Отдых  ->  Каникулы  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Скаутизм и скаутинг

Немного поразмыслив, мы решили остановиться на этой теме и выяснить, откуда появились слова: скаутизм и скаутинг, что они означают, кто такие скауты и каково их предназначение. Никогда ранее я не встречалась с данными понятиями, и мне было очень интересно открыть для себя что-то новое и узнать новую информацию, касающуюся молодежи и их жизни. Никогда бы не подумала, что наше молодое поколение еще способно «играть» в игры такого рода Читать про скаутинг было вдвойне увлекательно, так как его прародительницей является Англия – страна, язык которой мы изучаем. При поиске материала мною были переведены статьи про скаутинг из журнала ИЯШ.

Ну, что ж давайте, найдем ответы на заданные вопросы!

Что такое скаутизм?

Скаутизм – (от англ. scout – разведчик), одна из наиболее распространенных систем буржуазного внешкольного воспитания, являющаяся основой деятельности детских и юношеских скаутских организаций. Цель Скаутизма – воспитание молодого поколения в духе верности идеалам буржуазного общества, людей, способных жить на лоне природы, справляться со всеми трудностями, которые встречаются на их пути, формировать сильных духом, смелых и честных граждан. Провозглашая официально «партийную нейтральность. Закон скаутов провозглашает каждого члена организации «другом всем», независимо от его принадлежности к классу или социальной группе буржуазного общества. Организации для мальчиков – бойскаутов (boy scouts) и девочек – герлскаутов (girl scouts) существуют раздельно, но цели и принципы их деятельности в основном одинаковы.

Скаутизм – это искусство разведчика, это речные переправы, строй, ночные тревоги, игры, походы, бивуаки. Это занятия различными видами спорта. Участие в соревнованиях, спортивных праздниках, слетах, лагерях, сборах, умение плавать. Тренировки, воспитание выносливости, силы, дисциплинированности, характера. Огромна воспитательная сила этой игры. Суть идеологической основы скаутизма – служение Отечеству, укрепление существующего в нем государственного строя. Девиз скаутов, например, может звучать так: «Вера в Бога, верность Родине. Долг перед другими, долг по отношению к себе». Значок скаута представляет собой лилию, перевязанную ленточкой. Средний лепесток – это «правильный путь», левый – «преданность Родине», правый – «долг перед другими». На ленточке надпись – «Будь готов!».

Скаутизм содержит в себе большой воспитательный потенциал.

Что такое скаутинг?

Скаутинг – это молодежное движение добровольцев, возникшее в 1907 году. Его членами являются дети, подростки и взрослые, которые добровольно принимают обещание скаутов, следуют скаутским законам.

Скаутинг Роберта Баден Пауэла.

Скаутинг БП - это гениальнейший педагогический метод, который используется скаутскими лидерами для организации своего свободного времени, а также свободного времени детей и другой праздношатающейся молодежи в соответствии с их потребностями и своими интересами.

Скаутинг БП - это не глупая и тупая уравниловка с ее полузабытыми прелестями, а всегда вдохновение и высочайшее духовное напряжение вместе с практическим опытом преодоления самим же собой и создаваемых трудностей.

Скаутинг БП - это жизнь в малых, даже очень малых группах, потому что не каждый может вынести развернутый контакт с природой, включающий в себя прогрессивное открытие и принятие ответственности с подготовкой личной деятельности, тем более под руководством "опытных" скаутских лидеров.

Скаутинг БП - это не ослиное упрямство, а упрямство, достойно ослов, в достижении самой главной и самой заветной цели - быть верным своему Скаутскому Обещанию даже тогда, когда уже давно вырос из мальчишеского возраста и живешь самой счастливой жизнью, какую только можешь себе представить.

Мировой скаутинг.

Скаутское движение возникло в начале ХХ века, базовая платформа и сама идея скаутинга была сформирована и организована усилиями генерала Баден-Пауэлла - легендарной личности, национального героя Британии, основателя скаутского движения, которого скауты называют просто Б-П.

Роберт Баден-Пауэлл (Robert Stephenson Smyth Baden-Powell) родился 22 февраля 1857 года в Лондоне в семье профессора-богослова. "Ранние годы были полны уроками жизни на открытом воздухе: поисками редких цветов, растений, бабочек, знакомства с деревьями, с жизнью птиц, с повадками животных".

Вместе со своими друзьями, подчас даже без взрослых, маленький Сти, как его звали дома, плавал на лодках, путешествовал на лошадях, учился готовить пищу на костре, охотиться, наблюдать. Все эти качества, выработанные еще в детстве, Б-П развивал всю жизнь.

Закончив в 1876 году престижную школу и выдержав в этом же году экзамен конкурса на офицерский чин, Роберт становится суб-лейтенантом и отправляется в Индию, где служит до 1884 года. Именно там у него формируется идея обучения и воспитания солдат-разведчиков посредством направленных упражнений, бесед, тренировок, что впоследствии было им выражено в книгах "Выслеживание и разведка" (Reconnaissance & Scouting) 1881 и "Памятка разведчика" (Aids to scouting) 1899. Причем, Баден-Пауэлл уделяет внимание не только формированию практических навыков и умений, но и дает общие указания средств и способов, при помощи которых могут развиваться физические качества и качества характера, необходимые для хорошего разведчика. Необходимо заметить, что книга "Aids to scouting" не была предназначена специально для подростков и юношей, как может показаться. Она являлась узкоспециализированным пособием - инструкцией для обучения боевых разведчиков. Лишь впоследствии она легла в основу программной книги скаутинга: "Scouting for boys" 1907.

