Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Иностранцы о России и Владимире

К числу лучших описаний России относится сочинение дипломата Амброджио Контарини, отправленного с дипломатической миссией в Персию в 1474 – 1477гг. Возвращаясь домой, в Венецию, он проделал путь от Азербайджана по Каспию в Астрахань, а оттуда по Волге и далее сухопутно в Москву.

Амброджио Контарини, посол Венецианской республики при дворе персидского шаха, был в России с 25 августа 1476 года по 21 января 1477 года.

Венецианец прожил в столице четыре месяца. Его общительность и доброжелательность дали возможность завести прочные знакомства, как среди русских, так и среди иностранцев, проживавших в то время в Москве. Среди них находился выдающийся европейский инженер и архитектор Аристотель Фьораванти, который строил знаменитый Успенский собор в Кремле. Встречался Контарини с великой княгиней Софьей Палеолог, гречанкой по национальности, но родившейся и выросшей в Италии, в семье родственников последнего византийского императора. Ему принадлежит одна из первых, видимо, зарисовок Москвы. Амброджио Контарини написал «Рассказ о путешествии в Москву в 1476-1477гг».

Первое, что его поразило в России – это морозы и долгие русские зимы и то, как живут русские люди зимой: «Страна отличается невероятными морозами, так что люди по девять месяцев в году подряд сидят в домах; однако зимой приходится запасать продовольствие на лето; ввиду больших снегов люди делают сани, которые тащит одна лошадь, перевозя, таким образом, любые грузы. Летом же ужасная грязь из-за таяния снегов, крайне трудно ездить по громадным лесам, где невозможно проложить хорошие дороги. В конце октября река замерзает; на ней строят лавки для различных товаров, и там происходят все базары, а в городе тогда почти ничего не продается. Так делается потому, что место это считается менее холодным: оно окружено городом со стороны обоих берегов и защищает от ветра. В городе в течение всей зимы собирается много купцов как из Германии, так из Польши. Они покупают исключительно меха – соболей, горностаев, белок, много рысей. И хотя эти меха добываются за много дней пути от города Московии, однако все съезжаются в это место, и купцы покупают меха именно здесь».

Он обратил внимание своих читателей на внешний облик жителей России, их характер, вероисповедание: «Русские очень красивые, как мужчины, так и женщины, но вообще народ грубый. У них свой папа (митрополит), как глава церкви их толка; нашего же они не признают и считают, что мы вовсе погибшие люди».

Интересно было прочитать его наблюдения об образе жизни русских людей: «Их жизнь протекает следующим образом: утром они стоят на базарах примерно до полудня, потом отправляются в таверны есть и пить; после этого времени уже невозможно привлечь их к какому-либо делу».

Контарини подробно описал особенности питания российских жителей: «У них нет никаких вин, но они употребляют напиток из мёда, который они приготавливают с листьями хмеля. Русские продают огромное количество коровьего и свиного мяса. К концу ноября обладатели коров и свиней бьют их и везут на продажу в город. Так цельными тушами их время от времени доставляют для сбыта на городской рынок. Таким образом, люди могут есть мясо более чем 3 месяца подряд. То же самое делают с рыбой, с курами и другим продовольствием. Продают очень много зайцев, но другой дичи мало. Я полагаю, что русские не умеют ее ловить. Торгуют так же разными видами дикой птицы в большом количестве. Нет никаких плодов, бывают лишь огурцы, лесные орехи, дикие яблоки».

2. Георг Перкамота, грек, находился на службе у великого князя Ивана III, был послом от московского князя герцогу Миланскому Галеаццо. Когда его спросили о делах страны Российской и ее государе, он утверждал, что «земля России вся плоская, имеет в длину не менее двух тысяч миль и немногим меньше в ширину, что она обильна населена и имеет множество больших городов, сел и деревень».

Он говорил, что в России есть большие города, имеющие каждый около и более 30 тысяч очагов, то есть дворов. Интерес представляет то, как он называл эти города: Новгородия (Новгород), Посковия (Псков), и Моска (Москва), которая по-латыни называется Московия, и последняя одна окружена стенами, построенными названным государем, живущим здесь большую часть времени, держащим здесь двор». Среди крупных городов он упомянул и наш город, назвав его Володимир. Он описал наш город, как весьма населенный, и имевший около 60 тысяч очагов.

Он описал одежду русских людей в зависимости от времени года: «Одеваются зимой они обычно в лисьи меха, особенно в их белые горла, и этих мехов у них великое количество. В середине сезона они употребляют более легкие меха, летом же льняные ткани, из которых делают рубахи и другие одежды. Дворяне употребляют соболя и другие ценные меха, а в теплое время горностаев и спинки мехом наружу, а кожей меха к рубашке, что дает возможность сохранять свежесть. Шерстяные ткани, шелка, парчи и подобные материалы возят иностранцы, а именно – германцы и другие купцы, приезжающие из Венгрии, Греции и других отдаленных мест, но немцы начинают посещать их более других».

Перкамота утверждал, что основными занятиями россиян были животноводство, рыбная ловля и растениеводство: «В этой стране имеется громадное количество скота, есть в ней очень большие пастбища и в продаже много дешевого мяса, а также кур, и есть большие реки и озера, производящие много хорошей рыбы. У них есть громадное изобилие зерна, так что в ряде мест из-за излишнего количества его собраны удивительные и поражающие своей величиной запасы пшеницы и другого зерна».

Он также дал описание государственного устройства страны: «Государь очень любим и почитаем своими придворными, и со своими придворными он обращается с большой простотой и щедростью и иногда вместе с ними пирует.

Во время войны они пользуются легкими панцирями, такими, какие употребляют (турецкие) мамелюки султана. Наступательным оружием у них являются в большей части секира и лук; некоторые пользуются копьем, кроме перечисленного обычного оружия, после того как немцы совсем недавно ввезли к ним самострел и мушкет, сыновья дворян освоили их так, что арбалеты, самострелы и мушкеты введены там так и широко применяются».

3. Сигизмунд Герберштейн, словенец, дипломат, императорский посол в России, был в Москве в 1516 – 1517 годах и в 1525 – 1526 годах. Одной из наиболее известных и читаемых книг явилось его сочинение «Записки о московитских делах». Сигизмунд Герберштейн родился 23 августа 1486 года в замке Виппах, в Каринтии. Именно здесь в горах славянской Крайны, провёл своё детство отпрыск обедневшего, но одного из древнейших родов немецкой Штирии. Будущий блестящий дипломат императоров превосходно изучил славянский язык.

