Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Колокол церковный как музыкальный инструмент

Колокольный звон на протяжении столетий был неотъемлемой частью жизни русского народа и в традиционной русской культуре воспринимался как "глас Божий". На протяжении многих веков колокола сопровождали своим звоном жизнь народа. Они размеряли течение дней, возвещая время трудиться и время отдыхать, время бодрствовать и время спать, время веселью и время скорби. Они оповещали о грозящем стихийном бедствии и о приближении врага, они созывали мужчин для борьбы с неприятелем и встречали торжественным звоном победителей, собирали граждан для обсуждения важных дел и призывали народ к восстаниям в годы тирании.

Колокола и звоны являются большой ценностью культурного наследия русского народа. В прошлом они составляли значительное явление в общественной жизни и народной культуре России. Изучение прошлого и настоящего колоколов, их многочисленных и разнообразных функций в русской культуре позволит более глубоко понять также суть духовности уральцев.

Данная тема чрезвычайно актуальна. 11. декабря 2008 года в городе Екатеринбурге состоялась объединенная конференция ХI-х Екатерининских чтений и IV научно-практической конференции «Школа и будущее России». Более 700 человек из 18 регионов России приняли в ней участие: педагоги, ученые, духовенство, представители Министерства образования и науки РФ и Российской академии образования. В решении конференции указывается, что лишь осознание молодежью своей причастности к многовековой духовной и культурной традиции своего народа позволит сохранить и укрепить духовное и культурное единство нашей страны. А что же иное, как ни колокольный звон способен объединить нацию в трудное время? "Искусство русского церковного колокольного звона, - говорится в «Настольной книге священнослужителя»,- уникально и представляет собой великое духовное явление "

  Объект исследовательской работы – «большое в малом», то есть колокол в жизни и культуре. Предмет исследования – история уральских колоколов, искусство колокольного звона, искусство литья колоколов на Урале.

Новизна научно – исследовательской работы – попытка создать цельное исследование по данной теме, показать связь творческого начала и стремление к духовности русских людей вообще и уральцев в частности.

Для подтверждения собранных данных, автор выдвинул гипотезу: есть будущее у земли уральской, возрождающей колокольный звон, связанный с Душой человека и Природой, дающий право размышлять о смысле жизни и о вечности, есть надежда на духовное ее возрождение.

Методы исследования: экскурсии, наблюдение, анализ литературы и архивных материалов, анкетирование, интервью, систематизация изучаемых явлений.

Проект состоит из следующих частей: введения, в котором попытались обосновать актуальность исследования, цели и задачи; основной части, состоящей из 5 глав: в 1 главе говорится о колоколах, их видах и функциях; во 2 главе идет речь о видах и эстетическом и богословском смыслах колокольного звона; где 3 глава посвящена истории литья колоколов в России и на Урале; в 4 главе отображена судьба уральских колоколен; в 5 главе сообщается о достижениях современных уральских звонарей; и заключения, в котором подводятся итоги работы, формулируются выводы исследования; списка литературы; приложения.

1. 1. Виды церковных колоколов

Колокола были единственным музыкальным инструментом, используемым в православном богослужении. К тому же они были вообще единственным на Руси монументальным инструментом, а потому использовались очень разнообразно.

«Ко́локол — металлический инструмент (как правило, отлитый из так называемой колокольной бронзы), источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. Известны также колокола без языка, по которым бьют молоточком или бревном снаружи. Колокола используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов Богослужения) и в музыке. Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат, для созыва граждан на собрание (вече))».

В Церкви колокола используются приблизительно с конца IV века, первоначально в Западной Европе. Существует предание, которое изобретение колоколов приписывается Святому Павлину, Епископу Ноланскому на рубеже IV и V веков. По легенде «изобретателем» колокола считается Святой Павлин Милостивый, епископ итальянского города Нола (IV–V вв. ). Его молитва: «Воззови, Господи, к этой бедной темной земле гласом свыше Соедини сердца наши при нашей разрозненности узами крепчайшими цепей», - была услышана, и маленький звенящий полевой цветок-колокольчик стал прообразом сегодняшнего символа единения всех христиан вокруг своего Храма. В VII веке римский папа Сабиниан официально ввел колокольный звон в христианское богослужение, а через триста лет папой Иоанном XIV был установлен обряд крещения колокола: его кропили святой водой, нарекали именем, одевали в крестильную рубашку

В Русской Православной Церкви колокола делятся на три основные группы: большие (благовестники), средние и малые колокола. Благовестники несут сигнальную функцию и, в основном, предназначены для созыва верующих на Богослужение. Благовестники можно подразделить на 5 видов:

• Праздничные колокола;

• Воскресные колокола;

• Постные колокола;

• Полиелейные колокола;

• Будничные (Простодневные) колокола.

Праздничные колокола используются в двунадесятые праздники, праздник Святой Пасхи, при встрече епископа. Настоятель Храма может благословить использование праздничного колокола и в иные дни, например освящение престола в храме. Праздничный колокол должен быть самым большим по весу в наборе колоколов. Воскресные колокола используются в воскресные дни и в великие праздники. При наличии праздничного, воскресный колокол должен быть вторым по весу. Постные колокола используются в качестве благовестника только в Великий пост. Полиелейные колокола используются в дни, когда совершаются полиелейное Богослужение (в Типиконе обозначаются особым знаком - красным крестом). Простодневные колокола используются в будние дни седмицы (недели). Кроме благовеста, большие колокола самостоятельно (без иных колоколов) используются при пении "Честнейшей. " на утрене и к "Достойно. " на Божественной Литургии. Благовестники также используются при перезвонах, переборах, трезвонах. Таким образом, использование того или иного вида благовестника зависит от статуса службы, времени её совершения или момента Богослужения.

В группу благовестников можно включить так называемые часовые колокола, в которые "отбиваются" часы.

Средние колокола не несут специальной функции и служат только для украшения звона. Самостоятельно средние колокола используются при так называемым звоном "в двои", который осуществляется на Литургию Преждеосвященных Даров в Великий Пост. При отсутствии средних колоколов звон "в двои" осуществляется на подзвонных колоколах. Средние колокола также используются при перезвонах, переборах, трезвонах.

К малым колоколам относятся зазвонные и подзвонные колокола.

Зазвонные колокола, как правило, представляют собой колокола небольшого веса, к языкам которых привязаны верёвки, которые связываются между собой. Получается так называемая связка. В связке может быть не менее 2-х колоколов. Как правило, связка состоит из 2-х, 3-х или 4-х колоколов.

Подзвонные колокола по весу больше зазвонных. Подзвонных колоколов может быть любое количество. Верёвки (или цепочки), на которые звонарь нажимает при звоне, крепятся одним концом к языкам подзвонных колоколов, а другим к так называемому звонарскому столбику.

Посредством использования малых колоколов совершается трезвон, который выражает торжество Церкви, а также указывает на совершение определённых частей или моментов Богослужения. Так, к вечерне звонится один трезвон, к утрене - два, к Божественной Литургии - три. Трезвоном отмечается также чтение Св. Евангелия. Трезвоны происходят с участием благовестника

На Руси колокола (от среднелатинского clocca) зазвучали вскоре после принятия христианства в Х веке, но прочно вошли в церковный обиход во второй половине XVI века. С тех пор колокольный звон стал своеобразным символом русского народного благочестия. В молитвах на освящение колокола испрашивается Божие благословение на то, чтобы слышащие звон собирались в церковь, укреплялись в благочестии и вере и мужественно противостояли «всем дьявольским наветам», побеждая их молитвой и славословием.

1. 2. Классический колокол как музыкальный инструмент.

Колокола средних размеров и колокольчики включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определенную звучность. Колокола бывают различных величин и всех строев. Чем колокол больше, тем ниже его строй. Каждый колокол издает только один звук. Партия для колокола средних размеров пишется в басовом ключе, для колокола малых размеров — в скрипичном. Колокола средних размеров звучат октавой выше написанных нот.

Применение колокола более низкого строя невозможно, вследствие их размеров и веса, которые препятствовали бы их помещению на сцене или эстраде, так как для звука до в первой октаве потребовался бы колокол весом в 2862 кг, а для звука на октаву ниже колокол церкви святого Павла в Лондоне, весом в 22900 кг. О более низких звуках и говорить нечего. Они потребовали бы новгородского К. (31000 кг), московского (70500 кг) или Царь-колокола (350800 кг). Колокола применяются в оркестрах симфоническом и оперном ради особых эффектов, связанных с сюжетом.

С конца XIX в театрах стали применять колоколы-колпаки из литой бронзы с довольно тонкими стенками, не столь громоздкие и издающие более низкие звуки, чем набор обыкновенных театральных колоколов.

В XX веке для имитации колокольного звона используются уже не классические колокола, а так называемые оркестровые в виде длинных трубок. Набор маленьких колокольчиков был известен в XVIII столетии, их применяли изредка Бах и Гендель в своих произведениях. Набор колокольчиков был впоследствии снабжен клавиатурой. Такой инструмент применил Моцарт в своей опере «Волшебная флейта». В настоящее время колокольчики заменены набором стальных пластинок. Этот весьма употребительный в оркестре инструмент называется металлофоном. Играющий бьет по пластинкам двумя молоточками. Этот инструмент иногда снабжен и клавиатурой.

