Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Древняя Русь накануне Крещения

Древняя Русь эти два простых слова вызывают в памяти белокаменные соборы, тяжёлые, мерцающие тёмным золотом иконы, суровые и просветлённые лики фресок на стенах храмов, киноварные инициалы пергамента старых книг.

Русские князья ставили города, хаживали на соседей: мечом покоряли новые земли, вершили суд, дружина собирала дани, простой народ осваивал новые ремёсла. Русь расширялась, укреплялась и устраивалась. Прошлое - как бы идиллия, картина простой, понятной жизни, родниково-чистых рек и густых дубрав, а если рисуется оно и не такой мирной картиной, то, во всяком случае, как нечто, основанное на твёрдых устах крестьянско-христианского мира, на чётком круге вечных представлений о Вселенной, Человеке, Боге, Добре и Зле.

Первые христиане.

Состоящая из различных северогерманских, славянских и финских элементов, древнерусская (восточнославянская) общность в конце тысячелетия стала превращаться в народ, сплоченный не только политически, но и духовно, т. е. религиозно. Медленное распространение христианства среди варяжских и славянских дружинников началось в IX веке. Первоначально крещение принимали немногие воины, участвовавшие в набегах на Византию и в торговле с христианами-греками (профессии воина и купца в то время очень часто совпадали).

Перемена веры дружинников была делом вполне естественным: они много времени проводили в походах, в чужеземных краях, в том числе и в Византии, где видели прекрасные храмы, торжественные службы, сравнивали свои языческие культы с христианской верой.

Племенные, языческие верования были, как правило, основаны на непонимании воздействия на человека каких-то малоприятных, неведомых сил. Язычество оставалось неистребимым, потому что в нём отражался весь жизненный путь крестьянина-общинника (цикл сельскохозяйственных работ, домашний быт, сельские сходы, свадьбы, похороны). Поэтому серьёзные изменения в быте ставили под сомнение различные элементы верования, порождали религиозный кризис (так, поклонявшиеся духам гор племена не могли сохранить своих представлений о них, переселившись на равнину).

Неудивительно, что наибольшую восприимчивость к перемене религии показывала самая активная часть общества: воины и купцы. Некоторые историки, как С. М. Соловьёв (Соловьёв С. М. Чтения и рассказы по истории России. -М. , «Правда»,1990. ), принимают факт крещения Аскольда и Дира, ходивших на Константинополь в 860 году. Но это был не государственный выбор веры, а личный. Тем не менее, крещение отдельных влиятельных людей способствовало знакомству всего населения с христианством.

Вторжение варягов-язычников во главе с Олегом временно привело к победе язычества, тогда как христианство было оттеснено на задний план, но не исчезло с русской земли. Только с усложнением общественных отношений, с расколом общества на классы всё более и более сильно начинает ощущаться потребность в религии, которая бы не противоречила, а наоборот сглаживала все возникающие противоречия. Такой религией явилось христианство.

По языческим понятиям человек в загробной жизни будет иметь такое же положение, как и в земной, поэтому язычество противилось классовому разделению. В христианстве же говорится, что, несмотря на классовые различия все люди равны перед судом Божьим.

Единый Бог объединяет всех христиан, тогда как пантеон языческих Богов очень многолик. Нет единого всеми почитаемого Бога, который объединял бы верования всех язычников. А такое множество Богов вовсе не способствовало централизации власти.

В середине X в. , в Киеве стояла церковь Ильи Пророка, во 2-ой половине X века существовали православные храмы в Новгороде и в других городах древнерусского государства воздвигались храмы на пути «из варяг в греки».

Вдова Игоря Ольга, управлявшая государством после смерти мужа, приняла крещение. Некоторые учёные считают обращение Ольги политической игрой, но это не вполне верно. Конечно, расчёт наверняка имел место, но главным фактором было личное побуждение Ольги.

Существует придание о крещении княжны: она отправилась в Царьград, чтобы принять крещение у патриарха. Но император Константин не сразу её принял, её ладьям долго пришлось стоять в Суде. Послов из разных стран и князей допускали во дворец по очереди, и Ольга не была исключением. Будучи женщиной властной, своим стоянием на Суде она проявила удивительное смирение.