Книга «Записки о московитских делах вышла в 1549 году. Книга написана серьёзно, безо всякого пренебрежения и предвзятой направленности по отношению к политике и истории Московского государства, в целом сочинение – плод наблюдений опытного, знающего и стремящегося показать действительность бытописателя. Много Герберштейн пишет о быте и нравах московитов, об их празднествах, обычаях, обрядах, например о бракосочетании. В книге помещена подробная информация о судопроизводстве, о финансах страны, денежном обращении, торговле. Самое важное место в книге занимает общее описание России, русская действительность 20-х годов XVI века. Обширный раздел книги посвящён «хорографии» России. Под этим термином автор подразумевает комплексы географической и этнографической информации.

Герберштейн приводит версии происхождения названия нашего государства: «О происхождении названия «Руссия» существуют разные мнения. Одни утверждают, будто она получила имя от некого Русса, брата или внука Леха, по мнению же других, ее имя происходит от одного очень древнего города по имени Рус, недалеко от Новгорода Великого; по словам некоторых, она получила имя от смуглого цвета ее народа. Большинство же полагает, что Руссия получила название, через изменение имени от Роксолании. Но московиты отвергают мнения лиц, утверждающих это, утверждая, что их страна издревле называлась Россейя, как народ рассеянный или разбросанный. В самом деле, Россейя на языке русских значит разбросанность или рассеяние».

Герберштейн был хорошо знаком с русскими летописями, приводя их сведения о славянах: «Что же касается происхождения их народа, то у них нет никаких известий, кроме летописей, приводимых ниже: это народ славянский из племен Иафета и некогда поселился у Дуная, где теперь Венгрия и Булгария. Он разбрелся и рассеялся по разным землям, причем получил названия от местностей. Где теперь Киев, люди именовались полянами, другие древлянами, живущими в рощах; иные между Двиной и Припятью были названы дреговичами; другие – полевчанами у реки Полоты; иные около озера Ильмень, которые заняли Новгород; другие по рекам Десне и Суле была названы северами; другие же выше истоков Волги и Борисфена получили имя кривичей; их крепость и столица – Смоленск. Так свидетельствуют их летописи».

Также, он дает известные по летописям факты о принятии христианства на Руси: «Когда князь Владимир стал монархом всей Руссии, к нему стали приходить из разных мест послы, убеждая его присоединиться к их вере. Он предпочел всем другим религиям христианскую по греческому обряду и избрал ее».

Интересно дано им описание города Владимира, его географического местоположения, его истории: «Прежде всего, нам встретился большой город Владимир, имеющий соединенную с собою деревянную крепость. Этот город со времени Владимира, который впоследствии был назван Василием, вплоть до Ивана, сына Данилова, был столицею Руссии. А расположен он между двумя реками, Волгой и Окой, на расстоянии 36 нем. миль от Москвы к востоку, в местности до такой степени плодородной, что из одной меры пшеницы произрастает 20, а иногда и 30 мер. Город омывает река Клязьма, а с других сторон его окружают великие и пространные леса. Клязьма начинается в 4 четырех нем милях от Москвы и славна и удобна по многим находящимся на ней мельницам; ниже Владимира она течет, на расстоянии двенадцати миль, до города Мурома, расположенного на берегу Оки, и соединяется с рекою Окою. В двадцати четырех милях от Владимира, прямо к востоку, некогда, в обширных лесах, было княжество, народы которого назывались муроманами и изобиловали мехами животных, медом и рыбой.

Князь Владимир основал город, расположенный между реками Окой и Волгой, который назвал по своему имени Владимиром, и сделал его столицей Руссии. По смерти Владимира сыновья его ссорились между собой, предпринимая каждый различные попытки захватить себе царскую власть, и стали даже сражаться, за что тот, кто был могущественнее, угнетал других низших и слабейших по сравнению с собой и прогонял их из царства. Сын Всеволода Владимир, по прозвищу Мономах, снова обратил всю Руссию в монархию, оставив после себя некоторые драгоценные украшения, которые и поныне они употребляют при венчании князей. Владимир умер в 6633 году от сотворения мира; после него ни сыновья, ни внуки не совершили ничего достойного упоминания до времен Георгия и Василия; их победил в войне татарский царь Батый и погубил; он выжег и разграбил Владимир, Москву и добрую часть Руссии».

Герберштейн также пишет и о других городах России, входивших в состав Владимиро-Суздальского княжества: «Нижний Новгород – большой деревянный город, с крепостью, которую нынешний монарх Василий выстроил из камня на утесе при слиянии рек Волги и Оки. По своему плодородию и изобилию во всем страна эта не уступает Владимиру. И здесь до известной степени находится граница христианской религии. Княжество Суздаль с одноименной крепостью и городом, в котором находится местопребывание епископа, расположено между Ростовом и Владимиром. В то время когда столицей державы московского государя был Владимир, Суздаль считался среди главных княжеств и был столицею основных прилегающих городов. Затем, когда власть московского государя усилилась, и столица была перенесена в Москву, это княжество было назначено второрожденным детям государей. Среди всех княжеств и областей московского государя первое место по богатству почвы и изобилию во всем присваивает себе Рязань. За ней идут Ярославль, Ростов, Переяславль, Суздаль и Владимир, которые по плодородию земли ближе всего подходят к Рязани».

4. Джовио Паоло (Иовий Павел) Новокомский был епископом города Комо, писателем. Он ни в России, ни в Москве не бывал. Книга о московском посольстве была написана им по рассказам Дмитрия Герасимова, русского переводчика и посла к римскому папе Клименту VII в 1525 году. Он рассказывает о быте русских людей: «Дома в городах не очень огромны, но и не слишком низки, а внутри довольно просторны. При каждом почти доме есть свой сад, служащий для удовольствия хозяев и вместе с тем доставляющий им нужное количество овощей, от сего город кажется необыкновенно обширным. В каждом почти квартале есть своя церковь. Всякий квартал загражден воротами и рогатками, и ночью не позволяется без дела ходить по городу».

5. Альберт Кампензе, в России тоже не был, письмо « О делах Московии» составлено им из сведений, сообщенных ему отцом и братом, которые долго жили в России.

