Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Дискриминационные меры еврейского населения на территории СССР в годы Великой Отечественной войны

Человечество вступило в третье тысячелетие, за плечами имея многовековый опыт поражений и побед. Несмотря на это многие уроки так и не были им усвоены. То, что сейчас происходит в мире ( события 1 сентября в Беслане, их последствия), наглядный этому пример. По – видимому, люди уже забыли одну из ужаснейших трагедий XXв. - Холокост.

Холокост – политика нацистской Германии, её союзников и пособников по преследованию и массовому уничтожению евреев в 1933 – 1945гг. – вот уже несколько десятилетий остаётся в центре научных и политических дискуссий. Это тема многочисленных художественных и документальных фильмов, сюжет для ставших знаменитыми литературных произведений. Весь цивилизованный мир ежегодно отмечает День памяти евреев – жертв нацизма и героев Сопротивления. Многие европейские страны ввели свои собственные Дни памяти, в том числе приуроченные к освобождению узников самой страшной нацистской фабрики смерти – концлагеря Освенцим. Философы, политики, богословы дают всё новые и новые объяснения того, как и почему в центре Европы, в стране с богатейшими интеллектуальными традициями возникла и быстро распространилась по Европе чума ненависти к целому народу, приведшая к безумной идее его полного искоренения на Земле.

Эта тема уже давно вышла за рамки анализа «палачи-жертвы». В еврейском сознании всё острее ставится вопрос о коллективной и личной ответственности правительств, партий, политических и общественных деятелей, каждого гражданина за то, что происходило фактически при равнодушии или бездействии всего мира.

Идеология и практика нацизма, жертвами которого стало огромное количество граждан нашей страны и других государств, к огромному сожалению, на многие десятилетия пережили разгром нацистской Германии. В наши дни разжигание национальной ненависти, преследование и массовые убийства на постсоветском пространстве коснулись миллионов людей, в том числе - русских за пределами России. Создание гражданского общества и уважение к правам человека невозможно без противодействия экстремизму и формирования толерантного сознания.

Многие политологи, историки, социологи и сегодня пытаются выяснить: какое событие можно отнести к самому главному. Самому «истинному», олицетворяющему XXв.

Физики утверждают, что таким событием является открытие энергии атома и рожденное им создание атомной бомбы. Политологи отстаивают основание мировым сообществом ООН (Организации Объединённых наций). омантики отдают первенство полётам в космос. И никто не заикается о Холокосте.

В современном словаре иностранных слов объясняется значение Холокоста, что это уничтожение, истребление; геноцид; массовое уничтожение еврейского населения фашистами во время Второй мировой войны – в основном на территории Западной Европы.

Но почему именно еврейского населения? Ведь нацисты уничтожили помимо евреев и миллионы людей других национальностей. Кроме того, фундаментальное значение этого слова и в английском языке («holocaust»), и в греческом ( «holokaustos»-«holokauston»), и в мёртвом нынче латинском языке («holocaustum») означает одно: полное сжигание жертвы, приносимой богам.

Данная работа состоит из двух глав:

Первая глава посвящена проблемам «Дискриминационных мер еврейского населения на территории СССР в годы Великой Отечественной войны. »В ней описываются тяжёлые моменты жизни еврейского населения, гонения их в разных странах и разными нациями, и истребление, систематическое ограбление еврейского населения в виде многочисленных контрибуций, налогов и штрафов.

Вторая глава освещает проблемы «Политики антисемитизма Германии в Европе». Проблемы еврейского населения, влияние на них нацистских партий, антисемитизма и уничтожение евреев, как народа.

При написании реферата мною были использованы следующие источники:

Иоффе Э. Г. «Катастрофа белорусского еврейства в отечественной историографии». В книге рассказывается о еврейском населении, который веками подвергался репрессиям и гонениям, через все испытания пронес самобытность, веру, язык, культуру и даже будучи рассеян по всему миру, сумел возродить своё государство.

Альтман И. А. «Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР». Данный источник содержит информацию по истории нацистской политике преследования и уничтожение еврейского народа после прихода к власти Гитлера.

Гефтер М. Я. «Эхо Холокоста и русский еврейский вопрос». В данной книге прослежена история Еврейского сопротивления; особое внимание уделено истории Холокоста на оккупированной территории СССР.

Дискриминационные меры еврейского населения на территории СССР в годы Великой Отечественной войны.

«Еврейский вопрос» занимал весьма заметное, а для ряда изданий - едва ли не центральное место в антисоветской пропаганде. В редакционных статьях и присланных из Берлина пропагандистских материалах, регулярно публикуемых речах и выступлениях руководителей нацистской Германии четко проводилась мысль, что именно евреи как опора большевистского режима являются главными врагами не только Германии, но и других народов СССР.

Авторами таких публикаций нередко выступали сами главные редакторы и другие сотрудники, стремившиеся выразить солидарность с нацистами. Кроме профессиональных журналистов, привлекались и местные авторы, специализировавшиеся на антисемитской тематике, - историки, искусствоведы, врачи, музыковеды. В некоторых газетах антисемитские материалы появлялись практически в каждом номере, причем в разных рубриках. Так, киевское «Новое украинское слово» опубликовывало антиевреейские материалы в 600 номерах издания из вышедших 700. Активно пропагандировался тезис, что «жидам нет места среди нас». Борьба с евреями провозглашалась как одна из важнейших задач сторонников «нового порядка».

Регулярно объяснялись причины жестокого обращения с ними, приводились многочисленные примеры антиеврейского законодательства во всей оккупированной Европе и государствах - союзниках Германии. Газеты систематически публиковали специальные распоряжения оккупационных властей, касающиеся евреев. Многие издания уже с первых номеров спешили сообщить читателям об особом правовом и имущественном положении евреев. Регулярно появлялись информации о сокращении численности евреев в Европе и создании гетто.

Также публиковались сведения о проявлениях антисемитизма в странах антигитлеровской коалиции и реакции их правительств (в 1942 г. ) на судьбу евреев Европы (с целью показать «проеврейскую политику» этих государств).

Отдельные статьи включали уникальный статистический материал о численности населения (в том числе узников гетто) в некоторых оккупированных городах Украины и России. Другим косвенным источником информации о Холокосте являются статьи об освободившихся еврейских домах и квартирах. Центральное место в антисемитской пропаганде занимал тезис о «еврейском засилье в Кремле», преступлениях евреев в годы революции и Гражданской войны, их работе в ЧК и органах НКВД. Особенно активно

-6- использовался тезис о «еврейских зверствах» накануне и в перые дни войны. Как правило, это была намеренная дезинформация, подстрекавшая местное население к актам насилия.

Нередко такие «тематические» публикации совпадали по хронологии с репрессиями против еврейского населения данной местности и косвенно объясняли их. В последние месяцы оккупации еврейская тема вновь становится «популярной». Авторы этих материалов писали о возможных последствиях возвращения Красной Армии и тех бедах, от которых немецкие оккупационные власти «освободили» местное население.

«Просветительская» антисемитская работа издателей газет выражалась в публикации огромного количества материалов о преследованиях евреев во все времена и во всех государствах мира; приводились цитаты из антисемитских высказываний известных философов и политиков. Этот бурный всплеск антиеврейской риторики накануне отступления войск нацистов был одним из их последних резервов в идеологической борьбе с «иудобольшевизмом». Она была призвана запугать людей угрозой мести со стороны советских властей и обеспечить если не поддержку оккупантов, то хотя бы неучастие в движении Сопротивления.

В ряде материалов приводятся сведения о протесте местного населения против преследования евреев. Естественно, что основной пафос этих статей состоял в информировании о жестоком подавлении такого сопротивления и всех местных жителей, поддерживавших евреев. Важнейшее значение имеет информация о репрессиях против тех, кто укрывал евреев. Эту тему регулярно освещали газеты, издававшиеся в Одессе под контролем румынской администрации. Там же несколько раз публиковались списки скрывавшихся евреев. Отдельные газеты помещали приказы властей о розыске евреев, бежавших из тюрем и гетто. В 1942-1943 гг. многие издания публиковали материалы, направленные против любого проявления сочувствия или жалости к скрывающимся евреям. Типичным приемом пропаганды была публикация информации о наказании тех, кто поддерживал евреев в других оккупированных странах. Например, в газете «Голос Крыма» приводился пример демонстрации сочувствия французов евреям и сведения о наказании виновных.