Константин, встретившись с княжной, был восхищён её красотой, умом и хотел взять её в жёны и сделать императрицей. Ольга же, боясь обидеть императора, по преданию, прибегла к хитрости: язычница не может выйти замуж за императора-христианина, пока её не окрестят.

Патриарх крестил Ольгу, а Константин стал её крёстным отцом. Когда опять стал вопрос о женитьбе, Ольга ответила: как ты хочешь взять меня женою, когда сам меня крестил и назвал дочерью? Император подивился уму Ольги и отпустил её с большими дарами.

Но всё же точно мы не знаем, где и когда приняла крещение Ольга. Легенда и русская летопись связывают это событие с посещением ею Константинополя (955 или 957 г. ), где она вела переговоры с императором Константином. Однако в его подробных записках о крещении Ольги не упоминается. Так или иначе, Ольга стала православной, а её народ, в целом, оставался языческим.

Кроме того, по меньшей мере, столетием ранее второго, Владимирова, крещения Русь имела связи с христианской Болгарией времён Семиона (864-928г. ) и, возможно, с Великоморавской державой, где византийские просветители и миссионеры Кирилл и Мефодий в 869(870?)г. организовали славянскую церковь. Есть основания предполагать, что более ранним, и при этом довольно значительным, могло быть болгарское, а непрямое византийское влияние. Накануне второго крещения Русь уже получила значительную долю того, чем владела Семионовская Болгария, - тексты Священного писания на церковно-славянском языке, богословские сочинения «солунских братьев» (Кирилла и Мефодия) и пр. (Балакина Т. И. Мировая художественная культура. Россия IХ- начало ХХ в. – с. 12-13). Об этом есть упоминание и в русской летописи. Прямое же восприятие византийской христианской культуры вследствие реформы Владимира было уже вторичным.

В X веке происходила очень медленная христианизация Руси. Этот процесс почти не затрагивал обитавших вне города земледельцев и охотников. Православие постепенно приобретало статус религии, терпимой в государстве, но не государственной. Распространение христианства в княжеской и дружинной среде (в то время они в известной степени совпали) происходило быстрее.

Постепенно создавались предпосылки для официального признания новой религии и для массового крещения восточных славян. Этим предпосылкам суждено было осуществиться во времена правления святого князя Владимира-Красное Солнышко.

Реформа язычества в 980 году.

Высокий уровень образно-поэтического мировосприятия сложился у восточных славян в «дописьменный» период, в эпоху язычества. Славянское язычество являлось составной частью комплекса первобытных воззрений, верований и обрядов на протяжении тысячелетий.

Уже при отце Владимира язычество стало государственной религией Руси. Осознавая значение религии для укрепления княжеской власти и государственности, Владимир Святославович в 980 году попытался реформировать язычество, придав ему черты монотеистической религии.

Вот как она представлена в старейшем летописном своде – «Повести временных лет»: «И поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей»

Первенство в иерархии богов было отдано княжеско-дружинному богу войны Перуну, для повышения авторитета которого Владимир даже приказал возобновить человеческие жертвы. Имена богов из свиты языческого громовержца свидетельствуют об одном интересном факте. В первые годы своего княжения для укрепления государственного единства Владимир попытался использовать богов разных племен.

Однако старые боги оказались слабыми помощниками в делах князя, в упрочении его политической власти и международного престижа Руси. Походами на вятичей, литовцев, болгар, радимичей Владимир укрепил государство, занялся сооружением оборонительных рубежей, для чего выстроил на Десне, Осетре, Трубеже и других реках крепости, создал первую засечную черту для защиты от печенегов. Древнерусское государство мужало, в искусствах и ремеслах не уступало своим соседям, а все же считалась второстепенной, варварской и языческой державой. Уже через восемь лет после религиозной реформы Владимир увидел: нужны иные меры.

Языческое мировоззрение нашло свое художественное выражение в народном творчестве еще в дохристианскую эпоху. Позднее, в период двоеверия, языческая традиция, гонимая в сфере официальной идеологии и искусства, нашла прибежище именно в фольклоре, прикладном искусстве.

Несмотря на официальное неприятие дохристианской культуры, именно взаимовлияние языческой и христианской традиций в домонгольский период способствовало «обрусению» византийских художественных норм и, таким образом, созданию самобытной культуры средневековой Руси.

