Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Развитие масонства в России в 18 веке

В истории русской культуры нет, кажется, более запутанного и сложного вопроса, чем вопрос о происхождении и развитии масонства в России. В особенности это справедливо относительно масонства XVIII века, т. е. как раз того времени, когда оно играло значительную роль в ходе развития России как государства. Главным затруднением при попытке составить хоть сколько-нибудь отчётливое представление о последовательном развитии масонского движения, является крайняя скудость архивного материала, касающегося внешнего проявления деятельности ордена в России. Связанные предписанной орденскими законами тайной, масоны оставляли чрезвычайно мало следов своей организационной работы, да из этих следов большая часть была тщательно уничтожена при наступлении времён гонения на братство.

Что это была за организация?

Существуют два мнения, трудно совместимые друг с другом:

− одни считают масонство безобидным клубом, неким благотворительным обществом, воспитывающим нравственные качества человека;

− другие утверждают, что масонство это вредная секта не без еврейского влияния, виновник всех бед на свете.

И в тоже время большинство обывателей не знают о масонстве вообще ничего. И именно это побудило нас заинтересоваться этим явлением.

Цель моей работы — исследовать появление и развитие масонского движения в России в 18 веке.

Задачи:

− выявить источники масонства

- откуда и когда пришло масонство в Россию

- рассмотреть периоды развития масонства в России в 18 веке

- определить какое влияние масонство оказывало на развитие общественного движения в России в 18 веке.

Методы – изучение монографий, статей, писем, документов.

Источники масонства

Понятие масонство имеет множество трактовок, потому что отношение к нему является субъективным и не может быть подточено под какую-либо определенную точку зрения. Но остановимся на том определении, к которому мы пришли после анализа и отсортировки многих источников, которые я имел возможность изучать.

Масонство (фр. Franc-maçonnerie, англ. Freemasonry – вольный каменщик, свободный строитель) – нравственно-этическое, морально-религиозное движение буржуазного общества, возникшее в 17 веке в Англии и существующее в виде закрытых, тайных организаций, со своей философией, символикой, иерархией, схожей с кастовой системой, члены которого, преследуют определенные цели, и используют различные методы и средства для их осуществления. Масонский орден, это только инструмент для достижения цели. Главная цель – установление нового порядка, нового общества, руководить которым, будут масоны. Тактика масонов заключается в том, чтобы проникать во все высшие органы государственного аппарата, занимать командные посты во всех отраслях жизни государства. Протаскивать всюду «братьев-масонов», придерживаясь схемы «круговой поруки», поголовно связанных клятвой беспрекословного повиновения «досточтимому» своей ложи, получающему указания свыше. Масонство стремится установить на Земле такой порядок, в котором нет разницы между народами, нет различных религий и отдельных государств. Существует только одна религия, один народ и одно государство. «На пути к утверждению масонского Эдема на Земле стоят религия, нация и монархические государства. Эти исторические установления мешают соединить все нации в один союз, а отсюда неизбежность борьбы с ними».

Нам кажется, что название «свободный строитель» несет в себе переносный смысл. Строитель, значит не камнетес или бетонщик, а строитель нового общества, мирового блага на всей Земле. Бога масоны называют – Великим архитектором мира. Мы видим здесь связь с библейской легендой о строительстве Вавилонской башни. В ней говорится, что после Великого потопа все выжившие люди разговаривали на одном языке. Они задумали построить башню, способную достать до небес, чтобы стать наравне с богом. Строительство проходило легко, ведь все друг друга понимали, но достроить башню до конца людям не удалось. Бог не захотел делить небо с людьми и послал на Землю страшную бурю, после которой люди вновь стали говорить на разных языках и не понимать друг друга. Возможно, объединение всех людей в один народ с одним языком и верой и есть цель масонов?

Существует постоянно возрастающее число мнений о возникновении этого явления - масонства. «Королевская Масонская Энциклопедия» перечисляет следующие разнообразные теории происхождения масонства:

«Масонство ведет свою историю:

1. от Библейских Патриархов;

2. от языческих мистерий;

3. от времен строительства Храма Царя Соломона;

4. от Крестовых походов;

5. от Ордена Тамплиеров;

6. от древнеримской Коллегии Мастеровых;

7. от оперативных масонов средневековья;

8. от розенкрейцеров XIV века;

9. от Оливера Кромвеля;

10. от принца Карла Стюарта (по политическим соображениям);

11. от сэра Кристофера Рена и строительства собора Св. Павла;

12. от доктора Дезагюлье и его соратников в 1717 году».

Наиболее распространенной версией происхождения Братства является происхождение масонов от средневековых каменщиков, строителей соборов в Западной Европе, от которых и произошло название братства – «франкмасоны» или «вольные каменщики».

В эпоху средневековья дворцы и соборы строились десятилетиями, а то и на протяжении столетия. Так, собор Св. Петра в Риме строился 68 лет, Кельнский собор — 632 года. При таких темпах работы камнетесам, каменщикам, архитекторам приходилось постоянно жить вблизи построек. Такое расположение вещей явилось причиной возникновения строительных артелей. Отсюда слово франкмасон (free mason) — т. е. «свободный каменщик» перешло из английского языка в другие европейские языки. Таким словом в эпоху средневековья обозначали каменщиков-строителей XIV века. Первоначально это была известная в Англии артель — «каменотесы свободных камней». В отличие от обыкновенных каменотесов они работали с более мягкими каменными породами типа мрамора или известняка, которые употреблялись для более тонкой барельефной работы, отделки зданий. Путем сокращения free stone's mason и произошло английское слово free-mason.

