Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Роль монастырей в экономической и социальной структуре Руси

Духовная культура человека – это особый мир образов, мышления, особая познавательная и эмоциональная сторона личности, особая психологическая установка и особое восприятие мира. Один из способов восприятия мира – это религиозность. Религия – это хранилище культуры и всего человеческого в человеке. Дать точное и однозначное определение понятия религия невозможно. В науке таких определений существует множество. Они зависят от мировоззрения тех ученых, которые их формулируют. Если спросить любого человека, что такое религия, то в большинстве случаев он ответит: «Вера в Бога и любовь к нему».

Слово «религия» в современном энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона обозначает – «связывание, повторное обращение к чему-либо». Возможно, что первоначально это выражение показывало привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному.

Одним из важнейших уроков нашего века является то обстоятельство, что человеческий гуманизм возможен лишь там, где отчетливо различается высоконравственное поведение человека и низкие поступки, где чтят святость, где любовь к человеку превыше всего.

Россияне пережили страшное время. В историю нашей страны двадцатое столетие вошло как время богоотступничества, гонений на верующих со стороны официальной власти. Вернуть желание жить, руководствуясь ценностями православной веры, дело не простое. Ведь только истинным раскаянием христианин может вымолить прощение у Господа за свои греховные отступления. В этом смысле православный храм может стать центром духовного воспитания молодежи.

Изначально предполагалось, что храм – это место особого общения человека с Творцом. Звук этого слова вызывает в душе образ святости, благоговейности Неудивительно, что человек испытывает здесь неземные переживания. Царящая здесь отстраненность от будничной суеты одним помогает приобрести ясность мысли, ощутить уверенность в Божьей помощи при начинании нового дела, другим – почувствовать долгожданный душевный покой.

Храм любой религии - средоточие всего самого прекрасного, одухотворенного, возвышенного. Всякий храм красив по-своему, но православный храм и православное богослужение являются особенно ярким подтверждением этому. Вся атмосфера храма рассказывает о великих деяниях Творца. Считается, что в литургии участвуют не только священники и миряне, но и художник, создавший росписи и иконы, и композитор, написавший церковную музыку, и певчие, ее исполняющие, и архитектор, проектировавший когда-то этот храм, и даже. камни, из которых храм сложен! Все вместе они поют своеобразный гимн красоте сотворенного Богом мира.

Вместе с христианством на Русь пришло и монашество, прославляющее самоотверженное служение Богу, религии. Монастыри были центрами формирования духовно-нравственных устоев общества.

«Обитель невест Христовых», - такое название мы выбрали для нашей работы, потому что речь в ней пойдет о женском монастыре. Тему нашего исследования можно обозначить так - «Успенский женский монастырь в истории города Чистополя и развитии благотворительной деятельности»

Мы на уроках изучаем историю русского государства, деятельность исторических личностей, культуру нашей страны, о духовном развитии народа мы знаем сравнительно меньше. Но именно духовность определяет дальнейший путь развития народа, страны, в переломные моменты истории сохранение духовного стержня особенно важно. Мы считаем религию духовной основой человечества, а монастыри - одним из центров формирования духовно-нравственных устоев общества. В этом и заключается актуальность нашей темы.

Объект исследования: Чистопольский женский Успенский монастырь в 1860-е – 1930-е годы.

Предмет исследования: проследить процесс возрождения монастырского движения в Чистопольском уезде на примере истории формирования, развития и деятельности Успенского женского монастыря.

Рабочая гипотеза: мы считаем, что сегодня, в переломный период истории нашего государства, изучение и возрождение монастырей и монашества, как центров формирования духовно-нравственных устоев, является необходимым условием сохранения духовного здоровья общества.

Цель работы: проследить историю происхождения, становления и развития Чистопольского Успенского женского монастыря, а также показать, какую роль он играл в культурной, общественной жизни города.