Дохристианская Русь в области материальной культуры, в сфере религиозных (языческих) представлений, в многоликой стихии народного творчества достигла, безусловно, высокой ступени развития и оказалась в основном готовой к восприятию новых идей (в виде сложнейшей концепции христианского вероучения) и образно-художественного мышления, присущего византийской культуре. Поэтому вполне закономерно выглядит второй шаг Владимира Святославовича в области религиозных преобразований.

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ.

Крещение Руси: исторические предпосылки.

Князь Святослав, заботившийся о своей военной славе больше, чем о государственных делах, тем более о вопросах веры, совершил несколько походов на Восток и Юго-Восток, против ослабевшего Хазарского каганата, на Юг и Юго-Запад и др. Он пытался создать державу силой оружия на землях придунайских славян (болгар) и основал там свою, как бы военную столицу-Переяславец. Территорию, которая со времён Олега была подвластна русским князьям, Святослав передал своим малолетним сыновьям: Ярополку (ему достался киевский престол) и Олегу (ставшему древлянским князем). В дальний Новгород Святослав отправил ещё одного сына, Владимира, бывшего в глазах современников не совсем ровней Ярополку и Олегу. Очевидно, что мать Владимира была не варяжского, а славянского рода. Она занимала невысокое положение ключницы и считалась не женой, а скорее наложницей князя: многожёнство тогда имело место. Владимира, ещё ребёнка, сопровождал его дядя и наставник Добрыня. После смерти Святослава (972 г. ) между сыновьями вспыхнула междоусобица. Юный Олег погиб в суматохе, образовавшейся после отступления его войска (воины торопились укрыться за стенами города Овруга и многие из них попадали в ров; такая участь постигла и Олега).

Прослышав о событиях в древлянской земле, Добрыня и Владимир отправились в Скандинавию, откуда вернулись с наёмным войском. Во главе этого войска, пополненного жителями северных городов и селений, Владимир двинулся на Юг, к Киеву. По дороге воины Владимира покорили Полоцкую землю, а в 978 или 979г. вошли в Киев. Ярополк, явившийся к победителю-брату, был убит. Усобица завершилась победой Владимира.

Владимир в момент завоевания Киева был убеждённым язычником. После убийства брата новый князь приехал устроить на одном из городских холмов языческое капище, где в 980 году были поставлены истуканы племенных богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога и другие. Так в конце X века в Киеве была предпринята попытка оживить традиционное язычество, поддержав его авторитетом государственной власти. Язычество, казалось, переживало расцвет: идолам приносились человеческие жертвы, князь и большое число горожан с одобрением воспринимали эти кровавые ритуальные убийства, которые в предшествующие годы десятилетия были почти что забыты (по крайней мере в Киеве).

Через несколько лет после вокняжения в Киеве Владимир отказался от язычества и принял крещение, приступив затем к обращению в христианскую веру своих подданных.

Религиозная реформа, круто изменившая жизнь многих людей, была подготовлена предшествующим развитием русских земель и вызвана к жизни политическими причинами. Однако утверждение, что Владимир руководствовался исключительно пониманием государственной пользы христианства, неверно. Очевидно, что без глубокого переосмысления собственной жизни, без искреннего обращения в православие Владимир не смог бы действовать столь последовательно и решительно, побуждая, принуждая к крещению жителей огромной языческой державы.

Выбор религии.

Но как ярый язычник вдруг уверовал во Христа? Возможно, это было раскаянием в совершенных злодеях, усталость от разгульной жизни и ощущение душевной пустоты. Став христианином, Владимир, как натура деятельная, обладающая умом, пришёл к мысли о распространении православия в своих владениях. Он понял, что его держава всё-таки состоит из отдельных княжеств, которые после его смерти опять начнут междоусобицу, и что Русь может объединить только какая-то сверхидея, и этой сверхидеей должно стать именно православие.

В любых отношениях с христианскими государствами языческая страна неизбежно оказывалась неравноправным, ущербным партнёром, с чем Владимир не мог мириться (обращение в христианство усилило присущее ему чувство ответственности за государство, за его авторитет).

