Отдых  ->  Хобби  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Натуральный шёлк, как дар Матери – природы

Мой интерес к шёлку появился после того, как мама подарила мне шарфик – изделие из натурального щёлка. Мне сразу понравился этот красивый материал, очень лёгкий и воздушный, который к тому же оказался необычайно приятный на ощупь. Я заметила, что в жаркую погоду он охлаждает, защищая от палящих лучей, в прохладу – согревает своим мягким прикосновением.

До этого я пользовалась шарфом из синтетического материала. В нём мне было не так комфортно, временами становилось душно, ткань шарфика быстро становилась несвежей. Хотя внешне он выглядел вполне красиво, носить его было не слишком приятно. При ощупывании этой ткани кожа ощущала прикосновение холодного, лёгкого, но жёсткого материала, неласкового, как руки мачехи. Такое сравнение возникало у меня после знакомства с натуральным шёлком - нежным, загадочным, как всё живое, и ласковым, как руки матери.

Правда, стоимость изделия из натурального шёлка в несколько раз выше, чем такого же из искусственного материала. Но мне кажется, что это оправдано.

Я захотела больше узнать об этом чудесном материале, который подарила нам сама природа, самостоятельно исследовать некоторые его свойства и рассказать об этом. Я поставила перед собой несколько задач:

1)Собрать интересующую меня информацию о шелке, изучив справочный материал.

2)Провести анкетирование среди учеников моего класса и некоторых учителей, чтобы выяснить, много ли они знают о шелке.

3)Поставить несколько опытов, доступных в домашних условиях, по сравнению свойств натурального и искусственного шелков.

4)Оценить их результаты и сделать выводы.

Покупая для исследования образцы разных видов шелка, я обратила внимание, что в магазине тканей натурального шелка было очень мало. Зато предлагалось огромное количество синтетических шелковых тканей. По внешнему виду и те, и другие были одинаково красивы. Но натуральные материи отличались необыкновенной мягкостью и благородством. Стоили они дороже, чем искусственные в 2-5 раз (от 380 до 1200 рублей за 1 метр). Может быть, современные ткани из синтетических волокон настолько хорошо повторяют свойства натурального шелка, что могут в недалеком будущем полностью заменить его, вытеснить из жизни, как почти вытеснили натуральный шелк из этого магазина тканей? Это было бы хорошо, ведь производство синтетики не такое трудоемкое, да и стоит она гораздо дешевле. Или я ошибаюсь? И ничто не сможет заменить того, что подарила сама мать-природа? Ведь не случайно я невольно сравнила ткани моих шарфиков с прикосновением матери и мачехи! А это не совсем одно и то же! Вспомнилась также пословица: «При солнышке тепло, при матери добро».

Эти рассуждения помогли мне поставить окончательную цель данной исследовательской работы: На основании результатов опытов по сравнению свойств шелков натурального и искусственного происхождения доказать или опровергнуть предположение о том, что эти материалы имеют похожие свойства и при необходимости натуральный шелк может быть заменен искусственным, а в будущем полностью вытеснен из жизни людей. (Даже страшно, если это окажется правдой!)

Чтобы проверить эту гипотезу, я решила сравнить в опытах разные виды тканей:

- по способности впитывать и испарять воду;

- по способности к электризации;

- по горению нитей;

- по окрашиванию их акварельными красками (самыми доступными для школьников).

Обзор литературы

История шелка. Легенды

Впервые секрет изготовления шелка был открыт  в Китае пять тысяч лет назад до н. э. Древняя легенда гласит, что однажды 14-летняя Си Линг Чи, жена третьего императора Китая Хуан Ди, которого называли еще «Желтым императором», в саду дворца под кроной  тутового дерева пила чай и в ее чашку с чаем с дерева упал кокон шелкопряда. Юная императрица и ее служанки были крайне удивлены, увидев, как в горячей воде кокон начал разворачиваться, выпустив тонкую шелковую нить. Заинтересовавшись, девушка стала наблюдать, как разворачивался кокон. Си Линг Чи была так поражена красотой и прочностью шелковой нити, что собрала тысячи коконов и из них соткала императору одежду. Так крошечная бабочка-шелкопряд подарила всему человечеству шелк, а императрица в благодарность за столь ценный подарок была возведена в ранг божества. Предания подтверждаются и археологическими раскопками в провинциях Хубэй и Хунань: найдены хорошо сохранившиеся 152 шелковые вещи, среди которых 35 предметов одежды в отличном состоянии. Значит, шелководство существовало примерно за две тысячи лет до рождества

Христова (эпоха позднего неолита), а производство шелка 2500-2800 лет назад уже было развитой отраслью производства — именно такой возраст имеют обнаруженные остатки ткани!Во времена Воюющих царств (475 — 221 гг. до н. э. ) шелк и шелковые изделия уже стали доступными широким массам населения. Технологии, связанные с шелкопрядением, вышивкой, окраской ткани, получили повсеместное распространение.

В период династии Хань значительно повысилась производительность, причем качество найденных клочков выше всяких похвал, а воображение поражают яркость красок, богатство и совершенство выше. Свыше 2000 лет тому назад император У Ди направил своего посланца на запад, чтобы проложить дорогу, по которой пойдут караваны с шелком. Так появился Великий Шелковый путь. Естественно, секрет изготовления шелка в Китае охранялся с особым трепетом. Отсюда, кстати, и абсолютно фантастические представления о происхождении шелковых нитей у древних мыслителей: мол, и на деревьях они растут, и продуктом жизнедеятельности животного с большими рогами являются, и не нити это вообще, а пух особых птиц

Более трех тысяч лет Китай хранил тайну этого удивительного материала, а любая попытка вывезти коконы шелкопряда из страны каралась смертной казнью. По преданию, только в 550 году нашей эры два бродячих монаха в своих посохах выдолбили небольшие отверстия, куда и спрятали личинки тутового шелкопряда.

Так шелк попал в Византию. В Индии шелк появился благодаря хитрости индийского царя, посватавшегося к китайской принцессе и в качестве приданого потребовавшего семена тутового дерева и личинки шелкопряда. Не в силах отказать жениху, принцесса спрятала семена и личинки в прическу и вывезла из страны.

