Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Православные храмы и монастыри

Последнее время большое внимание уделяется вопросам краеведения и проблемам развития Российской глубинки. В старину русский человек не представлял себе родины без «чудного и дивного» храма. Вся жизнь людей была связана с ним. В храме крестились, узнавали новости, проводили торги. Идеал красоты и величия духа люди связывали с глубокой человечностью и монументальностью стройных храмов, единственных в то время общественных сооружений. В настоящее время идет процесс восстановления ранее разрушенных храмов, возвращения монастырей и церквей верующим.

В своей работе я расскажу о святых местах г. Сызрани, Если считать со дня рождения, то город Сызрань всего на сто лет моложе Самары и на двадцать лет старше Петербурга. Город Старый и молодой одновременно. Таким он предстает глазам вновь приехавшего, завораживая стариной и удивляя новизной. История его любопытно, настоящее солидно, а будущее вселяет надежды. По классификации ООН г. Сызрань относится к крупным городам. История православной церкви в Сызрани, как и в России, остается одной из наименее разработанных областей русской историографии.

Красота города создана человеком и одухотворена им. Открывая для себя эту красоту, человек приходит к прозрению идей, которые воплощали в архитектуре ее творцы - зодчие и строители. Часто мы не знаем, при каких обстоятельствах создавались архитектурные произведения, нередко мы не знаем даже имен их создателей, но настрой души, пристрастия и их художественный вкус - все это может заменить пытливый взор. Собор - понятие не только историческое, оно заключает в себе и качественную оценку художественного произведения: собор - то, что достойно памяти, что входит в культурное наследие народа. И это не только прекрасное «застывшее мгновенье», чарующая мелодия, дошедшая из глубины веков. Собор - запечатленное в камне миропонимание эпохи, духовная эстафета одного поколения другому, национальное могущество. Как будто, неподвластный разрушительному воздействию времени, он - звено, связывающее прошлое с настоящим и будущим.

Еще не так давно был запрещен колокольный звон (в середине 30-х годов), были разрушены многие Православные храмы, репрессированы служители культа. И не только делать какие-то публикации, исследования, касающиеся православия, но и разговаривать об этом было запрещено. Лишь с 80-х годов появляются статьи А. Молчанова, Г. Молчановой, М. Александрова, А. Корзакова, Л. Казанцевой в местной газете о православных храмах и их служителях.

В своей работе я постаралась использовать всевозможные источники: публикации в газетах «Красный Октябрь», «Волжские вести», «Православная Сызрань», «Красное Приволжье», журнал «Сызрань», а также рукопись А. Молчанова, сведения служителей церкви, воспоминания современников-очевидцев.

Из истории православия г. Сызрани.

История православия города Сызрани берет истоки с 1683 года, с момента основания самого города. Новый город имел назначение крепости для обороны от нападения инородцев, кочевавших по левой стороне Волге. Весной 1683 года Симбирский воевода - князь Григорий Афанасьевич Козловский начал строительство крепости. Ее первые жители, приехавшие сюда из Казани, Чебоксар, Симбирска и других мест, придерживались в подавляющем своем большинстве православного вероисповедания. Поэтому уже через несколько месяцев внутри крепости, наряду с воеводской канцелярией, избами для стрельцов, возвышалась первая соборная церковь, во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Два года спустя, в 1685 году, был основан первый в Сызрани Вознесенский мужской монастырь - благодаря огромным усилиям старца Кирилла, одного из первых жителей города.

Православная церковь проводила большую миссионерскую деятельность среди населения и, в частности, среди калмыков, издавна кочевавших на юго-восточных окраинах нашего края. Начав эту деятельность в ХVII веке, она уже в следующем столетии достигла значительных успехов: некоторые рядовые калмыки, постигая истину, переходили из ламаизма в православие.

Общая численность населения уже в 1773 году составляла около пяти тысяч человек, а православных в городе в разное время было от 70 до 80% от общей численности населения.

К сожалению, уже с конца ХVIII века на православную жизнь в Сызрани начал оказывать отрицательное влияние так называемый «церковный раскол», который развивал в людях отчужденность, стремление к уединению.

