Отдых  ->  Хобби  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Рыцарство в начале средних веков

О рыцарстве и о его происхождении писали многие историки, писатели, но не все сочинения придерживаются одного и того же мнения. Некоторые из писателей по этому предмету относят происхождение рыцарства ко времени первых крестовых походов, другие же относят его к векам еще более отдаленным. Первые свидетельства мы получаем от римского историка Тацита, жившего в I в. н. э.

Общепринято, что рыцарство — порождение средневековья.

Дословно на всех европейских языках слово «рыцарь» означает «всадник», и не случайно — рыцари всегда сражались верхом. В Западной и Центральной Европе в средние века - феодал, тяжеловооруженный конный воин.

И появилось рыцарское сословие в системе феодальных отношений потому, что не могло не появиться.

Рыцари стали единственной реальной силой, которая нужна была всем. Королям, чтобы использовать ее против соседей-королей, против непокорных вассалов, крестьян и церкви. Феодалам помельче — графам и герцогам — против короля, соседей и крестьян. Крестьянам — против рыцарей, дававших вассальную клятву соседним владыкам. Такое разобщение — все против всех — и стало главной причиной возникновения рыцарства. Относится оно к IX-X векам.

Рыцари составили отдельную социальную категорию (привилегированный социальный слой), к которой относились все светские феодалы (рыцарство в широком смысле) или часть их - мелкие феодалы-воины (рыцарство в узком смысле). Они являлись основой для рыцарского войска - тяжеловооруженной конницы, являвшейся в 11-14 веках главной силой феодальных армий Западной Европы.

Взаимоотношения внутри рыцарства строились на основе вассалитета. Главной обязанностью вассала-рыцаря было несение за свой счет военной службы в войске своего сеньора. Рыцарь должен был приобрести боевого коня, дорогое тяжелое вооружение (меч, щит, латы), он получал особое рыцарское воспитание, участвовал в турнирах. Расцвет рыцарства - 12-14 вв. В 15-16 вв. с возникновением постоянных армий и распространением огнестрельного оружия военная роль рыцарства сходит на нет; рыцарство преобразуется в сословие дворянства.

В 16-18 веках для подготовки сыновей дворян к военной, гражданской и придворной службе были открыты рыцарские академии - сословные учебные заведения в европейских странах (прежде всего в Германии). В учебный план рыцарских академий входило изучение латинского, французского, итальянского, испанского языков, математики, физики, генеалогии, права, истории. Большое внимание уделялось обучению фехтованию, верховой езде, придворному этикету, танцам. Наиболее известными были рыцарские академии в Кольберге (основана в 1653 году), Люнебурге (1655), Вольфенбюттеле (1687), Бранденбурге (1704). Рыцарская школа в Варшаве считалась одним из лучших учебных заведений Речи Посполитой 18 века. Рыцарские академии послужили образцом для создания в России шляхетских корпусов. В 19 веке германские рыцарские академии были преобразованы в гимназии и кадетские корпуса.

Рыцарское воспитание - система воспитания сыновей светских феодалов в средние века (до 7 лет в семье; при дворе сеньора - до 14 пажи и до 21 года оруженосцы). Включало обучение религии, придворному этикету и т. н. семи рыцарским добродетелям (верховой езде, фехтованию, владению копьем, плаванию, охоте, игре в шашки, сочинению и пению стихов в честь дамы сердца).

Для рыцаря считались обязательными моральные нормы, составлявшие так называемый рыцарский кодекс: храбрость, честность, великодушие, щедрость, гостеприимство, учтивость, верность долгу, благородство по отношению к женщине.

Желавший получить рыцарское звание должен был сначала на низших степенях воинского звания доказать свое мужество, великодушие, честность и доблесть и проявить себя достойным такого высокого звания, такой великой чести.

