Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

День матери в разных странах мира

«Мама» — самое первое слово, которое произносит малыш; под звуки материнской колыбели он засыпает. Становясь старше, в самые трудные минуты, мы просим помощи и совета у мамы. Именно матери более чем кто-либо, радуются нашим успехам, искренне и глубоко переживают за наше будущее.

Во многих странах мира отмечается День матери, правда, в разное время. При этом, в отличие от Международного женского дня, в День матери чествуются только матери. Я узнала, что традиция празднования Дня матери берет начало еще в женских мистериях древнего Рима, предназначенных для почитания Великой Матери — богини, матери всех богов. Также мне стало известно, что в Англии XV века отмечалось так называемое «Материнское воскресенье» — четвертое воскресенье Великого поста, посвященное чествованию матерей по всей стране. Постепенно праздник приобрел другое значение, — чествовать стали не матерей, а «Матерь Церковь», так что праздник стал отчасти церковным.

В Греции День матери отмечается 9 мая. История праздника ведется со времен античной Греции, когда греки отмечали весной день матери всех богов Геи.

В Финляндии День матери отмечают во второе воскресенье мая. В этот день вывешивают флаги, дети готовят подарки для мам, а папы стараются в этот день на кухне, каждый в меру своих способностей и возможностей. Поздравляют также и бабушек.

Интересно, что в дружественной нам Украине День матери начали отмечать еще в 1929 году, но со временем о нем забыли. Сегодня этот праздник отмечают во второе воскресенье мая, скромно, без торжеств.

А в Армении 7 апреля отмечают День  материнства  и красоты, считая, что они неразрывны.

Этот новый праздник постепенно приживается и в России. Основанный Президентом Российской Федерации 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей. И это правильно: сколько бы хороших, добрых слов ни было сказано мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут. Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День Матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку. Спасибо вам!. И пусть каждой из вас всегда говорят теплые слова ваши любимые дети! Пусть на их лицах светится улыбка и радостные искорки сверкают в глазах, когда вы вместе!

Отчасти на эту исследовательскую работу натолкнул меня именно этот праздник – День Матери, который состоялся в нашем классе, и рассказ моей учительницы по литературе о великих художниках, чьи полотна ей довелось видеть в Ленинграде в Эрмитаже и во Франции в Лувре.

Объектом исследования моей исследовательской работы стали иконы - настоящие шедевры мировой культуры , уникальные полотна великих художников и поэзия – шедевры мировой литературы. Ведь не только художники, но и поэты всех времен и народов преклоняли колена перед святостью материнского долга, перед ее преданностью, нежностью, теплотой сердечной. Хотелось узнать, как российские поэты через слово сумели показать свое отношение к данной теме. Таким образом, данный материал представляет собой исследовательскую работу по искусствоведению, художественному и литературному творчеству.

Искусство, понимаемое как художественное творчество в целом и включающее литературу, живопись, графику, скульптуру, музыку и другие виды человеческой деятельности, является особой формой освоения действительности. Оно отражает чрезвычайно разнообразный круг жизненных явлений, на которые художник захотел и смог обратить наше внимание. Искусство значительно расширяет наш внутренний мир, обогащая его опытом других людей. Учит чувствовать, размышлять, любить, сопереживать, откликаться, спорить, анализировать. Обогащает нас новыми красками, эмоциями, переживаниями, воспитывает вкус, утончает чувства. Учит общению, восприятию мнений других людей. Чтение или рассматривание картин — всегда сотворчество писателя, художника — и читателя, зрителя. А это требует от воспринимающего активного отклика и поступка. Таким образом, и литература, и изобразительное искусство готовят нас к будущей взрослой жизни, знакомят с определенными моделями жизненных ситуаций, учат пониманию многообразия мира. Верно заметил Б. Брехт, что «все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на Земле».

Материнство во все времена было свято и являлось высшей ценностью. В искусстве всех народов есть тема материнства. Тайны женской красоты тревожат человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдётся художник и поэт, которые не пытались бы постичь эту тайну, но каждый открывал её по – своему:

Наперекор изменчивой молве

Художники прославили в веках

Не девушку с венком на голове,

А женщину с младенцем на руках.

Девичья красота незавершенна:

В ней нет еще душевной глубины.

Родив дитя, рождается мадонна.