Такое положение отнюдь не радовало Православную церковь Сызрани, которая, как и повсюду по стране, в союзе с самодержавием оказывала большое влияние на все стороны жизни православного населения царской России.

Православное духовенство выполняло целый ряд государственных функция. В частности, проводило регистрацию рождений, браков и смертей, участвовало в судопроизводстве - приводило к церковной присяге. Под опекой церкви находилась вся общественная жизнь. Богослужением сопровождалось открытие предприятий или учреждений, начало и завершение любого общественного мероприятия. Без соответствующего молебна не начинали сельскохозяйственные работы, не выгоняли скот на пастбища и т. д.

В целях совершенствования духовного управления страной с октября 1799 года в России шло формирование епархий - церковно-административных территориальных единиц. Но только 10 февраля 1832 года была утверждена самостоятельная Симбирская епархия. Первым духовным ее руководителем стал архиепископ Симбирский и Сызранский Анатолий (Андрей Иванович Максимов), который последние два года своей жизни провел на покое в Сызранском Вознесенском монастыре, умер в 1844 году и погребен в церкви Феодоровской Божией Матери.

Русская Православная церковь контролировала учебно-воспитательный процесс во всех учебных заведениях. При архиепископе Анатолии в Симбирске была открыта Духовная семинария. Подобное произошло и в Сызрани. В 1833 году в Закрымзенской части города, недалеко от Ильинской церкви, у местного купца Козьмы Вандышева Вознесенский монастырь купил и надлежащим образом обустроил каменный двухэтажный просторный дом с деревянным флигелем, где было открыто уездное Духовное училище. Средства на его содержание поступали как то Синода, так и от действующих Сызранский церквей. В 1894-1895 гг. по проекту губернского архитектора Афанасьева для Духовного училища было построено двухэтажное каменное здание с общежитием для учащихся и домовой церковью.

Религиозно-церковным влиянием была пронизана вся личная жизнь православных жителей города Сызрани. Рождался человек - его несли в церковь крестить, там же его венчали, крестили его детей. К церкви обращались за благословением при постройке дома, рытье колодца.

Великое испытание постигло Сызрань 5 июля 1906 года, когда почти весь город был охвачен сильным пожаром, вызванным неосторожным обращением с огнем при варке варенья в одном из деревянных домов в Ильинской слободе. Корреспондент журнала «Нива» писал: «Вследствие сильного урагана, несколько раз менявшего направление, пожар сразу принял огромные размеры. Через несколько часов в Сызрани возвышалась только соборная колокольня, а все вокруг было опутано дымом и огнем. Самый страшный момент наступил тогда, когда огонь подобрался к артиллерийским пороховым погребам. Взрывы пороха, грохот разорвавшихся снарядов были последним прощальным сигналом погибшей Сызрани. »[?]. Среди местных храмов, по меньшей мере, шесть сильно обгорело, а один - единоверческий - был уничтожен целиком. Пока они отстраивались, духовенство нашло приют в Вознесенском монастыре, оставшемся в стороне от разрушительного огня. Конечно, несчастье, постигшее сызранские церкви, не могло оставить равнодушными православных верующих из других городов России. Например, из города Алатыря для пострадавших в пожаре Ильинского, Покровского, Успенского, Христорождественского храмов осенью 1906 года поступили облачения для священников, хоругви и плащаницы, кресты, подсвечники, богослужебные книги и другая церковная утварь. С 1907 года в городе Сызрани активизировало свою деятельность местное отделение «Союза русского народа», посильное участие в его работе стало принимать и подавляющее большинство православного духовенства.

Очередное великое испытание обрушилось на Православную церковь в Сызрани, как и по всей стране, после 1917 года. Декретом «О земле» большевистского правительства от 26. 10. 1917 года все монастырские и церковные земли были «национализированы». Другими декретами православная церковь была отстранена от государства, школы, армии, потерял юридическую силу церковный брак. Выдача государственных средств на содержание церквей и духовенства прекратилась, наоборот большевики стали варварски грабить церковь. Многие служители культа и все те, кто, остался верен православию, были репрессированы. В 20-30-е годы множество верных церкви людей поплатились жизнью за свои убеждения. Рядовые православные верующие, которых в городе до революции насчитывалось несколько десятков тысяч, были сломлены репрессивным режимом, молчали, надеясь на лучшую жизнь. На компромиссы с властью шли неохотно.

