Справки  ->  Поиск людей  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Язычество древних славян. Славянские боги в мифах и сказаниях

Славяне - самая большая семья родственных народов в современной Европе. Их численность - почти 300 миллионов человек. Со времен эпохи Великого переселения народов славяне расселились на огромных просторах – от Балканского полуострова до Балтийского моря, от Эльбы до Тихого океана.

Все бытие славян было пронизано верой во вмешательство сверхъестественных сил и зависимость от богов и духов.

Христианская церковь с ее заботой о спасении души считала религиозные представления древних славян суеверием, язычеством. Язычники- это народы, не верящие в единого Бога и не почитающие его Завет- Библию: народы в Библии назывались «языками», то есть людьми, говорящими на разных языках, - отсюда и само слово «язычество».

Древнейшее известие о вере славян принадлежит Прокопию Кесарийскому. Он писал, что славяне считали «владыкой всего» одного из богов – создателя Мира; ему приносили в жертву быков и других животных. Они почитали также реки, нимф и некоторые другие божества, приносили им жертвы и во время жертвоприношений гадали о будущем. Славяне почитали наряду с высшими богами, которые олицетворяли природные стихии- гром и молнию, землю, солнце и т. д. , низшие божества или духов.

Язычеством ( от слав. «языцы»- народы, племена) обычно называют народные дохристианские верования. Наши пращуры верили в могущество природы, обожествляли её, наделяли душой. Деревья и камни, ручьи и грозы, огонь и ветры для древних людей были живыми существами- богами, духами. Да и как иначе, если человеческая жизнь полностью зависела от этого огромного, пугающего и полного загадок мира. Наблюдая явления природы, человек пытался толковать их смысл и находить закономерности. Так постепенно возникали мифы и предания.

Миф ( от греч. mythos – предание, сказание) повествование о богах, духах, обожествлённых героях и первопредках.

Причудливая славянская мифология богата не только сказаниями о подвигах героев и богов. Это и заговорное слово, и волшебная сила камней и трав, и чародейство.

Для древних славян мир состоял из земли, неба, подземелья и воды. «Мать сыра земля»- это кормилица, дающая урожай, питающая корни растений. Море находилось где-то на краю земли. На Севере на вершинах стеклянных гор стоял хрустальный дворец Кощея Бессмертного. С юга Змей Горыныч совершал свои налёты на Русь, испепеляя жилища и угоняя славянских красавиц в плен. Огнедышащее чудовище – отнюдь не случайный образ в народном фольклоре. Славянам приходилось ой как несладко от набегов соседей: хазар, гуннов, готов, греков, римлян. Всех их называли «немцами», то есть чужими, говорящими на неведомом языке.

Славяне – охотники обожествляли небо как проводника- звёзды указывали путь, ветры доносили запахи. Земледельцы просили у неба дождя и солнечных лучей. Солнце было символом добра и света. Оно же и каратель зла: мрака и холода. А подземный мир – это подземный океан, куда спускается солнце на закате, плывёт ночью и выплывает на другом конце земли.

Управляли всем Правь, Явь и Навь.

Явь - «весь белый свет, мир земной.

Навь – «тот свет», где обитают тени прошлого: предки, бестелесные духи.

И , наконец, Правь – всеобщий закон жизни, воплощение правды и мудрости. Всякое земное существо, пребывающее в Яви, выполняет волю Прави.

Для язычества характерно многобожие (пантеизм). От воли богов зависели жизнь и благополучие человека. И потому им ставили деревянные и каменные идолы (кумиры), поклонялись, приносили жертвы.

Древнейшими верховными божествами славян были Род и Рожаницы.

Вслушайтесь: народ, родня, зародыш, Родина, урожай, природа- слова однокоренные.

Род- прародитель богов и творец мира. Он олицетворял собой небо, жизнь,мужское начало. Люди представляли его едущим на облаке и мечущим на землю дождь.

Рожаницы- девы жизни и судьбы. Это земля, орошённая дождём, мать всего живого на земле.

От Рода и Рожаниц впоследствии появились другие боги.

Существует как бы три разряда богов:

• На первом месте стоит общегосударственный княжеский бог Перун, воспринимаемый не только как бог грозы, но и как бог оружия, воинов и князей,

Велес – хранитель стад.

