Отдых  ->  Хобби  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Коллекции Петра I

Всем хорошо известно, что у главного греческого бога Зевса и Мнеиозины (богини памяти) было девять дочерей. Называли их музами, и были они покровительницами наук, поэзии и искусства: Клио – истории, Талия – комедии, Урания – астрономии, Полигимния – муза гимнов, Терпсихора – танцев, Мельпомена – трагедии, Эрато – песен, Эвтерпа – лирики, Каллиота – поэзии. Для своих богов греки строили жилища – храмы. Храм муз по – гречески назывался «мусейон» - отсюда и произошло слово музей. Сейчас мы называем этим словом учреждение, где хранятся вещи, чем – либо памятные людям. Одним из первых музеев был Александрийский с его знаменитой библиотекой – собранием произведений древних писателей, историков, ученых. Первым российским музеем была Кунсткамера (в переводе «кабинет редкостей») открытая по приказу Петра I в Петербурге в 1710 году. Экспонаты для этого музея – всевозможные диковинки, вроде скелета двухголового теленка, привозили из всех уголков России и даже из-за границы. Посетители не очень охотно шли в Кунсткамеру, поэтому царь приказал всех их угощать: дамам подавали чашечку кофе, а мужчинам – рюмку водки.

Почти 300 лет первому российскому музею. За это время в нем собрано огромное количество экспонатов из разных концов света, рассказывающих о том, как выглядят люди разных стран, каковы их занятия и обычаи. Изучением этих вопросов занимаются две науки антропология («антропос» - «человек») и этнография («этнос» - «народ»). Вот и стала петровская

Дурнев Антон, обучающийся 5-го класса Муниципального общеобразовательного учреждения Лицей № 3

Кунсткамера небольшой частью музея Антропологии и Этнографии при Российской Академии Наук. Весь этот большой и очень интересный мир носит имя Петра Великого.

Не многие знают, кто был на Руси первым настоящим коллекционером в современном понимании слова «коллекционер». Это царь Петр Первый. Тот самый, который «прорубил окно в Европу», разбил шведов под Полтавой и основал город на Неве. И далеко не всем известно, что царь Петр еще с юного возраста увлекался собирательством различных редких монет, предметов старинного быта, а позднее молодой Петр любил собирать оружие – самое разное: русское, западное, восточное. Предметы для своей коллекции он покупал в основном у заезжих купцов.

Во время первого заграничного путешествия Петр Первый с любопытством посещал уже существующие в Европе небольшие музейчики и частные коллекции, выставленные для осмотра, а также очень модные в то время Кунсткамеры. Петр Первый провел в Дрездене в 1698 году всего несколько дней и из них целых три дня уделил изучению знаменитой Кунсткамеры саксонского курфюста. В Россию Петр писал: «Здесь я видел диковинку, что у нас называли ложью: у некоторого человека в аптеке суммандра в склянице, в спирту, которого я вынимали на руках держал».

В Расходной книге Великого Посольства есть запись: «Куплена в Амстердаме у торгового человека у Варфоломея Форгагена морской зверь коркодил, да морская рыба» («Коркодилом» в петровские времена на Руси называли диковинного зверя крокодила). Наверняка эта самая Кунсткамера оставила в сердце Петра неизгладимое впечатление, так как по возвращении домой царь решил создать свое естественнонаучное историческое собрание при Московской аптеке. А наблюдать за собранием поручил своему лейб – медику Р. Арескину.

Дурнев Антон, обучающийся 5-го класса Муниципального общеобразовательного учреждения Лицей № 3

«Государев кабинет» после перенесения столицы из Москвы в Петербург размещался в летнем дворце Петра. «Я хочу, чтобы люди смотрели и учились!» - так определял царь Петр задачи первого публичного музея в России.

Для своего детища царь привез из второго заграничного путешествия целые готовые собрания, которые приобрел в Германии и Голландии. Это коллекция аптекаря А. Себы и анатома Ф. Рюйша.

А «для изыскания куриозных вещей и различных раритетов» Петр отправил в Сибирь экспедицию Д. Мессершмита. Своему библиотекарю Шумахеру царь дает задание объехать всю Европу и «музеи ученых людей как публичные, так и приватные посещать. И из этого усматривать, в чем императорского величества музеум с оными рознится, ежели нечего в музее не обретается. То оный недостаток наполнять тщится». Шумахер привез из Европы множество разных раковин, светильников и гемм.

На Васильевском острове Петр решил заложить новое здание для Кунсткамеры и во время осмотра места, увидев необычную сосну, воскликнул: «Дерево – монстр, дерево – чудовище! – сказал царь и добавил, - Так быть на сем месте новой Кунсткамере!» А удивительным образом вросшая в ствол сосны ветка впоследствии была перенесена в экспозицию нового музея.