Используя легенды и мифы, масоны производят обряды посвящения в орден.

Как и во многих философских школах, так и у масонов имеется свой словарь терминов.

Масонство как политическая корпорация издавна стремится не пользоваться письменными документами и приказами своим членам, а старается, не оставляя письменных и ясных следов своей деятельности, прибегать к символическим знакам и намекам, понятным лишь посвященным. Отсюда большое число разнообразных предметов, которым масоны придают символическое значение и которые получают у них свою, масонскую, символическую трактовку. Именно поэтому масонская символика существует как самостоятельная система, хотя многое в ней связано логически и исторически с общеевропейской классической символикой. Естественно раз масонство берет свое начало от братства вольных каменщиков, архитекторов высочайшего класса своего времени, то символика взята из ряда их профессиональных предметов работы. Масонство все в символах. Ни в одной политической, религиозной системе символы не играют такой колоссальной и решающей, роли, как в масонстве. «Символы предоставляют мысли свободу, простор». «Язык в наших ложах иносказателен». Так масоны говорят сами о себе.

Одной из отличительных особенностей масонских организаций есть то, что они никогда не выступают открыто, ничего не опровергают, никогда не отвечают ни на похвалу, ни на выпадки.

Атмосфера тайны, окутывавшая масонство, закрытость лож способствовали тому, что при определенных условиях они могли превращаться не только в центры философской, но и политической пропаганды, использоваться для различного рода заговоров.

3. Развитие масонства в России в 18 веке.

1. Периодизация

Рассматривая 18 век, исследователи масонства выделяют три периода развития его в России: a) первоначальный период, когда масонство было у нас исключительно модным явлением, заимствованным с Запада без всякой критики и не носившим на себе почти никаких признаков здравых общественных потребностей. Этот период охватывает собою время от возникновения масонства в России приблизительно до начала царствования Екатерины II.

б) второй период – период расцвета, когда масонство являлось в России первой нравственной философией; это период преобладания трёх первых степеней “иоановского” или “символического” масонства, простирающийся до начала 80-х годов.

в) третий период- это время господства у нас “высших степеней”, quasi-научной стороны масонства и особенно розенкрейцерства, охватывающее собою 80-ые годы вплоть до гибели Екатерининского масонства в 90-х годах.

2. Начальный период развития масонства в России при Петре I

Орден Вольных Каменщиков пришел в Россию, по-видимому, во время или сразу после правления Петра Великого. Существует предание, не подтвержденное, впрочем, никакими документами, что именно царь Петр Алексеевич был первым российским масоном, принявшим посвящение в 1699 году, во время пребывания в Англии с Великим Посольством от самого Кристофера Врена, выдающегося английского зодчего и одного из отцов новоанглийского масонства.

Среди русских масонов существовало предание о том, что первая масонская ложа в России была учреждена Петром Великим, немедленно по его возвращении из первого заграничного путешествия. Среди рукописей масона Ланского есть обрывок серой бумаги, на котором записано такое известие: «Император Петр I и Лефорт были в Голландии приняты в Тамплиеры».

Предание это, немеющее документальной основы находит себе лишь косвенное подтверждение в том высоком уважении, которым имя Петра пользовалось среди русских братьев 18 века, распевавших на своих собраниях известную «Песнь Петру Великому».

По легенде, ложа, в работах которой, якобы, принимал участие Петр I, называлась «Нептун». Подтвердить или опровергнуть эту легенду вряд ли возможно, однако, доподлинно известно и документально подтверждено, что великий реформатор пользовался у русских вольных каменщиков огромным уважением и свою родословную русские масоны предпочли вести именно от Петра Великого, которому посвящено немало масонских гимнов, в частности знаменитая «Песнь Петру Великому» Державина. Так что, идеологическая и духовная связь русских масонов с петровскими реформами не вызывает сомнения.

После Великого посольства Петра I в Европу, в Россию хлынуло огромным потоком иностранное подданство. По приказу императора: ремесленники, строители, архитекторы, советники из Европы добровольно нанимались на работу, приглашались на государственную службу в Россию. А так как в Европе, а в частности Англии, Франции, Голландии, Швейцарии, Швеции лица высшего, аристократичного сословия являлись в большинстве своем членами тайных организаций, они с успехом пополняли ряды просвещенного круга российских дворян, тем самым, начинали оказывать уже какое-либо влияние на происходящее в государстве. Это время с уверенностью можно считать началом появления масонства в России.

Многие историки и аналитики, говоря о связи масонов с Петром I, придерживаются мысли, что император под воздействием или даже неким давлением масонов яро боролся с православием на Руси, пытался искоренить, «вырезать» эту веру из умов народа. «Унижая церковь в глазах народа, — говорит Лев Тихомиров, — Петр рубил один из самых глубоких и питательных корней, на котором стояло, росло и развивалось дерево Самодержавия».

