Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Благочестивая Княгиня Ольга

Поутру Ольга занеможела сильно, но поднялась, как оказалось, в последний раз на дозорную вежу, что находилась неподалеку от княжеского терема. Тяжким ступом шагов – ноги почти не слушались ее, - с бисеринками пота на челе, преодолевала она ступеньку за ступенькой. Сама себе дивилась: тело вроде бы потоньшало и полегчало, а неимоверная тяжесть гнула к земле.

Однако все же добралась до верха, до площадки, встав под козырек вежи и прячась от яркого, поднимающего над горизонтом солнца, огладывала крепостные стены, златой купол храма Софии, церковь Илии, строения, людей, суетившихся на подворьях.

Ольга креститься на купола церквей Илии и Софии, просит: «Господи, помози!» и почти легко спускается вниз, вступает в опочивальню. Усердно помогает великой княгине юная служанка Еленка. Свое имя княгиня дала юнице по ее крещении. Любует ее Ольга, не налюбуется, словно она сама вернулась на семьдесят лет назад. Голубоглаза, с распущенными по плечам светло-золотистыми волосами

А ей, Ольге, Промыслом Божиим было даровано часто в трудах своих свершать невозможное. Господь Бог призвал ее принять христианство и креститься, Трисиянным Светом указал основать град Псков и возвести храм во имя Святой Троицы. Не случайно у нее три имени, три внука, однако с горьким раскаянием вспоминает, что трижды мстила древлянам за их непокорность и убийство мужа

При ней всегда деревянный крест, с ним никогда не расстается, с шла по Руси, просвещая народ и освещая места для возведения храмов и строительства монастырей. Этот крест вручил по ее крещении в Царьграде сам патриарх Феофилакт.

Засыпает она не скоро, мысли мешаются, толкутся, исчезают и вновь появляются. Всплывают картины прошлого, выстраиваются чередой воспоминания

Таким образом, цель моего реферата – показать как христианство обогатило духовную культуру Ольги, подняла ее на более высокий уровень (из государственных деятелей) в Древней Руси. Можно выделить следующие причины, которые обусловили Ольгу принять христианство:

- во-первых, язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы, тормозило развитие международных связей и торговли;

- во-вторых, язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси;

- в-третьих, требовалась новая идеология, которая помогала бы утверждению в стране новых отношений – господства и подчинения.

Для раскрытия темы моего реферата помогает список литературы (базовая и дополнительная (стр. 20).

К середине IX в. почти все крупные государства Западной Европы, а также часть народов Балканского полуострова и Кавказа приняли христианство - одни по римскому, другие - по византийскому образцу.

Но для языческого мира процесс этот был непростым и болезненным. Вот почему в большинстве стран принятие христианства проходило в несколько этапов, имело различные формы. Во Франкском государстве король Хлодвиг принял христианство вместе с дружиной еще на рубеже V - VI вв. Цель крещения была ясна: получить помощь со стороны папского Рима в борьбе с сильными противниками в еще языческой Европе. Основная часть франкского общества еще долгое время оставалась языческой и лишь позднее была христианизирована. В Англии в VII в. короли принимали личное крещение, но потом под влиянием языческой оппозиции отрекались от него, а затем снова крестились. В Болгарии IX в. к христианству вместе с Борисом I перешло все население. Там корни христианства под влиянием соседней Византии были весьма глубоки.

Ольга выбрала для себя в качестве образца крещение английских королей. Она, будучи весьма прозорливой правительницей, понимала, что дальнейшее укрепление государственного престижа страны и династии было немыслимо без принятия христианства. Но она понимала и сложности этого процесса на Руси с его мощной языческой традицией, с большой приверженностью народа и части правящих кругов к старой религии. В крупных городах среди купечества, горожан, части боярства было уже немало христиан и они имели равные права с язычниками. Но чем дальше от центра государства, тем влияние языческих порядков, а главное - языческих волхвов было сильнее. Поэтому Ольга решила принять личное крещение, положив этому процессу начало в княжеской среде.

К тому же и в нравственном отношении княгиня была уже подготовлена к этому акту. Пережив трагическую смерть мужа, кровавые бои с древлянами, уничтожение в огне их столицы, Ольга могла обратиться за ответом на тревожившие ее человеческие вопросы к новой религии, которая как раз настраивалась на внутренний мир человека и пыталась ответить на его извечные вопросы о смысле бытия и своем месте в мире. Если язычество искало ответы на все вечные вопросы вне человека, в могучих действиях сил природы, христианство обращалось к миру человеческих чувств и человеческого разума.

