Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Храм Архистратига Божия Михаила и его значение в жизни города

По духу, по образу мыслей – мы православные. Символ православия – храм. На Руси всякий город, всякое селение в первую очередь ознаменовывалось Храмом. Когда первые поселенцы приходили в эти сибирские края, первым делом они строили часовни, водружали кресты и только после этого располагали свои селения. В XIX эта традиция была утеряна: храмы не строились, а, наоборот, разрушались. В 90-е годы прошлого столетия изменилось отношение людей к своим православным корням, во многих молодых городах Тюменского Севера было начато строительство Храмов. Если в стране строятся церкви – значит, страна возрождается, потому что храм – это символ веры, символ духовности человека, чистоты и нравственности.

Наше исследование является теоретическим. Источниками для него послужили исследования современных ученых, а также беседы со служителями и служащими церкви, прихожанами и жителями города.

Русь приняла христианство в Х в. , и его распространение на Руси сопровождалось строительством храмов. Поэтому в сознании русских людей понятие "собрание верующих" было тесно связано с понятием "дом Божий". Греческое слово "кириаки", претерпев изменения, фонетически трансформировалось в слово "церковь" и стало означать и храм как здание, и собрание верующих, и всю Вселенскую Церковь Христову, так что храм как дом (здание) есть прекрасное символическое знамение Дома Божия как всей Христовой Церкви. Православный храм - зримое воплощение церковного символизма, представляет собой «открытую», продуманную систему смыслов.

Исследователи В. Бобков и Е. Шевцов полагают, что поскольку «опыт религиозного сознания, по сути, есть акт откровения, идущий не снизу (от субъекта), но данный сверху – от Бога, то есть до конца непознаваемый и неописуемый, постольку онтологическим фундаментом православия является символизм». Говоря о христианской символике, следует отметить, что понимание ее вне Церкви невозможно в принципе. Расположение храма, его архитектура, убранство, система росписи символически выражают то, что непосредственно изобразить невозможно. Таким образом, пребывание в храме суть важнейшая сторона сложной духовной работы, это форма духовного развития, это путь через видимое – к невидимому. В храме все подчинено единой цели, храм – это путь к обожению, это священное место, где члены Церкви приобщаются к Божественной жизни в таинствах. Поэтому храм – частица грядущего Царствия Божия, предвосхищающая Его пришествие. Одновременно храм – это образ всего Божественного Царства, к которому Церковь ведет весь мир. И, наконец, храм – это мир, вселенная, смысл которой придает соучастие в деле Спасения. Именно, поэтому храм – «дом Господень» – отличен от всякого другого здания.

Основные принципы архитектуры храма, его внутреннего устройства и росписи передаются в церковном предании, которое восходит не только к апостолам, но и к закону Ветхого Завета. Детальное раскрытие символика храма получает в IV–VIII вв. в трудах святых отцов – творцов канонов: Максима Исповедника, Софрония, Германа, Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, Симеона Солунского.

Символика христианского храма раскрывалась постепенно. Уже в ранних христианских памятниках есть указание на то, что храм должен напоминать корабль и должен иметь три двери как указание на Святую Троицу. Как Ноев ковчег был спасением от морских волн, так Церковь, ведомая Святым Духом, является для христиан прибежищем в житейском море «Само здание должно быть обращено на восток. Все вместе, встав и обратившись к востоку по выходе оглашенных и кающихся, пусть молятся Богу, восшедшему на небеса на востоке, в воспоминании также о древнем жительстве в раю, находящемся на востоке. »

Как правило, православные храмы имеют три входа: главный (западный, противоположный алтарю), северный и южный. Все церковное здание делится на алтарь, собственно храм и притвор. Алтарь отгорожен от собственно храма иконостасом, доходящим в большинстве случаев до потолка. В алтаре находятся престол и жертвенник. В алтарь ведут Царские врата (центральные), а также северные и южные двери. Алтарь – основная святыня храма, освящающая все здание, символически изображает «селение Божие».

В работах многих исследователей: Бобкова К. В. , Шевцова Е. В Кудрявцева М. П. , Троицкого Н. И, Лосева А. Ф. , Мокеева Г. Я. , протоиерея Шмемана Александра, рассмотрена символика отдельных частей храма внутри и снаружи через призму идеи православного храма. В трудах прослеживается мысль, что материальная основа храма несет в себе глубокие христианские символы. И в наше время новых технологий и материалов необходимо бережное и разумное отношение к традиции строительства православных храмов.

