Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Фразеологизмы и крылатые выражения библейского происхождения

В настоящее время меняется отношение к фразеологии в широком её понимании. Идиомы, фразеологические обороты, пословицы и поговорки, крылатые слова, формулы речевого этикета – это то, что наиболее ярко отражает национальную специфику языка. На наших глазах идет творение фразеологии, преодолевающей формализм и открывающей возможность прямого, откровенного обсуждения сложившегося положения, реальных дел и задач. «Осовремениваются» и фразеологизмы, пришедшие из Библии.

Библия, гениальный памятник веры, мысли, истории, сопровождает человечество на его пути к познанию себя и мира.

Библия в переводе с греческого обозначает «книги». Она разделяется на две части – Ветхий Завет и Новый Завет. К первой принадлежат книги, написанные в дохристианское время на древнеевропейском языке, ко второй – книги, написанные на древнегреческом языке апостолами и евангелистами.

Изучение Ветхого Завета Библии позволило мне узнать историю происхождения фразеологизмов. Читая о происхождении жизни на Земле, мы признаем давность событий и употребляем в речи выражение от Адама

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвинна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою». Потом бог отделил свет от тьмы, создал «твердь небесную», сушу и море, траву и деревья, звезды, луну и солнце, птиц и рыб. На шестой день из «праха земного», сотворил он человека «по образу Божию». Бог назвал первого человека Адамом.

Из ребра Адама Господь создал ему жену, Еву, и поселил их в саду Эдемском, где росло дерево познания добра и зла. Змей, точнее, Сатана в облике змея, соблазнил Еву вкусить плодов с запретного дерева. Ева попробовала, дала съесть Адаму, а в языке в память об этом событии остались два фразеологизма: запретный плод, первородный грех. Запретный плод – что-либо заманчивое, желанное, но недозволенное, запрещенное. Запретный плод всегда сладок,- говорят порой люди, ограничивая чьи-то желания посмотреть телевизор, пойти в кино Первородный грех – давний грех, грех от рождения. Так говорят об изначальной, главной ошибке.

За этот грех Адам и Ева были изгнаны из рая. А, кроме того, первородный грех своими гибельными последствиями отразился на всех их потомках, как в физическом, так и в духовном отношении. Первыми сыновьями Адама и Евы были Каин и Авель. Жестокий и злобный Каин из зависти убил своего кроткого брата Авеля. «И сказал Бог Каину: где Авель, брат твой?. голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли». Вопиющий грех совершил Каин, такой грех, который «кричит» и доходит до неба. Такую страшную оценку дает Библия убийству – греху, за который древний человек вынужден был скрывать свое лицо. В книге Д. Фрезера «Фольклор в Ветхом завете» убийца намазывал лицо черной и красной краской. Так он и спасал себя от духа убитого, который мог ему отомстить. Убийца носил на лице каинову печать. И сейчас, глядя на жестокое выражение лица, мы именуем его каиновой печатью. Имя Каина стало синонимом слова убийца. Грех Каина вошел в души его потомков. Человечество погрязло в грехах, и Бог решил уничтожить род людской. Только Ною, потомку Сифа – третьего сына Адама и Евы, Бог решил сохранить жизнь.

По повелению Господа Бога Ной построил огромную лодку – ковчег. На ковчеге спаслись от потопа семья Ноя, животные, «твари небесные», населяющие землю. Тесно было в лодке Ноя. С тех пор, когда собирается в помещении много людей, говорят: Ноев ковчег.

Интересно происхождение слова хам. Кого мы обычно называем хамом? Человека, который не уважает окружающих, ведет себя грубо. А ведь слово хам произошло от имени собственного! Так звали одного из сыновей Ноя. После потопа Ной стал возделывать землю и насадил виноградник. Когда же он сделал вино, то опьянел и заснул обнаженным, потому что еще не знал силы вина. Хам стал смеяться над отцом. Два же других сына, Сим и Иафет, поспешили прикрыть наготу отца. Разгневался Ной на сына и изгнал из своей семьи, а имя Хама пережило века, в речи людей прижился фразеологизм неприкрытое хамство, то есть откровенное, нескрываемое проявление грубости, невоспитанности, неуважение к людям.

