассматривается администрацией и как альтернатива «некоторым нецивилизованным формам досуга, бытовавшим в офицерских кругах». И еще «Допущение в театр нижних чинов во время представления пьес патриотического содержания весьма полезно, как в отношении личного их развития, так и в поддержании в них истинной воинской доблести».

Семь лет велись переговоры о строительстве театрального здания. А пока, суть да дело, городской голова Е. Ф. Лебедев устроил театр у себя в доме. Много надежд возлагалось на Ставропольский театр, на помощь работавших там антрепнеров. Еще в 1853 году во Владикавказ приезжала группа антрепнера Земенского. Очевидно, именно тогда состоялось первое знакомство жителей крепости с профессиональным актерским искусством.

В начале 1868 года М. Т. Лорис-Меликов отправил в Тифлис царскому наместнику Кавказа обстоятельную докладную записку. А ней давалась характеристика Владикавказа, подчеркивался его быстрый рост, перечислялись причины, заставившие ходатайствовать о постройке театра. Докладная заканчивалась финансовыми расчетами. На строительство требовалось 15 тыс. рублей, а в течение 10 лет – субсидии по 2 тыс. руб. в год на содержание театра.

Наместник Кавказа, по-видимому, обремененный заботами о большом крае и светской жизни, ответил только лишь через 10 месяцев: « 31 января 1869 года он приказать изволил изыскать городские или иные местные средства для предполагаемого театра». Сумма субсидий сокращалась: в первые два года театру обещано по 1700 рублей, а в последующие два года – по 1000 рублей. Спектакли в это время проходили или в помещении дворянского собрания, или в коммерческом клубе.

Так какую же дату считать началом деятельности Русского театра? Думается, ответ на вопрос дают «Сельские ведомости» за 1871 год. Из них мы узнаем, что в середине 1870 года возвели здание. Оборудование сцены, внутренняя отделка, ламповое освещение – все это было закончено к 1 апреля 1871 года. Театр был рассчитан на 400 мест и обошелся в 24 тыс. рублей.

15 апреля (по ст. стилю) 1871 года театр впервые поднял занавес. 16 апреля «терские ведомости» писали: «Владикавказский театр, столь нетерпеливо ожидаемый публикой, открыт, наконец, со вчерашнего числа. И в тот же день давалось представление, на котором игрались «Маскарад» Лермонтова, и водевили «Жених из долгового отделения» и «Жена всему голова».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)