В 20-30-е годы были разрушены такие жемчужины зодчества, как Преображенская, Троицкая, Покровская, Петропавловская, Крестовоздвиженская местные церкви. К середине 30-х годов в городе, как и по всей стране, был запрещен колокольный звон. Тогда же был закрыт единственный к тому времени продержавшийся в Сызрани православный храм - Казанский собор. Богослужения стали проводиться тайно.

Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война дала толчок духовному возрождению русского народа, который издавна чтил культ воина-освободителя. Отношение властей к религии изменилось в положительную сторону, что впрочем, было всего лишь «тактическим» ходом. Сызранские верующие, как могли, помогали фронту. В 1944 году в городе вновь был открыт Казанский собор, появилась возможность открыто совершать богослужение.

Но после окончания войны «борьба» с религией была по-прежнему жестокой. Как никогда, усиленно велась в этот период в Сызрани противопоставленная религии атеистическая работа. Но тяга к православию в первые послевоенные годы еще больше возросла. Из отрывочных сведений, сохранившихся в городском архиве, следует, что только за первые шесть месяцев 1948 года население Сызрани и окрестных сел приобрело в Казанском соборе огромное количество свечей (842), икон(12700), крестиков. [?]В августе и сентябре 1948 года свыше 50 местных коммунистов крестили своих детей в церкви. Несмотря на все запреты люди, посещали православные учреждения. Многие сызранцы убедились на собственном опыте, что открыто придерживаться православных обрядов и традиций опасно, и делали это втайне.

Лишь в конце 80-х годов сызранские верующие получили возможность открыто посещать церкви и выражать свои духовные взгляды и воззрения. А приведенные выше примеры свидетельствуют, что как не пыталось государство отгородить от людей церковь глухой стеной, она все равно принимала активное участие в жизни людей и в миротворческом движении.

Православные монастыри, храмы.

Православные христианские храмы занимали центральное место в жизни большинства населения города Сызрани. Самая значительная часть всего, что наполняло жизнь прихожан слободы, была связана с храмом. В храме крестились, учились вере, молитве, грамоте, узнавали новости, обсуждали дела. Здесь знакомились, сближались, иной раз навсегда. К храму сходились на празднества и торги и возле своего храма ложились на вечный покой. Отсюда с благословения Божия уходили защищать Родину от нападения врагов. Тесная духовная связь жителей города с хромом определяла главное в их отношениях - готовность помогать друг другу в деле спасения, в сохранении общего благочестия и трудолюбия.

Один за другим появлялись в городе православные христианские храмы. Уже во второй половине ХVIII века их было около десяти, они скрепляли всю градостроительную структуру Сызрани. Так, Преображенская слобода, строившаяся юго-западнее крепости, за рекой Сызранкой, отождествлялась с храмом во имя Преображения Господня; возникшие в Закрымзенской части города Ильинская и Покровская слободы - с храмом в честь святого пророка Илии и в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Святым делом люди считали строительство храмов.

Часовня в Сызранском кремле (весна 1683 г. ). Во время строительства г. Сызрани на территории Сызранского Кремля было сделано первое сооружение для отправления православных религиозных обрядов - подземная часовня. Однако уже вскоре в городе появилось несколько храмов, и часовня утратила своё предназначение.

И, тем не менее, на протяжении двух с лишним веков доступ в неё был открыт, но затем, уже в годы советской власти, она была засыпана большим слоем земли. А находится часовня примерно на середине пути от Христорождественского храма до автобусной остановки маршрута № 6.