Есть в Библии чудесная притча о Вавилонской башне. Собрались люди и решили построить башню до неба. По предложению строителей башня должна была достигнуть неба в знак земного могущества. Предприятие, таким образом, было не только безумное и неисполнимое, но и противное божественному предначертанию. За это Бог смешал языки. Люди перестали понимать друг друга, стали говорить на разных языках. И сейчас, когда люди не понимают друг друга, утверждаем, что они говорят на разных языках. Высокое строение до сих пор в шутку называем вавилонской башней, а беспорядочное скопление людей – вавилонским столпотворением. Почему столпотворением? Да потому что в древности высокие строения именовали столпами. Люди, строя башню, творили столп

Следствием грехопадения явилось умножение беззаконий среди людей. Лишь немногие праведники сохранили истинную веру в Бога.

«Боже, Содом и Гоморра!» - порой вынуждена сказать учительница, когда шум в классе не стихает после звонка. А как шумно ведут себя дети на переменах! Шума, конечно, меньше, чем при разрушении городов, но задуматься следует. Название городов Содома и Гоморры стали синонимами слов беспорядок, хаос, сильный шум. А библейская история продолжалась. Долгое время израильские племена были в египетском плену, но не охладевала тяга народа к родной земле. Наконец Бог дал пророку Моисею, явившись к нему в виде купины, т. е горящего, но не сгорающего тернового куста, что народ может вернуться в Палестину, на землю Ханаана.

Но египетский фараон воспротивился воле Господа Бога, и тогда Бог наслал на египтян страшные казни: вода в реках превратилась в кровь, болезни одолели людей, небо застлала саранча и тьма. И страшная казнь – смерть детей – первенцев – вынудила фараона разрешить исход евреев из Египта. А люди стали именовать казнями египетскими невыносимо тяжелые испытания, бедствия, выпадающие на их долю. Возможно, есть дети, которые и уроки называют казнями египетскими. Но уход из Египта состоялся. Сорок лет шли люди через пустыню на родину. Начался голод, и Бог спас людей от смерти, послав белую сладковатую крупу – Манну небесную. Стоит нам неожиданно получить подарок, как мы говорим: Манна небесная. А ждать как манны небесной – значит ждать с нетерпением; питаться манной небесной – значит жить впроголодь.

Сейчас каждый отвечает за свои дурные поступки, а вот у семитов (арабов, евреев) был обычай сообща возлагать грехи на козла отпущения. Священник отпускал всем грехи, возлагая их на бедное животное. Наряженного в ленты козла отправляли в пустыню на погибель, вместе с ним погибали и грехи людские.

Как часто мы сегодня слышим выражение: «Нашли козла отпущения!» Интересно, что оно означает? Оказывается, человека, на которого постоянно сваливают ответственность за все.

Я долго не могла понять, что скрывается за выражением валаамова ослица. И только в Библии нашла ответ. «Прошло почти сорок лет. Израильские племена, ведомые Моисеем, вступили на землю моавитян. Их земля граничила с Ханааном.

Испугался царь моавитян, что пришельцы покорят его землю, отправил он волхва Валаама проклясть непрошеных гостей. Тот отправился на ослице в путь. Ангел Господень трижды преграждал дорогу волшебнику и его ослице, оставаясь невидимым. Валаам, не ведая причин остановки ослицы, нещадно бил ее. Та, в конце концов, не выдержала и заговорила !!!»

Безответного, безропотного, покладистого человека, который неожиданно для окружающих выразил свое мнение или протест, именуют валаамовой ослицей. Порой можно услышать выражение: валаамова ослица заговорила.

Теперь я с уверенностью могу сказать, что мои мечты о прекрасном уголке земли, где царит счастье и изобилие, называют землей обетованной. А вот как об этом повествует Библия. Моисей в возрасте 120 лет вошел на гору Нево, с которой увидел родную землю, где «реки текут молоком и медом» и на которую так и не ступила его нога. Он привел свой народ к земле обетованной.

Земля обетованная - место, куда кто-либо мечтает и стремится попасть, где царят довольство, изобилие и счастье.

Вслушайтесь в завораживающую музыку слов стихотворения Николая Гумилёва:

В оный день, когда над миром новым Бог склонил лицо Своё.

Тогда Солнце останавливали словом. Словом разрушали города.