• Второй разряд составляют древние божества неба, земли «белого света» - Стрибог, Макошь и Дажьбог, божества дополнительного характера: Хорс дополняет Дажьбога, и Семаргл – Макошь

• В третий разряд попадают русалки, домовые, водяные

Цель данной работы: рассказать о некоторых богах, которым преклонялись древние славяне

2. Самые древние сказания.

Происхождение мира в легендах народа.

В легендах разных народов рассказывается о том, как возникла наша земля и жизнь на ней. Эти легенды очень похожи. Так, в Ведах – священной книге древних индийцев – об этом рассказывается: « Воды возникли раньше иных творений. Они породили огонь. Огнём в водах рождено золотое яйцо. Неведомо, сколько оно плавало в безбрежном океане. Из Золотого зародыша в яйце возник Прародитель Брахма. Он расколол яйцо. Верхняя часть скорлупы стала небом – нижняя землёй, а между ними Брахма поместил воздушное пространство. На земле, плавающей среди вод, он определил стороны света и положил начало счёту времён. Так была создана наша вселенная».

Не кажется ли вам, что вы когда-то слышали похожую историю о золотом яйце? Правильно! Это русская сказка о курочке Рябе, которая снесла пригорюнившимся деду и бабе золотое яичко, а мышка мимо бежала хвостиком махнула, задела яичко, оно упало и разбилось.

Затем первосущество из собственного тела создало мир.

О том же можно узнать, прочитав и древние мифы скандинавских народов, собранные в «Старшей Эдде». Правда, там индийского Брахму показывают на свой лад –великаном Имиром: «Плоть Имира стала землёй, кости – горами, череп – небом, а волосы – лесом»

Такая же судьба ожидала и древнеегипетского бога земли Геба. Он лежал на земле и тянулся к своей прекрасной жене, богине неба Нут, но так и не мог достать до неё. Между мужем и женой, землёй и небом, стоял бог воздуха – Шу. А вот упрямые греки твердили, что на самом деле всё обстоит иначе: земля – не мужчина, а женщина, богиня по имени Гея. Небо –её муж Уран. С тем, что земля женщина, были согласны славяне и русы. К матери Сырой Земле они относились бережно. Например нельзя было втыкать нож в землю, чтобы не поранить её.

Можно прочитать ещё много древних сказаний разных народов – финов, кавказцев, древних римлян, что бы понять: все они содержат лишь части одного древнего мифа о происхождении жизни. Самая полная легенда о происхождении мира – не только в сказках, но и в священных сказаниях славян и руссов: «Книге Коляды», «Книге Велеса», «Голубиной Книге» и других. Долгое время эти предания веков считались утерянными, но ни одно священное писание не может исчезнуть.

Вспомним славянский миф о происхождении Земли:

До рождения света белого тьмой кромешной был окутан мир. Был во тьме лишь Род- прародитель наш Род родил Сварога небесного и вдохнул в него свой могучий дух. Дал четыре ему головы, чтобы всё замечал в поднебесной он.

Путь Сварог стал к солнцу прокладывать по небесному своду синему, чтобы кони – дни мчались по нему, после утра, чтобы разгорался день, а на смену дню прилетала ночь.

Вот Сварог по небу похаживает и свои владенья оглядывает. Видит :Солнце по небу катится. Месяц светлый видит и звёзды, а под ним Океан расстилается и волнуется, пеной пенится. Оглядел свои он владения, не заметил лишь Землю – Матушку.

- Где же мать- Земля? – опечалился.

Тут заметил он: точка малая в Океане - море чернеется. То не точка в море чернеется – это уточка серая плывёт, пеной серою порождённая

-Ты не знаешь ли, где Земля лежит? – стал пытать Сварог серу уточку.

- Подо мной Земля, - говорит она, - глубоко в Океане схоронена.

Трижды ныряла в Океан – море серая уточка и на третий раз принесла в клюве горсть земли. Взял Сварог горсть земли, стал в ладонях мять.