Он, прежде всего, об устройстве армии: «В Московском княжестве считается до 30 тысяч бояр или дворян, вписанных всадниками в воинскую службу и всегда готовых к бою по воле великого князя. Сверх того государь может всякий раз, когда только пожелает, собрать 60 и 70 тысяч пехоты из молодых людей, мужественных и уже совсем вооруженных.

Он также восторгается лесами, богатством России: «Лес, рассеянный частыми и густыми рощами на всем пространстве Московии, снабжает жителей всякого рода деревьями, нужными для их употребления. Сосна величины невероятной, так что одного дерева достаточно на мачту самого большого корабля. Купцы наши вывозят их в большом количестве в числе прочих товаров из Московии и продают по весьма дорогой цене, несмотря не то, что у нас самих нет недостатка в лесе».

К другим богатствам России он относит мёд, драгоценные металлы: «Московия очень богатая медом, который пчелы кладут на деревьях без всякого присмотра. Вообразив это обилие меда и лесов, не удивительно, что все то количество воска и жидкой и твердой смолы, которые потребляются в Европе, равно как и драгоценные меха, привозятся к нам из московских владений. Московия весьма богата монетою, добываемою более через попечительство государя, нежели чрез посредничество рудников Вывоз золота и серебра за пределы государства строжайше воспрещен».

Особое место занимают Московия, русские в английской литературе XVI века. Английские сочинения XVI века о России представляют особый интерес. Они дают сводку сообщений о географии, этнографии страны, о её торговле и её законах.

6. Джером Горсей появился в Москве в 1572 году в качестве приказчика-практиканта английской Московской компании. Джером Горсей был родом из графства Дорсетшир, юго-западной Англии. Создание мемуаров Горсея падает на 90-е годы XVI века. Они были хорошо известны на родине автора. Ими зачитывались как государственные деятели Англии, так и широкие круги публики. Прожив столь долго в России, Горсей оставил уникальные мемуары. Ценность записок – в непосредственности восприятия, в оригинальности материала, в личной трактовке очевидца ряда исторических событий. Горсей в основном описывает современные ему события, описывает Россию, которую он видел, знал, в которой он жил. Он пишет о её торговле, и в первую очередь с англичанами, о дипломатических контактах России и Англии, которые сам осуществлял, о Ливонской войне, о проектах постройки русского флота. В записках есть совершенно уникальные портреты двух выдающихся государственных деятелей России XVI и XVII вв. – Ивана Грозного и Бориса Годунова.

7. Ричард Ченслор, английский мореплаватель, был в России в 1553 – 1554 годах при Иване Грозном.

Из «Книги о великом и могущественном царе России и князе Московском, о принадлежащих ему владениях, о государственном строе» мы узнали о неприхотливости русских людей, их умении переносить лишения и невзгоды: «Я думаю, что нет под солнцем людей столь привычных к суровой жизни, как русские; никакой холод их не смущает, хотя им приходится проводить в поле по два месяца в такое время, когда стоят морозы и снега выпадает больше чем на ярд. Простой солдат не имеет ни палатки, ни чего-либо иного, чтобы защитить свою голову. Если пойдет снег, то воин отгребает его, разводит огонь и ложится около него. Так поступает большинство воинов великого князя за исключением дворян, имеющих особые собственные запасы. Однако, такая их жизнь в поле не столь удивительна, как их выносливость, ибо каждый должен добыть и нести провизию для себя и своего коня на месяц или два, что достойно удивления. Сам он живет овсяной мукой, смешанной с холодной водой и пьет воду. Его конь ест зеленые ветки и т. п. , стоит в открытом холодном поле без крова и все-таки работает и служит ему хорошо».

8. Климент Адамс, английский мореплаватель, посетил Россию вместе с Ричардом Ченслером в 1553 – 1554 годах.

На него большое впечатление произвели русские леса и обилие в них пушных зверей: «Северная часть Руси доставляет редкие и драгоценные меха, в том числе и соболей, которых наши дамы так любят носит на шее, также белых, черных и бурых лисиц, меха заячьи, бобровые и других животных, известных под разными скифским именами. В море водится редкий зверь, называемый моржом Его ловят, потому что зубы его у русских в таком же употреблении, как у нас слоновые».

Он довольно точно дает описание православных церквей, праздников и постов, предшествующих им: «Русские исповедуют учение Восточной Церкви. Церкви строят обыкновенно деревянные; посередине здания возвышается глава, крытая гонтом. На церковном дворе строят деревянные здания, в коих вешают колокола по одному, по два и по три. В Московии весьма много иноческих обителей (монастырей), у которых столько земли, что третья часть полей империи принадлежит им; там совершенно запрещено употребление мясной пищи, а разрешены соленые припасы, молоко и сыр Питье употребляют очень слабое и нехмельное. Если умирает настоятель монастыря, то все имущество обители, стада, домашняя рухлядь, серебренные и золотые вещи поступают в казну, или преемник покойного должен их выкупить. В храмах имеют много изображений святых, которым молятся, делают приношения и возжигают фимиам; но прежде, нежели икону поставят церкви, ее окропляют святой водой. По мнению русских, изваянных изображений святых в храмах иметь не должно. Русские соблюдают четыре поста в году. Первый начинается вместе с нашею Четырехдесятницею, второй начинается Петров пост, третий получил название от имени Пресвятой Девы, четвертый – от святого Филиппа. За неделю до Четырехдесятницы едят только молочное (отчего и называется «масленый пост» - масленица), знакомые навещают друг друга и целуются в знак взаимной любви и христианского примирения на второй неделе поста (то есть на первой после масленицы) несколько раз посещают храмы или остаются в домах и занимаются молитвою. В продолжение целой неделе ничего не едят, кроме овощей, а после разрешается и вино. Вообще русские соблюдают посты очень строго и ничего не едят, кроме овощей и соленых припасов. Каждую среду и пятницу постятся, а по субботам едят мясное».

Интерес представляют его описания русских жилищ и одежды: «Дом в Московии строят из еловых бревен. В нижней перекладине вырубают желобок, в который верхнее бревно входит так плотно, что ветер никак не продует, а для большей предосторожности между бревнами кладут мху. Форма зданий четвероугольная. В комнатах к стенам прикрепляются широкие лавки, на коих обыкновенно спят, потому что постели не в употреблении. Печи затапливаются с самого утра, так что всегда можно теплоту увеличить или уменьшить Верхнее платье русские носят шерстяное; шапки конусом вверх, по их форме различают состояние людей: чем шапки выше, тем лицо почтеннее».