Кроме того, огромное количество работ посвящено храмам отдельных городов, областей, в которых описывается история, архитектура соборов, церквей и церковных комплексов.

Тема нашей работы возникла не случайно: изучение русского православного храма как явления прекрасного, может стать для ищущего спасения человека ступенью лествицы, возводящей его к Самому Создателю Добра, Любви и Красоты.

Основная часть

История строительства Храма.

В Ноябрьске на протяжении 17 лет существования города не было церкви. В 1990 году собрание 58-ми верующих постановило: образовать православную общину, утвердить и зарегистрировать ее Устав в установленном порядке. Было принято решение ходатайствовать перед местными властями о выделении временного помещения под храм, а также выделении земельного участка под строительство в городе православного храма.

3 мая 1992г. в Барском поселке был открыт храм Всех Сибирских Святых, который был переоборудован из аптечного склада. Инициативу строительства в городе храма поддержал горисполком (председателем был Кот Анатолий Дмитриевич), и основное градообразующее предприятие ПО «Ноябрьскнефтегаз» (руководитель Виктор Андреевич Городилов). Принято решение о строительстве в городе церковного комплекса.

Для выбора участка под строительство весной 1991 года в Ноябрьск прибыл Преосвященнейший Димитрий, епископ Тобольский и Тюменский. Владыке Димитрию было представлено три варианта месторасположения церковного комплекса: по ул. Холмогорской, западнее гостиницы «Лесная»; в районе средней школы № 11; в общегородском парке за строящимся зданием администрации города (тогда — горкома партии). Первые два варианта не понравились владыке, а третий - не устроил тогдашнее партийное руководство.

Владыка вспоминает, как, встав рано утром на следующий день, он пошел прогуляться по городу. Во время прогулки он поднялся на «какой-то холм с прекрасным обзором, хорошим естественным озеленением и отличными грунтовыми условиями». Так и определилось место строительства церковного комплекса. Вначале городские власти были против, поскольку участок этот предназначался под устройство так называемого «Детского (или Комсомольского) парка», однако, владыка сумел настоять на своем

Место под строительство храма было выбрано, и Московский проектный институт «Гипротеатр» приступил к разработке проектной документации.

Название храма в честь Архистратига Божия Михаила владыка Димитрий объясняет так: «Город Ноябрьск получил свое название потому, что основан в ноябре. Самый большой православный праздник в ноябре — Собор Святого Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, отмечаемый 21 ноября по новому стилю. Самая главная часть в храме — алтарь. Самое важное в алтаре — престол. Главный престол в вашем храме посвящен Михаилу Архангелу, поэтому день 21 ноября является престольным праздником».

17 июня 1992 года отец Михаил Клязькин освятил место под будущий храм Михаила Архангела. В честь этого события был установлен деревянный крест и забита первая свая. За ней образовалось целое свайное поле, выполненное трестом «Обьнефтегазстрой» в конце 1992 года под основное здание церкви. Все надеялись через 2-3 года увидеть сияние золотых куполов. Но денежная реформа, инфляция и экономический кризис пришлись как раз на начало строительства церковного комплекса, в результате чего оно было заморожено на неопределенный срок.

Прошло 4 года с того знаменательного дня, когда в городе было освящено место под строительство храма. За это время во многих городах Тюменского региона при активном содействии глав городских администраций и поддержке крупных предприятий уже заканчивалось строительство храмов, а в Ноябрьске процесс возведения храма затягивался.

Для выполнения задачи всемерной поддержки строительству церковного комплекса в июле 1996 года был зарегистрирован Православный фонд «Храм Архистратига Михаила» (Фонд «ХРАМ»), и при нем создан Попечительский Совет, в который вошли руководители наиболее крупных градообразующих предприятий, коммерческих банков, муниципальных служб, средств массовой информации. Председателем Попечительского Совета, был выбран заместитель генерального директора ООО «Ноябрьскгаздобыча» Михаил Михайлович Стадник. Фонд «Храм Архистратига Михаила» возглавил архитектор Новиков Анатолий Евгеньевич, его заместителем назначен строитель Китов Виталий Николаевич. На деятельность Фонда в августе 1996 года было получено благословение Преосвященнейшего Димитрия, епископа Тобольского и Тюменского. Первым шагом Попечительского Совета и Фонда стало обращение к руководству АО «Ноябрьскнефтегаз» продолжить работу по возведению Храма.