Однако эти же сведения могли вдохновлять отдельных людей на помощь евреям, показывали им, что они не одиноки в проявлении своих гуманных чувств.

Некоторые периодические издания прямо обращались к читателям с призывом сообщать как о скрывавшихся евреях, так и об их укрывателях. Появление таких статей фактически служило сигналом для окружающего населения о том, что евреи поставлены вне закона. Это стимулировало антиеврейские акции и погромы местных коллаборационистов, доносы на скрывавшихся, отказ предоставить им помощь.

Разумеется, в условиях военного времени не могло быть конкретных репортажей об уничтожении евреев. Но на страницах периодических

-7- изданий можно найти немало косвенных свидетельств об этом. В газетных публикациях систематически появлялись призывы к избавлению от евреев либо констатировался факт их полного «исчезновения» из данного города или региона. Читатели прекрасно понимали, что скрывается за информацией о резком сокращении или исчезновении еврейского населения. Антисемитская пропаганда возрастала непосредственно после проведения акций уничтожения. Вместе с тем читатели на оккупированной территории могли неожиданно получать хотя и искаженное, но некоторое представление об еврейском Сопротивлении. Например, сведения о восстании в варшавском гетто (публиковавшиеся в контексте его подавления в киевской газете «Последние новости»). Отметим, что советские газеты периода войны не упоминали об этом восстании. А в псковской газете «За Родину» в октябре 1943 г. были опубликованы сразу две фотографии гетто в Польше (варшавского и лодзинского). Они были приложены как иллюстрация к статье «Еврейский вопрос в прошлом и настоящем» - очевидно, как иллюстрация «настоящего». Но если лодзинское гетто еще существовало, то евреи Варшавы были уже истреблены в Треблинке и других лагерях смерти.

Одной из важнейших задач нацистской пропаганды было стремление убедить местное население, что данные репрессивные меры направлены исключительно против евреев, а для остальных народов СССР оккупанты являются освободителями. Однако на практике оккупационный режим тяжелым бременем лег на все мирное население.

Чем же отличалось положение евреев по сравнению с участью остального населения СССР, проживавшего на оккупированных территориях? Во-первых, оккупационные власти систематически издавали специальные приказы и распоряжения, касавшиеся именно евреев. Отдельные пункты о евреях содержались практически во всех важнейших приказах, регламентирующих жизнь на оккупированной территории. С первых дней оккупации был определен гражданско-правовой статус евреев как «неарийцев». Это сразу же лишало еврейское население даже тех ограниченных прав, которыми обладало местное население.

Одним из первых таких документов стали «Временные директивы по обращению с евреями на территории рейхскомиссариата Остланд», подписанные X. Лозе в Каунасе 13 августа 1941 г. В них было дано определение, кто является евреем (в соответствии с Нюрнбергскими законами: т. е. те, у кого «чистокровными евреями» являлись три из четырех дедушек и бабушек; а при одном или двух таких предках — принадлежащий к иудейской общине; а также состоящий в браке с евреем или еврейкой). В последующих приказах, в частности, военного командования, вводилось понятие полуеврей («мешанец») и разъяснялось, что крещение не берется в расчет при определении национальной принадлежности.

Нацистским теоретикам и практикам пришлось решать вопрос о принадлежности к еврейству караимов, горских евреев (татов) и крымчаков (последние также были признаны евреями и казнены). Но исповедующие иудаизм караимы, а также часть горских евреев не были уничтожены оккупантами.

Евреями обычно признавались дети от смешанных браков, если отцом был еврей; нередко к ним причислялись все дети-полукровки. При переселении в гетто или первых расстрелах иногда делались исключения для женщин с детьми, мужья которых были не евреи (например, в Ставрополе). Все эти «нештатные ситуации» рассматривали местные полицейские органы.

Дискриминационные меры касались всех сфер жизни еврейского населения. Антиеврейские приказы и распоряжения были приняты оккупационными властями повсеместно. Они различались лишь деталями: отличительными знаками, которые должны были носить евреи; формой регистрационных листов и заполняемых анкет; видом паспортов (аусвай-сов) и удостоверений личности; сроками переселения в гетто; видами и размерами штрафов и контрибуций; нормами снабжения хлебом и другими продуктами питания.

Первым из мероприятий оккупационных властей, сразу показывающим особый статус еврейского населения, являлась их отдельная регистрация и идентификация. Именно с этого начинаются «Директивы» Лозе.

Эти меры не были унифицированы, они отличались в зависимости от зоны оккупации и органа управления данной территорией. «Еврейские списки» жителей составляли работники домоуправлений (отдельно по каждому дому). Дворников обязали сообщать в полицию о появлении в доме любого нового жильца-еврея. В Харькове такие списки составлялись на специальной желтой бумаге. Срок регистрации составлял обычно от 1 до 10 дней.

В различных зонах оккупации были установлены разные возрастные границы для регистрации. Обычно при первичной регистрации населения она совпадала с возрастом трудовой повинности для евреев, т. е. с 14 лет. Дети более младшего возраста вписывались в анкеты родителей. На оккупированной территории центральных областей России возраст для регистрации устанавливался с 10 лет. В 1942 г. на Северном Кавказе регистрировались дети, начиная с шестилетнего возраста. Данную меру, вероятно, следует рассматривать как превентивную, т. е. ограничивающую возможность спасения маленьких детей, способных самостоятельно передвигаться по населенному пункту.

Если основными целями регистрации «арийского населения» являлось выяснение вопроса о необходимости продовольственного снабжения и установления трудоспособных, то учет евреев носил откровенно карательный характер. Их регистрация преследовала вполне конкретную цель - подготовку полного уничтожения. Только у евреев указание на национальность выносилось на обложку удостоверения личности (это могла быть первая буква слова «юде» на немецком или слова «жид» по-русски). Потенциальные жертвы стремились доставать фальшивые документы

(включая иностранные паспорта) либо подделывали национальность в собственных. Но это не гарантировало безопасность их владельцам. Во Львове евреям - иностранным подданным из нейтральных государств и союзников Германии не требовалось носить опознавательных знаков, и они свободно передвигались по городу при наличии соответствующего документа. Однако если местный полицейский определял на улице их национальность по внешнему виду, то он мог открыто уничтожить иностранный паспорт и задержать его владельца как еврея.

Второй важной мерой по идентификации и обособлению евреев от остальных групп населения являлся приказ об обязательном ношении ими специальных опознавательных знаков. Эта мера имела огромное моральное значение, наглядно свидетельствуя о переходе евреев на положение изгоев. Желтые звезды (как правило, шестиконечные) или круг (его называли «лата») являлись двумя основными формами опознавательных знаков, нашивавшихся на одежду.

Почти повсеместно первые такие приказы издавались представителями вермахта. Нередко различные виды и формы опознавательных знаков менялись несколько раз в течение короткого периода. Инициатива исходила от новых военных властей, руководства подразделений айнзатцгрупп, а после перехода некоторых территорий под юрисдикцию гражданской администрации - по приказу ее руководителей. Эти знаки надо было прикрепить к одежде и носить на руке (в виде специальной повязки) или на груди и спине. Впрочем, место ношения повязок и знаков - особенно в небольших населенных пунктах - зависело от фантазии представителей оккупационных властей (особенно в первые месяцы войны).

Обычно повязки приказывали носить на правой или на левой руке, выше локтя. Известны случаи, когда их обязывали носить на обеих руках. Был даже приказ, предписывающий носить такую повязку или пришивать звезду не только на руке, но и на ноге.

Не было единообразия и в вопросе, где носить нашивки. Иногда они были в форме звезды. В Витебске евреев обязали носить их на правом плече спереди и сзади. Некоторые жители не без зловещей иронии называли их «орден Ленина-орден Сталина».

Не было унификации в вопросах о формах, размерах, цвете, материале опознавательных знаков. Типичной была нарукавная повязка белого цвета с вышитой голубой шестиконечной звездой. Но применялся также синий, желтый и даже черный цвет повязок. На ней обычно изображалась шестиконечная звезда, вышитая нитками желтого цвета или пришитая из куска желтого материала. Однако цвет звезды мог быть синим, белым, голубым, красно-белым, желто-синим, черным. Использовалась и белая повязка с надписью на немецком «юде», которую местные жители иногда читали как «иуда».