На наш взгляд, несмотря на то, что Пётр Первый не был истинно верующим (он был больше атеистом, ставившим науку выше Бога), как человек сильной воли и непререкаемых убеждений по отношению к родной земле, Петр был далек от того, чтобы позволить себе находиться под влиянием пока еще ″кучки″ вольнодумцев и встать против русской православной веры. Царь прекрасно осознавал, что пойди он против православной церкви, то моментально был бы предан анафеме и низложен, как богоотступник. Без поддержки православной церкви царь никто. Отрицательное отношение духовенства к императору объясняется, как нам кажется, двумя причинами. Во время войны со Шведами русские войска потерпели поражение под Нарвой. Русской армии нужна была артиллерия, а в стране не хватало металла. Пётр Алексеевич распорядился снимать с православных церквей колокола и переплавлять их на пушки. Естественно, что церковники стали препятствовать и мешать выполнению приказа царя. В одном из монастырей вдруг заплакала икона. «Смотрите, православные», - говорили попы, - «не зря плачет святая икона, не богоугодное дело затеял царь». Конечно, какому попу понравится, когда в его дела лезут так вольно и бесстыдно?

Кроме этого, Петр был крайне недоволен и озлоблен на монахов за то, что они ничего не выращивая и ничем не занимаясь, кроме как «трезвонно языком болтают и обогащаются на бесплатном труде прихожан аж до того, что их животы не умещаются в халатах».

Петр принялся за разгон «тунеядцев-монахов». От церквей и монастырей отбирается имущество. Монахи и священнослужители переводятся на голодное содержание. Тем самым подрывается непререкаемый авторитет церкви и падает уважение к ней в глазах народа. Все это привело к отделению церкви от государства. «Византийская традиция — царство и церковь нельзя отделить, — традиция теснейшего союза алтаря и престола была нарушена».

В царствование Петра I умирает Православная Монархия и нарождается новый тип государства — Европейская Монархия в форме просвещенного абсолютизма. Но приписывать это события деятельности масонов было бы неверным, по той причине, что их роль в те годы еще не приняла такого особого значения.

После смерти Петра I сохранившихся каких-либо источников, проливающих свет на масонство, мною не найдено.

3. 3Развитие масонства в России 1731 – 1762 г.

В России, как документально доказали вначале академик П. П. Пекарский , а затем А. Н. Пыпин, первые братства (малочисленные и состоящие в основном из иностранцев) возникли примерно в 1730 г. Как гласит Официальная Великая ложа Англии, в 1731 г. гроссмейстер Великой Лондонской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса провинциальным великим мастером «для всей России». Таким образом, первоначальное масонство пришло к нам, как и везде на континенте, из Англии, но, разумеется, здесь не может быть и речи о русском масонстве, и Филипс, конечно, распространял орденское учение лишь в тесном кругу своих единомышленников-иностранцев, переселившихся в Россию. Этот кружок, по-видимому, твёрдо держался в течение всего периода немецкого наводнения при Анне Ионовне, так как уже 10 лет спустя (1740 г. ) английская Великая ложа назначила нового гроссмейстера для России в лице генерала русской службы Джеймса (Якова) Кейта. Известно, что ложа под управлением Кейта собиралась в Петербурге в доме около Аничкова Моста. Может быть, к этому времени и следует отнести первые случаи вступления русских людей в масонский союз: недаром русские братья считали именно Кейта основателем масонства в России. Однако в то время ложи не могли привлечь в свои ряды сколько-либо большого числа русских людей, ибо общество было почти лишено идейных интересов и видело в масонстве лишь модную заграничную забаву.

Любопытным свидетельством вполне ещё легкомысленного отношения к масонству в те времена является история вступления в орден известного И. П. Елагина. Впоследствии, ревностный масон и провинциальный великий мастер для всей России, Елагин вступал в братство «свободных каменщиков» (в 1750 г. ) только из любопытства и тщеславия. Сразу после вступления, он видел только предметы непостижимые, обряды странные, действия безрассудные и слышал символы о мире противоречащие, объяснения тёмные и здравому рассудку противные, которые или не хотевшими или не знающими мастерами без всякого вкуса преподавались. Занятия в ложах даже породило в Елагине совершенно отрицательное мнение о нравственной стороне масонства: всё в ложе показалось ему игрой людей, желающих иногда неблагопристойно забавляться; все присутствовавшие умели только, по его словам, со степенным видом в открытой ложе шутить и на торжественном вечере за трапезой несогласным воплем непонятные песни реветь. Хотя впечатление это и вызвано отчасти легкомысленным ещё отношением к масонству самого Елагина, с удовольствием посещавшего ложи, тем не менее, оно, несомненно, показывает, что масонство не имело ещё никаких корней в сознании русского общества и нередко приобретало безобразные формы, соответствующие грубой жажде наслаждений, которая характеризует людей Елизаветинской эпохи, мало благоприятной для серьёзной постановки вопросов веры и нравственности, а, следовательно, и для развития масонства. Не было тогда в масонстве и сколько-нибудь прочной организации, по той простой причине, что не могло быть серьёзных забот об укреплении и расширении ордена в России.

Это новое движение, пришедшее в самобытную Россию с запада, было в новинку, и отношение к нему в светском обществе было пока как к новому веянию европейской моды.