Застрявшее колесо строительства храма Михаила Архангела медленно и со скрипом начинает двигаться вперед. В январе 1997 года начались строительно-монтажные работы трестом «Ноябрьскнефтегаз». Был пересмотрен проект Храма, представленный московским институтом «Гипротеатр», с целью приведения его в соответствие с северными климатическими условиями, удешевления и сокращения сроков строительства. Функции главного инженера проекта церковного комплекса г. Ноябрьска выполнял Попов Евгений Николаевич.

Многие предприятия, учреждения, горожане откликнулись на обращение Фонда и Попечительского совета и внесли свой посильный вклад в строительство: участвовали в субботниках, проводили благотворительные концерты, оказывали помощь и деньгами, и строительными материалами, и продуктами. Было трудное время: рабочим по полгода не платили зарплату. Было решено на площадке организовать бесплатное двухразовое горячее питание, которое было основано на добровольных подаяниях жителей и предприятий города. Большой вклад внесла администрация ЯНАО, выделив 900 тысяч на изготовление и установку колоколов. Стройка стала народным делом: возводили Храм всем миром.

С 1998 г. функцию основного заказчика берет на себя администрация города, приняв эстафету от ОАО «Ноябрьскнефтегаз». Был заключен договор с товариществом «Пятков и К» Каменск-Уральского металлургического завода об изготовлении 10-и колоколов. Первые колокола были подняты на еще не достроенный Храм в 1999, а в августе 2000 г. 2 последних колокола.

На установление куполов был заключен договор с ТОО «Морион» из г. Трехгорного Челябинской области. И вскоре, 28 октября 1998, на Доме причта засиял первый золотой купол, в следующем году были заказаны этой же фирме 7 куполов на основной Храм Михаила Архангела и в 1999 году последовательно устанавливаются 4 купола четверика и центральный – весом почти в 5 тонн и 7 метров в диаметре.

В декабре 1998 года получено благословение владыки Дмитрия на устройство в здании Дома причта церкви в честь преподобного Серафима Соровского. Первое богослужение состоялось весной 2000 года, На Пасху. А в конце лета, в августе, были подняты 2 последние купола, после чего Храм принял законченный архитектурный облик, но внутренние работы и работы по благоустройству территории продолжались до конца 2001 года. Престольный праздник 21 ноября отмечался особенно торжественно, а в декабре этого года был упразднен фонд «Храм», как выполнивший свою основную задачу.

Итак, несмотря на трудности и проблемы, храм построен. Возведение церковного комплекса стало важным событием для города: в его строительстве участвовала администрация, градообразующее предприятие, горожане вносили посильный вклад. Православные верующие города получили возможность участвовать в богослужениях. В наше непростое время это важно, так как церковь всегда оберегала нравственность и духовность народа, призывала к миру и любви.

Описание церковного комплекса.

С 1992 по 2001 год, в течение 9 лет, возводился церковный комплекс в г. Ноябрьске, и в результате был создан замечательный, как называют горожане, Храмовый городок. Дорога сюда всегда открыта: в него можно войти с проспекта Мира и улицы Ленина. Центральным сооружением, конечно, является Храм Михаила Архангела, выполненный из красного кирпича и облицованный мрамором и гранитом вокруг окон и в цоколе здания. Законченный вид приобрели 3 часовни: 2 из них венчают западный и восточный входы, а 3-я часовня – колодец. Увенчан Храм 7 куполами, которые возвышаются над всеми многоэтажными домами и видны с разных сторон. Город стал златоглавым, а в архитектурном облике нашего города появилась новая краска – золотая.

Справа расположен Дом причта, в котором находится церковь Серафима Соровского, церковная лавка, административные кабинеты, трапезная, православная библиотека и хозяйственные помещения. Территория церковного комплекса ограждена забором, сделанным из красного кирпича и металлических прутьев. Территория Храма всегда ухожена, летом утопает в зелени и цветах; здесь в любое время царит тишина и умиротворение, хочется думать не о сиюминутном, а о вечном.

Итак, Храм Архангела Михаила расположен в центре Ноябрьска, в его сердце, он обозреваем со всех сторон, зримо и явственно формирует все городское пространство, вовлекая в круг своей заботы и участия самые далекие уголки города. Смысл существования Храма – быть домом Господним и духовным центром для людей. В нашем городе он - символ нашей веры и надежды на счастливую жизнь здесь, на Крайнем Севере. Всех жителей города он радует своей красотой и мощью, притягивая к себе взоры и души людей.

