Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Москва глазами героев рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник»

У каждого человека свое видение мира, каждый человек по-своему воспринимает то или иное событие, время, место. Чаще всего это восприятие основывается на традициях, воспоминаниях, чувствах, а также на внутреннем мире человека.

Москва - самый крупный город нашей Родины, ее столица. В столице все удивительно, и, на мой взгляд, удивительно оттого, что в ней сочетаются различные стили архитектурных построек, время строительства, исторического и культурного значения. Удивительное сочетание Запада (рестораны, театры, высокие дома, магазины, торговые центры) и Востока (часовни, храмы, соборы, старинные особняки, дома) придает Москве неповторимость.

Кого-то привлекает Москва, кого-то нет, но каждый, кто побывал в Москве, открывает свои страницы города. Москва была в центре внимания во все времена. Она завораживала необычной красотой, сказочной роскошью архитектурных сооружений и неповторимостью пейзажей. Город всегда привлекал к себе внимание художников кисти и художников слова. Многие рисовали Москву, писали о ней, вкладывая в свои произведения своё понимание города и событий, связанных с ним.

Также по-своему видит Москву И. А. Бунин и стремится передать своё видение города.

«В Москву они попали утром 26 июля, остановились в центре, на Неглинном проезде, в номерах Ечкиной. Сразу отправились на выставку, которая развернулась на Ходынском поле. Пробыли на ней до 3 часов дня. Иван Алексеевич делал заметки для газеты. Оттуда прямым путем поехали в Кремль, который произвел сильное впечатление на поэта своими зубчатыми стенами, соборами, древностью. Поднимались на колокольню Ивана Великого. Восхитила его церковь Спаса-на-бору, особенно ее название. Я нашла в его заметках:

«Церковь Спаса-на-бору. Как хорошо: Спас на бору!»

«Вот это и подобное русское меня волнует, восхищает древностью, моим кровным родством с ним».

В феврале 1895 года Бунин впервые приехал в Москву, остановился в меблированных комнатах Боргеста у Никитских ворот. Позже написал: " ". Старая, огромная, людная Москва" и т. д. Так встретила меня когда-то впервые и осталась в моей памяти сложной, пестрой, громоздкой картиной - как нечто похожее на сновидение. Через два года после того я опять приехал в Москву - тоже ранней весной и тоже в блеске солнца и оттепели, - но уже не на один день, а на многие, которые были началом новой моей жизни, целых десятилетий ее, связанных с Москвой. И отсюда идут уже совсем другие воспоминания мои о Москве, в очень короткий срок ставшей для меня, после моего второго приезда в нее, привычной, будничной, той вообще, которую я знал потом около четверти века".

Иван Алексеевич любил Москву. «Русский писатель не может не любить Москву и не писать о ней». Свое многогранное виденье Москвы Бунин преподносит нам в своих рассказах.

" Благосклонное участие": " И целых три недели Москва работает, торгует, веселится, но среди всех своих разнообразных дел, интересов и развлечений втайне живет только одним - ожиданием знаменательного вечера двадцать седьмого декабря. Великое множество афиш всех цветов и размеров пестрит на всех ее улицах и перекрестках: "На дне" , " Синяя птица" , " Три сестры" , Шаляпин в "Русалке" , Собинов в "Снегурочке" , Шор, Крейн и Эрлих, опера Зимина, вечер Игоря Северянина. Но теперь всякому бьет в глаза только та маленькая афиша, на которой крупно начертано имя, отчество и фамилия благосклонной участницы литературно-вокально-музыкального вечера в пользу недостаточных учеников пятой московской гимназии".

"Митина любовь" : ". В Москве последний счастливый день Мити был девятого марта. Они с Катей шли в двенадцатом часу утра вверх по Тверскому бульвару. Зима внезапно уступила весне, на солнце было почти жарко. Как будто правда прилетели жаворонки и принесли с собой тепло, радость. Все было мокро, все таяло, с домов капали капели, дворники скалывали лед с тротуаров, сбрасывали липкий снег с крыш, всюду было многолюдно, оживленно. Высокие облака расходились тонким белым дымом, сливаясь с влажно синеющим небом. Вдали, с благостной задумчивостью высился Пушкин, сиял Страстной монастырь. "

"В одной знакомой улице". ". Чудесные стихи! И как удивительно, что все это было когда-то и у меня ! Москва, Пресня, глухие снежные улицы, деревянный мещанский домишко - и я, студент, какой-то, тот я, в существование которого уже не верится.