Набор колоколов (всяких величин), настроенных по диатонической или хроматической гамме, называется курантами. Такой набор больших размеров помещается на колокольнях и находится в связи с механизмом башенных часов или клавиатуры для игры. Куранты применялись и применяются преимущественно в Голландии, Нидерландах. При Петре Великом на колокольнях церкви св. Исаакия (1710) и в Петропавловской крепости (1721) были помещены куранты. На колокольне Петропавловской крепости куранты возобновлены и существуют доныне. Куранты находятся также в Андреевском соборе в Кронштадте.

Карильон - это музыкальный инструмент, источником звука у которого являются колокола, выстроенные по хроматическому ряду от двух до шести октав. Колокола закреплены неподвижно и в них ударяют укрепленные внутри языки. Сейчас в России много механических курантов, но нет карильонов. Карильон - инструмент, приспособленный для исполнения музыки равномерно-темперированного строя, музыки, основанной на традиционных мелодиях и созвучиях. В Западной Европе и Северной Америке это имеет глубочайшие корни. В России получили распространение куранты, а карильон не получил распространения. Это не удивительно, так как здесь в народной и церковной музыке имеются очень сильные самобытные традиции, отличные от западноевропейских.

1. 3. Колокола – «язык земли».

Бытование колоколов, их функции, их использование с давних времен на Руси в разных ее областях и районах имело в целом один и тот же характер.  

Многое может рассказать колокол. Ведь он грустил и радовался вместе с Россией, вместе с русскими людьми.

Мощно и грозно звучал колокольный призыв в годы бедствий. Наполнял душу радостью тихий благовест. Колокольный звон встречал возвращавшихся с победой на родную землю Александра Невского; полки Дмитрия Донского с Куликова поля; войска Ивана Грозного после взятия Казани; Ополчение Минина и Пожарского; солдат Суворова. Громкий колокол звал матросов отважного «Варяга» занять места по боевому расписанию в русско-японскую войну.

Колокола звонили при встрече высокого гостя или начальства. «Двинской летописец» неоднократно упоминает колокольный звон, описывая встречу в Холмогорах и Архангельске Петра I в 1693 г. : «. Июля в 28 день. царь. Петр Алексеевич. изволил в первом своем походе со своими ближними людьми прити на судех ко граду Холмогорам. И как ис под Костромской волости суда явились, и тогда был в соборе благовест в один колокол, покамест судами против города к берегу пристал. А как изволит в карету сесть и шествовать через город. тогда в соборе учинится звон во все колокола. И на завтрее. поплыли к городу Архангельскому Двиной рекою мимо посад. А как посадами плыли, тогда был звон по всем приходским церквам во всея колокола. И звону во вся бывшую того вечера и ночи до 5-го часа». Колокольный звон сопровождал почти все пребывание Петра I в Архангельске.

Колокола извещали о пожаре, и в этом заключалась их неотъемлемой функцией в деревянных северных селениях, для которых пожары были частым и сокрушительным бедствием.

У колоколен колокола сообщали о приближении неприятеля, например, в годы Крымской войны назначены были на колокольнях постоянные караулы, таким образом, что при первом появлении неприятеля караульный ударял в набат.

  Колокола висели на маяках, были и колокольни-маяки. У церкви Вознесения Господня на Соловках «над колокольнею находится деревянная глава. а поверху главы устроен деревянный фонарь со стеклом, который служит маяком». Рейнеке в «Гидрографическом описании Белого моря» упоминает при маяке на Мысе-Острове башенку с колоколом, «который звонит во время тумана». Память о такой функции колоколов сохранилась в народной молве.

Били в колокола, чтобы заблудившийся человек мог выйти на звон к жилью. Так использовали колокола почти во всех русских деревнях.

Еще одной немаловажной функцией колоколов являлось размерение времени. В общественной практике сам распорядок церковных звонов уже служил сигналом времени. Начиная с XVI в. в большом количестве появляются также башенные часы на колокольнях со специальными часовыми колоколами.

Наконец, колокола сообщали о важных государственных или местных событиях.

Любовь к колокольному звону проявлялась, как говорится, на разных уровнях, от простолюдина до царя. Иван Грозный каждый день в четвертом часу утра ходил благовестить на колокольню. Случалось, сами званивали царь Алексей Михайлович и царь Федор:

Звон медный несется, гудит над Москвой,

Царь в смирной одежде трезвонит:

Зовет ли обратно он прежний покой

Иль совесть навеки хоронит?

Но часто и мерно он в колокол бьет,

И звону внимает московский народ

И молится, полный боязни,

Чтоб день миновался без казни.

Существовал особый устав звонам, в котором указывалось, в какие колокола звонить в будни, в какие в праздники. В дни Великого поста благовест производился в средний простодневный колокол, а в Пасху ударяли в великий кампан.

«Звонят «во вся тяжкая, во вся кампаны», звонят с необычайной силой звука. В этой силе исчезает все: и начавшаяся пушечная пальба, и пение хоров в появившихся крестных ходах Только слышен один звон, видны разом море свечей и как бы огненные змеи, движущиеся между свечами многотысячной толпы» Это идут крестные ходы.

Широко известен обычай в Пасхальную неделю - пускать на колокольню всех желающих, и звон в эти праздничные дни, как правило, продолжался весь день. Пожалуй, только ленивый не звонил на Пасху в колокола.

Таковы некоторые наиболее значительные функции у колоколов в общественной жизни Руси.

Для русского народа звуки колокола были голосом с неба. Звон невольно отрывал все мысли и помыслы от земли и уносил в поднебесную высь, наполняя сердце радостным светлым чувством, как будто в него вливались небесная гармония, отголоски далекого рая.

2. Искусство колокольного звона

2. 1 Виды колокольного звона

Из медных уст его да льется

Лишь весть о вечном и святом.

И время каждый раз коснется

В полете до него крылом.

Ф. Шиллер

Вместе с пришедшим на Русь православием «звонение» очень быстро и навсегда занимает подобающее место в культурной жизни  наших предков. В "Слове о полку Игореве" (1185-1187 г. г. ) мы читаем: «Для него в Полоцке позвонили к заутрене рано у Святой Софии в колокола, а он в Киеве звон тот слышал». В житиях самых первых русских святых постоянно упоминается «звон велик, разносящийся над городом». Колокольный звон на протяжении столетий был неотъемлемой частью жизни русского народа и в традиционной русской культуре воспринимался как "глас Божий".

Русский колокольный звон уникален: в основе его лежат ритм, темп и тембр. Отсюда главное достоинство колокола - его благозвучие. "Звонящей молитвой" называл русские колокола американский кампанолог Эдвард Вильямс.

Колокольный звон выполняет в церковной жизни определенные функции:

  - созывает верующих к службе,

  - выражает торжество Церкви и Богослужения,

  - оповещает о времени совершения наиболее важных частей службы.

Звоны зависят от статуса службы (отсюда и названия колоколов, которые используют: праздничный, воскресный, вседневный, часовой).

Существует несколько видов звонов: благовест - одиночные удары в большой колокол, перебор - по одному удару в колокола от малого к большому, перезвон - поочередные удары в колокола от большого к малым и трезвон - несколько одновременно звонящих колоколов.

Благовест размеренными ударами в большой колокол возвещает о начале богослужения. Это самый древний из звонов и назван так потому, что несет благую, радостную весть о начале Богослужения. Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем следуют мерные удары.

Перебор - это погребальный звон. Он представляет собой поочередные удары в каждый колокол, начиная с самого малого и до самого большого, с последующим общим ударом во все колокола одновременно. Такой перебор колоколов повторяется "кругами" столько времени, сколько того требует устав, в конце перебора следует краткий трезвон.

Медленный перебор колоколов, от самого маленького до самого большого, символизирует собою возрастающую жизнь человеческую на земле, а одновременный удар колоколов означает пресечение земной жизни смертью. Радость в будущей жизни со Христом выражается, в заключение скорбного перебора, трезвоном.

Перезвон представляет собой поочередные удары в каждый колокол, начиная с большего и до самого малого от одного до семи раз в каждый. Устав определяет количество ударов в зависимости от назначения звона, например, вынос Креста сопровождается перезвоном по три удара, Водоосвящение по семь.

Трезвон - самый сложный по сравнению с другими звонами, он является наиболее ярким выражением колокольного звона. Кроме богослужебных "прописных" уставов здесь существует звонарская преемственность, которая в книгах не описывается, но важна не менее, чем литературные указания звонарям, поэтому обучение звонарей предполагает не меньшее руководство, нежели бывает наставничество у иконописцев или церковных певчих и чтецов Трезвон совершается так: сначала звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, то есть звон во все колокола трижды или звон в три приема.

Существуют незыблемые правила для трезвона:

  - Постоянство ритма благовестника.

  - Запрет на исполнение мелодий (каких-либо песнопений, гласов и др. ).

  - Постоянство темпа трезвона.

  - Иерархия колоколов: благовестник, большой и малый подзвон, зазвон.

  - Следование стилистике "попевочного фонда" местной традиции.

Разумеется, каждый опытный звонарь по-своему формулирует эти правила и свободен варьировать попевки и произвольно выбирать общее построение трезвона. Однако звонарь призван следовать традициям, которым обучен.

Развитие видов трезвона тесно связано со становлением русского церковного хорового пения, которое прошло большой путь от строгого знаменного моно-распева XVI века до трехголосия XVII-го. Скорее всего, становление трезвона как многоголосного вида звона происходит тоже на XVII век. Выделяются группы колоколов, которые выполняют различные функции в "колокольном оркестре". Самые маленькие колокола именуют дискантами или зазвонными. На них исполняют мелкие ритмические фигуры. Самые крупные - басовые колокола - задают темп звону и создают его основу, средние колокола или альты ведут мелодию.

