Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Еврейский вопрос во время Второй мировой войны

Шестое апреля – День памяти жертв Холокоста. В этот день в 1943 г. узники Варшавского гетто поднялись на восстание против нацистов. Это был один из многих актов трагедии еврейского народа в годы второй мировой войны.

Вторая мировая война породила новое для европейцев слово – геноцид. Определение геноцида как убийства, направленного против национальной или этнической группы в целом, впервые дал Лемкин Р. в 1944 г.

Геноцид, писал Лемкин, не обязательно предполагает немедленное уничтожение народа или этнической группы, хотя может проявляться и в массовых убийствах. Чаще всего геноцид выступает как «ряд спланированных акций, следующих одна за другой или происходящих одновременно; их цель — уничтожение тех черт народа, которые определяют его своеобразие. Этническая группа лишается возможности вести нормальную жизнь; происходит ликвидация общественных и политических институтов этноса, организуется дискриминация национальной культуры, языка, религии». Ликвидируются условия полноценного экономического существования; представителей народа лишают свободы, здоровья, унижают их человеческое достоинство.

О геноциде против народов, проводимом нацистами Германии в период второй мировой войны написано немало книг. Но лишь относительно недавно стали говорить об антисемитской политики нацистской Германии, проявившейся в Холокосте.

Холокост в переводе с греческого означает «всесожжение». Впервые это слово было использовано будущим лауреатом Нобелевской премии мира писателем Эли Визелем как символ газовых камер и крематориев лагерей уничтожения. В Библии «холокост» - одна из форм жертвоприношения в Иерусалимском Храме. На иврите для обозначения того, что произошло с евреями в годы последней мировой войны, используется слово «шоа» – несчастье, бедствие. В России – Катастрофа. Катастрофа эта всемирная, ибо случилась не только с евреями, но и со всей цивилизацией, дошедшей до такого безумия, допустившей то, что ни при каких условиях нельзя было представить, во что невозможно было поверить. Шесть миллионов евреев (из них — полтора миллиона детей) были целенаправленно истреблены в построенных специально для этого лагерях смерти.

История знает массовые преследования и убийства многих тысяч людей: индейцев во время испанского завоевания Америки, избиение гугенотов в Варфоломеевскую ночь, геноцид армян в Первую мировую. Но чтобы выстроить систему уничтожения целого народа, идеологически её обосновать и использовать для этого процесса новейшие достижения технического прогресса – аналогов этому в истории человечества не существует. Именно в связи с Холокостом на Нюрнбергском процессе появился юридический термин — «преступления против человечества».

Сегодня растет проявление национализма и экстремизма. По данным социологического опроса городского населения, проведённого Левада-Центром в 2006 г. , на вопрос «Как вы лично относитесь к людям, призывающим к борьбе против «нерусских»?» 37% ответили, что относятся терпимо, хотя и не признаются, что одобряют, а 6% не скрывают, что поддерживают. И только менее половины россиян, 48% респондентов, ответили, что возмущены действиями таких людей .

На мой взгляд, именно незнание истории и культуры других народов, приводит к росту националистических настроений. В современном российском обществе молодое поколение мало что знает про Холокост. Что-то случайно слышали, где-то по телевизору показывали.

Я провела опрос среди учащихся Астраханской средней школы. На вопрос «Знаете ли Вы, что такое Холокост?» большинство ответили «нет». Лишь 12 % учащихся написали что, слово слышали, но что оно означает, не знают. Но радует то, что 95 % моих сверстников, считают, что нельзя преследовать людей, только за то, что они другой национальности или верят в другого бога.

Но почему же история человечества знает так много примеров преследования еврейского народа? Почему именно этот народ Гитлер записал в «недочеловеки» и решил стереть с лица Земли? Что такое «Холокост»? Эти вопросы задали мои одноклассники совсем недавно на уроке истории. Я захотела узнать об этом более подробно. Эти вопросы и стали главными при выборе темы работы.

Работая над выбранной темой, я поставила перед собой задачи: выяснить, в чем истоки антисемитизма; на основании исторических документов, публикуемых в печати и на Интернет сайтах узнать о Холокосте.

При написании работы я использовала статью Михаила Гефтера , в которой автор не только рассматривает геноцид против еврейского народа, но и осмысливает роль Холокоста для всего человечества, проводит аналогию между событиями второй мировой войны и войнами, происходящими сегодня в отдельных районах Земли. В работах Филиппова и Полякова рассматривается история еврейского народа и зарождение антисемитской политики.

На Интернет сайтах содержится большое количество опубликованных документальных материалов по геноциду против человечества, которые я так же использовала в работе.

1. История Антисемитизма

В современном Словаре иностранных слов антисемитизм определяется как «одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям; форма этнического предрассудка; часто выступает как характерная черта праворадикальных и националистических идеологий и движений» .

По мнению французского религиозного философа Жана Маритэна, «простой факт антипатии к евреям или повышенной чувствительности к их недостаткам. не есть антисемитизм. Антисемитизм есть страх, презрение и ненависть по отношению к еврейскому народу и желание подвергнуть его дискриминации» .

Всегда ли существовал антисемитизм? Автор известного исследования «История антисемитизма» Лев Поляков считает, что нет. Происхождение антисемитизма он связывает с эпохой эллинизма.

1. 1. Евреи в древности.

Эпоха эллинизма характеризуется массовой еврейской эмиграцией в Египет.

Причины антисемитизма не следует искать в каком-либо исключительном социальном или политическом статусе евреев в Египте и в Римской империи. Выходцы из Палестины, как и представители других народов Востока, бывали воинами и земледельцами, чиновниками и торговцами. В то же время евреям принадлежали многие экономические преимущества, например, монополия в торговле папирусом, право брать на откуп сбор некоторых денежных пошлин.