В 1884 году после службы в Индии, капитан - адъютант Баден-Пауэлл направляется в Южную Африку в составе экспедиционного корпуса, затем три года служит на Мальте, где изучает историю острова и Ордена Иоанниов, что также нашло свое отражение в системе скаутинг.

1894 год Б-П проводит в Англии, ожидая отставки или нового назначения, а в ноябре 1895 года отбывает в Южную Африку, где принимает активное участие в разведывательных действиях.

1903-1907 годы можно считать поворотными в жизни и карьере Баден-Пауэлла. Именно в эти годы начала проявляться склонность к широкой общественной деятельности и "мысль о необходимости для блага родины создать новую систему воспитания подрастающего молодого поколения Англии или, по крайней мере, внести в него изменения и восполнить пробелы существующей системы.

Б-П столкнулся с тем, что английская молодежь была чрезмерно увлечена спортом как зрелищем, забывая о саморазвитии и самосовершенствовании через спорт.

Одним из результатов начавшейся широкой общественной деятельности Б-П стал лагерь на острове Браунси в 1907 году (первый лагерь для бойскаутов), где основатель на практике применил окончательно сформировавшуюся систему-концепцию "скаутинг". Наконец-то были осуществлены идеи скаутской системы воспитания подростков в процессе развлекательных игр, физических упражнений и соревнований, бесед о военной жизни и подвигах разведчиков.

Успех превзошел все ожидания. В детях проявился живой интерес к этой своеобразной лагерной жизни на открытом воздухе. Интересен факт, что все расходы на лагерь составили 55 фунтов, 2 шиллинга и 8 пенсов - суммы достаточно небольшой для лагеря, снаряжения и прокорма 22 мальчишек.

Основная книга "Scouting for boys" - учебник по скаутингу была написана в 1907 году. Книга становилась популярной во всем мире, и вместе с книгой по всему свету шагал и СКАУТИНГ.

Используя свой метод среди девственной природы Индии и Африки, среди людей, не испорченных пороками цивилизации, БП создал программу работы с молодежью в виде занимательной, полной приключений игры.

Вскоре после опубликования книги Б-П создаются скаутские отряды: сначала в Англии, которая с тех пор по праву считается прародительницей скаутинга, а затем во многих странах Европы, Америки и Азии. В конце 1907 в Великобритании было около 60 тыс. скаутов; в 1909-10 созданы группы девочек-разведчиц – girl scouts; в 1910 скаутские организации признаны специальной королевской хартией. В 1921 организации скаутов действовали в 63 странах.

Скауты и скаутские организации.

Скаутские организации объединяют детей и молодежь в возрасте от 8 до 18 лет. Закон, клятва и девиз скаутов отражают существо буржуазной морали, требуя от членов организации беспрекословного повиновения своим руководителям, родителям, государству, церкви. В бойскаутских группах основное внимание уделяется физическим упражнениям, туризму, военизированным играм, занятиям техникой, обучению навыкам самообслуживания. Герлскаутские организации прививают девочкам навыки будущих домашних хозяек и матерей; их учат готовить пищу, расчетливо вести домашнее хозяйство, ухаживать за детьми, больными и т. д. Бойскаутская и герлскаутская программы предусматривают несколько стадий – «рангов продвижения», разработанных с учетом возраста и принципа индивидуальной конкуренции. Свою программу скауты осуществляют через регулярные занятия, сборы, ежегодные лагери, экскурсии, походы.

Работой национальных скаутских союзов руководят комитеты, в составе которых представители деловых буржуазных кругов, духовенства, военачальники, деятели благотворительных обществ и др. Почетными президентами скаутских союзов обычно являются президенты капиталистических государств, члены королевских семей.

В 1972 бойскаутские организации существовали в 106 странах и насчитывали, включая взрослых руководителей, 13 млн. членов (одна из многочисленных бойскаутских организаций в США, свыше 6 млн. ). Герлскаутские организации действовали в 91 стране, объединяли 6,5 млн. членов. Контакты между бойскаутскими организациями разных стран осуществляют Международных комитет и его исполнительный орган – Международное бюро бойскаутов. Штаб квартира Международного комитета и Международное бюро герлскаутов находятся в Лондоне. Международное бюро скаутов проводит каждый год международную радиоперекличку скаутов, каждые 2-3 года – международные конференции руководителей национальных скаутских союзов. Международное бюро имеет в разных странах лагери и центры обучения скаутов. Оно также издает литературу, методические пособия, в том числе, журнал «Всемирный Скаутизм» (на английском и французском языках).

