Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Сюжет Тайной вечери в изобразительном искусстве

Тайная вечеря - последний ужин Иисуса Христа с учениками-апостолами накануне крестных страданий, когда он установил Таинство Евхаристии , произошедшее в Великий Четверг.

На Тайной Вечере Иисус заповедал апостолам: <<Сие творите в Мое воспоминание>> . Христос говорит о своей крови в этот день: <<приимите, ядите>>

Десять из присутствовавших в тот день на Тайной вечери апостолов позднее приняли мученическую смерть.

Я в своей работе постараюсь сопоставить несколько произведений искусства на сюжет Тайной вечери, выявить сходство и различие между картинами величайших художников, изобразивших последнюю трапезу Иисуса Христа: Леонардо да Винчи, Якопо Рубости, Альбрехта Дюрера, Николая Ге и Сальвадора Дали. Пять работ пяти великих художников. Я не случайно остановила свой выбор на работах этих мастеров кисти. Они изобразили этот сюжет каждый по-своему.

Я выбрала эту тему потому, что мне было интересно, чем различаются сюжеты Тайной вечери в творчестве этих художников, что их привлекало, какие мысли и чувства они хотели донести до своих современников и потомков.

Мне очень нравится живопись. Она может передавать чувства, мысли и желания, которые нельзя передать словами. Самый человечный Бог и самый Божественный человек Иисус Христос своим рождением и жизнью на земле показал, доказал и научил, как надо жить, любить людей и быть великодушным, прощая им их грехи.

В каждом из нас живёт Бог, и чтоб Его увидеть, надо заглянуть себе в душу.

Тайная вечеря

<<Когда же настал вечер. Он возлег с двенадцатью учениками и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли. Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем, Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал. И когда они сели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего>>

Три важнейших события

Три важнейших события произошли на Тайной вечере, последней трапезе Иисуса Христа с учениками: предсказание Христом предательства Иуды, установление обряда причащения и омовение им ног учеников.

События эти сопровождались определенными действиями участников вечери - действиями, реконструировать ход которых можно, сопоставив рассказы всех четырех евангелистов. Как главные моменты этой вечери, так и ряд их деталей нашли отражение в живописи и получили свою интерпретацию. Если отделить в этом перечне сюжет Омовение ног ученикам как самостоятельный, то два других момента евангельского рассказа - предсказание предательства и установление Евхаристии - образуют два основных типа изображений Тайной вечери, которые принято именовать соответственно историческим и литургическим (или символическим). Принимая такое деление, рассмотрим эти два типа изображений, поскольку в разные эпохи господствовал то один, то другой из них.

Итак, историческая Тайная вечеря акцентирует момент предсказания предательства Иуды, литургическая Тайная вечеря - сакраментальный характер установления Евхаристии.

Порядок занимавшихся апостолами мест

Известно, что ближе всех к Христу находились Иоанн, Петр и Иуда. Французский аббат Э. Ле Камю следующим образом реконструирует расположение Христа и учеников за столом. Он исходит из двух посылок: 1) трапеза происходила за "триклинием" (то есть системой столов, расставленных буквой "П") и 2) участники трапезничали лежа, опираясь на левую руку.

Ранние христианские изображения Тайной вечери демонстрируют Христа с учениками, расположившимися по дуге D-образного стола. Христос на левом краю; это место за таким столом являлось самым почетным (за прямоугольным столом, каким он стал изображаться в более позднее время, такое место - посередине).

Андрей 8

Иоанн 7

6 Иисус

Филипп 10

4 Симон Зилот

Варфоломей 11

3 Фаддей

Фома 12

2 Иаков Младший

Матфей 13

1 Иаков Старший

Поза лежа считалась во времена римского правления признаком человека свободного и больше соответствовала празднованию еврейской Пасхи - праздника Исхода, то есть освобождения из египетского плена. Однако участники трапезы могли быть изображены и сидящими - эта поза при вкушении пищи более древняя.

Древнехристианские изображения катакомбного периода были переняты художниками раннего Средневековья: сохраняется D-образный стол, лежащие вокруг него Христос (слева) и ученики; на столе хлебы и блюдо с рыбой (или двумя рыбами; рыба - древнейший символ Христа).

Апостолы

Иаков Младший

Среди апостолов есть один, чье сходство с Христом часто бросается в глаза на картинах старых мастеров. Это Иаков Младший. Основание для такой традиции изображения этого ученика дает мимоходом оброненная ремарка в Послании к Галатам Павла: ". Иакова, брата Господня". (Некоторые считают, что именно это сходство заставило Иуду в момент взятия Христа под стражу поцеловать его, чтобы воины поняли, кого именно им надлежит схватить. )

Иоанн на Тайной вечере изображается самым юным из учеников, безбородым, с длинными волосами и довольно женственными чертами лица. Он ближайший к Христу.

Внешний облик Петра довольно рано определился в западном искусстве. У него седые волосы, как правило, короткая вьющаяся борода, загорелое лицо, какое и должно быть у рыбака. Иногда он изображается с ножом в руке. О Петре у Леонардо писал Гёте: "Петр же тем временем обхватил левой рукой правое плечо прильнувшего к нему Иоанна и указывает на Христа. Он требует, чтобы любимый ученик спросил Учителя: кто предатель? Сжимая правой рукой рукоятку ножа, Петр нечаянно ударяет им Иуду в бок и тем оправдывает жест испуганного Иуды, который так резко подается вперед и опрокидывает солонку".