Что действительно выделяло евреев из среды населявших Империю народов, так это отношение к Богу, соблюдение субботы, пищевые запреты и посты, отказ от воздавания любых почестей богам Рима, в том числе живым богам – обожествляемым монархам. К этим чертам необходимо добавить еще одну – глубочайшую веру в свое избранничество – веру, которая помогала евреям на протяжении всей истории выдерживать тяготы, преследования.

Исследователи полагают, что негативное отношение к городским и имперским богам стало основанием для обвинений евреев в атеизме. Неприязнь вызывала и привилегия евреев не приносить жертвы императорам. Историк античности С. Я. Лурье приходит к выводу, что «постоянной причиной вызывавшей антисемитизм. была та особенность еврейского народа, вследствие которой он, не имея ни своей территории, ни своего языка и будучи разбросанным по всему миру, тем не менее оставался национально-государственным организмом» . Евреи у многих вызывали раздражение, но все же Римская империя в эпоху язычества не знала государственного антисемитизма, несмотря на частые и ожесточенные еврейские восстания.

Возникновение христианства стало историческим и религиозным вызовом и иудейскому, и языческому миру. В Римской империи христиане, которые сначала воспринимались как «безобидные еврейские сектанты», скоро превратились в «опасных еретиков». Евреи диаспоры, гордившиеся своими старинными привилегиями, старались держаться на расстоянии от христиан и при случае выдавали их властям. Был разрушен еврейский Храм, и среди правоверных иудеев росло убеждение, что причиной гибели Храма и рассеяния является забвение евреями Закона, единого Бога и Его заповедей. Христиане же были убеждены в другом: причиной разрушения Храма и рассеяния стало то, что еврейский народ отрекся от Христа и не признал его Спасителем. С момента осознания христианами евреев как народа, ответственного за «богоубийство», ведет свое начало христианский антисемитизм.

Положение о каре Господней для евреев было сформулировано в III в. христианским богословом Оригеном: «Итак, мы можем с полной уверенностью утверждать, что евреи никогда не вернут себе былого, поскольку они совершили самый отвратительный грех, организовав заговор против Спасителя рода человеческого. Поэтому стало необходимым, чтобы город, где Иисус претерпел свои страдания, был разрушен до основания, чтобы еврейский народ был изгнан со своей земли и чтобы другие были призваны Господом как счастливые избранники» . Но признание евреев виновными перед Богом не вело к полному их отвержению. Для римских властей и большинства населения Империи евреи и христиане первое время были неразличимы. Когда Империя научилась различать приверженцев двух религий, законопослушные иудеи стали восприниматься как представители одной из традиционных для Рима вер, в то время как христиане внушали подозрение.

1. 2. Евреи в средневековой истории

Проблема евреев в средневековой Европе – это прежде всего проблема чужих. Большинство евреев кормилось от торговли и ростовщичества; иудаизм не считал эту деятельность предосудительной. Такой способ зарабатывать на жизнь превратился в наиболее яркую отличительную черту экономического существования средневекового еврейства. В христианском мире сложилось неодобрительное отношение к ростовщичеству. Когда папство было вынуждено смириться с необходимостью коммерции, ростовщичество было оставлено на долю евреев.

Чтобы оправдать проживание евреев в Европе, требовалось теоретическое обоснование, которое противостояло бы влиянию официальной теологии, ставящей под сомнение само право иудеев на существование. В 1233 г. Папа Григорий IX в своем обращении к французским епископам сказал: «Хотя еврейская неверность должна быть осуждена, их отношения с христианами полезны и даже необходимы, ибо они носят образ нашего Спасителя и были созданы Творцом рода человеческого. Господу неугодно, чтобы они были уничтожены его созданиями, как бы ни было ужасно их нынешнее положение; их отцы были друзьями Бога, их потомки будут спасены» . И хотя было много противников у евреев, в целом христианская церковь считала вправе предоставить им возможность существовать. Церковного заступничества в качестве гарантии защиты жизни и имущества было недостаточно, и евреи были вынуждены искать покровительства светских правителей. Короли, епископы и сам император выдавали иудеям грамоты о привилегиях. Евреи получили статус слуг казны, что давало королю право облагать приверженцев иудаизма налогами. В свою очередь король обязывался защищать евреев.

Ситуация изменилась с началом Крестовых походов, ознаменовавшихся избиениями и погромами. Гонения, в ходе которых от евреев требовали крещения, происходили отнюдь не по инициативе Церкви; более того, случалось, что видные католические иерархи выступали против преследований. Однако евреи видели в своих мучителях в первую очередь христиан. Погромщики от имени всего христианства требовали от евреев вероотступничества, угрожая погубить тех, кто не согласиться креститься. Большинство евреев в немецких землях в такой ситуации предпочли смерть. Изменился и социальный статус евреев. Об этом свидетельствовало принятое IV Латеранским собором в 1215 г. решение о ношении евреями специального знака. С тех пор звезда Давида стала отличительным атрибутом евреев во всей Западной и Центральной Европе. Не рекомендовалось также совместного проживания евреев и христиан. Следствием этого стало принудительное формирование еврейских кварталов – гетто. Еврейские кварталы имели четко очерченные границы (без возможности расширения территории) и свое самоуправление. Гетто были разрушены лишь в наполеоновскую эпоху. Но как мы знаем не навсегда.

Во времена Крестовых походов родилась еврейская черная легенда. Вот ее краткая история. В 1144 г. в английском местечке Норвич было обнаружено тело маленького Уильяма со следами распятия на кресте. Побывавшие у его гроба паломники рассказывали о происшедших с ними или их знакомыми чудесах. Вскоре мальчик был признан святым. В его убийстве обвинили евреев. До середины XIII в. в больших городах Европы летописцы зафиксировали 14 подобных случаев. Убийства, как правило, совершались в канун Пасхи. Евреев обвиняли в том, что они совершали страшный ритуал, повторявший распятие Христа. Начались процессы, на которых подозреваемых в убийствах евреев пытками заставляли признаться в преступлениях.

