Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Храмовые постройки XVIII века

История – увлекательная, интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней. Историю по праву называют памятью народа, как говорил В. О. Ключевский « учительницей жизни ».

А, по словам Н. А. Ласточкина, « только память дает ощущение нити жизни, единства времени, твоего места на этой нити ». Когда – то от человека даже холмика не останется, а добрая память, история вечны.

Перед лицом быстрого, даже стремительного развития техники, науки, средств общения людей нетрудно заразиться пренебрежительным, высокомерным отношением к людям прошлого, так как они меньше знали, жили в неведении о таких сторонах жизни, которые сейчас доступны младшему школьнику.

Как будто все верно. И, тем не менее, нам не следует « задирать нос» перед минувшими поколениями. Они решали задачи своего времени и были не глупее нас. Свидетельство тому – бесценные памятники нашей истории и культуры, доставшиеся нам от людей прошлого. Сохранять и изучать это достояние – значит воспитывать в себе уважение и любовь к Родине, чувства патриота и гражданина.

Каждое село, деревня, каждый город – да и все, где жили или живут люди,- должно быть описано, чтобы остаться на скрижалях истории. Мы, молодое поколение России, поддерживая мысль А. В. Чаянова, что «пытливому уму человека всегда свойственно интересоваться далеким прошлым тех поселений и местностей, в которых он живет или которые он посещает», интересуемся историей своего края.

Поэтому целью данной работы стало изучение и описание историко-архитектурных памятников города Бологое и Бологовского района.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

- изучить литературу по данной теме;

- рассмотреть храмовые постройки Бологое и Бологовского района

- классифицировать их по архитектурным стилям, периодам постройки, по материалу, из которого возведены сооружения;

- создать наглядный материал по данной теме и передать его музею.

КРАТКИЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ ОЧЕРК ГОРОДА БОЛОГОЕ.

Бологое – сравнительно молодой город среди других городов тверской области. Сформировался в связи с развитием узловой станции Октябрьской (бывшей Николаевской) железной дороги, получил статус города 3 июня 1917 года, а статус районного центра – в 1927 году.

Вплоть до XV века история Бологое лишь иногда фиксируется в письменных источниках. Тогда его территория входила в состав Новоторжских земель, принадлежавших Новгородской боярской республике. Впервые «сельцо Бологое над озером Бологим» упоминается в 1495 году в Новгородской писцовой книге. В сельце Бологое стояла деревянная (кладбищенская) церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, построенная в 1755 году.

С конца XVIII века Бологое входило в состав Валдайского уезда Новгородской губернии. Застройка долгое время была одноэтажной и деревянной. Только в 1808 году при дороге из Бологого в расположенное к западу от него Замостье появилось первое кирпичное сооружение – церковь Троицы. Она выстроена в стиле позднего классицизма с некоторыми барочными мотивами в убранстве фасадов колокольни. Вокруг находится кладбище, обнесенное металлической оградой с каменными столбами. Храм типа « восьмерик на четверике». Восьмерик снаружи решен в виде ротонды, переход от подпружных арок к восьмерику осуществлен при помощи тромпов. Такое конструктивное решение – характерная черта работы местных строительных артелей, работавших по столичным образцам. Есть трапезная, которая по площади меньше храма, есть колокольня трехъярусная, столпообразная, квадратная в плане, завершена декоративным барабаном.

В архитектурном оформление фасадов использованы элементы классицистической декорации: пилястровый портик, филенки с раскреповками, дентикулы во фризе. При ремонтных работах с южной стороны храма пристроили крещальню. Иконостас собран из разрозненных фрагментов нескольких классицистических иконостасов, происходящих из разных церквей.

В последней четверти XIX - начала XX века в центре города, на северной стороне Александровской улицы ( ныне Кирова), сложились комплексы двух главных площадей: Соборной (Советской площади) и Торговой ( площадь Ленина) большая часть застройки которых была кирпичной. Соборная площадь представляла в плане неправильный пятиугольник. Комплекс ее образовался после сооружения в 1885 году « на Александровской горке», на земле князя П. А. Путятина, пятиглавого Покровского собора в русско – византийском стиле с двухъярусной колокольней. Большой центральный купол был окружен четырьмя небольшими куполами, имеющими луковичную форму. Пилястровые формы храма повторены на колокольне. Вход, стены, окна завершали закомары. Все это создавало облик устремленного ввысь ажурного здания. По воспоминаниям современников, собор славился и своим внутренним убранством. Был здесь прекрасный иконостас, изумительной красоты фрески. Собор был не только памятником архитектуры, но и истории. С 1902 года по 1906 год регентом в этом соборе состоял А. В. Александров, известный композитор. Здесь 14 августа 1902 года был крещен первый сын Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих – Юрий. В Покровском соборе хранились регалии адмирала русского флота, лицейского друга А. С. Пушкина Ф. Ф. Матюшкина. До 1932 года собор был действующим, в 1932 году он был разрушен.