Сквозь неё проступают время и события Библии, гармонично сливающиеся в единую симфонию человеческого бытия.

« стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!» - приказал Иисус Навин, человек, на плечи которого легла трудная задача завоевания земель для израильских племен смерти великого пророка Моисея.

Иисус Навин был судьёй. В древности так называли военачальников. В Книге Иисуса Навина, которая входит в состав Ветхого Завета, рассказывается, как он остановил солнце и луну над полем битвы, чтобы разбить врагов.

Шесть дней ходили израильтяне вокруг осажденного города, трубя в трубы, читая молитвы и нося с собой ковчег Завета. На седьмой день они обошли этот город семь раз, и священники затрубили в трубы. От звуков этих труб рухнули стены города Иерихона. С этим событием связано возникновение фразеологизма иерихонская труба.

Иногда приходится слышать: «Что ты кричишь, как иерихонская труба?». Имеется в виду, что человек кричит, разговаривает очень громко. Иногда полезно вспомнить о происхождении этого фразеологизма и сбавить тон.

Есть в Библии рассказ ещё об одном удивительном человеке. Его имя Самсон. О нём повествует Книга Судей Израилевых. Силен, как Самсон; самсонова сила, говорим мы, когда хотим подчеркнуть необычайную силу человека. Самсон с самого рождения по наставлению Ангела Господня был посвящен своими родителями Богу и в знак этого не должен был стричь своих волос, служивших источником его необычайной силы. Много раз враги израильтян филистимляне покушались захватить его, но всегда безуспешно. Наконец обманом им удалось остричь его волосы. Богатыря схватили, выкололи ему глаза и поставили на унизительную работу. Жизнь Самсона закончилась под развалинами филистимлянского капища, потрясённого и рухнувшего на него вместе с массой ликовавших на его кровле филистимлян.

На смену власти судей со временем пришла власть царей.

Века пережила слава о мудрости Соломона, третьего царя Израиля.

Мудрость соломонова, говорим мы, восхищаясь умом человека.

Соломон при вступлении своём на царский престол принёс Богу тысячу жертв. Ночью после этого Бог явился ему во сне и сказал: «Проси, что дать тебе». Тогда Соломон ответил: « даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло».

Господу был угоден ответ Соломона. И сказал Господь: «за то, что ты просил это и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить. я сделаю по слову твоему Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобно тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе».

Самые трудные вопросы разрешал этот мудруй царь легко и уверенно. Однажды две женщины спорили из-за того, кому принадлежит ребёнок. Соломон пригрозил, что разрубит ребёнка пополам. Одна из женщин тут же отказалась от мальчика, лишь бы ему сохранили жизнь. Вторая же продолжала настаивать. Соломон решил спор в пользу первой

Мудростью славились и пророки – люди, провидящие Духом Святым будущее.

С именем одного из пророков, Даниила, связана история фразеологизма колосс на глиняных ногах.

Однажды царь Навуходоносор, правитель Нововавилонского царства, увидел во сне громадного истукана, у которого голова была из золота, грудь из серебра, а стопы ног из глины. Камень, оторвавшийся от скалы, разрушил этого истукана.

Пророк Даниил растолковал царю, что это его империя. Золотая голова – это царство и период правления Навуходоносора. Но глиняные ноги свидетельствуют, что крах империи не за горами.

Колосс на глиняных ногах, говорим мы, стараясь передать мысль о чем-то зыбком, непорочном, сохраняющем видимое величие.

Империя постепенно приходила в упадок. Навуходоносор в конце жизни потерял разум, стал воображать себя волом и есть траву. Наследником Навуходоносора был Валтасар. С именем этого правителя связано выражение валтасаров пир, то есть безумный пир; необоснованная радость перед гибелью.

Во время пира таинственная рука начертала на стене слова: «Мене, Мене, текел, упарсин (Мене – исчислил Бог царство твоё и положил конец ему; текел – ты взвешен на весах и найден очень лёгким; перес – разделено царство твоё и дано Мидянам и Персам)». Пророк Даниил растолковал страшный смысл этих слов, предрекающих смерть Валтасара и гибель царства. В ту же самую ночь во время пира войска мидян и персов под водительством царя Кира персидского ворвались в город и овладели им. Валтасар был убит. Так пало царство Вавилонское.