Крещение Ольга обставила с подобающей для великого государства пышностью. Оно происходило в храме святой Софии. Ее крестным отцом был сам император, а крестил ее патриарх. Ольга приняла в крещении имя Елены, в честь матери Константина Великого, византийского императора, сделавшего в IV в. христианство официальной религией империи. После крещения Ольга была принята патриархом и имела с ним беседу о вере.

По возвращении в Киев Ольга пыталась склонить к христианству Святослава, говоря, что за князем крещение примет и дружина. Но Святослав, будучи ярым язычником, поклонявшимся дружинному богу Перуну, отказал ей.

Через несколько лет после поездки в Константинополь Ольга направила посольство к германскому императору Оттону I. Цель посольства была двоякой - установить постоянные политические отношения с Германией и укрепить религиозные связи. Ревностный христианин, Оттон I направил в Киев христианских миссионеров. Ольга продолжала свою линию. Однако киевские язычники выгнали миссионеров из города и едва не перебили их.

Умирая, княгиня завещала не справлять на ее могиле языческую тризну, а похоронить по христианскому обряду.

2. ГЛАВА I

Появившиеся у реки Великой всадники на конях, увидев на противоположном берегу лодью и фигурку на ней, громкими голосами принялись зазывать:

- Э-э-эй! Отроче! Пе-ре-воз!

Конники в шлемах, с мечами, притороченными к поясам, с копьями в руках были так возбуждены, казалось, за ними гнались вороги или дикие звери. Среди всадников выделялся один – в зеленом кафтане и с красным козно поверх. Восседал он на коне красиво и грациозно и показывал что-то рукой на реке. Его други, поспешители, стараясь угодить, наперебой, сложив у уст длани, трубили, требуя переправы. Действительно, конники были возбуждены охотой, гнали взагор огромного вепря, тот ловко нырнул в дубравную чащу, а они, проскочив мимо, вынеслись к реке.

У среза воды князь стал на ноги, отряхивая корзно от известняковой пыли, взмахом руки показал оставшейся наверху дружине следовать к находящемуся за бурлящим перекатом броду для переправы. Повернулся к причалившей лодье, в ней не отроче, а юная дева, и остановился, пораженный ее красотой: большие голубые очи, приветливые ямочки на ланитах, открытый взгляд, и на голове уже корона, хотя и сплетенная из полевых цветов. Не иначе, как решила стать княгиней!

Путь долгий, и сборы долгие. Не сразу Прекраса согласилась ехать в Киев и не просто на большой град поглазеть, а стать женой князя Игоря. Родня отговаривала, не ровня ты ему, таких не десяток, а сотню сыщут, и не из простого люда, а царевен и принцесс со всего света навезут.

Прекрасна и сама склонялась к тому, что надо ехать. Во все эти прошедшие годы она много думала об Игоре, ведь тогда на переправе не тронул, а ведь мог, только бы крикнул гридней, завезли бы в лес и бросили бы в нем!. И холодом веяло от мысли, что могли бы забрать и увезти в Киев, сделать рабыней и наложницей. И еще один решающий довод: приехал за ней сам легендарный князь Олег: Не это ли дает надежду?!

С первой же встречи Прекрасна, теперь Ольга, относилась настороженно к покровителю за его потаенность и скрытность. В Киеве еще не забыто: Олег, представившись купцом, со своим мнимым караваном обманом вошел во град. А войдя, вытащили мечи из возов, пошли громить стражников, убили киевских князей Аскольда и Дира. На их могилы людии простые до сих пор ходили тайно поплакать и повыть. Хотя Олег с неистовством пекся о Земле Русской и даже переусердствовал в заботах о ней - так всегда поступают правители иного рода, чтобы не заподозрили их в нелюбви, однако само начало было кровавым – и о том народную молву уничтожить невозможно.

А за год до смерти князя Олега на небе появилась с тонким и длинным светящимся хвостом звезда, похожая на летящее копье. Потом Ольга не раз вспоминала об этом копье, терялась в догадках, то ли оно защищало Землю Русскую, то ли готово было сокрушать ее

ГЛАВА II

Не стало князя Олега, зато стало больше забот у Игоря, вступившего в полное княжение Киевской Русью. Великий князь пребывал весь в трудах, ни пиров, ни забав, ни поездок на охоту.