Так на допросе 1747 года граф Головин говорит следующее: «Наше общество было почти вовсе еще лишено идейных интересов: оно видело в орденских работах лишь модную забаву, освященную в глазах русской знати ее заграничным происхождением». Не было тогда в масонстве сколько-нибудь прочной организации, не было и постоянных сношений русских лож с иностранными, по той простой причине, что не могло быть серьёзных забот об укреплении и расширении ордена в России.

В России, — указывает далее Иванов, — масонство на первых порах получило характер забавы от нечего делать, стало простым «модным» развлечением, которым увлекалось общество.

В масонских собраниях люди высшего круга, в котором прежде других распространилось масонство, видели лишь занимательные сборища с оригинальными обрядами, — сборища, в которых можно было время провести и людей повстречать. Людей иных, неаристократических кругов привлекала к масонству, с одной стороны, возможность попасть в одно общество с аристократами и с сильными и влиятельными вельможами, с другой, надежда получить через масонские ложи повышение по службе так или иначе устроить свои дела и «делишки», как писал Елагин. Словом, одних масонство привлекало потому, что оно было модным учением и интересной забавой, а других толкали в масонские ложи расчет и тщеславие.

В пятидесятых годах XVIII века собрания масонов в России носили совершенно характер клубов с обычными клубными занятиями: бильярдом, карточной игрой и веселыми ужинами в «столовых ложах». Только торжественные приемы новичков и посвящения из степени в степень напоминали о масонстве.

Основными предметами занятий в масонских ложах были «братские работы»: заслушивание теоретических докладов, их обсуждение, прием новых членов, избрание высшие степени, торжественные и праздничные обеды и пр.

В начале в России получила распространение английская масонская система, имевшая всего три степени: «ученика», «подмастерья», «мастера». Дореволюционная исследовательница масонства Тира Соколовская считала, что первая правительственная ложа по английской системе образовалась в России еще в 1731 году. Впоследствии, по мере того как над английской системой появились более сложные надстройки шотландского и шведского обрядов и на Западе вводились новые масонские системы, в России начали пользоваться популярностью и развиваться более сложные масонские системы и ордена, такие как Розенкрейцеры, мартинисты и пр.

В царствование императрицы Елизаветы Петровны (1741 – 1761) были проведены две правительственные ревизии деятельности масонов. Первое расследование, проведенное А. И Шуваловым в 1747 году, не дало никаких результатов, второе, пришло к выводу, что «действия сих метров и гранметров непонятны и безрассудны». Из выше сказанного видно, что Елизавета, не особо представляя, что такое это само масонство, относилась к нему без интереса, не преследовала, но и не поощряла.

Император Петр III сам был принят в масоны в 1762 году, построил для масонов дом на Сенной площади в Петербурге и насаждал масонские ложи в своей резиденции Ораниенбауме. Петра III, как и его деда Петра I русские масоны воспевали в своих песнях. Поддерживая их организацию, он заработал их уважение и почитание как император-масон.

Петр III, несмотря на короткий срок своего правления, первым стал официально поддерживать масонские ложи, укрепляя их влияние в российской общественной деятельности. Таким образом, это время является расцветом разных масонских систем в России. В ложи вступило значительное число видных вельмож, дворян как именитых, так и мелкопоместных, а так же некоторое число разночинцев.

Следующей страницей в истории масонов приходится период царствования императрицы Екатерины II.

3. 4. Третий период (1762 – 1796) г.

Расцвет всех видов масонства в России в 18 веке приходится на конец 60-х годов. Все тогдашнее русское масонство имело тесные связи с заграничными масонами. 22 февраля 1772 года в Лондоне на собрании 84 английских лож И. П. Елагин был утвержден в звании «великого провинциального мастера» всех русских масонских лож, работающих по английскому обряду, в чем ему был выдан соответствующий диплом. Елагин выдал учредительные грамоты 20 ложам России.

Одновременно делает успехи в России только что возникшая масонская система «строгого наблюдения» или «строгого послушания». Это название связано с клятвой, которая требуется от братьев - клятвой беспрекословного послушания «неизвестным старшим». Вначале русские масоны этой системы находились в подчинении Швеции. Только в 1782 году на Вильгельмбатском конвенте масонов систем строгого послушания Россия была выделена в самостоятельную восьмую «провинцию», независимую больше от Швеции, однако все прежние международные связи и вхождение в единую систему этих масонов остались.

Это, безусловно, способствовало упрочнению позиций русских братьев в глазах масонского общества Европы. Был дан новый толчок для развития и укрепления ордена «вольных каменщиков».

Уже к началу 1780-х годов стало ясно, что время доминирующей роли Петербурга в русском масонстве прошло. Признанным центром вольного каменщичества в России в 80-е годы XVIII века была уже Москва. Именно Москва, или, правильнее сказать, особая, отличающаяся от казенного Петербурга, более свободная московская духовная атмосфера как раз и помогла вдохнуть в уже угасавшие вследствие очевидной пустоты их занятий русские масонские ложи новые силы.

В 1782 году по инициативе И. Г. Шварца в Москве учреждается ″орден розы и креста″ или Розенкрейцеров, который набирался только из масонов высоких степеней. В него вошли многие представители масонства всяких систем. Среди них были такие выдающиеся представители русской культуры, как издатель и журналист Н. И. Новиков, архитектор В. И. Баженов, И. П. Тургенев, П. П. Лопухин многие представители знати, ученые и публицисты. Но говорить о подлинности вхождения в орден многих из них нельзя, так как никаких официальных документов с информацией о нахождении их среди масонов нет, а существуют лишь устные высказывания этих людей о себе и цитаты из допросов.