Программа скаутских организаций, хотя и подвергается постоянной модернизации, все меньше удовлетворяет потребности современной молодежи. В капиталистических странах молодежь все более проявляет интерес к политическим событиям, стремится активно участвовать в деятельности прогрессивных объединений, в антиимпериалистической борьбе. Национальные скаутские союзы ряда развивающихся стран Азии, Африки и Ближнего Востока отходят от традиционных форм скаутской системы воспитания, широко привлекая своих членов к участию в общественно полезной деятельности в области развития экономики, культурного строительства и здравоохранения, организуя массовые общественно политические кампании под лозунгами борьбы за мир, демократию и социальный прогресс.

Скауты имеют свою форму, которая может быть придумана самой скаутской организацией, отражать особенности ее деятельности. Однако, при этом должны соблюдаться обязательные общие требования: галстук и нашитые на рубашку знаки отличия.

Скаутинг в России.

Русский вариант "Scouting for boys" -это напечатанная в 1908 году Академией Генштаба книга "Юный разведчик", которая была при переводе адаптирована к условиям России, и не являлась прямым переводом книги Б-П. В 1909 году молодой офицер Олег Пантюхов, штабс-капитан 1-го Лейб-гвардии Его Императорского Величества стрелкового батальона, собирает первый патруль "Бобр" в Павловске под Петербургом. С тех пор 30 апреля 1909 года считается днем рождения скаутинга в России.

А уже месяц спустя, была создана Царскосельская дружина. В России первые отряды скаутов созданы в Царском Селе (ныне г. Пушкин) в 1909. Осенью того же года по величайшему повелению Императора всея Руси, Николая Второго, вышел перевод книги Баден-Пауэлла под заглавием «Юный разведчик». В 1914 по указу Николая II учреждено общество «Русский скаут» в целях воспитания молодежи в духе великодержавного шовинизма и милитаризма, преданности монархическому строю. В это время создаются скаутские отряды в Москве и других городах России. В 1917 в России насчитывалось 50 тыс. скаутов в 143 городах России. Революция 1917 года и разразившаяся вслед за ней гражданская война не остановили развития скаутизма. В 1919 году на скаутском съезде в Новочеркасске Олег Пантюхов был пожизненно избран Старшим русским скаутом, возглавившим впоследствии разведческое движение в эмиграции. В годы Гражданской войны 1918-20 большинство скаутмастеров (руководителей скаутских отрядов) и многие скауты сражались в армиях белогвардейцев и интервентов. В России воспитание детей и молодежи взяла в свои руки большевистская власть. Родилось движение «юных коммунистов», затем комсомол (вначале КИМ). Комсомол последовательно боролся со скаутизмом. На 2, 3 и 4-м съездах комсомола (1918-20) приняты решения о роспуске скаутских групп, выработан курс на создание детской организации нового, коммунистического типа. Н. К. Крупская в работе «РКСМ и бой-скаутизм» (1922), полностью отвергнув цель и принципы скаутской системы воспитания, указала на целесообразность использования в практике работы коммунистических организаций некоторых форм работы скаутов, отвечающих возрастным интересам подростков (игра, спорт, туризм, обучение практическим навыкам). Часть «левых» скаутмастеров порвала со скаутизмом и участвовала в работе комсомола по созданию пионерской организации. Наконец, в 1922 году появляются пионеры. Во Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина были разработаны принципиально новые содержание, формы и методы работы с детьми, основанные на идеях коммунистического воспитания. Рост юношеских и детских коммунистических организаций в 20-30-е гг. в СССР и ряде других государств, создание пионерских и детских демократических организаций в социалистических и многих капиталистических странах после 2-й мировой войны 1939-45, становление детского и молодежного демократического движения в странах Африки, Азии, Латинской Америки в ходе национально-освободительной борьбы существенно сократили сферу влияния скаутизма. Скаутская работа запрещается. Больше тысячи руководителей и старших скаутов арестовывают и отправляют в ссылку, из которой многие не вернулись.

Движение русских скаутов за границей.

Но уже с 1918 года ширится движение русских скаутов за границей. Олег Пантюхов утверждает для этой организации новое название – «Национальная организация русских скаутов». Разведческая деятельность не прекращалась даже во время второй мировой войны. В странах, оккупированных фашистами, она велась даже в условиях подполья.

После окончания войны, в 1945 году, В Мюнхене съездом руководителей было решено заменить иностранное слово «скаут» русским «разведчик» и переменить название. Отныне официально российские разведчики именуются – «Организация российских юных разведчиков» (ОРЮР). Тогда же заместителем Старшего русского скаута в Европе был избран молодой и энергичный руководитель Борис Мартино. Разведчество крепнет, развивается и становится движением русской молодежи. Его основной задачей считается воспитание детей и юношества в национальном и религиозном духе. Цели самые благие – сохранить верность русским традициям даже в эмиграции, знать историю своей Родины и ее культуру, хранить верность христианскому мировоззрению, вести посильную борьбу с мировым злом, сохраняя лояльность к стране проживания.

Первые отряды ОРЮР в России.