Обыкновенно сыновья рыцарей и родовых дворян начинали свою службу с пажей. Когда ребенок достигал десятилетнего возраста, его отсылали на воспитание, по заведенному обычаю, к главнейшим рыцарям, с которыми его родители состояли в родстве или в дружбе. Советы и пример таких рыцарей составляли истинное и окончательное воспитание, называвшееся bonne nourriture (хорошее воспитание). Всякий рыцарь считал для себя большой честью, если какой-либо отец поручал ему довершать воспитание своего сына. Дослужившись до должности оруженосца и находясь в этом звании уже несколько лет, отличившись хорошим поведением, скромностью, мужеством и храбростью, молодой человек обращался с просьбой - назначить день посвящения. Для этого обряда обыкновенно избирались кануны каких-нибудь торжеств, например, объявления мира или перемирия, коронования королей, больших церковных праздников, преимущественно канун Пятидесятницы.

Будущий рыцарь с самого раннего возраста получал особое рыцарское воспитание. В 21 год происходило посвящение в рыцари, которое представляло собой сложное ритуальное действие (принятие причастия, омовение, коленопреклонение перед господином, демонстрация умения владеть копьем и др. ). Полноправный рыцарь принимал оммаж (от франц. hommage - вассальная зависимость), который заключался в принесении клятвы верности своему господину. По окончании чтения рыцарского устава - основные законы кодекса чести.

«десять заповедей» рыцаря:

1. Верить в святую церковь и умереть за Христа.

2. Защищать и оборонять папу и церковь.

3. Защищать слабых и беззащитных, вдов и сирот.

4. Чтить закон и порядок. Никогда не вынимать меч для беззакония.

5. Никогда не отступать в бою. Лучше погибнуть, чем прослыть трусом.

6. Идти в Святую Землю и сражаться с сарацинами. Исключение составляли испанские рыцари, так как папа объявил, что их крестовый поход заключается в освобождении Испании.

7. Быть справедливым, выполнять свои военные и феодальные обязательства, заниматься благотворительностью.

8. Никогда не лгать. Быть верным своему слову.

9. Быть щедрым, в первую очередь в отношении церкви.

10. Любить своего короля. Уважать и защищать его.

Посвящаемый преклонял колено перед государем, который произносил торжественные слова.

Кандидат отвечал на них следующим образом: “Обещаю и клянусь в присутствии Господа моего и государя моего положением рук моих на Святое Евангелие тщательно блюсти законы и наше славное рыцарство”.

После этого государь вынимал свой меч и три раза ударял им по плечу

Новоизбранного. Далее уже восприемник начинал объяснять части рыцарского вооружения и их символическое значение:

Шлем - составляет главнейшую часть рыцарских доспехов; не употреблять этого доблестного украшения головы на низкие ничтожные деяния, а стараться увенчать его не только рыцарским венцом, но и короною славы.

Меч – это представитель правосудия. Меч имеет вид креста и дан в поучение: как Иисус Христос побеждал грех и смерть на древе Креста, так должен побеждать врагов.

Панцирь - защита против вражеских ударов, означает, что рыцарское сердце должно быть недоступно никаким порокам, своею крепостью; как панцирь и кольчуга закрывают тело со всех сторон в знак того, что рыцарское сердце должно быть недоступно измене и гордости.

Копьё - символ правды, железо на нем означает преимущество правды над ложью, а развевающееся на конце его знамя показывает, что правда должна не скрываться, а всем показываться.

Булат - сила и мужество, как булат выдерживает всякие удары, так сила воли защищает рыцаря от всех пороков.

Перчатки – защита от кражи, клятвопреступления и всякой скверны.

Затем один из старых рыцарей подводил новопосвященному красивого коня, покрытого дорогой попоной, на всех четырех концах которой был изображен родовой герб молодого рыцаря; наглавник на коне был украшен нашлемником, подобным нашлемнику на каске рыцаря. При этом говорили: “Вот благородный конь, назначаемый тебе в помощники для твоих славных подвигов. Дай Бог, чтобы этот конь помогал твоему мужеству; води его только туда, где стяжаются честь и добрая слава!”