Основателем ордена «розы и креста» в России является немец из Трансильвании - Иоганн-Георг Шварц. В Россию он попал в 1776 году, воспользовавшись протекцией князя И. С. Гагарина.

С разрешения И. П. Елагина И. -Г. Шварц быстро основывает в Могилеве масонскую ложу «Геркулес в колыбели» (1776-1777) и уже в 1779 году, перебирается в Москву, где сразу же получает место лектора немецкого языка в Московском университете.

13 ноября 1779 года он учреждает при университете Учительскую или Педагогическую семинарию, инспектором которой и становится. Цель учреждения семинарии - подготовка учителей для народных училищ. Через три года в семинарии было уже 30 студентов. Так как членами масонских лож являлись люди состоятельные, постоянные вложения средств на развитие ложи были весьма значительные и частые. В 1781 году П. А. Татищев явился со своим богатством «Дружескому обществу». Вслед за ним значительные суммы внесены были в кассу «Общества» князьями Трубецкими, кн. Черкасским, И. П. Тургеневым и др.

Существовала семинария, как, впрочем, и другие предприятия московских масонов, на частные средства (масон Н. А. Демидов пожертвовал на ее нужды 20 тысяч рублей, некто Ш. - 50 тысяч и др. )

Это было первое в России частное учебное заведение, готовившее будущих учителей. Располагалась семинария в специально купленном для этой цели масонами кирпичном доме около Меншиковой башни. Практически все воспитанники семинарии приобщились к масонству именно здесь.

В июне 1782 года по плану И. -Г. Шварца при Московском университете на пожертвования братьев-масонов была открыта еще одна семинария или гимназия - переводческая (филологическая). Первый ее набор составили 16 студентов.

Еще одним начинанием неутомимого И. -Г. Шварца стала организация им Дружеского ученого общества. Открытие произошло 6 ноября 1782 года в доме П. А. Татищева. Целью общества было объявлено печатание учебных книг, а также изучение и повсеместное распространение философских, исторических, педагогических и естественнонаучных знаний или, иначе говоря, пропаганда масонских учений. Общее число членов общества составляло около 50 человек: И. -Г. Шварц, Н. И. Новиков, И. В. Лопухин, князья Ю. Н. и Н. Н. Трубецкие, братья Е. П. и П. П. Тургеневы и другие.

Свое профессорство И. -Г. Шварц - кандидат права Иенского университета - рассматривал, прежде всего, как хорошую возможность масонской пропаганды среди своих слушателей. «Разум научает нас, но он не может раскрыть истину. Одно лишь Откровение может ясно показать нам истинный свет», - поучал он своих юных слушателей, сводя, таким образом, просвещение или «просветление разума», главным образом, к изучению так называемых «божественных наук»: алхимии, каббале и магии.

Не удовлетворенные состоянием тогдашнего русского масонства Н. И. Новиков и И. -Г. Шварц, еще в 1780 году учредили свою собственную масонскую ложу «Гармония». В состав ее сразу же вошли практически все вожди тогдашнего масонства: князь Н. Н. Трубецкой, М. М. Херасков, князь А. А. Черкасский, князь К. М. Енгалычев, И. П. Тургенев и др.

В 1781 году Шварц отправляется в Европу для пополнения знаний от западных лож высших степеней. 1 октября 1781 года он получил от одного из руководителей берлинских розенкрейцеров Г. -А. Теддена грамоту, назначавшую его единственным верховным представителем теоретической степени Ордена Злато-розового креста в России.

В конце февраля 1782 года И. -Г. Шварц вернулся в Москву. Из-за границы он привез две «системы»: для братьев низших градусов - систему строгого наблюдения, а для избранных - теоретическую степень и Орден Злато-розового креста.

Крупным успехом И. -Г. Шварца стал переход на его сторону сразу четырех московских лож, в одночасье решивших отложиться от изрядно уже надоевшей им тамплиерской системы и перейти в розенкрейцерство. Это были ложи «Трех знамен» (П. А. Татищев), «Озириса» (Н. Н. Трубецкой), «Латоны» (Н. И. Новиков) и «Сфинкса» (Г. П. Гагарин). В 1783 году все они официально вошли в Орден Злато-розового Креста, образовав в нем так называемый «четверной союз». В 1784 году, уже после смерти И. Г. Шварца, союз этот был преобразован в Провинциальную ложу. Великим мастером ее стал друг Н. И. Новикова, руководитель ложи «Озириса» князь Николай Никитич Трубецкой (1744-1821). Высшим тайным управлением Ордена Злато-розового Креста считался Капитул во главе с князем Ю. В. Долгоруковым. Среди членов его: князь Н. Н. Трубецкой, М. М. Херасков, князь Г. А. Щербатов, И. А. Поздеев. Кроме Москвы, где у провинциальной ложи состояло в подчинении 11 младших лож, были учреждены еще и ложи в Казани, Симбирске и Могилеве.