Спасская башня. Немногие сегодня знают о том, что Спасская башня Сызранского Кремля, силуэт которой часто используется в качестве символа нашего города, еще лет 80 назад являлась православным храмом. Ее точное название таково: «Церковь на башне во имя Нерукотворного образа Христа Спасителя». Как свидетельствует «Летопись Сызранского Собора», наш город при его основании был обнесен семиугольной деревянной стеной длиной 290 саженей, с башнями. Между ними в 1688 году упоминается Спасская. В 1755г. в ней был устроен, как это видно из надписи на его кресте: «Освятися жертвенник Господа Бого и Спаса нашего Иисуса Христа во имя Нерукотворного Образа при державе Благочестивейшия Самодержавнийшия Великия Государыни нашея Императрицы Елисаветы Петровны, Самодержицы Всероссийския, при Наследнике Ее, внуке Петра Первого, благоверном Государе Цесаревиче, Великом князе Петре Федоровиче и супруге Его, Благоверной Государыне Великой княгине Екатерине Алексеевне, при Благоверном Государе Великом князе Павле Петровиче, повелением Святейшего Правительственного Синода и Великого Господини нашего, Преосвященейшего Луки, Епископи Казанского и Свияжского, в лето от Адама 7263-года, от рождества Бога Слова 1755-года, индикта 3-го месяци октовбрия, 8 дня. А вторично возобновлен в оном храме Иконостас от Рождества Христова 1802 года, месяци октовбрия, 19 дня».

В 1811 году башенный храм по церковным документам значился теплым, и в нем до 1830 года зимой совершалась служба, а весной, летом и осенью - в расположенном рядом Христорождественском соборе. В 1850г. Спасская башня и находящаяся в ней церковь были обновлены стараниями купцов Григория Петровича Серебрякова и Бориса Ипатьевича Колпаченкова. До сих пор под Спасской башней находится подземная часовня. Во время построения Казанского собора в башне церкви по воскресным и праздничным дням служились ранние обедни. А с 1870 года служба в этом храме около полувека совершалась один раз в год, 29 августа, на праздник Нерукотворенного Образа Господа нашего Иисуса Христа.

В конце XIX - начале XX в. Спасский храм использовался в качестве церковного магазина, где продавались иконы, свечи, другие богослужебные предметы. После революции эта церковь была закрыта. Имущество ее отчасти было разворовано, а остальное конфисковано властями. С храма был снят крест, замененный флажком. К счастью для храма, со временем получил статус республиканского значения, и поэтому его внешний вид благодаря регулярной реставрации неплохо сохранился до наших дней. Сейчас на нем установлены новые колокола и православный крест.

Вознесенский мужской монастырь. В 1685 году против крепости Сызран за рекой Крымзой, на высоком мысе, называвшимся стрелкой, был основан первый в Сызране Вознесенский мужской монастырь. Он занял выгодное сторожевое положение на подходе к городу по большой Саратовской дороге. Однако преследовалась ли здесь военно-техническая цель, неизвестно.

По древнему обыкновению благочестивого русского народа почти одновременно с возведением крепости Сызран первые строители ее и первые жители (а это были «служилые люди», солдаты) захотели устроить монастырь, чтобы желающие могли постричься в монахи. Это намерение подкреплялось и тем обстоятельством, что служба в армии в то время длилась 25 лет. К концу ее человек обычно терял всякие родственные связи, не имел семьи, возвращаться ему было некуда, и доживать свой век ему было легче в братском уединении монастыря.

Уже в 1684 году некто старец Кирилл (по архивным данным, ученые полагают, что в свое время он был одним из (градодельцев(, то есть зодчим, а его (братия( состояла в основном из сержантов и десятников)[?] и другие жители Сызрани послали челобитную царям Иоанну и Петру Алексеевичам с просьбой построить на стрелке, образуемой реками Сызранкой и Крымзой, мужской монастырь во имя Вознесения Господня с приделами Пречистой Богородицы Смоленской и Архистратига Михаила.

Позволительная грамота царей была дана 2мая 1685г. симбирскому стольнику и воеводе Матвею Алексеевичу Головину. Из Симбирской Приказной избы старцу Кириллу в том же году была дана грамота, где указаны размеры отведенной земли на стрелке-«200 сажен в длину и поперек тож, в трехаршинных саженях ».

Получив разрешение и землю, приступили к делу. Сохранились имена первых строителей монастыря. Это старец Кирилл; подьячий Иван Хомуцкий; сержанты Любим Денисов, Аким Постников, Алексей Романов, Максим Карпов, Григорий Белоусов, Любим Глазунов; десятник Алексей Красулин; станичные казаки Симеонов, Иван Давыдов, Яков Михайлов, Кирила Никифоров.