Для достижения этой цели мы поставили следующие задачи:

1. показать роль монастырей в культурной и экономической жизни России в XVIII в. ;

2. изучить историю создания Чистопольского женского Успенского монастыря;

3. определить его роль в общественной и духовной жизни города в конце XVIII - начале XIX века;

4. проследить изменения в жизни монастыря после 1917 года;

5. попытаться понять, что мы потеряли, уничтожив «обитель невест Христовых».

В работе использовали следующие методы:

• метод анализа источников

• метод критического осмысления литературы

• метод интервью

• метод сопоставления

В нашем исследовании мы использовали письменные источники: ряд специальных исследований по истории ранней русской церкви и монастырей (1), (2), фотодокументы (3). В ходе работы мы обращались за консультацией в городские музеи.

Монастыри и их обитатели

Монастырь. Тихая обитель вдали от шума мирской суеты. Совершенно другой мир. Здесь все иное и жизнь, и воздух, и мысли Не случайно живущие здесь так и называются: иноки. Они были во все времена, из любви к Богу оставляли мирскую жизнь. Монастырь напоминает духовную лечебницу для «уврачевания» греха и его последствий. Здесь врачуют молитвой и покаянием, нет такого греха, который Господь бы нам не простил. «Блаженны милостивии, яко тии помиловани будут» (от Матфея 3:5-16 ). В развитии русской жизни монастыри, несомненно, имели огромное значение. Монастырь являлся пристанищем душ высоких, стремящихся к вечным законам любви и смирения, привлекая к себе общее внимание наших предков. Они смотрели на него с глубоким уважением, как на «место селения славы Божьей». К монашеству стремились лучшие представители земли русской: многие князья, княгини и княжны основывали монастыри и сами принимали монашество.

Монахи и монастыри появляются в христианском мире с IV века. Традиционно монастырь считался местом уединения, куда человек уходил, чтобы посвятить свою жизнь служению Богу. Само слово «монастырь» в переводе с греческого означало «уединённое место». Монастырь населяла община монахов, жившая в соответствии с уставом - особым сводом правил монастырской жизни.

Кто же такие монахи? Их часто называют иноками, так как в отличие от мирян они выбрали «иную» жизнь, «иной» путь. Монах - это тот, кто покинул греховный бренный мир, отказался от «радостей земной жизни», чтобы с помощью каждодневного аскетического подвига (молитва, пост, труд), совершаемого ради Христа, достичь духовной чистоты. Конечная цель инока - личное спасение для вечной жизни. Но, уподобляясь Христу, принявшему на себя грехи всего человечества, монах молится за весь мир, за каждого человека. Пример такой совершенной жизни дали первые христианские святые, отцы-пустынники, ставшие образцом монашеского подвижничества.

1. 2. Из истории русских монастырей

В Древней Руси монастыри появились одновременно с принятием христианства. Русью были восприняты византийские образцы монашеского бытия, и поэтому в отличие от Западной Европы здесь никогда не было воинских монашеских организаций (рыцарских орденов) и нищенствующих монахов.

Из Византии пришло в Древнюю Русь деление монашества на несколько категорий. Прежде чем стать монахом мирянин должен пройти период послушания - выполнение тех или иных работ в монастыре. Если настоятель монастыря убеждается, что послушник твердо намерен стать монахом, он совершает обряд пострижения, восходящий к ветхозаветной символике посвящения человека Богу. И обрезанию волос, как знаку рабства в греко-римском мире. Следующие две степени - это пострижение в малую схиму* и великую схиму. Постригаемый в схиму, приносит новые, более строгие обеты. После пострижения в малую схиму монах надевает мантию, откуда и пошли выражения «постричь в мантию» и «мантийный монах». После пострижения в великую схиму ему дают куколь - головная накидка, спускающаяся на плечи, грудь и спину с изображенными на ней крестами. По традициям монашеской жизни, монахи не должны есть мясо, а молочные продукты и рыбу могут употреблять в пищу в ограниченном количестве и в особые дни.