В том же 1784 году, еще при жизни И. Г. Шварца московские розенкрейцеры учредили еще один масонский центр - ложу теоретического градуса, или степени, как своего рода подготовительный класс или переходную ступень к масонству высших розенкрейцерских степеней.

И. Г. Шварц, несмотря на свою молодость, пользовался большим авторитетом среди братьев. Он заложил основу для колоссального развития ордена избранных – Злато-розового креста или Розенкрейцеров в России. Расширил границы пропаганды учений и запретных наук - алхимии, мистики, упрочнил позиции русских лож и сумел избежать гнева императрицы.

Масонство времен Екатерины дополнено религиозно-нравственной пропагандой. Возникают масонские кружки русской интеллигенции, чему способствует деятельность И. П. Елагина. Организуется московская ложа во главе с Н. И. Новиковым.

После вступления на престол Екатерина II сразу же провела официальное расследование деятельности масонов, которым покровительствовал Петр III. Но не запретила ложи, ограничившись «идейной» борьбой с ними. В ряде своих произведений, опубликованных в журнале. «Всякая всячина», высмеивала масонские ложи, мистицизм и маскарадную обрядность, их степени и знания, отдававшие детской игрой. Весьма едко она назвала их «противно-нелепыми обществами», издавались книги, разоблачающие масонство. В качестве примера назову перевод анонимного английского памфлета, напечатанного в Санкт-Петербурге 1784 году под названием «Масон без маски, или подлинные таинства масонские, изданные со многими подробностями точно и беспристрастно».

Журнал «Трутень» (1769—1771), создателем которого являлся Н. И. Новиков, проводил мысль о несправедливости крепостного права, вооружался против злоупотреблений помещичьей властью, бичевал неправосудие, взяточничество и т. п. , выступая с обличениями против очень влиятельных сфер, например против придворных. Часто вступал в полемику с журналом «Всякая всячина» (органом самой императрицы Екатерины II), за что его руководитель, впоследствии и поплатился свободой.

Русские масоны, включая и Новикова, были монархистами, а никак не республиканцами, но идеи просвещения народа, смягчения самодержавного гнета, даже принятие конституции были не чужды масонам, обсуждались на их собраниях и масонской литературе.

От всего этого «пахло» революционным духом, к которому Екатерина II никак не могла относиться равнодушно. За антиправительственные действия и взгляды, в 1792 году Новиков был заточен в Шлиссельбургскую крепость, в которой должен был пробыть 15 лет.

Екатерина II по своему складу ума холодная и рациональная, не могла не относиться враждебно к масонству. Она не принимала и не любила ничего мистического всякого рода просвещение, в том числе и масонство, пробуждало в сознании русского человека многие вопросы, что затрагивало абсолютизм императрицы.

Что же было главным в преследованиях масонства со стороны Екатерины?

Страх перед возможным заговором, с целью возведения на престол сына, аналогия с французской революций, боязнь просвещения народа, подрыва авторитета главенствующей православной церкви.

Из обвинительных пунктов указа Екатерины II от 1 августа 1792 года в отношении Новикова следует:

«Они делали тайные сборища, имели в оных храмы, престолы, жертвенники, ужасные совершались там клятвы, с целованием креста и евангелием, которые обязывались и обманщики, и обманутые вечной верностью и повиновением ордену «златорозового» креста с тем, чтобы никому не открывать тайны ордена. Указания о сем написанные рукою Новикова служат к обличению их. Имели они тайную переписку с прусским министром. Издавали печатные у себя непозволенные, развращенные и противные закону православному книги, и после двух сделали запрещений, осмелились еще продавать оные, для чего и завели тайную типографию. Новиков сам признал тут свое и сообщников своих преступление. В уставе сборищ их, писанным рукою Новикова, значатся у них храмы, епархии, епископы и прочее установления и обряды, вне святой церкви непозволительные. В прочем, хотя Новиков и не открыл еще сокровенных своих замыслов, но вышеупомянутые и собственно им признанные преступления столь важны, что по силе закона тягчайшей и нещадной подвергают его казни. Мы, однако ж, и всем случае следуя сродному нам человеколюбию и оставляя ему время на принесения в своих злодеяниях покаяния, освободили его от оной и повелели запереть его на пятнадцать лет в Шлиссельбургскую крепость». Последовательность выдвинутых обвинений и их содержание говорят сами за себя. Все эти обвинения указ относит не к одному Новикову, а ко всем его соучастникам-масонам; пострадал же один только Новиков, хотя он даже не считался главой московских масонов.

Много противоречий внесло в русское общество как свободомыслие и вольнодумство «вольтерианства», так и мистицизм, и оккультизм ″вольных каменщиков″. Это расшатало умы просвещенных людей, внеся в идеи отступления от церкви и царя, заменяя их сближением со всем тайным и мистическим.

На примере Н. И. Новикова я покажу, как меняются взгляды человека на жизнь после вступления в масонский орден.

Отрывок из работы Г. В. Плеханова «История русской общественной мысли», посвященный Н. И. Новикову.