Форма звезды отличалась в некоторых областях России. Согласно «Объявлению» военных властей в зоне группы армий «Центр» от 1 ноября 1941 г. евреи обязаны были носить белую нарукавную ленту с желтой пятиконечной сионистской звездой.

В центральных регионах России - Калуга, Смоленская и Брянская области - желтая пятиконечная звезда нашивалась также на одежду. Пятиконечная звезда использовалась для обозначения евреев также в некоторых городах Крыма, в частности, в Евпатории. Очевидно, такое изображение в глазах оккупантов имело как расовый, так и идеологический подтекст.

В первые дни оккупации нацисты приказывали носить и белые звезды. Были и другие варианты этих опознавательных знаков.

В Минске после расселения евреев в гетто их обязали носить также под латой нашивку из белой ткани в виде прямоугольника с указанием номера дома. Порядковый номер указывался иногда и внутри шестиконечной звезды.

Материалом для опознавательных знаков, как правило, служила материя определенного цвета. Нередко использовалась нужная краска. На территории Псковской области и в Крыму зафиксированы случаи применения плотного картона.

Ношение знаков, как правило, было обязательным с 10-12 лет. В ряде мест их предписывалось носить соответственно возрасту евреев, подлежавших индивидуальной регистрации. В некоторых населенных пунктах «возрастной ценз» был значительно снижен - опознавательные знаки должны были носить даже маленькие дети, начиная с пяти, а то и с трехлетнего возраста.

Цели, которые преследовали оккупанты, вводя эту «маркировку», были многоплановые: унизить евреев и сделать их объектом издевательств и насилия; ограничить свободу передвижения; исключить контакты с германскими военнослужащими; использовать нарушение этого приказа для репрессий; сделать понятным преследование именно евреев для остальной части населения.

Нарукавные повязки в гетто Львова отражали характер и место работы, общественное положение и отношение к немецкой службе. Так, работающие на оборонных предприятиях получали зеленый кант; фиолетовый кант был на повязке у сотрудников еврейской биржи труда; желтые повязки имели глухонемые. Впоследствии гестапо ввело буквы, вышитые на белых квадратах, которые узники обязаны были носить на левой стороне груди. Они обозначали, на каких предприятиях (военных, гражданских, частных) они трудятся.

Узники некоторых гетто получали также удостоверения различного цвета в зависимости от своего статуса: полезный (сотрудники и служащие юденрата, еврейские полицейские, медики, ремесленники); менее полезный (все трудоспособные) и бесполезный (пожилые, больные, нетрудоспособные и работники умственного труда). Оно напоминало по размеру почтовую карточку, на которой указывались фамилия, имя и подпись владельца, скрепленная печатью. Оккупанты постоянно проводили перерегистрацию владельцев таких удостоверений и вводили новые обозначения во избежание подделок и сокрытия нетрудоспсобных. После первых акций уничтожения в вильнюсском гетто (с августа 1941 г. ) были введены желтые сертификаты для членов семей специалистов. В 1943 г. юденрат выдавал здесь «персональные аусвайсы», которые были действительны по предъявлении справки с места работы.

В ряде населенных пунктов Украины и Западной Белоруссии специально отмечались дома евреев: шестиконечные звезды рисовали на дверях домов. Дома иногда маркировали надписью «1ийе» или на них вешали большие желтые таблички, а в некоторых городах отмечали особыми знаками или плакатами с текстом: «Внимание! Гетто! Вход украинцам запрещен под угрозой штрафа».

Несогласованность и отсутствие единообразия в первых распоряжениях нацистских властей (в частности, одних только опознавательных знаков было введено несколько десятков) свидетельствуют не только об отсутствии единого плана в решении «еврейского вопроса». Необходимо учитывать замену военной администрации на гражданскую, стремление усилить унижение евреев, инициативу местных руководителей (часто сменявшихся), их «польский» опыт. Все указанные формы обозначения и регистрации создавали вокруг евреев особый психологический микроклимат. Узница калужского гетто А. Б. Веллер вспоминала:

«С нашивкой звезд мы поняли, что стали бесправны, что любой может нас оскорбить и защиты искать будет не у кого».

С первых дней оккупации евреи были ограничены в передвижении. Это касалось (в отличие от остального населения) свободы передвижения даже в пределах одного населенного пункта. В некоторых городах для них был установлен особый комендантский час; евреям под угрозой смерти запрещалось появляться в определенных (чаще всего - центральных) кварталах; для них было ограничено или установлено неудобное (фактически после закрытия) время покупок на рынке. Узники не имели права пользоваться общественным транспортом. После создания гетто они могли появляться на улице лишь в трудовых колоннах.

Для всего населения на оккупированной территории требовалось специальное разрешение для проезда в другой населенный пункт. Но только для евреев такое разрешение выдавалось в исключительных случаях. Евреям запрещалось передвижение по железной дороге и пользование иными видами транспорта. Легальное их передвижение из города или местечка в сельскую местность с целью обмена или заработка после создания гетто стало невозможным.

Отметим, что оккупанты могли ограничивать для всех жителей вход в определенные кварталы или улицы в целях безопасности. Меры же против евреев (включая требование передвижения только по мостовой) носили явно дискриминационный характер.

Изоляция евреев путем переселения в специальные кварталы и создания гетто также носили беспрецедентный характер. Это подчеркивало их особый социальный статус. Как следует из меморандума А. Розенберга «Указание к разрешению еврейского вопроса» (1941 г,), эта мера имела как политический и экономический, так и расовый подтекст. «Строжайшее отделение евреев от остального населения» символизировало, что «все права на свободу должны быть отняты у евреев». При этом «следует избирать места, где будет удобнее применять еврейскую рабочую силу». Особый пункт меморандума посвящен пресловутой защите «немецкой чести и немецкой крови»: он предусматривал суровое наказание за «смешение крови между евреями и остальным населением».

В ходе переселения в гетто создавались естественные предпосылки для ограбления переселенцев и потери ими значительной части имущества. Для проживания евреев отводились, как правило, окраины городов или мало приспособленные для жизни пустующие административные помещения или даже хозяйственные постройки для скота.

«Накопленный опыт» изоляции и последующего уничтожения еврейского населения был применен оккупантами в некоторых регионах летом и осенью 1942 г. к семьям цыган и советских офицеров. При отступлении с советской территории в 1943-1944 гг. нацисты насильственно уводили с собой гражданское население, которое размещали в лагерях принудительного содержания.

Экономическое и имущественное положение евреев также было отличным от других местных жителей. Евреям разрешалось иметь лишь минимум вещей и денежных средств из расчета на 1 месяц вперед. С первых дней оккупации все евреи были уволены с государственной службы и предприятий. Жалованье за отработанный ранее период им не выплачивалось. Только евреи были ограничены в правах собственности на свое недвижимое имущество (его залог и продажу). Так, при переселении в гетто они были ограничены в возможностях перевезти туда свое имущество. И до, и после переселения в гетто еврейское имущество безнаказанно разграблялось не только военнослужащими вермахта и союзников Германии (от этого страдало все население), но и местными полицейскими и просто уголовными элементами.

С первых дней оккупации и вплоть до акций физического истребления шло систематическое ограбление еврейского населения в виде многочисленных контрибуций, налогов и штрафов. Именно евреи регулярно облагались специальной контрибуцией (сдача драгоценных металлов, мехов, денежных средств). Эта контрибуция налагалась на еврейскую общину в целом. Ее невыполнение грозило смертной казнью как заложникам, так и всему еврейскому населению.

Евреям запрещалось владеть средствами, превышающими определенную властями сумму. Их имущество (дома, земля, ценности) с первых дней оккупации подлежало «ариизации». Остальному населению предписывалось до 15 января 1942 г. заявить о наличии золота и благородных металлов

-13- в кредитную кассу и продать их. В отличие от евреев, личное имущество других людей на оккупированной территории не объявлялось имуществом рейха.

Уже в конце лета-осенью 1941 г. евреям было запрещено участвовать во всех операциях купли-продажи с местным населением, а также обмене вещей на продукты. Поскольку это было едва ли не единственным источником существования, то многие еврейские семьи автоматически оказывались под угрозой смерти или крупных штрафов.

При использовании местного населения на принудительных работах евреи также занимали особое место. Право на труд для всех жителей, кроме евреев, гарантировалось специальными распоряжениями оккупантов. В Буковине, например, оно было датировано 30 июля 1941 г. В распоряжении говорилось, что «евреи подчинены особому режиму» и на них это распоряжение не распространяется.