На основе канонических на Руси сложилась разветвленная жанровая система звонов: будничные, постные, водосвятные, свадебные (или разгонные), встречные и, конечно, праздничные, среди которых великие, средние, красные. Красные звоны требуют большого состава колоколов, которыми располагают, в основном, кафедральные соборы, Лавры и крупные монастыри.

Колокольный звон - одна из самых ярких черт русской жизни - имел не только богослужебное значение. Им приветствовали высоких гостей, собирали народ на вече, объявляли рекрутский набор, сообщали о свадьбе, смерти или казни, предупреждали о приближении врага и пожаре, указывали дорогу путникам, подавали сигналы времени. Звоны были "метельными", "сполошными", "вечевыми", "осадными", "позывными", "ратными", использовались, как музыкальный инструмент.

Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому Православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона и каждый вид звона имеет свое название и значение. Колокольный звон в России всегда имел местные особенности. По-разному звучали звонницы в Москве, на Севере и на Урале Удивительные по красоте звоны были рождены местными традициями. Колокольные церковные звоны прошли длительный путь развития, вобрав в себя весь опыт народного творчества. К началу ХХ столетия каждый регион России, каждая епархия имели свою сложившуюся каноническую систему звонов в рамках общерусской традиции.

2. 2. Эстетический и богословский смысл колокольного звона

Колокольный звон есть символ церковной духовности. Холодный металл, отлитый по правилам искусства, прорезывая своими колебаниями слои воздуха, отзывается в человеческом сердце высокими, чистыми голосами трезвыми - духовно согревает его.

Вибрации колокольного звона создают в мире духовно- материальном те же образы, что пронизывающий слои эфира свет солнца и сияние свечей и паникадил. Однако основной чистый замысел колокольного звона подвергался в истории церковного искусства недолжным перетолкованиям и даже искажениям.

Существует два стиля колокольного звона. Первый заключается в том, что настроенные точно в современную темперированную гамму, колокола дают мелодический рисунок какой-либо готовой темы, причем ритм звона естественно соответствует этой теме, играя либо составную, либо подчиненную роль. Это же придется сказать и про специфический тембр колокола. Иногда мелодический рисунок состоит в повторении какой-либо несложной фигуры или интервала (большей частью - малой терции либо мажорного трезвучия). Но и фигура эта, и интервал находятся в пределах темперированной гаммы, а ритм здесь так же, как и в первом случае, играет либо составную, либо подчиненную роль. Это - тип западноевропейский: его внес в Россию талантливый, но совершенно лишенный чувства русского стиля о. Аристарх Израилев, родившийся в 1817 г. Основной порок западного стиля тот, что он поручает колоколам несоответствующую им задачу, которую несравненно лучше и целесообразнее поручить человеческим голосам и оркестровым инструментам. Мелодическая фигура, или даже целая мелодия на колоколе, может иметь значение лишь гротеска-барокко, каковой мы и наблюдаем, например, в исполнении курантами или карильонами их мелодии. Всерьез же исполняемая на колоколах мелодия (да еще с литургическими целями) производит впечатление чего-то крайне неуместного, мертвого, фальшивого, искусственного и надуманного. Впечатление здесь аналогично производимому картинно-перспективными приемами в иконописи или, что еще хуже, - движущейся куклой или автоматом (приблизительно то же самое, как если бы задумали, например, скульптурным произведениям католических храмов сообщить движение или ввести кинематограф в богослужение).

Второй стиль колокольного звона состоит в том, что на первый план выдвигается тембр, ритм и темп. Что же касается непосредственно самого звукового материала, то роль его здесь оказывается совершенно особенной. Мелодия, в собственном смысле слова (тема по интервалам диатонической или хроматической гаммы), отступает на задний план или же совершенно исчезает. Исчезает, следовательно, и гармония в специальном значении слова, как результат соединения тем-мелодий Во "втором стиле" вместо мелодий и гармоний в собственном смысле появляется ритмически звучащий, специфический тембр колокола. Тембр, как известно, обусловлен обертонами. В колоколах обертона звучат чрезвычайно громко и вследствие этого создают не только соответствующий тембр, но и характерные обертонные диссонирующие гармонии Различный вес и размер, и другие факторы в наборе колоколов дают и различные комбинации обертонов, при сохранении тонов господствующих. Этим обусловливается и единство художественного замысла, проходящее через всю музыку данного набора колоколов. Эту музыку можно назвать музыкой ритмо-обертонной или ритмо-тембровой. Стоит заметить, единство дается мощной массой редко звучащего на сильных временах такта большого колокола; он играет роль аналогичную педали или органного пункта (особенно в том случае, если явственно звучит определенный тон, чего, впрочем, преувеличивать не следует. Колокол всегда должен быть, так сказать, обертонно расстроен. Все это усиливается и оживотворяется ритмом, динамикой (силой) и агогикой (скоростью, темпом).

При таких условиях колокола играют совершенно самостоятельную роль. Их музыкально-метафизическое задание сводится к максимальному одушевлению в соответствующем роде косной, неорганической материи, высшим типом которой является, несомненно, металл. В колокольном звоне она начинает жить по-своему, но зато по-настоящему. Это настоящее звучание колокола не имеет ничего общего с манекеном поющих карильонов. И оживленная, порой даже как бы плясовая фигура колокольного звона, полная своеобразной, важной торжественности (именно вследствие сочетания оживленно-плясового ритма с мощным гулом) - есть ответ неорганической материи на божественный зов.

Способны колокола давать и другие, противоположные настроения, но не разыгрыванием "печальных мелодий", а редким, одиноким звоном малых, или лучше средних, колоколов, периодическим их совмещением на слабых временах такта.

Ритмо-тембровый и ритмо-обертонный колокольный звон во всем его богатстве, великолепии и царской пышности известен одной только православной России.

Вкус к колокольному звону, богатство колокольных композиций (рисунков звона) и понимание смысла того языка, которым говорит колокол, вполне соответствует высоте, глубине и красоте православно-русской литургии, в которой колокольный звон, наряду с знаменным распевом, составляют существенный момент. Чистота и бесстрастие колокольного звона при всем его блеске, оживленности и выразительности, его чистая духовность и непорочная, глядящаяся в самое сердце ясность и вызвали к нему особую ненависть в годы политических нестроений в России.

2. 3. Целительство колокольным звоном.

В молитве из "Чина благословения колокола", говорится и о его позитивном влиянии на биосферу: "О еже гласом звения его утолитися и утишиться и престати всем ветром зельным, (. ) и всем вредным безвредиям, и злорастворенным воздухом"

Магия колокола и колокольного звона проникла и в народную медицину. Существует предание, будто висевший на одной из колоколен Сольвычегодска разбитый колокол — это тот самый колокол, который в свое время известил Углич об убиении царевича Димитрия, был за это сечен кнутом и сослан в Тобольск. Народ считал этот колокол чудотворным. Некий М. К. Г-вич описывает связанный с ним магический обряд: «Почти каждый день можно было слышать глухой звук этого колокола: это крестьянин, взобравшись на колокольню, обмывает язык колокола, несколько раз звоня при этом, а воду уносят в „туеске" (местный сосуд) домой, как средство против детских болезней» Колокол, возмутивший народ, «защитник» невинного убиенного младенца, несет в себе силу, способную помогать больным детям, исцелять их. Оказывается, звон колокола способствует более быстрому расщеплению негативных энергий и более полному выводу их из биополя человека. Наблюдения ясновидящей целительницы Ермаковой Ольги показали - звон колокола генерирует в пространстве исключительно позитивные энергии белого и зеленого цветов! Поэтому неудивительна информация, что колокольным звоном ранее в России спасались даже от эпидемий.

Теперь у нас почти всегда при чтении исцеляющих молитв звучит колокольный звон. «Российские исследователи еще в 70-х годах прошлого века установили, что такие недуги, как беспричинное беспокойство, страхи, нервозность и бессонница, прекрасно исцеляются колокольным звоном. Сделанные (но неоцененные государством) выводы были просто потрясающими. Оказывается, аудиозапись малинового звона успокаивающе действует даже на самых буйных душевнобольных. А прослушивание музыкальных произведений, исполненных на колоколах, излечивает тяжелейшие виды депрессий и других психических заболеваний. Прекрасно излечивает бессонницу и малиновый церковный звон».

3. Производство колоколов

3. 1. Основания для литья колоколов

Спрос на колокола рождает и предложение. Лаврентьевская летопись упоминает о русских литейщиках в Киеве 1194-м годом. Позднее в московском государстве колокольные мастера числились за государевым Пушечным двором, так как работа с колоколами считалась делом такой же государственной важности, как и вооружение. Первое в России частное колокольное производство был пущено в конце XVII века в уездном городе  Слободской Вятской губернии. В XIX веке колокола отливались уже на двух десятках заводов – в Москве, Ярославле, Валдае, Тюмени, Костроме, Енисейске и других городах.

Если проследить, по какому поводу отлит тот или иной колокол, то можно наметить несколько групп.