В XI—XV вв. в странах Восточной Европы произошел сдвиг в географическом ареале расселения еврейской диаспоры: евреи были Изгнаны из Англии, из Франции, из Испании В Германии такого всеобщего изгнания не было – из-за отсутствия центральной власти, но изгнания локальные были обычным делом. Миграция евреев на Восток стала отличительной чертой той эпохи. Восточной границей еврейского мира в XVI—XVII вв. стала Украина. Вслед за эмиграцией шла клевета (черная легенда) и сопровождавшиеся резней погромы.

3. Евреи в России.

До XVIII в. русские князья, а затем цари не позволяли евреям селиться в своих владениях. Только после разделов Польши в конце XVIII в. вместе с новыми территориями в составе Российской империи оказались и польские евреи. Эти приобретенные Екатериной II территории стали местом их легального проживания.

Первые евреи оказались в Московском государстве при Иване III. В 1470 г. в Московском государстве возникла первая – протестантская по своей сути – ересь, которая по идеологическим причинам была охарактеризована противниками как ересь жидовствующих. После появления ереси жидовствующих въезд евреев на территорию Русского государства был полностью запрещен.

В царствование Ивана Грозного в результате русско-польской войны к Москве отошел город Пинск; проживавшие там евреи были по приказу царя утоплены в Днепре. Не улучшило отношения православных к иудеям и появление на Руси польских евреев, состоявших в свитах самозванцев Лжедмитрия I и Лжедмитрия II.

В1698 г. , во время пребывания Петра I в Амстердаме, к царю обратился бургомистр города Витсен с просьбой разрешить въезд в Россию нескольким еврейским торговцам или деловым людям. Петр ответил: «Мой друг, вы знаете нравы и обычаи евреев, вы также знакомы с русскими. Я также знаю и тех и других, и поверьте мне: еще не пришло время для встречи этих двух народов. Скажите евреям, что я благодарю их за их предложения и понимаю ту выгоду, которую я бы мог из них извлечь, но мне было бы их жаль, если бы им пришлось жить среди русских» По другому поводу Петр писал: «Для меня всё едино, был ли человек крещен или обрезан, лишь бы был он порядочный человек и хорошо знал свое дело». Царь ничего не имел против тех евреев, которые жили на территориях, недавно вошедших в состав Российского государства (например, на Украине и на балтийских землях). Однако, Екатерина I приказала изгнать евреев с территории Русской Украины и из некоторых других областей империи. На предложение Сената разрешить допуск на ярмарки Киева и Риги еврейских ремесленников и торговцев императрица Елизавета Петровна ответила отказом, заметив: «От врагов Христовых не хочу иметь никакой прибыли» .

Положение евреев изменилось после присоединения к Российской империи польских, украинских и белорусских земель. Всему населению этих территорий, в том числе и евреям, были на первых порах дарованы «права, вольности и преимущества» жителей великорусских губерний, однако вскоре еврейское население было ограничено в праве свободного передвижения за пределами западных губерний. При Александре I судьям было запрещено принимать в производство дела по обвинению евреев в совершении ритуальных убийств. Этот запрет сохранялся и во время царствования Николая I, но был фактически отменен при Александре II, что дало возможность организовать процессы в следующее царствование.

Прошедшие в начале 1880-х гг. на Юге России (на Украине и в Молдавии) еврейские погромы послужили, как пишет предлогом для новых ограничений в выборе места жительства исповедовавших иудаизм . Уже в 1882 г. иудеям было запрещено селиться вне городов и местечек в черте оседлости. С 1899 г. было затруднено переселение в Москву евреев – купцов 1-й гильдии. В эти же годы была введена процентная норма для поступления евреев в учебные заведения и в адвокатуру, ограничено их участие в нефтяном промысле и в акционерных обществах.

В начале XX в. правительство рассматривало вопрос об уравнивании евреев в правах с остальными народами империи. В своих мемуарах тогдашний глава правительства С. Ю. Витте писал о встрече с делегацией еврейской общины М. М. Винавером, который заявил председателю Кабинета министров, что отсутствие равноправия заставляет евреев бороться за политические свободы и полное равноправие вместе с русскими, которые воюют с властью . Но правительство не спешило менять свою политику.

В истории СССР самым значительным предприятием государственного антисемитизма была завершившаяся «делом врачей» кампания по борьбе с космополитизмом в 1948—1953 гг. Целью этой кампании было подчеркнуть величие русского народа, которому приписывались самые значительные научные достижения и открытия. Во время кампании были расстреляны руководители Еврейского антифашистского комитета, убит великий еврейский актер Михоэлс, лишены работы по специальности известные советские ученые и простые граждане-евреи. Государственный антисемитизм сохранялся в СССР и в послесталинские годы, хотя и не приобретал столь явных и кровавых форм. Как и раньше, за конкретными антиеврейскими акциями властей чаще всего стояли политические или идеологические интересы (например, связанные с советской ближневосточной политикой).

Итак, мы видим, истоки антисемитизма находятся в далекой древности. С времен Римской империи к евреям относились с презрением – предали Христа; с завистью – пользовались благосклонностью правителей, получающих большие прибыли от торгово-ростовщической деятельности евреев, а так же завидовали и тому, что сумел этот народ сохранить свое государственное и национальное единство даже находясь в изгнании и рассеянии.

2. Еврейский вопрос во время Второй мировой войны.