Если для обязательной трудовой повинности привлекались местные жители в возрасте с 18 до 50 лет, то для евреев эти возрастные рамки были иные: с 14 или 16 лет (а в некоторых зонах оккупации - даже с 12) до 60 лет. Их привлекали на самые трудоемкие, а подчас и бесцельные работы.

В условиях суровой зимы 1941 г. они носили подчеркнуто издевательский характер: чистка отхожих мест руками, переноска навоза, тяжелые строительные работы с постоянным избиением.

При использовании принудительного труда военные власти практически ничего не платили евреям в первые месяцы оккупации. Впоследствии частичные выплаты работающим стали осуществлять юденраты. Обычной практикой использования еврейской рабочей силы стало сочетание платного и бесплатного труда. Размер оплаты зависел от распоряжений местных властей. Летом и осенью 1941 г. специалисты в минском гетто получали только 30% своего заработка.

В рейхскомиссариате «Украина» евреи получали 80% от крайне мизерной зарплаты других рабочих. Евреи всех возрастных категорий и в зависимости от пола получали зарплату от частных фирм как минимум на 20% меньше остальных. Это не было произволом местной администрации. Такие расценки в рейхскомиссариате «Украина» были введены 1 декабря 1941 г. По всем выделенным шести категориям оплаты труда (от несовершеннолетнего до высококвалифицированного рабочего) оплата труда евреев отличалась от остальных. Важно отметить, что удержанные суммы предприниматели были обязаны перечислять в местный бюджет.

Евреям не полагались какие-либо виды надбавок (за знание языка, за перевыполнение норм и т. д. ). Они не имели прав на отпуск и социальное страхование. Только евреи и военнопленные не имели трудовых книжек.

Налоги для евреев были значительно выше. Они вынуждены были платить их в первоочередном порядке. Так, в с. Буки Орловской области был вывешен приказ оккупантов от 14 ноября 1941 г. о том, что налоги с местных жителей не взимаются, но волостные старшины «могут потребовать налоги от местных жителей, в первую очередь от жидов». Еще одной формой грабежа еврейского населения являлись специальные налоги. В частности, подушный сбор. Евреи платили и все остальные виды налогов, установленные оккупантами для мирного населения (подоходный, промысловый, налог с оборота, налог со строений, квартирный и др. ). Кроме того, узники гетто платили специальную (разрешенную властями) надбавку за продукты питания, распределяемые юденратом. Эти деньги использовались для социальной помощи и на другие нужды гетто.

По схожей схеме строилось ограбление румынскими властями евреев на контролируемых ими территориях. За разрешение на открытие частных мастерских, лавочек и т. п. взималась плата намного большая, чем для неевреев. При переселении евреев вся их наличность в рублях обменивалась по заниженному курсу. Сырье для еврейских мастерских отпускалось с учетом налога, который составлял 75 % стоимости продукции.

В начале 1942 г. было дано предписание начальника штаба провинции «Буковина» об обязательной для еврейского населения подписке на заем. Евреи были лишены права получать пенсию. Налог, который владельцы платили за использование еврейской рабочей силы местным властям, составлял 30%. Эта сумма, естественно, недоплачивалась евреям.

Сумма штрафов за различные нарушения для евреев была выше, чем у остального населения, а сами виды штрафов — гораздо разнообразнее. Весьма распространенным и доходным способом ограбления еврейского населения являлась разнообразная система денежных штрафов за различные реальные или мнимые нарушения приказов властей. Во-первых, применялись коллективные штрафы. Например, евреев Смоленска оштрафовали на 5000 рублей за «несвоевременную сдачу постельных принадлежностей». Во-вторых, была разработана целая система дискриминационных штрафов для евреев (за отсутствие опознавательных знаков, хождение по тротуару, появление в магазинах и на рынках и т. п. ). В то же время они подвергались всем видам штрафов, которые могли накладываться на остальное местное население (за нарушение санитарных норм, отсутствие и утерю документов, спекуляцию, нарушение общественного порядка, уклонение от принудительных работ, низкую производительность труда, нарушение трудовой дисциплины, мелкое мошенничество, например, получение продовольствия по карточкам умерших, и т. п. ). Размеры штрафов колебались от 30 до 500 рублей и составляли весьма весомую статью доходов городского бюджета. При этом евреи подвергались штрафам гораздо чаще других жителей.

Обычно узников штрафовали за небольшие провинности, так как за более серьезные нарушения людей подвергали телесным наказаниям или заключению в тюрьму гетто.

Вопрос о снабжении населения продовольствием был одним из самых острых в оккупационной политике нацистов по отношению к городским жителям. Система распределения продуктов на оккупированной территории для местного населения была организована по остаточному принципу (в первую очередь снабжался вермахт, потом германские подданные, фольксдойче, нееврейское население и лишь затем - местные жители). Евреи занимали последнее место в этой иерархии. При распределении продуктов по карточкам многие их виды (мясо, жиры, крупы) были евреям недоступны вообще. В некоторых городах местные жители могли получить по продовольственным карточкам хлеб, муку, сахар, соль, мясо, жиры, а узники гетто - только хлеб и муку. Норма хлеба для евреев была обычно в 2 раза меньше, чем у остального населения. На продовольственной карточке узника калужского гетто имелась приписка - «норма в половинном размере».

У евреев были особые жилищные условия и медико-санитарное обслуживание. После создания гетто типичным было проживание в одной комнате двух и более семей. В отличие от других жителей, евреи никак не могли улучшить свои жилищные условия.

С первых недель оккупации было проведено деление медико-санитарных учреждений на «арийские» и «еврейские». У последних изымались все ценное оборудование и медикаменты. При снабжении больниц продуктами питания нормы для евреев были существенно ниже. Врачи-евреи (за исключением особо. «ценных» специалистов) изгонялись из «арийских» медицинских учреждений или лишались права иметь частные кабинеты вне гетто.

В результате смертность среди еврейского населения, прежде всего от истощения или от эпидемических болезней (на территории под румынским контролем, например, в Бершади), была в несколько раз выше, чем у остального населения.

В то же время из-за угрозы эпидемий немецкие власти проводили необходимый минимум санитарных мероприятий, позволяющий поддерживать жизнедеятельность узников гетто.

В отличие от всех других групп населения евреи были лишены права на соблюдение религиозных обрядов: синагоги и молитвенные дома были разрушены и сожжены; запрещался кошерный убой скота, даже соблюдение обряда похорон допускалось лишь полулегально. Эти запреты сопровождались систематическими публичными издевательствами над религиозными чувствами верующих: их заставляли сжигать и топтать ногами свитки Торы; повсеместно евреям выдирали бороды и выстригали на голове кресты; их заставляли разбивать надгробия на еврейских кладбищах.

Еврейские дети были лишены права на образование. Их обучение ни вместе со своими сверстниками, ни отдельно - в еврейских школах - не допускалось. Только евреи были лишены права даже на начальное образование. В одном из отчетов айнзатцгрупп осенью 1941 г. об организации начального образования специально подчеркивалось, что никакое образование для еврейских детей не проводится. Евреи - воспитанники детских домов подлежали выявлению и переселению в гетто (там, где гетто не создавалось либо уже было ликвидировано, они расстреливались).

В случае избиений, грабежей и насилия со стороны оккупационных властей все население было одинаково бесправно. Но в случае таких же действий со стороны местных жителей или местной полиции евреи в немецкой зоне оккупации не имели права на личные жалобы или судебную защиту.

Семейно-брачные отношения и личные права евреев также имели особый статус. Их браки с «арийцами» объявлялись недействительными. В ряде мест еврейские супруги подвергались стерилизации. С лета 1942 г. под угрозой смерти женщины не имели права рожать детей. Им запрещалось красить губы, делать прически и т. п. Под угрозой смертной казни местному «арийскому» населению запрещались и половые контакты с евреями. С начала 1942 г. запрещались браки «полукровок» с «арийцами». Летом 1942 г. (впоследствии они иногда повторялись) оккупанты издали ряд приказов, категорически запрещающих браки евреев и неевреев.

Вступая в брак, местные жители заполняли специальные протоколы, которые преследовали цель выявить наличие еврейских предков в трех поколениях. Все сотрудники оккупационных учреждений давали подписку об отсутствии у них еврейских предков. Преследовались и другие проявления частной жизни евреев: им запрещались разговоры, приветствия, рукопожатия с «арийцами». Евреи также не имели права пользоваться телефонами, почтой, электричеством, водопроводом, канализацией, отправлять и получать посылки.