Там огонек таинственный

До полночи светил.

И там светил. И мела метель, и ветер сдувал с деревянной крыши снег, дымом развевал его, и светилось вверху, в мезонине, за красной ситцевой занавеской.

Ах, что за чудо девушка

В заветный час ночной

Меня встречала в доме том

С распущенной косой.

И это было. Дочь какого-то дьячка в Серпухове, бросившая там свою нищую семью, уехавшая в Москву на курсы. И вот я поднимался на деревянное крылечко, занесенное снегом, дергал кольцо шуршащей проволоки, проведенной в сенцы, в сенцах жестью дребезжал звонок - и за дверью слышались быстро сбегавшие с крутой деревянной лестницы шаги, дверь отворялась - и на нее, ее шаль и белую кофточку несло ветром, метелью. Я кидался целовать ее, обнимая от ветра, и мы бежали наверх, в морозном холоде и темноте лестницы, в ее тоже холодную комнатку, скучно освещенную керосиновой лампочкой. "

Отпечаток на творчество Ивана Алексеевича наложило увлечение толстовством. "Памятный бал". ". Было на этом рождественском балу в Москве все, что бывает на всех балах, но все мне казалось в тот вечер особенным: это все увеличивающееся к полночи нарядное, возбужденное многолюдство, пьянящий шум движения толпы на нарядной лестнице, теснота танцующих в двусветном зале с дробящимися хрусталем люстрами и эти все покрывающие раскаты духовой музыки, торжествующе гремевшей с хор. Я долго стоял в толпе у дверей зала, весь сосредоточенный на ожидании часа ее приезда, - она накануне сказала мне, что приедет в двенадцать, - и настолько рассеянный, что меня поминутно толкали входящие в залу и с трудом выходящие из его уже горячей духоты. "

"Чистый Понедельник" : " Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов - и разгоралась вечерняя, освобождающаяся от дневных дел московская жизнь: гуще и бодрей неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи - в сумраке уже видно было, как с шипеньем сыпались с проводов зеленые звезды - оживленнее спешили по снежным тротуарам смутно чернеющие прохожие. Каждый вечер мчал меня в этот час на вытягивающемся рысаке мой кучер - от Красных ворот к храму Христа Спасителя: она жила против него, каждый вечер я возил ее в "Прагу" , в "Эрмитаж" , в "Метрополь" , после обеда в театры, на концерты, а там к "Яру" , в "Стрельну". В доме против храма Спасителя она снимала ради вида на Москву угловую квартиру на пятом этаже, всего две комнаты, но просторные и хорошо обставленные.

Я стоял, смотрел в окна. за одним окном низко лежала вдали огромная картина заречной снежно-сизой Москвы, в другое, левее, была видна часть Кремля, напротив, как-то не в меру близко, белела слишком новая громада Христа Спасителя, в золотом куполе которого синеватыми пятнами отражались галки, вечно вившиеся вокруг него. "Странный город!" - говорил я себе, думая об Охотном ряде, об Иверской, о Василии Блаженном. - Василий Блаженный - и Спас-на-Бору, итальянские соборы - и что-то киргизское в остриях башен на кремлевских стенах. "

Совсем иной предстаёт Москва в стихотворении 1919 года, но дата говорит о многом. Мы уже не увидим яркой, красочной Москвы.

26 октября 1917 года «Бунин с женой прибыли в Москву, жили на Поварской, в доме Баскакова № 26, у родителей веры Николаевны, Муромцевых. Время было тревожное, шли сражения, «мимо их окон, - писал Грузинский А. Е. 7 ноября А. Б. Дерману, вдоль Поварской гремело орудие». В Москве Бунин прожил зиму 1917 -1918 годов. В вестибюле дома, где была квартира Муромцевых, установили дежурство; двери были заперты, ворота заложены брёвнами. Дежурил и Бунин. 31 октября он записал в дневнике: 2За день было очень много орудийных ударов (вернее, всё время – разрывы гранат и, кажется, шрапнелей), всё время щёлканье выстрелов От трёх до четырёх был на дежурстве. Ударила бомба в угол дома Казакова возле самой панели. Подошёл к дверям подъезда (стеклянным) – вдруг ужасающий взрыв – ударила бомба в стену дома Казакова на четвёртом этаже. А перед этим ударило в пятый этаж возле чёрной лестницы (со двора) у нас Хочется есть – кухарка не могла выйти за провизией (да и закрыто, верно), обед жалкий Опять убирался, откладывал самое необходимое – может быть пожар от снаряда почти двенадцать часов ночи. Страшно ложиться спать. Загораживаю шкафом кровать».