И вот в 1990 году разведчество возвращается из вынужденной эмиграции в Россию. 11 апреля загорелся костер русских разведчиков в Павловском парке, а 6 июня в Черноголовке под Москвой вспыхнул первый после многолетнего перерыва скаутский костер. Следом, в августе, был разбит лагерь разведчиков в Костромской области под символическим названием «Возрождение». А на следующий год состоялись первые курсы скаутских руководителей в Санкт-Петербурге, в помещении Духовной академии. В результате в России появились первые отряды ОРЮР. Они объединены в шесть больших отрядов, кругов и «стай». Скаутский термин, взятый из киплинговской терминологии: «стаи» - отряды, «волчата» - мальчики, «белочки» - девочки. Они действуют на всем огромном пространстве от Москвы до Магадана и от северной столицы до Анапы. Каждые каникулы устраиваются лагеря ОРЮР. Как правило, они разбиваются возле православных монастырей и храмов. Издается скаутская литература: журналы и газеты, книги и брошюры, предназначенные как для самих скаутов, так и для руководителей. С каждым годом Организация Российских разведчиков пополняет свои ряды у нас в стране и далеко за ее пределами.

Что наша жизнь – игра? (программа скаутского движения).

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо хотя бы вкратце ознакомиться с программой скаутского движения. Она в основном состоит из четырех частей: религия, родиноведение, разведчество и практика.

Приобщение к религии для юных скаутов заключается в приобретении необходимых для каждого христианина знаний, начиная от основных молитв, сведений о главных событиях жизни Спасителя и устройства Храма и Богослужения, до миссионерского значения христианства.

Родиноведение знакомит с главными событиями в истории России. Скауты изучают географию своей Родины, познают культурные ценности, созданные народом, получают знания о нынешнем состоянии страны.

Разведчество излагает историю скаутизма, объясняя его цели и задачи, идеалы и структуру.

Наконец, практика дает целый ряд навыков, помогающих выжить среди природы. Кроме того, скаут должен уметь оказать медицинскую помощь. Эти практические навыки приучают к спортивному образу жизни, прививают интерес к труду.

Но все эти, столь необходимые в нашей непростой жизни, навыки и познания разведчики получают не за партой на скучном уроке и не в пыльных мастерских, а в процессе интересной и серьезной «игры в жизнь». Став старше и пройдя первые ступени роста, скауты знакомятся ближе с каким-либо видом мастерства или искусства. Они расширяют свои знания, развивают таланты (ибо не бывает детей без таланта!) и готовят себя к плодотворной профессиональной и общественной работе.

На мой взгляд, очень интересно. Впрочем, судите, сами. Представьте, что ребенка вывезли с рюкзаком в поле или глухой лес, где он сам, вместе со своими товарищами первым делом должен обустроить себе сносное жилье. Да, да, все, начиная от разбивки лагеря и заканчивая, уж простите, копанием «нужного места». По ходу своей работы ребята обучаются таким, неважным, на первый взгляд, вещам: как сделать из обычных палок и веток непромокаемый в самый крутой ливень шалаш, соорудить из нескольких сучков вешалку для одежды, чтобы сохла быстрее. Оказывается, можно развести огонь в лесу так, что после ухода не останется костровища и трава будет такой же свежей, словно и не варили над ней кулеш. Из обычных штанов можно сделать рюкзак. Из обрывков кожи прочную и мягкую обувь – мокасины. В зимнее время мальчишки и девчонки (прекрасный, но отнюдь не слабый, пол) узнают, как можно переночевать в лютый мороз в обыкновенном овраге, вытоптав себе в снежном заносе нечто вроде медвежьего логова, при этом еще и отапливать его обыкновенной свечкой или спиртовкой. Учатся разведчики оказывать первую медпомощь пострадавшим, бинтовать раны, транспортировать раненых, ориентироваться на местности без помощи компаса. Впрочем, они знают, как можно изготовить довольно точный компас из обыкновенного лимона или, на худой конец, простой швейной иголки. Перечислить все практические навыки, которыми овладевают разведчики уже после первого похода, просто невозможно. А робинзоновская жизнь приносит мальчишкам гораздо больше пользы, чем муштра под медные горны и пустые барабаны в оборудованном пионерском лагере.

Но это только начало их жизни на воле-вольной. Дальше-то и начинается самое интересное. Вдруг в лагерь приходит гонец с вестью: на соседнем острове объявилась шайка злых пиратов, которые не дают спокойно жить проезжим людям, грабят заморских купцов с красным товаром и берут в плен красных девиц. А стало быть, надо покончить с этим злом, разбить в честной схватке злых пиратов, вызволить девиц-красавиц, дать купцам без опаски ходить на торговых судах мимо острова Буяна. Но как это сделать? Прежде всего, необходимо изготовить лодки да плоты, чтобы было на чем выйти в решительный бой с морскими разбойниками. И все дружно начинают строить прочные плоты и самоходные лодки. В дело идут не только бревна, но и простые бочки, которые при сноровке легко преобразуются в быстроходные маневренные суда на веслах. Требуется и военное снаряжение. А потому разведчики в спешном порядке мастерят мечи да сабли вострые и, конечно же, пики да багры, без которых просто нельзя идти на абордаж поклонников «веселого Роджера». Но вот все готово, и морская эскадра выходит на бой. Он, конечно же, обходится без кровопролития, но порою не избежать синяков и шишек. Однако это пустяки. Ведь рядом «белочки», которые ловко перевяжут полученную в честном бою рану. Однако выйти « в открыто море», пусть это даже тихое подмосковное озеро, немыслимо, если не уметь вязать морские узлы, отличать флагшток от бом-брам-стеньги и, вообще, если не знать все хитрости великой морской науки. Да и грести тоже надо правильно, иначе к полученным в боях ранах добавятся волдыри на ладонях. Но вот бой утих, пленных пиратов влекут в плен, отныне морской путь навсегда свободен. Но вечером, у костра, еще много будет рассказано легенд, связанных с историей русского мореходства, созданием первых флотилий под предводительством Петра Великого, о морских великих битвах в бухте Чесма или на Дунае, принесших отечественному флоту великую славу. Вот так в игре и познают разведчики российскую историю.