Наиболее определенно решается вопрос с идентификацией Иуды. Его традиционный атрибут - кошель, строго говоря, атрибутом можно считать только если признавать его аллюзией на тридцать сребреников - плату Иуде за предательство. В сцене же Тайной вечери это не столько атрибут, то есть символический определитель Иуды, сколько иллюстрация слов Иоанна: "он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали". Следует добавить, что Иуда изображался в отличие от остальных учеников либо без нимба (Серра, Андреа дель Кастаньо), либо с черным нимбом (Россели). Порой художники иллюстрируют слова Иоанна: "И после сего куска вошел в него сатана" - фигурка сатаны сидит сзади на плечах Иуды (так изобразил Иуду Козимо Росселли в Сикстинской капелле Ватикана). Иуда на картинах предстает человеком зрелого возраста, как правило, с темными волосами и бородой.

Другие апостолы и персонажи

Вряд ли можно сформулировать столь же определенные принципы изображения других учеников на Тайной вечере, которых бы придерживались старые мастера. Яркими примерами живописных интерпретаций Тайной вечери служат работы Лукаса Кранаха Старшего и художников его мастерской. Так, гравюра (ок. 1540-1550) Кранаха изображает вместе Яна Гуса, жившего в 1369-1415 гг. , и Лютера (1483-1546), а также причащающихся членов семьи курфюрста Саксонского. Включение в композицию Яна Гуса, сожженного на костре в 1415 году, без малого за полтора столетия до времени создания гравюры, свидетельствует об уважении к памяти этого предтечи Реформации.

Все персонажи на этой гравюре поименованы. Этот образ Тайной вечери должен был наглядно продемонстрировать, что один из могущественных правящих родов Европы принял лютеранство. Он отражал новую доктрину и одновременно фиксировал определенный исторический момент.

Не менее интересен алтарь замковой церкви в Дессау. Христос в центре стола. Традиционно давая кусок хлеба Иуде, он указывает на предателя. Здесь реформаторы и богатые протестантские землевладельцы, исповедовавшие новую веру, изображены в качестве апостолов на Тайной вечере следующим образом. Слева (по правую руку Христа) вторым среди апостолов изображен Мартин Лютер (указывает на Христа рукой, хотя взгляд его устремлен куда-то вдаль). На переднем плане слева коленопреклоненный донатор Иоахим фон Анхальт, а справа, с бокалом - Лукас Кранах Младший. Картины такого рода служили демонстрацией одновременно реформаторской концепции Евхаристии и лютеранской концепции присутствия Христа в Евхаристии.

Художники и их творения:

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в Винчи, тосканском городке, расположенном на холме с тем же названием. Загадки окружают жизнь Леонардо с самого рождения. Он был незаконнорожденным сыном молодого нотариуса Пьеро да Винчи и некоей Катерины, не то крестьянки, не то хозяйки таверны. Нам практически ничего не известно о его матери, хотя жизнь Пьеро да Винчи достаточно хорошо документирована. Предки Пьеро обосновались в Винчи, по крайней мере, в XIII веке (а может быть, и раньше). Его отец, дед и прадед тоже были нотариусами - причем настолько успешными, что стали землевладельцами и вошли в число состоятельных граждан, так называемых <<сеньоров>>. Этот титул унаследовал и Пьеро.

Леонардо воспитывался в доме Пьеро да Винчи. Известно, что юный Леонардо отличался крепким телосложением, красотой и пытливым умом. При этом он получил довольно поверхностное образование - впоследствии художник сожалел, что так и не выучил латынь, а этот язык был в те времена основой обучения. Впрочем, уже тогда Леонардо проявлял незаурядные математические способности, прекрасно пел и играл на лире, замечательно рисовал. В возрасте 15 лет он стал подмастерьем у одного из прославленных флорентийских мастеров - Андреа дель Верроккьо (ок. 1435-1488).

Верроккьо был не только знаменитым художником и скульптором итальянского Ренессанса, но и талантливым педагогом. Начинал он как мастер-ювелир, известность же ему принесли скульптура и живописные работы. Кроме того, Верроккьо почитали как выдающегося инженера. Он с удовольствием занимался со своим новым учеником, радуясь совпадению их интересов. К сожалению, совпадали и их недостатки.

Так, ни учитель, ни ученик не пожелали глубоко изучить фресковую технику. Если бы Леонардо писал фрески традиционным способом, то его великие работы <<Тайная вечеря>> и <<Битва при Ангиари>> дошли бы до нас в первозданном виде.

Звание мастера живописи Леонардо получил в 1472 году, но до 1476 года оставался у Верроккьо. Возможно, это было связано с какой-то совместной работой. 1481 годом датируется первый большой заказ Леонардо. Ему поручили написать картину <<Поклонение волхвов>> - для алтаря монастыря Сан-Донато. Он так и не закончил ее. Но, работая над образом, Леонардо успел продвинуться достаточно далеко, чтобы о нем заговорили как о новаторе в том, что касается передачи жестов и эмоций.

Одной из причин, заставивших Леонардо бросить работу, стал его переезд из Флоренции в Милан на службу при дворе герцога Лодовико Сфорца, правителя города, получившего из-за своей смуглой кожи прозвище <<Моро>> (то есть <<Мавр>>).