Первоначально монастыри появились в Киеве и Новгороде. Они основывались представителями княжеской династии или же частными лицами и обычно обустраивались на окраинах городов, на земле, принадлежащей знатным людям.

Больше всего, христианизация охватила Киевскую землю - на ней было основано 17(из них - 2 женских) монастырей.

Время основания первых монастырей – X - XI вв.

В XII в. было основано втрое больше монастырей, чем за предшествующий период – 71, в том числе 53 мужских и 18 женских.

Князья и бояре, состоятельные купцы, жизнь которых отнюдь не соответствовала христианским заповедям, основывали монастыри, стремясь замолить в них грехи. При этом богатые вкладчики не только получали прощение грехов, но могли и сами провести остаток жизни в труде и молитвах. Возросшее количество населения в городах обеспечило и рост численности монахов. Суровый, аскетический образ жизни монахов и высокая культура этой монашеской обители долгое время служили образцом для русских людей.

Жития русских святых и чудотворцев подробно повествуют о том, как основатели наиболее значительных монастырей стремились уединиться, уйти от мира, чтобы «безмолвствовать» (в монашеской практике слово «безмолвие» означает полный отказ от разговоров с другими людьми и погружение в молитвы). Но, если взглянуть на карту, где отмечено расположение русских средневековых монастырей, нетрудно заметить, что эти обители нередко стояли на пересечении торговых путей, что способствовало их обогащению и росту. Многочисленные монастыри создавались в уединенных уголках вдоль берегов Оки и Волги, это сделало их местами отдыха и торговли для путешествующих по рекам купцов.

Малоосвоенные земли, окружавшие новые монастыри, само расположение обителей на пограничье разных княжеств - все это делало их притягательными для крестьян, стремившихся покинуть прежних владельцев и найти покровительство у церкви. Основанные, как правило, на малонаселенных поначалу землях, монастыри быстро обрастали сельскими поселениями. Правители княжеств, на чьих землях или границах находились крупные монастыри, стремились заручиться их поддержкой, особенно в территориальных спорах и различных конфликтах с соседями. Кроме того, окруженные ореолом благочестия, основатели наиболее влиятельных монастырей, были моральной опорой князей в моменты выбора ими новых направлений политики. История сохранила немало свидетельств участия монахов в политических делах, где подчас им удавалось играть важную роль. Важной привилегией монастырей был судебный иммунитет- предоставление монастырю права самому вести расследование и вершить суд за определенные преступления, совершенные на его территории. Это могли быть дела, связанные с землевладением (нарушение межи, вырубка лесов, потрава скотом посевов) или с уголовными преступлениями, совершенные в монастырских селах (драки, нанесение увечья, воровство). Судебные пошлины были немаловажной статьей дохода каждого монастыря. Существенной привилегией являлось и освобождение монахов от всех видов общегосударственных податей. Таким образом, государь передавал монастырю частицу своей власти. Однако вновь вступивший на престол князь мог отменить все ранние льготы: без его подтверждения старые грамоты становились недействительными. Сам сбор пошлин и ведение судебных дел были «жалованием», источником обогащения для тех монастырских слуг, которым они поручались игуменом. Такие слуги могли быть светскими лицами или старцами монастыря. Обычно слуги были богатыми людьми. Среди них встречались и дворяне, которые возглавляли в походах отряды монастырских крестьян, так как общее государственное правило - выставлять в армию определенное количество воинов в зависимости от размеров земельных владений.

Таким образом, мы видим, что роль монастырей в политической жизни Руси велика, они вели не только свое хозяйство, но и осуществляли судебную практику, налоговые дела в княжестве.

1. 3. Роль монастырей в экономической и социальной структуре Руси

Постепенно монастыри стали крупными земельными собственниками. Они вводили новые налоги и основной из них – церковная десятина. Но архаичная десятинная система тормозила появление и распространения новых форм налоговой системы в экономике страны, в то время как эти новые формы должны были пробивать себе дорогу.