С ними Бог? (Религия).

А теперь вопрос более чем деликатный. Как и девяносто лет назад, у самых истоков скаутизма, так и в дни нынешние общественное неформальное движение российского разведчества сопровождалось и освящалось именем Божьим. Да и в программе религия поставлена на первое место. Однако, если первые скауты были воспитаны в религиозном духе и в религиозных семьях, где за стол не садились без святой молитвы, то как сочетается сегодня полузабытая, а кое-где и вовсе неведомая большинством россиян религия, с воспитанием молодежи? Нет большого греха в том, что ныне в храмы ходят кому не лень. Но русская церковь, видав и не такие нашествия, устояла. Другое дело – учить Слову Божьему подростка, у которого не только родители, но даже бабушки были «слабоубежденные атеисты». Разведческое дело получило «добро» из самой высшей духовной инстанции. Сам Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй обратился с пастырским благословением к руководителям скаутских организаций России, «сердечно приветствуя создание Братства православных скаутов». Глава Русской Церкви заверил вожаков российского скаутизма: «Господь благословит вашу деятельность в области духовного воспитания детей». Ему вторили и другие высшие иерархи Русской Православной Церкви. Конечно, это отрадно и не может не вдохновлять старших, сознательно избравших свой нелегкий путь – работу с молодежью в столь непростое время. Но как быть с детьми? Прожить лето в жизни духовной, а затем окунуться на год в мир реально-светский, где имя Божие, если и поминается, то вскользь? Это ли не дополнительное испытание для неокрепших мальчишеских душ? Не получим ли мы опять «двойную» мораль и складную, как полевой алтарь, нравственность? Одну - для скаутского лагеря, вторую – для обихода.

Хочется верить, что этого не случится. И вот почему: общение разведчиков с миром духовным и религией не ограничивается только механическим заучиванием молитв. Они и в дни лагерей, и в жизни повседневной вольно и невольно соприкасаются с христианским миром. Посещают монастыри, храмы, оказывают посильную помощь в их восстановлении или наведении порядка и чистоты в монастырских подворьях.

Дети – скауты сами, без подсказки, пишут письма Богу. Их нельзя читать без волнения. «Синее небо, Господь это когда у Тебя хорошее настроение?» - интересуется третьеклассница Надя. «Почему меня так тянет вытворять плохое? Это Ты меня проверяешь?» - уточняет Паша. Малыши наблюдательны: «Нищие просят милостыню около церкви, чтобы ты отмечал, кто дает?» - предполагает Ирочка. Есть и скептики: «Ну, хорошо. Первую пару людей на Земле сотворил Ты. Но как сделал третьего человека?» - недоумевает Владик. Чего греха таить, находятся и небескорыстные прагматики: «Сделай из меня супермена. Только не говори, что надо тренироваться и делать по утрам зарядку. Это я каждый день слышу от отца!» - требует Моня из 4-го класса. А вот немного грустное письмо: «Я бы хотела, чтобы мой день рождения был пять раз в году. Но не из-за подарков, просто больше раз я бы видела папу», - просит Бога Нина. А вот уже вполне серьезная претензия к Создателю от десятилетней Марины: «Зачем ты создал этот мир, Ты что, не знал, что будет такая заморочка?» Или не менее суровое: «Отец Всевышний, почему ты ко многим людям как отчим?» (Витя, 2-й класс. ) А вот вопрос, которому бы позавидовал и Вольтер: «Боже, а не было с тобой так: кто-то Тебе симпатичен, но он не смотрит в твою сторону?» Впрочем, есть и весьма доверительные строки: «Мама сказала, что я во сне плакал. Ты не помнишь, о чем мы с тобой говорили?» Автор убежден, ночью он беседует с Богом (Игорь, 3-й класс). Если дети пишут к Богу такие письма, значит, он живет в их душе. Пусть у них Бог не столь совершенный и всемогущий, каким его представляет официальная религия. Важно другое. В жизни детей есть Некто, кому они доверяют сокровенное. И им легче выполнять основные Заповеди, неважно, кем они составлены. В любой редакции их суть сводится к простому: относись к людям так, как бы хотел, чтобы они относились к тебе.

Джамбори – признак единства.