В ее чертах миры отражены.

Л. Татьяничева

Средневековое искусство европейских стран невозможно представить без широко запечатленного образа Богоматери. В Западной Европе он был связан с культом мадонны, а на Руси — с Богородицей. В христианской культуре особая роль отводится Богоматери - Деве Марии, родившей и воспитавшей Спасителя.

Образ Марии матери Христа – это образ всех матерей. Каждая мать любит своего ребенка. Ребенок рождается маленьким и совсем беспомощным. Мама оберегает его, согревает теплом и заботой, кормит, заботится всю жизнь. С годами каждый человек все больше понимает и безгранично ценит все то, что сделала для него мама.

Рождение новой жизни – одно из величайших таинств на земле, и потому имя Матери всегда окружено благословением. Тема материнства – одна из древнейших тем в мировой культуре. Древнерусские мастера в 12 веке создавали иконы с её изображением. Это не портрет, но символический образ, выполненный по определённым правилам. Церковь считает икону не произведением искусства, а элементом храмового убранства. Тем не менее, некоторые иконы - настоящие шедевры мировой культуры. В первую очередь это главная святыня земли Русской «Богоматерь Владимирская».

Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если “любимая” - слово святое,

То трижды священное – “женщина-

Икона создана в начале 12 века неизвестным византийским мастером и послана в дар князю Юрию Долгорукому, а его сын, Андрей Боголюбский, перенёс её во Владимир. Отсюда её название. Это покровительница и заступница земли Русской. Икона выполнена в любимых цветах Древней Руси - на золотом фоне поясное изображение фигуры Марии в тёмно-бордовой накидке (одежде замужних палестинских женщин) с младенцем Иисусом в платье пурпура с золотом. Иисус сидит на правой руке матери и прикасается округлым личиком к её щеке, обхватив её руками за шею. Такое изображение называют «Умиление». Глаза ребёнка устремлены к Марии. Он словно пытается понять Мать. В его взгляде детская мягкость и в то же время мудрость. Мария же скорбно смотрит вдаль. Тонкие уста её сомкнуты, в уголках губ таится горечь. Левой рукой она словно хочет придержать сына, защитить его от уготованной участи. При всей материнской нежности в облике Марии чувствуется сознание неизбежной жертвенности. Художник, искусствовед Игорь Грабарь эту икону назвал «несравненной, чудесной, извечной песнью материнства.

Вот как пишет об этом Максимилиан Волошин:

А она в тревоге и печали

Через зыбь грядущего глядит

В мировые рдеющие дали,

Где закат пожарами повит.

И такое скорбное волненье

В чистых девичьих чертах, что Лик

В пламени молитвы каждый миг

Как живой меняет выраженье.

Не знаю почему, но мне хотелось начать свою работу именно с этой святыни земли Русской, иконы «Богоматерь Владимирская». Может быть, это называется чувством патриотизма, но это была первая икона, которую мне подарила моя Кресная. Думаю, что следующая моя работа будет о великих творениях русских художников, изобразивших на своих полотнах Мать и дитя.

Образ Матери с ребенком не раз привлекал внимание живописцев эпохи Возрождения, 15-16 веков. В Италии Богоматерь называют Мадонной. Мадонна (с итальянского «Мадонна» - матерь Божья, от «миа», «донна» - моя госпожа), Дева Мария (от древнееврейского – Мариам, из рода Давидова) мать Иисуса Христа. Искусство Возрождения принесёт иное, чем у предшествующих художников, понимание женской красоты. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Боттичелли стремятся к созданию обобщённого образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала становится мадонна, дева Мария с младенцем Иисусом Христом — возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.

Вспоминаются строки Пушкина:

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш Божественный Спаситель –

Она с величием, Он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и в лучах

А. С. Пушкин. Мадонна («Не множеством картин старинных мастеров»). 1830г.

К образу Девы Марии – Богоматери многократно обращались самые разные художники. Среди великих мастеров, отдавших в своем творчестве дань этой теме, - итальянский живописец и ученый Леонардо да Винчи (1452 – 1519).

