Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Серафим Саровский: человек и святой

«Все дороги ведут в храм». Что мы понимаем под этим, хорошо известным выражением. Какие дороги? Наверное, жизненные, судьбоносные. Какой храм? - храм, который в душе каждого из нас, храм, где живёт наша вера, вера, которая даёт нам возможность праведно жить. Та самая вера, которая объединила Русь, сделала могучей Россию. И, наверное, с позиции своих тринадцати лет я многого не понимаю в этих вопросах, но я твёрдо знаю одно: « человек, имеющий свою дорогу к своему Храму», будет идти по ней чётко и не свернёт с неё. А это значит, он не будет лгать, воровать, сквернословить, делать больно другому человеку.

В нашем посёлке 29 сентября 2004 года открылся новый храм, храм имени преподобного Серафима Саровского. Его открытие было связано с празднованием восьмидесятилетия со дня основания Любинского района. Посёлок Любинский, в силу исторических условий, начал развиваться в 10 – 20 – е годы прошлого столетия, и поэтому храма в нём никогда не было. Присутствуя на открытии храма, видя значимость происходящего события, проникаешь душой к торжественности, которая парила на площади и над храмом, я задалась вопросом, а почему наш храм носит имя преподобного Серафима Саровского, а затем появился вопрос, а кто такой преподобный Серафим Саровский, почему этот реально существующий человек был возведён в ранг святых русской православной церкви. Отсюда родилось желание самой найти ответы на поставленные вопросы, и появилась рабочая гипотеза будущего исследования: «Каким должен быть жизненный путь человека, чтобы после смерти имя его было канонизировано, и он был причислен к лику святых русской православной церкви, на примере преподобного Серафима Саровского».

Путь святых Божиих есть самый прямой и ближайший путь соединения с Христом. Это путь тяжких подвигов, поста, молитвы и богомыслия, отречения от мира и всецелой преданности Богу. Обращаясь к грешному миру, святые обращали неверующих, просвящали умы и сердца, наставляли в истине, поддерживали в скорбях и искушениях, давали советы. Таков был и преподобный Серафим Саровский, чудотворец, память которого благоговейно чтится всей православной Россией.

Жизнь отца Серафима принадлежит ещё очень недавнему прошлому. Ещё кое – где на просторе Руси Великой сохранились живые свидетели его подвигов, чудес, им совершённых, его прозорливости, проникавшей в глубь отдалённого будующего, в колыбель эарождающихся событий. Память о великом старце сохранена душой народной, запечатлена его посмертными чудесами, рукописными воспоминаниями его почитателей, принадлежавших к цвету почти нам современной образованности. Святой хранитель всех воспоминаний об отце Серафиме – Серафимо – Дивеевский женский монастырь, созданный духом блаженного отца. Есть ещё Серафимо – Понетаевская женская обитель. Она была образована сёстрами, которые откололись от Серафимо – Дивеевской обители, и расположились в усадьбе девицы помещицы Копьевой. Когда в юности барышня Копьева с родными была у отца Серафима, старец, привидя, что она впоследствии отдаст свою усадьбу для его монастыря, низко кланяясь, благодарил барышню, что, конечно, всех очень удивило

Серафим Саровский жил во времена Пушкина, Гоголя, Жуковского, Карамзина, и тот факт, что эти прославленные мужи так и не нашли тропинки в обитель старца, говорит о серьёзном разрыве между церковной и светской культурами уже в то время.

Преподобный Серафим Саровский, в миру Прохор Мошнин, родился в 1754 году, по некоторым источникам в 1759, в Курске. Отец его, Исидор Мошнин, был купцом. Он участвовал в строительстве городского собора, но умер, не увидев конца работ. Прохору было тогда три года. Мать его, Агафья, научила сына молитвам и часто брала с собой в церковь. С детства появилось над Прохором покровительство Божие. Ему было семь лет, когда он пошёл с матерью посмотреть строительство городской колокольни, оступился и упал с верхней площадки на землю. Он упал с колокольни Сергиево – Казанского храма города Курска, построенного его благочестивыми родителями. К удивлению и радости всех, он остался при этом невредим. Спустя три года, во время тяжёлой болезни, ему явилась Богородица и обещала скорое исцеление. Той же осенью в распутицу в городе был крестный ход. Из–за грязи пришлось идти через двор Мошниных. Прохора подвели к иконе Знамение Божьей Матери, он приложился к ней, и болезнь прошла.