Здесь Леонардо провел почти двадцать лет. Из письма, адресованного им герцогу, можно понять, что он был не только и не столько придворным художником, но, прежде всего, военным консультантом Сфорца. В том, что художник занимался чем-то помимо живописи, нет ничего удивительного, это было распространенной в те времена практикой. Поражает другое - невероятный кругозор Леонардо и прозорливость его мысли. Среди его военных проектов отметим <<закрытые повозки, безопасные и неприступные>> (прообраз современных танков) и многозарядное огнестрельное орудие на вращающейся турели (прообраз пулемета).

Но технические проекты Леонардо слишком опережали свое время, не внушая доверия современникам. Сфорца не считал нужным тратить деньги на сомнительные, по его мнению, эксперименты. Однако он высоко ценил талант Леонардо как изобретателя всевозможных сценических приспособлений и искусного мастера фейерверков, устраиваемых в честь разнообразных праздников. К подобным событиям в эпоху Ренессанса относились очень серьезно, и каждый правитель стремился к тому, чтобы устроенный им праздник затмевал своим великолепием праздники конкурентов. Этим подчеркивались художественный вкус, <<просвещенность>> и богатство заказчика. К сожалению, от праздничной <<машинерии>>, созданной Леонардо, не осталось и следа, хотя, если верить воспоминаниям современников, он показал себя непревзойденным умельцем в том, что касалось подобных зрелищ.

Сфорца делал Леонардо и художественные заказы. Одним из них была большая конная статуя отца Лодовико - Франческо Сфорца. Леонардо создал глиняную модель, в три раза превосходящую натуральные размеры, но забросил работу, и в дальнейшем модель уничтожили.

Фреска <<Тайная вечеря>> должна была украсить стену монастыря Санта-Мария делле Грацие. Работая над ней, Леонардо экспериментировал с составом, призванным, на его взгляд, защитить картину от сырости. Эксперимент закончился катастрофой - спустя несколько лет после создания фреска начала осыпаться, и теперь, после целого ряда реставраций, представляет собой самые знаменитые руины в истории искусства.

В 1499 году власти Лодовико пришел конец - Милан был захвачен французами, и Леонардо покинул город. Посетив Мантую и Венецию, где он провел несколько месяцев на службе у Чезаре Борджиа в качестве военного инженера, Леонардо вернулся во Флоренцию и работал там вплоть до 1506 года.

Считается, что именно в этот период он написал (или, во всяком случае, начал писать) свою знаменитую <<Мону Лизу>>. Кроме этого, он получил от городских властей престижный заказ на большую фреску <<Битва при Ангиари>> для Палаццо Веккьо. Как и в случае с <<Тайной вечерей>>, Леонардо решил прибегнуть к экспериментальной технике письма, и результат вновь оказался удручающим. Фреска так и не была закончена, а то, что успел написать Леонардо, в XVI веке покрыли сверху другой росписью.

В 1506 году Леонардо - опять в Милане. В 1512 году под натиском объединенных сил Швейцарии, Испании, Венеции и папского престола из города ушли французские войска - эти события вызвали чреду беспорядков, и Леонардо покинул Милан, направившись в Рим. В Риме он надеялся получить работу при папском дворе. Папа Юлий II, умерший в 1513 году, был известным меценатом своего времени. Папа Лев X, сын Лоренцо Медичи, ни в чем не уступал своему предшественнику. Но с работой у Леонардо не заладилось. Ему исполнилось 60 лет, у него была репутация художника, никогда не завершающего свои работы. Это одна из причин случившегося профессионального <<простоя>>. Другая причина заключалась в том, что к этому времени на художественной сцене уже появились Микеланджело и Рафаэль, скоростью работы явно превосходившие Леонардо. При папском дворе Леонардо приняли почтительно, но так и не предложили ему ни одного заказа.

Впрочем, Леонардо был уже живой легендой, чье присутствие могло украсить любой королевский двор. Французский король Франциск I, бывший большим любителем итальянского искусства, пригласил художника во Францию. Леонардо принял приглашение в 1516 или в 1517 году - и остаток своих дней провел на правах почетного королевского гостя. Он получил официальный титул <<первого королевского художника, инженера и архитектора>>, но в действительности последние годы своей жизни посвятил устроению пышных придворных праздников и работе над дневниками и рукописями, которые мечтал опубликовать.

Последнего сделать ему не удалось. Но рукописи Леонардо настолько необычны, что это следует особо отметить. Когда исследователи впервые познакомились с ними (а Леонардо оставил около 7000 страниц со сведениями, касающимися разнообразнейших разделов знаний), то поначалу схватились за голову. Эти удивительные страницы не поддавались прочтению. Нужно было подобрать ключ. И его, в конце концов, подобрали.

Леонардо всю свою жизнь задавал вопросы природе, многому у нее научился. Еще Гераклит сказал - природа скрытна. Леонардо и в этом пытался ей соответствовать. Выяснилось, что писал он не слева направо, как это принято в европейской традиции, а справа налево. То есть прочитать его можно, только используя зеркало. И это открытие тоже стало уроком, преподанным Леонардо потомкам.

Франциск I на общем не слишком вдохновляющем фоне тогдашних европейских правителей смотрелся очень неплохо. Он высоко ценил Леонардо как собеседника и отлично понимал, что при его дворе оказался один из величайших мыслителей в истории человечества.