Многие из них были старые и не хотели умирать, не постригшись в иноческий чин, поэтому работали они с большим усердием. Первоначально, до возведения первых деревянных построек, монахи жили в землянках, а потом, южнее Сызрана, в 8 верстах ниже по течению Волги, возводится Кашпир, куда и переносится монастырь.

На прежнем месте при часовне осталось несколько человек братии под начальством старца Филарета. Здесь они, с разрешения патриарха Адриана, в 1691 году стали возводить деревянную Вознесенскую церковь. Из-за недостатка средств, строительство затянулось на 5 лет.

Построена церковь была из соснового лесу с одним престолом, без приделов, с папертью и деревянной колокольней над трапезной частью с четырьмя небольшими колоколами. Тогда же построены и 4 деревянных кельи с сенями для монахов, которых было семеро: старец Корнилий, рядовые - Авраамий, Афеноген, Афанасий, Невъ, Серсниан, Феодот.

Шли годы. Монастырь расширялся и богател. Ему были отведены дополнительные земли под покосы, а также лес и речные угодья для ловли рыбы. Развивается и собственное монастырское хозяйство. На реке Сызран построена водяная мукомольная мельница, которая обслуживала и окрестных жителей. В 1739-ом появилась вторая мельница, в 1764-ом - третья, обе просо обдирочные.

На территории хозяйственной части монастыря размещаются хлебные амбары, скотный двор, квасоварня, пекарня и другие постройки. Позже монастырь владел 12-ю каменными базарными лавками.

Вознесенский монастырь - это и место первого некрополя нашего города. По древнему русскому обычаю усопших издавна хоронили около церкви, а особо знатных и заслуженных людей - непосредственно в храмах. В Сызране, на территории монастыря, у храма Феодоровской Божьей Матери (бывшего Вознесенского) с восточной и южной его сторон сложилось первое кладбище. Первые строители и жители крепости и монастыря похоронены здесь. Монахов и горожан хоронили на втором кладбище, которое располагалось западнее хозяйственной зоны монастыря, занятой теперь промышленными предприятиями.

С 1738 года начался второй период строительства монастыря - каменное зодчество. Вместо деревянной церкви на средства отставного дворянина Ивана Васильевича Борисова в 1738-1739 годах возведен кирпичный храм Вознесения Господня с теплым приделом Федоровской Божией Матери. Каменный Вознесенский храм возводился по распространенному в те времена на Руси типу бесстолпных посадских сооружений подобного назначения. Состоял из четверика, переходящего в восьмерик, и венчался одной главою. Над трапезной (западная пристройка) - колокольня с отдельным входом на нее. Позднее рядом был построен богадельный двухэтажный дом, соединявшийся с храмом одноэтажным переходом. В 40-х гг. ХIХ в. территория монастыря обнесена новой стеной (взамен деревянной), ее сохранившаяся северо-восточная часть имеет архитектуру стиля ампир, по традиции она с башнями, но декоративного назначения. Из зданий монастыря сохранились двухэтажный жилой корпус и дом настоятеля, которые были построены в 1805 году. Облик этих зданий отражает зодчество периода русского классицизма. Обращает на себя внимание одноэтажный дом настоятеля, пластика стен которого выражена ордерным строем пилястр, а само здание увенчано изящным по рисунку дорическим карнизом. В 1852 году в монастыре была построена вторая каменная церковь - соборный летний храм во имя Вознесения Господня. Прежний же переименован в честь Феодоровской Божией Матери, одновременно решено - этот, Феодоровский, перестроить. В 1861 году в Синод был направлен соответствующий план. Проект, выполненный архитектором А. Томорнинским, дорабатывался специалистами Главного управления путей сообщения и публичных зданий. Фасад каменного здания выдержан в русско-византийском стиле, с арочным завершением окон и двумя круглыми абсидами по бокам центральной части. Купол и глава храма покрыты белым железом, кресты - желтым кроном. Феодоровский храм действовал до его закрытия в 1932 году. К настоящему времени сохранился лишь нижний, да и то наполовину разрушенный, ярус церкви и колокольни, которые долгие годы использовались под склад продукции завода пищевых концентратов. Что касается нового храма для монастыря, то известно: автор проекта летнего собора Вознесения Господня - сызранский же архитектор Бензнман. После доработки он был утвержден 18 октября 1851 года. В следующем году храм уже построен, а 26 июня 1855г. - освящен.