Таким образом, еврейское население было полностью лишено тех прав, которые (подчас - частично) имело остальное население: на собственность, выбор и род занятий, социальные гарантии, отдых, образование, культуру, свободу передвижения.

Именно указанные отличия позволяют рассматривать Холокост на территории СССР как комплексный геноцид, включающий не только физическое уничтожение евреев, но и их особый правовой и социально-экономический статус. Создание невыносимых условий существования, лишение всего имущества и денежных средств, запрещение обмена и покупок продовольствия у местного населения, непосильный физический труд неминуемо вели к «естественной» смерти евреев.

Глава II

Политика антисемитизма Германии в Европе.

Антисемитизм был положен в основу программы национал-cоциалистической рабочей партии Германии (1920 г. ). Гитлер активно участвовал в ее разработке. Из первых 8 пунктов программы половина была направлена против евреев. В случае прихода к власти нацисты обещали лишить их гражданских и имущественных прав, добиться запрета на политическую деятельность; изгнать из страны.

Возникновение и активная политическая деятельность нацистской партии шли под лозунгом того, что во всех бедах современной Германии (поражение в Первой мировой войне; потеря территорий; экономический кризис; политические катаклизмы) виновны евреи.

Они были в этот период самым крупным национальным меньшинством в Германии. Но их численность не превышала полмиллиона человек. Парадокс заключался в том, что евреи этой страны были едва ли не самыми эмансипированными в Европе. Они были далеки от иудаизма; считали немецкий язык родным; охотно вступали в межнациональные браки. Многие еврейские ученые, писатели, деятели искусства и спорта принесли Германии мировую славу.

В 1933 году Адольф Гитлер стал канцлером Германии. 1 апреля того же года нацисты провели бойкот еврейских магазинов и товаров. Он не принес результатов, так как неясно было само определение <еврей». В Европе и США начался ответный бойкот немецких товаров. В 1934- 1935 г. г. Гитлер реализовал одно из своих основных программных положений: преследование евреев должно носить не стихийный характер, а основываться на законодательной базе. Иногда этот период называют «бюрократическим антисемитизмом». Первоначально евреи получили статус «неарийцев» и были изгнаны с государственной службы. В этот момент законодатель оставлял возможность евреям, имевших «заслуги перед Германией> сохранять свое служебное положение. Не покушался он и на имущественные права евреев. Одно из главных направлений преследований еврейского населения коснулось их личных прав. Были сначала ограничены, а затем категорически запрещены не только браки, но и личные отношения евреев с «арийцами».

Знаменитые антиеврейские законы были приняты в 1935 году в Нюрнберге на съезде нацистской партии. Спустя два месяца поправки к ним внесли ясность в формулировки Законов. БЫЛО дано официальное Определение, что евреем является внук, как минимум, 3-х еврейских де душек и бабушек из 4-х. Евреем считался и внук 2-х пред ков из 4-х, если он состоял в браке с евреем (еврейкой); исповедовал иудаизм; обладал ярко выраженной еврейской внешностью. Евреи были лишены гражданства рей ха. Фактически

-18- они были лишены всех гражданских прав. Один из законов “О защите немецкой чести и немецкой крови” запрещал не только браки, но и любые половые контакты арийцев с евреями. Именно поэтому один из параграфов гласил, что евреям запрещено иметь прислугу моложе 45 лет.

Вместе с тем, евреи сохраняли права немецких подданных: они должны были платить налоги и имели возможность для создания своих общественных организаций и учебных заведений. Оголтелая антиеврейская пропаганда несколько стихла в период проведения в Берлине в 1936 г. Олимпийских игр.

В 1938 г. в заграничных паспортах евреев появились дополнительные имена - Израиль и Сара (соответствен но для мужчин и женщин). Нацисты активно выталкивали их из страны. В середине 1938 г. было принято решение о депортации 17000 человек, въехавших в Германию после 1918 г. Сын одного из депортированных застрелил немецкого дипломата в Париже. Спустя несколько дней в ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. по всей Германии и Австрии прокатились антиеврейские погромы. Они санкционировались гестапо, полиция оставалась безучастной. Были сожжены и разрушены почти все синагоги рейха; погибло около 100 евреев. Тысячи людей вскоре заключили в концлагеря; еврейскую общину заставили выплатить контрибуцию в размере 1 миллиарда марок на покрытие расходов страховых компаний. После «Хрустальной ночи» началась принудительная «ариизация» еврейских предприятий: она была замаскирована под («добровольную» передачу евреями своей собственности немецким предпринимателям). В начале 1939 г. власти начали поиск путей для насильственной депортации евреев рейха.

Политика нацистов вызвала шок у еврейского населения. Многие полагали, что Гитлер ограничится политическими декларациями. Надежды на это оставляло и то, что до 1938 г. антиеврейские мероприятия не затрагивали права на собственность. Государство поощряло деятельность сионистских организаций и формально не препятствовало эмиграции в Палестину. Но английские власти установили строгие количественные (25000 человек в год) и имущественные (800 долларов на человека) квоты въезда.

Более половины еврейского населения приняло решение об эмиграции. Отъезд из страны был сопряжен с не малыми экономическими потерями, так как счета уезжавших были частично «заморожены» до реализации немецких товаров за рубежом. Обычно эмигрировали в соседние с Германией страны, которые впоследствии (как французские Эльзас и Лотарингия, Австрия, Чехия) были захвачены нацистами. Многие переехали в Берлин, полагая, что здесь они будут лучше защищены от произвола местных властей. Сюда же возвращались некоторые эмигранты, получившие иностранные паспорта.

Часть еврейской общины пыталась протестовать и защищать свои права. Ассоциация евреев — ветеранов войны издала книгу с десятками тысяч фамилий тех, кто погиб на фронтах Первой мировой войны. В условиях диктатуры и террора, которые протесты были безрезультатны. Основное внимание было сосредоточено на поиске возможностей покинуть страну. Но мир оставался безучастным к проблемам евреев Германии.

Лишь в июле 1938 г. по инициативе президента США Рузвельта прошла международная конференция по вопросу о еврейских беженцах во французском городе Эвиане. В ней приняли участие 32 государства. Каждое из них аргументированно объяснило, почему не готово принимать евреев. США не преодолели экономический кризис. Англия не хотела обострять отношения с арабами. Впоследствии она увеличила квоту на въезд еще лишь на 14000 человек в год. Канада боялась «импортировать» антисемитизм. Готова была принять евреев лишь доминиканская Республика, но требовала за это солидную финансовую помощь. Конференция, где были представлены второстепенные политические деятели, фактически завершилась безрезультатно.

Символом равнодушия к судьбе евреев стала история с теплоходом «Сент-Луис». В 1939 г. он вышел из Гамбурга с 900 пассажирами на борту Вопреки первоначальным обязательствам и наличию виз они не были приняты Кубой. Отказались впустить беженцев и США. Теплоход вернулся в Европу, где почти все его пассажиры стали жертвами Холокоста.

В Германии не организовывались гетто. Лишь осенью 1941 г. евреи рейха были обозначены желтыми шестиконечными звездами. 170000 евреев этой страны погибли.

В начале 1939 г. Гитлер поручил «ответственному за 4-летний план» Герману Герингу подготовить меры к выселению евреев Германии. Начался лихорадочный поиск путей избавления от ненавистного нацистам народа. Начало Второй мировой войны не только увеличило их количество (после присоединения к Германии западной Польши), но и осложнило пути для легальной эмиграции.

В 1940 - начале 1941 года нацисты разрабатывают не сколько вариантов решения еврейского вопроса: предлагают Кремлю принять евреев рейха в СССР, инициируют планы «Мадагаскар» (переселение всех евреев на этот остров у берегов юго-восточной Африки) и «Люблин» (со здание еврейской резервации в оккупированной нациста ми части Польши, получившей название «Генерал-губернаторство») Все эти проекты не были реализованы.