9. Антоний Дженкинсон, английский купец и дипломат, посещал Россию несколько раз. Первый раз был в Москве по поручению английского правительства и московской компании в 1557 – 1558 годах.

Он упоминает четыре главных поста, которые соблюдают русские люди, пишет об особенностях пищи: «На пирах у них бывает много разных яств и напитков, и они наслаждаются, поедая грубые блюда и вонючую рыбу». Он точно подметил положение женщин: «Женщины находятся в большом послушании у своих мужей; им строго запрещено выходить из дома, кроме особых случаев».

Он дает очень подробное описание русской одежды: «Русский человек одевается следующим образом: его верхняя одежда состоит из парчи, шелка или сукна; она очень длинная, до земли и застёгивается большими серебряными пуговицами или же шелковыми шнурками, застёгнутыми булавками; рукава очень длинные; ее носят собранной кверху. Под верхней одеждой - другое длинное одеяние, застёгивающееся на шелковые пуговицы, с высоким стоячим цветным воротником; это одеяние шьется узким. Далее идет тонкая рубашка, вышитая красным шелком или золотом, с воротником, вышитым жемчугом. Под рубашкой – полотняные штаны, а на ногах – пара носков без пяток и сапоги из красной или черной кожи. На голове он носит белый колпак с пуговицами из серебра, золота, жемчуга или драгоценных камней, а под ним – шапку из черной лисицы, сильно расширяющуюся кверху».

Дженкинсон подробно рассказывает о русском вооружении, о средствах передвижения: «Когда русский едет верхом в поход или в какое – ни будь путешествие, он надевает саблю турецкого образца и такой же лук со стрелами. В городе он не носит оружия, а только две или три пары ножей, с рукоятками из зубов рыбы, называемой моржом. В зимнее время русские ездят на санях и в городе, и в деревне, так как дорога крепкая и гладкая от снега; все воды и реки замерзают. Одна лошадь, запряженная в сани, может провезти человека до 400 миль в три дня; но в летнее время дороги покрыты глубокой грязью, и путешествие очень тяжело. Если русский имеет хоть какие-нибудь средства, он никогда не выходит из дома пешком, но зимой выезжает на санях, а летом верхом; в санях он сидит на ковре или на шкуре белого медведя. Сани везет богато убранная лошадь с множеством лисьих и волчьих хвостов вокруг шеи; ею правит мальчик, сидящий на лошади; слуги стоят на запятках».

10. Марко Фоскарино, венецианский посол, посетил Москву в 1557 году по торговым делам. Он написал книгу «Историческое сказание о Московском государстве, сочиненное венецианским послом Фоскарино», в которой пишет о внешнем облике русских людей, об отношении к женщинам, о занятиях молодежи: «Почти при всех домах имеются сады, что придает городу живописный вид. Москвитяне среднего роста, плечисты и весьма сильны, у них голубые глаза, длинные бороды, короткие ноги, длинные туловища, они очень долго могут ездить верхом. Женщин и жен своих они держат не в таком почете, как другие народы: напротив, они обращаются с ними немного лучше, чем с рабынями. Молодежь упражняется в разнообразных играх, весьма близких, однако, к военному искусству. Они состязаются, например, в бегании взапуски, кулачном бою, верховой езде, стрельбе. В каждой игре своя награда, и особенная честь оказывается тому, кто лучше всех владеет луком. Игра в карты, кости и т. п. здесь не в употреблении вследствие совершенно запрещения этого зла».

11. Джильс Флетчер, доктор гражданского права, посланник английской королевой Елизаветой к царю Федору Ивановичу был в Москве в 1586 – 1589 годах. Он дает сведения об устройстве русского государства, о русских царях, о Москве. Интересно его описание русских домов: «Деревянные постройки для русских, по-видимому, гораздо удобнее. Неудобны же, особенно тем, что подвергаются опасности сгореть: пожары там случаются очень часто и бывают очень страшны по причине сухости и смолы, заключающейся в дереве, которое пылает подобно факелу, так что трудно бывает потушить огонь, пока все не сгорит».

12. М. И. Лунд и И. Вебер, придворный проводник герцога Иогансена и секретарь герцога были в Москве в 1602 и 1603 годах. Самым интересным в их записках «Подлинное известие о московском путешествии» является описание праздника Богоявления или Крещения. Они подробно описывают, как были одеты священники, как проходил обряд освящения Иордани: « В день Богоявления, в 6 часов, у московитян каждый год в обыкновении ходить торжественно на лед, святить и благословлять воду и исполнять следующие обряды: сначала на реке сделано было на льду большое четвероугольное отверстие, а кругом его перегородка, справа у отверстия (проруби) стояло седалище для священника. Священники несли на высоких древках хоругви, на которых были написаны их святые. За ними шел весь простой народ без всякого порядка и во множестве. Священники несколько времени по-своему пели. После того папа взял золотой крест, погрузил его в воду, начал читать и тотчас опустил в воду горящую свечу, от чего она погасла, затем он сделал так еще два раза. Напоследок народ, мужчины и женщины, побежали к реке в великом множестве, чтобы окунуться в ней. Несмотря на стужу, некоторые женщины совали в воду маленьких нагих детей. Туда же бросались нагие мужчины, осквернившие себе какими-то мерзкими грехами. Кроме того, все уносили по кружке или по ведру воды на дом к себе и в церкви».

13. О России конца XVII века рассказывают записки француза де ла Невилля. Они дают превосходную панораму внутренней и внешней политики страны накануне петровских реформ. Автор побывал в России в 1689 году. Он прожил в столице несколько месяцев. Сочинение поражает обилием материала, его насыщенностью, и оригинальностью. Автор этих записок – иезуит, тесно связанный с руководством своего ордена. Принадлежность Невилля к всесильному ордену дала ему возможность пользоваться в Москве такими источниками информации, которые были недоступны простым смертным.

Так, описывая церкви «куполообразной формы», автор записок отмечает, что это им придаёт мрачный вид, хотя признает их красоту и великолепие. Автор считает, что московиты заслуживают термина «варвары», как только русское правительство запрещает въезд на территорию страны группе иезуитов. В Москве Невилль встречался с выдающимися государственными деятелями допетровской Руси – с князем В. В. Голицыным и А. А. Матвеевым; с известными дипломатами – думным дьяком и фактическим главой Посольского приказа Е. И. Украинцевым и переводчиком, учёным Н. Спафарием. Невиллю принадлежат уникальные сведения о проектах реформ, планируемых В. В. Голицыным. Невилль описывает такие важные события, как мятеж Хованских, крымские походы В. В. Голицына, установление непосредственных отношений с Китаем, заговор царевны Софьи, бегство Петра в Троицкий монастырь.