Большой спрос на шёлк из Европы послужил началом великому Шёлковому пути. Появившийся в Римской империи шелк был настолько дорог, что ценился на вес золота и часто использовался как валюта в торговле, а иметь одежду из шёлка позволено было только очень богатым людям. Император Юлий Цезарь демонстрировал свое могущество тем, что при триумфальном вхождении в Рим велел натянуть на тенты драгоценную шелковую ткань. В Европе струящаяся и нежная на ощупь шелковая одежда ценилась не только за красоту и износостойкость, но и за другое не менее важное качество — в ней не заводились насекомые, изводившие в ту пору даже знатных особ, не грешивших излишней чистоплотностью. А вот моду на шелковое белье впервые ввела небезызвестная маркиза де Помпадур.

Невесомый тончайший шелк ценится за свои уникальные свойства и издавна окружен ореолом таинственности. Во все времена человек восхищался изделиями из шелка. И по сей день эта «легкая как облако» и «прозрачная как лед» ткань считается атрибутом хорошего вкуса и роскоши. Итак, Шелк - это мягкая ткань, которая соткана из нитей, которые добываются из кокона гусеницы тутового шёлкопряда. Больше всего шёлка (до 92 %) получают именно от этого вида насекомых. На территории России и бывшего СССР шелководство развито в районах поливного земледелия, где произрастает тутовник (шелковица) – основной корм тутового шелкопряда. Это – Северный Кавказ, Кубань; Юг Украины, Молдавия, Средняя Азия и Закавказье.

Производство шёлковых тканей

Первый этап: После сбора коконы отправляют на фабрики.  Часть коконов оставляют для продолжения рода - из них рождаются бабочки, которые и откладывают яйца.

Чтобы бабочка, вылупливаясь, не повредила нить, необходимо нагреть куколку внутри кокона до 80-90 ºC. Нагревание происходит с помощью электромагнитного поля или горячего пара. Перед прядением удаляют серицин, которым склеены между собой шелковинки.

Чтобы размягчить кокон, его бросают в горячую воду, затем промывают и разматывают на специальных машинах.

Второй этап: каким-то волшебным образом вручную отделяют тончайшую нить:

Третий этап: каждую ниточку наматывают на бабину (катушку):

После первичной обработки и высушивания коконов их сматывают в нить, получая таким образом шелк-сырец. Средняя длина одной такой нити 1000-1200м.

В таких сетках черви окукливались и созревали. Это исторический, традиционный вариант из тростника.

А вот современный вариант:

Когда кокон дозревал, его разматывали для получения ниток.

Потом ткут ткань. Разнообразие цветов и рисунков удивит любого.

Вот таким образом люди получают шелковую нить. В настоящее время крупнейшим производителем шёлка является Китай (около 50% всего мирового производства). Индия производит около 15% мирового шёлка, за ней следуют Узбекистан (около 3%) и Бразилия (около 2,5%). Значимыми производителями также являются Иран, Таиланд и Вьетнам.

Шелкопряд

Тутовый шелкопряд в полном смысле слова домашнее животное. В природе дикие виды этой бабочки уже не встречаются.

Из века в век отбирали люди на племя коконы с лучшей оболочкой, повышая их шелконосность. Теперь вес шелковой оболочки составляет примерно половину веса сухого кокона.

Искусственным отбором выведены многие породы тутового шелкопряда, различающиеся по шёлковой продуктивности, морфологическим и физиологическим признакам. В современном шелководстве используют гибриды тутового шелкопряда, которые по сравнению с чистыми породами дают более высокий урожай коконов, с повышенной шелконосностью и лучшими технологическими качествами коконных нитей.

Гусенички тутового шелкопряда выводятся из яиц (грены) при температуре 23–25°С. Для развития яиц требуется 8–10 дней, после чего на свет появляются маленькие, длиной всего около 3мм, личинки. Они окрашены в темно-бурый цвет и покрыты пучками длинных волос. Личинки тутового шелкопряда питаются исключительно листьями тутовника (шелковицы), они поедают листья без остановки и днём и ночью, из-за чего очень быстро растут. Личинки едят листья тутовника с таким аппетитом, что известный французский ученый Пастер сравнивал громкий хруст, раздающийся с кормовой этажерки, с “шумом дождя, падающего на деревья во время грозы”. Кстати, именно Пастер предложил способ борьбы с наиболее опасным заболеванием шелкопряда – пебриной.

Гусеницы очень быстро растут, но не растет их шкурка. Постепенно ее мельчайшие складочки расправляются, шкурка натягивается и начинает блестеть, она становится тесной. Гусеница перестает есть и замирает, пока под старой шкуркой не образуется новая. Примерно через сутки личинка сильно выпрямляется, старая шкурка лопается, и подросшая и покрытая нежной новой кожей гусеница вылезает из ставшей ей тесной одежки. Потом она несколько часов отдыхает и затем снова приступает к еде. Через четыре дня гусеница вновь засыпает перед следующей линькой.

За свою жизнь гусеница тутового шелкопряда линяет 4 раза. После четвертой линьки гусеница выглядит уже весьма внушительно: длина ее тела составляет около 8см, толщина – около 1см, а масса – 3–5г. Тело ее теперь почти голое и окрашено в беловатый, жемчужный цвет или цвет слоновой кости. Но главное – это маленький бугорок под нижней губой, из которого сочится клейкое вещество, которое при соприкосновении с воздухом тут же застывает и превращается в шелковую нить.

Даже самая маленькая, только что появившаяся из яйца гусеничка уже может выделять тонкую нить. Всякий раз, когда малышке грозит опасность свалиться вниз, она выпускает шелковинку и повисает на ней, как паук повисает на своей паутине. Но после четвертой линьки шелкоотделительные железы достигают особо больших размеров — около 40% массы гусеницы.

Теперь с каждым днем гусеница ест все меньше и меньше и, наконец, перестает питаться совсем. Шелковичная железа в это время уже переполнена жидкостью настолько, что за личинкой, куда бы она ни ползла, тянется длинная нить. Готовая к окукливанию гусеница беспокойно ползает в поисках подходящего места для окукливания.

Обнаружив подходящую опору, гусеница быстро вползает на нее, крепко цепляется ножками, и сейчас же начинает свою работу. Она закидывает голову то вправо, то назад, то влево и прикладывается своей нижней губой с “шелковым” сосочком к различным местам коконника. Вскоре вокруг нее образуется довольно густая сеть из шелковой нити. Но это только основа — каркас кокона. Покончив с каркасом, гусеница переползает в его центр – шелковые нити в это время поддерживают ее в воздухе и служат тем местом, где будет прикреплен настоящий кокон. И вот начинается его завивка. Выпуская нить, гусеница быстро вертит головой. На каждый виток требуется 4см шелковой нити, а на весь кокон ее уходит от 800м до 3км! Десятки тысяч раз гусеница должна мотнуть головой, чтобы свить кокон. На изготовление кокона уходит около 4 суток. Окончив работу, обессиленная гусеница засыпает в своей шелковой колыбели и превращается там в куколку.

