Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Килимовский дворец - памятник архитектуры XIX столетия

Республика Башкортостан стала родным домом для представителей более 100 национальностей. Развитию самобытных культур всех народов, проживающих на ее территории, помогает реализация государственных программ сохранения, изучения и развития языков, возрождения фольклора, традиций народов. Этнос имеет древнюю сложную и яркую историю, тесно связанную с историей всех народов Урало-Поволжья и в целом Российской Федерации. Культура народов достойно вошла в сокровищницу мировой культуры и цивилизации. Одной из форм сохранения и развития национальной культуры народов Башкортостана являются историко-культурные центры, созданные во исполнение Указа Президента РБ <<О создании историко-культурных центров народов Республики Башкортостан>>. Их главная задача - сохранение историко-архитектурных памятников, языка, традиций и культуры народов, населяющих республику.

12 марта 2005 года в Башкортостане был создан татарский историко-культурный центр в селе Килим Буздякского района, который стал хранителем духовной и материальной культуры татар Башкортостана.

Килимовский дворец фото автора

Владельцы усадьбы

По рассказам моей прабабушки, здание было очень красивым и в ее времена. Из уст в уста передавались воспоминания об этом дворце. Даже моя бабушка рассказала, что во времена учебы в этом здании (а здесь была школа) их интересовала история дворца. Красивые легенды рассказывали учителя, преподававшие в школе. Рассказывали и о жестокости хозяина усадьбы. И тогда я решила узнать как можно больше о поместье Жантурина. Я уговорила родителей посетить эту деревню, увидеть дворец. Первая встреча произошла в 2003 году. К тому времени была построена новая школа, а в поместье началась реставрация. Я была в изумлении: перед нами красовался двухэтажный дворец, сероватого цвета. Хотелось узнать больше, и я решила для начала расспросить маму и бабушку до конца. Эти места притягивают меня, и я не раз еще побывала вокруг дворца. Кто являлся владельцем этого поселения?

Село Килим имеет богатую историю. Первые поселения появились еще в XV веке. Но свое развитие село получило лишь в середине XVIII века. Правили на этих землях представители уфимской ветви дворян Тевкелевых, родоначальник которых Алексей Иванович (Кутлумухамед Мамешевич).

Кутлу-Мухаммед Мамешевич Тевкелев (Алексей Иванович Тевкелев, 1674 - татарский мурза из рода Тевкелевых , российский дипломат, генерал-майор (1755). Тевкелев основал около 20 крепостей, среди них Челябинск, Орск и др. Кутлу-Мухаммед, также как его сын и внук, имел наряду с основным и русское имя-отчество, однако свидетельств, что он принял православие, нет. Хотя некоторые источники указывают на то, что он относится к роду крещеных татар.

Лучше Гульназ Азаматовой - автора книги <<Интеграция национального дворянства в российское общество: на примере рода Тевкелевых>> (Уфа, Гилем, 2008) - никто не расскажет историю этой фамилии и не раскроет личность самого Кутлумухамеда-Алексея, <<который оказался в эпицентре политических событий, связанных с расширением империи и освоением ее юго-восточной периферии>>. Был еще выверенный очерк краеведов Г. Ф. и З. И. Гудковых

(С. Т. Аксаков. Семья и окружение. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1991).

Казалось бы, так славно начиналась биография Алексея Ивановича. В качестве старшего переводчика по секретным делам он дважды сопровождал Петра I: в 1711 году - в Турецком походе, в 1722-м - в Персидском. В 1731-м Анна Иоанновна отправила Тевкелева русским посланником к казахскому хану Абдулхаиру, чтобы привести к присяге Малую орду. И ему это удалось. В ход шли подарки-подношения и словесные убеждения. Уговаривать Тевкелев умел , в совершенстве владел дипломатическими приемами и свою миссию успешно выполнил.

После принятия казахами российского подданства было предпринято широкомасштабное мероприятие по расширению юго-восточных границ России - знаменитая Оренбургская экспедиция. Тевкелева назначили помощником Ивана Кириловича Кирилова, наверное, считали его специалистом, и с казахами у него все вышло удачно. А когда проходила Оренбургская экспедиция, Алексей Тевкелев стал проводником крайне реакционной политики по отношению к башкирскому населению. Возглавляя карательные отряды против восстаний в Поволжье, 19 января 1736 года он захватил деревню Сеянтусы. Более 1000 жителей деревни, включая стариков, женщин и детей были убиты, деревня была сожжена дотла. Прославился крайней жестокостью в подавлении башкирских восстаний 1735 - 1740 годов. Руководил массовыми казнями мирного башкирского населения. В народном творчестве башкир о нем говорится как о палаче. Тевкелеву посвящена башкирская народная песня Тәфтиләү (Тевкелев).