Приходская жизнь

«Не хлебом единым жив человек!» Не только им. С детства в каждом из нас теплится духовная искра – чистая и слабая. И если не исчезнет она в повседневных трудах и заботах, то обязательно озарит жизнь светом, указывая правильный путь истины и добра. Отыщет человек свой праведный петь и пойдет по нему, даря людям радость и счастье. А поможет ему в этом - вера и храм, как ее символ.

Из беседы с Самойловой И. П. , библиотекарем православной церкви, мы узнали, что до середины 1997 года православный приход не имел постоянного священника, сейчас у нас в городе – 4 священника и диакон, которые проводят богослужения. В церкви совершаются такие таинства как венчание, крещение, миропомазание, соборование, исповедь, причащение, обряд отпевания и другие. Вся жизнь верующего человека от рождения (крещение) и до смерти (отпевание) связана с храмом. По-разному люди приходят к вере: кто-то впитал в себя с детства, кого-то привело несчастье, а кого-то чистая душа ребенка привела за собой. Сейчас очень много людей, которые в зрелом возрасте приходят к вере. По четвергам и вторникам, проводится для них беседы, во время которых объясняется, что значит крещение, чтобы человек мог понять и осознать важный для него шаг в жизни. Перед венчанием молодожены обязательно общаются с батюшкой, который объясняет суть данного таинства, чтобы они подходили к своему выбору, не отдавая дань моде, а осознанно. Каждое воскресенье, каждый православный праздник до 200 человек принимают причастие, во время которого на человека снисходит благодать, но только на того, кто по-настоящему верит. Прихожанин, достигший 7 лет, должен исповедоваться, т. е. признаться в своих грехах и раскаяться в них, а значит, у человека есть возможность задуматься о своих поступках, проанализировать их и, раскаявшись, впредь делать меньше ошибок. Любой человек может прийти в Храм и заказать молебен, сорокоуст, панихиду и т. д. , чтобы вспомнить о тех, кого уже нет с нами, о своих близких и родных.

По мнению служащих, церкви, сейчас можно говорить о духовном всплеске среди горожан, причем интеллигенции, людей думающих, переживающих за будущее своей страны, людей, которые хотят привить иммунитет против грязи и пошлости, царящей вокруг. Со слов Киумова Ю. И. , служащего церкви, количество прихожан выросло за прошедшие 15 лет. Если на службе в 1992 году было всего 22 человека (только женщины), то в одно из воскресений этого года было 400 причастников. В храм приходит очень много детей, молодых людей (18-30 лет) и, конечно, людей постарше. Посещая церковь в течение месяца (по воскресеньям), мы смогли в этом убедиться.

В ходе нашего исследования мы провели опрос 117 жителей нашего города, из них 48 школьников, 32 человека в возрасте от 18 до 30 лет и 37 – старше 30 лет. Отвечая на вопрос о роли храма в их жизни и жизни города, все респонденты были единодушны: храм – украшение города – 97%; храм один из центров культуры – 78%; храм - символ веры – 95%. Кроме того, из всех опрошенных только 15% (17 человек) не посещают храм (в основном школьники и люди до 30 лет). 46% респондентов считают себя истинными прихожанами и довольно часто приходят в церковь, 20% - бывают в храме «по зову души», и 20% только по большим праздникам и необходимости.

Из интервью священника, мы также сделали вывод, что увеличилось количество жителей, которые обращаются в Храм, чтобы совершить обряды крещения, венчания, отпевания, чтобы освятить дом, машину, Люди верят, что таким образом они помогают себе, своим близким, защищают их от бед и напастей.

Храм как истинно народный храм милостив к любому, вошедшему под его своды. И идут люди со своими бедами и проблемами, радостями и благодарственными молитвами, идут укреплять свою душу, врачевать свои духовные немощи. Идут те, кто уже нашел себя, свою веру, истину в жизни - и таких людей в городе становится все больше.

Духовно-просветительская работа

Православный приход активно участвует в духовно-просветительской работе в городе и за ее пределами. Православная библиотека и ее библиотекарь Самойлова Ирина Павловна всегда к услугам горожан: 600 человек являются читателями этой библиотеки. Никогда не бывает пусто в христианской лавке: крестики, молитвенники, иконки, свечи нужны жителям города. Если возникли проблемы со здоровьем, можно прийти на прием к гомеопату или психологу, которые принимают каждую неделю.