Поистине русская Кунсткамера петровского времени была самым необычным музеем на свете. Еще бы, ведь в ней находились живые экспонаты, например, человек мужского и женского пола одновременно, которые потом сбежал из музея. Очень уродливые люди, которых называли монстрами, - Фома, Степан и Яков, они служили в Кунсткамере истопниками показывали любопытным свои уродства. Фома имел на руках и ногах от рождения по два пальца. После смерти Фомы из его тела было изготовлено

Дурнев Антон, обучающийся 5-го класса Муниципального общеобразовательного учреждения Лицей № 3 чучело, оно было помещено в экспозицию Кунсткамеры рядом со скелетом великана Буржуа ростом более двух метров.

Возможно, кому-то не понравятся увлечения Петра, но что делать, таковым был наш царь. Да и увлечения эти не противоречили духу времени: естественные науки бурно развивались, в том числе и наука о строении человека – анатомия. В анатомической коллекции врача – анатома Фредерика Рюйша, что была приобретена Петром, в анатомических склянках в специальном растворе находились руки и ноги, украшенные тонкими батистовыми кружавчиками и кружевными манжетами. Один из экспонатов – детский скелетик. Нередко придворные дамы, посещавшие кунсткамеру, падали в обморок при виде прочих разных чудовищ и уродов.

В 1718 году царь издал свой знаменитый указ о собирании по всей стране монстров. И в первое десятилетие после опубликования указа мертвые и живые монстры и уроды регулярно поступали в Кунсткамеру. Например. Циклоп, имеющий единственный глаз в середине лба, как герой древних мифов. Такой вид уродства часто наблюдается у домашних животных. Во множестве поступали сросшиеся друг с другом младенцы, такие дети называются «сиамскими близнецами».

Но не надо думать, что коллекция уродов, собранная в Кунсткамере, служила лишь для того, чтобы щекотать нервы. Она предназначалась и для научного изучения различных патологий.

Экспозиции Кунсткамеры были оформлены сухими ветками, фольгой и пергаментом. К сожалению, многие экспонаты погибли во время пожара 05 декабря 1747 года. Потери были огромные. Сгорели даже медные гравированные доски. На которых были запечатлены все экспонаты музея, и поэтому нам неизвестно обо всех удивительных экспонатах. Во время пожара погибли и собственноручные изделия Петра: выточенные на токарном станке медальоны, коробочка для компаса, изготовленная из слоновой кости.

Дурнев Антон, обучающийся 5-го класса Муниципального общеобразовательного учреждения Лицей № 3

Но пожар сохранил две ужасные находки, которые открыла графиня Дашкова, когда стала директором Академии Наук. Она в кунсткамере нашла две банки с хранившимися в них заспиртованными головами казненных фаворитов Петра I и его жены – голову Мери Гамильтон и Вилима Мопса. Петр, по приданию, не довольствовался тем, что заставил Екатерину I наблюдать за казнью ее любимца Монпса, но он приказал в ее комнате поставить банку с заспиртованной головой казненного! Княгиня Дашкова показала «экспонаты» Екатерине II, и та повелела предать их погребению.

После смерти Петра в Кунсткамере была установлена восковая «персона» царя, а также чучела его любимых собак и лошади Лизетты.

Два зала Кунсткамеры занимали «портреты, статуи, рельефы и другие произведения из воска, свинца, бронзы, и гипса». Здесь и медальоны древнегреческих мудрецов, портреты сподвижников и современников Петра: Я. Брюса, первого русского солдата Бухвостого, великана Буржуа.

«Сибирская коллекция скифского золота, подаренная владельцем Тагильских заводов Н. А. Демидовым, а также более ста золотых предметов, найденных в курганах и присланных Петру Сибирским губернатором М. П. Гачариным.

Путешествуя во второй раз по Европе в 1717 году, он уже целенаправленно осматривал всякие диковинные «кабинеты натуральной истории», нумизматические собрания и картинные галереи. Петр посещал мастерские «славных художников», где « с особым удовольствием по целому часу осматривал, как сии последние работали, беседовал с ними о художестве». В Амстердаме, встретившись со знатоком живописи и художником Георгом Гзелем, он вместе с ним посещал аухуноны, на которых скупал картины, где были изображены корабли, ведь он сам прекрасно

Дурнев Антон, обучающийся 5-го класса Муниципального общеобразовательного учреждения Лицей № 3 разбирался в кораблестроении и мог найти любую неточность у корабельной оснастки в нарисованной картине.