Жил Леонардо в усадьбе Клу, неподалеку от королевского замка Амбуаз в долине реки Луары, где и умер 2 мая 1519 года, в возрасте 67 лет. Тело Леонардо было погребено на местном церковном кладбище. Впоследствии кладбище разрушили, и могила художника оказалась утерянной.

Тайная вечеря

Тайная вечеря" - фреска, выполненная на стене трапезной монастыря Санта-Мария делла Грацие в Милане. Еще в эпоху самого Леонардо она считалась его самой лучшей и знаменитой работой.

Фреска была создана между 1495 и 1497 годами, но уже в течение первых двадцати лет своего существования, как явствует из письменных свидетельств тех лет, начала портиться. Ее размеры - приблизительно 15 на 29 футов. Фреска была написана толстым слоем яичной темперы на сухой штукатурке. Под главным слоем краски находится грубый композиционный набросок, этюд, начертанный красным, в манере, предваряющей обычное использование картона. Это своего рода подготовительный инструмент.

Известно, что заказчиком картины был миланский герцог Лодовико Сфорца, при дворе которого Леонардо снискал славу великого живописца, а вовсе не монахи монастыря Санта-Мария делла Грацие.

Тема картины - момент, когда Иисус Христос объявляет своим ученикам, что один из них предаст его. Об этом пишет в третьей главе своей книги "Божественная пропорция" Пачоли. Именно этот миг - когда Христос объявляет о предательстве - и запечатлел Леонардо да Винчи. Чтобы добиться точности и жизнеподобия, он изучал позы и выражения лиц многих своих современников, которых позднее изобразил на картине. Личности апостолов неоднократно были предметом споров, однако, судя по надписям на копии картины, хранящейся в Лугано, это (слева направо): Варфоломей, Яков-младший, Андрей, Иуда, Петр, Иоанн, Фома, Яков-старший, Филипп, Матфей, Фаддей и Симон Зелот.

Многие искусствоведы считают, что эту композицию следует воспринимать как иконографическую интерпретацию евхаристии - причащения, поскольку Иисус Христос обеими руками указывает на стол с вином и хлебом.

Почти все исследователи творчества Леонардо сходятся на том, что идеальное место для разглядывания картины - с высоты примерно 13 - 15 футов над уровнем пола и на расстоянии 26 - 33 футов от нее. Есть мнение - ныне оспариваемое, - что композиция и система ее перспективы основаны на музыкальном каноне пропорций.

Неповторимый характер "Тайной вечере" придает то, что в отличие от прочих картин подобного рода она показывает поразительное разнообразие и богатство эмоций персонажей, вызванных словами Иисуса о том, что один из учеников предаст его. Никакая другая картина, написанная на сюжет Тайной вечери, не может быть даже близко сравнима с уникальной композицией и проработкой деталей в шедевре Леонардо.

В последние годы широко обсуждается версия, выдвинутая в романе Дэна Брауна <<Код да Винчи>> Во-первых, герои романа Дэна Брауна <<Код да Винчи>> считают, что фигура по правую руку от Иисуса (для зрителя она находится слева) - не Иоанн, а некая женщина. На ней одеяние, цвет которого контрастирует с одеждами Христа, она наклонена в противоположную сторону от Иисуса, сидящего по центру. Пространство между этой женской фигурой и Иисусом имеет форму буквы V, а сами фигуры образуют букву М.

Во-вторых, на картине, по их мнению, рядом с Петром видна некая рука, сжимающая нож. Ли Тибинг и Роберт Лэнгдон утверждают, что эта рука не принадлежит никому из персонажей картины.

В-третьих, сидящий непосредственно слева от Иисуса (справа - для зрителей) Фома, обращаясь к Христу, поднял палец. По мнению авторов, это типичный жест Иоанна Крестителя.

И наконец, существует гипотеза, что сидящий к Христу спиной апостол Фаддей - на самом деле автопортрет самого Леонардо.

Разберем каждый из пунктов по порядку. При близком рассмотрении картины выясняется, что персонаж справа от Иисуса (для зрителя - слева) действительно отличается женскими или женственными чертами. Ли Тибинг и Роберт Лэнгдон уверяют читателей, что под складками одежды даже различима женская грудь.

Конечно же, Леонардо порой любил придавать женские черты мужским фигурам и лицам. Например, при внимательном рассмотрении изображения Иоанна Крестителя видно, что он наделен едва ли не чертами гермафродита с бледной безволосой кожей. Но что же из того, что на картине "Тайная вечеря" Иисус и Иоанн (женщина) отклонились в противоположные стороны, образуя между собой пространство в виде буквы V, а контуры их тел образуют букву М? Несет ли это некую символическую нагрузку?

Тибинг и Лэнгдон утверждают, что подобное непривычное размещение фигур, одна из которых имеет явственные женские черты, содержит намек на то, что это не Иоанн, а Мария Магдалина, а знак V - символ священного женского начала. Буква М, согласно их гипотезе, означает имя - Мария Магдалина. С этим предположением можно соглашаться или не соглашаться, но его оригинальности и смелости никто не станет отрицать.

Остановимся на лишенной тела руке. Чья же рука видна слева, рядом с фигурой Петра? Почему она столь угрожающе сжимает кинжал или нож? Еще одна странность состоит в том, что левая рука Петра ребром ладони как будто рассекает горло соседней фигуры. Что этим хотел сказать Леонардо? Что означает столь странный жест Петра?