Есть колокола, отлитые в память исторических событий. Ярким примером такого рода может служить колокол «Благовестник», экспонируемый ныне в Соловецком государственном историко-архитектурном и природном музее-заповеднике. Этот колокол был отлит «по высочайшему указу на имя Соловецкой обители» на заводе Чарышникова в Ярославле, в память войны 1854 г. Верх колокола увенчан изображением державы. Держава, один из символов царской власти, говорит нам, что колокол — царский подарок. Аналог—держава «Царя-колокола». Текст полон наивной веры в «заступничество небесных сил: «Дивен бог во святых своих. Лета 1854 июля в день 6 при настоятеле архимандрите Александре два английские паровые 60 пушечные фрегаты «Бриск» и «Миранда» подошли к Соловецкой обители, и один из них сделал несколько выстрелов по монастырю ядрами, после которых из двух монастырских трех фунтовых пушечек, отвечали так удачно, что повредили фрегат и заставили неприятеля удалиться на другой день. 7 Июля, после отказа сдать монастырь и отдаться военнопленными: оба фрегата девять часов беспрерывно бомбардировали монастырь бомбами, гранатами, картечью, даже трехпудовыми калеными ядрами, и, несмотря на то, заступленном угодников Божиих, обитель Соловецкая осталась цела».

В рамке той же формы и размеров, что и рамка свыше приведенным текстом, помещено изображение сцены бомбардирования монастыря. Вражеские суда обстреливают монастырь, видны летящие ядра и батарея, отражающая нападение. Сцена передана динамично, детали тщательно разработаны. Выпуклый рельеф изображений удачно расположен на сложной поверхности колокола, занимая значительную ее часть. Изображение бомбардирования и рассказ о нем расположены на противоположных сторонах колокола.

Специально для колокола «Благовестник» в 1862—1863 гг. в монастыре была выстроена колокольня, получившая название «Царской» (не сохранилась). Колокол «Благовестник» — своеобразный памятник мужеству северян. Реалистическая сцена обстрела монастыря, изображенная на колоколе, ядра и пушки, находившиеся на колокольне, не могли не вызывать восхищения героизмом, проявленным защитниками монастыря, их мужеством, которое церковь столь велеречиво описывала как «божье покровительство».

Колокола и колокольные звоны играли разнообразные роли в общественной жизни, в народной культуре. Упомянем некоторые из таких функций.

Нередко встречаются колокола, отлитые в поминовение умерших. Вот образчик надписи на одном из них: «Построен сей колокол из своего инживения и приложили в Сольвычегодский Введенский монастырь 1738 году июля для превосходительные господа бароны Александр Григорьевич с братьями Строгановы за поминовение прародителей своих. Лит сей колокол у Соли-Вычего декой на посаде». Колокол весил 70 пудов. Отливание колоколов в поминовение родителей было принято в России. Считалось, что каждый удар в такой колокол есть глас поминовения усопшего:

 Известны колокола, отлитые «по обету». Приведем рассказ Д. А. Буторина, потомственного помора из Долгощелья, воспроизводящим события, случившиеся где-то в конце XIX в. «У четы ненцев в течение семи лет рождались одни девочки, и отец, крещенный ненец по прозвищу Северко, дал обет церкви св. Петра и Павла в дер. Сояна, в которой он венчался, что если родится мальчик, то он пожертвует церкви колокол. Через десять месяцев после обета родился мальчик. Северко продал стадо оленей и поручил мастерам Дерягину и Мелехову из дер. Кимжа отлить колокол. В 1907 году колокол был отлит и повешен на колокольню церкви св. Петра и Павла».

Каждый колокол российский бывает отлит по определенному поводу либо по заказу.   Чаще всего появление колокола в приходе было актом благотворительности. Колокола дарили церквам, соборам, монастырям не только цари и члены царской фамилии, не только богатейшие купцы (например, Строгановы), но также мелкие и средние купцы, зажиточные крестьяне.

3. 2. Литье колоколов в России

В царской России отливали колокола 25 предприятий. Россия всегда превосходила все страны величиной и весом своих знаменитых колоколов. Колокола весом свыше 1000 пудов имелись при многих монастырях. В 1760 году в Москве был отлит колокол в 3351 пуд. Он разбился в 1812 году, и взамен в 1817 году был отлит новый — в 4000 пудов (Большой Успенский). Такого же веса колокол имеется и в Троице-Сергиевой лавре. В XVII веке были отлиты замечательные по своему певучему звону колокола: Саввино-Сторожевский в Звенигороде и Симоновский в Москве.

Колокола и колокольчики, отлитые в России, считались лучшими в мире.

А создавали их наши русские мастера. В 1530 году Иван Афанасьев вылил для Новгорода колокол, какого раньше там не бывало; звон его, по словам летописца, употреблялся «страшной трубе гласящей».

Андрей Чохов отлил колокол Реут в 32 тонны 700 килограммов.

В 1819 году Яков Завьялов отлил для колокольни Ивана Великого в Москве колокол весом в 58 тонн 165 килограммов. И, наконец, 25 ноября 1735 года закончено литье Царь-колокола весом в 201 тонну 924 килограмма. Лил сей колокол российский мастер Иван Федорович Моторин с сыном своим Михаилом. Высота колокола 6 метров 14 сантиметров, а диаметр – 6 метров 60 см. Царь-колокол является изумительным произведением русского искусства. Он не имеет себе равных во всем мире как по величине, так и по весу.

Следует упомянуть здесь и замечательного мастера-виртуоза этого звона Александра Васильевича Смагина (род. 1843 г. ). Необычайной высоты достигла в России и техника отливки колоколов, величина которых без сравнения оставляет за собою не только Европу, но и весь мир. Первое упоминание о колоколах в русских летописях относится к 1066 г. (5). В 1533 г. в Москве отлит был колокол-благовестник в 1000 пудов. В это же время появился и виртуозный трезвон. В 1688 г. в Ростове отлит колокол "Сысой", весом в 2000 пудов.

Глубоко символично было и ошеломляющее нарастание веса русских колоколов в XVI—XVII вв. : «Медведь», 1500 год — 500 пудов, «Лебедь», 1550 год—2200 пудов, Большой Успенский колокол, 1654 год—8000 пудов, «Царь-колокол», 1735 год—свыше 12000 пудов. Обратим внимание на даты — то было время, когда Российское государство росло и крепло. И звон колоколов-гигантов, разносившийся на много верст окрест, был символом возрастающей мощи нашей державы, он звал народ к единению и верности Родине.

Уже к началу 30-х годов все церковные колокола в России замолчали. Большинство было уничтожено. В 1933 году на секретном заседании ВЦИК был даже установлен план по заготовке колокольной бронзы. Ее пускали на технические нужды, но не только – из 100 тонн церковных колоколов отлили горельефы для нового здания библиотеки имени Ленина.

Небольшую часть колоколов удалось сохранить в музеях и частных коллекциях, несколько было продано за границу. В США, в Гарвардском университете, оказались уникальные колокола Данилова монастыря, колокола Сретенского монастыря в Англии. Российский предприниматель Виктор Вексельберг воплотил в жизнь свой новый гуманитарный проект. Он решил вернуть в Россию 18 колоколов Свято-Данилова монастыря. Лучшие уральские мастера-медеплавильщики выплавили точную копию свято-даниловских колоколов. Чтобы добиться необходимого звучания, их необходимо изготавливать по старинным технологиям. Недавно колокола вернулись в Россию.

В конце XX - начале XXI века искусство колокольного звона переживает второе рождение после многолетнего запрета. Строятся новые храмы, для которых уже не на одном десятке предприятий льют колокола, созданы школы звонарей. И хотя возрождение - дело всегда не простое, хочется верить, что колокольный звон скоро вновь станет неотъемлемой частью русской жизни. Наконец, 11 июня 1989 года в Воронеже был основано колокололитейное предприятие фирмы «Вера». К середине 2008г колокололитейный завод является почти единственным в России. В городе планируется открытие музея колоколов. 19 июля 2001 года на ООО «Вера» в г. Воронеже отлит Большой Благовестный колокол во имя ап. Андрея Первозванного для Валаамского Спасо - Преображенского монастыря. Вес его 875 п. Колокол заменит старый Андреевский колокол Валаама, уничтоженный в 1947г. .

3. 3. Литье колоколов на Урале

Во времена бурных петровских преобразований начала XVIII века началось освоение природных кладовых Урала. За короткий срок на нескольких «поставленных» заводах начало действовать свыше двух десятков доменных и более 60 медеплавильных печей. 15 октября 1701 года вступил в строй петровский первенец – Каменский завод, давший уже до конца года 557 пудов чугуна. Только этот завод с 1702 по 1709 год, то есть до Полтавской баталии, дал 854 артиллерийских орудия общим весом более 38 тысяч пудов, а к ним свыше 27 тысяч пудов снарядов, и именно здесь подготавливал Петр I разгром Карла XII на берегах Ворсклы. Интересно, что запуском и проблемами уральских казенных заводов занимался замечательный мастер Иван Федорович Маторин, получивший известность еще в 1694 году литьем пушек и колоколов.

На Урале в начале 90-х годов появились энтузиасты колокололитейного дела и первые новые колокола. Товарищество “Пятков и Ко” в Каменске-Уральском было основано в 1991 году инженером-металлургом Николаем Пятковым, художником-декоратором Андреем Ворожейниковым и мастером-литейщиком Модестом Ощуковым.