На протяжении 1900 – 1910 годов происходит слияние слобод: Змейка Первая, Старое Бологое, Елкина дача, Островок, Болото, кирпичный завод Корсака. В северо-восточной части этого образования сложился значительный массив одноэтажной жилой застройки, что дало основание для строительства в этом месте, у дороги, ведущей в Медведево, часовни Тихона Задонского. Участок, на котором была построена часовня, был подарен женскому монастырю в 1900 году почетным гражданином Агапитом Филипповичем Гусевым, но построили ее после рождения наследника русского престола цесаревича Алексея и освятили 21 сентября 1904 года. В 1930-х годах уничтожена глава, в советское время часовня сильно пострадала: дверной проем в западной стене был растесан, утрачены кровля и отделка интерьера. Восстановлена 1990- х годах, освещена 21 сентября 1999 года. Постройка небольшая, но структура фасадов крупно масштабная, декор яркий. Стены раскрепованы и на них расположены фигурные филенки. В центре северного и южного фасадов прорезаны высокие окна. В часовне находится новый однорядный резной иконостас и киоты, иконы для которого, по сведениям местной жительницы В. Ф. Мартыновой, написаны тверским мастером – иконописцем А. Б. Запрудным.

В 1913-1917 годах в память рождения цесаревича Алексея неподалеку от часовни Тихона Задонского был выстроен единственный в России храм в русско-византийском стиле. Цоколь был сложен из блоков дикого камня, интерьер остался без отделки и освящен не был. В 30-е годы уничтожены глава и верхние ярусы колокольни. В данное время используется как здание, где помещаются различные организации.

Еще одна часовня в русско-византийском стиле – Поминальная часовня, выстроенная в центральной части города ( набережная) в 1912 году в память о погибших жителях Бологое при пожаре в феврале 1911 года кинотеатра, стоявшего на этом месте. В 1916 году предполагалось перестроить часовню, превратив ее в придельный алтарь большой церкви, однако этот проект не был осуществлен. Часовня расположена на берегу озера Бологое, выделялась на фоне застройки своим центрическим объемом и краснокирпичными фасадами.

Особую выразительность небольшому строению придает насыщенное убранство фасадов, различных по декоративному оформлению. Вход на западном фасаде решен в виде глубокого перспективного портала, который фланкируют короткие колонки, утопленные в массиве стены и несущие несложные импосты, на которые опирается архивольт портала. Над входом в тимпане изображен Спас Нерукотворный. Северный и южный фасады прорезаны тройными окнами с трехчетвертными колонками, это схематично повторяет традиционную форму окон византийских храмов. Глухой восточный фасад украшен орнаментом из кирпича, изображающим процветший крест и, по-видимому, символически указывающий на мемориальное значение часовни. Дополняет декоративное убранство здания светлый кирпич, использованный для орнаментальных элементов и обрамления архивольтов, и облицовка цоколя серым гранитом.

В настоящее время городская структура Бологое продолжает развиваться. Главная ее часть окружает озеро Бологое. Сохранено и историческое ядро с преимущественно одноэтажными деревянными домами конца XIX -начала XX веков, расположенными в центральной части города, среди которых на западе выделяется вертикаль Троицкой церкви. Наибольший интерес вызывают не только застройки второй половины XIX века, но и немногочисленные храмы и часовни.

2. ХРАМОВЫЕ ПОСТРОЙКИ БОЛОГОВСКОГО РАЙОНА.

Среда, в которой живут люди, является одним из важнейших факторов, формирующих мировоззрение человека. Поскольку мы проводим жизнь, прежде всего в искусственной предметной среде, она в первую очередь играет эту роль (хотя, конечно, и естественная природная среда в большой мере влияет на наши чувства). Чем больше мы будем интересоваться предметной средой, тем шире будет наш кругозор. Знание истории расширяет кругозор, обогащает интеллект приобщением к человеческому творчеству, укрепляет веру в прогресс и силу разума.

Мы познакомились с храмовыми сооружениями города Бологое, узнали, что построены они, были в XIX –начале XX веков. Нам стало интересно: есть ли подобные храмы в Бологовском районе, в каком веке было более интенсивное их строительство, какие стили были использованы в постройке храмов?