Царь Петр приобрел в Европе коллекцию резных камней в 75 экземпляров. Это были искусно сделанные фигурки из полудрагоценного камня: яшмы, оникса, сердолика, халцедона, агата, и вырезаны они были лучшими немецкими мастерами.

Европейский правитель Август II подарил Петру коллекцию изделий первого в Европе фарфорового завода – собрание «мелкой пластики» - это были преимущественно статуэтки и фарфоровые «безделушки», которыми славился Мейсенский завод. Русский посол Лев Измайлов по приказу Петра купил и привез коллекцию изделий китайских мастеров, в том числе большую коллекцию знаменитого китайского фарфора.

Лишь при Петре в России впервые стали появляться привезенные античные статуи в оригиналах и копиях, бюсты римских императоров, древнегреческие сосуды и вазы и прочие исторические редкости. Коллекционные собрания Петра I стали называть «Императорским кабинетом». «Кабинет» этот был просто огромный. Но больше всего в «кабинете» было не художественных, а естественнонаучных коллекций. Поначалу тут хранились только личные коллекции государя: его собрание оружия, которое он коллекционировал чуть ли не с детства, художественные коллекции, минералы и монеты. Своим примером государь – коллекционер положил начало всеобщему увлечению коллекционированием на Руси!

А все началось с юношеского увлечения царя старыми монетами, предметами быта, оружием.

В России существовали Оружейные мастерские до тех пор, пока Петр I своим указом не перевел всех мастеров из Москвы в Петербург, чем практически погубил русское самобытное искусство. Оружейная палата из

Дурнев Антон, обучающийся 5-го класса Муниципального общеобразовательного учреждения Лицей № 3 мастерских превратилась только в музейное хранилище. Правда, до Петровских реформ Оружейная палата тоже являлась «кладовой», и в ней хранились самые ценные вещи русских князей и царей.

ОРУЖЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ПЕРТРА I

Будущий самодержец Петр I знал, что свое отечество необходимо защищать, а защита без оружия совершенно невозможна. Однако не всякое оружие годится для регулярной армии. А только лишь самое лучшее и самое современное. Возможно этот мотив и побудил Петра еще в детстве начать собирать оружие.

Занимаясь созданием армии, в 1697 году в Кенигсберге Петр изучал артиллерийское дело под началом главного инженера прусских крепостей Штейтнера – фон – Штейрнфельда и через год получил аттестат «искусного огнестрельного художника», выданный на имя Петра Михайлова.

Собрание Петра I насчитывает 526 образцов охотничьего и строевого огнестрельного и холодного оружия. В основном оружие это не народное, а то, которое было в обиходе народов мира во времена Петра.

Большую часть коллекции составляет ручное огнестрельное оружие западноевропейского и восточного производства, всего это 312 предметов. Здесь и фитильные, и колесцовые, и кремневые ружья и пистолеты.

Фитильное оружие – это такое, у которого воспламенение заряда происходит от тлеющего фитиля, то есть неплотно скрученной и пропитанной селитрой веревки из пеньки. Фитильное оружие из коллекции было в зависимости от механизма, лежащего в основе его конструкции, двух типов: восточного типа и более совершенного – западного. Турецкого ружья XVII века снабжены простейшим устройством фитильного замка, состоявшего из «серпентина» - дугообразного приспособления, на одном конце которого зажимается фитиль, а другой служит спусковым крючком.

Дурнев Антон, обучающийся 5-го класса Муниципального общеобразовательного учреждения Лицей № 3

Пятигранные приклады украшены инкрустацией из кости, перламутра и цветного дерева.

Колесцовое оружие – из коллекции представлено охотничьими аркебузами, штуцерами и строевыми пистолетами XVII века, сделанными в Саксонии, Богемии, Баварии.

Аркебуза это западноевропейское название ружья XV – XVII веков, с прямым граненым прикладом.

Штуцер – ружье с нарезным каналом ствола крупного калибра.

Одним из самых ранних ружей коллекции является парадная аркебуза, изготовленная в Саксонии и имеющая на стволе и замке дату изготовления 1588 год. Замок колесцовый.

Колесцовый замок – механизм воспламенения заряда при помощи искры, высекаемой путем трения пирита или кремния о вращающееся зубчатое колесо.

Приклад аркебуз 1588 года обложен костяными пластинками с черневыми сюжетными сценами и растительным узором.

Основное место в коллекции занимает самое современное оружие того времени: с кремневым замком.