Определяя место монастырей в социальной структуре Руси, мы должны будем указать, что они являлись формой социальной организации людей на основе общих взглядов, связанных с одним из христианских идеалов - отказа от принятых в светском обществе норм жизни. Эти коллективы ставили перед собой разные задачи, начиная от приготовления себя к загробной жизни и до создания образцовых хозяйств, снабжавших их сельскохозяйственными продуктами и изделиями ремесла. На монастырях лежала в средневековье социальная функция - обеспечение нетрудоспособных (организация больниц, домов инвалидов).

Хозяйственная деятельность монастыря была необходимой его функцией, когда монастырь вырастал из малой обители в большую общину, вначале для обеспечения ее средствами существования, а затем из-за самой структуры феодального хозяйства монашеской корпорации, противостоящей окружающему его крестьянскому миру. Помимо этих дел монастыри занимались и торговыми операциями.

Монастыри, тесно связанные с княжеской властью и крупными городами, были центрами идеологической жизни Руси. Здесь жили писатели - историки и летописцы, здесь составлялись жития, летописные труды. Монастыри снабжали этой продукцией читателей из княжеской, боярской среды. Идеологическими задачами деятельности монастырей определялась их деятельность как высшей школы для подготовки епископов - церковных администраторов первого ранга, куда входили практически все вопросы идейной, церковной, семейной жизни населения этих княжеств.

Превращение церквей и монастырей в земельных собственников значительно расширяло и укрепляло определяющий частнофеодальный социально-экономический уклад общества. Система церковной и монастырской феодальной собственности строилась на других организационных основах, чем светская. Феодальная структура земель предполагала иерархическое подчинение мелких феодальных собственников более крупным. Сила монастырей - в религиозном господстве над обществом и в централизованной административной системе.

Глава II. Чистопольский женский Успенский монастырь

2. 1. Возрождение монастырского движения

Во второй половине XIX века развитие общественной инициативы стало проявляться не только в сферах самоуправления, образования, благотворительности и т. д. , но и в церковной жизни. Преодолевалась установившаяся с петровских времен традиция бюрократизации церковной жизни. Весьма заметным явлением в эти годы стал подъем монастырей. Впервые за 150 лет стало открываться множество новых монастырей в основном женских. Происходила своего рода компенсация – новые монастыри открывались вместо тех, которые были закрыты при Петре I и Екатерине II. При этом, нельзя сказать, что власти как-то поддерживали это движение – вся инициатива исходила с мест. К середине 1917 года (т. е. практически к моменту Октябрьского переворота) в Казанской епархии насчитывалось 395 каменных и 399 деревянных православных церквей, 184 каменных и 235 деревянных часовен. Единоверческих храмов насчитывалось: 3 каменных и 4 деревянных; часовен: 2 каменных и 1 деревянная. Во всех этих церквях служило 4554 человека белого духовенства (т. е. священников, диаконов и псаломщиков). К 1918 году в 27 монастырях и монашеских общинах Казанской епархии проживало: 9 архимандритов, 6 игуменов, 11 игумений, 187 монахов и более тысячи шестисот монахинь3. Число же послушников и послушниц (белиц) достоверно подсчитать не представляется возможным, ввиду противоречивости сведений, приводимых в клировых ведомостях. Епархией, территориально совпадавшей с границами Казанской губернии и включавшей в свой состав три современные епархии (Казанскую, Чувашскую, Марийскую), управлял митрополит Казанский и Свияжский Иаков (Пятницкий), священноархимандрит Седмиозерной пустыни, и два викария: епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк), бывший еще и ректором Казанской Духовной Академии, и епископ Чебоксарский Борис (Шипулин), священноархимандрит Кизического монастыря. Епископ Амвросий (Гудко), бывший Сарапульский и Елабужский викарий Вятской епархии, был только настоятелем первоклассного Свияжского Успенского мужского монастыря, являясь заштатным, а не викарным епископом.