Однако при близком рассмотрении видно, что рука с ножом все-таки принадлежит Петру, а не существует сама по себе. Петр вывернул левую руку, и потому ее положение явно необычное и крайне неуклюжее. Что касается второй руки, угрожающе вскинутой к горлу Иоанна/Марии, тому имеется объяснение: Петр просто кладет руку ему/ей на плечо. Скорее всего споры на сей счет будут продолжаться еще очень долго.

Что касается Фомы, сидящего слева от Иисуса (справа - для зрителя), то он действительно поднял вверх указательный палец левой руки в явно угрожающей манере. Этот жест Иоанна Крестителя, как называют его Тибинг и Лэнгдон, присутствует на многих картинах Леонардо, а также других живописцев той эпохи. Он якобы символизирует подземный поток знания и мудрости. Дело в том, что Иоанн Креститель в действительности играл куда более важную роль, чем та, которая отведена ему в Писании.

Изображенный на картине апостол Фаддей, похоже, обладает некоторым сходством с Леонардо, если сопоставить его образ со знаменитым автопортретом великого художника. На многих картинах Леонардо да Винчи, посвященных Иисусу или Святому Семейству, заметна одна и та же деталь: по крайней мере одна из фигур бывает повернута спиной к главному персонажу живописного полотна. Например, в картине "Поклонение волхвов".

Недавно завершенная реставрация "Тайной вечери" позволила узнать немало нового об этой удивительной картине. В ней, да и во многих других полотнах Леонардо на самом деле спрятаны некие тайные послания и забытые символы. Однако их истинный смысл до сих пор остается нам не до конца ясен, что порождает все новые и новые догадки и предположения. Как бы то ни было, в будущем предстоит еще многое сделать для разгадки этих тайн. Хотелось бы, чтобы нам удалось хоть в самой малой степени постичь замыслы великого мастера.

Якопо Рубости

Художник родился в Венеции в 1518 году, хотя во многих документах называется дата 1512 г. Своё прозвище Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего красильщиком. Очень рано обнаружив необыкновенную способность к живописи, он поступил в ученики к Тициану и под его руководством делал столь быстрые успехи, что этот мастер, как гласит предание, не захотел держать его дольше у себя, предугадывая в нём опасного себе соперника. После выхода из школы Тициана, Тинторетто не перестал, однако, благоговеть перед своим бывшим наставником и стремился в своих произведениях соединять тициановские блеск и силу красок с совершенством рисунка, которым, по его мнению, никто не обладал в такой степени, как Микеланджело. Он даже написал в видном месте на стене у себя в мастерской девиз своего искусства: <>.

Но влияние великих флорентийца и венецианца не заглушило в нём самостоятельности: заимствованные от них элементы переработались у него в новый, индивидуальный стиль, отличительные качества которого - живая драматичность композиции, смелость мастерского рисунка, своеобразная живописность в распределении света и теней, теплота и сила красок, широкий приём письма. Сочиняя и исполняя свои произведения с удивительной лёгкостью, занимаясь ими день и ночь, простирая свою нестяжательность до такой степени, чтобы работать даром для своих товарищей и возмещать себе только расход на краски, Тинторетто не замедлил приобрести громкую известность наравне с Тицианом и Паоло Веронезе. Однако, не все его работы хороши в одинаковой степени, что объясняется поспешностью, с какой они иногда исполнялись. В первое время он занимался ими не торопясь, более внимательно, а потому почти все они выходили удачными; впоследствии же, будучи осаждаем заказами, он нередко писал наскоро, небрежно, и тогда из-под его кисти порой появлялись вещи, недостойные его имени.

Ещё с большей яркостью, чем живопись масляными красками, выражают искусство Тинторетто его фресковые работы, дававшие его фантазии простор для развития обширных и сложных композиций и позволявшие ему пускать в полный ход свою смелую, широкую фактуру.

Из сохранившихся его фресок особенно великолепны стенные картины и плафоны в здании Школы св. Роха (<<Распятие>>, <<Избиение младенцев>>, <<Мария Магдалина в пустыне>>, <<Медный змий>> и др. ) и во дворце дожей, в Венеции (колоссальное <<Воскресение праведников>>, <<Венеция, богиня морей>>, <<Завоевание Цары>> и др. ).

Занимаясь преимущественно исторической живописью, Тинторетто охотно писал также и портреты, из которых многие поражают превосходной постановкой фигур, выразительностью, силой красок и широким приёмом исполнения. Таковы, например, портреты дожа Николо де Понте (в венской галерее), адмирала Н. Капелло (у герцога Девоншайрского, в Англии), медика А. Везаля (в мюнхенской пинакотеке), самого художника (в копенгагенском музее) и некоторые другие.

Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. Его дочь, Мариетта Робусти (1560 - 1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью. Немецкий император Максимилиан и король Филипп II испанский приглашали её к себе на службу, но она не захотела расстаться с обожаемым родителем, которому суждено было вскоре после того оплакивать её безвременную кончину. Брат художницы, Доменико Робусти (1562 - 1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист.