- Обогрей – кА, красно Солнышко, освети – кА, Месяц светлый, вы же, ветры буйные, дуйте! Будем мы лепить из земли сырой Землю-матушку, мать-кормилицу

Землю мнет Сварог, греет Солнышко. Месяц светит, и дуют ветры. Ветры сдули Землю с ладони, и упала она в море синее. Обогрело ее Солнце красное - мать-Земля запеклась сверху корочкой, остудил ее Месяц светлый.

Так Сварог сотворил Землю- матушку

3. Славянские боги

Все народы знают самого первого бога-это живая, творящая мыслью, бесконечная во времени и пространстве Вселенная. Все, что существует,- лишь малая Его часть. И у Него великое множество имен. Древние русы и славяне знали его как Всевышнего. Именно Всевышний создал своей мыслью Золотое яйцо, из которого вышел Его сын – Род – родоначальник жизни, дух предков, покровитель дома и семьи. Этот бог начал создавать видимый мир. Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя. Это самые важные понятия: природа, родина, родители, родственники.

Этот сын Всевышнего разделил мир на три части: верхний, средний и нижний. Верхний находится в небесах. Там обитают боги , которые правят людьми. Они поступают правильно, и поэтому обитаемые небеса называются Правь. Ниже расположен человеческий мир, который явно видим. Он нам явлен богами, и поэтому его имя – Явь. Нижний – мир прошлого. Туда уходили предки. Это- Навь. Оттуда прилетают наваждения и дурные сны. Наши предки выходцев с Того света называли «наивными» людьми.

Род родил Сварога- великого бога неба, который довершил творение мира. От него пошло множество других богов и богинь. Всевышний, Род, Сварог и все последующие боги, герои и люди не были независимыми от родителей, родственников и друг от друга. Все они – проявления первых богов, их уменьшенная копия, хотя каждый имел собственный характер и отличия от других. Главная особенность славяно - русской веры в том и состояла: все в мире едино- боги и природа. Сварог сварганил землю. Он нашел волшебный камешек Алатырь, произнес магическое заклинание – камешек вырос, стал огромным бел- горюч камнем. Бог вспенил им океан. Загустевшая влага стала первой сушей.

Он научил людей приготавливать из молока творог и сыр, которые некогда считали священной едой, даром богов.

Бог создал и Синюю Сваргу – страну в небесах, где живут наши предки. Яркие звезды – это их сияющие очи, которыми деды и прадеды взирают с небес на наши земные дела. Он заботился о людях: дал им Солнце – Ра и огонь, на котором можно было приготовить пищу и у которого можно было согреться в любую стужу. Сварог сбросил с неба на землю золотые предметы: плуг и ярмо, чтобы возделывать землю; боевую секиру, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного напитка.

Одним из самых важных дел стали созданные им Малое и Большое Кола

(круги) времен- земных и космических. Среди даров Сварога людям были и его сыновья – Сварожичи. ( Даждьбог, Семаргл, Перун ).

Святогор старше многих богов. Он - сын Рода, брат Сварога. Он был рожден, чтобы стоять на страже мира Яви и не пускать сюда темных чудищ из Нави. Вход туда находился у подножия столпа, на котором держалось небо. Сам же столп находился в святых горах, откуда и происходит имя великана. Нелегкое это дело – стоять на границе Света и Тьмы. Огромный вес Святогора мешал ему покинуть свой пост. Все же однажды он, по предсказанию Мокоши, вынужден был оставить Святые горы, чтобы отыскать суженую - змеедеву. Когда он увидел змею, решил, чем на страшилище жениться, лучше помереть холостяком. Отвернулся и ударил по ней мечом. Меж тем удар Святогора оказал волшебное действие на змею: она освободилась от наложенного на нее заклятья и стала, как прежде, прекрасной девушкой Пленкой. Они поженились и у них родились дочери – Пленкини.