Словом «Джамбори» американские индейцы называли сбор всех племен. После долгих войн все собирались вместе, чтобы обсудить общие проблемы и договориться о мире. Именно это слово было избрано для названия первого международного скаутского лагеря, который был проведен в Англии в 1920 году после окончания Первой мировой войны. С тех пор каждые четыре года скауты всего мира (скаутское движение действует сегодня в 262 странах и объединяет более 24 миллионов членов) собираются на Всемирное Джамбори.

Российские разведчики сильны не только своими традициями, но и единством. Единение лучше всего наблюдать, когда все они собираются на Джамбори. К нему готовятся заранее: проходят всевозможные семинары, слеты, симпозиумы, конгрессы. Словом, организация на самом высоком уровне. Гости приезжают не только из России, но и из других стран. Были у россиян и потомки русских эмигрантов из Венесуэлы. Встречались наши ребята и с американскими скаутами прямо в Москве: оказывается, при американском посольстве есть свой отряд американских скаутов, у которых не менее интересная жизнь. Выезжают наши скауты и за рубеж - других посмотреть и себя показать. Показывать, как вы понимаете, есть чего, а вот найти средства, чтобы прихватить с собою всех желающих, сегодня непросто. Однако скауты на то и скауты, чтобы выйти из трудного положения и такой ситуации. Организовали слет через Интернет. Договорились о времени и стали искать единомышленников в интернетовской сети. Заодно проверили и свой английский: ведь одна из 100(!) скаутских специальностей как раз переводчик. Вот и переводи, о чем пишет тебе на твой запрос далекой и неведомый пока друг. Таким образом, ребята очень многое узнали о своих сверстниках, живущих на всех пяти континентах.

Поистине, для того чтобы понимать друг друга, много слов не надо. Много слов тратят люди, когда нет всеобщего понимания.

Скауты в Братске (перспектива их развития в нашем городе)

В городе Братске первые отряды появились в 1993 г. Это отряд «Балу». «Пантера», руководили отрядами скаут-лидеры Фомкин Александр и Баранова Галя. В 1994 г. они впервые посетили областной скаутский лагерь «Странник», который проходил на берегу оз. Байкал. Потом появились отряды «Аллигатор», «Буйвол», «Фламинго» (танцующий отряд), «Колибри» (отряд девочек-скаутов). Руководят отрядами, в основном, люди, преданные своими идеалам, опытные наставники, которые, не жалея своих сил и времени, отдают все свое свободное время на воспитание гражданина своей Родины.

Чтобы скаутское движение получило развитие у нас в городе, необходимо соблюдать ряд условий. Надо, во-первых, четко определиться в идейной позиции скаутского движения. Во-вторых, обеспечить игре материальную базу и помещение. К сожалению, у братских скаутов, она отсутствует. Они ютятся, где есть возможность: кто при школах, кто прямо у себя на квартире. Скаутское движение развито на базе школ №24, 29.

Сегодня на базе православной гимназии создано отделение Организации российских юных разведчиков (скаутов).

Всероссийская конференция Национальной организации российских скаутов–разведчиков было приняла решение о проведении с 14 по 22 июля 2003 года IV Всероссийского Джамбори скаутов и девочек скаутов «Град Святого Петра».

У скаутов России есть своя джамборийская история. В августе 1994 года под Санкт-Петербургом прошло первое Российское Джамбори. Второе принимала Москва в год своего 850-летия. Третье Российское национальное Джамбори скаутов и девочек-скаутов «Волга-2000» проведено в Саратовской области при поддержке Правительства Саратовской области и Департамента молодежной политики Министерства образования Российской Федерации.

Всероссийское Джамбори 2003 года собрало под Санкт-Петербургом около 3000 человек со всей России, стран ближнего и дальнего Зарубежья.

Слет проводился на базе учебного центра Военно-транспортного университета железнодорожных войск Российской Федерации (Ленинградская область, Лужский район, ст. 131 км. , разъезд генерала Омельченко) – в нестационарном палаточном лагере, а также в Санкт-Петербурге.

Санкт-Петербург был выбран столицей IV российского Джамбори 2003 в честь празднования 300-летия со дня рождения города.

Реализация программы

Программа Джамбори реализуется в 2-х уровнях – обще лагерном и в подлагерях. Условно она разделена на 3 блока: утренний, дневной и вечерний.

Утренний блок включает в себя посещение участниками занятий по интересам.

Дневной блок предполагает выбор участниками любой интересующей его подпрограммы. В это же время проводятся большие зрелищные сюжетно-ролевые игры, реализация которых проводится на уровне подлагеря. Кроме того, в дневные часы на концертных площадках лагеря проходят выступления творческих коллективов Санкт-Петербурга и Ленинградской области и отборочные туры самодеятельности.

Вечерний блок включает в себя общелагерные концерты, мероприятия и традиционные костры в подлагерях.

Ежедневные активитеты

Каждое утро с 14 по 21 июля с 10,00 по 13,00 наступает время активности. Больше сотни различных видов игровой и учебной деятельности объединены в 7 блоков активитетов. Каждый блок состоит из активитетов, связанных одной темой.