Действительно, история человечества не знает другого столь разностороннего и талантливого творца. Гениальная и загадочная личность, живописец, скульптор и архитектор, чьим именем началась эпоха Высокого Возрождения; ученый, изобретатель, инженер – теоретик и механик – практик – все это Леонардо. Однако на первое место он всегда ставил живопись – «царицу искусств». Живописное наследие мастера невелико. Многие картины дописывали его ученики. Ученик Леонардо да Винчи в 1472 году во Флоренции дописал одно из первых произведений мастера в редкой для того времени технике - маслом.

Это «Мадонна с цветком»

Картина простая и ясная и в то же время бесконечно сложная. Мастер не использовал ярких тонов. Полотно словно окутано легкой, воздушной дымкой. Мягкими переливами света и тени создают объемность изображения.

Центром композиции является цветок, вокруг которого сплелись три руки: к нему обращены взгляды матери и ребёнка, к нему сходятся все основные линии на картине. Юная мать с радостной улыбкой протягивает сидящему у неё на коленях младенцу цветок и наблюдает, как серьёзный малыш внимательно его рассматривает. Так познаёт мир человек с первых лет жизни. Ребёнок - Христос, нагой, это целомудренная чистота, к которой должен стремиться каждый человек. Мать дитя - Мария, скромная простая женщина в непорочных одеждах. Платье свободными складками лежит на рукавах и коленях. Светлые длинные волосы убраны назад и ниспадают крупными кудрями. Её лицо не столь красиво, как прекрасно в своей доброте и любви. Большой лоб, ласковые глаза обращены на ребёнка. Ничто не может оторвать героев от увлекательного занятия. Ласковая, живая и обаятельная девочка-мать и мудрое дитя воплощают радость бытия и красоту познания. Образ «Мадонны с цветком» внутренне лишён святости в религиозном её понимании.

Очарование полотна в том, что воплощает прелесть и поэзию материнства.

Интересна судьба этого шедевра. ДоXVII в. картина находилась в Италии, затемнеизвестно где. В 1842 году русский купец Сапожников, будучи в Астрахани, приобрел у бродячего музыканта совершенно почерневшую, испорченную позднейшими записями картину. Потом она попала в собрание петербургского архитектора Н. Л. Бенуа, где и было установлено, что это – творение Леонардо. В 1912г. «Мадонна Бенуа» (под таким названием она известна теперь) куплена Эрмитажем и с тех пор является гордостью коллекции.

Вспоминаются знаменитые строки Пушкина:

Художник – варвар кистью сонной

Картину гения чернит

И свой рисунок беззаконный

Над ней бессмысленно чертит.

Но краски чуждые, с летами,

Спадают ветхой чешуей;

Картина гения пред нами

Выходит с прежней красотой.

А. С. Пушкин. Возрождение. («Художник – варвар кистью сонной»). 1819

Ещё один волнующий материнский образ, созданный Леонардо да Винчи, - «Мадонна с младенцем», именуемая также «Мадонна Лита» (1490 г. ) (Ленинград, Эрмитаж). Художник выразительно передает глубину и нежность чувств матери, задумавшейся о судьбе своего сына. Опустив глаза, мадонна любуется ребенком, лежащим у нее на руках. Прекрасно и выразительно лицо мадонны: в нем запечат лены тончайшие оттенки материнского чувства. Изображено состояние спокойной радости, в которую погружена прекрасная молодая, кормящая грудью ребёнка мать. Холодный яркий свет озаряет её тонкое, мягко очерченное лицо, особую одухотворенность которому придают полузакрытые глаза и едва уловимая улыбка — кажется, что она улыбается своим грезам. Мы почти не видим глаз мадонны, но ощущаем ее ласковый взор, обращенный к младенцу. Ребенок, словно потревоженный присутствием посторонних, устремил на зрителя не по-детски серьезный и внимательный взгляд. Глаза его подернуты легкой поволокой. Тщательно выписаны пушистые, вьющиеся волосы. Фигурка младенца расположена на руках мадонны так, что хорошо ощутим вес детского тельца. С замечательным мастерством передал Леонардо нежность этого тельца и красоту рук матери.

Картина написана темперой, придающей сочность тонам красного платья и синего плаща Марии. Живой и гибкий силуэт вписан между симметрично расположенных окон, отчего композиция приобретает завершенность и чёткость. Спокойная уравновешенность всех элементов картины подчёркивает гармоничность образа матери. Общий замысел ее восходит, бесспорно, к самому мастеру, что подтверждается его собственноручным рисунком женской головы, хранящимся в Лувре, и той особой красотой композиционного решения, которая в те годы была недоступна никому, кроме Леонардо. Однако живописное исполнение картины менее совершенно. Это связано, по-видимому, с тем, что в работе над ней принимал участие ученик Леонардо Амброджо де Предис.