Рыцари гордились качеством, внешним видом и хорошим состоянием своей военной экипировки. Дорогая, богато украшенная экипировка укрепляли репутацию рыцаря, тогда как старые мятые ржавые доспехи и оружие расценивались как позор. То же самое касалось одежды. Рыцари богато наряжались в одежды, которые «отважный рыцарь должен носить с гордостью». Фактически с помощью доспехов, одежды и вооружения рыцарь демонстрировал свой общественный статус.

Геральдические изображения постоянно наносились на матерчатую обшивку доспехов. Эти изображения гербов назывались connaissanccs. Их наносили на сюрко, вымпел, щит, а также на конскую упряжь и оружие.

Стилем своих доспехов рыцари также показывали свою политическую ориентацию.

Происхождение гербов.

Гербы берут свое начало в самой глубокой древности. Это особого рода символические знаки, по которым узнавали во время боя вождя, племя, народ. Гербы были придуманы не из одного тщеславия, но их можно считать не иначе как справедливой наградой за личные заслуги. Гербы представляют самое большое разнообразие, и, конечно каждый знак имеет свое символическое значение.

Этими особыми символическими знаками различались как отдельные лица, так и колена, города, царства, народы; различались гербами благородные от неблагородных, знатные от незнатных. Но более всего, особенно во время военных действий, гербы служили для распознавания своих от чужих; по гербам рассеянные войска собирались в одном каком-либо условленном месте.

Во времена, когда большинство населения было неграмотно, рыцари и дворяне сочли удобным использовать герб для своих печатей, которыми они "подписывали" документы; самая ранняя печать, изображающая геральдический щит, датируется 1136 годом.

Были особого рода люди, в обязанности которых входило изучать эти отличия и в особенности наблюдать за исполнением постановленных правил относительно целости и неизменности гербов; такие люди назывались герольдами, а знания, необходимые для отправления подобной обязанности, назывались геральдикой.

История создания рыцарских орденов

В XI веке католическая церковь выступила организатором крестовых походов, целью которых она объявила освобождение от мусульман Палестины и Гроба Госпвоодня, который, по преданию, находился в городе Иерусалиме. Во времена первых крестовых походов возникли Духовно-рыцарские ордены.

Духовные рыцарские ордены почти во всем были похожи на монашеские ордены, но у них были определенный устав и особая отличительная одежда. Подобно монашеским орденам, рыцарские ордены поначалу состояли из немногих лиц. Но, в отличие от монашеских орденов, рыцарские ордены вели активную военную деятельность, поэтому численность членов рыцарских орденов быстро возрастала. Члены ордена распределялись по различным должностям. В первое время, когда в орденах еще соблюдалась простота, их отличительным знаком служил обычный крест красного цвета, который первые крестоносцы избрали для себя сами. Правда, для различия внутри ордена они нередко изменяли как форму, так и цвет креста и даже цвет нижней одежды и плаща, к которым он прикреплялся. В церковных документах есть запись, в которой говорится, что нашивать крест на одежду разрешили в 1146 году специальной папской буллой и то только рыцарям знатной крови и представителям орденов.

Первоначальная задача рыцарских орденов - защита христианских паломников и охрана христианских владений на Востоке от нападений последователей ислама.

Вступая в орден, рыцарь приносил обычный обет монашества: бедности, целомудрия, послушания. Рыцарь должен был: исполнять долг гостеприимства и неустанно вести войну против неверных. Членами орденов могли быть как рыцари, так и простолюдины, которые составляли отдельную группу. А некоторые военно-монашеские ордена допускали в свои ряды даже женщин.

Позднее истинная цель походов заключалась в захвате новых земель. Помимо земли, открывалась возможность основательно разграбить богатейшие города Востока.

Захватив огромные территории на Востоке, ордены развернули на «святой земле» широкую деятельность с целью обогащения.