Тевкелевы были одними из самых крупных помещиков из мусульман. Алексей Иванович оставил потомкам богатое наследство. За присоединение Казахстана был пожалован крестьянами и землями в Уфимской губернии. Получил деревни Килимово и Ахуново в Белебеевском уезде, а также хутор Тевкеля в Оренбургской губернии, деревни Мордва и Терси в Вятской. Еще больше земель стало у Тевкелевых в ходе Генерального межевания в начале XIX века. Тевкелевы продолжали увеличивать свое крепостное население вплоть до XIX в. Тевкелевым принадлежало более 1800 крестьян мужского пола, если удвоить это число с учетом женского пола, то более трех с половиной тысяч душ крепостных>>.

Десятки имений в нескольких губерниях, дома в Уфе и, Килимово - родовое гнездо, на берегу реки Итяш.

3. Обустройство поместья

В 1820 году начали в Килиме строить мечеть, а спустя 28 лет - возводить красивый Килимовский дворец и обустраивать дворянскую усадьбу. Усадьба занимала тогда три гектара земли и была почти полностью покрыта зелеными насаждениями, в том числе и фруктовыми деревьями. Она состояла из двух частей: нижнего парка, расположенного в пойме реки Идяш, и верхнего парка, возвышавшегося над поймой примерно на 15 метров. Неподалеку размещалась широко известная кумысолечебница Саукалык. Дворец размещался в глубине верхнего парка. Здание дворца - двухэтажное, выполнено из кирпича. Выступающая часть фасада трактована как центр композиции, и ей придана наибольшая выразительность. Здание украшают шестигранные колонны, втопленные наполовину в кладку стены. Эти колонны с интересно оформленными вершинами и продолженные выше карниза вместе с другими вертикальными элементами придают зданию стройность и устремленность вверх.

В парке, кроме того, имелись сооружения малой архитектуры: беседки, павильоны, столбы с резными кронштейнами, которые поддерживали фонари. С первой террасы парка открывался красивый вид на пруд и мельницу. За усадьбой, на нескольких тысячах десятин, росла знаменитая тогда <<тевкелевская>> степная вишня, которой торговали даже в Уфе и Белебее. Говорят, этот вишенник вдохновил Чехова на создание известной пьесы. Летом 1901 года писатель приезжал на кумыс в Белебеевский уезд и вполне мог побывать в Килимово.

По надписям на надгробном камне мусульманского кладбища, расположенного рядом с мечетью, датами постройки мечети является 1821 год, дворца - 1848 год.

В пятом поколении Тевкелевых не было продолжателей рода и, когда Суфия Тевкелева вышла замуж за Жантурина, дворец и вся усадьба стали называться Жантуринскими. Для своего времени он был образованным человеком, окончил физико-математический факультет МГУ. До 1915 года он был земским начальником Белебевского уезда, потом работал в губернском земстве. Со своей женой Суфией Сеид-гирей Джантуровой (так в архивных документах) они отличались своей благотворительностью и религиозностью.

По рассказам старожилов, они, в основном жили в столице, а в своем поместье были только наездами. В Килимово они приезжали в последний раз незадолго до Октябрьской революции, потом их следы теряются. Джантюрин Салим-Гирей Сеидханович, Депутат I Государственной Думы от Уфимской губернии. Гласный уездного губернского земства. Бывший земский начальник.

Определенный вес имела и Суфия Тевкелева. В родной деревне Килем Уфимской губернии она на свои средства устроила школы для мальчиков и девочек, а также ткацкую мастерскую для девочек. Вместе с уфимским купцом С. Назыровым они построили в г. Уфе трехэтажное здание для медресе <<Галия>>, затратив на это 40 тысяч рублей. Кроме того, С. Джантурина на нужды медресе завещала 15 тысяч рублей. В октябре 1906 года в Уфе открылось медресе <<Галия>> - высшее мусульманское учебное заведение с гимназическим курсом светских дисциплин. Приезд Мажита Гафури в тот год в Уфу из Казани связан с этим событием. Медресе строилось на деньги мусульманских меценатов. Главными попечителями стали уфимский купец Садри Назиров и землевладелица Суфия Джантюрина-Тевкелева.

В Килиме в конце XIX столетия была открыта первая светская школа. До этого образование здесь получали лишь в медресе, где обучение шло строго по религиозным книгам. Все началось с того, что в 1890 году собственник имения Салимгарей Джантурин открыл в селе детский приют.

В начале XX столетия в Российской Федерации происходят революционные процессы, которые не прошли бесследно и для килимовцев. Крестьяне устраивали пожары в имении, тем самым проявляя солидарность с революционерами. Житель деревни Нури Гимадиев, как говорили очевидцы, дважды поджигал местный дворец.