К постройкам принадлежавшим церкви в Чистополе в 1900г. относились два каменных и семь деревянных домов. К числу православных храмов принадлежали Никольский собор и Спасская церковь с приходами, кладбищенская Воскресенская церковь и Успенский женский монастырь и церкви, при духовном училище и в тюремном замке. Монастырь был новым явлением для чистопольцев. А истории всех новых монастырей очень похожи. Большинство из них открывалось в сравнительно небольших уездных городах – в больших городах деятельность общественности направлялась на поддержку уже существующих, старинных монастырей. Сначала возникала небольшая община женщин, добровольно, не имея ни церковного, ни государственного статуса, ведущих монашескую жизнь.

В 1850г. чистопольский купец Д. А. Поляков ходатайствовал об устройстве в городе женской общины на свой счет. Ходатайство было поддержано архиепископом Казанским и Свияжским Григорием (Постников). А по законодательству Российской империи со времен Екатерины II на содержание монастырей выделялись “штатные” суммы. На новые монастыри выделение средств предусмотрено не было. Поэтому добиться открытия нового монастыря было непросто – необходим был указ императора, который, как правило, подписывался только тогда, когда будущий монастырь не только не требовал денег от государства, но сам имел стабильные источники доходов. Такими источниками были пожертвованные благотворителями земельные угодья, недвижимость в городах, проценты с капиталов в банках.

Этот монастырь был первым, который открыли после екатерининской секуляризации*. Но очень долгое время ответа из Санкт-Петербурга не поступало, и вопрос об открытии Успенского монастыря затянулся до 1864 года. Ведь дело в том, что в годы правления Николая I , характерные насаждением военных порядков, подозрительной считалась любая инициатива – в том числе и такая благочестивая, как открытие монастыря. По инерции, такая же ситуация сохранялась и в первые годы правления Александра II.

И только в 1864г. началось строительство зданий монастыря, а открыт он был еще позднее, в 1879году. на северо-восточной окраине города, на высоком берегу Камы. Он был учрежден, чтобы служить «примером подвижнической жизни и трудолюбия, соединенных со смирением и послушанием». Не случайно вопрос был решен в годы “великих реформ”, когда общественные инициативы стали важнейшей составной частью жизни России. Д. А. Поляков умер в 1861 году и завещал продолжить дело с монастырем сыну Ивану. В 1863 году Иван Дмитриевич Поляков вновь начал ходатайствовать перед властями уже не об общине, а о монастыре. При этом он обещал пожертвовать ему 9 тысяч квадратных сажен земли в городе, на очень удобном месте, построить на свои средства каменный храм, деревянные дома для настоятельницы, сестер, причта (священников и псаломщиков), флигель для кухни и столовой и ограду. Содержание монастыря предполагалось обеспечить процентами с капитала в 24000 рублей (15000 на монастырь и 9000 на причт). Кроме того, Поляков выделял монастырю 22 десятины земли около деревни Муслюмкиной. Еще 46 десятин земли в Лаишевском уезде (на берегу Камы почти напротив Чистополя около устья реки Шумбутки) пожертвовала купчиха Агриппина Петровна Остолоповская. В 1905г. в монастыре жили игуменья, 19 монахинь, 13 послушниц и 125 белиц. В собственности монастыря находились: более 46 десятин сенных покосов в Лаишевском уезде (пожертвованы Д. А. и И. Д. Поляковыми), более 166 десятин земли в 18 верстах от Чистополя, 27 десятин близ деревни Новопоселенной Чистопольского уезда, три усадебных места в городе Чистополе.

2. 2. Архитектурный комплекс монастыря

К концу XIX века на живописном месте на берегу Камы вырос монастырский городок. Традиционно, первоначальники останавливали свой выбор на холме в устье ручья при впадении его в речку. Каменный Успенский храм строился по проекту архитектора Федора Нестерова, а перестраивался по плану епархиального архитектора Федора Николаевича Малиновского, и был освящен в 1869 году. В нем был установлен иконостас работы известного казанского мастера купца Михаила Александровича Тюфилина, который производил внутреннюю отделку храма.