Вот таков краткий рассказ о фразеологизмах из первой части Библии, именуемой Ветхим Заветом.

2. Фразеологизмы и крылатые выражения в Новом Завете.

Четыре Евангелия составляют основу второй части Библии – Нового Завета. Все они рассказывают о рождении, жизни, распятии и воскресении Иисуса Христа, Бога и Человека, пришедшего в мир, чтобы своей смертью искупить грехи человека.

«Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода» - так начинается вторая глава Евангелия от Матфея. И над местом, где родился царственный Младенец, зажглась на небе звезда. Волхвы поспешили «воздать поклонение» Спасителю рода человеческого. Они принесли Ему золото – как Царю, ладан – как Богу, смирну – как смертному человеку.

Дары волхвов – говорят порой, имея в виду богатый подарок, преподнесённый неожиданно; дарами волхвов, полушутя, называем скромную снедь походных столов.

Возненавидел царь Ирод Божественного Младенца. Увидев, что волхвы пренебрегали им, Ирод пришёл в ярость и повелел истребить в Вифлееме всех младенцев, не достигших двухлетнего возраста. В дома входили воины царя и убивали детей « гласслышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет». В память об этом горестном событии человечество сохранило фразеологизм избиение младенцев. Так называем мы жестокую массовую расправу над беззащитными людьми.

А царя нарекли Иродом треклятым, то есть трижды проклятыми. Сейчас иродом треклятым называем мы жестокого, вероломного человека.

Христос избежал участи многих младенцев; родители по совету ангела укрыли его в Египте. Прошли годы, Иисус Христос вырос, принял крещение. В тридцать лет он уединился в пустыне и постился сорок дней. Дьявол стал испытывать его: «если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами».

«Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих», - ответил ему Христос. Не хлебом единым – говорим мы, размышляя над смыслом и высоким предназначением человеческой жизни.

Многие пошли за Христом, стали его учениками. И многие пострадали за веру, за Христа: обезглавлен Павел (его не могли распять как гражданина Рима), распят на кресте головой вниз Пётр. Солью земли с любовью называл Христос апостолов, проникшихся величием Его учения.

Солью земли называем мы самых бескорыстных, справедливых и умных людей.

И только один ученик, Иуда Искариот, предал своего учителя. Его имя стало символом предательства. Продать за тридцать сребреников, - говорим мы, когда из-за корысти совершается низкий поступок. Иудой именуем предателя. Получив 30 сребреников, он после пасхальной вечерни пришёл в Гефсиманский сад, где Господь только что окончил свою молитву перед наступавшими крестными страданиями, и там, как было заранее установлено с воинами, приветствовал Иисуса Христа, поцеловав Его. Поцелуй Иуды – лицемерный поступок, направленный во зло, но прикрываемые красивыми фразами.

Иуда не в силах преодолеть муки совести, повесился. Его тридцать сребреников никто не хотел брать, даже те, кто их давал. На эти деньги позднее купили землю для погребений нищих и бродяг, у которых не было денег на похороны.

Христос начал проповедовать Он учил людей добру и терпению, прощению и любви. В 33 года принял страшные муки на Кресте за грехи людей. Разъярённая толпа, возненавидевшая Иисуса за то, что он называл себя Сыном Божиим, вынудила прокуратора Иудеи Понтия Пилата вынести смертный приговор Христу.

Муки Христа, возраст Христа – эти два выражения связаны с библейским повествованием.

Ему было 33 года, когда Он внёс на гору Голгофу Крест, на котором ему предстояло быть распятым. Распятье на кресте было самою позорную и мучительною казнью и примерялось только для отъявленных злодеев. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску.

Муками Христовыми называют тяжелые испытания, выпавшие на долю человека. И пример Христа придаёт силы, позволяет с честью преодолевать невзгоды и трудности, смиренно сносил все издевательства, поругания, унижения.

Терновый венец – венок из колючего дикого тернового кустарника, причиняющий боль, надетый на Иисуса Христа в насмешку, вместо царского венца. После снятия распятого Христа с Креста его тело завернули в плащаницу и положили в пещере. На третий день после своих страданий и смерти Господь Иисус Христос воскрес из мертвых.