4. Послереволюционное время

Летом 1935 года по дороге из Буздяка в сторону деревни Ахуново катился тарантас с семейством, состоявшим из молодых родителей и двух совсем крошечных детей. Повозку наняли, снявшись с поезда из Уфы. Поездка на родину жены, Ямал, была Барыю Калимуллину в радость, хотя, казалось, и не сулила ничего необычного. В эти места он попал впервые, поэтому осматривался с любопытством. Когда добрались до татарской деревни Килимово, что на берегу реки Идяш, его взгляду вдруг открылся большой парк, в глубине которого он разглядел дивной красоты двухэтажный дом в мавританском стиле с высокими декоративными башнями по углам, напоминающими минареты, и тут же двухэтажную мечеть. Барый попросил возницу подъехать поближе. Усадьба и храм еще не были полностью разрушены, но, похоже, доживали последние дни, как и большинство подобных сооружений после, говоря словами Бунина, <<такого великого и быстрого крушения Державы Российской, равного которому не знает человеческая история!>> Все это было брошено второпях одними и презрено другими.

Барый и не подозревал о существовании подобного чуда, так неожиданно возникшего перед ним. В тот момент его разбирал не столько профессиональный, сколько простой человеческий интерес. Он с восторгом оглядел здание, зашел внутрь - заметалась стая голубей, поднимая клубы пыли. На втором этаже в полуовальные окна без стекол, с полусгнившими рамами, рвался теплый ветер с полей и щедро светило солнце. Превосходное место для дворца выбрал зодчий, выписанный, вероятно, как полагалось, по рекомендации добрых знакомых из Петербурга или Москвы.

<<Почему ты мне ничего не рассказывала об этом?>> - спрашивал он у Ямал, та лишь таинственно улыбалась в ответ. Она очень хотела удивить мужа, начинающего архитектора, и это у нее получилось.

Барый потерял покой и сон. Почти все время, отведенное для отдыха, тратил на разговоры со старожилами Килимова и Ахунова, пытаясь собрать как можно больше сведений по истории дворца. По рассказам аксакалов, его построили в середине XIX века. Местный учитель Адий Сакаев нашел металлическую табличку с указанием даты возведения дома - 1852-й - и мечети - 1856-й. Но по другой версии, храм появился намного раньше. Весь комплекс был сооружен руками мастеров из близлежащих деревень - каменщиков, плотников и штукатуров, которые поднаторели в своем деле, занимаясь отхожим промыслом на стройках Уфы, Белебея и Бирска. С особым восхищением вспоминали искусство каменщиков Набиуллы из Ильчекеево и Гайнутдина из Ахуново. Последний к тому же был и прекрасным резчиком по камню. О нравах, царивших в усадьбе до революции, Барый узнал со слов жителей Ахунова, когда-то работавших в господском доме прислугой: Исламгарея Ямгареева, Хакимы Зиганшиной и собственной тещи - Шамсии Бикмухаметовой. Конечно, в те годы было опасно нахваливать бывших хозяев или хотя бы быть объективным в оценке. Но и особенно кривить душой, сгущать краски людям не пришлось - здешние баре действительно беспощадно эксплуатировали крепостных. Разумеется, всех этих подробностей никто не мог знать в 1935-м, в том числе и молодой архитектор Калимуллин, нечаянно обнаруживший заброшенный чертог, в котором гулял ветер, а по ночам, наверное, бродили призраки. Часть здания была отведена под школу-семилетку еще в 1922-м, и это обстоятельство в какой-то степени сохранило жизнь усадьбы. Сразу после революции здесь все было разграблено, книги из дворцовой библиотеки сожжены. По рассказам старожилов, была попытка разобрать ансамбль на кирпичи, но кладка, да и сами кирпичи оказались настолько крепкими, что от этой <<идеи>> пришлось отказаться. Красный кирпич делался на заводе тут же в имении руками дедов тех, кто задумал строить районный дом культуры из обломков усадебных построек. <<Благодаря>> их старанию, от мечети остался лишь первый этаж, который использовали под зернохранилище.

У Барыя в тот приезд не было с собой необходимых инструментов, но все-таки он сделал кое-какие замеры и пришел к выводу: неизвестный талантливый архитектор сумел уловить ту двойственность жизни Тевкелевых, которую точно подметил Сергей Аксаков в <<Семейной хронике>>: <<Это семейство. уже приняло тогда некоторую внешнюю образованность в образе жизни и хорошо говорило по-русски, но строго соблюдало во всей чистоте мусульманскую веру>>. Вот так же архитектурный стиль Килимовской усадьбы сочетал в себе ярко выраженные восточные мотивы и традиции русского классического зодчества.