Возлагавшиеся на монастырь функции определили комплекс сооружений, куда входили постройки разнообразного назначения - культовые, хозяйственные, жилые, оборонительные, мемориальные.

Как правило, на первой стадии сложения монастыря, он обносился стеной. Даже деревянная ограда, отделяющая обитель от мира, делала монастырский комплекс подобным крепости или городу. Стены придавали ансамблю большую архитектурную целостность и смысловую значимость. Монастырь этот был огорожен надежной каменной оградой по всему периметру. А главные ворота в монастырь находились с западной стороны. Чуть поодаль монастыря (с восточной стороны) находилось огороженное каменным забором монастырское кладбище. На этом кладбище хоронили не только монахинь и монастырских служителей и тех, кого считали обездоленными мира сего.

Архитектура монастыря относиться к кирпичному направлению эклектики. В конце XIX-начале XX вв. на территории монастыря были воздвигнуты два храма и различные постройки.

В 1859-1869 гг. сооружена кирпичная церковь в честь Успения Божьей Матери. Домовая деревянная церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского находилась в одном корпусе с монастырской больницей, двухэтажный корпус монастырской больницы был построен в 1884 году. В них совершались ежедневные богослужения. Кроме престольных праздников, в монастыре совершались торжественные празднества 21 января в честь иконы Божьей Матери «Отрада и Утешение» и 5 февраля в честь образа Богоматери «Взыскание погибших». Уже в течение лета 1864 года были построены жилые дома для сестер и причта, и 1 октября состоялось официальное открытие женской общины, а в 1879 году она была преобразована в полноценный монастырь. В 1896-1901 гг. храм был расширен: пристроены два придела – во имя Святителя и Чудотворца Николая (освящен в 1899г. ) и во имя Великомученика Пантелеймона (освящен в 1901 г. )

Кроме того, здесь были сооружены два двухэтажных деревянных корпуса для настоятельницы и сестер; кирпичный двухэтажный корпус келий (1911 г. ); кирпичная трапезная (1903г. ); два деревянных дома, занятых хлебопекарней и просфоропекарней; два деревянных флигеля; деревянное здание церковно-приходской школы для девочек; кирпичный лабаз и разные хозяйственные службы.

Так же в ансамбль монастыря входил монастырский сад. Он был очень просторный и благоухающий, везде росли яблони и цветы. Ворота открывались, как царские, а мальчишки, пользовавшись этим, лазали сюда за яблоками. Однажды, одного из них, Ивана, поймали; монахини заставили его сделать 40 поклонов иконам. Позже пришел батюшка и велел этому юному кудрявому мальчику измазать голову смолой, после этого Ивана постриг, а точнее «оболванил» немой сын лодочника. Этот случай послужил Ивану уроком, он отучился воровать и отвадился от дома монахинь. Эту историю рассказывал старожил дома (из комплекса Успенского монастыря) Отопков Иван Иванович. Община за монастырской оградой имела также и несколько деревянных домов для священнослужителей.

Первоначально по утвержденному штату в монастыре полагалось иметь игуменью*, казначея, 10 монахинь, 13 рясофорных (имеющих право носить рясу) и 100 болиц. Но к 1917 г. штат монастырской семьи увеличился. Всего в монастыре обитало около тысячи монахинь, послушниц, призреваемых, приютских, сиротМонахини не только постились, молились, но и занимались самообеспечением. При монастыре располагались и действовали иконописная, златошвейная, портняжная, ткацкая, заготовительная, свечная, столярная и чеботарная мастерские. Имелись и животноводческие помещения, где содержался домашний скот. Принадлежали монастырю мельница, сенопресовальнный завод, овощесушительное заведение, маслодельня, пасека, огород и фруктовый сад. Успенскому монастырю также и обширные земельные угодья: 22 десятины пахотных земель при д. Муслюмкино и 27 десятин при д. Новополянка; луговые земли 143 десятины 1226 сажен; роща 2,5 десятины; 46 десятин 1189 сажен сенных покосов (в Лаишевском уезде); усадебные земли, частью, покрытые лесом (3600 десятин), прочие земли – 15 десятин.