По смерти Олега прервалась тишина на рубежах Руси и за их пределами. Всех манил к себе Царьград, на него более всего нападали со всех сторон. Богатая и сильная Византия одних оружием усмиряла, от других откупалась златом, сребром и щедрыми дарами. Несколько раз и князь Игорь порывался идти воевать Царьград, доказывая, что другие народы пользовались его богатством, а чем Русь плоха? Еще помнили, как князь Олег совершал походы и сколько оружия, паволоки, одежд и украшений оттуда привозил! Целые караваны с даровым товаром приходили. Но каждый раз горячего и порывистого мужа останавливала Ольга, указывая на очевидное: куда идти, если нет ни войска, ни кораблей, ни провизии.

Великая княгиня Ольга идет на брань.

Она всегда удерживала от этого князя Игоря, а тут сама ведет дружину и собранное великое воинство. На ней шлем, кольчуга, слева пристегнуты к седлу лук и меч, справа туло со стрелами, в руке щит. Рядом с Ольгой с одной стороны воевода Свенельд, с другой – второй воевода Хлуд, впереди Гридин с красным прапором, и – великий князь Святослав, Ольгин сын, тоже в воинских доспехах, но по росту. Он так мал, что под узду белого коня держит слуга, а рядом с седлом шагает другой. Чуть позади кормилец-воспитатель Асмуд. Он смотрит внимательно на Святослава, если что не так, гневно покрикивает на подуздого и стремянного.

Идут воевать на древлян.

А началось с того, что воевода Свенельд, который был приглашен с дружиной от варяжской стороны ходить походами на Царьград, сам себе добывал брашно и питие. Однажды взяли без меры хорошую дань с древлян, попировали весело. Тогда возмутились в дружине Игоря, что ничего не имеют, из брашно только репа да капуста, а с них какая сила, меча не поднять.

Получив весть о гибели князя Игоря, Ольга с сыном Святославом заперлись в дальних палатах терема. То, чего она всегда боялась, случилось. И при князе Олеге, и затем при муже страшилась, что может остаться одна. Из старых преданий и нынешней были знала, какое разворачивалось жестокое борение за овладение столом, особенно великокняжеским. Если при жизни правителя многие зарились на стол, а что тогда, если он становился свободным?!

- Великая княгиня верно служит Перуну, чем больше живых душ загубит, тем вольготнее будет князю Игорю в подземном княжестве. Был у нас перевозчик Кий, жили преславно, пусть нами правит теперь другая перевозчица - Ольга, не даст в обиду. Как Киев - мать градам всем русским, так и великая княгиня - мать всем живущим.

Получив мощную поддержку, Ольга, заманив второе посольство, сожгла его в новой срубленной бане. Затем, притворившись, будто пойдет замуж за князя Мала, сказала: справит тризну по убиенному князю Игорю, а сама напоила вином древлян и посекла их числом до пяти тысяч.

А было это на месте гибели князя, а над его скудельницей насыпали огромный курган.

ГЛАВА III

И так, великая княгиня Ольга ведет дружины и воинство свое на брань с древлянами. Ей советовали нанять новых варягов, однако хватит и одного Свенельда, которого держала за первого воеводу.

Отказалась она и от печенегов, их ханов, предлагавших помощь и союзничество, под видным предлогом: коннице не пробиться по лесным буеракам и болотным топям, а пеше степнякам ходить непривычно. Ольга прикинула: если набегут они на Русь, надобно им такие преграды чинить, чтоб перво-наперво их коней лишать. А прорвутся, так крюками и баграми стягивать воев, на земле они совсем биться не умеют, достаточно наслать простых смердов с бердышами и ослопами.

Пока добрались до Искоростеня, войско понесло потери и в конях, и в ратниках. Да и воинский пыл поугас у тех, кто впервые увидел главный древлянский град, неприступный с виду. Стоял он на высоких холмах, и не просто высоких, а гигантских. И не земляные, а гранитные с отвесными стенами - так природой созданные. А на этих холмах поставлены дубовые заборолы с дозорными вежами. И подступы к реке Уж надежно прикрыты.

Древляне, разгоряченные битвой, не заметили вовремя подкрепление киевлян, не смогли спешно организовать оборону, дрогнули, стали отступать к Искоростеню и вскоре скрылись за его стенами.