Статистика показала, что на территории Бологовского района находится 20 храмовых построек разных стилей и периодов.

Церкви и часовни Бологовского района строились и в XVIII, и в XIX, и в XX веках.

2. 1 ХРАМОВЫЕ ПОСТРОЙКИ СЕРЕДИНЫ XVIII- КОНЦА XVIII ВЕКОВ.

Архитектура XVIII столетия сложнее, противоречивее в содержании и художественных формах, чем искусство Возрождения. В отличие от предшествующих эпох, XVII – XVIII века характеризуют два стиля – барокко и классицизм.

Стиль барокко очень ясно проявлялся в архитектуре России. Есть его признаки и в постройках Бологовского района. Для барокко характерна сложность не только пластики, но и пространственных построений. Излюбленная форма барокко – овал, дающий некоторую неопределенность общей форме пространственного объема. Конфигурация плана усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчиненных объемов, смежные подразделения интерьера не воспринимаются отдельно, границы между ними неуловимы.

Один из самых значительных по своим художественным достоинствам памятников архитектуры Бологовского района XVIII века является церковь Михаила Архангела . Она расположена на площади, в центре села, у шоссе Москва - Санкт-Петербург. Храм, построенный по проекту выдающегося архитектора С. И. Чевакинского, является незаурядным для провинции произведением. Деньги были пожалованы Екатериной II. В 1820-1830-е годы возведена колокольня в духе петербургской архитектуры того времени. Существующая трапезная сооружение в третьей четверти XIX века в традициях позднего классицизма.

Первоначальный объем имеет двухъярусную конструкцию с широким квадратным в плане основании – восьмериком. На фасадах оригинальные по форме горизонтально вытянутые окна, имеющие лучковую перемычку. Восьмерик связан крупными арочными окнами. Передний объем оформлен колоннами. В интерьере храма сохранились фрагменты живописи.

В течение многих веков основным строительным материалом на Руси было дерево. Деревянные были дворцы, дома, крепости, хозяйственные постройки, а также часовни и церкви. Дерево – прекрасный строительный материал. Его легко обрабатывать, в деревянном здании сухо, зимой тепло, а летом прохладно. Вместе с тем дерево легко горит и быстро разрушается от влаги. Поэтому древние постройки жилищ не дошли до нас, сохранилось только немного деревянных церквей.

Спасо-Преображенская (деревянная) церковь в Куженкино , судя по страховым документам, срублена в 1756 году, однако полностью перестроена в начале XX века с разборкой сруба до основания. По местному преданию, церковь имела подклет, была двухчастной – с храмом, венчавшимся высоким восьмериком, и трапезной, без колокольни, обшита тесом. В результате перестройки сохранился лишь храм, увенчанный восьмериком, алтарная часть и восьмерик рублены «в лапу» из брусьев. Оконные колоды прямоугольные и небольшие. От иконостасов сохранились тябла.

Одним из ранних сохранившихся в области храмов клетского типа, некогда широко распространенного в этом регионе является церковь в Березовском рядке . Стоит на кладбище, расположенном к северу от центра села. На раннюю дату построения церкви указывают повалы четверика, встречающиеся исключительно у ранних храмов XVII – первой половины XVIII столетий. Композиция состоит из двусветного четверика, более узкой пятигранной апищы и равной ему по ширине трапезной с притвором. У боковых фасадов нижний свет окон смещен к востоку, верхний расположен по оси храма и предназначен для лучшего освещения «избяного» интерьера храма с деревянными ставнями и лучковатыми перемычками. Притвор и трапезная обрели тип «избяного» интерьера благодаря подшивным низким потолкам и гладко отесанным стенам. Отдельно стоящая колокольня – звонница не сохранились. При приспособлении церкви под склад сняли барабан с главой.

2. 2 ХРАМЫ БОЛОГОВСКОГО РАЙОНА ПОСТРОЕННЫЕ В XIX ВЕКЕ.

Примерно с 70 – х годов XVIII века господствующим архитектурным стилем в России стал классицизм ( от латинского слова classicus – образцовый). Это художественный стиль, опирающийся на формы высшего этапа развития античного искусства. Его отличают ясные пропорции, гармония форм. Классицизм появился в искусстве Франции в XVII веке, в большинстве европейских стран ( в том числе и в России) распространился в XVIII – XIX веках. Для построек этого стиля характерны монументальность, величественная простота, торжественность, гармония линий и объемов. Они отражают идеи патриотической гордости, триумфа и мощи государства.

В Бологовском районе в этом стиле выстроена церковь Козьмы и Дамиана в Кемцах .