Возрождена многовековая российская традиция религиозного воспитания и обучения детей: в 1996 г открыта Воскресная школа, ученики которой изучают богословские науки, совершают паломнические поездки, проводят выставки прикладного искусства, где демонстрируют свое мастерство в вышивке, рисунке, росписи пасхальных яиц.

Театральное объединение «Колокольчик» регулярно работает над постановкой небольших спектаклей. Принимая участие в движении «Милосердие», воспитанники школы постоянно утешают убогих, болящих и немощных, навещая их как на дому, так и в больнице. Ежегодно в школе обучается 100-120 учеников.

6 мая 2000 года в городе создана Православная гимназия, директором которой является отец Вячеслав. Гимназическая учебная программа охватывает весь спектр дисциплин общеобразовательной школы, а дополнительно дети изучают историю Православия, Закон Божий, церковно-славянский язык, основы православной культуры, церковное пение. В гимназии обучается около 150 учащихся с 1 по 7 класс.

Система дополнительного образования в гимназии направлена на создание условий для духовно-нравственного совершенствования личности, воспитание и развитие творческой одаренности, самоопределения, самореализации и саморазвития ребенка. Труд педагогов дополнительного образования (вокальная группа «Звездочка», театральный коллектив «Колокольчик», объединение «Умелые руки»), их любовь к детям, забота об их духовном росте, приносят свои плоды.

Ежегодно хор Православной гимназии участвует в традиционном фестивале «Духовная песнь православной Сибири» в г. Тобольске ( в ноябре 2005 года 2-е место). Гимназисты принимают участие во всех проводимых городских конкурсах: «Северное сияние», «Откроем музыке сердца», «Таежные зори», «Театральные встречи», в окружных и Всероссийских фестивалях и конкурсах. Они совершают паломнические поездки по святым местам, участвуют в праздничных богослужениях, несут послушание в алтаре, на клиросе, у подсвечников. Здесь одна дружная семья, потому что дети вместе учатся, работают, отдыхают, участвуют в акции «Милосердие».

В некоторых школах введены факультативы «Основы православной культуры», на которых изучается история, культура и традиции православия, что поможет в воспитании детей, поможет привить им нравственные, морально-духовные ценности, нормы поведения, этики и эстетики, учит их доброте, терпимости и прощению. А умение прощать личную обиду – это и есть залог благодати, иммунитет против вражды и жестокости.

Мы задали вопросы учащимся гимназии: «Какова главная особенность обучения в православной гимназии?» Были получены следующие ответы: «Глубокое изучение истории православия и истории России; воспитание доброты, уважения к людям, честности и порядочности. »

Учащиеся «Воскресной школы» и Православной Гимназии, учащиеся школ города, изучающие «Основы православной культуры», следующие заповедям Иисуса Христа, вырастут достойными сынами Отечества, знающими свою историю, приумножающими ее славные дела.

Сейчас в Ноябрьске, как и во всей России, идет весенний призыв в ВС. Представители военкомата (интервью по ТВ) говорят о том, что церковь, духовенство всегда были помощниками в деле патриотического воспитания.

День 7 ноября 2007 года стал знаменательным для города Ноябрьска – на территории окружного призывного пункта был открыт и освящен храм-часовня в честь святого благоверного князя Д. Донского. Подобное храмовое сооружение единственное в России. Здесь будут отмечены Господним благословением ямальские призывники. Есть надежда, что молодым воинам, находящимся под покровительством Д. Донского, будет легче переносить тяготы солдатской жизни, они буду достойными сынами своего Отечества.

Заключение

Изучив литературу и публикации о храме, проведя опрос жителей города и побеседовав со служащими церкви, мы сделали следующие выводы:

1. Церковный комплекс, названный в народе Спасс-центром, не только украсил центр нашего города, но и стал духовным символом для многих горожан, которые приходят в Храм с молитвой, покаянием, а значит добром, любовью, миром и радостью.

2. Духовно-просветительская работа, проводимая священниками и служащими церкви, направлена на воспитание нравственной, духовной личности.

3. С течением времени деятельность храма становится более востребованной:

• с каждым годом увеличивается количество прихожан;

• более частыми стали обряды крещения, венчания, отпевания, освящения домов, машин и т. д. ;

• открыты Православная гимназия и Воскресная школа, часть выпускников которой продолжают обучение в Тобольской семинарии;

• открыт и освящен храм-часовня на призывном пункте.

Всё это свидетельствует о важной роли Храма в жизни жителей города Ноябрьска, значимости его приходской и духовно-просветительской деятельности. Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждена, цель и задачи реализованы.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)