Некоторые гусеницы, их называют ковровщики, коконов не делают, а, ползая туда-сюда, выстилают, словно ковром, поверхность кормовой этажерки, куколка их при этом остается голой. Другие, любители совместных построек, объединяются по двое или даже по трое и четверо и плетут единый, весьма крупный, до 7см, кокон. Но это все отклонения от нормы.

А обычно гусеницы плетут единоличный кокон, вес которого вместе с куколкой составляет от 1 до 4г.

Коконы, изготовляемые гусеницами-прядильщицами, весьма разнообразны и по форме, и по размерам, и по цвету. Некоторые из них совершенно круглые, другие имеют овальную форму с острым концом или перетяжкой посередине. Самые мелкие коконы не превышают в длину 1,5–2 см, а наиболее крупные достигают 5–6 см.

Интересно, что коконы самцов содержат на 20% больше шёлка, чем коконы самок.

Примерно через 20 дней куколка превращается в бабочку, перед которой встает проблема, как выбраться из своего шелкового убежища. Для этого у бабочки есть щелочная слюна, которая и размягчает стенку кокона. Затем бабочка напирает на ослабленную стенку головой, энергично помогает себе ножками и, наконец, выбирается наружу. Бабочка тутового шелкопряда невзрачная, окраска ее толстенького мохнатого тельца белая с легким кремовым рисунком, или темно-серовато-коричневая. Размах крыльев тутового шелкопряда – около 4,5см, но летать эти бабочки не умеют. Они утратили эту способность в процессе постоянного отбора человеком. Ведь шелководческому хозяйству не нужны особи, которые могут улететь? Домашние бабочки вообще не склонны утруждать себя лишними движениями. Они лишь медленно передвигаются на своих тонких ножках, да шевелят мохнатыми усиками. В течение своей недолгой (примерно 12 дней) жизни они даже не питаются. После того как из их ротика выделится щелочная слюна, размягчающая кокон, ротик замыкается навсегда.

 Самцы тутового шелкопряда меняют свое поведение только, когда встречаются с особями противоположного пола. Вот тогда они оживляются, кружат вокруг своей подруги, постоянно машут крылышками и активно перебирают ножками. Во время брачной поры шелковод сажает пары бабочек в специальные марлевые мешочки. Через несколько часов после спаривания самка начинает откладывать яички от 300 до 800 штук. Этот процесс занимает у нее 5–6 дней. Яйца тутового шелкопряда очень мелкие, в одном грамме их примерно 1500 штук. Спустя 10 —20 суток после кладки бабочки погибают. Но далеко не каждой соткавшей кокон гусенице дано превратиться в бабочку и прожить 20 дней. Большая часть коконов идет на получение шелка-сырца.

Чтобы получить 1кг шелка-сырца, нужна примерно тысяча гусениц, поедающих за полтора месяца 60кг листьев тутовника – это три тутовых дерева!

Целебные свойства шелка

Также эти ткани имеют уникальное целебное свойство исцелять волосы при ношении шелка на голове. Масса шелковых тканей колеблется от 25-35 г/м2 для тонких тканей, до 40-80 для средних и 190 г/м2 для тяжёлых тканей (для этого вида характерна "кажущаяся усадка"). Крепость шёлковой нити равна крепости стальной проволоки равного диаметра. Но при этом шёлковая нить обладает несравненно большей эластичностью. Это свойство дало возможность применять шелковую нить в хирургии. Существуют и другие целебные свойства шелка.

О пользе для кожи.

Шелковая нить состоит из длинных и очень гладких волокон, поэтому она не раздражает даже чувствительную кожу. Натуральный шелк способствует оздоровлению и омолаживанию кожи. На одном фабричном производстве было замечено, что у женщин, работающих с шелковым волокном, удивительно нежная кожа рук. Проведенные исследования показали, что содержащийся в шелке протеин фибрион (fibrione), удерживает в семь раз больше влаги, нежели другие увлажняющие компоненты. Благодаря фибриону, повышается упругость и эластичность кожи. Именно поэтому его часто используют в косметике.

Спя на шелковых наволочках, вы избавитесь от заломов на лице, которые порой оставляет хлопковое постельное белье после сна. Эти заломы на коже разрушают коллаген - белок, отвечающий за возрождение клеток кожи и её омоложение. Спя на натуральном шелке и нося шелковую одежду, Вы заметите, что кожа становится нежнее и моложе.

Проблемы кожи

Натуральный шелк – это физиологическое волокно, его химический состав подобен структуре человеческого волоса. Шелк на 97% состоит из белков, 3% жиров и восков, а также 18 аминокислот, положительно влияющих на метаболизм человека. Шелк даже называют «второй кожей». Шелковая нить имеет цилиндрическую форму с очень гладкой поверхностью и отличается исключительной мягкостью и прочностью. При контакте с кожей человека не вызывает никаких механических повреждений. Это дает возможность использовать изделия из шелка даже при очень серьезных повреждениях кожи, таких как ожоги. Постельное белье из шелка можно рекомендовать людям страдающим заболеваниями кожного покрова, такие как аллергический дерматит, экзема, угри, дерматомикозы, трофические нарушения кожи, псориаз, инфекционные заболевания кожи и другие.

Гигиена

Гладкое шелковое полотно не статично и не притягивает пыль. Это качество сырья особо ценится людьми, страдающими аллергией и заболеваниями бронхов. Кроме того, шёлковая нить внутри полая и способна впитать до 30% влаги от собственного веса, оставаться при этом на ощупь сухой.

За счёт хорошей циркуляции воздуха влага быстро испаряется. Это позволяет уменьшать потоотделение и поддерживать нормальный PH уровень кожи, что особенно важно при ее повышенной сухости. Хлопок не обладает подобным свойством терморегуляции. По мере того, как кожа выделяет влагу (потеет), хлопок впитывает ее и начинает остывать. При этом организм стимулирует повышение температуры кожи, что снова приводит к потоотделению и потере влаги.