Усадебные комплексы, несмотря на значительные утраты, представляют немалый художественный интерес, сохраняя ценные постройки в стиле классицизма. Среди Мстинского региона Тверского края Кемцы – одно из самых древних сел, впервые упоминается в писцовых книгах Деревенской пятины под 1495 годом. В списках населенных мест на 1884 год указывается, что в селе было два владения: одна усадьба принадлежала Полуванову, другая – графу Беннигсену. Вначале XX столетия усадьбой в южной части владел Татищев, потомок старинного рода. Там стоят главный дом и флигель. Севернее, на невысокой возвышенности в центре села, находится церковь Козьмы и Дамиана 1814 года. Это единственное сохранившееся сооружение усадьбы Беннигсена, один из наиболее выразительных памятников архитектуры классицизма в районе. Двухэтажное здание выстроено из кирпича и отштукатурено. Продольно – осевая композиция состоит из храма с полукруглой апсидой, прямоугольной трапезной и четырехъярусной колокольни. Нижний этаж прорезан арочными нишами с прямоугольными проемами. Верхний ярус двусветного четверика оформлен шестиколонными тосканскими портиками с треугольными фронтонами. Вероятно, в середине XIX века между храмом и колокольней построили трапезную, но в общей композиции храм занимал господствующее положение. В оформлении фасадов апсиды, притвора и трапезной присутствуют реминисценции архитектуры конца XVIII века. Фасады колокольни отличаются плоским декором. Стены обработаны пилястрами, второй ярус завершен треугольными фронтонами.

Село Угрево принадлежало новгородским дворянам Зуевым. Последним его владельцем был Александр Владимирович Зуев. Возможно церковь построена в типичных формах классицизма, в которых сохранялись реминисценции барокко как в композиции храма, так и в декоративном убранстве фасадов. Здание кирпичное с тонкой известковой обмазкой. Традиционная ориентация объемов по оси, восток – запад, храм «восьмерик на четверике». Это свидетельствует о приверженности местных строителей к архаичному для города типу храма. Входы в храм с юга и севера углублены в ниши. Накладные доски над окнами и под ними имеют отголоски декора конца XVIII века. От колокольни сохранился лишь нижний прямоугольный ярус, по бокам которого пристроены поздние притворы.

В интерьере присутствуют традиционные формы: тромпы, восьмиугольный сомкнутый свод храма и перекрытые апсиды конхой.

Своеобразный сельский приходской храм в стиле позднего классицизма стоит на невысоком холме в стороне от села Базарово ( Базаровщины) По периметру территория церкви Рождества Богоматери обсажена березами. Композиция продольно– осевая. Двусветный четверик перекрыт деревянным восьмидольным сводом. Снаружи над четвериком был выстроен купол каркасной конструкции, над которым возвышается деревянный восьмигранный барабан, увенчанный небольшой главой и крестом.

Колокольня трехъярусная, нижние два яруса – квадратные, цилиндрический верхний ярус звона завершен сложным куполом каркасной конструкции, несущим глухой барабан с высоким шпилем.

Росписи в интерьере храма выполнены маслом во второй половине XIX века. По периметру четверика проходит лепной карниз со следами позолоты. Сохранился деревянный двухъярусный иконостас.

Один из характерных примеров сельских церквей стиля позднего классицизма, которые возводили по образцовым проектам, рекомендованным для строительства в сельской местности , - Спасо-Преображенская ( каменная) церковь в Куженкино .

Церковь стоит на возвышенности в западной окраине села в окружении деревьев. Крестовокупольная церковь построена в 1841 году из кирпича с применением белого камня. При строительстве особенно строго придерживались проекта, поэтому нет никаких «местных» особенностей, благодаря этому церковь выглядит законченной и выдержанной в канонах классицистической архитектуры.

Квадратный в основе храм завершен световой ротондой. С запада примыкает паперть, над ней возвышаются два яруса колокольни. Из белого камня выстроены плиты капителей колоны, карнизы и декоративные пояса на храме. Колокольню венчает шпиль, купол храма – обитый глухой барабан, несущий круглую главу.

Традиционное четырехстолпное пространство отличается ясностью построения интерьера, где сохранилась масляная живопись XIX века и иконостасы, собранные из разрозненных частей от позднеклассицистических иконостасов других церквей.

В 1979-1980 годах проводились реставрационные работы по проекту архитектора И. П. Авдеева.

Церковь Параскевы Пятницы в Котлованово – необычно крупная для небогатого села церковь в стиле позднего классицизма. Село входило в состав Кемецкой волости Валдайского уезда Новгородской губернии и принадлежало помещикам Зимину и Костевичу.