Согласно летописи в 988-989гг. киевский князь, увидев «заблуждение язычества», оказался перед трудным выбором, какую из имевшихся в других странах монотеистических религий выбрать. Летописец говорит, что не только христиане, но и магометане, и иудеи присылали своих проповедников, дабы склонить Владимира к принятию их веры.

Первыми послами были болгары, но по Корану правоверным полагается обрезание и нельзя пить вино, он сказал: “Руси есть веселие пити”. Послы Папы римского также потерпели неудачу. Выслушав иудеев, Владимир спросил, где отечество их. Послы же ответили: «В Иерусалиме, но Бог, разгневавшись на нас, расселил нас по чужим землям». Но Владимир ответил: ”И вы, наказанные Богом, осмеливаетесь учить других? Мы не хотим подобно вам лишиться своего отечества”.

Наконец, греческий философ, опровергнув своей речью другие веры, рассказал вкратце князю Ветхий и Новый Завет и содержание Библии. В конце разговора он показал картину страшного суда с изображением участи праведных и грешников. Князь, поражённый промолвил: ”Благо добродетельным и горе злым”. ”Креститесь, - отвечал греческий мудрец, - и будете в раю с первыми”.

Далее князь Владимир отправил своих послов по разным странам, чтобы те узнали, как там всё обстоит на деле. Послы, вернувшись, с презрением отозвались обо всех религиях. Кроме одной. Что же предпочесть, какое христианство – западное или восточное? При чьем посредничестве – римского папы или константинопольского патриарха? Рим или Византия? Здесь князю-язычнику действительно нужно было выбирать.

Бывая в Византии по торговым, дипломатическим, военным делам, русские видели, каким почетом и поклонением окружен там император. Его называли земным богом, и простые смертные падали ниц при его появлении. Византийская церковь поощряла это поклонение, утверждала божественность императорской власти. Константинопольский патриархат признавал свою зависимость от императора и ставил церковь на службу ему.

Иные взаимоотношения между государством и церковью утверждал папа римский. Стремясь к христианизации европейских государств, он требовал не только религиозного, но и политического их подчинения. Такое положение дел не отвечало интересам ни самого Владимира, ни его ближайшего окружения.

В пользу константинопольской ориентации говорило еще одно немаловажное обстоятельство: язык богослужений. В римской церкви это была латынь, и только латынь, константинопольская использовала в культовых целях не только греческий, но и местные языки. Некоторые богослужебные книги были уже переведены на славянский язык – они потребовались, в частности, для бабушки Владимира, княгини Ольги, принявшей византийское православие.

Интересно, что решающим доказательством истинности веры русские послы сочли красоту. «Не знаем, на небе ли мы были или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом; только знаем, что там Бог с человеками пребывает и Богослужение их лучше, чем во всех иных странах. Мы не можем забыть красоты той» (Балакина Т. И. Мировая художественная культура. Россия IХ- начало ХХв. ), - рассказывали посланцы Владимиру о своём посещении Софийского собора в Константинополе. «Красота византийского богослужения, ее эстетический эффект заставили русских послов предпочесть христианскую веру византийского образца. Захваченные этой красотой, древние славяне и обратили свои сердца к греческой мудрости, воспринятой ими прежде всего в форме художественных образов, поразивших их воображение.

Уже при первых контактах с Византией Русь восприняла, еще не осознавая этого полностью, самую суть византизма – выдвижение эмоционально-эстетической сферы во главу всей духовной культуры. Именно поэтому Древняя Русь и смогла продолжить непрерывную линию духовной традиции.

Красота греческого богослужения стала одним из главных критериев истинности религии. Такое преклонение перед красотой, выраженное в тексте летописи, выявляет эстетическую подготовленность, настроенность на восприятие этой красоты, отнюдь не простой, чрезвычайно утонченной, обладающей сложной символикой, своеобразным языком» . Так якобы была решена историческая судьба Руси: она приняла крещение из Византии, и это определило её вхождение в систему связей и взаимодействий, сложившихся на православном Востоке. Предпочтение православной Византии было отдано, видимо, по следующим причинам:

- развитые торговые отношения с Византией как с соседней страной;

- эстетические впечатления от красоты богослужений (согласно летописными источниками);

- возможность в православном храме вести службу на понятном родном языке;

- глубокая личная религиозность воспитавшей Владимира княгини Ольги (его бабки), исповедующей христианство. (Однако, будучи мудрым политиком, Владимир не сразу решился на этот шаг, и даже решившись, начал с осады Корсуни, чтобы не зависеть, приняв христианство, от Византии. )

Политика иль вера?