Пёрвым шагом было предложение Берлинского и Венского бюро по вопросам еврейской эмиграции (их возглавляли соответственно Р. Гейдрих и А. Эйхман) об эмиграции в Советский Союз евреев рейха. Отметим, что никакой другой стране нацисты не предлагали принять свою еврейскую общину целиком. Видимо, здесь сказались их стереотипы о «иудо-большевизме». дата обращения к правительству СССР (начало 1940 г. ) еще раз подтверждает факт, что в 1940 г. руководители Германии не планировали

-20- физически уничтожить весь еврейский народ, а судорожно искали пути «избавления от евреев». Своим отказом Советский Союз (пусть и косвенно) содействовал выработке иных методов «решения еврейского вопроса». В феврале того же 1940 г. появляются проекты переселения евреев на Мадагаскар или создания «резервации» в районе Люблина. План «Мадагаскар» в июне 1940 г. привел в восторг Гиммлера - будущего самого последовательного сторонника «окончательного решения еврейского вопроса», - имел детальную проработку о количестве требуемых пароходов, их вместимости и продолжительности операция переселения. Германский МИД получил приказ прекратить работу над этим проектом лишь в начале февраля 1942 г. - вскоре после Ванзейской конференции.

Адольф Гитлер был главным вдохновителем Холокоста. По мнению известного английского исследователя Алана Буллока, «если и существует что-то, с чем теперь ассоциируется Гитлер и нацистский режим, так это пре следование евреев, кульминацией которого стало «окончательное решение». Некоторые историки (например, Карл Брахер) полагают, что Гитлер с начала 20-х гг. ста вил перед собой задачу истребления «еврейской расы». Большинство исследователей (сторонники так называемого «структурного» или «функционального» подхода) склоняются к тому, что это решение было сформировано постепенно, уже в ходе Второй мировой войны. Сам А. Буллок считает, что «только соединение отдельных элементов обоих взглядов на проблему позволяет выстроить стройную конструкцию». В то же время некоторые биографы Гитлера, например, английский историки писатель Д. Ирвинг (а также другие многочисленные «отрицатели Холокоста»), вообще заявляют что Гитлер не знал об уничтожении евреев и не отдавал соответствующих приказов.

Многочисленные исследования и публикации документов позволяют проследить эволюцию взглядов фюрера, его роль в уничтожении евреев и степень информированности о Холокосте.

Теоретическое и эмоциональное обоснование необходимости «очищения Германии от евреев» было сделано в программной книге Гитлера «Майн Кампф» («Моя борьба»), изданной в 1925-1926 гг. Впервые заявление фюрера: «Мы уничтожим евреев» - прозвучало в его беседе с министром иностранных дел Чехословакии Хвалковским 21 января 1939 г. В своем выступлении в рейхстаге

30 января 1939 г. Гитлер сформулировал задачу - уничтожение евреев как народа (с циничной оговоркой: «. если они развяжут новую войну в Европе»). При составлении плана «Барбаросса» он направил верховному командованию вермахта директиву от 3 марта 1941 г. , в которой требовал ликвидации «еврейско-большевистской интеллигенции». Эти предложения были учтены. В директиве З 21 верховного командования вермахта о

-21- подготовке нападения на СССР от 13 марта 1941 г. имелись положения, непосредственно касавшиеся и будущего уничтожения евреев:

«В районе военных действий рейхсфюрер СС получает от фюрера специальные задачи. которые вытекают из тотальной борьбы двух противоположных политических систем».

В протоколе совещания в Ванзее от 20 января 1942 г. , на котором обсуждался план «окончательного решения» еврейского вопроса, также содержится ссылка на «предварительное согласие фюрера» осуществить «эвакуацию» евреев Европы на Восток (т. е. перемещение их в лагеря уничтожения).

Эволюция взглядов Гитлера на возможность и время начала полного уничтожения евреев во многом зависела отхода Второй мировой войны (в частности, вступления в нее США) и особенно ситуации на советско-германском фронте. В западной литературе решение Гитлера об уничтожении советских евреев нередко датируют июлем 1941 г. - после крупного поражения Красной Армии под Смоленском. Министр пропаганды и просвещения Иозеф Геббельс записал в своем дневнике после посещения ставки Гитлера 19 августа 1941 г. :

«Фюрер убежден, что его пророчество, сделанное в рейхстаге, сбывается. В эти недели и месяцы это сбывается с пугающей точностью. На Востоке евреи расплачиваются; в Германии они уже частично заплатили и еще больше заплатят в будущем».

В этот период времени словосочетание «на Востоке» означало только советскую территорию. В тираде Гитлера не упоминались евреи каких-либо других стран, кроме СССР и самой Германии. Его планы относительно судьбы евреев всей оккупированной Европы, по мере успешного «решения еврейского вопроса в Советском Союзе», становились все определеннее. 25 октября 1941 г. в своей ставке Гитлер заявил о евреях в присутствии рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера и начальника Главного управления имперской безопасности рейха (РСХА), будущего организатора Ванзейской конференции Райвхар да Гейдриха:

Эта фраза свидетельствует, что Гитлер был в курсе отчетов айнзатцгрупп об их деятельности на территории СССР. В частности, они сообщали, что многие евреи бегут при приближении немецкой армии, так как об их уничтожении становится широко известно.

Известные исследователи Кристофер Браунинг (США) и Ханс Моммзен (Германия) полагают: это решение Гитлер принял в октябре под влиянием успехов на Восточном фронте. Немецкий историк Кристиан Герлах доказывает, что это произошло в декабре 1941 г. , после вступления в войну США. В любом случае, опыт «тотальной войны» против СССР, в ходе которой в массовых масштабах впервые уничтожалось мирное население, повлиял на принятие «окончательного решения». Несомненно, что в условиях Третьего рейха оно не могло быть сформулировано и осуществлено без участия Гитлера и полностью отвечало его личным взглядам и политическим целям.

Видя в евреях основу советского строя, фюрер форму л вопрос об их уничтожении как вопрос государственный и политический, являющийся одним из приоритетных для настоящего и будущего Германии. Гитлер неоднократно подчеркивал это в своих речах (в том числе о целях нападения на СССР от 22 июня 1941 г. , которую Геббельс зачитал по берлинскому радио, и 12 декабря 1941 г. - на следующий день после объявления ВОЙНЫ США). Эта тема ПОСТОЯННО звучала в частных разговорах, в том числе в так называемых «застольных беседах», и даже в завещании, составленном накануне его самоубийства 30 апреля 1945 г.

Центральной фигурой в проводимой нацистами политике по уничтожению евреев всей оккупированной нацистами Европы был рейхсфюрер СС Г. Гиммлер. В упоминавшейся выше директиве от 13 марта 1941 г. особо отмечалось, что «в рамках этих задач рейхсфюрер СС действует самостоятельно, на свою ответственность».

Гиммлер не только опирался на личные указания Гитлера по борьбе с «политическими противниками» на оккупированной территории, но и формулировал (подчас сверхдетально) задачи своим подчиненным из «империи террора», как называли структуры полиции безопасности и СД.

Он лично неоднократно выезжал на оккупированную территорию СССР, где впервые наблюдал уничтожение группы евреев-военнопленных в Минске летом 1941 г. Выступая перед участниками экзекуции, Гиммяер говорил, что только «он один» отвечает за это «перед Богом и фюрером». И хотя лично ему «противно кровавое ремесло», но «человек должен защищаться от вредных насекомых, которых ему жалко»

В августе 1941 г. Гиммлер отдал приказ о способах уничтожения еврейских женщин и сокрытии следов преступлений. В ходе своих поездок на советско-германский фронт рейхсфюрер СС проводил сравнительный анализ «решения еврейского вопроса» в тыловых районах различных групп армий и упрекал тех, кто делал это медленнее других. Весной 1942 г. он инициировал ускорение «решения еврейского вопроса» на территории Белоруссии и отдал приказ об уничтожении женщин и детей в специальных машинах-душегубках. Именно Гиммлер был самым последовательным сторонником ликвидации гетто, невзирая на экономический и иные факторы.

Неизменно в выступлениях перед высшими чинами СС и полиции безопасности Гиммлер подчеркивал, что уничтожение евреев являлось самым важным делом СС во время войны. Одну из последних речей на эту тему он произнес 17 мая 1944 г. перед старшими офицерами дивизии СС «Галичина», сформированной из жителей Западной Украины. Уже в третьем

-23- абзаце этой речи было сказано: «Ваша страна стала еще лучше, когда лишилась, так скажу, по нашей инициативе тех жителей, которые часто «пятнали» доброе имя Галичины, а именно евреев».