Храм венчали 5 восьмериковых глав, крытых английской белой жестью. На главном куполе железный крест был позолочен, а на малых - деревянные кресты обиты железом и покрашены кроном. Стены из красного кирпича имели толщину 1,1-1,5м. Главный вход устроен в виде теремка с двумя белыми колоннами. Сохранилась основная пластика фасадов: углы здания декорированы спаренными полуколоннами, оконные проемы в основном заложены, но хорошо просматривается арочное их завершение. Внутри здания храма - алтарь полукружием, полы - полностью паркетные. К 1898 году в монастыре было три храма: летний, зимний и крестовый. Они были предметом постоянных забот иноков: обновлялись и заменялись иконостасы, расписывались с изображением святых угодников стены. В 1902 году, кроме трех церквей, в монастыре было два каменных дома, три двухэтажных корпуса, один одноэтажный, хлебопекарня, кладовые, баня, погреб, семь амбаров, три конюшни, скотный двор, мельница, кузница. Угодья монастыря включали всю территорию Монастырской горы с лесным массивом и полем, на которых выращивали пшеницу и заготавливали сено для монастырского хозяйства. Иноки монастыря были рачительными хозяевами, показывая мирским людям хороший пример своим трудом.

Но за тамошними монахами водились и непристойные поступки. В местном архиве есть сведения о том, что в 1884 году Правление монастыря докладывало Епископу Симбирскому и Сызранскому Варсонофию, что «в прошлом году были совершены неодобрительные действия иеромонахом Тихоном и иеродиаконом Вениамином. Кроме разных дерзких поступков Тихона, как против наместника монастыря, так и всей братии, Правлению стали известны частые его самовольные отлучки ночью и днем из обители неизвестно куда. После них полицейские служащие сообщали в монастырь, что этот иеромонах разъезжал по городу на лошадях и останавливался, надо полагать, в неприличных домах. А в начале февраля этого года сызранская крестьянка Елизавета Зайцева начала говорить некоторым из монастырской братии, что «Тихон имел с ней любовные связи, через что и прижил с нею двоих детей, которых он вместе с Зайцевой некоторое время содержал на свои деньги, а затем бросил без всяких средств к существованию. » Сохранившиеся архивные документы умалчивают о том, какие наказания в итоге понесли за свои поступки Тихон и Вениамин. Надо полагать, что вскоре их убрали из монастыря, дабы они не позорили честную братию. Ведь, по учению Православной церкви, монашество есть иной, удаленный от соблазнов мира образ жизни.

Из настоятелей обители, отличавшихся своим добрым нравом в прошлом веке, были архимандрит Герман (он возглавлял ее с 1834г. примерно до середины 50-х годов), иеромонах Варсонофий(1866-1875гг. ), игумен Стефан(1875-1885), иеромонах Антоний (с 1885 года примерно до первых годов нынешнего века). В 1915 году настоятелем был назначен игумен Александр.

После 1917 года стало ясно, что монастырь продержится недолго. В 1925 году он был закрыт, обитателей его выгнали на улицу, а многие из них получили лагерные сроки.

В 1933 году закрыли и саму Вознесенскую церковь, согласно следующему документу: «Протокол (без номера) заседания комиссии при Сызранском горсовете от 5. 04. 1933г. по закрытию Вознесенской церкви.

Слушали о сроке ликвидации церкви. Постановили: приступить к таковой в 12 часов дня 8 апреля 1933 года»

В этом же году оба храма Вознесенского монастыря, зимний и летний, стал арендовать завод пищевых концентратов. Зимний храм использовался в качестве гаража. К 70-м годам, когда его переоборудовали в сырьевой склад, в нем уже не сохранилось никакой росписи и отделки. Еще в середине 30-х годов на главном куполе Вознесенского хрома вместо креста была укреплена пятиконечная звезда, он был отдан под заводской клуб. Впоследствии остальную часть территории монастыря, огороженную каменной монастырской стеной, занял 136-й военный завод.

В начале 80-х, во время строительства нового моста через Крымзу, были вскрыты могилы нескольких монахов. И с тех пор существует народное поверье, что участок дороги, построенный на иноческих костях, всегда будет местом повышенной опасности для водителей.