Комплекс нашего монастыря посещала монахиня Елизавета Федоровна, сестра императрицы Александры Федоровны (жена Николая II). Елизавета Федоровна приняла церковный сан после смерти мужа Сергея. Умерла мученической смертью. Ее вместе с князьями бросили в шахту, которую в свою очередь забросали гранатами. Умирала она в течение 3-ех суток. После смерти ее признали святой. Прах ее в настоящее время находиться в Иерусалиме. Монастырь также посещал Иоанн Кронштадский - самый знаменитый и почитаемый священник того времени, а ныне один из самых любимых святых.

2. 3. Церковно-приходская школа

В 1895 г. в монастыре произошло одно из самых важных событий: была открыта церковно-приходская школа для девочек. Размещалась она в двухэтажном здании. С этого времени монастырь нес еще одну - просветительную миссию. Обучение младших старшими велось и до этого, но келейно, и напоминало, скорее, беседу. Каждая старшая учила младших в меру своих знаний и сил. Теперь появилась возможность давать девочкам более глубокие знания. Как живущих в монастыре, так и приходящих обучали духовным дисциплинам, началом грамоты и рукоделью. Различий между дочерьми священнослужителей, дворян, купцов, мещан, крестьян и сиротами не делали. В здании церковно-приходской школы имелась библиотека. За все свое существование Успенский монастырь продолжал вести свою боговерную, просвещенскую и благотворительную деятельность. Последняя усилилась с началом первой Мировой войны, когда при монастыре был открыт «лазарет для раненных воинов». Он действовал в течении всей войны и некоторое время после ее окончания. Кроме того, в монастырских мастерских шили белье для солдат и офицеров, готовили перевязочные материалы

2. 4. Жизнь монастыря после революции

Жизнь в монастыре текла так, как ей полагалось. Сестры молились, читали псалмы, поминальные молитвы по умершим, ухаживали за больными, приводили в обитель на излечение. И жили тихой, спокойной жизнью, уйдя от мирской суеты. Пока окружающий мир не напомнил о себе. 25 октября 1917 года (по старому стилю) в стране произошел переворот, резко изменив всю дальнейшую жизнь монастыря, впрочем, как и всей страны в целом. С первых же дней Советской власти началось гонение на религию, и уже в начале 1918 года был опубликован «Декрет об отделении церкви от государства». Вскоре началось массовое закрытие церквей и монастырей. Также в 1918 году часть монахинь сослали в лагерь, часть расстреляли, некоторые тайно расселились по квартирам. Массовые репрессии проводились в 30-х годах. Только в один день 9. 07. 1931 года было расстреляно 5 человек, 2-их сослали в лагеря. Среди них были:

Судьба Успенского монастыря стала во многом схожа с судьбой множества других монастырей и храмов. Новые хозяева кощунствовали изощренно, с выдумкой и фантазией, старались совместить несовместимое. Так, в 1921 году монахинь потеснил красноармейский полк, базирующийся в городе Чистополь, конфисковав у них большую часть монастырских зданий под казармы военнослужащих. А 1923 году по распоряжению местных властей Успенских монастырь был официально закрыт. Отстраненную от монастырской семьи и от дел игуменью Серафиму, как и других сестер Успенского монастыря, приютили добрые люди. А 1929 году бывшей настоятельнице монастыря игуменья Серафима была арестована и 1931 году расстреляна с семью сестрами Успенского монастыря в городе Казане. Дошедших до нас сведений об игуменье Серафиме немного, известно только то, что в миру её звали Евпраксией Васильевной Соловьевой, в 1876 году была пострижена в монахини, а 1894 году являлась игуменьей Успенского монастыря.