Аллергия

И в отличие от традиционных наполнителей для одеял и подушек, таких как пух, перо, шерсть которые сами по себе являются сильными аллергенами, в них заводится пылевой клещ, экскременты которого и вызывают аллергическую реакцию. Натуральный шёлк низкоаллергенен и в нём не заводится пылевой клещ. Этому свойству шелк обязан белку сирицину (шёлковый клей), остатки которого (3%-5%)остаются в шёлке после промывки в горячей воде. Этот белок и препятствует появлению пылевого клеща. Благодаря этому свойству шелка, людям страдающим аллергией на клеща домашней пыли, будет более безопасно пользоваться постельными принадлежностями из натурального шелка. Шелк также подойдет людям страдающим аллергией на традиционные наполнители для одеял и полушек, такие как, пух, перо и шерсть.

Болезнь Паркинсона

У многих людей, страдающих болезнью Паркинсона проблемы с ночным отдыхом, так как им трудно менять положение тела в кровати. Эти трудности менее заметны, если больной спит на шелке и пользуется одеждой для сна из шелка. Благодаря гладкости этого материала, больному гораздо легче менять своё положение в кровати.

Важным отличием и преимуществом натурального шелка от его синтетических заменителей является то, что шелк не электризуется, хорошая циркуляция воздуха, а также способность быстро абсорбировать влагу и испарять её. Шелк отлично приспосабливается к температуре нашего тела и дает необходимое дополнительное тепло. Поэтому его использование идеально для тех, кто страдает нарушением кровообращения, болями в суставах, ревматизмом и артритами. Поскольку шелк способствует оздоровлению кожи, его используют для предотвращения (профилактики) и лечения пролежней. Его рекомендуют использовать людям, вынужденным долгое время лежать в постели.

Практическая часть

Анкетирование

Я провела опрос 26 человек, учеников моего класса и некоторых учителей. Мне важно было узнать, много ли они знают о шелке.

Вот вопросы, на которые я попросила их ответить:

1. Часто ли Вы покупаете вещи из натурального шелка?

2. Как отличить натуральный шелк от искусственного?

3. Какие полезные (целебные) свойства Вы знаете?

4. В каких областях деятельности человека используются шелковые нити?

5. Когда и где началось производство шелка?

6. В каких регионах нашей страны возделывается тутовник?

1. Часто ли Вы покупаете вещи из часто 2 мнения натурального шелка? редко 24 мнения никогда 0 мнений

Как отличить натуральный шелк от на ощупь 4 мнения

2. искусственного? по горению 3 мнения интуитивно 1 мнение по мягкости 3 мнения по материалу 3мнения не знаю 10 мнений

Какие полезные (целебные) свойства Вы не знаю 17 мнений знаете? легкость 2 мнения комфорт 1 мнение

3. сохраняет тепло и прохладу 1 мнения лечит раны животного происхождения 1 мнение предохраняет от педикулеза 1 мнение

1 мнение

4. В каких областях деятельности человекатекстильная промышленность 22 мнения используются шелковые нити? медицина другое 7 мнений

2 мнения

5. Какая страна является родиной шелка? Индия 6 мнений

Бразилия 3 мнения

Китай 15 мнений

Когда началось производство шелка? в 3 тысячелетие до н. э. 9 мнений

6. в 3 столетии до н. э.

в 10 веке нашей эры 6 мнений не знаю

6 мнений

3 мнения

7. В каких регионах нашей страны не знаю 22 мнения возделывается тутовник? на Кавказе 2 мнения

Узбекистан (бывшая республика СССР) 2 мнения

Теперь я хочу более подробно остановиться на каждом вопросе.

Вопрос 2

Как отличить натуральный шелк от искусственного?

• На ощупь – 4 мнения

• По горению - 3 мнения

• Интуитивно -1 мнение

• По мягкости - 3 мнения

• По материалу - 3 мнения

• Не знаю – 10 мнений

Есть очень много способов, как отличить натуральный шелк от искусственного. Но я считаю, что самый достоверный из них – поджигание. При поджигании натуральный шелк пахнет горелыми перьями и рассыпается, как пепел. Искусственный же наоборот: пахнет жженой пластмассой и съеживается. Так никогда не перепутаешь натуральный шелк с искусственным.

Вопрос 3

Какие полезные (целебные) свойства шелка Вы знаете?

• Не знаю – 19 мнений

• Легкость - 2 мнения

• Комфорт - 1 мнение

• Сохраняет тепло и прохладу – 1 мнение

• Лечит раны - 1 мнение

• Животного происхождения – 1 мнение

• Предохраняет от педикулеза – 1 мнение

Шелк можно назвать второй кожей. У шелка очень много полезных и целебных свойств. Нося на голове шелковый платок, он предохранит от педикулеза. В хирургии используют шелковую нить для зашивания ран. Спя на шелковых постелях, кожа молодеет, становится упругая. В шелковых вещах не заводятся клещи, в нее не забивается много пыли. В жаркую погоду шелк охлаждает, а в холодную согревает. Он очень легкий, воздушный, в нем всегда очень комфортно. Шелк – очень ценная ткань.

Вопрос 4

В каких областях деятельности человека используются шелковые нити?

• Текстильная промышленность - 22 мнения

• Медицина - 7 мнений

• Другое - 2 мнения

Шелковые нити очень популярны в их использовании. Из них делают парашюты, паруса для яхт, постельные принадлежности для больных людей, портьеры, которые не пылятся, экологически чистые жидкие обои из 100% шелка для декоративной отделки стен и потолков. Также шелк активно используется в косметологии: шелковое наращивание ногтей, шелковый лифтинг, добавляют протеины шелка в шампуни, бальзамы, в пудру, крема от морщин. В оптике и электронике: шелковые гидрогели, пленки, волокна и губки. Они позволяют делать открытия в оптике и электронике. На основе шелка разрабатываются шелковые кости и связки для применения в медицине.

В хирургии шелк используют в качестве шовного материала. Художники используют шелковые ткани для декоративной росписи в стиле «батик».

Вопрос 5

Какая страна является родиной шелка?

• Индия – 6 мнений

• Бразилия – 3 мнения

• Китай – 15 мнений

Страной родины шелка является Китай. В этой стране и до сих пор производится самое большое количество шелка в мире.

Вопрос 6

Когда началось производство шелка?