Согласно переписи 1925 г. , евреи составляли примерно 1 % населения Германии – около 600 тысяч человек. На приход нацистов к власти и начавшееся преследование еврейское население отреагировало пассивно. С одной стороны, оно верило в немецкое тяготение к порядку, которое, казалось, должно было взять верх над всеми нерациональными нацистскими действиями. С другой, стороны, бежать было особенно некуда. Соседние страны не желали принимать евреев-эмигрантов из Германии. Даже во время войны с гитлеровской Германией союзники отказывались публично обсуждать еврейский вопрос. Не протестовал против политики уничтожения евреев и папа Пий XII, который уже в 1942 г. получил достоверную информацию о происходившем на оккупированных территориях. Протестанты из Церкви немецких христиан отказались защищать даже евреев, принявших крещение. Католические епископы Германии, протестовавшие против проводившегося нацистами умерщвления неизлечимо больных и страдавших психическими заболеваниями, также не выступили в защиту евреев. Немецкие евреи были предоставлены своей судьбе.

2. 1. Начало конца – «окончательное решение.

Агрессия и геноцид покоренных народов – отличительная черта нацизма, требующая уничтожения низшей расы, или «недочеловеков». Понимание этой неразрывной связи объясняет особую жестокость оккупационного режима третьего рейха в Восточной Европе, особенно на территории СССР. Именно евреи стали жертвами нацистского эксперимента по разработке и реализации технологии уничтожения целого народа.

Даже перед лицом смерти в своём завещании, написанном за два дня до самоубийства, Гитлер ещё раз призвал всех арийцев оказывать «жестокое сопротивление мировому отравителю всех народов — международному еврейству». Антисемитизм был у него навязчивой идеей, его ненависть к евреям – патологической, страх перед «международным еврейством» - паранойей. Он считал себя призванным к тому, чтобы осуществить великую миссию – уничтожить евреев, тем самым, уничтожив свой страх. Эта миссия осуществлялась втайне, жертвенно, ритуально. Никто не должен был знать он ней, кроме особо посвящённых и избранных исполнителей. Когда нацисты приступили к так называемому «окончательному решению еврейского вопроса», Гиммлер, выступая перед офицерами СС, говорил: «Большинство присутствующих здесь знают, что это такое – видеть 100, или 500, или 1000 уложенных в ряд трупов. Суметь выдержать это и сохранить порядочность – вот испытание, которое закалило нас. Это славная неписаная страница нашей истории У нас есть моральное право, у нас есть обязательство перед немецким народом уничтожить эту нацию Вдохновлённые любовью к нашему народу, мы справимся с этой труднейшей задачей. При этом мы не нанесли никакого вреда нашему внутреннему миру, нашей душе, нашему характеру» (II, 2). Это было сказано в октябре 1943 г. в Познани, на территории Польши, где были построены и уже во всю «работали» специальные лагеря для уничтожения людей. А начиналось всё постепенно, но с неумолимой целенаправленностью. План «окончательного решения» как убийства целого народа вырабатывался нацистами постепенно. «Вначале было слово». Устное и печатное, использование понятного «образа врага» для победы нацистов на выборах. Детальное антиеврейское законодательство, насилие, принудительная эмиграция, заключение в гетто и концлагеря. И лишь потом – массовые расстрелы и газовые камеры.

Идеологи нацизма не скрывали суть своей расовой программы, объявляя «арийцев» представителями «высшей расы», а всех остальных – представителями «низшей расы» и даже «недочеловеками». Утверждение, что германская нация – превыше всего, что она – «носительница высших моральных чувств», привело к политике «расовой гигиены», воплощавшейся мечом и огнем, а затем и к политике тотального уничтожения народов, отнесенных нацистами к «неполноценным расам». Гитлер говорил об этих народах: «. они так далеки от нас, как породы животных – от подлинной человеческой породы» (II, 5).

Политика нацистов быстро начала приносить ожидаемые результаты. 1 апреля 1933 года произошел первый бойкот евреев – владельцев магазинов, юристов и врачей. Выдвигалось требование удалить еврейских учеников и студентов из школ и университетов. С 1934 года арийское происхождение становится условием для поступления на работу по некоторым специальностям. 15 сентября 1935 года были приняты Нюрнбергские законы – законы «О защите немецкой крови и немецкой чести». Первая инструкция по выполнению этих законов запрещала смешанные браки между евреями и метисами во втором поколении. Весной 1937 года началась конфискация еврейской собственности без какого-либо правового обоснования. С 1938 года начинается процесс разрушения синагог, были лишены силы все еврейские паспорта, в которых не стояла печать «J» (еврей).

Еврейский юноша Гершель Грюншпан, живший тогда в Париже, потрясенный жестокостью нацистов, зашел в немецкое посольство в Париже и выстрелил в первого попавшегося чиновника. Им оказался третий секретарь посольства Эрнст фон Рат, умерший потом от ран. Этот инцидент дал хороший повод. В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. по всей Германии были сожжены или разрушены 1400 синагог, разграблены еврейские дома и магазины, разбиты окна в тысячах еврейских школ и учреждений. Этот погром получил в истории название «хрустальной ночи». Более 30 тысяч евреев, в основном людей свободных профессий, были брошены в концлагеря.

12 ноября 1938 г. в канцелярии Геббельса состоялось заседание, на котором присутствовал Гейдрих. Было решено наложить на евреев штраф в миллиард марок и заставить их платить ущерб, нанесенный нееврейскому имуществу во время погрома. Страховые компании получили указание не выплачивать компенсации за убытки жертвам погрома, а передать эти суммы в государственную казну.