В семнадцать лет, во время паломничества в Киево – Печерский монастырь, он получил благословение на иночество и вскоре стал послушником Саровской пустыни Тамбовского уезда. Проходя послушание, он вновь тяжело заболел. Болезнь продолжалась три года. Когда силы его были на исходе, во сне ему вновь явилась Богородица. Её сопровождали Апостолы Пётр и Иоанн. « Сей от рода нашего », - произнесла Богородица и возложила руки на голову больному. Когда видение кончилось, он почувствовал, что начал выздоравливать. Двенадцать раз являлась святому Богородица – столько по житиям святых, Она не являлась никому

В девятнадцать лет он распрощался с родительским домом и направился в Саровскую обитель. Там он был принят в число братии и выполнял различные послушания: пёк хлеб, убирался в кельях, прислуживал в храме[6]. Прохор был пострижен в мантию с именем Серафим 18 августа 1788 года, по некоторым источникам в 1793 году, а через год посвящён в сан иеродиакона. Все дни он проводил в молитве, в самых трудных послушаниях был примером для братии. Однажды в Страстной четверг, во время Литургии, он увидел яркий свет, в нём Господа Иисуса Христа, окружённого Небесными Силами. Благословив предстоящих Ему в храме, Он вошёл в свой образ в иконостасе. Отец Серафим, потрясённый увиденным, долго не мог сойти с места или сказать что-нибудь. Его под руки увели в алтарь.

В сентябре того же года отца Серафима рукоположили в сан иеромонаха. Настоятель монастыря отец Пахомий благословил его на подвиг пустынножительства и вскоре после этого Серафим поселился в деревянном домике в лесу на берегу реки Саровки. В пяти – шести верстах от монастыря отец Серафим основал скит и назвал его « Гора Афонская ». Там он подолгу молился, вычитывая весь круг суточного богослужения – полунощницу, утреню, часы, вечерню и повечерие, выполнял большое монашеское правило и клал по тысяче поклонов в день. Здесь он завёл огород и пчёльник, заготавливал дрова на зиму. В канун воскресных и праздничных дней преподобный приходил в монастырь и причащался Святых тайн за ранней Литургией. Питался отшельник сначала хлебом, который по воскресеньям, приходя в монастырь на богослужение, брал на всю неделю. Этим хлебом он делился с посещавшими его лесными обитателями, например, с огромным медведем, которого Серафим кормил из рук. Затем довольствовался одними овощами из своего огорода: картофелем, свёклой, луком. Дальше ел лишь отвар из лесной травки – сныти. В часы отдохновения от дел духовных Серафим предавался телесному труду. Занятием бала столярная работа: подобно другим инокам, он вырезал кресты из кипарисного дерева. В столярном деле отец Серафим отличался большим усердием, искусством и успехами.

Искушённые дьяволом, на старца напали грабители. В руках его был в тот момент топор, но он отдал его разбойникам. Один из злодеев ударил его обухом по голове. Не найдя в келье ничего, кроме образа Богоматери и скудной пищи разбойники поняли, на кого они покушались, и в страхе бежали. Отец Серафим, очнувшись, к утру добрался до монастыря. Раны его были тяжелы, страдания невыносимы, надеяться на выздоровление было практически невозможным. Но пресвятая Богородица вновь спасла его своим покровом. « Что вы трудитесь? – сказала Она врачам. Сей от моего ». Явление продолжалось недолго, но отец Серафим, придя в себя, отказался от лечения и смог встать. С тех пор он сгорбился и сильно постарел. Ему было тогда сорок шесть лет. Когда открылось, кто причинил ему страдания, он настоял на том, чтобы виновных не наказывали. Но вскоре они погорели и пришли к отцу Серафиму с покаянием, и он простил их.

Вернувшись в свою пустыньку, он взял на себя подвиг молчальничества, который состоит в отречении от житейских помыслов, и в полном посвящении себя Богу. Так он и прожил три года. Раз в неделю ему из монастыря приносили еду – хлеб и капусту. Если в лесу он встречал кого-нибудь из людей, то падал ниц и не вставал, пока не оставался один.

Монастырские старцы предложили ему возвратиться в обитель, чтобы он мог причащаться Святых Тайн. Преподобный молча согласился, но принял новей подвиг - затворничества. Братья с молитвой ставили еду у двери его кельи, а он, накрывшись полотном, брал пищу. Никто его не видел. Только через пять лет он стал пускать к себе братию, но не беседовал с ними. Ещё через пять лет он начал говорить с иноками, а затем и с мирянами. Своими духовными подвигами он стяжал много благодарных даров. Он исцелял болезни духовные и телесные. Прозорливость преподобного помогала ему в богоугодных делах.