Поэт Роберт Рождественский, восхищенный этой картиной, посвятил ей стихотворение:

В прохладных залах Эрмитажа

Среди героев и дриад,

На фоне мирного пейзажа

Она к ребенку клонит взгляд

Остановившегося кадра

Переливая нежный цвет,

Сияет- кистью Леонардо

Векам завещанный портрет.

Была ль та женщина земная

Простой моделью для него,

Иль, краски легкие втирая,

Он видел в смертной божество,-

Не все ль равно? Она когда-то

Не с райских кущ к нему сошла

В лучах умбрийского заката

С чистейшей ясностью чела.

И вот, ничем не знаменита,

Ткача иль медника жена,

Живет теперь Мадонна Литта

В лазурной дымке полотна.

С ней столько душ вошло в единство,

Она пленила столько глаз,

И вечный светоч материнства,

Зажженный ею, не угас.

Обратимся к творчеству другого известного живописца эпохи Возрождения. За приверженность к теме «материнства» современники прозвали его - «изобретающий Мадонн». Это Рафаэль Санти. В Дрезденской галерее экспонируется большое полотно. Это «Сикстинская мадонна».

О чём же эта картина? Картина "Сикстинская Мадонна" является величайшим произведением. Она посвящена самому радостному событию в жизни человечества: рождению Богочеловека, который изменил своим присутствием на земле мировоззрение, идеологию людей. Его идеи жизнеутверждающи, призывают верить в великое предназначение миссии человека, верить ближнему, сострадать ему. Эти гуманистические идеи Рафаэль творчески воплотил в своём полотне. Открывается картина бесконечной панорамной ярко-голубого неба, на котором виднеются лики бесплотных существ. Их взоры устремлены на героиню полотна.

Рафаэль изобразил не просто Божественную Мать с Божественным младенцем, но чудо явления Царицы Небесной, несущей людям своего Сына как искупительную жертву. Взгляд Марии устремлён вперёд, словно она провидит и крестный путь Иисуса, и своё страдание. Облик Марии, полный любви и строгого величия, нежности и решимости, покоряет одновременно торжественностью и простотой. Легко ступает она по облакам белыми ступнями. Тысячные толпы ждут её появления, должны неминуемо убить её сына. И это как бы остановило её на миг. Её взор смущен зрелищем неустроенности мира. Она крепко обнимает сына. Широко открыты её прекрасные, немного печальные глаза, чуть-чуть приподняты тонкие брови, скорбью овеяна её юная краса.

Г. Галина так передает свое видение этой картины:

С какою нежностью покоит на руках

Она свое дитя в задумчивом молчаньи!.

На сомкнутых губах лежит печать страданья,

И ласка тихая в опущенных глазах.

С тревогою прижав дитя к груди своей,

В его грядущее она глядит с тоскою,

И хочет мать закрыть беспомощной рукою

Свое дитя от слез, печали и скорбей.

Иронично, меланхолично смотрят на людей два ангелочка. Они на своём веку насмотрелись на этих людей, вечно просящих чего-то у неба, и теперь взором уводят вверх, к Марии. Потупила взор святая великомученица Варвара. Она тоже хорошо узнала цену людям, так как была человеком. Её смущает шум толпы, немного стыдно. Папа Сикст, древний старик, поднял умиленный взор к Марии. Он забыл свою суетную, грешную жизнь и вот на пороге жизни и смерти впервые поверил в чудо. А в глазах младенца, недетски - суровых, участие. Его лик полон тревоги. Пух волос растрёпан. Он приникнул к материнской груди и беспокойно всматривается в толпы людей. Ещё неясное, неосознанное волнение охватывает его. На первый взгляд ничего в картине не предвещает беды. Нужно всмотреться. Клубятся облака под ногами Марии, теснятся, их гонит ветер. Явление Марии сопровождает не безоблачное голубое небо, а таинственное свечение, как бы предгрозовое состояние. Свет то еле брезжит, то сияет, сверкает. Ветер растрепал волосы младенца, развевает тяжёлые складки золотой ризы Сикста, колышет увесистые занавеси, срывает с головы мадонны лёгкое покрывало, в тени которого спрятаны мрак, создающий напряжение, ощущение приближающего несчастья. Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария – идеал «материнства». Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами “Аве Мария”, что значит “Славься, Мария”.