14. Наиболее интересным французским сочинением о России начала XVII в. явилась книга капитана Маржерета. Он был одним из первых французов, не только посетившим Россию, но и вступившим на службу к московитам. Офицер-наёмник, энергичный, неглупый, ловкий, храбрый и в то же время жестокий, беспринципный, жадный, презирающий какие-либо моральные правила. Грандиозные по значимости и масштабам события побудили отставного капитана гвардии Лжедмитрия I написать книгу «Состояние Российской империи и великого княжества Московии». В России записки использовали В. Н. Татищев, Н. М. Карамзин, С. М. Соловьёв, В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов; во Франции – известный историк-гуманист де Ту и знаменитый писатель Проспер Мериме. Образ самого автора увековечил в своей бессмертной трагедии «Борис Годунов» А. С. Пушкин.

Жак Маржерет родился в 50-х гг. XVI века в небольшом городке Оксон в восточной провинции Франции. С 1600 года завербовался на службу в России. В Москве он командовал пехотной ротой. Маржерет участвовал в борьбе против Лжедмитрия I. Осенью 1606 года капитан через Архангельск возвратился домой и в Париже издал свою книгу о России. Осенью 1611 года капитан уехал в Англию, а затем во Францию. Маржерет участвовал в попытке захвата русского севера. Последние десять лет он жил в Польше и Германии, где исполнял роль политического агента французского правительства.

Книга Маржерета написана интересно. Повествование начинается с описания истории и географического положения страны. Далее Маржерет дает краткие известия о сельском хозяйстве и природных ресурсах России: «Российская империя собой часть страны, которую издавна называли Скифией. Эти русские после того, как они сбросили иго татар, и христианский мир кое-что узнал о них, стали называться московитами – по главному городу Москве, который носит княжеский титул, но не первый в стране, так как государь именовался некогда великим князем владимирским и теперь еще называет себя великим князем владимирским и московским. Сами они, когда их спрашивают, кокой они нации отвечают: Russac, т. е. русские, а если их спрашивают, откуда, они отвечают: из Москвы, Вологды, Рязани или других городов. Россия – очень обширная страна, полная больших лесов в самых населенных местах, со стороны Литвы и Ливонии – больших болот, которые служат России, словно крепостные стены. Согласно русским летописям, считается, что великие князья произошли от трех братьев, выходцев из Дании, которые около 800 лет назад завладели Россией, Литвой и Подолией. Рюрик, старший брат, стал называться великим князем владимирским. От него произошли великие князья по мужской линии до Ивана Васильевича, который первым получил титул императора от римского императора Максимилиана после покорения Казани, Астрахани и Сибири».

Капитан Маржерет подробно рассказывает о борьбе царя Бориса с самозванцем, о захвате Лжедмитрием I Москвы, о его коронации в конце июля 1605 года, о посольстве в Польшу. Он повествует и об опале Шуйских, приезде Марины Мнишек, о её венчании с самозванцем, о затворе и убийстве «царя Дмитрия», об избрании на царство Василия Шуйского. Со знанием дела рисует Маржерет структуру государственной власти России. Он пишет о боярской думе, о её составе, о Приказах, о дьяках: «Самые родовитые жительствуют постоянно в Москве, именного князья, затем члены думы, которые называются думными боярами, затем окольничие, затем думные дворяне и прочие московские дворяне. Из этих последних выбираются правители и губернаторы городов. Кроме того, для каждой провинции страны есть свое ведомство, чтобы судить все споры, которые случаются среди тех, кто служит императору; туда входит один член думы или окольничий с дьяком. Дворянство придерживается такого образа жизни: летом они поднимаются обычно с восходом солнца, идут в замок, где с часу до шести часов дня заседает дума, затем император в сопровождении членов Думы отправляется слушать службу. После того как император удалится, все уходят обедать, а после обеда ложатся и спят два или три часа; затем в четырнадцать часов звонит колокол, и все вельможи возвращаются в замок, где пребывают до двух часов вечера, затем уходят, ужинают и ложатся спать».

Подробно излагаются Маржеретом известия о военных силах России. Автор даёт интересное описание различного вида войск, указывает на их численность, организацию, снабжение, стратегию и тактику: «Кроме вышеназванных дворян, проживающих в Москве, избирают в каждом городе знатных дворян, владеющих землями в округе, которых называют выборные дворяне города. Вышеназванные воины должны иметь кольчугу, шлем, копье, лук и стрелу, хорошую лошадь, как и каждый из слуг, прочие должны иметь пригодных лошадей, лук стрелы и саблю, как и их слуги. Лучшая пехота состоит, как было сказано из стрельцов и казаков».

В России его поражает сосуществование множества религий и почти свобода вероисповедания: «Под властью русских находятся так же татары, турки и персы, сверх того мордва и другие магометанские нации, исповедующие каждая свою религию, не считая сибиряков, лапландцев и других, которые не являются ни христианами, ни магометанами, но, следуя своим причудам, поклоняются разным животным, не принуждаемы в религии».

В книге Маржерет говорит и об отрицательных сторонах в жизни русских людей: «У них нет ни одной школы, ни университета. Только священники учат молодежь читать и писать, что привлекает немногих. Большая часть букв – греческие, и почти все книги написаны от руки, за исключением некоторых печатных книг: Библии и Нового Завета из Польши. Так как они научились печатать всего лишь 10-12 лет назад, то рукописные книги и поныне более изыскано сделаны, чем печатные. Нужно заметить, что все ездят летом верхом, а зимой в санях, так что не производят никакого движения, что делает их жирными и тучными. Они одеваются весьма просто, иначе только в праздничный день, или если император выходит к народу, или назначен прием какого-нибудь посла. Среди них много людей пожилых. Только в этом возрасте они повержены болезням. Они не знают, что такое врач, разве только император и главные вельможи. Из монет употребляют лишь денинги, или копейки, еще полушки».

15. Самой известной и знаменитой книгой о России в XVII веке было «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно» Адама Олеария. Она пользовалась неизменной популярностью на протяжении многих десятков лет и заслужила самые лестные отзывы, как простых читателей, так и искушённых путешественников и учёных. Олеарий снабдил издания своей книги картами. Обилие иллюстраций естественно способствовало пониманию и усвоению текста.