• В 3 тысячелетие до н. э. – 9 мнений

• В 3 столетии до н. э. – 6 мнений

• В 10 веке нашей эры – 6 мнений

• Не знаю – 3 мнения

Впервые секрет изготовления шелка был открыт  в Китае пять тысяч лет назад до н. э. А производство шелка 2500-2800 лет назад уже было развитой отраслью производства – именно такой возраст имеют обнаруженные остатки ткани! Во времена Воюющих царств (475 — 221 гг. до н. э. ) шелк и шелковые изделия уже стали доступными широким массам населения. Технологии, связанные с шелкопрядением, вышивкой, окраской ткани, получили повсеместное распространение.

Правильный ответ: в 3 тысячелетии до н. э.

Вопрос 7

В каких регионах нашей страны возделывается тутовник?

•Не знаю – 22 мнения

•На Кавказе – 2 мнения

•Узбекистан (бывшая республика СССР) – 2 мнения

Тутовник (шелковица) - основной корм тутового шелкопряда. Он произрастает на юге нашей страны – на Северном Кавказе, в районе Кубани. На территории бывшего СССР шелковицу возделывает на Юге Украины, Молдавии, в Средней Азии и Закавказье. В Узбекистане изготавливают около 3% мирового производства шелка.

В результате этого опроса выяснилось, что почти все его участники очень мало знают о шелке, его истории, целебных свойствах, они редко покупают изделия из натурального шелка. Наверное, если человек слабо представляет полезные свойства какой-либо ценной вещи, то скорее всего предпочтет пользоваться более дешевым заменителем, тем самым обкрадывая себя. Недаром говорят: «Знание - сила». Поэтому я хочу сама разобраться, какие ткани обладают лучшими для здоровья человека свойствами – натуральные или искусственные?

Мои опыты

Чтобы исследовать свойства натурального и искусственного шелков, я решила поставить несколько опытов, доступных в домашних условиях. В них сравнивались разные виды тканей:

- по способности впитывать и испарять воду;

- по способности к электризации;

- по горению нитей;

- по окрашиванию их акварельными красками (самыми доступными для школьников).

Для исследования были взяты образцы тканей (все одного размера 20х130 см):

1. Шифон из натурального шёлка в голубой горошек

Шифон - Шелковая мягкая тонкая ткань. Она полотняного плетения, матовая, шероховатая на ощупь, хорошо драпируется. Это нежная, струящаяся ткань из пряжи креповой крутки, из шелковых или химических волокон с неровной поверхностью, на ощупь напоминает песчаную.

2. Шифон из натурального шёлка, бежевый

2. Фуляр из натурального шёлка с фиолетовыми цветами

Фуляр - шелковая ткань полотняного переплетения, основой и утком для которой служат пучки вареных сырцовых нитей (некрученых), что придает ткани особенную мягкость. Встречается гладким (крашеным), но чаще идет набивным. Он мягкий, легкий, с выраженным блеском, прекрасно драпируется. Любит нежное обращение, в результате трения могут сдвигаться уточные нити, образуя неровности полотна.

4. Шифон 100% полиэстер, бежевый

5. Шифон 100% полиэстер голубого цвета

6. Шифон 100% полиэстер розовый в цветочек

Мне стало интересно также сравнить свойства своих шарфиков.

7. Шарфик из креп-шифона (100% шёлк) розово-красно-белый, размер 50х165 см

Креп-шифон – полупрозрачная ткань, более плотная, чем шифон с характерной креповой структурой. Креп - группа тканей, главным образом шёлковых, вырабатываемых из нитей с очень большой (креповой) круткой. При выработке крепа обычно применяют одновременно нити, скрученные направо и налево, в определённом чередовании. Такая крутка нитей, придающая им повышенную упругость, вызывает большую усадку ткани, что в сочетании с различным направлением крутки создаёт на ткани мелкошероховатый, теневой эффект.

8. Шарфик из вуали (100% полиэстер) розовый, однотонный, размер 47х157 см

Вуаль – гладкая ткань полотняного плетения. В переводе с французского "покрывало, завеса". Тонкая полупрозрачная ткань, гладкая и мягкая на ощупь.

Опыт №1

Исследование способности впитывать и испарять воду тканями из натурального и искусственного шёлков

Для взвешивания использовались электронные весы с точностью до одного грамма. Сначала я определила массу каждого образца ткани и каждого шарфика в сухом виде.

Затем они одновременно опускались в воду.

После я вывесила их для стекания лишней влаги.

Через пять минут вода перестала капать со всех тканей. Я сняла их и ещё раз взвесила, каждую в отдельности.

После взвешивания все образцы и шарфики я опять развесила для просушки и засекла время, которое понадобится каждой ткани для полного высыхания.

Масса в сухом Масса в мокром виде Масса воды в тканях Время высыхания

Номер образца виде

№1 Натуральный шёлк. (Шифон в голубой горошек) 6 г 15 г 16 г 9 – 10 г 1 ч. 1 ч. 5 мин.

№2 Натуральный шёлк. (Шифон бежевый) 6 г 18 г 20 г 12 – 14 г 1 ч. 5 мин. 1 ч. 15 мин.

№3 Натуральный шёлк. (Шифон с фиолетовыми 6 г 15 г 16 г 9 – 10 г 35 мин. 40 мин.

цветами)

№4 Искусственный шёлк. (Шифон бежевый) 8 г 14 г 15 г 6 – 7 г 30 мин. 35 мин.

№5 Искусственный шёлк. (Шифон голубой) 20 г 29 г 31 г 9 – 11 г 45 мин. 50 мин.

№6 Искусственный шёлк. (Шифон розовый в цветочек) 9 г 18 г 18 г 9 г 45 мин. 50 мин.

№7 Шарфик из креп-шифона. (100% шёлк) 32 г 74 г 71 г 39 – 42 г 1 ч. 15 мин. 1 ч. 10 мин.

№8 Шарфик из вуали (100% полиэстер) 39 г 60 г 60 г 21 г 45 мин. 40 мин.

Это было проделано два раза для исключения ошибки. Результаты измерения я занесла в таблицу.

Изучив полученные цифры, я сделала несколько выводов.

1. Ткани из натурального шёлка имеют меньшую массу, чем из искусственного шёлка. Я думаю, это связано с тем, что шёлковые нити очень тонкие, почти невидимые. Поэтому из них можно соткать такие лёгкие, невесомые ткани.

2. Способность впитывать воду в тканях из натурального шёлка в выше, чем в тканях из искусственного шёлка.

Я заметила, что масса впитавшейся воды не зависит от массы сухой ткани, а зависит от вида ткани, её строения. Например, образец №5 из искусственного шифона массой 20 г набрал 9 – 10 г воды, а образец №2 из натурального шифона с массой всего 6 г впитал 12 – 14 г воды.