25 ноября 1825 года ему явилась Пресвятая Богородица и разрешила оставить затвор и принять подвиг старчества. Отец Серафим поселился в ближней к монастырю пустыньке. В некоторые дни к нему приходило по две тысячи паломников. Посещали и его пустыньку братия и миряне, колеблющиеся, сомневающиеся, не знающие как им спастись. Отец Серафим, делая общехристианское назидание, в особенности советовал всегда иметь память о Боге, непристанно повторяя молитву. Но всё же старец тяготился этим, и настоятель отец Исайя благословил, чтобы женщинам возобновлялось приходить в скит. В ту же ночь буря повалила в лесу деревья, и доступ людей к преподобному стал невозможен. Тогда подступили к нему бесы. Борясь с ними, старец принял подвиг столпничества. Живя в уединении, инок отдавал все силы поиску « небесного града ». Тысячу ночей – и этот подвиг сравним разве что с подвигом древних подвижников веры и благочестия – он простоял на гранитном камне, непристанно повторяя молитву, и достиг такой степени молитвенного созерцания, при котором мысли не рассеиваются, а ум соединяется согретым духовной теплотой сердцем. Три года святой провёл в совершенном молчании. После шестнадцатилетнего пребывания он затворился в монастырской келье « вое же не видети суеты ». Здесь он провёл ещё десять лет, после чего Серафим покинул затвор и просветлённый разумом и осенённый дарами благодати, начал служение людям. Старец совершил множество исцелений. Бедные и богатые, учёные и простолюдины люди доверчиво открывали перед ним все свои грехи. В любое время года старец встречал людей, приходящих к нему, приветствием « Христос воскрес ». Отличали Серафима необыкновенная прозорливость, кротость и любовь ко всем, нуждающимся в помощи. Беседы старца записаны одним из его духовных чад – А. А. Мотовиловым. «Однажды, - пишет Мотовилов, я пошёл к отцу Серафиму, но когда я пришёл, он занимался с сиротками. Когда же около двух часов старец побеседовал с сиротами, дверь отворилась, и батюшка Серафим, проводив сестёр, сказал мне: - Долго задержал я вас, Ваше Боголюбие. Я взглянул после этих слов в лицо его, и напал на меня благоговейный ужас. Лицо его было подобно солнцу. Вы видите движение уст его, выражение глаз, слышите голос, чувствуете, что кто–то вас руками держит, но не видите ни самих рук, ни фигуры. Поговорив со старцем, я ушёл от него, чувствуя тишину и мир в душе моей!»

Первого января 1833 года преподобный отец Серафим причастился в последний раз Святых Тайн и простился со всеми. Кончину свою он предсказал. По его словам, смерть его должна обнаружиться пожаром. Так и случилось. В шесть часов утра из кельи старца донёсся запах дыма. Сорвав дверь с крючка, увидели, что тлеют книги. Святой старец стоял на коленях, руки его были крестообразно сложены на аналое, лицо просветлённое. Похоронен он был в Успенском соборе, недалеко от алтаря.

Об иконах старца: (см. приложение )

1. Есть на Успенском острове, на р. Волхов ряд благотворительных учреждений, где есть изображение старца Серафима, где он изображён, идущим сгорбленным, опираясь на сучковатую палку. На нём одета чёрная полумантия, тёмно-коричневая ряска, на ногах онучи и лапти.

2. Серафим, кормящий медведя. Это изображение было написано в 40-е годы XIX века, Ефимом Васильевым, лично знавшим старца.

3. Есть гравюры, изображающие старца в лесу на камне, идущим в ближнюю пустыньку, с котомкой на спине, преклонённого в молитве, перед иконой Богоматери Умиления.

4. Есть ещё изображения старца, работающего на огороде или встречающего посетителей у ближней пустыньки.

5. Самое распространённоё изображение отца Серафима – моление его на камне. На этой картине присутствуют три погрешности:

✓ Изображают слишком маленький камень, забывая, что после смерти Серафима, богомольцы отбивали куски от этого камня;

✓ Отец Серафим молился тысячу ночей под открытым небом и поэтому неправильно, что его изображают при дневном свете;

✓ Волосы отца Серафима рисуют седыми, хотя он имел светло-каштановые густые волосы. Волосы отца Серафима сходили с головы два раза, как шапка: 1 раз, когда он болел ещё послушником, 2 раз, когда его избили крестьяне из села Кременок, крепостные Татищева, требуя у старца денег, которых у него не было.