Н. И. Новиков, дворянин по происхождению, родился в родовом имени, селе Тихвинском под Москвой. Учился в гимназии, знал несколько языков, служил в Измайловском гвардейском полку, где уже тогда заинтересовался издательской деятельностью. В будущем яркий и самобытный мыслитель, журналист и писатель, в то же время один из виднейших масонов 18 века. Словом, чистый аристократ знатного, происхождения, всеми силами, шедший за просвещение России. Если он в эпоху издания своих сатирических журналов, был противником передовых французских учений, и борцом за улучшение существовавших в России порядков вещей: оппозиция знатному боярству, нападки на жестоких помещиков, его насмешки над нашим тогдашним «правосудием». Но когда он увлекся мистицизмом, вопрос о взаимных отношениях людей в обществе представляется ему совершенно незначительным в сравнении с вопросом об отношении человека к божеству. Мысль о загробном существовании сделалась преобладающей мыслью Новикова. И если он по-прежнему хотел распространять просвещение, если, усердно поддерживался Шварцем, то теперь он «просвещал» людей в духе настоящего «кладбищенства». Этим духом пропитано было уже первое издание Новикова – «Утренний Свет».

В одной статье проповедовалось, что «грубое неведение и очень высокая наука губительны в рассуждении закона». То есть мысль, что как не знание, так и чересчур углубление в науку ничего хорошего человеку не принесут, и что люди должны «верить слепо». Отвергая возможность вызывания духов, Новиков, тем не менее, обеими ногами стоял на почве мистицизма. В какое отношение к науке стал он благодаря этому, показывает знаменитое письмо его к Карамзину, где он излагал свой взгляд на задачи истинной философии. «Философия холодная мне не нравится, - говорил он там, - истинная философия, кажется мне, должна быть огненная, ибо небесного происхождения. Такая философия ведет прямым путем к познанию истинного бога. Вопросы о смысле, он искал не в науке, - которая, нужно заметить, и не могла бы решить эти вопросы в то время – а в мистическом откровении. На науку он глядел сверху вниз, как смотрят на нее все мистики, считающие себя обладателями высшего знания. «С позволения наших почтенных астрономов», он утверждал, что наука «бредит», насчитывая более семи планет: «Не больше, не меньше семи планет быть не может, понеже бог их сотворил только семь и наполнил их силами, каждый приличными»

Отсюда видно, что Новиков стал очередным религиозным фанатиком, попавшимся на удочку верхушки масонской власти. В журнале «Утренний Свет» извратил отношения между мужчиной и женщиной, объявил злом взаимную любовь людей разных полов, потому что в ней обнаруживается «сродство наше со скотами». Казалось бы, трудно идти дальше этого в области «кладбищенства». Однако «Утренний Свет» пошел дальше: в нем говорилось, что «смех есть едва ли не преступление».

Новиков, когда-то защищавший сатиру «на лица», теперь считал позволительной только сатиру «на общие пороки», то есть как раз ту безвредную сатиру, идею которой отстаивала когда-то в противоположность «Трутню», «Всякая всячина».

Новиков был индифферентистом в политике, объясняя это так: «Если добродетель делает даже самого несчастного человека похожим на раба, который завтра (т. е. на том свете) сделается королем, то политикой не стоит и заниматься. На допросе Новиков трогательно рассказывал, как он «со слезами» просил приехавшего представителя берлинской ложи барона Рейхеля указать ему такой признак, по которому можно было бы безошибочно отличить истинное масонство, от ложного. Рейхель тоже «со слезами» ответил ему: «Всякое масонство, имеющее политические взгляды есть ложное; и ежели ты приметишь хоть тень политических видов, связей и раствержевание слов равенства и вольности, то почитай его ложным».

После этого Новиков, по его словам, стал, еще осторожнее относится к масонству шведской системы, так как именно эта система была примером наибольшего вмешательства масонов в политическую жизнь страны. Большинство представителей этой системы занимали в Германии высокие государственные посты должности. Масоны этой системы отнюдь не были поклонниками равенства и вольности. Однако они, в самом деле, не чуждались политических интриг, которые Новиков, смешивал с политикой, а этого он не выносил.

Екатерина II по своему складу ума холодная и рациональная, не могла не относиться враждебно к масонству. Она не принимала и не любила ничего мистического всякого рода просвещение, в том числе и масонство, пробуждало в сознании русского человека многие вопросы, что затрагивало абсолютизм императрицы.

Что же было главным в преследованиях масонства со стороны Екатерины?

Страх перед возможным заговором, с целью возведения на престол сына, аналогия с французской революций, боязнь просвещения народа, подрыва авторитета главенствующей православной церкви.

4. Масонство и Павел I

При Павле I многие члены тайных обществ были призваны на государственную службу. Разрешив деятельность лож и капитулов, Павел I оказывает всяческую поддержку. Именитые масоны Д. И. Фонвизин, Н. В. Репин, А. Н. Радищев, И. П. Тургенев и Н. И. Панин – занимали высокие государственные должности.

Павел с детства был окружен масонами. Им был его главный воспитатель и руководитель Н. И. Панин, его брат П. И. Панин. Среди других лиц близких Павлу были масоны Остервальд Т. И, дипломат, и полководец кн. Н. В. Репнин. После Паниных влияние на наследника оказывал кн. А. Б. Куракин. По некоторым иностранным источникам, сам Павел был принят в масоны в Вене в 1772 году во время заграничного путешествия. Другие источники указывают на то, что он был принят в масоны в Петербурге между 1777 и 1779 годом И. П. Елагиным в присутствии Панина. Вступление наследника в масонские ряды усилило давно существовавший антагонизм между ним и матерью, а со стороны Екатерины II – подозрительность по отношению к политическим взглядам масонов.