В 1994 году началось восстановление Вознесенского монастыря, главный храм которого все еще стоял под пятиконечной звездой. Звезду на нем спилили, а купол разобрали. Под руководством Благочинного прот. о. Григория (Коберника) разыскали в архивах снимки первоначального облика храма, изготовили купол, увенчали его крестом, и в 1995 году купол был установлен на здании собора. Вставлены были новые двери и рамы, сделан внутренний ремонт. Стены храма украсили иконами и установили иконостас. 24 июня 1996г. храм был освящен епископом Самарским и Сызранским Сергием и в нем начались богослужения.

Богородицкий женский монастырь. В 1695 году был построен второй монастырь - женский, во имя Казанской иконы Божией Матери. Он находился в самом центре города, на месте нынешнего Казанского собора. Казанский епископ Лука в донесении Священному Синоду Русской Православной Церкви в 1745 году писал: «Означенный Богородицкий девичий монастырь построен. тому ныне более 50 лет, по благословению преосвященного Маркелия, митрополита Казанской губернии из разных городов солдат, и о построении одного монастыря от преосвященного Маркела. » Сначала монастырь существовал при Казанской церкви, построенной еще в 1689 году.

В 1710 году сызранский посадский человек Семен Ларионович Шлыгин построил в монастыре деревянную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Тогда же монастырь был обнесен деревянною оградою. В 1715 году Шлыгин построил теплую деревянную церковь во имя Сергия Радонежского с приделом в честь Георгия Победоносца. К сожалению, в большом пожаре 1728 году обе монастырские церкви, кельи монахинь и ограда сгорели. После пожара пожертвования церкви сызранских жителей уменьшились, поэтому долгое время в церкви не было достаточного количества утвари, икон, росписей. В 1733-1734 г. был построен теплый деревянный храм, а в 1735-1742 г. - холодный каменный во имя Казанской иконы Божьей Матери. Причем строил их вновь Шалыгин - бургомистр Сызранского магистрата.

В 1737 году на средства посадского человека Дмитрия Исаева заново были отстроены кельи и деревянная ограда. Но согласно описи 1739 года Богородицкий женский монастырь располагал: «Одна каменная и одна деревянная церкви, 16 настоятельских и монастырских келий, школ и госпиталей не имеется. В монастыре - игуменья, 17 монахинь, 20 учениц, 2 попа, 1 дьякон. Вотчин, земель и сенных покосов не было. » Питались монахини мирскими подаяниями, а одежду им присылали в основном родственники.

После того, как в июле 1742 года, с благословения епископа Казанского и Свияжского Луки наконец начал действовать Казанский храм, казалось, что монастырю уготована долгая и размеренная жизнь. Однако уже в этом же году его настиг новый разрушительный пожар. Начался он в расположенном неподалеку «щепетильном ряду», и в результате сгорели все кельи и часть ограды. Из-за отсутствия средств несколько лет монастырь не отстраивали. Многие монашки ходили по миру. В 1759 году на средства прихожан заложили в монастыре в добавление каменному храму в честь Казанской Богоматери другой каменный храм - во имя Сергия Радонежского. По проекту длина храма должна была составить 11 саженей, ширина - 4,5, высота -5. Три года строительство велось быстро, но затем остановилось из-за смерти прихожан, финансировавших работы.

В 1764 году Богородицкий монастырь был упразднен, всех монахинь перевели в Симбирско-Спасский монастырь. К моменту закрытия обитель занимала площадь 56 саженей в длину, 48 - поперек, 208 - в окружности. Наряду с двумя каменными храмами (действующим и недостроенным) в ней были колокольня и деревянная часовня размером полторы на полторы сажени, где находилось 17 монахинь (а всего обитель была рассчитана уже на 40) и 17 учениц, а также несколько священников.

Что же касается церкви, посвященной Сергию Радонежскому, то ее строительство все-таки было завершено в 1775 году. Однако уже в конце ХVIII века, ввиду наметившихся из-за плохого качества кирпичной кладки разрушений, ее пришлось сломать.