А вот как это звучит у А. Фета:

Аве, Мария – лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящая мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей –

В тихом предстань сновидении ей!

Аве, Мария – лампада тиха,

Я прошептал все четыре стиха.

                                     

Хочется здесь вспомнить А. С. Пушкина:

В простом углу моём, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

«Сикстинская мадонна» — одно из прославленнейших произведений мирового искусства. Эта картина принадлежит к числу самых ярких поэтических образов, созданных художниками эпохи Возрождения. Картина является как бы итогом творчества Рафаэля. История создания этого полотна до сих пор окутана тайной. Не сохранилось ни письменных свидетельств, ни эскизов. По официальной версии, картина Рафаэля была написана мастером для монастыря св. Сикста в Пьяченце, где и находилась до покупки ее Дрезденской галереей в 1754 году.

    “Сикстинская мадонна” еще современниками была признана одним из величайших творений эпохи. Тридцать лет спустя после написания картины знаменитый биограф художников Возрождения Вазари писал о ней как о “редчайшей и единственной в своем роде вещи”.

    Известно также, что картина была полностью написана рукой Рафаэля, без помощи учеников, что было тогда редкостью.

Интересно то, что впервые, наверное, религиозное полотно так прямо и непосредственно обращается к человеку. Рафаэль в нем отождествил красоту и совершенство божественного начала с человеческим, земным. От картины трудно отвести взгляд, ибо все в ней естественно и просто, хотя перед нами Богоматерь. Ее прекрасное в своей человеческой кротости и умилении лицо будит ответное светлое чувство, как при встрече с родным человеком, и одновременно постигаешь божественное начало в мире через свет , исходящий от картины.

Поэт Алексей Константинович Толстой написал о «Мадонне» Рафаэля проникновенные строки:

Склоняясь к юному Христу,

Его Мария осенила;

Любовь небесная затмила

Ее земную красоту.

А Он, в прозрении глубоком,

Уже вступает с миром в бой,

Глядит вперёд - и ясным оком

Голгофу видит пред Собой.

А. К. Толстой. Мадонна Рафаэля («Склоняясь к юному Христу»). 1858г.

Я назвала свою работу «Святой любви великая раба». Кто же это? Великая раба в святой любви к соему ребенку? Мама, мамочка! Сколько тепла таит в себе это магическое слово, которым мы называем самого близкого, дорогого, единственного человека. Материнская любовь греет нас до старости, она окрыляет нас, придаёт силы слабому, сомневающемуся, вдохновляет на подвиг. И сколько ни было б человеку лет, ему всегда нужна мама, ее взгляд, ее забота. Не пора ли рядом с монументами героям – защитникам Родины, великим ученым, большим поэтам поставить памятник Матери? Потому что нет ни героя, ни гения без матери, без ее теплых не знающих усталости рук! Все мы – ветви материнского дерева.

Стихотворение Р. Гамзатова «По – русски «мама», по – грузински «нана»как нельзя лучше говорит нам об этом:

По- русски «мама», по- грузински «нана»,

А по- аварски- ласково «баба».

Из тысяч слов земли и океана

У этого- особая судьба.

На это слово не ложатся тени,

И в тишине, наверно, потому

Слова другие, преклонив колени,

Желают исповедаться ему.

Тревожится за сына постоянно

Святой любви великая раба.

По- русски «мама», по- грузински «нана»

И по- аварски- ласково «баба».

Так уж устроена жизнь, что, только взрослея, человек начинает осознавать, какое это счастье, когда мама рядом. Как хорошо, когда можно обратиться к маме за советом с любой радостью или бедой. Мне очень хочется, чтобы каждый человек пронес через всю жизнь свет материнской любви. И что как ни искусство великих мастеров живописи и поэзии заставляет нас помнить, что есть на земле Богини добра и красоты, облагораживающие мир, смягчающие человеческие сердца – наши Мамы – хрупкие, нежные, беззащитные и такие сильные великой силою огромной любви к нам, своим детям.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)