Чтобы сравнить впитывающие способности моих образцов, я решила определить, сколько воды может набрать 1 грамм сухой ткани, то есть коэффициент впитывания. Для этого массу воды я разделила на массу сухой ткани (для каждого образца).

Номер образца Средняя масса воды/масса сухой ткани (в граммах) Коэффициент впитывания

№1 Натуральный шёлк. (Шифон в голубой горошек) 9. 5/6 1. 581. 6

№2 Натуральный шёлк. (Шифон бежевый) 13/6 2. 2

№3 Натуральный шёлк. (Шифон с фиолетовыми 9. 5/6 1. 58

цветами)

№4 Искусственный шёлк. (Шифон голубой) 6. 5/8 0. 790. 8

№5 Искусственный шёлк. (Шифон голубой) 10/20 0. 5

№6 Искусственный шёлк. (Шифон розовый в цветочек)9/9 1

№7 Шарфик из креп-шифона. (100% шёлк) 40. 5/32 1. 221. 2

№8 Шарфик из вуали (100% полиэстер) 21/39 0. 520. 5

Оказалось, что коэффициент впитывания в натуральных тканях выше, чем в искусственных в 1. 5 – 4 раза (в зависимости от строения). Натуральные ткани имели коэффициенты 1. 2 – 1. 6 – 2. 2, то есть 1 г шёлковой ткани способен впитать 1,2г – 1. 6г – 2. 2 г воды (для разных образцов). Искусственные шелка имели коэффициенты 0. 5 – 0. 8 – 1, то есть 1 г этих тканей способен набрать 0. 5г – 0. 8г – 1 г воды (в зависимости от строения ткани). С чем связана такая разница?

Можно предположить, что вода в тканях находится как в самих волокнах, так и в пространстве между ними. Очевидно, нити в искусственных шелках практически не намокают, вода заполняет только ячейки воздушного пространства каркаса ткани. Я сделал такой вывод на основании низких значений коэффициента впитывания в этих образцах.

Предположим, что ячейки воздуха между закрученными нитями больше по объёму, чем свободные промежутки между прямыми нитями. И чем более воздушная ткань, тем больше влаги она способна удержать. Действительно, в моём опыте образцы с более закрученными нитями и более свободным переплетением набрали больше влаги, чем такие же, но с прямыми нитями и более плотные.

Например, в группе натуральных тканей шифон (лёгкая ткань с закрученными нитями) впитывал больше воды, чем фуляр (лёгкая ткань с прямыми нитями) и больше, чем креп-шифон (нити закручены, но ткань более плотная). В группе искусственных тканей среди шифонов больше влаги набрал образец №6. Он отличался более рыхлым переплетением. Самое низкое впитывание имел образец №5 (ткань более плотная) и вуаль (тонкая ткань, нити прямые).

Почему же ткани из натурального шёлка способны удерживать гораздо больше воды? Мой папа, инженер-физик по образованию, помог мне ответить на этот вопрос. Он объяснил, что вода в тканях «прилипает» к нитям. Чем больше поверхность нитей, тем больше к ней может «прилипнуть» влаги. Чем тоньше используемые нити, тем больше у них общая площадь поверхности на один грамм полотна. Поэтому, при одинаковой массе тканей больше впитывает та, где нити более тонкие.

Из рисунков видно, что в тканях с более тонкими нитями больше возможностей для «прилипания» воды. Как раз у шёлка нити очень тонкие, и это даёт ему огромное преимущество при впитывании влаги.

К тому же, шёлковая нить внутри полая и способна впитать влаги до 30% от собственного веса, оставаясь при этом сухой на ощупь. За счёт хорошей циркуляции воздуха эта влага быстро испаряется. Такое уникальное свойство позволяет уменьшать потовыделение у человека и не переохлаждаться. Впитывание воды увеличивает также белок фибрион, который также помогает удерживать большое количество влаги. В условиях же сухости все пустоты в полотне заполняет воздух, что позволяет коже в одежде из натурального шелка легко дышать.

Я поняла, что прочитанное в сказке выражение: «Живое гораздо дороже неживого» - истинно и в этом случае.

В опыте по высыханию я заметила, что натуральные ткани сохнут дольше. Исключение составил фуляр (тонкая ткань с прямыми нитями). Из этого можно сделать вывод, что высыхают быстрее те ткани, которые впитали перед этим меньшее количество воды и в которых нити прямые.

Проделав опыт №1, я поняла, что натуральный шёлк выгодно отличается от искусственного по лёгкости, воздушности и способности впитывать и удерживать воду. Это возможно благодаря исключительной тонкости шёлковой нити и сложности её биологического строения.

Опыт №2

Исследование способности и электризации тканей из натурального и искусственного шёлков

Для проведения этого опыта мне понадобилась помощь папы. Он изготовил электроскоп, в котором две полоски алюминиевой фольги прикреплены булавкой к стенке прозрачного контейнера.

Папа объяснил мне, как он работает: если дотронуться до булавки заряженным предметом, то часть его заряда переходит к лепесткам фольги. При этом полоски будут раздвигаться, потому что тела, имеющие заряд одного знака, отталкиваются друг от друга. Чем больше по значению этот заряд, тем сильнее лепестки фольги будут отодвигаться друг от друга. Чтобы наэлектризовать ткань, мы с папой решили потереть каждый образец стеклянной палочкой одинаковое количество раз (пять).

Так мы создали этим тканям одинаковые условия для электризации. При трении на палочке накапливается электрический заряд, а материал, из которого была изготовлена палочка (стекло) не давал заряду уходить в руку, изолировал его. Затем я дотрагивалась палочкой до булавки в электроскопе, и по интенсивности раздвигания лепестков фольги мы определили, насколько сильно наэлектризовалась ткань. После каждого измерения до булавки нежно было дотрагиваться пальцами, чтобы снять предыдущий заряд. Лепестки фольги при этом опять опускались вниз, принимая первоначальное положение. Каждое измерение я провела два раза. Результаты занесены в таблицу.