Велес- один из величайших богов древнего мира. «Скотий бог», покровитель домашних животных. Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. День стал сменять ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень; за выходом – вход, после печали – радость. Это было не однообразное повторение одних и тех же циклов, а обучение основам жизни. Люди учились преодолевать трудности и ценить счастье. Коловращение происходит по высшему закону Прави вслед за движением Солнца по небу – Посолонь. Направляющей силой является Великая Любовь, помогающая в испытаниях. Символом этого движения от тьмы к свету, от Нави через Явь к Прави, является знак солнцеворота. При этом важно знать, куда направлены изогнутые лучи солнцеворота: если верхний луч смотрит влево, то движение будет идти «по часовой стрелке» - Посолонь - слева направо, к Прави. Если же верхний конец свастики повернуть вправо, то движение жизни пойдет вспять - Осолонь, «против часовой стрелки», от мира богов – Прави, к черной Нави, обители Чернобога, Седуни и Дыя. Этот закон правильности движения дал миру Велес.

Первый сын Сварога – Даждьбог- бог Солнца, податель тепла и света,

«дающий бог», «податель всех благ». Славяне верили, что Даждьбог ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Ночью Даждьбог с запада на восток измеряет нижнее небо, светя Нижнему Миру. Дважды в сутки (утром и вечером) он пересекает Океан-море на ладье, запряженной водоплавающими птицами- гусями, утками, лебедями. Древние славяне считали Солнце всевидящим оком, которое строго присматривает за нравственностью людей, за справедливым соблюдением законов. А священным знаком Солнца с незапамятных времен был – крест. Потому и христианский крест, так похожий на древнейший языческий символ, и прижился столь хорошо на Руси. Предполагается, что имя это образовано сочетанием слов « Дать » и « Бог ».

Дажъбожьи внуки – русские, покровителем и родоначальником которых, считалось светоносное божество.

Наши предки верили, что Дажъбог покровитель свадеб. Дажъбог замыкает зиму и отмыкает лето.

Второй сын Сварога – был бог огня- Семаргл - это священный крылатый пес, охраняющий семена и посевы. При изобилии в те времена мелкого рогатого зверья (косули, серны, дикие козы) охрана посевов от поедания и вытаптывания была важным делом. Его появление на свет в древних книгах славян повествуется так: Сварог ударил магическим молотом о камень Алатырь, высек из него божественные искры, которые разгорелись, и в их пламени стал виден огромный бог Семаргл. Он восседал на златогривом коне серебряной масти. Густой дым стал его знаменем. Где проезжал Семаргл, оставался выжженный след. Таков он был в силе.

Семаргл породил бога ветра- Стрибог (Стрыя) пламя от дуновения усилилось. Вместе Семаргл и Стрибог, могучие и непобедимые.

Стрибог – повелитель всех вовоздушных течений. Слово «стри» означает воздух, поветрие. Стрибог заведует Догодой (легкий ветер) и Позвиздом (холодный, суровый ветер). Перед дождем Стрибог выпускает своих помощников – маленьких птичек, которые летают низко над землей и своими крыльями «сгущают облака». За это их прозвали стрижами.

В древнерусских текстах имя Стрибог постоянно сочетается с именем Даждьбога, что дает основание противопоставлять или сближать их функции и значения (дать – распространить долю, благо).

Однажды на берегу реки Ра Семаргл встретил богиню ночи- Купальницу.

Они поженились и у них родились мальчик Купала, названный в честь матери, и девочка Кострома. Брата похитили птицы и унесли в дальние края. Кострома выросла красавицей и не знала о брате. Но в наказание ее хвальбой о красоте боги вернули Купалу на родину. Когда он плыл в ладье, то поднял венок сплетенный девушкой. По обычаю они должны пожениться и они сыграли свадьбу.

Лишь после свадьбы боги сообщили Купале, что он женился на собственной сестре. Такой позор надо было смывать смертью. Бросилась Кострома к озеру и превратилась в лесную русалку - Мавку. Купала – ринулся в костер. Небожители, раскаявшись, решили вернуть Купалу и Кострому к жизни. Но даровать им человеческий облик было нельзя, а потому превратили их в цветок Иван-да-Марья, где желтым, огненным, цветом сияет Купала, сине – фиолетовым- Кострома. Купала и его сестра Кострома научили людей, как огнем и водой защищаться от нечисти, ради любви и счастливой семейной жизни.