Братьям Пятковым пришлось начинать фактически с чистого листа. Первые отливки они делали вечерами, уединившись в домашней мастерской. Это было еще при коммунистах, в конце 70-х. Живут Николай и Виктор в старинном городе Каменске-Уральском. В 1990 году они уволились с местного металлургического завода, на котором работали литейщиками, арендовали производственные площади и стали лить колокола. Искусству литья учились по книжкам, перенимали опыт в тех странах, где традиция литья колоколов не прерывалась со Средних веков, – в Германии, Голландии, Австрии. Состав бронзы у всех колоколов примерно одинаков: 4/5 меди и 1/5 олова. От литейщика зависит, каким окажется зерно у металла. При одной и той же форме звучание колоколов может оказаться различным. Пять лет ушло у Пятковых на то, чтобы научиться получать такое зерно, какое надо. – Звук у колокола должен быть мощным, бархатистым, долгим, и это определяется, прежде всего, качеством бронзы, то есть микроструктурой металла. А нужный тон обеспечивает правильно выбранный профиль, – говорит Николай Пятков. По неписаным правилам маленький колокол, весом до 50 килограммов, должен звучать не меньше 10–12 секунд, а большой, полуторатонный, – не меньше минуты. Все, что недотягивает до этих стандартов, идет в переплавку.

В 1991году товарищество «Пятков и Ко» взяло в банке кредит 2 млн рублей на строительство своего предприятия. Корпус уже практически готов, и пуск первого в России колокольного завода – дело ближайших месяцев. Если сегодня Пятковы отливают максимум полуторатонные колокола, то в новых цехах они смогут лить трехтонники. В год Пятковы выполняют заказы 50–60 церквей, расположенных в разных концах бывшего СССР: от Анадыря до Клайпеды. Даже новые колокола для храма Василия Блаженного отливать поручили именно Пятковым. Все больше заказов получает товарищество из-за границы, у него даже есть собственный дистрибьютор в Америке. Кстати, цены там в 5–6 раз выше российских.

Пятковы, наверное, лучшие, но отнюдь не единственные производители колоколов на Урале. Сергей Днепров, историк по образованию, многие годы занимался реставрацией церковной утвари. В 1992 году зарегистрировал в Екатеринбурге свое частное предприятие «Благовест», которое специализируется на литье колоколов.

Колокол и его язык сделаны из разных материалов. Бронза, медь, сталь и чугун. Колокол ударит, а потом в воздухе еще стоит какой-то гул, вибрация долгая. Как эхо. Очень красиво. Украшения на наружной стороне колокола – строго лимитированы. Будет много – будет не тот звук.

Мастера Товарищества «Пятков и Ко» используют только чистый, сертифицированный исходный материал — медь и олово (уральцы давно отказались от использования разбитых колоколов, медного и оловянного вторсырья). Это помогает добиться очень качественного литья, которое дает стабильное звучание и повышенную надежность колоколов. Интересно, что и на колокола дается гарантия качества: 1 год для обычных колоколов и 5 лет — для колоколов, дополнительно упрочненных по специальной технологии в Колокольном центре.

Стоимость колокола обычно устанавливается из расчета 300–400 рублей за килограмм. Впрочем, даже близкие по тону и звучанию колокола могут сильно различаться по весу, не говоря уже о богатстве и красоте орнамента. Значительная часть цены приходится на сам металл, точнее, на входящую в сплав медь. Она должна быть высочайшей чистоты. Любая примесь сильно ухудшает звучание.

Как-то одного священника, посчитавшего, что ему назначили слишком высокую цену, литейщики пригласили в цех. Выдержал он там недолго – выскочил наружу с опаленной бородой и говорит: «И правда адова работа. Давайте счет на оплату».

О колоколах тупых, попросту гудящих (а вернее сказать: «мычащих») или кластерного («кастрюльно-тазового») звучания, которыми сегодня к огромному сожалению буквально наводнен российский рынок, говорить не стоит вообще. Говорить следует только о колоколах поющих. Колокол должен звучать: первое – конечно же громко, и второе – красиво! Красота звучания определяется силой, длительностью и сочетанием выделенных литейщиком тонов, ведь по своей природе колокол – инструмент многоголосый. Позволить звучать все положенные нормальному колоколу тона явно, отчетливо и громко может только безупречная металлургия. Самый легкоизвлекаемый звук в спектре звучания колокола – это гудение. Наиболее громким из последующих тонов является тот, за который отвечает «юбка», куда и приходится удар. Чем выше по высоте профиля и ближе к короне находится зона, отвечающая за тот или иной тон, тем труднее литейщику заставить ее «запеть». Главная задача мастера – это «раскачать» верхний купол, наиболее удаленный от места удара, отвечающий за так называемый (по европейской терминологии) основной тон.

В Европе специалисты-кампанологи начинают отсчет явно слышимых тонов колокольного спектра не по порядку с тона гудения, а со второго по высоте, который и называют основным (или примой). Остальные соответственно –  унтероктава (вниз) и терция, квинта, обероктава (вверх). Все интервалы по отношению к основному тону у «правильного» колокола обязаны быть гармоническими по классическим музыкальным понятияим и соотноситься частотами как 0,5:1,0:1,2:1,5:2,0. Вот как поет европейский октавный колокол Соль#М весом в 9 тонн (при устоявшемся звуке, через 4-6 секунд после удара), и это явно ловится «невооруженным» ухом:

Соль#Б – Соль#М - СиМ – Ре#1 – Соль#1

Многообразие выбранных в свое время русскими мастерами профилей говорит  о полной свободе от европейских догм. Наши сохранившиеся колокола очень разные по обертональному строю, и все они являются по критериям мировой кампанологии колоколами негармонического строя, хотя для нас, русских, звучат он очень красиво и правильно. Это и понятно – представление о благозвучии в каждой национальной культуре своё. Вот как поет отливаемый компанией «Пятков и Ко» сегодня аналогичный по весу и размерам-колокол. Соль#Б:

Соль#Б – Фа#М - СиМ - Фа1 – Соль#1

Общий интервал звучащего спектра в те же 24 полутона, но сочетание тонов – совсем другое. «Основной» тон опущен вниз на два полутона до малой септимы к унтертону. Далее следует квинта, а вверху вместо кварты "Ре#1 – Соль#1" мы явно слышим терцию "Фа1 – Соль#1", легко подтверждаемую простым простукиванием поочередно зон (опять же европейская терминология!) обероктавы (юбка) и квинты (между иконами и верхним орнаментом). Колокол в результате таких «поправок» воспринимается на слух целой октавой ниже своих европейских собратьев и имеет свой абсолютно узнаваемый и неповторимый тембр. По статистике колокола именно такого типа пользовались в старой России наибольшим спросом. Впрочем, как и сегодня!

Уральцы с самого начала стали ориентироваться на отливку певучих колоколов, комплектуемых в звонницы по 6—10 штук. Выпускаемые ими колокола весят от 8 до 660 кг. В результате целенаправленной работы Товарищество “Пятков и Ко” к середине 1990-х годов стало признанным лидером российских производителей колоколов. Каменские колокола установлены на колокольне собора Василия Блаженного в Москве, на колокольнях храма Всех святых на Кулишках (напротив памятника Кириллу и Мефодию на Славянской площади), в надвратной церкви Донского монастыря. Летом 2002 года специалисты Московского колокольного центра установили новую звонницу с уральскими колоколами в греческом монастыре Ксиропотам на Афоне, а в 1995 году мастера из Товарищества “Пятков и Ко” отлили большой набор колоколов для Богоявленского собора в Иркутске, но, так как этот собор тогда еще ремонтировался, сибиряки преподнесли готовые колокола в дар собору святого Иннокентия Иркутского на Аляске.

Доказательством безупречного качества выпускаемых колоколов фирмы «Пятков и Ко» являются многочисленные дипломы всевозможных выставок и ярмарок. Первыми “громкими” работами уральских литейщиков были колокола для Собора Василия Блаженного и Донского монастыря в Москве, городские куранты Ярославля, Великого Новгорода и Мраморного дворца в Санкт-Петербурге. Сегодня же общее число храмов России, ближнего Зарубежья, а также США, Канады, Греции (Афон) и стран Восточной Европы, поющих голосами уральских колоколов, давно перевалило за тысячу. В 1995 году за исключительный вклад в дело возрождения традиций колокольного литья предприятие было отмечено Благодарностью Президента России.

Колокола Товарищества высоко оценены специалистами, отмечены многими наградами и дипломами на выставках и фестивалях колокольного искусства. Товарищество “Пятков и Ко” является единственным российским предприятием, принятым в Европейский клуб производителей колоколов. Его технология наиболее близка к традиционному способу литья колоколов в глиняную керамику, а качество колоколов отвечает европейскому стандарту. “Восстанавливаются храмы и монастыри, и все больше нужно лить колоколов, — говорит Николай Пятков. — Но маленькие помещения и устаревшее оборудование государственных заводов не позволяют производить нужное количество колоколов. Поэтому в 2001 году у Товарищества родилась идея — построить свой колокололитейный завод, спроектированный по специальному проекту, в котором предусмотрены производственные корпуса, конструкторское бюро, конференц-зал, столовая и даже музей. Производительность нового предприятия будет в несколько раз больше. Вес колоколов можно будет увеличить до 10 тонн (600 пудов), а литье “про запас”, на склад, даст возможность храмам и монастырям покупать уже готовые колокола и подбирать звонницы на месте по благозвучию и на любой лад. Идея уже претворяется в жизнь.