Номер образца ткани Ширина раздвигания лепестков фольги

Первое измерение Второе измерение

№1 Натуральный шёлк. (Шифон в голубой горошек) 1 мм 1 мм

№2 Натуральный шёлк. (Шифон бежевый) 3 мм 3 мм

№3 Натуральный шёлк. (Шифон с фиолетовыми цветами) 2 мм 3 мм

№4 Искусственный шёлк. (Шифон бежевый) 6 мм 5 мм

№5 Искусственный шёлк. (Шифон голубой) 2 мм 2 мм

№6 Искусственный шёлк. (Шифон розовый в цветочек) 3 мм 2 мм

№7 Шарфик из креп-шифона. (100% шёлк) 4 мм 3 мм

№8 Шарфик из вуали (100% полиэстер) 7 мм 6 мм

Из этой таблицы видно, что ткани из натурального шёлка в целом электризуются меньше, чем искусственные. Папа объяснил мне, что искусственные ткани хуже отдают накопленный заряд. Это называется низкая электропроводность. Поэтому электрический заряд сильно увеличивается у одежды из этих тканей при ношении. Это проявляется в притяжении пыли, потрескивании ткани при движении, прилипании к телу и плохому самочувствии человека, который носит одежду из искусственного шёлка.

Натуральный шёлк – наоборот – кроме того, что мало электризуется, обладает высокой электропроводностью. Он быстро отдаёт образующийся небольшой заряд другим предметам, телу. С тела статическое электричество уходит в землю. Поэтому шёлковые вещи мало пылятся, не искрят при движениях, не прилипают к телу. Человек чувствует себя в них очень комфортно, будто окружённый материнской лаской и заботой.

Опыт №3

Исследование свойств натурального и искусственного шёлков при поджигании

Для проведения этого опыта каждый образец ткани я подносила к огню на газовой плите и поджигала его края.

Я заметила, что нити натуральных тканей сгорали с образованием пепла (чёрного порошка). Волокна при этом разрушались, края можно было легко разорвать. При этом в воздухе пахло жжёным пером.

Образцы тканей из искусственного шёлка при поджигании плавились, края ткани съёживались. При этом пахло жжёной пластмассой.

Я убедилась, что этим способом можно легко отличить натуральный шёлк от искусственного.

Опыт №4

Исследование способности тканей из натурального и искусственного шёлков окрашиваться акварельными красками

Я наносила несколько мазков кисточкой с акварельной краской на каждый из образцов тканей. После высыхания окрашенные места были внимательно рассмотрены. И вот, что я заметила. На натуральном шёлке краска немного расползлась за границы мазка (на фуляре – образец №3 – этот эффект был наиболее заметен). Вдоль контуров мазков хорошо виден ободок из засохшей воды повторяющий границы окрашивания (особенно на фуляре – образце №3).

На тканях из искусственного шёлка краска высохла в том же виде, как была нанесена. Никакого ободка на границах мазка заметно не было.

После этого все образцы тканей я промыла в воде, слегка потерев окрашенные места хозяйственным мылом. Все искусственные ткани легко отмылись, на них не осталось даже следа от моих рисунков.

На натуральных тканях остались слабые следы от мазков кисточкой.

Это доказывает, что в натуральном шёлке окрашиваются сами нити, поэтому краска на ткани до конца не отстирывается. Искусственный шёлк – наоборот – воспринимает краску в промежутках между волокнами, поэтому она легко смывается, не оставляя следа. Можно предположить, что и другие загрязнения в тканях из искусственного шёлка легче отстирываются.

Зато становится понятным, почему древние образцы натурального шёлка через века смогли сохранить свои краски. Ведь сами их нити способны прочно удерживать красители, которые тоже были натуральными и очень стойкими.

Почему же краска на натуральном шелке расползается за границы мазка, растекаясь по нитям? Это можно объяснить хорошей впитывающей способностью этого материала из-за его мелкоячеистой структуры (в опыте №1 я доказала, что натуральный шелк имеет гораздо больший коэффициент впитывания, чем искусственный). Но дело не только в этом. Известно, что шелковая нить внутри имеет полость и представляет собой тончайшую трубочку-капилляр. В учебнике физики моего брата за 10 класс я нашла рисунок, который помог мне понять, как краска распространяется по шелковым нитям.

Этот рисунок относится к теме: «Капиллярные явления» и наглядно показывает, что высота поднятия жидкости в узкой трубочке зависит от радиуса его канала. То есть, чем он тоньше, тем больше высота подъема жидкости. Мне стало ясно, что в месте нанесения на ткань растворенная краска проникла в полости внутри шелковых нитей и поднялась вверх, всосалась по ним, как по трубочкам-капиллярам. Зрительно это выглядело, как расползание контура рисунка. В искусственных тканях волокна не имеют канала внутри, поэтому эффекта растекания краски не происходит.

Я поняла также, что свойство растекания красок по натуральному шёлку может использоваться в таком виде искусства как батик (роспись по шёлку). При этом краски разных цветов могут соединяться в неповторимые оттенки и узоры, а расползание краски вдоль волокна даёт мягкость контуров.

Одно мне было непонятно: почему получаются разводы от воды по контурам мазка на натуральном шёлке? Я вспомнила, что вода впитывается пространством между нитями (опыт №1), а краска проникает в сами нити шёлка (опыт №4). Получается, что избыток воды, которым я разводила акварельные краски, накапливается у границ мазка и засыхает в виде водного ободка. Так я сама ответила на свой вопрос.

В искусственных тканях и краситель, и вода равномерно заполняют промежутки между волокнами, нити при этом не окрашиваются. Поэтому при высыхании рисунок мазка не меняется, но получается более выпуклым. Кроме того, мне стало ясно, почему акварельные краски не годятся для росписи по шёлку. Для этого есть специальные краски для батика (акриловые), которые растекаются по шёлку равномерно, не дают разводов от воды и не смываются после стирки. Правда, иногда акварельные краски в смеси с клеем (для повышения прочности) используют для росписи по шёлку для нанесения фона.

Общий вывод

Результаты данных опытов доказали явные различия в свойствах натурального и искусственного шелков. Причем исследования способности впитывать и испарять влагу и способности к электризации показали преимущества натуральных тканей по этим показателям. То есть они имели большее влагопоглощение и меньшую электризацию, чем искусственные ткани. Именно эти свойства материалов очень важны для дыхания кожи, ощущения комфорта, контроля потоотделения и уменьшения нервного напряжения, что положительно влияет на здоровье человека.

Опыты по поджиганию нитей и по окрашиванию показали разницу, не имеющую прямого отношения к здоровью человека. Но все-таки мне интересно было наблюдать, как проявляются отличия между тканями разного происхождения.