Адам Олеарий, придворный советник Шлезвиг-Голштинского герцога, посещал Москву в 1633-1636 годах. Он родился в 1599 году в бедной плебейской семье. Отец его – сельский портной, рано умер, и семья страшно нуждалась. Молодой Олеарий получал образование, буквально по грошам собирая плату за обучение. Олеарий сумел не только закончить один их лучших университетов Германии, но и получить там учёные степени. Олеарий побывал в России ещё в 1643 году. Настойчивой инициативе и тщательному руководству Олеария обязана история мировой науки созданием знаменитого Готторпского глобуса.

Огромный комплекс сведений излагает Олеарий по географии, топографии, этнографии России, в том числе и владимирской земли: «Россия, или, как некоторые говорят Белая Русь (именуемая по главному и столичному городу Москве, лежащему в середине страны, обыкновенно Московиею), является одной из самых крайних частей Европы, граничит с Азией и имеет весьма большое протяжение. Соседями России являются Литва, Польша, Лифляндия и Швеция. Русская земля делится на разные княжества и провинции, большею частью вошедшие в содержание титула великого князя. Первым и важнейшим из них было раньше княжество Володимирское или Владимирское, как теперь они его называют, расположенное между обеими реками Волгою и Окою. В нем еще имеется старинный город и кремль того же названия. Он построен великим князем Володимером в 928(1096?) по Р. Х. и при нем и при следующих великих князьях был царской столицею, пока великий князь Иван Данилович не вывел оттуда престол и перенос его в Москву. Через земли и провинции текут многие прекрасные, длинные и судоходные реки. Эти реки не берут начало в горах и скалах, но в лужах, болотистых песчаных местах».

Он упоминает самые большие русские города, давая сведения об их планировке, кремлях, жилых постройках, торговых площадях: «В России находится много больших и по-своему великолепных городов. Среди них: Москва, Великий Новгород, Нижний Новгород, Псков, Смоленск, Архангельск, Тверь, Торжок, Рязань, Тула, Калуга, Ростов, Переяславль, Ярославль, Углич, Вологда, Владимир, Старая Русса. От последнего города, некоторые думают, Россия получила свое название. В городах встречаются кремли, которые, однако, в большинстве случаев, подобно самим городам, построены из бревен и балок, наложенных друг на друга, что является плохой защитой от поджигателей. Жилые строения в городе (за исключением домов бояр и некоторых богатейших купцов и немцев, имеющих на дворах свои каменные дворцы) построены из дерева или из скрещенных и наложенных друг на друга сосновых и еловых балок. Крыши крыты тесом, поверх которого кладут бересту, а иногда – дерн. На площади и в соседних улицах каждому товару и каждому промыслу положены особые места и лавки, так что однородные промыслы встречаются в одном месте. Торговцы шелком, сукном, золотых дел мастера, шорники, сапожники, портные, скорняки, шапочники и другие – все имеют сои особые улицы, где они и продают свои товары. Этот порядок очень удобен: каждый знает, куда ему пойти и где получить то или иное».

Не обходит своим вниманием Олеарий русские села, деревни, леса: «В каждом сельском имении там имеются особо построенные сараи или дома, называемые у них ригами; в них хлеб, пока он еще в колосьях, накладывается на бревна, над печью, вроде таковой в пекарне; затем разводится огонь и поднимающимся жаром зерно сушится. Часто бывает, что подобные риги сгорают вместе с хлебом. В некоторых местах имеются и великолепные садовые растения, вроде яблок, груш, вишен, слив и смородины. Тут же имеются и всякого рода кухонные овощи, особенно спаржа, толщиною с палец, так же хороши огурцы, лук, чеснок в громадном изобилии. Медок и воск, часто находимые в лесах, имеются у них в таком изобилии, что они, несмотря на количество, потребное им для медовых питий и для восковых свеч, которыми они пользуются и для собственных надобностей, и – в больших размерах – для богослужения, тем не менее, могут продавать большими партиями за границу. В большинстве случаев эти товары вывозятся через Псков. Там много лесной и полевой дичи. Пернатой дичи у них имеется огромное количество: глухарей, тетеревов и рябчиков разных пород, диких гусей и уток. Журавли, лебеди и небольшие птицы, вроде серых и иных дроздов, жаворонки, зяблики хотя и встречаются очень часто, но считаются не стоящими того, чтобы за ними охотиться и употреблять их в пищу. Леса так же богаты разными дикими животными, за исключением оленей, которых или совсем нет, или, как другие говорят, удается увидеть очень редко. Лосей, кабанов, зайцев большое изобилие. В некоторых местах зайцы летом обычно серого цвета, а зимою – белоснежной окраски. Наряду с этой хорошей дичью встречается так же много хищных, нечистых животных, как-то: медведей, волков, рысей и тигров, лисиц, соболей и куниц, шкурами которых русские ведут обширную торговлю. В текучих водах и стоячих озерах, которых в России много, - большое изобилие рыб всяческих пород, за исключение карпов».

Как и многих других иностранцев его поражают русские зимы, морозы, обилие снега: «В зимнее время вообще во всей России сильные холода, так что едва удается уберечься от них. У них не редкость, что отмерзают носы, уши, руки и ноги. Так как здесь всегда снег выпадает в большом количестве и на значительную высоту, то почва и кусты покрываются как бы одеждою и охраняются от резкого холода. Ради сильных холодов и обилия снега, имеющегося в России и Лифляндии, здесь хорошо путешествовать и для езды пользоваться широкими русскими санями из луба, или липовой коры. Некоторые из нас устраивали на санях войлочную подстилку, на которой ложились в длинных овчинных шубах, которые там можно очень дешево приобрести, а сверху покрывали сани войлочным или суконным материалом: при такой обстановке мы находились в тепле, и даже потели и спали, в то время как нас везли крестьяне».

Заслуживает самого пристального внимания информация путешественника об административном аппарате страны, о финансах, армии, судопроизводстве, областном управлении: «Великий князь не только назначает и смещает начальство. Но даже гонит их вон и казнит их, когда захочет. Во всех провинциях и городах он назначает своих воевод, наместников и управляющих, которые с канцеляристами, дьяками или писцами должны производить суд и расправу. Великий князь так же раздает титулы и саны».