4. Колокольни

4. 1. Колокольни и звонницы

Храм часто имеют специальную пристройку для размещения колоколов, называемую колокольней или звонницей. До начала массовой постройки высотных зданий колокольни были самыми высокими строениями в любом населенном пункте, что позволяло слышать колокольный звон даже при нахождении в самых удаленных уголках большого города.

Исторически сложились два типа таких сооружений: звонница и колокольня. Первая представляет собой стену с проемами для подвески колоколов, вторая — многогранную или округлую башню (нередко ярусную), внутри которой подвешиваются колокола, а звук распространяется через слуховые проемы в виде окон, часто во всю ширину колокольни. Таким образом, звон с колокольни распространяется по горизонтали одинаково, а от звонницы — не одинаково. Возможен и сложный комплекс, соединяющий оба этих вида. Например, в Суздале звонница Спасо-Ефимьевского монастыря представляет собой двухъярусную колокольню, состыкованную со. звонницей-стеной.

    Как же получилось, что, имея многовековую историю, колокольный звон не был осмыслен в России как инструментальная музыка, а звонница с подбором колоколов — как музыкальный инструмент? Звон использовали в качестве инструментального сопровождения службы в православной церкви, что было одной из главных его функций. Напомним — в православной службе, в отличие от католической, инструментальной музыки нет, и звон не считали «музыкой».

В этой связи существуют интересные истоки обычая крещения колоколов, наречения их человеческими именами и прозвищами и других проявлений антропоморфизма.

Звонница, или колокольня, с музыкальной точки зрения стали представлять собою своеобразный музыкальный инструмент или, вернее, своеобразный оркестр из оригинальных музыкальных инструментов-колоколов. Звук колоколов обладает всеми свойствами музыкальности, но каждый колокол как музыкальный инструмент, не снабженный приспособлениями для изменения высоты звука, может издавать только по одному звуку определенной высоты, вследствие чего колокольня при ограниченном числе колоколов в музыкальном отношении может быть использована в очень ограниченном количестве гармонических сочетаний. Ансамбль колоколов по технике исполнения был бы очень близок к роговому оркестру, если бы более многочисленные колокола были хорошо подобраны и гармонично настроены. На наших колокольнях последнего совершенно не замечается, а поэтому ансамбль их, за редкими исключениями, бывает очень далек от ясных музыкальных гармоний. От звонарей требуется немало художественного чутья, чтобы хаотическому морю звуков наших больших звонниц придать хоть какие-нибудь музыкальные контуры и этим сообщить интерес и смысл массам нагромождающихся и переплетающихся звуков.

Осмысление колокольни как единого целого наблюдается у наиболее тонких людей разных социальных групп. Поэтому следует принимать во внимание не только народные свидетельства, но и высказывания писателей, музыкантов. Звонарь П. Ф. Гедике, брат известного композитора, говорил, что с колокольни Сретенского монастыря, где он звонил и сам организовал подбор, нельзя изъять ни одного колокола (это было бы, по его словам, равносильно тому, что у рояля изъять клавишу).

4. 2. Уральские колокольни

На Урале множество знаменитых и неизвестных колоколен. К примеру, Невьянская башня, словно создана для того, чтобы поражать воображение. Историки так и не нашли ни одного документа или свидетельства очевидца о том, кто ее проектировал. Но есть легенды и по одной из них, архитектором невьянской красавицы был заезжий итальянский зодчий. Тогда было модно приглашать иностранцев. Дескать, и уральское чудо мастер возвел наподобие падающей башни в Пизе.

Невьянская башня была построена в 1722-1732 годах по типу русских шатровых колоколен. Основание башни – квадрат, со стороной 9,5 метров, высота – 57,5 метров. Отклонение башни от вертикали — около 1,85 м.

Храм воздвигли в 1824-1830 годах в 13 саженях от наклонной башни. В середине XIX века храм активно расширяется, строится колокольня. И вот у этой колокольни есть одна интересная легенда

Говорят что, то ли новые хозяева, то ли священник, принимавший непосредственное участие в постройке колокольни, поставили одно интересное условие: чтобы колокольня была непременно выше башни Демидовых. Именно с таким учетом и строилась новая колокольня. Однако когда колокольня была построена, она все равно оказалась ниже башни, тогда решено было на верхушку колокольни водрузить шпиль с крестом. Только так колокольня стала выше башни. Сегодня эта колокольня является самой высокой колокольней Среднего Урала и высота ее составляет 64 метра.

В годы Советской власти собор подвергся полному разорению. В 1922 году изъяты украшения из золота и серебра, в 30-е годы сняты медные колокола. В 1932 году храм закрыли. Хозяином храма стал военный механический завод, управленцы которого снесли колокольню, разобрали купол, сводчатые перекрытия и практически разрушили храм. В 2003 году храм восстановили.

Другой пример – Максимилиановская церковь-колокольня города Екатеринбурга (приложение №. 10. ) До революции церковь называлась Максимилиановской - по главному приделу, освященному во имя Великомученика Максимилиана. 77 метровое здание русско-византийского стиля с пятью куполами - было самым высоким зданием всего дореволюционного Екатеринбурга. Его история как колокольни, стоявшей напротив Свято-Духовской церкви, утратившей свою звонницу в результате пожара, началась 21 сентября 1847 года с закладки епископом Екатеринбургским Ионой. Во внутреннем помещении - 32 на 24 с половиной метра - был устроен алтарь во имя Великомученика Максимилиана, а под каменной звонницей - подземный храм во имя Святителя Николая Чудотворца. Надо сказать, что подобный тип сооружений - храм-колокольня - в церковной архитектуре встречается нечасто.

Храм-колокольню первоначально проектировал знаменитый уральский архитектор Михаил Малахов - по-видимому, это была последняя его работа в Екатеринбурге. Работа над проектом продолжалось с большими трудностями целых шесть лет: то Синод не утверждал присланные документы, то прихожан не устраивали размеры храма. Потому по некоторым сведениям автором окончательного варианта был известный петербургский архитектор В. Е. Морган. Но утверждал проект достоверно Император Николай Первый. Вмещал храм до трех тысяч прихожан. Строительство велось 29 лет, а освящение состоялось 24 июля 1876 года. Совершил его епископ Екатеринбургский-Вассиан. На колокольне из 10 колоколов, общим весом почти 24 тонны, был и 16-тонный колокол: его точный вес - 16 тысяч 625 килограмм - и был он четвертым по значимости во всей России. Уральский колокол-великан уступал лишь двум колоколам колокольни Ивана Великого в Кремле (65-ти и 19-ти тонн) и главному колоколу Исаакиевского собора Санкт Петербурга (28-ми тонн весом). Его звук был слышен на Шарташе, в Палкино, на Уктусе и, говорят, даже в Арамиле. Последнее - вполне возможно, если учесть высоту храма и малоэтажность дореволюционной екатеринбургской застройки. От этого-то колокола Максимилиановский храм и получил в народе свое второе название - "Большой Златоуст". В 1922-м году большевики изъяли из храма все церковные ценности - около 16 килограмм серебряных окладов от икон, а также 234 драгоценных камня также украшавших иконы. В подвале храма было размещено овощехранилище. В 1928-м с храма были сброшены колокола, а 17 февраля 1930 года храм был властями закрыт.

В настоящее время храм-колокольня восстанавливается. Проект куполов сейчас разрабатывается челябинскими подрядчиками. При исторических размерах восстановленный храм будет самой высокой храмовой постройкой в Екатеринбурге и окрестностях. На сегодняшний день строительство Храма вступает в завершающую стадию. Строители обещают достроить оставшиеся 20 м колокольни в течение ближайшего месяца. Сегодня самый крупный колокол уже привезен на стройплощадку и будет установлен к концу недели. Как и его прототип, он весит 16 тонн. Сам колокольный ансамбль увеличится до 15 колоколов, все они отлиты под Каменск-Уральским.

А вот история совсем незаметной колокольни села Бичур Артемовского района Свердловской области. Заложена в 1878 г. Приход открыт в 1888 году, образован из деревень Бичурской и Костроминой. До этого село входило в Антоновский приход. Бичурская церковь деревянная, построена на средства народа и освящена 18 декабря 1888 года во имя святого Модеста, архиепископа Иерусалимского. Деревянная церковь построена в канун первой мировой войны, в 1908 году. Старожилы помнят ее двадцатитрехпудовый колокол. Церковь закрыли в 1931 году, колокол был разбит.

Совсем другая судьба у Спасо-Преображенской церкви в Синячихе Алапаевского района . Ее строительство было начато еще в 1794 году. Освятили его в 1923-ем. По местной легенде церковь построил итальянец. Но, по мнению специалистов, храм возвел тобольский зодчий, так как эта церковь является редким образцом так называемого сибирского барокко. В 1969 году церковь была взята под охрану государства. Сейчас она является центром Нижнесинячихинского музея-заповедника. К сожалению, церковь - недействующая, в ней сейчас находится музей. Внутри самой церкви очень тихо и уютно, на подставках - коллекция колокольчиков.

Свято-Троицкая церковь города Ирбита построена в 1835 году при кладбище в связи с указом Святейшего Синода 1771 года, запрещавшего погребение тел при церквах в черте города. Единственная церковь Ирбита, не закрывшаяся за годы советской власти.

Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма. В «чин благословения колокола» сказано: «Яко да вси слышашиее звонение его, или во дни иль в нощи, возбудятся к славословию имени Святого Твоего»

Старые колокола храма были куплены на заводе купца Гилёва с сыновьями в 1907 году. Гилёв Петр Иванович был владельцем колокололитейного завода в Тюмени, основанного в 1840-х годах. Завод существовал до 1917 года. На заводе силами пятнадцати наемных рабочих отливались колокола весом от 20 фунтов до 1000 пудов и более. Работали на заказ для всех губерний и областей Сибири, Урала, Туркестана. Широко торговали готовой продукцией на Ирбитской ярмарке.

В 2005 году в Ирбите произошло долгожданное событие – «возвращение малинового звона». Звонница пополнялась семью новыми колоколами, искусно изготовленными Каменск-уральской компанией Пяткова. Пожертвования на это благое дело собирали, как принято на Руси, всем миром.

Рабочий поселок Красногвардейский (Ирбитский завод) - Свято-Троицкая церковь, каменная, однопрестольная. Построена на средства заводовладельцев Яковлевых. Освящена в честь Святой Животворящей Троицы в 1839 г. Расширена в 1895 г. , построена новая колокольня. Закрыта в 1930 г. и после была разрушена. Сейчас в новом Свято-Троицком храме поселка Красногвардейский, возведенном в 2004 году на средства прихожан, также есть звонница. На ней пять колоколов, отлитые в Воронеже и Каменске - Уральском. Колокольный звон слышен далеко по всей округе.

На Урале - множество колоколен, - у нас и простор для колокольного звона. В час летней всенощной смолкает шумливая рабочая суета, и колокольная музыка тихо играет в небе, давая красоту акустических явлений высшего порядка. Эту музыку можно слышать во множестве мест родного Урала. В лесах и на берегу озера или вдоль реки в каждый тихий вечер можно насладиться симфонией соснового бора и звона в отдаленном храме.

5. Колокольный звон на Урале

5. 1. Церковные звоны - простор для художника

Музыкальные формы, весьма изящные по своей законченности, несомненно существуют и в искусстве нашего колокольного звона; что эти экспозиции и разработки, в качестве произведений народного творчества у талантливых звонарей, должны быть записаны и обследованы нашими музыкантами-теоретиками. Виртуозы-скрипачи, пианисты, трубачи и пр. знают, что значит "быть в ударе" во время исполнения. В эти счастливые для художника минуты - все удается. Инструмент покорно слушается и возбуждает душу исполнителя до выражения высокой искренности. И звонарь бывает "в ударе"! Колокольня ведь есть равнинный орган и вместе отличный ручной инструмент. И здесь имеются все средства доставить художнику счастливые минуты, чтобы быть именно "в ударе". Колокола - мощны, но вместе и действительно чутки к удару. Они имеют "свою волю", но они же и послушно поют свои гимны.

Не менее интересным и ряд приемов, которыми наши звонари пользуются в виде вставных мелодий и частичных фигураций во время вторых частей звонов. Как ни разнообразны эти приемы, все же в них есть, так сказать, "своя школа", свой ряд неписаных правил. По рисункам здесь можно найти много общего с нашими "малыми рoспевами" и с народными песнями, особенно же с "частушками".

Но если такие редко слышимые звоны требуют наличность таланта и техники, то и в менее сложных звонах легко уловить выражение самого глубокого, трогательного чувства. Например, перезвон "проводной", при выносе покойника из церкви, - действительно соответствует случаю и трогает слушателя.

После 1-й части звона, состоящей из многократного повторения этого периода, следует 2-я часть звона "во все". Но в этой 2-й части уже не слышны те переборы малых колоколов, которые так задорны и веселы в других звонах. Сама нескладица аккордов в 1-й части, часто слышимая на нестройных колоколах*, не режет ухо слушателя, увлекаемого в этом звоне оригинальными его ритмическими контрастами. Знатоки ценят тут артиста-звонаря по тому diminuendo, который трудно сделать на крупных колоколах, - по равномерному увеличению пауз при переборе, и - по силе дружного удара "во все". Знатоки ценят также и вторую часть этого звона, после бывшего Largo. Тут у опытного звонаря, в так называемом "проводе" должна быть сначала очень умеренная скорость и должны быть не однажды проведены темы "заупокойного" перезвона. Хорошие звонари иногда производят в этом звоне сильнейшее впечатление. Умелые паузы и громкие аккорды в первой половине - прямо бьют по первым. Они полны глубокого трагизма. Во второй части - душевная рана врачуется необычайно уместным "тихим" звоном. Унося покойника, удаляясь от звона, слушатель невольно получает и впечатление длинного, примирительного diminuendo.

Но как же хорош и послесвадебный звон - так называемый "разгонный"! Сколько веселья, сколько пикантного юмора! Его Allegro molto имеет всегда очень длинное введение. Звон начинается длинным ходом от малых колоколов, к которым через каждые два такта прибавляется по одному, образуя вместе и могучее crescendo, кончающееся полным ff, при ударе в "набольший". Здесь - перерыв огромной паузой и сразу же затем длинное ff всей второй части. Какая жизнерадостная бодрость, какая торжественность! Звон этот обыкновенно оканчивается бойким заключением примерно так:

Если вспомнить после этих примеров планы великопостных звонов, "сборного перезвона" к крестному ходу, планы особых звонов, например перебора к "воздвиженью", к "12 евангелиям" и т. п. , то надо признать, что у нас существуют давно установленные особые формы звонов. Формы "малые" не допускают в себе никаких изменений. В "больших формах" - звонарю-художнику предоставляется полный простор и потому эти звоны, например разгонный, встречный, трезвон, похоронный (во 2-й его части), должны быть отнесены к "свободному художеству".

Музыканты не потеряют время и не пожалеют, если надумают вникнуть в русский колокольный звон. Если вникнут они в неисчерпаемое богатство колокольных звонов, они только удивятся мощи, неисчерпаемому богатству в имеющихся наследствах и откроют дороги блестящему русскому будущему.

5. 2. Уральские звонари

Наверное, можно назвать колокол музыкальным инструментом, но гармоника, мелодика, содержательность звука колокола превосходят любой музыкальный инструмент. Обертона: основной, верхний и нижний - это целая акустика, это звучащая атмосфера. Ни одна струна, ни одна клавиша не дает такого звука, и в этом сила колокола. Освященный колокол несет в себе благодать Господню. Есть такое предание. Епископ Павлин Милостивый, возвращаясь после богослужения, прилег на траву отдохнуть и во сне увидел ангелов, звонивших в колокола. Проснувшись, он увидел над собой полевые цветы - колокольчики, очень похожие на те колокола, в которые звонили ангелы. Епископ Павлин Ноланский повелел литейщику отлить колокола по образу полевых колокольчиков. Павлин Милостивый причислен к лику святых, он известен как ревностный храмоздатель и христианский поэт, скончался в 431 году. Кто же покровительствует звонарям? Наверное, Святитель Павлин Милостивый.

В колокольнях большого состава, с несколькими большими колоколами, звонят несколько человек - звонарей. Этот звон всегда представляет собою лишь громогласнейшую бестолковщину, в которой теряются подробности звона мелодического и ритмического. Известно, что языки больших колоколов не меняют скорости своего качания по самой простой причине: они тяжелы и подчинены законам маятника. Поэтому одновременный звон в 4-5 таких колоколов производит только ритмический разнобой и помеху для звонаря-художника. Художественный звон возможен лишь на малых колокольнях, где все колокола подчинены воле одного звонаря.

Талантливых звонарей у нас - сотни. Все они передают по преданию давние, конечно, сочинения весьма многих художников старобытной России и прибавляют к ним свои вдохновения. Бывают и истовые любители, кровные русаки. Существует рассказ о каком-то солдатике, изумившем болгар мастерством звона в присланные из России колокола. Совершенно бестолковый звон у св. Краль в Болгарской Софии возмутил этого артиста, и он, неожиданно для себя, вдруг дал в болгарской столице "колокольный концерт". Но тут же и сказалась "история". Хотя впечатление было, очевидно, очень сильное, но оно не пробрало звонарей-болгар до сути колокольного искусства. И до сих пор в Болгарии нет хороших звонов. Впрочем, и удивляться нечему. Ведь у болгар колокола появились всего четверть века тому назад, а у нас колокольному звону уже несколько сот лет. Понятно, что церковный звон давно стал у нас народным искусством.

Исторически на Руси никогда не было централизованной школы звонарей. Обучение происходило на местах, традиция передавалась из рук в руки, из уст в уста. Сейчас образовались центры в крупных городах, Хорошие звонари работают в тех местах, где после будет развиваться колокольное искусство, ездят по стране, как Владимир Марьянович Петровский. Работал он и в Екатеринбурге, Каменске – Уральском, Магнитогорске . На это его благословил Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон. Он стал заниматься звонами с 1985 года, а раньше был профессиональным музыкантом.

Для того, чтобы стать звонарем, необязательно музыкальное образование. Главное – чувство ритма. Ну и чтобы человек был православный верующий, направление на курсы звонарей дает священник храма, куда этот потенциальный будущий звонарь ходит. Звонарями могут быть и женщины – это решили в 20-е годы 20 века, когда после гражданской войны и первых чисток на церковном всероссийском соборе поняли, что мужчин не хватает катастрофически. Правда, женщины и до этого звонили – в монастырях. Возраст – не имеет особого значения. Нужна только физическая подготовка. То есть теоретически начать заниматься может и 13-14-летний подросток. Звон - это поток откровений Свыше. Чтобы суметь передать его людям, звонарь должен обладать терпением и смирением.