Так что, к счастью, гипотеза об одинаковых свойствах этих материалов не подтвердилась. Наоборот, мне стало ясно, что натуральный шелк имеет такие уникальные свойства, которые ничто не сможет заменить, тем более вытеснить из жизни. Я думаю, что роль шелка будет только возрастать. В современном мире человечество не становится здоровее, и приходит понимание, что нужно возвращаться к природе, в том числе к натуральным тканям.

Заключение

Вот и подошли к концу мои исследования. Еще раз хочу вспомнить, с чего всё началось. При сравнении шарфиков из натурального и искусственного шелков я ощутила большую разницу между ними. Оба внешне были по-своему красивы. Но первый покорил меня своей нежностью и мягкостью, излучал ласковое тепло. Материал второго шарфика был лёгким, но жёстким на ощупь, от него веяло холодом и безразличием. Я невольно сравнила их с матерью и мачехой. Позже я заметила, что в магазинах предлагается огромное количество искусственных тканей и одежды из неё. А изделия из натурального шёлка нужно специально искать, ими пользуются в основном знатоки и ценители свойств этого материала. Думаю, это происходит из-за более дорогой стоимости тканей из 100% шёлка. И это оправдано, если вспомнить, сколько надо вложить труда, чтобы соткать это чудесное полотно. Однако есть и не очень дорогие ткани, но не менее хорошие. Наверное, имеет значение и то, что люди просто мало знают о шёлке, о его целебных свойствах и не задумываются о том, что может повлиять на их здоровье. Многие знают только то, что шёлковые ткани очень красивые. Но синтетика тоже имеет вполне привлекательный вид, а стоимость её ниже!

Целью данной исследовательской работы было доказательство или опровержение гипотезы о том, что и натуральные, и искусственные шёлковые ткани имеют примерно одинаковые свойства. Если бы это подтвердилось, то искусственный шёлк мог бы полностью заменить натуральный и даже совсем вытеснить его из жизни!

Для решения этого вопроса я поставила задачи:

-как можно больше узнать о шёлке из справочного материала;

-провести анкетирование;

-поставить опыты по сравнению свойств образцов шёлка разного происхождения;

-сделать общий вывод.

Всё это мне удалось сделать!

Из справочного литературы я узнала много интересного о шёлке и ещё больше увлеклась этой темой.

Анкетирование среди учеников нашего класса и некоторых учителей, где я предлагала ответить на несколько вопросов (об истории шёлка и его свойствах), это подтвердило. Почти все ответившие мало знали об этой чудесной материи, редко покупали её и слабо представляли, какими свойствами она обладает.

Мной также проведены опыты по сравнению свойств натурального и искусственного шелков. Я исследовала:

- способность этих тканей впитывать и испарять воду;

- способность к электризации;

- различия при поджигании нитей;

- различия при окрашивании акварельными красками.

Опыты подтвердили явные различия шелков, имеющих разное происхождение, и по многим показателям натуральный шёлк имел лучшие свойства.

Например, образцы природного происхождения имели гораздо меньше массу, (то есть были более лёгкими), отличались большей воздушностью и лучшей, чем искусственные ткани способностью впитывать влагу.

Это происходит в результате:

- исключительной тонкости шёлковой нити, сплетающейся в полотне в мелкоячеистую сеть, полную воздуха;

- особому строению нити, имеющей внутри полость (или канал), что позволяет дополнительно впитывать влагу до 30% от собственного веса, при этом ткань остаётся сухой на ощупь.

Такие свойства дарят телу ощущение комфорта, позволяют коже свободно «дышать».

Исследования показали также меньшую способность натуральных тканей к электризации. Значит, они меньше будут притягивать пыль и другой мусор. Это свойство позволяет также уменьшать нервное напряжение.

Отличались разные виды шёлка и по горению нитей. Образцы природного происхождения при горении превращались в пепел (чёрный порошок) и выделяли запах жжёного пера – вполне приятный. Нити искусственного шёлка при поджигании плавились, края тканей съёживались, а в воздухе удушливо пахло палёной пластмассой. Этим методом можно легко узнать происхождение ткани.

Опыт по окрашиванию образцов акварельными красками с последующим их смыванием показал, что ткани из натурального шёлка более прочно удерживают краситель. Это указывает на то, что краска проникает в глубину шёлковой нити, пропитывает её изнутри. В искусственных же тканях краска находится только в промежутках между волокнами и поэтому легко смывается водой, не оставляя следа. В этом есть и положительный момент – от синтетики легче отстирываются загрязнения!

Также в опыте по окрашиванию в натуральных образцах было заметно расползание краски за контуры рисунка, тогда как в искусственных образцах – краска ложилась строго по границе мазка. Это можно объяснить лучшей впитывающей способностью шёлка и особым строением его нити, имеющей внутри полость. То есть нити представляют собой трубочки-капилляры, внутри которых жидкость с краской поднимается тем выше, чем уже эта полость.

Поэтому в разных шелках растекание идёт по-разному, ведь толщина нитей и их полостей может отличаться.

Эффект особого окрашивания натурального шёлка используется в таком виде искусства, как «батик» или роспись по шёлку, где нежные переливы красок, «растяжка» цветов и мягкость контуров радуют глаз необыкновенной красотой рисунка.

Таким образом, результаты моих исследований опровергли гипотезу о том, что натуральный и искусственный шелка имеют похожие свойства и поэтому синтетические ткани смогут полностью заменить натуральные. Я рада, что это оказалось так!

Я доказала тот факт, что ткани из натурального шёлка имеют гораздо лучшие для здоровья человека свойства, чем искусственные. Да и как могло быть иначе? Ведь сама матушка-природа подарила нам шёлковую нить! Пословица не зря гласит: «При солнышке тепло, при матери добро». Ещё одно мудрое наблюдение говорит, будто о ценах на эти ткани: «Мать высоко замахивается, да не больно бьёт, мачеха низко замахивается, да больно бьёт». То есть, высокая стоимость натурального шёлка окупится тем, что изделие будет носиться с удовольствием, на здоровье! Покупая же вещи из искусственного шёлка по более низкой цене, можно разочароваться, пожалеть о том, что деньги потрачены напрасно.

В конце концов, можно составить современную пословицу на старинный лад: «Натуральный шёлк – что мать, а искусственный – что мачеха». Имеющий ум да разумеет!

Честно сказать, шарфик из креп-шифона – единственная вещь из натурального шёлка в моём гардеробе. Но ведь история ещё не закончена!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)