Строительство церкви в селе, как следует из поминальной надписи на южной стене храма, было начато в 1839 году, главный престол освящен только в 1897 году. Другая надпись на северной стене храма сообщает, что расписана и освящена в 1911 году. Страховые документы называют 1887 год датой построения храма. Стоит церковь на невысоком холме в центре небольшой сельской площади и доминирует в окрестном ландшафте. Территория церкви по периметру была обсажена березами.

Объемная композиция кирпичной неоштукатуренной церкви состоит из высокого храма с полуцилиндрической аспидой, обширной двухпридельной трапезной, четырехъярусной колокольни и небольшого позднего притвора. Крестообразный в основе храм завершен массивным световым барабаном с двенадцатью световыми проемами. Переход к основанию барабана от пилонов осуществлен при помощи парусов. Трапезная бесстолопная, прямоугольная и равная по ширине храму. Четыре яруса колокольни – кубические по объему, уменьшаются к верху.

Декоративное убранство фасадов решено в лучших традициях позднего классицизма. Боковые фасады храма оформлены четырехколонными порожнями. Окна в нижнем ярусе прямоугольные, на барабане арочные, центральные – выделены раскреповками и полочками, простенки обработаны пилястрами. Фасады колокольни по ярусам оформлены полуколокольнями, пилястрами и фронтонами. Купольное покрытие барабана завершено стройной вазообразной главой.

Настенная живопись в интерьере выполнена в лучших академических традициях. Иконостасы храма и приделов – в формах эклектики.

Наряду с церквями в Бологовском районе возводились и культовые малые формы. Это часовни, некогда имевшие очень широкое распространение в ряде селений северных районов Тверского края. Часовня в Погарино находится за околицей деревни на возвышенности. На дверной колоде изнутри вырезана дата: 1824 год, по-видимому, указывающая на время ее строительства. Часовня клетского типа рублена с остатком, имеет деревянное перекрытие, завершает часовню восьмигранный световой барабан с массивной главой. С запада уцелела первоначальная дверная колода с простыми прорезками.

Широко распространенный в Тверском крае образ придорожной часовни, ставший теперь сравнительно редким, в Бологовском районе представлен часовней, которая находится в деревне Макарово . Часовня расположена в средней части села рядом с дорогой Москва - Санкт-Петербург. Рублена «в лапу», снаружи обшита тесом, внутри гладко отесана, поставлена на валунное основание. Небольшое квадратное здание имеет деревянное четырехдольное перекрытие типа «небо» с квадратным световым отверстием венчающего четверика несущего луковичную главу. По периметру часовни устроена обходная галерея с парапетом, над которой нависает кровля, опирается на деревянные столбики. Вход расположен с западной стороны под небольшим двускатным навесом, интерьер часовни хорошо освещен, помимо окон верхнего четверика через нижние прямоугольные окна.

Когда-то часовни строили по окрестным селам. Большинство их было поставлено над источниками, родниками и колодцами. Так, часовня Параскевы Пятницы в Куженкино срублена над источником в 1896 году из бревен, перевязанных « в лапу». Находится в 1,5 километрах к юго-западу, на краю заболоченной низины. Часовня перекрыта потолком типа «небо» со световым отверстием, над которым возвышается широкий световой восьмигранный барабан с большими арочными окнами. Купол увенчан металлической на тонкой шее главой и крестом. Архитектурный облик сооружения прост: с запада расположена дверь, с севера прорублено два окна с лучковыми перемычками. С юга – такое же окно и забитая дверь. С восточной стороны под срубом сделан приямок в виде колодца, откуда можно зачерпнуть воды, и бежит ручей.

В период с 1804 по 1896 годы в Бологовском районе было построено пять церквей в «русском стиле» : Успенская, Троицкая, Пятницкая, владимирская, Церковь Успения.

В Рютино сохранилась Успенская Церковь . Это единственная постройка, сохранившаяся от усадьбы известного собирателя фольклора И. П. Сахарова. В начале XX века селом владели потомки Сахарова, а также Громовы и Рахлин – Румянцев. Церковь небольшая с характерными местными приемами строительного ремесла – использованием деревянных подшивных потолков и каркасных декоративных завершений. Сооружение расположено на небольшом возвышении на окраине села, была построена в 1809 году из кирпича. Первоначальная композиция церкви состояла из прямоугольного храма, полукруглой апсиды и двухъярусной колокольни. Во второй половине XIX века с запада пристроили обширный кирпичный притвор. Гладкие стены прорезаны прямоугольными окнами. Более наряден восьмигранный ярус звона колокольни, углы которого закреплены лопатками. Диагональные грани яруса звона оформлены арочными нишами. В храме, апсиде, а также в колокольне и притворе были деревянные перекрытия.