В ведении СС, возглавлявшихся Гиммлером, находились все концентрационные лагеря, включая лагеря уничтожения. Именно он принимал ключевые решения по организации их деятельности.

Рейхсмаршал авиации Герман Геринг являлся в тот период вторым лицом в политической и военной элите Германии. Именно он 24 января 1939 г. отдал приказ начальнику РСХА Р. Гейдриху подготовить предложения о полном изгнании евреев из пределов рейха. Уже через 40 дней после нападения на СССР, 31 июля 1941 г. , Геринг дал следующее поручение тому же Гейдриху:

«провести необходимую организационную, тех техническую и материальную подготовку для всеобще го решения еврейского вопроса на территории Европы, находящейся в сфере германского влияния».

Гейдрих напрямую подчинялся Гиммлеру (РСХА играло ключевую роль в структуре СС), но данный приказ он получил по линии политического и государственного руководства страны. Это подчеркивало его особую роль как своего рода «государственного заказа». Таким образом, «решение еврейского вопроса» на территории СССР изначально приобрело характер одной из важнейших стратегических задач.

Именно Гейдрих и руководитель «еврейского отдела» РСХА штурмбанфюрер СС Адольф Эйхман стали главными разработчиками этого плана. На суде в Иерусалиме в 1961 г. Эйхман утверждал, что слышал в октябре 1941 г. от Гейдриха о приказе Гитлера осуществить «окончательное решение». Эйхман (особенно после уничтожения Гейдриха чешскими патриотами в Лидице в начале лета 1942 г. ) являлся основным «куратором» плана «окончательного решения».

Особую роль в этих планах играл и один из главных расистских идеологов нацистской Германии, автор антисемитского «Мифа ХХ века» Альфред Розснберг. Возглавлявшееся им министерство по делам оккупированных Восточных территорий неизменно пресекало все по пытки своих подчиненных (в частности, рейхскомиссара «Остланда» Лозе) приостановить уничтожение квалифицированных специалистов-евреев по «экономическим соображениям». В середине декабря 1941 г. политический отдел министерства информировал высших чиновников гражданской администрации на оккупированной территории СССР, что при решении еврейского вопроса «в принципе не следует принимать во внимание экономические интересы». Розенбергу настоятельно рекомендовалось «все возникающие вопросы решать непосредственно с вышестоящими руководителями СС и полиции».

В своей декларации «Народы Советского Союза», написанной в 1941 г. , и других работах этого периода он подчеркивал, что одно из основных условий национального и государственного «возрождения» народов СССР - окончательная ликвидация еврейства.

В разработке плана уничтожения евреев Европы и СССР самую активную роль играли высшие военные руководители Германии, прежде всего начальник штаба верховного командования вермахта (ОКБ) В. Кейтель и рейхсминистр пропаганды И. Геббельс.

20 января 1942 г. в пригороде Берлина прошло одно из самых известных совещаний периода Второй мировой войны. Оно целиком посвящалось уничтожению целого на рода - «окончательному решению еврейского вопроса». Впоследствии это заседание получило название «Ванзейская конференция». Протокол совещания фигурировал на Нюрнбергском процессе как одно из важнейших доказательств в разделе «Преследование евреев». Нередко это совещание характеризуют как «выработавшее план» уничтожения европейских евреев. Существует и иная точка зрения: совещание носило чисто технический характер.

Оно было инициировано руководителем Имперской службы безопасности и полиции безопасности Рейха (РСХА) , являвшегося по совместительству гауляйтером протектората Богемия и Моравия Р. Гейдрихом. В Ванзее собрались 15 высокопоставленных чиновников, представлявших ведущие ведомства нацистской Германии: министерства оккупированных восточных областей, Иностранных и внутренних дёл, юстиции; имперскую и партийную канцелярии; Уполномоченного по 4-летнему плану; Главное управление по вопросам расы и переселения; гестапо, а также службы безопасности генерал губернаторства и рейхскомиссариата «Остланд».

Совещание продлилось не более двух часов. Протокол вел малоизвестный тогда оберштурмбанфюрер СС Адольф Эйхман, руководитель «еврейского реферата» в составе РСХА. Главным и, фактически, единственным докладчиком был сам Гейдрих. Он подчеркнул, что руководство «окончательным решением» «независимо от географических границ» возложено на рейхсфюрера СС Гиммлера и на него лично. Проинформировав о своем назначении «уполномоченным по подготовке окончательного решения еврейского вопроса в Европе», Гейдрих сформулировал цель совещания. Она состояла в том, что бы «внести ясность в принципиальные вопросы» и избежать «параллелизма в проведении общей линии».

Докладчик говорил также о необходимости предвари тельного обсуждения всеми заинтересованными ведомствами организационных мероприятий и их материального обеспечения. Однако в протоколе дискуссия по этим вопросам не зафиксирована.

Дав краткую характеристику и основные итоговые цифры по изгнанию евреев с территории Рейха, Гейдрих указал на новую ситуацию в «связи с возможностями Востока». Одна из ключевых фраз протокола гласила: «вместо переселения с предварительного согласия фюрера с этого времени была использована другая возможность решения этого вопроса: началась эвакуация евреев на Восток». Речь шла о евреях Германии и Австрии, отправляемых с осени 1941 г. в Минск, Ригу и Каунас.

Эти акции Гейдрих предлагал рассматривать «только как маневр», истинное значение которого раскрывала следующая фраза: «уже тогда начало практиковаться то, что имело решающее значение для окончательного решения еврейского вопроса в будущем». Посвященные участники совещания - сотрудники СС - хорошо понимали, что эти слова означали массовое уничтожение депортированных евреев.

Директивный характер имела следующая фраза Гейдриха: «в процессе окончательного практического разрешения вопроса Европу следует прочесывать с Запада на Восток» Даже на совещании «посвященных» один из главных руководителей СС пользовался намеками и эзоповым языком, нигде не говоря прямо об уничтожении евреев. Впрочем, Эйхман так вспоминал о своей «редактуре»: «Я должен был придать, скажем так,. некоторым словесным сорнякам, некоему жаргону административный стиль».

Тем не менее, текст протокола не оставляет сомнений, что термин «окончательное решение» подразумевал физическое уничтожение евреев Европы.

Основной фокус совещания был направлен на судьбу евреев Германии. В частности, в отношении чистокровных евреев так называемой «1-й степени», но состоявших в браке с «арийцами» и имевших боевые награды - некоторыми участниками совещания предлагались более мягкие меры. Окончательная судьба «полукровок» также была скорее обозначена, чем решена.

Любопытно, что здесь принималась в расчет реакция «общественного мнения» в лице «арийских родственников». О возможной негативной реакции же в других странах - и то лишь на «севере Европы» - упомянул только представитель МИД. Вместе с тем, представитель генерал-губернаторства (туда вошли не только центральная и восточная часть Польши, но и значительная часть Западной Украины) просил начать «окончательное решение» именно здесь, выражая желание «удалить» оттуда евреев как можно скорее. В качестве важного аргумента прозвучал тезис, что ни потребности в рабочей силе, ни транспортные проблемы этому не помешают.

Косвенное упоминание в этой части протокола «транс портных проблем» весьма символично - они как бы вы пали из поля зрения еще на подготовительном этапе совещания. Как ни странно, представители железнодорожного ведомства (как и армии) на него приглашены не были. Очевидно, Гейдрих явно стремился избежать на этой встрече любых организационных дискуссий. О «закрытом» характере совещания свидетельствовало и отсутствие среди его участников представителя министерства пропаганды. Сверхсекретностью можно объяснить и подбор участников более половины из них были связаны с ведомством Гиммлера. 5 человек, включая Гейдриха, Эйхмана и шефа гестапо Мюллера, представляли РСХА; формальные представители главного управления по делам расы и партийной канцелярии были высшими офицерами СС; представлявший министерство оккупированных Восточных территорий д-р Мейер имел звание обергруппенфюрера СА. Попутно отметим довольно высокий «интеллектуальный потенциал» собравшихся - 7 из них (почти половина) были докторами наук.

В текст протокола были вписаны данные о численности евреев в 33 государствах и административных единицах. Они были разделены на 2 группы: а) проживавших в самом рейхе и оккупированных странах; б) находившихся на территории союзников Германии; нейтральных стран, а также Великобритании и СССР.

Интересно, что данные о количестве евреев Европы представил Центральный совет евреев Германии, однако сведения только по государствам Балтии были даны с учетом уже прошедших акций уничтожения.