Тайная вечеря

Эта работа - последнее обращение художника к одной из своих любимых тем. Картина создана для церкви Сан Джорджо Маджоре в Венеции. Эту церковь построили в1566 - 1675 годах по проекту самого знаменитого в то время итальянского архитектора Андреа Палладио. Над её убранством работало сразу несколько ведущих венецианских художников, в том числе и Тинторетто, отдавший этой деятельности последние годы своей жизни. Его вклад - семь больших картин. Три из них целиком написаны рукой мастера: <<Тайная вечеря>>, <<Собирание манны небесной>> и <<Погребение Христа>>.

<<Тайная вечеря>> - лучшая работа, в которой искусно переплетены земные и божественные детали. Она написана с небывалым чувством и таким мастерством, какое доступно лишь зрелому художнику. Особое впечатление на зрителя производит диагональ стола - она зримо отделяет мир божественный от мира человеческого.

Тинторетто закончил работу незадолго до своей кончины. Художник запечатлел в картине момент, когда Христос преломляет хлеб и произносит слова: <<Сие есть тело Моё>>. Сцена проникнута глубокой одухотворённостью и мистическим волнением, охватившим всех сидящих за пасхальной трапезой. Действие разворачивается в бедной таверне, пространство которой, тонущее в полумраке, кажется безграничным; это впечатление создаётся, главным образом, благодаря длинному столу, изображённому под углом к плоскости картины.

Для усиления царящей за столом таинственной и напряженно - взволнованной атмосферы происходящего чуда художник прибегает к контрасту - на переднем плане он изображает несколько предметов и фигур, совершенно не связанных с сюжетом: на полу стоят кувшины с провизией, в которую заглядывает кошка; хозяин таверны разговаривает о чём - то со служанкой, ещё одна женщина снимает со стола чашу с фруктами. Важнейшую роль в композиции играет свет. Сумрачное помещение освещено сияющим нимбом Христа и колеблющимся пламенем светильника. В его мерцающем холодном зеленовато - золотистом свете плавают причудливые, мистические тени. В правом же, самом тёмном углу картины, словно раздвигая пространство, возникают похожие на призраков летящие ангелы.

Последняя <<Тайная вечеря>> Тинторетто стала высшим воплощением духовного кредо художника, его завещанием.

Альбрехт Дюрер

Дюрер родился 21 мая 1471 г. в Нюрнберге, в семье ювелира, приехавшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века. В этой семье насчитывалось 18 детей, из которых будущий великий художник был третьим ребёнком и вторым сыном. Его отец, Альберехт Дюрер-старший, был золотых дел мастер, свою венгерскую фамилию Айтоши, он буквально перевёл на немецкий как Thürer; впоследствии она стала записываться как Dürer. Поначалу отец старался увлечь сына ювелирным делом, но обнаружил у сына талант художника. В возрасте 15 лет Альбрехт был направлен учиться в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. Учёба в 1490 по традиции завершилась путешествием - за четыре года молодой человек объездил ряд городов в Германии, Швейцарии и Нидерландах, продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов.

В 1494 Дюрер вернулся в Нюрнберг, вскоре, после чего женился. Затем он в том же году предпринимает путешествие в Италию, где знакомится с творчеством Мантеньи, Полайоло, Лоренцо ди Креди и других мастеров. В 1495 Дюрер снова возвращается в родной город и в течение последующих десяти лет создаёт значительную часть своих гравюр, ставших сейчас знаменитыми.

В 1505 Дюрер снова едет в Италию. В 1520 художник предпринимает путешествие в Нидерланды, где становится жертвой неизвестной болезни, мучившей его затем до конца жизни. Скончался Дюрер 6 апреля 1528 года у себя на родине в Нюрнберге.

Дюрер составил первый в Европе магический квадрат, изображённый на его гравюре <<Меланхолия.

Тайная вечеря

<<С одиннадцатью учениками изображена Тайная вечеря на поздней гравюре Дюрера. Очевидно, здесь запечатлен эпизод Евангелия от Иоанна - так называемые прощальные речи Христа. Эпизод этот у Иоанна начинается словами: "Он (Иуда. - A. M. ), приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь. Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем".

Прощальные речи воспринимаются учениками с благоговейным вниманием; евхаристическая чаша отодвинута от центра стола.>> У Дюрера, однако, есть и традиционное с точки зрения иконографии изображение исторической Тайной вечери - со всеми двенадцатью учениками. Это гравюра из его цикла "Большие Страсти" (1510): Христос со светящимся крестообразным нимбом в центре прямоугольного стола; Иоанн, самый молодой из учеников, возлежит у него на груди (основание - слова Иоанна: "Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса"), ученики - по обе стороны от него; Иуда, которого мы узнаем по его традиционному атрибуту - кошельку, сидит с противоположной от Христа стороны стола, спиной к зрителю, его лица не видно (в соответствии с распространенным обычаем изображать Иуду так, чтобы его взгляд не мог встретиться с взглядом зрителя). Общее возбуждение учеников передает их реакцию на слова Христа о том, что он будет предан одним из присутствующих.

Николай Ге

Николай Ге родился в Воронеже, в семье помещика. Дед художника эмигрировал из Франции в конце XVIII века. Раннее детство Николая прошло в деревне, а в 1841 его привезли в Киев, где он поступил в Первую киевскую гимназию. По окончании гимназии Ге поступил на физико-математический факультет сначала Киевского, а потом Петербургского университета.