Во время встречи с министром иностранных дел Чехословакии Хвалковским 21 января 1939 г. Гитлер сказал: «Мы уничтожим евреев. Им не удастся укрыться. День расчета настал. » . В 1939 г. Геббельс в своей статье «Евреи – что дальше?» написал: «Сейчас мы можем подвести еврейский вопрос к окончательному решению. Какова его суть?. Ни один немец не должен жить под одной крышей с евреями – расой, запятнанной убийствами и преступлениями, заклятым врагом германского народа! Посему нужно выгнать евреев из наших домов и кварталов, расселив их в тех местах, где они будут общаться только между собой и контакты с немцами будут минимальными. Их надо заклеймить отличительными знаками, отнять у них право иметь дома и земли в Германии».

Нацистское преследование евреев в Германии до войны, хотя и было жестоким и безжалостным, не идёт, однако, ни в какое сравнение с политикой, проводимой во время войны на оккупированных территориях.   Первоначально эта политика была схожа с той, которая осуществлялась внутри Германии: все евреи должны были проходить регистрацию, их заставляли жить в гетто, они должны были носить жёлтую звезду, их использовали для рабского труда. Летом 1941 года, однако, начали разрабатываться планы «окончательного решения» еврейского вопроса в Европе. Это «окончательное решение» означало уничтожение всех евреев. Для проведения в жизнь этой политики был организован специальный отдел гестапо, который возглавлял Адольф Эйхман.

Подробный план уничтожения евреев был разработан вскоре после нападения на Советский Союз. По Европе разъезжали специально созданные группы лиц, выискивавшие евреев для реализации «окончательного разрешения» вопроса. В некоторые страны-сателлиты, как Венгрия и Болгария, были направлены германские миссии, которые должны были организовывать в вышеупомянутых целях отправку евреев в лагеря уничтожения – в Германию. Известно, что к концу 1944 г. 400 тысяч евреев из Венгрии были умерщвлены в Освенциме. Имеются показания об эвакуации 110 тысяч евреев из Румынии для ликвидации. Адольф Эйхман подсчитал, что в результате проводившейся политики были убиты 6 миллионов евреев.

2. 2. Марш смерти.

Вторжение гитлеровской Германии в СССР 22 июня 1941 г. Ознаменовало собой новый этап антиеврейской политики фашистов. Вслед за германскими армиями на оккупированные территории Советского Союза вступали мобильные подразделения – айнзацгруппы, главной задачей которых было уничтожение «враждебных элементов» в завоеванной зоне. Евреи составили большинство жертв. Каждая айнзацгруппа в составе 400 – 900 солдат была разбита на оперативные айнзацкоманды. По мере продвижения немецких армий айнзацгруппы приступали к своей кровавой работе. Группа «А» действовала в Прибалтике и под Ленинградом, группа «Б» - в Белоруссии и на Московском направлении, группа «С» - на Украине, группа «Д» - на Черноморском побережье, в Крыму и на Кавказе.

Массовые убийства советских евреев часто осуществлялись при поддержке местного нееврейского населения. Евреев вынуждали выходить из городов на окраины, заставляли рыть глубокие рвы, а затем расстреливали. Подобным образом в Литве, Белоруссии и на Украине были осуществлены десятки массовых убийств. 29-30 сентября 1941 года в Бабьем Яре, на окраине Киева, были расстреляны десятки тысяч евреев. Айнзацгруппам не удалось полностью уничтожить евреев на оккупированных территориях. К концу 1941 г. эту задачу возложили на полицию и отряды СД. Убийства евреев продолжались при участии местных полицаев, сотрудничавших с органами СС.

Однако метод массовых убийств, используемый айнзацгруппами, вскоре был признан неэффективным для достижения целей, поставленных Гитлером. 20 января 1942 г. состоялась конференция в пригороде Берлина – Ванзее; крупные нацистские деятели обсуждали пути выполнения приказа Германа Геринга о проведении мероприятий для «окончательного решения еврейского вопроса в сфере германского влияния». Гейдрих сообщил на этой конференции о точном количестве евреев, которые подлежат ликвидации в Европе, и назвал 33 государства, где их предстоит уничтожить.

Было решено создать в Польше шесть лагерей смерти, куда депортировали еврейское население Европы (Треблинка, Хелм, Собибур, Майданек, Освенцим и Белжец). В этих лагерях уничтожение людей проводилось на индустриальной основе. Были оборудованы газовые камеры и печи для сжигания трупов – крематории. С помощью этих орудий смерти в течении 1942 г. были уничтожены свыше 3, 25 млн. евреев, живших в Восточной Европе .

Депортация евреев из гетто в лагеря смерти проводилась регулярно. Однако в 1942 г. стало очевидным, что война не закончится быстро, и гитлеровскому командованию потребуется труд заключенных, особенно специалистов, в лагерях и гетто. Немецкая администрация распорядилась сохранить гетто и трудовые лагеря в Вильнюсе, Каунасе, Минске, Львове и в некоторых других городах и местностях.

Гетто располагались в самых плохих районах городов. Они обычно отделялись от близлежащих кварталов стеной или колючей проволокой. Евреев предупреждали о переселении в гетто за день, а иногда и за несколько часов. С собой разрешалось брать лишь ручную кладь. Перед переселением в гетто у евреев конфисковывались все ценности.

По приказу Гейдриха для управления гетто и исполнения приказов нацистов были созданы еврейские советы. В них входили влиятельные члены общины. Советы отвечали за регистрацию евреев, точную опись всей еврейской собственности, распределение жилья, осуществляли охрану внутреннего порядка, ведали медицинскими вопросами и поддержанием чистоты, а также выделяли жителей на принудительные работы.

Фашисты не только изолировали евреев, но и запретили им заниматься многими видами профессиональной деятельности. Между гетто не было никакой связи. Время от времени устраивались обыски, в ходе которых порой отнималось последнее. Евреев выгоняли на принудительные работы, за которые чаще всего почти ничего не платили.