Решив креститься, Владимир обратился к боярам, где принять крещение, на что получил ответ: “ Где тебе любо”. Политическая ситуация складывалась для Владимира удачно. В нем нуждались. Византийский император Василий II и его брат-соправитель Константин IХ терпели поражение от собственного восставшего полководца Варды Фоки. Они обратились за помощью к князю-язычнику, отозвавшись и на предложение о крещении, и на сватовство сестры, принцессы Анны. Мятежный полководец был усмирен, но императоры не спешили выполнять условия договора.

Тогда Владимир убедительно напомнил о нем – в 988 году - пошёл на Херсонес. Осушив городские колодцы, он заставил город сдаться. Заняв его, Владимир направил послов к Василию и Константину с предложением отдать их сестру, Анну, ему в жены, угрожая в противном случае подступить к Константинополю. Цари ответили, что если князь примет христианство, то Анну за него отдадут. Владимир согласился. Цари, упросив сестру дать согласие, послали её вместе со священниками к русскому царю. В это время, по приданию, Владимир внезапно ослеп. Царевна сказала ему, что если он крестится, то вылечится от слепоты. Херсонесский епископ совершил обряд крещения и дал ему имя Василий. По окончании крещения Владимир тотчас же вылечился от слепоты. Многие знатные воины, подражая своему князю, перешли в христианство. По возвращении в Киев Владимир приступил к крещению столичных жителей, а затем и других своих подданных.

Киевляне, среди которых было много христиан, воспринимали обращение в христианство без явного сопротивления. Владимир рассматривал христианство как государственную религию; отказ от крещения в таких условиях был равнозначен проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было серьёзных оснований. Столь же спокойно отнеслись к крещению обитатели южных и западных городов Руси, часто общавшиеся с иноверцами и жившие в многоязычной, многоплеменной среде.

Куда большее сопротивление оказали жители севера и востока Руси. Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима. Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян, возглавленная Добрыней и Путятой. Жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своём желании сохранить религию предков. Сходные конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель.

Причиной столь враждебного отношения является приверженность населения традиционным обрядам, именно в этих городах сложились элементы религиозной языческой организации (регулярные и устойчивые ритуалы, обособленная группа жрецов волхвы, кудесники). В южных, западных городах и сельской местности языческие верования существовали скорее как суеверия, чем как оформившаяся религия.

Другой причиной сопротивления ростовчан и новгородцев было настороженное отношение к распоряжениям, исходившим из Киева. Христианская религия рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных земель, чьё подчинение воле князя основывалось на традиции и было безграничным.

В сельской местности сопротивление христианству было не столь активным. Земледельцы, охотники, поклонявшиеся духам рек, лесов, полей, огня, чаще всего совмещали веру в этих духов с элементами христианства. Двоеверие, существовавшее в сёлах на протяжении десятилетий и даже веков, лишь постепенно преодолевалось усилиями многих поколений священнослужителей. И сейчас всё ещё преодолевается.

Владимир столь сильно уверовал, что пытался воплотить христианский идеал: на первых порах отказался от применения уголовных наказаний, прощая разбойников, раздавал питание неимущим.

Правление Владимира нельзя считать периодом гармонии власти и общества. Необходимо иметь в виду, что и после 988 года утверждение христианства, особенно в отдаленных землях Киевской Руси, происходило в течение долгого времени и совсем непросто – иногда силой, а зачастую приспосабливаясь к языческому мировоззрению. Как ни парадоксально, важным фактором в укреплении позиций христианства стало нашествие монголо-татар. Перед лицом страшной опасности русские люди осознали свое единство как христиане в противовес завоевателям-язычникам.

С введением новой религии Русь окончательно определила свое вхождение в общеевропейский историко-культурный ландшафт. Христианство с его монотеизмом, иерархией святых, развитым учением о господстве и подчинении, проповедью непротивления злу и насилию наиболее полно отвечало феодальному строю и способствовало укреплению монархической государственности. Религия, имеющая космополитический характер, а значит, пригодная для любой этнической группы, входившей в государство, оказала цементирующее воздействие на процесс формирования древнерусской народности в условиях полиэтничности Киевской Руси.