В русском стиле сооружена и скромная сельская Троицкая церковь в Старом Березае. В стороне от села, в поле, на возвышенном месте, недалеко от речки Березайки построена она в 1862 году и является главной в окружающем ландшафте. По периметру территория церкви отмечена посадками из берез. Кирпичная церковь имеет трехчастную осевую композицию с двусветным храмом, прямоугольной трапезной и полуциркулярной апсидой. От колокольни сохранились два нижних яруса. Над апсидой сохранился полусферический купол с квадратным небольшим постаментом под главу. Убранство фасадов скромное, оконные проемы оформлены рамочными наличниками с килевидным завершением. Углы храма и колокольни обработаны пилястрами. Внутри храма, ниже пят свода, проходит двойной карниз: верхний – кирпичный с большим выкосом, нижний – лепной с рисованным орнаментом.

Характерная для своего времени церковь в русском стиле расположена во Мшенцах. Построена Пятницкая церковь по образцовому проекту в 1864 году и стоит в стороне от села. Материал: кирпич и тесанный валунный камень. Основные объемы здания – храм, полуциркулярная апсида, трапезная и колокольня вытянуты и напоминают латинский крест. Над средокрестием возвышается массивный световой восьмерик, завершенный большой пучинистой главой. Входы в церковь решены в виде перспективных порталов с килевидным завершением. Окна нижнего яруса колокольни выделяются пилястрами. Нижний ярус колокольни разделен на три помещения: центральное служит притвором, перекрыто сомкнутым сводом, с южной стороны устроен вход на ярус звона, с северной – небольшая ризница.

В интерьере сохранилась масляная живопись, в том числе орнаменты в русско-византийском стиле на арках. Сохранились отдельные фрагменты деревянного иконостаса.

Березовский Рядок – одно из древнейших сел района, находящееся на границе Новгородской и Тверской областей. В центре села стоит церковь Успения. У ее подножия протекает речка Березайка. В 1856 году осветили холодный храм, а в 1892 году к нему пристроили обширную трапезную с высокой колокольней. Церковь строилась с перерывом в сорок лет. Это позволяет проследить изменения архитектурных вкусов, несмотря на то что церковь строилась по единому проекту. Храм отштукатурен и побелен, а трапезная и колокольня оставлены с открытой кирпичной кладкой. Крестовокупольный пятиглавый храм завершен высокими цилиндрическими барабанами, увенчанными главами, отдаленно напоминающими шлемовидный. Над колокольней высокий шпиль, увенчанный подкрестным яблоком с крестом. В куполе центрального барабана изображение Новозаветной Троицы.

Деревянная Владимирская церковь в русском стиле стоит в стороне от села Любитово. Построена в 1896 году и рублена « в лапу», обшита тесом, внутри отштукатурена. К храму с юга и с севера примыкают одинаковые по размеру пределы. С запада к трапезной примыкает прямоугольная паперть, которая служит основанием двухъярусной колокольни с квадратным первым ярусом и восьмигранным - вторым. Шатровое завершение утрачено. Фасады храма были покрашены по доскам металлическим суриком, придавшим зданию темно-рыжий цвет кирпичного строения, а пилястры, наличники и подзоры белой краской, что создавало иллюзию белокаменного декора.

В середине XVIII века появилось строгое предписание строить церкви « о пяти верхах, а не шатром», то есть с куполами, по византийским канонам. Трапезная к этому времени из мирского помещения превратилась в культовое, предназначенное только для церковных церемониалов. В нашем районе в XIX веке в русско-византийском стиле были построены шесть церквей и две часовни.

Среди них церковь Иверского монастыря и церковь деревни Борок. Они являются образцами храмового зодчества рубежа XIX –XX столетий. История церкви Иверского монастыря следующая: в конце XIX века Екатериной Александровной Кунчинской был основан Иверский женский монастырь. Другая версия: монастырь был посвящен Рождеству Богородицы. От комплекса сохранились кирпичная церковь, разрушенные хозяйственные строения и небольшой заросший пруд. Храм центрического типа, крещатый в плане, над средокрестием возвышается световой четверик. Оригинально декоративное убранство фасада. Оконные световые проемы сгруппированы попарно, а между ними сделана ниша. Чтобы сделать иллюзию полосатой кладки, характерной для византийских церквей, фасады боковых ветвей креста выполнили из чередующихся широких белых и красных полос. Этим же раствором заполнены зеркала ложных окон.