Особого внимания заслуживает взаимоотношение отца Серафима Саровского и членов царской фамилии дома Романовых. Начинаются они с императора Александра I. По преданию, офицеры – декабристы приходили к старцу, уже прославившемуся по всей России чудесами прозрения, чтобы взять благословение на свой «подвиг». Преподобный Серафим выгоняет своих гостей, призывая к немедленному покаянию, хотя будущие «герои» - декабристы не успевают сказать ни слова. Предание гласит, что братия была удивлена, увидев всегда смирённого и любящего старца в таком гневе.

Император Николай I, брат Александра I и его приемник, был человеком набожным и часто посещал святые места и монастыри. Есть предположение, что в 1830 или в 1831 году он встречался с преподобным Серафимом Саровским, предсказавшим императору смуту и войны. Только вдруг государь и обращается к отцу Серафиму и говорит:

- Отец Серафим, помолитесь за меня грешного!

Отец Серафим не обернулся на эти слова и всё продолжал молиться

Опять государь говорит:

- Отец Серафим, помолитесь за меня.

Отец Серафим всё продолжает молиться, не оборачиваясь.

Тогда государь сказал:

- Отец Серафим! Я Николай I – император Всероссийский, помолитесь за меня грешного!

Отец Серафим обернулся, взглянул на Государя и ответил:

- Помолился, да и и помолюсь!

В 1831 году началось польское восстание, приведшее к немалым жертвам.

При императоре Александре II почитание святого старца было очень велико. Анна Фёдоровна Аксакова (1829–1889), урождённая Тютчева, в своих записках « При дворе двух императоров» рассказывает о почитании святого старца в августейшем доме. Рассказы о преподобном фрейлина Аксакова слышала от Лукерьи Занятовой (1812–1893), дивеевской послушницы, впоследствии первоначальницы Серафимо – Понетовской обители, расположенной недалеко от Сарова, в сорока двух верстах. Вот что рассказывала в своих записках о чудесах святого Серафима фрейлина Аксакова: «Месяцы сентябрь и октябрь 1860 года были ознаменованы для царской семьи важным событием и сильными душевными потрясенииями. 18 сентября маленькая великая княжна Мария Александровна заболела жабой, впоследствии оказавшейся скарлатиной, угрожавшей опасностью её жизни. 21 сентября, когда великой княжне было очень плохо, императрица родила великого князя Павла Александровича и ещё не оправилась от родов, как изнурительная болезнь, издавна подтачивавшая силы императрицы – матери, приняла такой тревожный характер, что государь, спешно вызванный из Варшавы, едва поспел к последним минутам жизни своей матери 21 сентября в 10 часов вечера, когда все доктора уже не надеялись на выздоровление маленькой великой княжны, вошла ко мне моя сестра Кити и сообщила, что монахиня Лукерья здесь и хочет со мной поговорить Лукерья принесла мне полумантию Серафима, под покровом которой он провёл в молитве множество ночей, и в которой, коленопреклонённый, он совершил своё последнее моление, когда душа его вознеслась к Богу. Мантия эта хранилась как священное наследие у старика – священника протоирея Назария Добронравина, друга Серафима и настоятеля дворцового храма в Гатчине. Эту – то святыню и доставила мне Лукерья со своими молитвами. Я тотчас отнесла её к больной, умирающей маленькой великой княжне и спросила: «Хотите, я вас покрою мантией Серафима?». «Дайте», - отвечала она и, перекрестившись, совершенно просто произнесла: « Отче Серафиме, моли Бога обо мне ». После этого она немедленно заснула, и немедленно ослаб хриплый свист в её горле. Через пять минут она дышала так, что её не было слышно, а через десять минут у неё появился обильный пот Увидев мантию, государь осенил себя крестным знамением. Проснувшаяся же маленькая великая княжна просто сказала:

« Горло у меня очень болело, когда же меня накрыли мантией, всё прошло », Так совершилось первое чудо по молитвам святого Серафима в семье Александра III. Следующее чудо не замедлило. Вот что пишет далее в своих записках фрейлина Аксакова: « 19 октября я получила записку от императрицы Марии Александровны следующего содержания: « Просят мантию Серафима, чтобы успокоить сильное волнение умирающей императрицы – матери. Пришлите мне её ». Час спустя я отвезла святыню во дворец. Там мы застали всех коленопреклонёнными в комнате, смежной с той, где лежала императрица – мать. Читали отходную. Впоследствии императрица Мария Александровна рассказывала мне, что, когда принесли мантию Серафима, государь обратился к своей матери со словами: « Вот святыня, которую Мари вам посылает, она облегчит в болезни. Позволите ли возложить её на вас?». «С радостию», - ответила больная. Почти тотчас волнение её успокоилось и вдруг как будто мысль о близкой кончине озарила её душу.