В Евангелии от Иоанна рассказывается о Фоме, ученике Иисуса Христа, который сказал: « если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны. не поверю». Фомой неверующим прозвали этого человека люди. Имя его стало нарицательным. Сегодня мы называем людей, ничего не принимающих на веру, которых трудно в чем-либо убедить.

На сороковой день Иисус вознесся на небо, завещая своим ученикам: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа. ».

Почти две тысячи лет слоняются над человечеством лики Святой Троицы, глядя с верой, надеждой, любовью. И хочется, чтобы мудрость одарила нас богатством слов и мыслей, которые через столетия пронесла Библия.

3. Фразеологизмы из откровения Иоанна Богослова.

Велик и необъятен мир Божий! Нельзя ни сосчитать, ни измерить его, а знает всему меру, вес и число только Сам Бог, сотворивший все.

Бог через праведников для подкрепления и утешения людей дает откровения о будущем, о судьбах мира и человека. Книга, повествующая о будущих судьбах христианской Церкви в различных символических образах, называется Апокалипсис.

Эта книга, последняя в числе новозаветных книг, была написана св. апостолом Иоанном Богословом, любимым учеником Иисуса Христа, автором одного из четырех Евангелий — Евангелия от Иоанна.

В иконографии этот апостол имеет отличительный знак орла — символа высшего духовного взлета, глубины умопостижения.

Начинается Откровение с посланий Иисуса Христа святым церквам. Иисус произносит фразу, открывающую тайну мироздания: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец». Альфа – первая буква греческого алфавита, омега – последняя.

Фразеологический оборот альфа и омега обозначает «самое главное, существенное», а выражение от альфы до омеги - «от начала до конца».

В своем таинственном видении Иоанн Богослов видел Господа Вседержителя, который сидел на престоле, окруженный дивными знамениями, и держал в правой руке книгу, «написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями». Один из могущественных Ангелов громко взывал, чтобы кто-нибудь «возмог» снять печати с книги и раскрыть её, но никто не нашелся во всем мироздании Божием.

Тайна за семью печатями — великая тайна. Очень часто это выражение употребляется в ироническом смысле. Только «Агнец заклатый» достоин был сорвать печати с тайны.

Один только Он – Сын Божий, как Агнец, как Искупитель, смог принять таинственную книгу из десницы Бога Вседержителя. Это Он научил людей истинному Боговедению, чистейшей нравственности и высоким добродетелям, исторгая из постыдного рабства греховного, и запечатлел Свои благодения Своею Кровию, пролитою на Кресте. И поэтому в видении Он явился в иносказательном образе заклатого Агнца. Агнцем Божиим называют смиренного, покладистого человека.

По мере того, как Агнец срывал печати, появлялся всадник Апокалипсиса. И среди них «конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним». Пожары, гибель, разрушения предрекала священная книга людям. Чаши гнева Господнего налили на людей ангелы. И вновь обрушились на людей болезни, засухи, кровь потекла в реках вместо воды.

Порой приходится слышать выражение: чаша гнева (терпения) переполнилась, то есть гнев переполнил душу, нет возможности более терпеть. Эти фразеологизмы из Апокалипсиса. После бедствий и суда Божия наступит царство Иисуса Христа. Из престола Его исходит «река воды жизни» или река жизни, — источник жизни и всякого благополучия, благодать Божия, исходящая от Бога.

Пусть библейские наши пророки нас научат терпенью до срока,

И, сливаясь с нами, земными, пусть исторгнут то Слово, то Имя,

Что в коросте отыщет вечное, путь земной, что порогом — в Млечный.

Т. П. Гаак

III. Заключение

Изучение данной темы в первую очередь обогатило мой словарный запас, способствовало осмысленному употреблению и использованию фразеологических выражений в речи. Чтение библейских сюжетов заряжает нравственной чистотой, заставляет задуматься о своих поступках, оградить от необдуманного шага. Во фразеологических оборотах много глубокого философского ума, высоких духовных порывов и изумительной глубины и истины слова. Исследование по данной теме имеет практическое применение на уроках русского языка. Созданный дидактический материал (карточки с комментариями к значению и происхождения фразеологизмов) дает возможность учителю и ученикам разнообразить форму работы со словом через различные творческие задания.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)