Рыцари грабили города и селения, занимались ростовщичеством, эксплуатировали местное население. Все эти действия приводили к тому, что ордены скапливали несметные богатства. Всего в период с 1100 по 1400 год было образовано около 20 духовных рыцарских орденов. Из них три ордена были самыми сильными, влиятельными и обладали по тем временам огромными состояниями. В эту тройку входили: орден госпитальеров - иоаннитов, орден тамплиеров - храмовников и Тевтонский (Немецкий) орден.

Когда рыцарские ордена разбогатели и в некоторых из них, как и в монашеских орденах, развилась страсть к роскоши, не только одежда рыцарей, но и вся их внешняя обстановка стала отличаться большим богатством. Роскошь проявлялась и в установлении новых всевозможных отличий для служебных должностей: гроссмейстера, капелланов, ратников.

В этих «подвигах» совсем не заметны законы славного рыцарства.

Католическая церковь выступила организатором крестовых походов

Но гордыня, провозглашенная церковью главнейшим из смертных грехов, считалась важнейшим достоинством рыцаря. Месть за оскорбление (нередко мнимое) была законом его этики, в которой не оказалось места для христианского всепрощения. Рыцари мало ценили человеческую жизнь, свою и особенно чужую. Они привыкли проливать кровь, и война казалась им естественным делом. Пренебрежение к чужой жизни усугублялось тем, что свой этический кодекс рыцари считали необходимым выполнять только в рамках своей социальной группы. По отношению к другим – крестьянам, горожанам, купцам и им подобным – не было и речи о каком-то “рыцарском” отношении, напротив, грубость, пренебрежение, даже грабеж в таком случае считались у рыцарей “хорошим тоном”.

Крестовые походы позволили рыцарским орденам значительно укрепить свои позиции. В 1098 году была взята Антиохия. В 1099 году крестоносцы овладели Иерусалимом. Это был один из важнейших моментов в истории рыцарства. Там возник орден тамплиеров, названный так в честь иерусалимского храма. Крестоносцы участвовали в походах, сражениях и осадах, проявляя мужество и самоотверженность, хотя не всегда обходилось без эксцессов. Но удержать Святую Землю крестоносцам не удалось. В 1291 году пал последний христианский бастион в Палестине - Акра, взятая султаном аль-Ашраф Джалилом. (В дальнейшем еще несколько раз предпринимались попытки организовать крестовые походы, хотя они уступали по масштабам первым походам. )

По Европе раздавались песни о героизме рыцарства. Действительность смешивалась с легендой, и чем дальше, тем легенды становилось больше. Почти в каждой европейской стране воспевалось рыцарство.

Идеалы и традиции рыцарства отразились, наряду с лирическою поэзиею трубадуров, в многочисленных романах, составлявших любимое чтение высшего общества и постепенно получивших своеобразную окраску в духе рыцарского кодекса.

Так как во все времена и у всех народов подвиги храбрости и поэзия были постоянно неразлучны. Ложь и вероломство считались между рыцарями самыми гнусными преступлениями; они были заклеймены презрением.

Девизом всех рыцарей было следующее: “Бог, женщина и король”; они были настоящими защитниками отечества. Упомянутый девиз сиял на роскошных и воинственных празднествах рыцарей, в их воинских играх, в торжественных собраниях удальцов и красавиц, в их вымышленных сражениях, в великолепных турнирах, которые все более и более размножались. Желание понравиться даме своего сердца удваивало храбрость рыцаря и заставляло его презирать самые большие опасности. Но, храня верность избранной им особе, он должен был выказывать уважение и покровительство и ко всем прочим женщинам; все особы слабого пола были священными лицами в глазах рыцарей.

В свою очередь, преклонение перед его мощью, красотой, чуть ли не религиозный трепет при виде его великолепия, при звоне его оружия и доспехов, но преклонение безоружного и нищенствующего населения, вынужденного трудиться на полях. Сколь ни романтичны подобные представления, тем не менее, они отвечают действительности. И не только по той причине, что воин, восседающий верхом на коне и закованный в железные латы, уже сам по себе вершина могущества в эпоху жалкого существования живущих впроголодь людей и скота, дефицита металла. Но также и потому, что он олицетворяет древние, но все еще хранимые памятью мифы, насилие, свершавшееся еще вчера, сегодняшние чудеса и вселяющие в души страх религиозные видения.