В 1850 Ге бросил университет и поступил в Академию художеств, где занимался под руководством П. Басина. В академии Ге пробыл семь лет. За работу <<Ахиллес оплакивает Патрокла>> он в 1855 получил малую золотую медаль. Работа <<Саул у Аэндорской волшебницы>> в 1857 принесла ему уже большую золотую медаль и командировку за границу. В Париже на него сильное впечатление произвели Салон 1857 и посмертная выставка произведений Поля Делароша. В Риме он познакомился с А. Ивановым.

В этот период, как и в бытность свою в академии, Ге писал портреты, кроме того, у него появляются эскизы - <<Смерть Виргинии>> (1857), <<Любовь Весталки>> (1858) и <<Разрушение Иерусалимского храма>> (1858). Этими последними работами Ге остался недоволен. На некоторое время Ге бросает работы на исторические темы и пишет с натуры, совершает поездку в Неаполь, где пишет множество этюдов.

В 1860 он покидает Рим и переселяется во Флоренцию, где пытается писать эскиз <<Смерть Ламбертации>> (1860), но вскоре бросает эту работу.

В 1861 Ге начал писать <<Тайную вечерю>>, а в 1863 привёз её в Петербург и выставил на осенней выставке в Академии Художеств.

Картина произвела на публику сильное впечатление. За <<Тайную вечерю>> Ге получил звание профессора, минуя звание академика.

В начале 1864 Ге возвращается во Флоренцию, пишет много эскизов на евангельские сюжеты (<<Христос и Мария, сестра Лазаря>>, <<Братья Спасителя>> и др. ), начинает новую большую картину <<Вестники Воскресения>>. В это пребывание во Флоренции Ге знакомится и сближается с Герценом и пишет в 1867 его портрет, самый лучший из всех им написанных, пишет также много других портретов и много работает с натуры. В 1867 оканчивает свою картину <<Вестники Воскресения>> и посылает её на выставку Академии Художеств, но там её не принимают. Друзья художника выставляют её в художественном клубе, но картина никакого успеха не имеет. Та же участь постигает и новое его произведение, <<Христос в Гефсиманском саду>>.

В 1870 Ге возвращается в Петербург. Неудача с его последними картинами на религиозные темы заставила Ге бросить на время подобные сюжеты, и он вновь обратился к истории, на этот раз русской, ему родной и близкой. На первой выставке передвижников в 1871 г. он выставил свою картину <<Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе>>.

В 1875 Ге навсегда покинул Петербург и переселился на Украину, где купил небольшой хутор. В его душе совершился серьёзный переворот: он на время отказался от искусства и занялся вопросами религии и морали. В своих записках он пишет, что надо жить сельским трудом, что искусство не может служить средством к жизни, что им нельзя торговать.

В 1882 Ге в Москве познакомился с Л. Н. Толстым, а в 1884 написал его портрет. Затем последовал новый ряд картин на религиозные сюжеты - <<Выход с Тайной вечери>> (1889), <<Что есть истина?>> (1890), <<Иуда>> (Совесть) (1891), <<Синедрион>> (1892) и, наконец, <<Распятие>> в нескольких вариантах.

В то же время он пишет портреты Лихачёвой, Костычева, Н. И. Петрункевича, автопортрет. Делает рисунки к повести Л. Н. Толстого <<Чем люди живы>> и лепит бюст Л. Н. Толстого.

Снова во всех газетах разгорелась полемика по поводу последних произведений Ге. Картину <<Что есть истина?>> сняли с выставки; один из поклонников Ге повёз её по Европе и в Америку, но там особого впечатления она не произвела. Та же участь постигла <<Синедрион>>, а в 1894 г. - и <<Распятие>>; последнюю картину ходили смотреть на частной квартире, где она была помещена после её удаления с выставки, затем её увезли в Лондон. Ге был доволен тем впечатлением, которое произвели его картины, в них он нашёл себя.

Ге скончался на своём хуторе 1 (13 июня) 1894. Главная заслуга Ге заключалась в том, что он первый уловил новое реалистическое направление в библейских композициях, которое унесло его очень далеко.

Тайная вечеря

Художник изобразил Христа как человека, переживающего крушение идеалов, горечь разочарования.

Поза Христа, его скорбное лицо разительно контрастируют с житейской порывистостью движений апостолов, встревоженностью их лиц. Нарушая академическую композиционную схему, Ге смещает фигуру Иуды к самому краю картины. К нему с тревогой, негодованием, гневом обращены взоры апостолов. Фигура уходящего Иуды рисуется в картине тёмным, зловещим силуэтом, она контрастирует с озарёнными светильником лицами оставшихся учеников. Ге вычленил из образа Иуды всё частное, можно сказать, что художник материализовал в нём важную для себя идею: Иуда - собирательный образ - "без лица".

В картине мне кажется странным силуэт Иуды, а точнее его поднятые вверх локти.

Может, он закрывается от света, может, поднимая руки, Иуда пытается скрыться от этой ситуации и уже хочет, чтобы ее не было - ему стыдно и страшно. А может, он просто запечатлен в момент накидывания на себя "плаща" и через мгновение спокойно уйдет "вершить свое дело".

Поднятые вверх локти напоминают женский силуэт, и, возможно, этот силуэт призван напомнить нам Еву - первое Существо, искушенное дьяволом и кардинально изменившее историю Человечества. В этом плане Ева с Иудой очень похожи, они оба совершают "страшные поступки", но Ева повергает все Человечество в муки на Земле, а через предательство Иуды все Человечество получает шанс на спасение и возвращение в Рай.