На Урале роза ветров расположена так, что ветер обычно дует с запада. А храмы обычно стоят так, что звонарь на колокольне сидит (или стоит) лицом к западу, то есть к ветру. Так что физическая подготовка звонаря – разговор отдельный. И в жару, и в холод, и в ветер. Перед глазами – снег, дождь, капель, град. А звонарь – всегда на своем посту.

Священник Дмитрий Бажанов - руководитель курсов православных звонарей екатеринбургской епархии. Дмитрий Бажанов – специалист замечательный. Он может одновременно управлять 12 колоколами, так что каждый издает свою мелодию. Искусством звона начал заниматься в 12 лет. Сделал звонницу из глиняных горшков у деда в саду. И учился. Готовит звонарей в Свердловской области.

Вот какая обстановка в звонарном классе Храма на Крови. Во время служб в классе поддерживают тишину. Звукоизоляции действительно никакой. Опять те же бетонно-беленые стены. Всё очень просто, строго. Пара икон, свечка горит перед ними, на стене - церковный календарь и фотографии слушателей курсов во время занятий, старинные какие-то парты, (храму их пожертвовали), цветы в вазе. Всё. Ну, и, конечно, звонница – специальное такое сооружение для учебы. Перед звонарским уроком короткая молитва, крестятся

Сейчас звонарей в Екатеринбурге не хватает, поэтому курсантов очень ждут. Желающих освоить это искусство очень много: и взрослых, и подростков. Занимаются три месяца. Потом экзамен, потом с год стажировки практической. Потом еще экзамен по повышению квалификации. Чтобы быть звонарем, не обязательно быть при церкви как на работе – с утра до вечера. Человек может быть студентом, бизнесменом – хоть кем. А по выходным и праздникам приходить по графику звонить в церкви. Труднее всего звонить в маленькие колокола – они называются трельные. Особенность уральской звонарной школы – то, что звонят с помощью такой специальной деревянной ручки. К ней веревками (кстати, особенными, подойдет не каждая, нужна особая упругость, крепость и натяг) прикреплены маленькие колокола.

На Урале традиционными стали концерты, конкурсы и фестивали колокольного звона. 24 июня в Храме-Памятнике на Крови во имя. Всех Святых в земле Российской просиявших состоялся конкурс звонарей. Увеличение числа уральских храмов, располагающих полным набором колоколов, развитие звонарного искусства и рост интереса к нему обусловили проведение этого конкурса. Курсы православных звонарей, начавшие свою работу в декабре 2006 года, обучили искусству колокольного звона 35 человек. Сейчас на курсах занимаются учащиеся 4 набора. В конкурсе приняли участие более 60-ти человек из 34 приходов епархии. Среди православных звонарей – студенты и бизнесмены, преподаватели вузов и госслужащие, юристы и музыканты, программисты и военные. И, что самое удивительное, есть среди мастеров колокольного звона и представительницы слабого пола. Конкурс стал не только неким соревнованием, но, прежде всего, творческой мастерской, где можно обменяться опытом, услышать оценку своего труда и получить добрый совет. Оценивало мастерство звонарей авторитетное жюри, в состав которого вошли опытные действующие звонари Екатеринбургской епархии и инструкторы курсов православных звонарей.

Ярким примером возвращения звонов на уральскую землю служит фестиваль колокольного звона «Благовествуй, земля Уральская!», который прошел в июле 2008 года в Храме-на-Крови в Екатеринбурге в рамках Царских дней. Жители и гости Екатеринбурга смогли услышать колокольные звоны в исполнении уральских звонарей, а также звонарей Храма Христа Спасителя (Москва). Пожалуй, самым ярким моментом праздника стало совместное исполнение увертюры Чайковского "1812 год" сводным военным оркестром и мастерами колокольного звона. В открытии фестиваля приняли участие архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, а также старший патриарший звонарь, звонарь Московского Кремля и храма Христа Спасителя Игорь Коновалов. На открытии также состоялось награждение лауреатов конкурса православных звонарей, прошедшего в июне в Екатеринбурге. Фестиваль завершился 18 июля, в пятницу большим концертом колокольного звона в городе Алапаевске.

24 июля 2008 года в Каменске – Уральском также состоялся четвертый всероссийский фестиваль колокольной музыки "Каменск-Уральский - колокольная столица".. В старинный уральский город приехали мастера колокольного звона со всей России. Лучшие звонари показали свое умение и талант, обменялись между собой накопленным опытом и секретами мастерства. Благодаря фестивалю возрождается русский церковный колокольный звон. Он приобщает жители города и Уральского региона к истории и традициям Церкви. Благозвучный праздничный звон колоколов льется по живописным городским улицам. В уральском граде и в его окрестностях царит спокойная атмосфера. С самого утра и в течение всего дня жители и приезжие наслаждались звонами со всех городских колоколен.

          Сотни каменцев и гостей собрались на главной городской площади Каменск-Уральского возле часовни во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского, чтобы послушать всё разнообразие языка колоколов. Специально для фестивальных дней на центральной площади установили передвижную колокольную звонницу, на которой лучшие звонари России из разных городов страны: Москвы, Архангельска, Ростова Великого, Ярославля, Великого Новгорода, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и других, по очереди демонстрировали свое мастерство.   Юрий Смирнов, звонарь храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы из города Каменск-Уральский занимается добрым и богоугодным делом на протяжении десяти лет. Услышав впервые мелодичный звон колокола, Юрий не устоял и попробовал звонить сам.   Одним из главных участников фестиваля стал колокол весом 18 тонн, который "родился" на заводе Каменск-Уральского "Пятков и Ко" - это уже второй величественный кампан, изготовленный на предприятии. Первый, весом в 16 тонн, в скором времени установят на звоннице екатеринбургского храма Большой Златоуст. Второй гигант, дебют которого состоялся на фестивале, отправится через всю Россию в Свято-Троицкий мужской монастырь города Алатырь. Лучшие звонари страны исполнили праздничные колокольные звоны каждый на свой манер. Изюминкой выступлений стала программа архангельского мастера Владимира Петровского, который двадцать лет занимается колокольным искусством.

          Фестиваль в Каменске-Уральском собрал много гостей. Послушать звон колоколов приехали благочинный Южного церковного округа митрофорный протоиерей Иоанн Агафонов и его помощник протоиерей Евгений Таушканов.  Фестивальная программа была разнообразна и насыщена. Перед зрителями выступили хор "Русские певчие", хор мальчиков "Вдохновение" и ансамбль русских народных инструментов.     

 В каждом регионе веками складывались свои, особые традиции колокольного искусства. Фестивали, конкурсы на уральской земле олицетворяют торжество православия, побуждают уральцев к творчеству.

Заключение

Работать по данной теме автору было интересно: приходилось много читать, совершать экскурсии на колокололитейное предприятие в Каменск-Уральский, в храмы Нижней Синячихи, города Екатеринбурга, Артемовского, Ирбита; брать интервью у Н. Г. Пяткова, беседовать со священнослужителями , проводить социологический опрос верующих. Завершая исследования по теме, можно сделать следующие выводы:

1. Колокола. На протяжении множества веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан. Размеряли течение дня, возвещая время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби. Колокольный звон служил мерилом праведности и добра.

2. Колокольный звон можно образно назвать языком Православия. В дни Великих праздников он напоминает нам о блаженстве небесном, в дни поста - о примирении, о покаянии, о нашем смирении.                     

3. Колокольный звон, слушаемый издали - это целая симфония, - это колоссальная Эолова арфа, дающая самые восхитительные впечатления. В душе верующей, ищущей мира с Господом, церковный звон рождает светлое, радостное и мирное настроение. Даже современная медицина установила, что колокольный звон благотворно действует на наш организм, повышает иммунитет, активизирует жизненные силы.

4. Говорят: икона – молитва в красках, храм – молитва в камне, колокол – молитва в звуке. У того, кто не научился молиться, есть выход. Остановитесь на минуту и прислушайтесь! С вами говорит колокол Говорит о судьбе русского народа, о судьбе России, о вашей судьбе!

5. Не повезло уральским звонам в XX веке. Рушились храмы – творения рук человеческих, низвергались устремлённые ввысь колокольни, а вместе с ними гибли колокола. И не только войны были тому причиной. Страшнее оказалось людское невежество, ханжество, воинствующая злоба на всех и вся.

5. Но прошло время, и уральцы начинают понимать, что, лишившись корней, дерево не выживет. А колокольные звоны и есть один из могучих корней нашей отечественной музыкальной культуры. И как хорошо, что на Урале снова льют колокола и возродилось искусство звонов и стало поистине всенародным достоянием!

6. Можно ли понять это искусство сейчас? Соизмеримо ли оно с нашим временем? И, наконец, это искусство церковное или светское? Чтобы разобраться в этом, надо вспомнить наше прошлое, нашу историю, понять те жизненные истоки, которые взрастили и питали на протяжении веков колокольное искусство в России и на Урале, побывать на современных конкурсах, фестивалях колокольных звонов.

7. Материал работы может быть использован на уроках мировой художественной культуры, музыки, как материал для экскурсий, для бесед на классных часах, как материал для школьного краеведческого музея.

Звук колокола находит отклик в нашей душе. И пробуждается ото сна душа, и возрождается для духовной, нравственной жизни. Человек может быть грешен, глух к чужим страданиям и боли, но рано или поздно в нем проснется желание очистить свою душу: он услышит отдаленный, но настойчивый зов колоколов.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)