Ежегодно голод и болезни уносили многие жизни. Нацисты поставили перед собой цель – сломить дух обитателей гетто. Но иногда удавалось организовать изготовление и продажу за пределами гетто дефицитных изделий ремесленного производства, что помогало выжить. Чтобы противостоять нацистам, жители гетто создавали подпольные общественные, религиозные, образовательные и политические организации. Проводились занятия с детьми, отправлялись религиозные службы – несмотря на то, что за такие действия полагалась смерть. В этом выражалось духовное сопротивление евреев нацистам.

Политика жестоких репрессий, нехватка оружия и теплившаяся у многих надежда пережить войну и оккупацию сдерживали сопротивление. Лживые обещания нацистов о переселении евреев порождали тщетные надежды. Как только стало ясно, что истинным намерением нацистов является полное уничтожение всех евреев, бойцы сопротивления в гетто стали готовиться к борьбе за жизнь. Некоторым обитателям гетто удалось бежать, а в дальнейшем влиться в партизанские отряды.

В конце 1941 – начале 1942 г. в Польше, Прибалтике, в Белоруссии и на Украине гитлеровцы приступили к ликвидации гетто. Их обитателей либо уничтожали, либо переводили в лагеря смерти. Туда направлялись эшелоны с евреями из оккупированных западноевропейских стран, из Украины, Белоруссии, Прибалтики, из западной части России.

Прибывающие на железнодорожные станции под предлогом приведения себя в порядок после долгой дороги направлялись в «душевые». В помещение подавался газ «циклон B» - и через 5 минут люди, находившиеся в газовой камере, погибали. В Освенциме за один день подобным образом убивали 12 тысяч человек, тела которых впоследствии сжигались в печах крематория.

По вопросу об Освенциме на Нюрнбергском процессе был заслушан Гесс, с 1 мая 1940 по 1 декабря 1943 г. являвшийся комендантом лагеря. Он заявил, что в Освенциме за этот период времени было истреблено 2 500 000 человек, помимо того, что 500 000 погибло от болезней и голода.  Гесс на суде в следующих словах рассказал о том, каким образом отбирались те люди, которых предполагалось уничтожить: «В Освенциме были два дежурных врача, занимавшихся осмотром транспортов прибывавших заключённых. Заключённых прогоняли мимо одного из врачей, который тут же на месте, пока они проходили мимо него, принимал решение относительно их трудоспособности. Трудоспособные заключённые направлялись в лагерь. Остальных немедленно направляли на установки для уничтожения.   

Дети раннего возраста непременно уничтожались, т. к. слабость, присущая детскому возрасту, не позволяла им работать. Мы ввели ещё одно усовершенствование по сравнению с Треблинкой. : в этом лагере жертвы почти всегда знали о том, что их собираются истребить, в то время как в Освенциме мы пытались обманывать заключённых, заставляя их думать, что они должны пройти санобработку. Они, конечно, нередко разгадывали наши действительные намерения, и в связи с эти нам приходилось иметь дело с беспорядками и различными затруднениями. Очень часто женщины прятали детей под свою одежду, но, конечно, когда мы их находили, мы отбирали детей и истребляли».

Всего в лагерях смерти было уничтожено около 2, 5 млн. евреев .

2. 3. Праведники народов мира.

Евреи, обреченные на полное истребление в гетто и лагерях, искали пути к спасению.

Те, кто решались бежать, нуждались в надежном укрытии, в документах. Многое зависело от местного населения. Большинство людей были безучастны к судьбе своих еврейских соседей и занимали позицию сторонних наблюдателей. Мотивы такого отношения были различны: страх перед репрессиями нацистов, антисемитизм и прочее.

Тем не менее повсеместно на оккупированных территориях были люди и семьи, по собственной инициативе посвятившие себя спасению евреев. Они прятали у себя и своих близких скрывавшихся от уничтожения, депортации и бежавших из гетто, снабжали их документами, оказывали финансовую, продовольственную и медицинскую помощь.

Мир знает имена шведского дипломата Валленберга, спасшего десятки тысяч венгерских евреев, немецкого предпринимателя Шиндлера, о подвиге которого снят знаменитый фильм Спилберга, или католического священника Бернардта Лейхтенберга из Берлина, открыто молившегося за евреев, а после своего ареста потребовавшего отправить его в лагерь к евреям и скончавшегося по дороге в Дахау. Многих евреев помогла спасти семья священника Глаголева А. А. в Киеве, прятавшая еврейские семьи у себя дома, в деревнях у знакомых. Десятки евреев вывел из Рижского гетто и надежно укрыл портовый грузчик Ян Липке.

В честь таких благородных и самоотверженных людей на аллеях Яд Вашем – музея-памятника жертвам Холокоста в Иерусалиме – посажены деревья. Но были и многие сотни, тысячи других, известных только спасённым ими людям, что укрывали у себя и помогали евреям. Например, в голландском Утрехте, где проживало 2 тыс. евреев, немцы не смогли арестовать практически никого: почти всех евреев спрятало у себя местное население. Во французском городке Ле-Шамбон под руководством местного пастора Андре Трокме жители прятали несколько тысяч евреев на окрестных фермах и в деревнях. Все евреи мира чтят подвиг датского народа. Дания капитулировала перед немецкой силой без боя. Но проявила мужество и беспримерное благородство в отношение к гражданам своей страны еврейского происхождения. До сих пор существует предание, что королевская фамилия в знак протеста против дискриминации евреев нашила на свою одежду жёлтые звезды и обратилась с тем же призывом к нации. Это легенда. Но она, судя по всему, имела реальные основания. Дело в том, что, узнав о готовящейся массовой отправке датских евреев в лагерь, население стало спешно помогать их спасению. Менее чем в три недели 7 200 евреев и 700 их родственников-неевреев были переправлены датскими рыбаками в нейтральную Швецию. Говорят, что эта операция была поначалу спонтанна, а уж потом организована датским Сопротивлением. Главное, что её поддерживали самые широкие слои населения Дании. Например, местная полиция с самого начала отказалась участвовать в облавах на евреев. Датский король действительно выступил с осуждением действий немецких оккупационных властей в отношении к датским евреям, которых объявил такими же гражданами страны, как и остальных. Когда в ночь с 1 на 2 октября 1943 г. нацисты приступили к осуществлению плана депортации евреев, им удалось схватить около 500 человек, которые были высланы в концлагерь Терезиненштадт. Но благодаря протестам Дании не отправлены потом в Освенцим. А в дальнейшем через датский Красный Крест и при активном посредничестве Швеции были освобождены около 400 человек. Таким образом, в лагере «по естественным причинам» погибли 51 человек, а всего от нацистских преследований в этой стране скончалось 120 евреев – менее 2% еврейского населения страны. И ещё один уникальный штрих: вернувшиеся после войны узники и беженцы нашли свои дома и имущество нетронутыми.