Наступило одно из самых величественных и трогательных зрелищ, какое когда – либо приходилось видеть Императрица прощалась со всеми и в течение часа проходили мимо её смертного одра, один за одним, медленно и торжественно не только все члены многочисленной царской семьи и друзья дома, но и лица свиты и вся прислуга, до последнего истопника Серафим Саровский был современником царствования императора Николая, в своём уединении призывал на него заступничество свыше ».

При императоре Александре III началась подготовка к канонизации старца. И при Николае II преподобный Серафим был причислен к лику святых. В момент прославления святого, 19 июля 1903 года, в монастыре была вся царская фамилия. Николай II лично нёс раку со святыми мощами. И вся семья молилась за то, чтобы Бог дал Российской империи наследника, а наследник рождается через год, в 1904 году. Так же на канонизации старца присутствовала великая княгиня Елизавета Феодоровна – будущая преподобномученица земли Русской.

И может быть не случаен тот факт, что в 1919 году, когда Николая II везли на Восток, именно на стации Любинская был остановлен царский поезд, отцеплен паровоз и после чего состав простоял около суток на данной станции и был возвращён, по приказу большевиков, в Екатеринбург. И именно на этой станции спустя 85 лет открывается великолепный храм преподобного Серафима Саровского.

При жизни своей предсказал Серафим, что мощи его сначала положат в Саровском монастыре, затем они исчезнут, а потом почти через 70 лет они опять появятся, но уже в Дивееве. Действительно, в 1927 году Саровский монастырь закрыли, а мощи святого конфисковали вместе с имуществом монастыря.

В 1990 году, тогда ещё в Ленинграде, в Казанском соборе, в котором в советские времена находился музей религии и атеизма, специалистами в бесконечных музейных фондах, где хранилось огромное количество мощей, были обнаружены мощи святого Серафима Саровского. Их в маленькой рака выставили для поклонения в Александро-Невской Лавре.

«2/15 января, в день преставления преподобного, я специиально приехала в Ленинград к мощам святого. Помню, что тогда меня поразила не только благоговейная атмосфера вокруг, но и то особое чувство лёгкости, детскости и беззащитности, и даже жалости, жалости до слёз, что, по – православному, и есть начало любви, которое я испытывала у маленького, почти детского гробика великого святого старца Серафима Саровского», - вспоминает Л. Новикова.

Перенесение мощей старца произошло в 1991 году. И он очутился, как и предсказывал, в своей любимой Дивеевской обители. « Ещё не было и нет примеров, чтобы были женская Лавры, а у меня, убогого Серафима, будет в Дивееве Лавра, - говорил преподобный. - То диво, что смерть моя будет подобно смерти отроков Ефесских, 300 лет спавших в пещере. Как они восстали во уверении Всеобщего Воскресения, так и я восстану пред последним концом и возгляну в Дивееве. Дивеево будет называться не по селу Дивееву, а по всемирному Диву ».

А что же стало с городом Саровом, с монастырём преподобного Серафима?

Серафим в переводе с древнееврейского – «огненный», «пламенеющий», со значением

«гореть», «обжигать», но и «согревать». Серафимы – первые чины ангельские, находящиеся в непосредственной близости к Богу. Итак, там, где подвизался « огненный » Серафим Саровский в 1946 году сразу же после войны по приказу Лаврентия Берии был построен термоядерный центр, который сможет сжечь дотла всё вокруг на много – много километров. Вернее, весь город превратился в термоядерный центр и был огорожен колючей проволокой. Во главе этого центра были поставлены академик – физик Юлий Борисович Харитон и начальник управления тракторной и зам. Наркома танковой промышленности Павел Михайлович Зернов.