Киев и Константинополь – культурные связи до ХIII века.

. Культурно-исторические связи.

Для народов, населявших и окружавших империю, Византия со своей столицей Константинополем представлялась как центр несокрушимой политической власти, богатства, образования и культуры. Византия, часто называвшаяся Новым Римом, была очагом науки и искусства, благотворное воздействие которых на различные слои византийского общества сделало его одним из самых передовых во всем мире.

Свои достижения в сферах литературы, искусства, науки государственности Византия по мере возможности культивировала среди народов, с которыми она соприкасалась теми или иными сторонами своей жизни и быта.

Культурно-просветительское воздействие Византии самым существенным образом сказалось на развитии и культурном росте многих народностей (сербов, болгар, румын, грузин, армян, русских) и даже всего западно-европейского мира.

Киевская Русь была вовлечена в контакты с Византией по причинам двоякого рода. Во-первых, молодое, крепнущее государство с раннефеодальной структурой социальной организации совершало военные экспедиции – набеги на богатого соседа. Константинополь был олицетворением богатства всего Средиземноморья и Ближнего Востока.

Путешественники так описывали столицу Византийской империи: «Купцы стекаются сюда со всех сторон: из Вавилонии, земли синеарской (Месопотамии), Индии, земли Ханаанской, царства русского, Венгрии, Болгарии, Ломбардии и Испании Сюда свозятся подати, собираемые ежегодно со всей земли греческойПодобных зданий и богатств нет ни в одной стране мира. »

Во-вторых, Киевская Русь была вовлечена самой Византией в ее внешнеполитическую деятельность в качестве ближайшего соседа и военного партнера. Политика временных союзов была обычным приемом византийской цивилизации. Когда империи угрожали сразу несколько внешних врагов и война могла вспыхнуть в двух или трех местах, византийское правительство ценой целого ряда жертв и уступок спешило заключить с одной из сторон мир. С наибольшей активностью такая политика применялась византийской дипломатией по отношению к славянским народам – сербам, болгарам, русичам.

Основной причиной обращения древней Руси к культуре Византии, а не латинского запада было то, что Византийская империя была в IХ – Х веках передовой страной средневекового мира, способной дать высокие продуктивные образцы быта, культуры, государственности.

Культурные связи Киева и Константинополя – одна из граней сложной проблемы влияния византийской цивилизации на культурное развитие Древней Руси. В ХIII веке культурные связи между этими двумя городами ослабли, т. к. в 1204 году Константинополь был захвачен крестоносцами, а в 1237 году Киев подпал под власть монголо-татар. Время Х-ХIII веков было периодом наивысшего расцвета взаимоотношений Киева и Константинополя во всех сферах общественной жизни – в экономике, политике, культуре. Для понимания характера и особенностей культурных связей Киева и Константинополя немаловажное значение имеет принятие христианства на Руси из Византии.

Средневековая Европа длительное время была не только свидетельницей, но и участницей борьбы в сфере политики, религии, идеологии и культуры двух мировых центров Запада и Востока – Рима и Константинополя.

В сферу этой борьбы было втянуто и самое крупное и могущественное государство восточной Европы – Киевская Русь. Если Запад был повернут лицом к Риму, то Русь и Балканы были обращены ко «второму Риму» - Константинополю. Взаимоотношения между Константинополем и Киевом прошли долгий и сложный путь. Исконные торговые связи соединяли древнерусское государство со столицей Византийской империи. Все торговые пути из Руси в Средиземноморье в конечном итоге сходились в городе на Босфоре. Перефразируя известное изречение древних, М. Н. Тихомиров писал, что «для русских путешественников все дороги вели в «Новый Рим»». Царьград всегда привлекал русских дипломатов, купцов паломников, художников, книжных людей, монахов. Принятие христианства Древней Русью было результатом не только внутренних причин, но и общеевропейских событий, происходивших на международной арене.

Последствия принятия христианства на Руси.