Кремневый замок – механизм воспламенения заряда при помощи, искры полученной от удара кремния, зажатого в губки курка, о стальное огниво. Кремневый замок в отличие от фитильной и колесцовых систем был очень простым и обладал гораздо лучшими техническими качествами. Два замечательных пистолета в Петровской коллекции, сделанные в Париже мастером Шасто. Они отличаются особой четкостью и лаконичностью форм и большим художественным мастерством. Очень выразительны крупные литые, золоченные набалдашники рукоятей пистолетов в виде собачьих голов с раскрытыми пастями.

Дурнев Антон, обучающийся 5-го класса Муниципального общеобразовательного учреждения Лицей № 3

Петр пристально следил за всеми новинками в оружейном деле и собирал не только общераспространенное оружие, но и многоствольное, казнозарядное и магазинное.

Казнозарядное оружие – это то оружие, которое заряжается с казенной части. А казенной частью называется задняя часть ствола с хвостиком и затравочным отверстием.

Магазинным оружием – называется ручное огнестрельное оружие, котором можно произвести несколько выстрелов подряд теми снарядами и зарядами, которые находятся внутри него в специальных «магазинах».

Основным видом холодного оружия в начале XVII века являлась шпага. Она в то время была принята на вооружение всех пехотных полков русской армии.

Шпага – колющий вид холодного оружия с прямым, суженным книзу клинком различного сечения. Естественно, у Петра в коллекции были все виды холодного оружия своего времени: шпаги, сабли, палаши, кортики и многие виды древнего оружия, снабженного деревянными рукоятками.

В отличие от шпаги сабля – это рубище – колющий вид холодного оружия с клинком изогнутой формы.

Кортик – колюще – режущий вид холодного оружия с коротким кинжалом.

Палаш – рубящий вид холодного оружия с широким обоюдоострым или однолезвийным клинком. Палаш был принят на вооружение конных драгун в начале XVII века. Надписи с изображениями на плоскую пяту клинка палаша. К примеру, на клинке палаша, изготовленного в 1710 году, гравировано изображение двух протянутых в рукопожатии рук на фоне облаков, а ниже надпись «Верь и сумневайся»; а с другой стороны клинка «Аз к миру и к войне».

Дурнев Антон, обучающийся 5-го класса Муниципального общеобразовательного учреждения Лицей № 3

А среди экспонатов Кунсткамеры хранится полотняный мешочек, а в нем – множество зубов. Это тоже коллекция, собранная Петром I – зубы, которые он собственноручно удалил у своих подданных, чтобы избавить их от боли (правда многие зубы почему – то оказались здоровыми).

Петр увлекался токарным делом и собрал целую коллекцию токарных станков. Было их около пятнадцати, до нашего времени дошло значительно меньше половины. Их тоже можно только увидеть в музеях, и весь полагающийся к ним токарный инструмент.

И еще одну коллекцию собрал император Петр I. Правда, об этой коллекции мы знаем только из рассказов современников царя и историков. Речь идет о своеобразной коллекции ремесел – Петр знал их четырнадцать! Он владел токарным станком и топором, разбирался в литейном и «навигацком» деле (навигация – значит мореплавание). Говорят, царь даже лапоть сплел – правда, только один – на второй времени не нашлось.

Конечно, сегодня Кунсткамера совсем не та, что при Петре. Но и сегодня, если заглянуть в нее, можно увидеть тот фрагмент сосны, что росла когда – то на месте музея; кубок работы Петра, который он сделал из кокосового ореха и серебра; серебряный ключ от ворот города Дербента, что был вручен Петру I в 1722 году правителем Дербента; корабельные компасы, зрительные трубы, чаши, сделанные из морских раковин мурекс, опоясанные серебряными пластинами. Петр в путешествиях пользовался одной такой чашей на трех ножках в качестве кубка.

Я не был в Кунсткамере, но очень много о ней читал, рассматривал проспекты, открытки. И посещение Музея Антропологии пока остается моей мечтой. Мечтаю войти в тот же зал, где «устало, откинувшись в кресло и уронив длинные руки на подлокотники, сидел посреди собранных им вещей сам Петр. Он был одет в лазоревое, шитое серебром платье, с голубым

Дурнев Антон, обучающийся 5-го класса Муниципального общеобразовательного учреждения Лицей № 3 орденом Андрея Первозданного и коротким кортиком. Маленькие топорщащиеся усики и широко раскрытые глаза придают его лицу выражение гневного внимания. Лицо Петра пугает своей жизненностью. Оно было вылито К. Растрелли из воска с алебастровой маски, снятой после смерти Петра. На Петре был его «природный парик», сделанный из его собственных волос, срезанных во время персидского похода. »

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)