Прихватив с собой фотографию дворца, сделанную в 1925 году и переданную <<для науки>> Закиром Валеевым из деревни Ялтыркульбаш, Калимуллин поехал в Уфу, решив вернуться в Килимово при первой же возможности. Но сумел это сделать лишь в начале 50-х.

5. Реконструкция дворца

Созданные сооружения отличаются высоким качеством исполнения как общестроительных, так и отделочных работ. Местные мастера по-своему раскрывали и переосмысливали отдельные элементы и детали сооружения, придавая им свое собственное художественное толкование. Следует отметить, например, исключительную тщательность кирпичной кладки. Дело в том, что при обмерах мечети была обнаружена характерная деталь: в кладке стен использованы неравномерные кирпичи. Размеры их колеблются по длине от 25 до 30 сантиметров и по ширине от 12 до 14 сантиметров. Оказывается, каждый крепостной крестьянин должен был изготовить определенное количество кирпича, в зависимости от числа трудоспособных членов семьи, который затем сдавался для обжига. Весьма вероятно, что при ручном изготовлении заданный размер не всеми выдерживался, чем и объясняется разница в размерах кирпича.

На уроках истории учительница Лилия Рафиковна рассказывала, что до революции здесь жили Салимгарей Жантурин и Суфия Тевкелева. Жена Жантурина была больна туберкулезом, и Салимгарей построил такой же дворец на Крымском полуострове. Зимой Суфия жила в Крыму, а летом возвращалась на родину. После Октябрьской революции здание было отобрано государством. С 1952 года в поместье располагалась школа, здание мечети использовалась для нужд школы. Сохранилась парковая зона на территории школы. Насаждения располагались таким образом: сначала кусты сирени, затем дикой яблони и желтой акации. Внизу к реке Идяш располагался школьный огород. Поместье находилось на самой высокой точке села, так что его было видно даже с соседних других деревень.

Когда появился план полного разрушения мечети (1955 год), работы по его осуществлению затянулись надолго. Раствор был настолько крепок, что целых кирпичей не оставалось.

6. Памятник архитектуры XIX столетия

Килимовский дворец стал памятником архитектуры XIX столетия. Реставрация памятников архитектуры в селе Килим началась в 1997 году. Во время работ здесь были обнаружены фрагменты каменных надписей на арабском языке, подтверждающих дату постройки в 1821 году каменной мечети. Как оказалось, это была первая капитальная, построенная из камня мечеть на территории Башкирии. Мечеть функционировала с 1821 года. Через четыре года, в 1825 году здесь было открыто медресе, которое работало по 1920 год. В его стенах получили образование выдающиеся личности того времени:

Мечеть с селе Килим

Габдрахман хэзрэт Усманов, Усманов Юсуф Габдрахманович - профессор, преподаватель Башкирского государственного сельскохозяйственного института, Усманов Халим Габдрахманович - профессор, бывший заведующий кафедрой педагогических наук Башкирского Государственного Университета и другие.

В 1993 году начались реставрационные работы мечети. Через десять лет полностью реконструированная мечеть приобрела первозданный вид, которая как две капли воды схожа с мечетью на улице Тукаева в городе Уфе. Но мечеть по такому проекту была построена сначала в Килиме.

Мечеть на улице Тукаева в Уфе

III. Заключение

Реставрация памятников архитектуры в селе Килим началась в 1997 году. Во время работ здесь были обнаружены фрагменты каменных надписей на арабском языке, подтверждающих дату постройки в 1821 году каменной мечети. Как оказалось, это была первая капитальная, построенная из камня мечеть на территории Башкирии. Мечеть функционировала с 1821 года. Через четыре года, в 1825 году здесь было открыто медресе, которое работало с 1825 по 1920 годы.

Постановлением Совета Министров республики Килимовский дворец был взят под государственную охрану в качестве памятника архитектуры в 1976 году. Указом Президиума Верховного Совета РБ включен в перечень уникальных объектов историко-культурного наследия народов Башкортостана. Позже Указом Президента РФ памятник включен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения. Указом Президента республики <<О создании историко-культурных центров народов Республики Башкортостан>> на базе села Килимово Буздякского района создан историко-культурный центр. Он стал филиалом Дома Дружбы народов, и, следовательно, из рамок общественной организации перешел в статус государственного учреждения. Запланировано расположить его в здании дворца. А пока предстоят работы по завершению реставрации дворца, по облагораживанию территории. В настоящее время мечеть функционирует, там же работает и воскресная школа для детей и взрослых, желающих изучать арабский язык и основы Корана. Усадьба Тевкелевых - это память о том, что русские и башкиры многие годы мирно жили на этих местах Открытие татарского исторического и культурного центра в селе Килим стал еще одним шагом сохранения традиций, языка, культуры татарского народа и будет содействовать дальнейшему развитию дружбы между народами Башкортостана.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)