Третий из братьев Сварожичей - самый знаменитый - Перун. Он бог грозовых туч, грома и молнии, глава языческого пантеона, учредитель нравственного закона и самый первый защитник Правды. Появление на свет Перуна ознаменовалось мощным землетрясением. Не успел он подрасти, как его похитил Скипер-зверь. Когда он вырос, то поборол Скипера. После этой победы Перун отправился в небесный мир - Правь. Там он повстречался с дочерью бога звездного неба Дыя и богини Луны Диви- Дива-Додола и они поженились. У них родилась дочь Девана, сильная, как батюшка, гордая- в матушку. Она могла превращаться в любого зверя, рыбу и в могучую птицу. Хотела захватить Правь, стать владычицей над мирами, и Сварог, чтобы прислуживал ей. Но Перун вызвал дочь на бой, обхитрил ее, и она поклялась во всем слушать одного отца.

Наши предки представляли себе Перуна - немолодым разгневанным мужем с рыжей клубящейся бородой и как грозовая туча черно-серебристыми волосами. Он в большей степени «ответственный» за плодородие, имеет особое отношение к хлебу.

Молнии у Перуна были двоякого рода: лилово-синие, «мертвые», разящие насмерть, и золотые, «живые», созидающие, пробуждающие земное плодородие и родовую жизнь. Давно замечено, как чист воздух и как легко дышится, когда отгремела гроза. Потому что нечистая сила в страхе разбегается перед гневом Перуна. Символ Перуна - громовой знак, похожий на колесо с шестью спицами, был вырезан на каждом славянском доме – как защита от молний Перуна. А главный подвиг Перуна состоял в том, что он вернул Земле плодородие, Солнце и дождь.

Хорс – бог солнечного, желтого света. Солнечное настроение и имя бога отражены во многих наших словах: хороший, похорошеть, хоромы.

А все неприятное, несимпатичное, лишенное радости, называлось нехорошим, и будто солнце скрылось за тучи, ветром студеным сразу веет. Дело тут не только в настроении, а еще и в том, что при солнечном свете любое дело спорится, наливаются соком колосья и плоды. Поэтому Хорс считался заботливым помощником земледельцев. Это означало, что все происходящее на нашей земле - в мире Яви, повторяется и в небесном мире – Прави. Пашет мужик поле, а над ним следом Хорс, пашет свою Синюю Сваргу. Так что Хорс был небесным тружеником и за то получил признание людей. «Хороший бог, труженик»,- с уважением говорили о нем.

При этом он всегда появляется с другими богами. Не может, например, солнце быть без дневного света, поэтому Даждьбог и Хорс всегда рядом. Подует Стрибог, нагонит Перуновы тучи, тот громыхнет, вспыхнут молнии и прольется небесная влага на поле. И тогда будет хороший урожай.

Крышень – спаситель мира. Он доводился братом первотворца мира Роду. Крышень сын Всевышнего и богини Майи. Он появился на свет не случайно, а чтобы исполнить великую миссию. В то время на мир Яви обрушились холода. Люди утратили дар богов, огонь, и вымирали, замерзая. Причиной этих бедствий был Чернобог. Крышень слетел с небес на белогривом коне, дал людям огонь, а потом сразился на берегу Ледовитого океана с Чернобогом и победил его. Вторым даром человечеству - наполненная чаша сурьей принес на землю людям. Сурья – это согревающий медовый напиток, позволивший людям выжить в условиях лютого холода. Но это не дурманящее зелье, оно давало «Вед понимание ясное». Странствуя по миру Яви он прибыл на Солнечный остров, где повстречал дочь владычицы моря и солнца Ра- прекрасную Раду. Крышень за невесту Раду выдержал три испытания (снял кольцо у Рады, которая сидела в самой высокой башне и поцеловал в губы; за один день укротил дикого Златорогого Тура, вспахал поле и сварил пиво; на поле отыскал маленький ключик и открыл замок на косе Рады) и после этого они поженились.

Ярило – бог безумства и молодости. Бог весеннего, «ярого», солнца и пробуждения природы.