Церковь в деревне Борок – единственная сохранившаяся на территории области постройка рубежа веков такого типа, в завершении которой прослеживаются украинские черты. Церковь расположена в трехстах метрах к юго-востоку от села, в центре кладбища. Здание рублено « в лапу» и стоит на крупных валунах. Объемная композиция церкви клетского типа состоит из четверика храма с четырехскатной крышей, увенчанной небольшим восьмериком с граненой главкой на круглом барабане, завершает крышу сильно вытянутая «грибовидная» главка. Декор представлен двухступенчатым подшивным карнизом, профилированными наличниками. На окнах сохранились металлические решетки с наконечниками в виде копий. По углам сруба четверика сохранились ухваты и водометы.

2. 3 ЦЕРКВИ И ЧАСОВНИ, ПОСТРОЕННЫЕ В КОНЦЕ XIX- НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ.

В XX веке продолжается строительство храмов в городе и районе, но оно не такое многочисленное, как в XIX веке. Это было связано с бурными событиями того времени: революциями, гражданской войной, отделением церкви от государства и другими. В XX веке в Бологовском районе было построено три храма и две часовни. В самом городе Бологое было построено три сооружения: храм в честь наследника цесаревича Алексея, часовня Тихона Задонского и Поминальная часовня, о которых было рассказано в первой главе второй части.

В двух километрах от станции Лыкошино находится характерная для пореформенного времени усадьба с постройками в различных формах эклектики. Сформировался комплекс во второй половине XIX столетия, вероятно, после того, как через отдаленную местность Валдайского уезда прошла Николаевская железная дорога. От построек того времени сохранилась только церковь, которая построена из кирпича в русско-византийском стиле. С востока к храму примыкает апсида, с запада – притвор с ризницей, над ним небольшая паперть. Звонница не сохранилась. Ярусная композиция основного объема состоит из двух разновеликих четвериков. Венчающая глава утрачена. Вытянутая центральная апсида с востока имеет полукружие. Килевидное завершение окон усложнено обрамлением прясел стен, филенками и другими элементами.

Поздним примером четырехстопного храма, выполненного в сдержанных формах русско-византийского стиля является церковь Покрова в Турне в начале XX века. Расположена она в северной части села на невысоком холме. Церковный участок огорожен кирпичной оградой. Вокруг церкви старое заросшее кладбище. До 1980 –х годов сохранялась деревянная церковь 1729 года, которая представляла собой чрезвычайно редкий тип ярусного строения, известный по иконописным изображениям и документальным источникам: два четверика, завершенные узким восьмериком. Существующая церковь построена из кирпича в 1908 году, снаружи побелена, внутри отштукатурена и окрашена масляной краской. Храм венчает пятиглавие, деревянное, обшитое досками. С запада к храму примыкает притвор, а к нему – трехъярусная колокольня с шатровым завершением. Нижний ярус служит папертью, второй – церковной ризницей, а третий является ярусом звона. Фасады храма разделены лопатками на прясла, все декоративные элементы сосредоточены выше междуярусного карниза. Сохранился отдельными фрагментами невысокий трехъярусный иконостас в русском стиле, окрашенный в светло –серый цвет, с позолоченными деталями.

КАРТА ХРАМОВ БОЛОГОВСКОГО РАЙОНА.

Взяв за основу два вида классификации ( материал и стиль ), мы нанесли на карту обозначения храмовых построек Бологовского района.

Широко распространенный в Тверском крае образ придорожной часовни, ставший теперь сравнительно редким, в Бологовском районе представлен часовней, которая находится в деревне Макарово. Часовня расположена в средней части села рядом с дорогой Москва - Санкт-Петербург. Рублена «в лапу», снаружи обшита тесом, внутри гладко отесана, поставлена на валунное основание. Небольшое квадратное здание имеет деревянное четырехдольное перекрытие типа «небо» с квадратным световым отверстием венчающего четверика несущего луковичную главу. По периметру часовни устроена обходная галерея с парапетом, над которой нависает кровля, опирается на деревянные столбики. Вход расположен с западной стороны под небольшим двускатным навесом, интерьер часовни хорошо освещен, помимо окон верхнего четверика через нижние прямоугольные окна.