Скаутский блок в состав входят традиционные специализированные виды деятельности: пионеринг, следопытство, сигнализация и т. п. , а так же навыки самообслуживания и лагерной жизни;

Игровой блок предоставляет возможность получить удовольствие и посоревноваться в ловкости, сообразительности, смекалке и т. п. , через участие в увлекательных играх: командных или поединках, подвижных или интеллектуальных, настольных или играх на местности и многих, многих других;

Водный блок охватывает все разнообразные виды деятельности на воде. Участники смогут освоить основы водолазного дела, а так же участвовать в различных водных и прибрежных соревнованиях, играх, эстафетах и т. п.

Прикладной блок представлен всевозможными видами рукоделия. Включает в себя изготовление самоделок и сувениров. Среди них есть традиционные виды прикладного искусства, резьба по дереву, вязание, гончарное дело и т. п. Все участники имеют возможность забрать с собой собственноручно сделанные изделия;

Туристический блок включает в себя полосы препятствий, пешие походы по туристическим тропам. Кроме этого блок позволяет пешие походы по туристическим тропам. Кроме этого блок позволяет совершенствовать свои умения по различным видам ориентирования, научиться основам альпинизма и др.

Спортивный блок служит цели оздоровления и физического развития участников Джамбори. Мероприятия блока представлены большим количеством спортивных игр, состязаний, эстафет, начиная с футбола и волейбола, включая стрельбу, легкую атлетику и заканчивая военно-спортивными состязаниями. Кроме того, участники могут научиться традиционно русским играм как чиж, лапта и т. п.

Творческий блок объединяет занятия, способствующие развитию творческого потенциала участников. В их числе музыкальные и танцевальные, художественные и литературные, артистические и цирковые мастерские, журналистика и оформительство, этикет и многое другое.

Посещение занятий проходит по специальным Джамборийским билетикам.

Подлагеря Джамбори

Вся программа Джамбори «Град Святого Петра» связана с юбилеем Санкт-Петербурга. Не случайно шесть подлагерей Джамбори получили название связанные с топонимикой северной столицы. Они сформированы, главным образом, по региональному принципу, разделяясь внутри на группы по делегациям.

Подлагерь «Царское село»

Саарская мыза, так называлась местность, которую подарил Петр I своей жене Екатерине в 1708 году. Строительство каменных палат начато в 1717 г. , которые позже стали основой Большого дворца. Тогда же начата разбивка регулярного парка, вырыты два пруда. До 1751 г. Царское Село (так называли его уже после Екатерины I) строилось медленно. Привлеченный к этому делу В. Растрелли завершил реконструкцию через пять лет. Стиль барокко придал дворцу изысканный, помпезный вид. Фасад Екатерининского дворца (300 м) богато украшен капителями колонн и статуями, картушами и масками. Еще более изысканна отделка внутренних помещений. Поражает роскошно украшенный позолотой Тронный зал. К 300 летию города восстановлена знаменитая Янтарная палата, (утрачена в время 2-й мировой войны), которую называют «восьмым чудом света». Царскосельские сады являют шедевр паркового искусства и всегда полны посетителей.

Царское Село было любимой резиденцией Екатерины II. Николай II чаще всего находился здесь с семьей.

Теперь «там» расположится команда обслуживания Джамбори «стафф». Начальник – Игорь Даниелян (Воронеж).

Подлагерь «Заячий остров»

Именно здесь Петр I заложил 16 мая 1703 г. в основание крепости и города ковчег с мощами св. ап. Андрея Первозванного. Сразу же построили и церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Петропавловскою стали называть и крепость. Остров же назван Заячьим еще раньше финнами (Ени-саари) из-за обилия зайцев живших там. Крепость прикрывала проход по Неве кораблей и была надежной защитой гарнизону. Однако за всю историю города крепость не испытала вражеской осады. Сейчас это комплекс музеев и выставок, а так же самый популярный городской пляж.

Палатки подлагеря «Заячий остров» станут на время Джамбори родным домом для скаутов из Волгоградской, Днепропетровской, Самарской, Саратовской областей, Краснодарского края, Татарстана и Украины.

Подлагерь «Павловский парк»

Павловский дворцовый комплекс – самая поздняя царская резиденция. В 1777 г. Екатерина II подарила земли к югу от Царского Села цесаревичу Павлу. Наследник строил различные здания, в т. ч. и крепость, но гл. дворец (арх. Ч. Камерон) построил лишь в 1785 г. Одновременно велась регулярная планировка парка. Арх. Ч. Камерон начал конструирование аллей, мостов. Беседок и павильонов с учетом рельефа и особенностей пейзажа. Позднее в разработке парка участвовали К. Росси, А. Воронихин, другие известные мастера. К началу XX в. Павловский парк считался лучшим пейзажным парком Европы и любимыми местом отдыха петербуржцев. «Что шаг, то новая в глазах твоих картина» - писал В. Жуковский.

В «Павловском парке соберутся скауты Северо-Запада: Архангельской, Мурманской, Калининградской и Новгородской областей, Карелии, Эстонии, Франции, Финляндии и Санкт-Петербурга.