Почему средневековый рыцарь представляется нам сегодня существом более прекрасным, чем вызывающий ужас?

Оценка “прекрасного” и “ужасного” имеет свои особые причины.

В 10 веке появились такие воины, чьи заслуги в борьбе с язычниками. Необходимо было положить конец бесчинствам рыцарей. Они защитили Запад, но кто теперь защитит его от этих защитников? Кто, если не кто-нибудь из той же рыцарской среды? Так и случилось благодаря рождению рыцарской этики, в основу которой было положено стремление достичь на земле “мира божия”.

С конца X в. церковь стремилась ограничить войны и призывала к «Божьему миру»

• Сражения в крупные церковные праздники, в пост или воскресенье считались греховными

• Нельзя было нападать на безоружных паломников, служителей церкви, крестьян и женщин

• Путник мог спастись от нападения и в церкви, и у придорожных каменных крестов

В бою стремились не убить вражеского рыцаря, а взять его в плен, потому, что убийство равных осуждалось и церковью и моралью самих рыцарей, и за пленных можно было получить большой выкуп

• «Неблагородных» не брали в плен и беспощадно убивали

• Верность королю и сеньору

• Нарушителям «божьего мира» грозило строгое наказание

Смелость, удаль, презрение к смерти, благородство.

Воины, последовавшие своему новому предначертанию, совершили “обращение” – начали с самих себя. Одержав победу над собой, а затем и над своими товарищами, которые отнюдь не были расположены починяться новой этике.

Необходима была воля и дисциплина в следовании нравственной норме. Союз отваги и мудрости, физической силы и культа справедливости. Это ли не пример для подражания? Если и в наши дни каждый начнет с себя – общество станет гораздо лучше!

Разумеется, в действительной жизни все обстояло не так гладко, как на бумаге. В истории рыцарства немало позорных страниц. Тем не менее самосознание рыцаря оказалось прочным, способным преодолеть рубеж средневековья и войти в систему ценностей, которой мы стараемся придерживаться и по сей день. Быть может, именно в этом и состоит та коренная причина, в силу которой средневековый рыцарь и для сегодняшних людей, граждан мира, прекраснее какого-нибудь из нас

О своем увлечении я рассказал моему классному руководителю, а потом и своим одноклассникам. Показал коллекцию рыцарей. Многие ребята заинтересовались: делились новой информацией, подарили мне несколько рыцарей в коллекцию; некоторые сами стали коллекции создавать, спрашивают у меня советы.

Во время одной из наших бесед на классном часе я провел интервью на тему: «Кто же такой рыцарь? Разбойник, возникший из глубин железного века “варварских” нашествий и набегов или образец благородства, олицетворяющий союз отваги и мудрости, физической силы и культа справедливости».

И сделал вывод:

24 ученика - в классе присутствовало;

4 ученика – считают рыцаря разбойником;

20 учеников - считают рыцаря образцом благородства.

Из диаграммы видно, что для большинства учеников рыцарь - это смелость, удаль, презрение к смерти, благородство.

Я попытался выяснить те причины, которые способствовали возникновению рыцарства и разобраться в исторических фактах, связанных с жизнью рыцарей. Учреждение рыцарства послужило объединению людей в общем поклонении высоким чувствам.

Воспоминание о славном рыцарстве никогда не исчезнет из памяти людей. Быть может, пройдет еще время, а рыцарство не исчезнет совершенно бесследно, о нем будут помнить.

Совершенно не случайно, по истечении стольких лет честного, великодушного, благородного и храброго человека у нас называют рыцарем. А это значит, что рыцарь – народный герой.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)