Родина приказала создать в кратчайшие сроки ядерную бомбу. Какой странной кажется иногда человеческая история! В монастыре, где молился, жил и умер великий, святой, любвеобильный старец – «целое откровение любви», - всего за три года, к 1949 году, было создано самое страшное оружие XX века – ядерная бомба. Создатели – физики, крупнейшие учёные страны назвали своё изделие «Татьяна». При взрыве бомбы происходит реакция термоядерного синтеза, в результате которого выделяется гигантское количество энергии. Оружие, созданное в Сарове, может убить не тысячи и даже не миллионы людей. И сегодня Российский федеральный ядерный центр – один из крупнейших в мире. Сам же город Саров исчез со всех карт Советского Союза. Слово «Саров» запретили произносить. Город же поочерёдно назывался: сначала – Приволжская контора, затем объект № 550, далее – Кремлёв, потом Москва, Центр 300, потом Арзамас – 75, и, наконец, Арзамас – 16. В 1993 году решили, наконец, город переименовать, но почему–то сначала дали ему имя Кремлёв, ведь там – главный Российский федеральный ядерный центр. В 1995 году вернули его настоящее имя – Саров. Сегодня он по–прежнему за колючей проволокой, как секретный объект. Но вот что интересно – в городе почти полностью отсутствует преступность. Не надо запирать дверей. Не страшно ходить по вечерам по пустым улицам. Можно оставлять у дома велосипеды и незапертые машины. Милиция нужна только для того, чтобы охранять «объект». И думается, это не случайно. Верится, что святой Серафим не оставил свой город Саров.

«Стяжи дух мирный – и тысячи около тебя спасутся» - кто не знает этих слов святого Серафима, сказанных в назидание потомкам в Сарове, где он мирно отошёл к Господу.

По–прежнему окружает Саров большое количество ручьёв и источников – источников чистой воды, живительной влаги, густой и красивый бор. Так ведь всё это входило в планы создателей ядерного центра: много чистой воды при аварии смоет смертоносные следы, а густой бор закроет засекреченный центр. А что до истории монастыря, так она была трудной, как и предсказывал батюшка: в 1927 году колония для беспризорных, затем механический завод, потом завод для снарядов, во времена войны – завод для « катюш », а сегодня – Российский федеральный ядерный центр. Правда, в нём уже не столько создают, сколько разбирают смертоносное оружие. Богом попущено то, что совершилось, а « неосуждение есть половина спасения» - так любил говорить святой старец Серафим.

Беседуя с отцом Владимиром, я попыталась выяснить, почему именно именем преподобного Серафима Саровского назван наш Любинский храм. Отец Владимир рассказал, что выбор пал совершенно случайно, но мы то знаем, что ничего случайного не бывает. По словам отца Владимира, церкви на станции Любинская не было никогда, а исторически не успели создать, так как станция образовалась в 1911 году, а в 1917 уже произошла революция. Но православная община была всегда. Пока были церкви на территории Любинского района, верующие обращались туда, а когда все церкви были разрушены, стали ездить в город Омск в Никольский собор. В 1997 году по просьбе верующих Владыка Омско – Тарской епархии Феодосий направил в Любино первого настоятеля будущего храма отеца Владимира Акимова. Это было в августе месяце, и владыка, подбирая имя будущего храма, обратился к церковному календарю и выбрал имя святого, почитающегося в августе месяце – преподобного Серафима Саровского. На мой взгляд, всё это не случайно.

При составлении исторического очерка, реализуя поставленную над исследованием цель, я пришла к выводу, что: Земными подвигами своими отец Серафим оставил после себя неувядаемую память безграничной духовной крепости. Трудно назвать хоть кого-нибудь, кто мог бы сравниться с отцом Серафимом в его трудах. Трудно назвать кого-нибудь не только из современников его, но и вообще из всех известных святых. Он один понёс в себе труды пустынножительства, затворничества, старчества. Его кротость умиляла до слёз приходивших к нему. Смирению его не было границ. Всякого посетителя, богатого барина и нищего, праведника и грешника, он целовал и благословлял. Речи его дышали проникающею, тихою, живительною влагою.

Он согревал захолодившуюся жизнь в сердце, снимал завесу с глаз, озарял ум, приводил к раскаянию и чудною силой охватывал разум и волю, осенял душу человека тишиной.

«Он был гениальным человеком, с ясным, метким, широким, основательным умом, счастливою памятью, творческим, живым воображением. Это был великий дух, в тонком, необыкновенно прекрасном теле».

На основании вышесказанного я считаю, что поставленная над исследовательской работой цель достигнута.

«Мы как копеечные свечи. А он как пудовая свеча, всегда горит перед Господом как прошедшего своей жизнью на земле, так и настоящим дерзновением перед святой Троицей».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)