Каменный храм во имя Казанской иконы Божией матери. Храм был построен в 1742 году на средства Семена Шлыгина и Якова Кривоносова. Его длина составляла 12 саженей, ширина - четыре. Согласно описи 1764 года церковь была с одной главой, обитой жестью, с железным крестом, крыта тесом. В храме было два престола: главный, холодный, во имя Казанской иконы Богоматери, и придельный, холодный, во имя Чудотворца Николая(его упразднили за ветхостью в 1835 году). Всеобщее внимание привлекал пятиярусный иконостас и позолоченные резные двери. Одной из главных святынь церкви была Казанская икона Богоматери в серебряном вызолоченном окладе. Риза на ней унизана жемчугом и каменьями. И вложена была икона в доску с изображением чудес. В числе других достопримечательностей были три серебряных напрестольных креста (один из них был обложен многочисленными мощами святых), два серебряных чеканных сосуда, три Евангелия, обложенных серебряными досками.

Вскоре после упразднения Богородицкого монастыря, храм во имя Казанской иконы Богоматери был обращен в приходской, а в 1795 году - приписан к Христорождественскому собору. В 1825 году церковь была обнесена каменной оградой, которая в 1867 году была разрушена. Дело в том, что еще годом раньше буквально рядом с ней был заложен большой каменный храм. А когда он был построен и также освящен в честь Казанской иконы Богоматери(1872), снесли и бывшую монастырскую церковь, уже порядком обветшалую. Новый храм сразу стал кафедральным собором нашего города.

Христорождественский собор. Неподалеку от Спасской башни находится церковь в честь Рождества Христова. Она начала строиться в 1717 году на территории Сызранского Кремля, где ранее располагался первый Сызранский собор, во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Храм строился на средства сызранского купца Алексея Васильевича Кандалаева. По разным причинам строительство растянулось на 24 года. Первоначальный облик его неизвестен, так как в 30-х гг. того же столетия внешняя архитектура собора подверглась значительному изменению с использованием декоративных форм и деталей московского (ХVII в) и классического зодчества в провинциальном их понимании и исполнении. Храм представляет собой восьмерик на четверике, по трехчастной схеме - прямоугольная трапеция, собственно храм и алтарь.

Освящен был собор в 1741 году. Долгое время храм был холодным. Зимой служба переносилась в Спасскую церковь. В 1830 году храм был сделан теплым, и служба в нем не прекращалась круглый год. Интересным был иконостас Христорождественского собора - древний, состоящий как бы из виноградных лоз, резной и позолоченный. С 1872 года собор из разряда соборных переходит в рядовую церковь, в которой совершались службы для находящихся в остроге узников. Дело в том, что в этом году была освящена новая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, к которой и перешло название соборного храма. К этому моменту на территории Сызранского Кремля быв построен тюремный острог (снесенный в 30-е годы нашего века). В его веление и была передана Христорождественская церковь, которую стали называть тюремной. После передачи в ведение тюрьмы изменился и внешний облик храма. Все рельефные архитектурные формы и детали на здании были срублены, а гладкие стены оштукатурены. Тюремной церковью храм был до 1917 года, а затем по воле властей стал бездействующим. В начале 30-х годов в нем было совершено неудивительное для того времени кощунство - он был «переоборудован» под инкубатор по выращиванию цыплят. В начале 50-х годов церковь, несмотря ни на какие невзгоды, оставалась прекрасным образцом древнерусского зодчества и получила статус памятника архитектуры республиканского значения. Инкубатор отсюда убрали. В 60-е и 70-е годы местные органы советской власти неоднократно пытались отреставрировать храм, вернуть ему такой же облик, какой у него был в то время, когда он являлся соборным. Но при этом предполагалось использовать церковь после восстановления в качестве кафе-ресторана или же музея научного атеизма. Этим планам не суждено было сбыться. Ввиду необходимости больших затрат на реставрацию в 1989 году Сызранским горисполкомом он был передан в качестве приписного в ведение Казанского кафедрального собора. Восстановительные работы в нем начались летом 1990 года.

Заключение Мне очень понравилось работать над проектом Я познакомилась только с некоторыми храмами моего города А сколько ещё осталось неизвестного? Много храмов уже разрушено и о них можно узнать только в архивах города В следующем году я продолжу изучение Православной Сызрани

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)