Взволнованная широкая живописная манера, борьба тревожного света светильников и льющегося из окна холодного лунного света, широкие взметнувшиеся тени усиливают впечатление драматизма сцены, придают ей романтический оттенок. Сейчас не просто понять очарование живописи "Тайной вечери".

Ге использовал в своей картине не более 4-5 оттенков красок: зелёной, жёлтой, оранжевой, коричневой, тёмно-красной. В тенях нет чёрной краски. Художник выполнил первоначально скульптурный эскиз, что позволило добиться большой пластической выразительности формы. Он, в отличие от ранних своих работ, лепит форму с помощью света, отказывается от локальной системы колорита. Написанию картины предшествовала тщательная разработка темы в этюдах. Голову апостола Иоанна Ге писал со своей жены, а Петра - с самого себя.

Сальвадор Дали

Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 г. в городе Фигерасе, провинция Жерона на севере Испании), в семье зажиточного нотариуса. Обучаться изобразительному искусству начал в муниципальной художественной школе. С 1914 по 1918 г. воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе.

В 1916 г. отправился на каникулы в город Кадакес, где впервые познакомился с модернистским искусством. Первая персональная выставка Дали состоялась в 1919 г. В 1921 г. отец решает послать Сальвадора для учёбы в Мадрид, в Академию художеств Сан-Фернандо, где он знакомится с такими деятелями испанской культуры, как Луис Буньюэль, Федерико Гарсиа Лорка и Педро Гарфиас.

Знакомство с новыми течениями в живописи развивается - Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В 1926 г. его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. В том же году впервые едет в Париж, где знакомится с Пикассо. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х создает ряд работ под влиянием Пикассо и Хуана Миро. В 1929 г. участвует вместе с Буньюэлем в создании сюрреалистического фильма <<Андалузский пёс>>. Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу, бывшую тогда женой поэта Поля Элюара.

Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929 г. Он примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном.

В 1934 г. неофициально вступает в брак с Галой (официальное венчание произошло в 1958 году в испанском городке Жирона). В том же году впервые посещает США.

После прихода к власти каудильо Франко в 1936 году Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали не без оснований заявляет: <<Сюрреализм - это я>>.

С началом второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжает в США, где они живут с 1940 по 1948 г. В 1942 г. выпускает свою беллетризованную автобиографию <<Тайная жизнь Сальвадора Дали>>. Его литературные опыты, как и художественные произведения, как правило, оказываются коммерчески успешными.

После возвращения в Испанию живёт преимущественно в своей любимой Каталонии. В 1981 г. у него развивается болезнь Паркинсона. В 1982 г. умирает Гала.

Дали скончался 23 января 1989 г. от сердечного приступа. Тело художника замуровано в полу в музее Дали в г. Фигерас. Великий художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди. В этой комнате запрещено фотографировать со вспышкой.

Тайная вечеря

<<Дали пользуется - возможно, и неосознанно - герменевтическими методами понимания и толкования библейского текста. При этом он стремится к множественности ассоциаций и интерпретации, которая, по словам Ф. Ницше, есть признак силы, нежелание избавить мир от его волнующей и загадочной природы.

Очевидно поэтому образная драматургия и содержательный контекст картины могут ощущаться и восприниматься по-разному. Представляется интересной трактовка этого произведения Завадской, которая писала: "В нем воплощено философско-религиозное и эстетическое кредо Дали. Здесь воздух и свет, и конструкция, и сон, и явь, и надежда, и сомнение.

В центре большого горизонтального полотна (167х288) изображен Христос в трех ипостасях - как сын, сошедший на Землю, он сидит за столом со своими учениками, но потом мы замечаем, что он вовсе и не сидит за столом, а погружен по пояс в воду - то есть крестится водой, или духом святым, тем самым воплощая вторую ипостась троицы, а над ним призрачно высится мужской торс, словно часть композиции "Вознесение" - возвращение к Богу Отцу. Апостолы изображены низко склонившими головы на стол - они словно поклоняются Христу (или спят) - в этом случае есть аллюзия на евангельский текст, содержащий просьбу Христа не спать, пока он молит Бога: "Чашу мимо пронеси".

К этому необходимо лишь присовокупить идеи, высказанные академиком Б. Раушенбахом в статье "О логике триединости": ". непостижимой является вовсе не логическая структура Троицы, а кардинальное качество Троицы, жизнь Бога в Самом Себе".>>

Веками сюжет Тайной вечери привлекал внимание христианских художников. Для картины обычно выбирался один из двух ее драматических моментов либо утверждение Иисусом Христом Святого причастия, либо Его пророчество о том, что один из апостолов Его предаст.

Во время работы над рефератом я изучила много разных интерпретаций сюжета Тайной вечери в изобразительном искусстве. Я познакомилась с творчеством гениальнейших творцов своего века Удивлялась и восхищалась степенью развития этих людей.

Возможностям и способностям простых смертных можно только поражаться. Действительно человек всемогущ. Художники так чувственно выражали свои мысли и своё восприятие данного сюжета, что я могла только восхищаться. Каждая картина по-своему хороша. Каждая из них имеет большое значение для истории культуры, религии и для человечества в целом.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)