Драгоценны известия о нравах, быте русских середины XVII века. Олеарий сообщает о праздниках, обрядах и даже распорядке дня москвича, своего современника, о его деятельности и отдыхе: «Домашнее хозяйство русских устроено в различном вкусе у людей различных состояний. В общем, они живут плохо, и у них немного уходит денег на их хозяйство. Вельможи и богатые купцы, правда, живут теперь в своих дорогих дворцах, которые, однако, построены лишь в течение последних 30 лет; раньше и они довольствовались плохими домами. Большинство, в особенности простонародье, живут в плохих, дешевых помещениях, так же точно и внутри зданий встречается мало запасов и утвари. У большинства не более 3 или 4 глиняных горшков и столько же глиняных и деревянных блюд. Мало видать оловянной и еще меньше серебряной посуды – разве чарки для водки и меду. Поэтому-то в доме везде лишь голые стены, которые у знатных завешены циновками и заставлены иконами. У очень немногих из них имеются перины; лежат они, поэтому на мягких подстилках, на соломе, на циновках или на собственной одежде. Спят они на лавках, а зимою на печи, которая устроена как у пекарей и сверху плоска. Русские люди высокого и низкого звания привыкли отдыхать и спать после еды в полдень. Поэтому большинство лучших лавок в полдень закрыты, а сами лавочники и мальчики их лежат и спят перед лавками. Омовению русские придают очень большое значение, считая его, особенно во время свадеб, после первой ночи, за необходимое дело. Поэтому у них в городах и деревнях много открытых и тайных бань, в которых их очень часто можно застать. В России народ вообще здоровый и долговечный. Недомогает он редко, и если приходится, кому слечь в постель, то среди простого народа лучшими лекарствами, даже в случае лихорадки с жаром, являются водка и чеснок. Впрочем, знатные господа теперь иногда обращаются к совету немецких докторов и к настоящим лекарствам. После свадьбы жен держат взаперти, в комнатах; они редко появляются в гостях и чаще посещаются сами друзьями своими, чем имеют право их посещать. Здесь мы услыхали первую русскую музыку, когда мы сидели за столом, явилось двое русских с лютнею и скрипкою, чтобы позабавить господ. Они сюда прибавили еще увеселение танцами, показывая разные способы танцев. Ведь русские в танцах не ведет друг друга за руку, как это принято у немцев, но каждый танцует за себя отдельно. А состоят их танцы больше в движении руками, плечами и бедрами. У них, особенно у женщин, в руках пестро вышитые носовые платки, которыми они размахивают при танцах, оставаясь однако, почти все время на одном месте. 1 сентября русские торжественно справляли свой Новый год. Они ведь считают свои года от сотворения мира».

Автор описывает внешний вид, одежду россиян: «Мужчины русских большей частью рослые, толстые и крепкие люди, кожей и натуральным цветом своим сходные с другими европейцами. Они очень почитают длинные бороды и толстые животы, и те, у кого эти качества имеются, пользуются у них большим почетом. Женщины среднего роста, красиво сложены, нежны лицом и телом, но в городах они все румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что кажется, будто - кто-нибудь пригоршнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску. Они чернят также, а иногда окрашивают в коричневый цвет брови и ресницы. Женщины скручивают свои волосы под шапками, взрослые же девицы оставляют их сплетенными в косу на спине, привязывая при этом в низу косы красную шелковую кисть. У детей моложе 10 лет – как девочек, так и мальчиков – они стригут головы и оставляют только с обеих сторон длинные свисающие локоны. Чтобы отличить девочек, они продевают им большие серебряные или медные серьги в уши. Одежда мужчин у них почти сходна с греческою. Их сорочки широки, но коротки и еле покрывают седалище; вокруг шеи они гладки и без складок, а спинная часть от плеч подкроена в виде треугольника и шита красным шелком. У некоторых их них клинышки под мышками, а также по сторонам сделаны очень искусно из красной тафты. На сорочку и штаны они надевают узкие одеяния вроде наших камзолов, только длинные, до колен, и с длинными рукавами. Сзади у шеи у них воротник; он снизу бархатный, а у знатнейших людей он сделан из золотой парчи, подымается вверх на затылке. Это одеяние они называют «кафтаном». Они в большинстве случаев из сине-фиолетового, коричневого (цвета дубленой кожи) и темно-зеленого сукна, иногда также их пестрого дамаста, атласа или золотой парчи. У этих кафтанов сзади на плечах широкие вороты, спереди, сверху вниз, и с боков прорезы с тесемками, вшитыми золотом, а иногда и жемчугом. На головы все они надевают шапки. У князей и бояр, или государственных советников, во время публичных заседаний надеты шапки из черного лисьего или собольего меха, длиною с локоть; в остальных же случаях они носят бархатные шапочки по нашему образцу, подбитые и опушенные черною лисицею или соболем; впрочем, у них очень немного меху выходит наружу. С обеих сторон эти шапочки обшиваются золотым или жемчужным шнурком. Большею частью они носят короткие, спереди заостряющиеся сапоги из юфти или персидского сафьяна. У женщин, в особенности у девушек, башмаки с очень высокими каблуками. Женские костюмы подобны мужским; лишь верхние одеяния шире, хотя из того же сукна. У богатых женщин костюмы спереди до низу окаймлены позументами и другими золотыми шнурами, у иных же украшены тесемками и кистями, а иногда большими серебряными и оловянными пуговицами. Рукава вверху не пришиты вполне, так что они могут просовывать руки и давать рукавам свисать.

Не забывает автор рассказать своим читателям о традиционной русской кухне: «Ежедневная пища их состоит из крупы, репы, капусты, огурцов, рыбы свежей или соленой, которая иногда, из-за экономии в соли, сильно пахнет; тем не менее они охотно едят ее. Из-за великолепных пастбищ у них имеются хорошая баранина, говядина и свинина, но так как они, по религии своей, имеют почти столько же постных дней, сколько дней мясоеда, то они и привыкли к грубой и плохой пище, и, тем не менее, на подобные вещи тратятся. Они умеют из рыбы, печенья и овощей приготовлять многие разнообразные кушанья, так что ради них можно забыть мясо. Есть у них весьма распространенное кушанье, которое они называют «икрою»: она приготовлялась из икры больших рыб, особенно из осетровой или от белорыбицы. Они отбивают икру от прилегающей к ней кожицы, солят ее и после того, как она постояла в таком виде 6 или 8 дней, мешают ее с перцем и мелко нарезанными луковицами, затем некоторые добавляют еще сюда уксус и деревянного масла и подают. Для питья у простонародья служит квас, а также пиво, мед и водка. У самых знатных лиц, наравне с хорошим пивом за столом также испанское, рейнское и французское вино, разных родов меды и двойная водка. У них имеется и хорошее пиво, которое, в особенности немцы, у них умеют очень хорошо варить и заготовлять весною. У них устроены приспособленные для этой цели ледники, в которых они снизу кладут снег и лед, а поверх их ряд бочек, затем опять слой снега и опять бочками и т. д. Потом все сверху закрывается соломою и досками, так как у ледника нет крыши. Великолепный и очень вкусный мед они варят из малины, ежевики и вишен».