2. 4. Сопротивление евреев.

Слушая на уроках рассказы о массовом уничтожении евреев, у многих из моих сверстников возникал вопрос: почему евреи не боролись за свою свободу, почему они не сопротивлялись?

В действительности евреи, обреченные гитлеровцами на полное истребление, сопротивлялись нацистам, участвовали в вооруженной борьбе за свое освобождение. Существовали две формы сопротивления: духовное и физическое.

Духовное сопротивление выражалось в стремлении выжить, сохранить своих детей, свою культуру и национальную самобытность. Для этого тайно устраивались концерты и лекции в гетто, вручную копировались книги, проводили вечера воспоминаний, собирались тайные богослужения. За колючей проволокой не забывали о воспитании детей. Многие узники гетто и лагерей смерти вели дневники, пытаясь сохранить для будущих поколений свидетельства о страданиях жертв, о злодеяниях нацистов, местных фашистов и предателей.

В дневнике узника Вильнюсского гетто Юлия Рудашевского есть запись: «Наша молодежь не теряется — она активна. Работает наш кружок истории, мы слушаем лекции о Великой Французской революции, ее периодах. Работает и вторая секция исторического кружка, секция истории гетто Я сижу за столом, задаю вопросы и принимаю страдания с холодной объективностью. Я пишу и вникаю в детали и не осознаю, каких ран касаюсь Я погружаюсь в мысли, а слова смотрят на меня с бумаги, красные от крови. Сегодня отметили выдачу 100-тысячной книги из библиотеки гетто. Праздник состоялся в зале театра Произносились различные речи, была и художественная программа. Выступление анализировали читатели – узники гетто. В гетто читают сотни людей. Для меня чтение книг в гетто – величайшее удовольствие. Книга – это наша связь со свободой, наша связь с миром» (II, 2). Вильнюсское гетто было одним из немногих, где оккупанты разрешили «культурную жизнь». Там работали театр, библиотека, школа. С конца 1941 по сентябрь 1943 г. в гетто находилось около 15 тысяч узников. Все они были уничтожены либо переведены в концентрационные лагеря.

Сохранился дневник дочери голландских евреев Анны Франк. Он был издан в 1947 г. Стал бестселлером. Переведён на 32 языка. Многие узнали о Холокосте именно из него. В дневнике девочка фиксировала все свои наблюдения и размышления. Они поражают трогательностью, лиризмом, подчас глубиной и одновременно трагизмом. «Кто обрушил на нас это? Кто отделил нас, евреев, от всех остальных людей? Кто допустил, чтобы мы так страдали?. Если мы выдержим все страдания, и если останутся ещё евреи, когда всё это кончится, из всеми проклятого народа они станут образцом для подражания» - так писала в своём «Дневнике» Анна Франк, надеясь, что мир по достоинству оценит перенесённое еврейским народом в годы Холокоста. При этом воспитанная в ассимилированной семье Анна думала и писала не только о евреях, а о людях вообще: «Человек оценивается не по его богатству или власти, а по его характеру и доброте Если бы только люди стали развивать в себе доброту». И, может быть, одна из самых глубоких, светлых и актуальных мыслей из «Дневника» Анны Франк: «Как чудесно, что никому не надо дожидаться особого момента, чтобы начать улучшать мир» .

Заключенные в гетто и лагерях евреи не ограничивались духовным сопротивлением; постепенно вызревала идея сопротивления вооруженного.

Оружие приобреталось у местного населения, похищалось на немецких оружейных складах; самодельные гранаты и кинжалы производились в гетто. Подпольная работа в гетто была трудной и опасной. В некоторых гетто подпольные организации готовили вооруженные группы, которые прорывались в леса, где создавались партизанские отряды. Уже в 1942 – 1943 гг. в Прибалтике, Белоруссии, Украине сражались приблизительно 25000 евреев-партизан . Многие из них, пользуясь знанием местности, нападали на фашистские опорные пункты, полицейские участки, минировали транспортные пути противника, взрывали поезда.

Одним из самых ярких примеров вооруженного сопротивления является восстание в Варшавском гетто. В чудом уцелевшем завещании узника Варшавского гетто Йосефа Раковера, написанного 28 апреля 1943 г. в самый разгар неравной самоотверженной борьбы повстанцев против регулярной немецкой армии, он писал: «Варшавское гетто погибает с боем, с выстрелами, в пламени, но без воплей. Евреи не кричат от ужаса»

Восстание вспыхнуло во время очередной депортации. Порочный круг покорности был прорван. Евреи гетто сделали свой Выбор. Этот Выбор тоже был смертью. Но не в газовой камере. Не с поднятыми руками. А с руками, которые держали оружие. Впервые вагоны для отправки в Треблинку простаивали. Мордехай Анилевич, организатор и руководитель восстания, написал в тот день: «Главное – осуществилась мечта моей жизни: я дожил до того дня, когда евреи гетто встали на свою защиту и повели борьбу во всём её величии и славе» . Немцы поняли: евреи добровольно не выйдут из гетто. И бросили против них регулярные войска.