Подлагерь «Летний сад»

Самый известный из петербургских садов – Летний, созданный трудами арх. Ж. Б. Леблона, Д. Трезини, И. Матвеева и др. , заложен в 1704 г. как усадьба Петра I. Здесь был построен Летний царский дворец (1714г. ) по проекту Трезини. Достопримечательностью сада являются мраморные скульптуры и садовая решетка (Ю. Фельтен - П. Егоров) вдоль наб. Невы, которая, получив мировую славу, является одним из символов Санкт-Петербурга.

Ну, а в нашем «Летнем саду» будут прогуливаться москвичи и гости Джамбори из Владимирской, Ивановской, Костромской, Калужской и Нижегородской областей.

Подлагерь «Васильевский остров»

Самый большой из островов Невы (1600 га) – Васильевский. Очевидно, что назван так по имени новгородского посадника Василия Селезня владевшего им в 16 в. В 1709 г. Петр I подарил остров ген. -губернатору А. Меньшикову для застройки (арх. Д. Трезини и Ж-Б. Леблон) как центр столицы. Однако позднее центр сместился на левый берег Невы, к Адмиралтейской части, а из домов знати на острове остался лишь дворец Меньшикова.

Архитектурной жемчужиной города стала Стрелка острова со зданием Биржи (Ж. Тома де Томон) и Ростральными колоннами.

«Васильевские остров» объединил под своим флагом скаутов Сибири и Дальнего востока (Иркутск, Хабаровск, Томск, Красноярск, Бурятия, Камчатка).

Подлагерь «Кронштадт»

Сегодня Кронштадт – главная военно-морская база Балтийского флота. До недавнего времени это был закрытый город, но сейчас он открыт, и туда можно проехать по дороге строящейся дамбы.

В «Кронштадте» размещаются делегации Урала (Пермская, Свердловская области и республика Башкортостан).

Правила проживания

Не разбрасывай мусор. Собирай его всюду. Ответственность за чистоту лагеря целиком ложится на тебя. Складывай все отходы в специальные мешки, которые относятся на место общего сбора мусора. Исполняй закон скаутов «Скаут чист в мыслях, словах, делах, телом и душой»!

Выезд из лагеря

Для выхода за территорию лагеря тебе нужно получить на это разрешение у своего руководителя и по возвращении сразу же сообщить ему о своем прибытии. Скауты не должны покидать территорию своего подлагеря с 23,00 до 6,00.

Справки

Попав в затруднительное положение, попроси совета у своего руководителя или в штабе команды обслуживания вашего подлагеря. Если они не знают ответа, загляни в Джамборийский Информационный или Административный центры. Здесь ты можешь получить самую разнообразную информацию.

Лагерная газета

Называется она «Град Святого Петра». Она выходила ежедневно. По возможности скауты участвовали в работе газеты.

Активитеты

Программа спланирована таким образом, что скауты могли принять участие во всех активитетах.

Ежедневная почта. Приходившая в лагерь, вначале будет доставляться в административный центр, а оттуда распределяться в подлагеря.

Участники активитетов одевались соответствующим образом.

Галстук

Необходимо было носить Джамборийскую косынку. Косынка членов команды стаффа – с черной полоской.

Удостоверение (Бейдж)

Бейдж – это пропуск на участие в Джамбори. Его необходимо носить всегда.

Также существуют правила, касающиеся находок, умывания, питания, туалетов, техники безопасности, несчастных случаев, обращения с огнем, холодным оружием, деревьями (природой) и поведения на воде.

А также важна точность, дисциплина, тишина.

Точность необходима для успешного выполнения нашей программы. Требования руководства Джамбори, службы охраны и спасателей обязательны для всех участников.

Тишина на территории лагеря соблюдается после отбоя и до подъема. В это время запрещены заготовка дров и другие хозяйственные работы, перемещения по лагерю разрешаются только руководителям.

Запрещено на территории лагеря употреблять алкоголь (а также пиво), наркотики, курить. Использовать нецензурные выражения. Нарушитель может быть выдворен с места проведения Джамбори за собственный счет.

Что делать дальше? (Вместо заключения).

Впрочем, пока российскому разведческому движению грех обижаться на непонимание со стороны власть имущих. Приветствия и поздравления они регулярно получают от многих представителей сильных мира сего. Иногда щедрые напутствия сопровождаются скупой материальной поддержкой. Самое главное, что скаутское движение, зародившееся девять десятилетий назад, продолжает жить несмотря ни на что. В заключение, нельзя не вспомнить слова иерея Алексия, говорившего в своей тихой проповеди перед десятью старушками, внимавшими ему в пустом сельском храме: «Чистый родник нельзя замутить, он рано или поздно пробьет себе дорогу через грязь и наносы».

Таким образом, прочитав не один десяток страниц, я узнала, кто такие скауты, чем они занимаются, мне стали понятны их жизненные цели и желания. На мой взгляд, скаутизм – это отличная идеология, которая помогает стать взрослым, учит различным навыкам. Что же касается скаутинга, тут надо сказать огромное спасибо его основателю – Бадену Пауллу. Благодаря скаутизму и скаутингу в нашей жизни еще есть те, которые не губят себя на корню. Я очень довольна, что узнала о существовании скаутов, скаутизма и скаутинга. На мой взгляд, данное движение должно развиваться, и власти должны это приветствовать и помогать материально, иначе наш мир окончательно деградирует.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)