Последствия принятия христианства на Руси из Византии были разнообразны и порою противоречивы. На международной арене Русь выиграла от союза с Византией, заняв равноправное положение среди других влиятельных христианских государств средневековой Европы. Вместе с тем Руси и в дальнейшем приходилось оказывать постоянное сопротивление политическим и церковным притязаниям ромейской державы, стремившейся после христианизации подчинить Русь своему верховенству. Принятие православия временно осложнило отношения с Западом, особенно с папским престолом.

Но самым важным последствием принятия христианства явилось, скорее, то, что оно послужило стимулом для ознакомления Руси с византийской культурой. Через Византию в Древнюю Русь начало проникать наследие античного мира и Ближнего Востока. С принятием на Руси христианства и установлением более тесных церковных и политических отношений между древнерусским государством и Византией стали значительно более интенсивными и русско-византийские связи.

Проникновение на Русь византийской образованности, восприятие здесь в XI – XIII веках элементов византийской цивилизации способствовали дальнейшему прогрессивному развитию русского феодального общества, отвечало его внутренним потребностям, обогащало его культуру. Установление тесных культурных связей Руси с Византией не было простой случайностью, это был вполне осознанный с обеих сторон процесс, происходивший по обоюдному согласию.

Центром культурных контактов Византии и Руси стал Киев. Он был непосредственно связан со столицей Византийской империи Константинополем. Именно в стольный град на Днепре из Царьграда приезжали дипломатические миссии с богатыми дарами от византийских императоров, греческое духовенство- с поручениями от константинопольского патриарха, сюда стекались караваны греческих купцов, привозивших изысканные предметы роскоши и произведения византийского прикладного искусства.

4. По подобию Царьграда.

Русь принимает христианство в его православном варианте. Вместе с новой религией приходит новая художественная традиция, приобщившая Русь к наследию античности. Великая древняя византийская традиция, столкнувшаяся с молодым жизнелюбивым мироощущением, получает новое воплощение на русской земле. Но «по сравнению с византийским искусством русское искусство демократичнее. В нем гораздо настойчивее пробивается народная струя, его формы менее отвлеченны и более полнокровны, воплощаемые им идеалы утратили византийскую строгость и суровость.

Столь сильно выраженный в восточном христианстве момент пассивной созерцательности уступает место на Руси эмоциональному и лирическому подходу в религии. Ослабление аскетического начала выразилось в усилении яркости радостных, звонких красок, в смягчении ритма линий, в умилённости добрых ликов, в интимизации образа божества. Под личиною византийских форм русские люди сумели прозреть их греческую, эллинистическую сердцевину и сумели блестяще использовать последнюю в создании того нового художественного мира, который при всей своей преемственности от Византии является глубоко оригинальным творением русского народа».

Византийская художественная система, построенная на прочном фундаменте несокрушимой светской и церковной власти, пришлась кстати при дворе князя Владимира, утверждавшего могущество Киевского государства. Роскошь и торжественность архитектуры Византии служат образцами при возведении каменных соборов в древнем Киеве. Русь перенимает от Византии крестово-купольную систему храма.

Киевские князья первыми стали приглашать из Византии греческих мастеров: зодчих, живописцев, резчиков по камню, мозаичистов и ювелиров. Именно в Киеве с помощью греческих зодчих началось широкое культовое и дворцовое строительство.

При Ярославе Мудром в Киеве, как бы споря с прославленными постройками Царьграда, создавались свои, русские Золотые ворота, свой великолепный Софийский собор. Собор святой Софии в Киеве (1037-1054), вершина южно-русского зодчества ХI века, призван был возродить на киевской земле традиции главной святыни православного мира – Софии Константинопольской.

Как София Константинопольская символизировала победу христианства во всей цивилизованной ойкумене и могущество византийских императоров, так и София Киевская утверждала православие в Древней Руси и силу великокняжеской власти. Но художественное воплощение этой идеологической концепции в Константинополе и Киеве были различными. София Киевская, созданная совместно греческими и русскими мастерами, не имеет прямых аналогий среди памятников церковного зодчества Византии. Сохранена была только византийская основа крестово-купольного храма.