Совсем иным было ярое солнце после зимней смерти природы. В апреле начинались весенние праздники возрождения жизни. В селениях славян появлялся молодой рыжеволосый всадник на белом коне. Он был одет в белую мантию, с венком из весенних цветов на голове, в левой руке он держал ржаные колосья, босыми ногами понукал своего коня. Это – Ярило. Его имя образовалось от слова Яр - пронзительный весенний свет и тепло; юная, стремительная и неуправляемая сила; страсть и плодородие. Яр – это стремительно несущийся во время весеннего половодья поток воды. Ярый означает вспыльчивый, разъяренный. Ярица – поле пшеницы. Словом, все в это время предается буйным радостям жизни, иногда даже чрезмерным и небезопасным. Имя Ярилы сохранилось в названиях многих славянских селениях. Это Яриловичи, Яриловая роща и река Ярынь в Белоруссии, Ярилово поле в Костромской области, Ярилова долина во Владимирской области.

Коляда древний бог весеннего плодородия. Он появился на свет 8,5 тысяч лет назад, чтобы спасти человечество от духовного вырождения. Собрав 60 высших жрецов разных народов, Коляда начал учить позабытому ведическому знанию. Он рассказал собравшимся вокруг него мудрецам о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый календарь (название его означает «Коляды дары»). Коляда вывел людей за пределы сиюминутного существования, подробно изложив, как движется время и каких перемен от него следует ожидать.

Коляда – сноп, соломенная кукла или ряженный человек – символ зимнего солнцеворота. Позже появилась рождественская песня – колядка, исполнявшаяся по дворам молодежью и содержавшая магическое заклятие – пожелание благополучия дому, семье, либо предрекавших разорения скупым.

У Коляды был брат-близнец Овсень. Он учил людей, как на практике применять божественные знания, которым учил людей Коляда. Чествование двух братьев приходилось на один сезон – зиму. Один, одетый богато и красиво, был Коляда, другой, во всем старом и рваном, - Овсень. Входили в дом, прикрывали братьев занавеской, а хозяин дома должен выбрать одного из двух «коляд». Угадает первого – будет ему во всем удача, счастье в жизни ибогатый урожай. Ну а если выберет второго, то тут уж все наоборот: сплошные заботы и труды, а урожай все равно будет скудный. Но сильно огорчаться не стоило – это же на один год. На следующие колядки снова следует попытать счастье. Главное же в том, что следовало запомнить: небесное – Коляда – выше земного – Овсеня, выбирать нужно его.

Овсень- это мост в будущее, по которому он первым переправляется в наступающий новый год. Он первым идет в неизведанное будущее, встречается там с нечистью, рассеивает ее и тем самым расчищает путь людям. После этого люди начинают выпекать печенье- в виде жаворонков, которым следовало угощать не только близких и соседей, детей и странников, но и стихии- огонь, воду, чтобы те были послушными в новом году и не доставляли неприятностей.

Лада – богиня любви и красоты. Красивая , стройная и обаятельная. Весь строй жизни- лад, где все должно быть ладно. Все люди должны уметь ладить друг с другом. В славянских землях очень почитали Ладу. И сохранились сведения о том, что в дохристианские времена в нижней части Киева, на Подоле, стоял величественный храм Лады. В центре стояла статуя божественно красивой женщины в розовом венке. Ее золотые волосы были украшены речным жемчугом, а длинное русское платье, перехваченное в талии золотым поясом, покрывали драгоценные и сложные орнаментальные вышивки. У основания статуи дымились благовония, лежали груды цветов, которые служители ежедневно заменяли новыми букетами.

Мокошь - женское божество, загадочное и противоречивое, Дарительница Урожая, Хозяйка Жизни, неутомимая труженица. Она воплощение изначальной богини Матери Сырой Земли, в ее имени слышится мокрота, живительная влага, без которой немыслимо ни плодородие почвы, ни жизнь людей и животных. Мокошь сумела прибрать к рукам многочисленных дев вод – русалок, а также воздушных духов – полудниц. Солнце и ветер у нее на побегушках. Все слушаются Мать Мокошь. В руках у Мокоши священные нити судеб. Она прядет полотно из жизненных нитей- оборвется такая ниточка, и человек, а то и бог, умрет. Завяжет на нити узел- ждет человека суровое испытание. Она приходит на помощь к сильным духом, но непримирима к махнувшим на себя рукой, опустившимся людям. Потом князь Владимир Святославович установил в Киеве пантеон. Где была единственная женская скульптура – Мокоши. Ее свергли вместе с остальными идолами.