Характерная для своего времени церковь в русском стиле расположена во Мшенцах. Построена Пятницкая церковь по образцовому проекту в 1864 году и стоит в стороне от села. Материал: кирпич и тесанный валунный камень. Основные объемы здания – храм, полуциркулярная апсида, трапезная и колокольня вытянуты и напоминают латинский крест. Над средокрестием возвышается массивный световой восьмерик, завершенный большой пучинистой главой. Входы в церковь решены в виде перспективных порталов с килевидным завершением. Окна нижнего яруса колокольни выделяются пилястрами. Нижний ярус колокольни разделен на три помещения: центральное служит притвором, перекрыто сомкнутым сводом, с южной стороны устроен вход на ярус звона, с северной – небольшая ризница. В интерьере сохранилась масляная живопись, в том числе орнаменты в русско-византийском стиле на арках. Сохранились отдельные фрагменты деревянного иконостаса.

Один из характерных примеров сельских церквей стиля позднего классицизма, которые возводили по образцовым проектам, рекомендованным для строительства в сельской местности , - Спасо-Преображенская (каменная) церковь в Куженкино. Церковь стоит на возвышенности в западной окраине села в окружении деревьев. Крестовокупольная церковь построена в 1841 году из кирпича с применением белого камня. При строительстве особенно строго придерживались проекта, поэтому нет никаких «местных» особенностей, благодаря этому церковь выглядит законченной и выдержанной в канонах классицистической архитектуры. Квадратный в основе храм завершен световой ротондой. С запада примыкает паперть, над ней возвышаются два яруса колокольни. Из белого камня выстроены плиты капителей колоны, карнизы и декоративные пояса на храме. Колокольню венчает шпиль, купол храма – обитый глухой барабан, несущий круглую главу. Традиционное четырехстолпное пространство отличается ясностью построения интерьера, где сохранилась масляная живопись XIX века и иконостасы, собранные из разрозненных частей от позднеклассицистических иконостасов других церквей. В 1979-1980 годах проводились реставрационные работы по проекту архитектора И. П. Авдеева.

На протяжении 1900 – 1910 годов происходит слияние слобод: Змейка Первая, Старое Бологое, Елкина дача, Островок, Болото, кирпичный завод Корсака. В северо-восточной части этого образования сложился значительный массив одноэтажной жилой застройки, что дало основание для строительства в этом месте, у дороги, ведущей в Медведево, часовни Тихона Задонского. Участок, на котором была построена часовня, был подарен женскому монастырю в 1900 году почетным гражданином Агапитом Филипповичем Гусевым, но построили ее после рождения наследника русского престола цесаревича Алексея и освятили 21 сентября 1904 года. В 1930-х годах уничтожена глава, в советское время часовня сильно пострадала: дверной проем в западной стене был растесан, утрачены кровля и отделка интерьера. Восстановлена 1990- х годах, освещена 21 сентября 1999 года. Постройка небольшая, но структура фасадов крупно масштабная, декор яркий. Стены раскрепованы и на них расположены фигурные филенки. В центре северного и южного фасадов прорезаны высокие окна. В часовне находится новый однорядный резной иконостас и киоты, иконы для которого, по сведениям местной жительницы В. Ф. Мартыновой, написаны тверским мастером – иконописцем А. Б. Запрудным.

В 1913-1917 годах в память рождения цесаревича Алексея неподалеку от часовни Тихона Задонского был выстроен единственный в России храм в русско-византийском стиле. Цоколь был сложен из блоков дикого камня, интерьер остался без отделки и освящен не был. В 30-е годы уничтожены глава и верхние ярусы колокольни. В данное время используется как здание, где помещаются различные организации.

Часовня в русско-византийском стиле – Поминальная часовня, выстроенна в центральной части города ( набережная) в 1912 году в память о погибших жителях Бологое при пожаре в феврале 1911 года кинотеатра, стоявшего на этом месте. В 1916 году предполагалось перестроить часовню, превратив ее в придельный алтарь большой церкви, однако этот проект не был осуществлен. Часовня расположена на берегу озера Бологое, выделялась на фоне застройки своим центрическим объемом и краснокирпичными фасадами. Особую выразительность небольшому строению придает насыщенное убранство фасадов, различных по декоративному оформлению. Вход на западном фасаде решен в виде глубокого перспективного портала, который фланкируют короткие колонки, утопленные в массиве стены и несущие несложные импосты, на которые опирается архивольт портала. Над входом в тимпане изображен Спас Нерукотворный. Северный и южный фасады прорезаны тройными окнами с трехчетвертными колонками, это схематично повторяет традиционную форму окон византийских храмов. Глухой восточный фасад украшен орнаментом из кирпича, изображающим процветший крест и, по-видимому, символически указывающий на мемориальное значение часовни. Дополняет декоративное убранство здания светлый кирпич, использованный для орнаментальных элементов и обрамления архивольтов, и облицовка цоколя серым гранитом.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)