Но события во времена построения коммунизма и разрушения старого мира этим не ограничивались. Страна стремительно продолжала избавляться от пережитков прошлого. Радетели крутых мер не останавливались не перед чем, варварски уничтожая всё, что было связано с Православием. В одном из архивных документов судоремонтного завода есть упоминание об этих событиях: «В восточной части затона, на косогоре стоял женский монастырь. В. С. Леонтьев (управляющий затона) и П. И. Чирков (технорук) с помощью партийной и профсоюзной организации добились закрытия храма и передаче его заводу. Из монастырского кирпича построен новый механический цех». В результате разрушительной акции были уничтожены: храм Успения Божьей Матери, монастырская кирпичная ограда и кладбищенский забор. Могилы сравняли с землей, а в последствии на их месте построили дороги, проложили газопровод и канализацию, возвели жилые дома и хозяйственные постройки (гаражи, сараи).

Что же сохранилось и дошло до наших дней из всех тех зданий и сооружений, которыми некогда располагал монастырь?

Многих сооружений, конечно, уже нет, но, тем не менее, уцелевшие здания бывшего монастыря и сегодня приносят пользу людям: в главном монастырском корпусе разместился теперь «Клуб речников», в доме напротив – жилой дом и одно из административных зданий судоремонтного завода, в здании богадельни – жилой дом, в доме священнослужащих, также теперь живут люди. К сожалению, навсегда исчез храм Успения Божьей Матери и некоторые другие сооружения, они в свое время служили украшением города.

К настоящему времени сохранились двухэтажный корпус трапезной (по улице Пионерская, I) и двухэтажное здание общежития для монахинь (поселок Водников, 19).    А Успенский храм обители (1894 - 1901 гг. , творение Малиновского, с замечательным внутренним убранством мастера Тюфилина), к сожалению, не сохранился - так же как и второй монастырский храм - преп. Сергия Радонежского. Большая и красивая женская обитель, в которой жили более полутора сотен сестер (158 - в 1905 г. ), была упразднена и большей частью разрушена, а ее последняя настоятельница м. Серафима сподобилась мученической кончины в 1930 г. От монастыря осталось лишь несколько корпусов, построенных по проекту все того же Малиновского.

Невольно задаешься вопросом: мораль, какой человеческой идеологии – языческая, мусульманская, христианская, коммунистическая – прощает такое варварское деяние к прошлому своего народа? Разрушили монастырь, осквернили святыню, разрушили память о людях и их душах. Мы не задумываемся о своих поступках, мыслях, но в нашей жизни они тоже играют немаловажную роль. В течение жизни человек должен совершенствоваться, нести с собой добро. Наша жизнь, как миг, в любой момент она может остановиться, и жить, нужно задумываясь над тем, что ты несешь в мир людей.

Заключение

Монастыри играли большую роль в культурной, общественной и экономической жизни. Они были не только центрами монашеского общежительства, но и центрами миссионерской деятельности, центрами культуры. Они выполняли важную религиозную, социально-культурную миссию (просветительство, благотворительность), являясь хранителями духовного и культурного наследия для нашего небольшого купеческого города, монастырь был важным явлением. Здесь могли найти приют те, кто был отвержен миром, получить кров, обрести душевный покой, потерявшие его.

Сейчас очень большое внимание уделяется духовности, а центрами духовности, наряду с храмами, являются монастыри. В настоящее время продолжается традиция образования монастырей. Возводятся новые, реставрируются старые. На сегодняшний день в России насчитывается 208 мужских и 235 женских монастырей. Под влиянием коренных перемен в экономической, социальной и культурной сфере общества увеличивается влияние религии в воспитании и формировании нравственности. В этой связи повысилась значимость наследия храмов и монастырей, изучение и восстановление которых, приобретает особую актуальность. В связи с утратой нашего Чистопольского монастыря мы, непременно, должны вести восстановительные работы старых церквей и, конечно же, обязаны начать строительство нового храма или монастыря, который будет нести идеалы свободы, милосердия и любви. А наш город всегда будет блистать духовной красотой. Ведь нас должна волновать проблема православного богатства России, накопленного в течении более чем тысячелетней истории нашей Родины.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)