Главные и парадные ворота новой крепостной стены Киева получают название Золотых, как в Константинополе. Там они были созданы по подобию Золотых ворот Иерусалима палестинского, через которые, как известно, Господь Иисус Христос совершил свой торжественный «вход в Иерусалим» накануне Крестных Страданий. Для христианского сознания эти ворота стали главными святыми вратами в стенах Иерусалима. В константинопольских градостроительных и храмостроительных ансамблях это была не единственная деталь, сознательно сближавшая столицу империи с Иерусалимом.

И русские об этом хорошо знали. В знаменитом «Слове о законе и благодати» митрополита Киевского Иллариона (первого русского по национальности), написанном между 1037 и 1050 годами, «Константинград» прямо и без всяких оговорок назван «Новым Иерусалимом», из которого, по словам Иллариона, князь Владимир с бабкою своей Ольгой принесли честный крест подобно тому, как Константин Великий с матерью Еленой принесли крест из Иерусалима. То, что здесь (в «Слове» митрополита) Константинополь назван «Новым Иерусалимом», свидетельствует о широкой распространенности и общепринятости такого восприятия Царьграда в Древней Руси. Следовательно, Золотые ворота Киева в сознании русских имели своим прототипом не только Константинополь, но и Иерусалим. Иногда ворота называли святыми. Они как бы приглашали Господа Иисуса Христа войти в Киев, как входил он в Иерусалим, и благословить стольный град и Землю Русскую.

Традиция русского искусства пережила «не только пришествие великой византийской традиции, не только согнула и переплавила ее по-своему на протяжении векаНародное искусство не есть ли тот скелетнациональной художественной жизни, меняющийся во внешних покровах своих?».

Историческая судьба России сложилась так, что, имея все основания к участию в общеевропейском культурном процессе (географическая близость, торговые отношения, родовые связи правящих князей), она все-таки ушла с европейского магистрального пути, следуя собственной, определившей самобытность русской культуры дорогой. Рубежным в этом отношении стал 988 год – год принятия христианства по византийскому образцу (православия). Именно духовная традиция православного христианства оказалась доминирующей в сознании россиян вплоть до наших дней, определив типологию русской культуры как восточную.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Историко-культурное значение этого времени заключалось в следующем:

1. Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства.

2. Создание условий для полнокровного сотрудничества племён Восточно-Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.

3. Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.

4. Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.

5. Влияние церкви на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в русском обществе. Она старалась искоренить языческие обычаи и нравы в семейном быту: многожёнство, умыкание и покупку невест, жестокость над членами семьи и т. п. Применяя в своих судах византийские законы, более развитые, чем грубый юридический обычай языческого общества, духовенство воспитывало лучшие нравы на Руси, насаждало лучшие порядки.

6. Большая посвятительная деятельность церкви. Прежде всего, просветительное значение имели те практические примеры христианской жизни, которые давали русским людям монастыри; затем просветительное влияние оказывалась письменность; наконец, предметы и памятники искусства, которые создавала церковь на Руси.

Итак, с X века на Руси устанавливается православие, которое остается государственной религией и по сей день.

Не следует думать, что христианизация Руси прошла без каких-либо осложнений, не очень хотел народ расставаться с привычным и близким им язычеством. Так лишь третье поколение после крещения Руси считает себя христианами.

Но язычество так и не было полностью истреблено, оно сохранилось во многих обрядах русской православной церкви, плавно слившись и перемешавшись с христианскими культами. Определённые наслоения язычества и остатков других религиозных течений образовали своеобразную русскую церковь с её отличительными национальными чертами.

В своей работе я исследовал лишь небольшой круг вопросов, связанных с крещением Руси. Эта тема необъятна и, несмотря на то, что её пытаются и пытались анализировать многие выдающиеся исследователи, множество проблем остаются открытыми и ждут новых идей и предложений.

Мою работу я заканчиваю цитатой Александра Сергеевича Пушкина, которая раскрывает, на мой взгляд, сущность своеобразия исторического пути Руси, так изменившегося с принятием христианства: «Долго Россия оставалась чуждою Европе. Приняв свет христианства от Византии, она не участвовала ни в политических переворотах, ни в умственной деятельности римско-кафолического мира. Великая эпоха Возрождения не имела на нее никакого влияния; рыцарство не одушевило предков наших чистыми восторгами, и благодетельное потрясение, произведенное крестовыми походами, не отдавалось в краях оцепеневшего севера России определено было высокое предназначение».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)