ГЛАВА IV

Снова древляне затворились в своем Искоростене. Их теперь ничем не выманить оттуда, хотя многие клети, одрины и постройки погублены огнем, наполовину обгорел княжеский терем. По-прежнему на стенах находились стражники, зорко охранялись и врата града. Что делать Ольге, если грозный вождь гуннов Аттила не мог одолеть стен Искоростеня? Не случайно Ольгины воеводы утверждали, что он имеет тайные подземные ходы, чрез них град снабжается оружием и провизией, на помощь приходят древляне со всей земли.

На следующий день Ольга с гриднями и дружинниками, соблюдая предосторожность, подъехали к Искоростеню. Когда на его стенах тревожно затрубили рога, как пред сражением, врата открылись. Из града, как было условлено, первыми вышли послы, что вели переговоры с великой княгиней. За ними медленно ступали еще трое. Посредине их сам князь Мал, без шапки на голове, но в шубе, немного обгоревшей понизу, справа княжич лет десяти Добрыня, на его плечо опирался отец, которому трудно шагать без поддержки, слева, путаясь ногами в длинной шубейке, шла дочь по имени Мала.

С соседями чужеземными, а тем паче со своим народом надо налаживать мир, а не учинять распрю. Ольга повелела дружинникам повязать Мала и кинуть на коня, а малых посадить на возок и всех отправить в Киев. Что и было исполнено. Свенельд скрежетал зубами и бил себя по кольчуге в грудь. В утешение воеводы ему было поведено отобрать у древлян их оружие и с ним тоже отбыть в Киев. Ольга боялась, что если останется Свенельд в Искоростене, то он тогда не оставит в нем никого живым из древлян, чего ей не хотелось, иначе потеряет звание милостницы Земли Русской.

Потом она велела снять с Искоростеня врата, сделать его навсегда открытым, а стольным градом земли древлянской сделать Овруч. Затем она подозвала поближе приведенных к ней знатных мужей древлянских и объявила им свою волю:

- За ваше упрямство и дерзость накладываю на вас новую дань: «По две черне куны, по две веверицы, а такожде скоры и мед с каждого дыма. Две части везите в Киев, а третью - в мой Вышеград».

Ольга как правительница одобряла действия великого князя по укреплению мощи Киевской Руси, а как мать боялась за сына: вырастет он и куда поведет свое войско? А ей снова подниматься на дозорную вежу, денно и нощно ждать вестей? Поэтому уговаривала поехать в Царьград.

ГЛАВА V

Многий флот из княжеских лодий и купеческих насадов заякорился в царьградской гавани-заливе, называемой Судом. Ольга торопила гребцов и рулевых, дабы побыстрее прибыть в Византию, предполагая по совершении дел благополучно по еще спокойной воде, пока не начались осенние шторма, отойти домой в Киев. Хотя и послали богатые дары императору Константину Багрянородному, но от него ни слуху ни духу, простояли июль, на исходе уже август, а о великой княгине великой Земли Русской словно забыли. Это Ольгу оскорбляло, ведь только что перед ее прибытием принимали правителя сарацин сразу и с большими почестями.

Перед отплытием в Киев Ольга с новым именем Елена посетила патриарха Феофилакта, попросила благословить на обратный путь и помолиться о Земле Русской, где людии тверды, как камень, в своем древнем нечестии и сын Святослав пребывает в языческом заблуждении.

- Чадо верное! - приветствовал ее патриарх. -Во Христа ты крестилась и во Христа облеклась, да сохранит Он тебя от зла и всяких напастей.

И Феофилакт долго разговаривал с Ольгой, снова наставлял ее в проведении богоугодных и христианских дел, дал много икон и книг, пообещал послать с ней пресвитеров и клириков для просвещения народа верой. На прощание вручил деревянный крест с надписью на обратной стороне:

«Русская земля обновилась для жизни в БозЪ святым крещением, принятым блаженною Ольгою».

Пригласил Ольгу перед ее отправкой на Русь император Константин. Он был необыкновенно любезен, называя великую княгиню своей дщерью, как принятую от купели, будто не помнил, что недавно звал замуж. Одарил сверх меры всякими дарами: златом, сребром, паволоками, одеждами, утварью домашней.