Существовали и боги( духи) низшего разряда: русалки, домовые, лешие.

Домашним покровителем, мифическим хозяином дома и опекуном домашнего хозяйства считали домового. Обычно он невидим, но иногда показывается людям в виде бородатого старика с длинными седыми волосами, поросшего шерстью. Часто он принимает облик самого хозяина дома или животных- кошки, собаки, крысы, бычка или лягушки. Домового можно увидеть, если посмотреть через хомут или если перед Пасхой подняться на чердак с горящей свечой, освящённой в церкви. Он сидит там возле печной трубы. Домовой живёт также за печкой, под порогом, в подполе или под углом дома. У него есть жена, например кикимора. Она путает пряжу и сама прядёт, вредит скоту и домашней птице. Домовой же бывает злым, лишь когда сердится на людей. Тогда он бьёт посуду, наваливается на спящих и душит их, мучает скотину, которая ему не по нраву. Но обычно он сам советует хозяину, какой масти корову или лошадь нужно выбрать, и ухаживает за этой скотиной. Излюбленное занятие домового- заплетать в косичку коням гривы, а хозяину- бороду.

Домашней покровительницей, особенно у южных славян, была и змея, часто белая, слепая и невидимая. Считалось даже, что у каждого члена семьи есть своя змея- тёзка и не бывает большей беды, чем убить своего двойника- змею, носящую твоё имя. Верили, что скот будет водиться лишь такой масти, какого цвета змея- опекунша. Обитает домовая змея, где и домовой: под порогом, под печью или очагом, в подполе или в фундаменте дома.

Русалки в представлении древних предков- старухи с отвисшими железными грудями, которые могут оборачиваться маленькими девочками и девушками. Если русалка хотела привлечь к снебе внимание, она звонила в маленький колокольчик

4. Заключение

Из выше сказанного ясна суть нашей древней веры: бог един, но у него множество проявлений. Чаще всего, это три главные сущности: Сварог, Перун, Святовит. Поэтому можно сказать, что любое изваяние славянских богов это и есть Триглав. Существует четыре Малых Триглава. В первый входят: Хорс, Велес, Стрибог (они руководят сутками и всем годом, каждый из остальных богов «заведует» двумя месяцами в году и временем года).

Во второй – Вышень, Леля, Лествица. В третий – Радогощь, Коляда, Крышень. В четвертый – Сива, Ярило, Даждьбог.

В русских летописях названия богов, про которых я написал, культ учредил князь Владимир в 980г. Был построен храм, в котором собрали статуи всех богов, это здание получило название Пантеон, что означает все боги. Пантеоном стали именовать и структуру богов: кто из них старший, кто – младший; кто мечет громы и молнии, кто покровительствует воинам, кто – мудрецам, а кто – прекрасным женщинам. Одно время эта схема помогала понять несведущему человеку религию.

Язычество было формой проявления народных, крестьянских воззрений, существовавших на своих тысячелетних исконных основах. Русская народная культура традиционна, и эта традиционность уходит в языческую старину. Значительная часть народного творчества связана с язычеством.

Языческая романтика придавала особую красочность русской народной культуре. Все богатырские, волшебные сказки оказываются фрагментами древних исторических мифов и героического эпоса. С язычеством связана вся орнаментика крестьянской архитектуры (коньки, громовые знаки), утвари и одежды. Языческой магией проникнуты сложные многодневные свадебные обряды.

Торжественными праздниками, всеобщими «событиями» были такие древние обряды, как встреча весны, масленица и Купала, с их ритуальными кострами, братчины по случаю нового урожая. Новогодние звериные маскарады и гаданья. Значительная часть песенного репертуара проникнута языческим мировоззрением. Живой, неувядаемой формой обрядового танца, сопровождаемого музыкой и пением, являются красочные деревенские хороводы. В языческие времена искусство было неразрывно связано с самим язычеством. Познание народной культуры, всех видов крестьянского творчества невозможно без выявления его архаичной языческой подосновы. Изучение язычества – это не только углубление в первобытность, но и путь к пониманию культуры народа.

Славяне поклонялись силам видимой природы и почитали предков. Мы любим свою Родину и по праву гордимся своей историей!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)