Из примерно 11 миллионов 300 тысяч учтенных евреев Европы более половины относились к территории СССР. Собственно в Советском Союзе «статистики РСХА» на считывали 5 миллионов человек (что соответствовало предвоенному еврейскому населению). Впрочем, чуть ниже давались цифры с разбивкой на европейскую (5000000) и азиатскую (250000) части СССР.

Но при этом дополнительно указывалось еврейское на селение Белостокской области, Латвии, Литвы, Эстонии и Бессарабии (которая была названа в составе Румынии). Только по Украине и Белоруссии цифры были указаны с точностью до одного человека (соответственно 2994684 и 446484).

Вопрос об уничтожении евреев Европы решался на высшем государственном и партийном уровне, с ведома Гитлера и при непосредственном участии многих ведомств рейха. Вместе с тем, участники совещания в Ванзее не принимали никаких решений - ни политических, ни технических. Отсутствие дискуссии и каких-либо принципиальных возражений весьма показательно отразило ситуацию готовности государственных структур нацистской Германии к физическому уничтожению евреев Европы.

Вскоре после этого совещания в составе СС было вы делено специальное управление по строительству лаге рей смерти. Именно туда стали преимущественно направляться евреи из оккупированных нацистами государств Европы.

Их уничтожение должно было проводиться с помощью газовых камер. Еще осенью 1939 г. Гитлер санкционировал эвтаназию. Эта программа по уничтожению психически неполноценных людей продолжалась лишь до августа 1941 г. (в связи с протестами церкви и общественности). Первую газовую камеру изобрел сотрудник криминальной полиции СС Кристиан Вирт. В 1941-1942 гг. в Польше были созданы 6 лагерей смерти для уничтожения евреев (Хелмно, Белжец, Собибор, Треблинка, Майданек, Освенцим). Только в Освенциме (Аушвице) таким способом будет убито более 1 миллиона евреев. Он был впервые опробован на советских военнопленных. Врачи Освенцима проводили селекцию и опыты над обреченными. Узников уничтожали вплоть до середины января 1945 г.

Воздухонепроницаемые фургоны с выведенными внутрь выхлопными газами использовались в лагере смерти Хелмно (здесь уничтожили 300000 евреев). Он начал действовать уже в декабре 1941 г. Лагерь смерти Белжец функционировал с марта по декабрь 1942 г. Здесь погибло около 600000 евреев, в Треблинке до августа 1943 г. нацисты уничтожили 870000 евреев. В октябре 1943 г. (после восстания и побега узников) прекратил существование лагерь смерти Собибор, в котором погибли 250 000 евреев. Сотни тысяч евреев были уничтожены в Майданеке под Люблином.

В Австрии до аншлюса проживало 185000 евреев. Более трети из них погибли. В Чехии (Протекторат «Богемия и Моравия») из 118000 погибло 80000 евреев. Первой страной, захваченной нацистами в ходе Второй мировой войны, была Польша. Уже 21 сентября 1939г. Гейдрих издал инструкцию о заключении евреев в гетто «вблизи станций железных дорог» Гетто были созданы преимущественно в больших и средних городах, куда сгонялось население из ближайших населенных пунктов. Самым крупным было Варшавское, где на 3% городской территории оказалась четверть жителей бывшей столицы Польши - 500000 человек. Смертность от голода и болезней унесла десятки тысяч жизней. Остальные узники отправлены в лагеря уничтожения. Символом еврейского сопротивления нацизму стало восстание в Варшавском гетто, начатое 19 апреля 1943 г. В нем участвовало около 6 000 узников, которые в течение З недель противостояли карателям, задействовавшим танки и артиллерию. Подпольные организации действовали во всех гетто. Несколько сот евреев сражались в партизанских отрядах. В Польше нацисты уничтожили более 2 миллионов евреев.

Из 137 000 евреев Словакии погибло 110000. В Нидерландах было уничтожено 105000 евреев из 140000. Из 90000 евреев Бельгии 65000 погибло. В Люксембурге проживало 3,5 тысячи евреев. Погибло - 2000

-28- человек. В Дании в оккупации (с лета 1943 г. ) оказалось около 8 тысяч евреев. Подавляющее большинство из них удалось переправить в соседнюю Швецию. Погибли лишь несколько сот человек. В Норвегии из 1,8 тысячи погибло подавляющее большинство. Во Франции накануне оккупации проживало 350000 евреев. Многие оказались на территории, контролировавшейся т. н. «правительством Виши». В лагерях смерти погибло 77000 евреев этой страны. Из 78000 евреев Югославии нацисты и их пособники уничтожили около 60000. Среди них: 2/3 из 12000 евреев Сербии. Погибли почти все 40000 евреев Хорватии, в казни которых активное участие принимали местные фашисты - «усташи». Из 70000 евреев Греции погибло не менее 60000.

Еврейская община Румынии не подвергалась такой дискриминации и преследованиям, как в Германии и на оккупированной части СССР. Указ о создании гетто в Бухаресте не был претворен в жизнь. Около 13 000 евреев были убиты в ходе погрома в Яссах в конце июня 1941 года. Несколько десятков тысяч евреев были депортированы в Транснистрию из Южной Буковины (Дорохой). Еще несколько тысяч евреев были высланы туда же из Румынии по политическим причинам.

В Венгрии проживало около 750000 евреев. Не имевшие венгерского гражданства около 20000 человек были высланы на территорию СССР и погибли. Страна была захвачена нацистами в марте 1944 г. В рекордно короткие сроки оккупанты отправили в Освенцим около 445 000 евреев. Пережили Холокост еврейские общины Болгарии, Испании, Финляндии, большая часть евреев Италии.

Заключение

История Холокоста не может рассматриваться лишь сквозь призму гибели и страданий миллионов людей. По мысли М. Я. Гефтера, это явление имеет три грани: уничтожение - сопротивление - спасение. Ответственность за Холокост правительств и гражданского общества союзных держав, включая и советское правительство; личная ответственность людей, оказывавшихся причастными к этой трагедии (в том числе еврейских лидеров в гетто), неправомерно обозначать только черными или белыми красками. В этот страшный период мы видим ярчайшие примеры морального и физического сопротивления оккупантам, многообразную деятельность подпольных групп во всех крупных гетто и отдельных подпольщиков-евреев; борьбу с оружием в руках в партизанских отрядах. Это была борьба не просто за выживание, но за сохранение человеческого достоинства. Она дала немало примеров самопожертвования и высокой силы духа. Эта грань Холокоста, равно как и нравственный пример тысяч и тысяч людей, которые бескорыстно пришли на помощь своим знакомым и соседям, а нередко и совершенно незнакомым людям, является залогом того, что знания и память о Холокосте еще долго будут востребованы нашим обществом.

Замалчивание темы Холокоста неизбежно вело и к непризнанию подвига Праведников Народов Мира. Их огромный моральный и воспитательный потенциал оказался фактически под спудом на весь период существования Советского Союза. В последние годы число присвоенных званий гражданам СНГ и Балтии, в том числе России, постоянно возрастает. Это объясняется привлечением к поиску общественности, использованием средств массовой информации, введением собственных аналогичных званий в ряде постсоветских государств. Установлены далеко не все, кто спасал евреев. Почти полвека после войны в Советском Союзе поиск и награждение таких людей не были возможны. В итоге многие уцелевшие и их спасители ушли из жизни. Тем не менее активизация этого поиска, особенно на территории оккупированных регионов России, может и должна быть продолжена.

Но неправильно было бы пытаться вычеркнуть из памяти трагические страницы нашей истории. Со страниц многих экстремистских и националистических изданий звучат те же лозунги, что и в оккупационной прессе на советской территории. Эти идеи находят свой отклик и в попытках создания таких образовательных программ, которые формируют, по словам А. Г. Асмолова, «обыкновенное» фанатическое сознание, подчиненное формуле «нация превыше всего». Политики и педагоги в цивилизованном сообществе осознали огромную нравственную значимость изучения темы Холокоста для противодействия фундаменталистской идеологии, которая маскируется под псевдопатриотическими лозунгами. Эта задача особенно актуальна для России и постсоветских государств.

Преподавание темы Холокоста в российских школах и вузах сегодня очень актуальна. Для России и других государств СНГ тема Холокоста в ее региональном аспекте может и должна открыть новые возможности для исследования и преподавания.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)