Ответственность за уничтожение гетто в Варшаве была возложена на бригадного генерала СС Штропа. О том как было уничтожено варшавское гетто, и какое сопротивление оказали восставшие Штроп поведал на Нюрнбергском процессе. В качестве доказательства был представлен Трибуналу отчёт Штропа, на е первой странице которого была сделана надпись: «Еврейское гетто в Варшаве больше не существует». Штроп писал: «Сопротивление, которое оказывали евреи и бандиты, могло быть подавлено лишь в результате сильных боёв наших отрядов, не прекращавшихся ни днем, ни ночью. Поэтому рейхсфюрер СС приказал 23 апреля 1943 г. очистить гетто, применяя крайнюю жестокость и проявляя беспощадное упорство. Было решено уничтожить и сжечь всё гетто, невзирая на то, что там имелись военные заводы. С этих заводов мы систематически вывозили оборудование, а затем сжигали их. Обычно евреи выходили из тех мест, в которых они скрывались, но часто они оставались в горевших зданиях и выпрыгивали из окон только тогда, когда жара становилась невыносимой. Тогда они пытались, несмотря на переломы костей, переползти по улице в те здания, которые ещё не были охвачены огнём. Жизнь  в канализационных трубах не была приятной. Мы не раз слышали громкие голоса в канализационных трубах. Мы стали бросать туда в отдушины слезоточивые бомбы и таким образом выгнали евреев из канализационных труб и захватили их. Бесчисленное количество евреев было ликвидировано в канализационных трубах и бункерах во время взрывов, и чем дольше продолжалось сопротивление, тем более жестокими становились члены войск СС, полиции и вооружённых сил, всегда образцово исполнявшие свои обязанности» . Штроп говорит в своём отчёте, что в результате его мероприятий в Варшаве уничтожено 56065 человек. Но были и те, кому удалось спастись. Среди них знаменитый польский пианист Владислав Шпильман, о судьбе которого кинорежиссер Я. Полански снял фильм «Пианист». В фильме достаточно достоверно показаны жизнь и восстание евреев в Варшавском гетто.

Еврейские партизаны занимались и спасением евреев из гетто, их переправкой в леса. Спасшиеся организовывали семейные лагеря, жившие под прикрытием партизан, которые добывали пищу, заботились о детях, женщинах, стариках. Число евреев в таких семейных лагерях достигало многих тысяч. Из них только 12 – 15 тысяч сумели добыть оружие и вступить в вооруженную борьбу.

И так, мы видим, германские нацисты пытались сделать все, чтобы «окончательное решение еврейского вопроса» состоялось. С этой целью создавались и трудовые лагеря, и гетто, и осуществлялись «марши смерти» - уничтожение евреев в концлагерях. Но выстоял народ.

Заключение.

Чем дальше от нас события еврейской Катастрофы 1933 – 1945 гг. , тем больше мужества требуется, чтобы помнить о гибели шести миллионов евреев и миллионов других людей, убитых за то, что они были цыгане или славяне, инакомыслящие или военнопленные.

Сейчас так много говорится о новом христианском возрождении. Но кем бы ни был христианин ХХ века – католиком, лютеранином, православным, – он не может не мучиться сознанием того, что в его христианском мире мог случиться Холокост. И неверующий не может, если он порядочный человек. А если может, то пусть не удивляется, когда вокруг плодятся «скинхеды», смертным боем молотящие всех обладателей смуглой кожи.

Сегодня в истории существует два подхода к Холокосту: первый, которого придерживается большинство историков – рассмотрен в данной работе; второй – отрицание Холокоста. Однако можно сегодня отрицать очень многое, только к чему мы тогда придем?

Нельзя недооценивать те явления, которые имеют место сегодня, к сожалению, и в мире, и в России. Это новое проявление неофашизма, национализма, ксенофобии, антисемитизма. Мы не имеем права забывать уроки истории, которые она нам преподнесла. И, конечно же, мы помним Великую Отечественную войну: сколько мирных жителей, сколько солдат погибли в годы войны, и больше всего, конечно, погибло солдат бывшего Советского Союза, которые обеспечили победу над фашизмом – самым страшным злом того времени. Так же как и мы не имеем права забывать об одной из трагических страниц этой войны – Холокосте, когда была попытка уничтожения на территориях всех оккупированных стран целого народа. Геноцид против одного народа завтра может обернуться – если об этом забывать – геноцидом просто против человечества.

«Никогда больше» – было написано на стене барака одного из лагерей смерти. «Никогда больше» – первый и главный урок, что вынес еврейский народ и весь мир из страшного опыта Холокоста. Никогда больше не может повториться то, что учинили фашисты с евреями. Никогда больше не может быть геноцида и рабства. Никогда не будет массового, безропотного убийства евреев. Так воспитываются поколения молодых израильтян. Исходя из этой логики, Израиль бомбил ядерный реактор в Ираке, преследовал убийц своих спортсменов в Мюнхене, готов адекватно, а иногда и превентивно реагировать на террор против своих граждан. Никогда мир не должен равнодушно или пассивно относиться к проявлениям геноцида, независимо от того, против какого народа он направлен. «Нет геноцида против «кого-то», геноцид всегда против всех», – говорил историк Михаил Гефтер. А ещё задолго до него английский поэт Джон Донн предупреждал каждого из нас: «Не спрашивай, по ком звонит колокол. Он звонит по тебе».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)