Об этих беспокойных и нелёгких днях Бунин писал в стихотворении «Москва 1919 года»

Темень, холод, предрассветный

Ранний час.

Храм невзрачный, неприметный,

В узких окнах точки желтых глаз.

Опустела, оскудела паперть,

В храме тоже пустота,

Черная престол покрыла скатерть,

За завесой царские врата.

В храме стены потом плачут,

Тусклы ризы алтарей.

Нищие в лохмотьях руки прячут,

Робко жмутся у дверей.

Темень, холод, буйных галок

Ранний крик.

Снежный город древен, мрачен, жалок,

Нищ и дик.

12. IХ. 19

Печалью отмечен трудный путь писателя. Революция заставила И. А. Бунина переосмыслить давние представления. В цикле «Тёмные аллеи» он обратился к отшумевшей жизни, но уже «переосмысляя её, обожжённый историческим опытом».

«Поистине удивительна эта книга, завершившая многолетний творческий путь Бунина-прозаика. Созданная писателем на седьмом и восьмом десятке лет жизни, посвящённая почти целиком событиям и людям давно минувших дней, она воспроизводит эти события и этих людей с такой стереоскопической отчётливостью, какой не часто достигал Бунин и в свои лучшие молодые годы. Словно поставив своей задачей навсегда удержать дорогое его сердцу умершее прошлое всеми доступными ему средствами, художник привлекает к этому и собственную богатейшую память, и стихи любимых поэтов Огарёва, Фета, Полонского, с которыми перекликаются сюжеты его рассказов («Тёмные аллеи» , «Холодная осень», «В одной знакомой улице»), и даже мотивы классической русской прозы, так или иначе звучащие в отдельных новеллах цикла. Но над всем этим господствует отточенное мастерство большого художника, взволнованно и доверительно говорящего с читателем о великом и всепоглощающем чувстве любви – основной теме книги».

«Чистый понедельник» - рассказ не только об отдельном человеке и не только об испепеляющей любовной страсти. Это рассказ и о России – о её дореволюционном настоящем и, возможно, желаемом будущем», - делает вывод Л. К. Долгополов в статье «О некоторых особенностях реализма позднего Бунина». Россия, по мнению автора названной статьи, - «роковое средостение между Востоком и Западом и в этом драматизм её судьбы». Л. К. Долгополов отметил сочетание в рассказе восточного и западного начал и свойств в облике героев и в облике самой Москвы: «её архитектурного силуэта, её быта, её трактира, в котором – едят блины с зернистой икрой, запивая замороженным шампанским».

В рассказе «Чистый понедельник» мы почувствовали разное понимание Москвы героями и решили провести исследование - увидеть город глазами Героини и Героя.

Обращаясь к художественным произведениям предшествующих эпох, сталкиваешься с тем, что многие реалии жизни не совсем понятны, требуют дополнительных комментариев, понимаешь, что не достаточно знаний об отдалённых исторических событиях, некоторые имена собственные ни о чём не говорят. В таком случае необходимо обратиться к справочным изданиям, воспоминаниям современников, критическим статьям, внимательно изучить все источники, отобрать необходимый материал. Перед началом работы были определены направления и ответственные за сбор материала и написание главы.

❖ Собрать материалы, представляющие город глазами Героини. (Ответственная Храмцова Софья)

❖ Собрать материалы, представляющие город глазами Героя (Ответственная Пегурова Наталья)

❖ Собрать материалы о Марфо-Мариинской обители (Ответственная Фёдорова Валентина)

❖ Обратиться к воспоминаниям современников и найти подтверждение фактов, которые упоминаются в рассказе.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)