Много внимания уделяет Олеарий русской православной церкви: «Русские получили свои буквы и письменность свою одновременно с религией от греков, но частью изменили, увеличили число письмен особыми славянскими буквами. Духовное управление и церковная служба совершаются патриархом, митрополитами, архиепископами, епископом, архидьяконом, протопопами и попами. Патриарх избирается митрополитами, архиепископами и епископами из собственной среды. В городах находятся протопопы, попы и дьяконы. За ними следуют пономари, т. е. дьячки, ведающие отпиранием и запиранием церквей и колокольным звоном. У русских в городах и вне городов в разных местах много монастырей женских и мужских. В монастыри отправляются частью из бедности, частью по старости и дряхлости, частью вследствии супружеских несчастий, частью же приходиться идти суда и ради иных причин, против собственной воли; иные направляются сюда и добровольно из особого благочестия, причем поступают так и весьма богатые люди. В монастырях они ведут суровый образ жизни, никогда не едят мяса и свежей рыбы, а питаются лишь соленой рыбой, медом, молоком, сыром, огородными овощами.

Московиты относятся терпимо и ведут сношения с представителями всех наций и религий, как-то: с лютеранами, кальвинистами, армянами, татарами, персиянами и турками. Теперь у лютеран здесь 2 немецкие церкви, а у кальвинистов – голландская и английская. Лютеране огородили большое кладбище, на котором они и кальвинисты погребают своих покойников. Обе религии здесь уживаются мирно друг с другом. И ради веры не бывает неприятностей. Что же касается римско-католиков или папистов, то они до сих пор встречали у них мало расположения; напротив, они вместе с их религиею была как бы мерзостью в их глазах. В Нижнем Новгороде живут русские, татары и немцы. Здесь мы нашли самых крайних на востоке лютеран, которые могли служить по своей вере в открытой церкви; в то время их община доходила до 100 человек. Многие из них были военные офицеры, шотландцы, частью существовавшие службою великому князю, частью жалование мирного времени, а так же винокурением, пивоварением и продажею крепких напитков, что, по особой милости было им предоставлено».

16. Ганс Мориц Айрман, уроженец города Нюрнберга был в составе свиты шведского посла в России в 1669 году.

Он подробно описывает внешность русских людей, их фигуры, прически, одежду, обувь, украшения: «Касательно самих московитов, то по своей фигуре это большей частью крупные полные люди с рослым телом и широкими плечами; притом, однако, очень неуклюжи и не так ловки и проворны. Это видно по их движениям и по походке, так как они выступают словно быки. Лица у них также крупные, сверху и снизу имеют сильную растительность, которую отпускают с юности и видят в этом особую авторитетность. Волосы свои они отпускают несколько коротко на самые уши; летом пользуются большими остроконечными шляпами, а зимой – большими шапками. Одежда их – длинный свисающий по икры кафтан, на боках он несколько сужен, носят его постоянно нараспашку, а под ним – другую одежду, доходящую до колена; сапоги, заходящие только на икры и подбитые снизу железом. Притом пользуются разными расцветками для своей одежды. На шее московиты не носят ни ворота, ни платка, но, по своему достатку, прядь жемчуга или зимой прекрасный соболь А если немного упомянуть жен и женщин московитов, то таковые с лица столь прекрасны, что превосходят многие нации. И самих их редко кто может превзойти – если только посчастливится увидеть их, ибо они столь бережно содержатся в Москве и не могут показываться публично, как у нас. Они ходят постоянно покрытыми платком, как, по-видимому, и дома, и по этому солнце и воздух не могут им повредить; но, кроме того, они не удовлетворяются естественной красотой, и каждый день они красятся; и эта привычка обратилась у них в добродетель и обязанность. Они стройны телом и высоки, поэтому их длинные, доходящие с верху до самого низа одежды сидят на них очень красиво. Они, по своему обычаю, сверх меры богато украшают себя жемчугом и драгоценностями, которые у них постоянно свисают с ушей на золотых колечках; также и на пальцах носят драгоценные перстни. Свои волосы, будучи девицами, заплетают в косу и ещё украшают жемчугом и золотом так, что это выглядит чудесно, а на конец свисающей косы навешивают они кисть из золотых или шелковых нитей или переплетённую жемчугом, золотом и серебром, что очень красиво; на ногах носят кожаные сапожки разных расцветок». Эта московитская женщина умеет особенным образом презентовать себя серьезным и приятным поведением».

Заключение.

Работая над данным рефератом, мы получили много интересной информации об истории России, её географическом положении и природных богатствах, внешнем облики россиян их одежде, быте, нравственных качествах, обычаях и традициях. Многие иностранцы упоминали в своих книгах и наш город Владимир, что для нас было особенно познавательно. Анализируя те или иные факты, изложенные в воспоминаниях иностранцев о России, мы увидели, что они во многом совпадают с теми фактами, которые приводят в своих работах русские летописцы, российские историки и владимирские краеведы. Западноевропейские сочинения 15-17 вв. о России и русских имели большое общекультурное значение. Они сыграли определённую положительную роль в деле взаимопонимания народов Востока и Запада. Литература в России во многом способствовала установлению между ними культурно, политических и экономических контактов. Конечно, эти сочинения не всегда объективны. Некоторые оценки, выводы параллели и характеристики были даны из-за непонимания и незнания языка, обычаев, нравов. Другие - из-за той или иной предвзятости, личного отношения или позиции, продиктованной классовой, политической или религиозной принадлежностью. Но все это не умаляет интереса к запискам иностранцев о России. Напротив. Ведь они становятся весьма актуальными в наши дни. Записки наглядно показывают, как складывался образ России на Западе, как много значит непредвзятое восприятие действительности и последующие честные и объективные оценки политики, истории, культуры, жизни великого народа и великой страны.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)