Согласно закону, изданному Павлом I, русский монарх мог по собственному усмотрению назначать себе наследника. Но русские обыватели во второй половине 18 века плохо понимали «правду воли монаршей» и довольно сильно склонялись к тому убеждению, что право на русский престол принадлежало не Екатерине, а сыну Петра III – Павлу. Екатерина знала это и с крайней подозрительностью относилась к своему сыну. Однажды, во время пребывания великого князя Павла Петровича в Париже, - куда он приехал под именем графа северного, - у него зашел разговор с Людовиком XVI, спросившим его, между прочим, правда ли, что в его свите нет ни одного лица, на которую он мог бы положиться. Павел отвечал: «Было бы для меня очень печально, если бы в моей свите оказалась, хотя самая маленькая верная мне собачка: мать моя приняла бы меры, чтобы бросить ее в воду до моего отъезда из Парижа».

Это дает понятие об отношениях, установившихся между матерью и сыном. Теперь представим, что «преданной собачкой» является целая организация, обладающая денежными средствами и связями в обществе. Ясно, что Екатерина непременно должна была «утопить ее». Такой организацией и явилось общество московских розенкрейцеров.

Тесное общение между масонами всех степеней и систем Петербурга и Москвы продолжались на протяжении более чем 10 лет. По поручению Н. И. Новикова, В. И. Баженов трижды ездил к Павлу из Москвы и передавал ему литературу, напечатанную в Москве. Павел, как будущий император и «отец» масонов, прославлялся в рукописной и печатной масонской публицистике. Все это привело к тому, что с 1785 года начинаются правительственные гонения на московских розенкрейцеров, и на Новикова как издателя.

После начала Великой Французской революции, многие деятели которой, как, оказалось, были масонами, гонения на русских масонов, в частности на розенкрейцеров усилились. Павел стал всячески стараться отрицать свое общение с ними, опасаясь гнева матери. В 1792 году деятельность лож в России была запрещена.

После смерти Екатерины II и вступление на престол императора Павла I Н. И. Новиков был освобожден в этот же день. Но новый император считал себя свободным от обязательств по отношению к ним, а переживание 1791 – 1792 годов, когда он должен был перед лицом матери отрекаться от причастности к масонам, конечно, развили в Павле неприязнь к масонам. Приехав в Москву на коронацию, император повелел главе ложе «Три меча» созвать всех масонских масонов и потребовал не собираться больше без его повеления. Таким образом, фактический запрет на масонскую деятельность был подтвержден. Молва приписывала убийство Павла I масонам за то, что он отступился от законов ордена и начал пренебрегать его членами. Но среди убийц Павла в 1801 году не было не одного масона.

5. Заключение

История Ордена Вольных Каменщиков в России исчисляется веками. Эта история была полна взлетов и падений, поисков истины и метаний среди множества общественных и религиозных веяний разных эпох, участия общественной жизни страны, в развитии ее культуры и искусства. Как любое общественно-культурное явление, Братство в России впитало в себя ее дух, ее многовековую историю, религию и культуру, за счет чего масонство всегда представляло собой нечто, безусловно, неразрывно связанное с историей и традициями этого древнейшего сообщества, но при этом и неуловимо самобытное, пронизанное чисто российскими высокой духовностью и жертвенностью, стремлением постичь Бога и слиться с ним в процессе духовного поиска и служения человечеству

Что бы ни говорили о масонстве, как его сторонники, так и противники, во все времена и при любых поворотах колеса российской истории, оно в свое время стало, и долгое время оставалось первой и фактически единственной светской идеологией российской интеллигенции в течение продолжительного времени, за которое интеллигенция в нашей стране окрепла и дала стране и миру множество ярчайших имен - писателей, художников, композиторов, военных, общественных деятелей, юристов, ученых

С самого начала своей истории в России, которое многие исследователи относят ко времени правления Петра I, масоны всегда стремились активно участвовать в формировании представлений людей о Боге, о Человеке и его месте в этом мире, о праведном пути, о развитии общества. Масонские нравственные ценности - Свобода, Равенство, Братство, Вера, Честь - стали для них путеводными звездами в океане жизни, ориентируясь по которым, они стремились верным путем вести корабль, пассажирами которого было тогдашнее общество, так как не следует забывать, что вплоть до конца прошлого века масонство являлось уделом практически исключительно дворянского сословия, во многом определявшего жизнь и уклад общества. Масонство всегда стремилось «брать хорошего человека и делать его еще лучше», делать его человеком искренней и глубокой Веры и высочайшей, кристальной Нравственности.

“Золотыми буквами в историю России вписаны имена великих масонов: Елагина, Новикова, Радищева, Сперанского, Гааза, А. С. Пушкина и В. Л. Пушкина, Суворова, Кутузова, Пестеля, Ковалевского и многих, многих других. Ни в коем случае Братство не претендует на «монополию» в формировании и определении их воззрений, однако все они были детьми своего времени, и никто из них не прошел мимо философии, идеологии и нравственного Света масонства, которые не могли не оказать на них определенного влияния.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)