Когда возвращалась в Киев, Ольга много размышляла над тем, почему Константин так упорно величал ее своей дщерью, это было неспроста. Если бы он считал великую княгиню равной себе, нарек бы сестрой. Значит, не признали Землю Русскую равной Византии. Но стоило Ольге прибыть в Киев, как почти вслед ей явились послы от императора Константина со словами:

- Ты обещала нашему царю прислать ему в возблагодарение челядь, воск, меха и воев в помощь.

Ольга, находясь еще под впечатлением длительного пребывания в гавани пред вратами Царьграда, куда долго не пускали, выпалила:

- Посидите у меня на Почайне, как у вас в Суду, тогда и выделю дары.

Однако скоро устыдилась таких слов, ведь обещала при крещении относиться ко всем милостиво. Императору все же послала то, что просил, кроме челяди и воев, объяснив послам: челядью, она не торгует, а вой нужны и Земле Русской.

ГЛАВА VI

По возвращении из Византии в Киев Ольга, как ни странно, впала в уныние. Все та же непролазная грязь на торгу и на Подоле, настилы из скользких деревянных плах. И как все мелко и ничтожно по сравнению с великолепием Царьграда! Даже ее великокняжеский терем выглядел темной конурой против императорского дворца. Однако Ольга скоро успокоилась. Как бы ни было хорошо на чужбине, на своей Отчине лучше. Византия собирала дань со многих ею покоренных народов и племен, тысячи рабов денно и нощно трудились и на строительстве крепостных стен, и на возведении дворцов, а Русь живет своими трудами и имеющимся богатством. И ни за что Ольга не променяет на роскошь византийских дворов красоту русских дубрав и лесов, рек и речушек.

Ольга уже была больна, но ходила по стенам, подбадривая защитников, следила за тем, чтобы держали наготове котлы с кипятком и горячей смолой на случай, если печенеги полезут на крепость, а ночью на веже, ожидая Святослава, воздев руки к Небу, молилась за Землю Русскую, сына и внуков. Когда силы защитников Киева иссякли, она благословила одного из христианских отроков, дав ему небольшой крест, идти сквозь печенежские ряды, переплыть Днепр и сказать воеводе Претичу, чтобы тот немедленно шел освобождать Киев. Выслушав отрока, воевода возразил: «Как я могу идти, если мое войско на левом берегу, нет ни переправы, ни броду». Он ждал особых повелений от великой княгини, а та лишь передала кратко с юношей: «С нами Бог!» Долго думал-думал Претич, затем посадил часть войска на лодьи, повелел воям кричать:

- Идет великая дружина! А за ней сам великий князь Святослав!

И опять Ольга предостерегала сына, чтобы не водился с Курей, не доверял воеводе Свенельду, что сына не случайно назвал Лютом.

Единственное, что исполнил сын Святослав - так это не уходить в чужую землю, пока она, мать, не скончается

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Великая княгиня Российская Ольга, родом из Выбутской веси Псковской земли, сыграла выдающуюся роль в создании и упрочении Древнерусского государства, заботясь об укреплении его внешних рубежей и внутреннем устройстве. Проявила недюжинные способности по сплочению разрозненных славянских княжеств и становлению русского народа как нации.

Приняв святое крещение, способствовала распространению христианства на Руси, строила повсюду храмы и монастыри. Промыслом Божиим основала город Псков и возвела в нем собор во имя Святой Троицы.

За благочестивую и подвижническую жизнь Русской православной церковью причислена к лику святых, наименована равноапостольной, став из них первой на Руси. Об этом рассказывает историческая повесть известного прозаика, члена Союза писателей России Бориса Ильина, автора книг «В стороне от больших дорог», «Звезда приветная», «На росстанях», многих публикаций в коллективных сборниках и журналах.

История средневековой культуры, следовательно, - неотъемлемая часть истории мировой цивилизации. Без ее изучения невозможно понимание процессов дальнейшего развития общества - в новое и новейшее время. В чем же особенность и своеобразие этого этапа в художественном развитии человечества?

Стержень и основа культурных представлений средневековья - это религия. Христианство и его общественный институт - церковь (католическая на Западе, православная на Востоке) - определили все духовное своеобразие средневековой культуры, сформировали систему ее ценностей и определили пути развития.

Киевская Русь, приняв в 988 г. христианство из рук Византии, унаследовала целую систему духовных, эстетических, моральных ценностей, свойственных христианской культуре. Религиозное мироощущение пронизывает все аспекты духовной жизни Древней Руси, как и любого средневекового государства.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)