Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Архитектурный образ православных храмов Башкортостана

В жизни людей храмам принадлежит особое место. Именно в храме человек приобщается к Святым Таинствам церкви, заключающимся в крещении, миропомазании, причащении, бракосочетании и пр. В его стенах он изливает душу в покаянии, моля Господа о прощении за совершенные грехи. В храм приходят просить у Бога помощи для отражения всякого дурного движения души и при осуществлении какого-либо ответственного дела. Благодаря храму и совершаемому в нем богослужению человек постигает суть событий Священной истории, смысл и характер евангельских заповедей.

Церковь, словно корабль, спасает христиан от греховного потопа среди бурных волн моря житейского, перевозит от берега тьмы и смерти к берегу света и вечной жизни, к тихому пристанищу Царства Небесного. Посмотрите на русский храм издали – это белоснежный корабль с высокой мачтой - колокольней и наполненными ветром парусами – куполами, движущийся на восток, к восходу солнца, к Солнцу правды – Христу.

Каждое поколение возвышало свои храмы, свои дома Божьи. В их строительстве принимали участие все слои населения, все группы общества. Народом двигала вера в Бога, надежда на христианское обновление мира. А прекращение строительства храмов и их истребление в 30-е годы XXв. в нашей стране способствовали наступлению худших времен, приходу поры разрушительного безверия, падению моральных устоев общества.

С недавних пор церкви и храмы начали возрождать: строить новые, реставрировать разрушенные временем и людьми памятники, появился интерес к наследию прошлого.

Цель исследования моей работы – рассмотреть архитектурные особенности православных храмов Башкортостана и их своеобразие.

Задачи исследования:

• узнать, как появились храмы и что они символизировали;

• раскрыть особенности устройства крестово-купольного храма;

• рассмотреть особенности архитектуры православных храмов в XIII – XIX вв.

• описать архитектурный облик православных храмов в Республике Башкортостан.

Перед началом исследования я посетила все православные храмы, указанные в работе, собрав нужные сведения и сфотографировав их. Из-за слабой изученности темы и отсутствия необходимых публикаций, в основном, при написании работы опиралась на научное издание А. Р. Ширгазина «Православные храмы Башкирии» [12], где приводятся исторические сведения и описания архитектурных особенностей 53-х памятников православного зодчества, расположенных на территории Республики Башкортостан. Но после выпуска книги появилось немало совершенно новых или отреставрированных церквей, архитектурный облик некоторых из них я описала в своей работе.

3. Архитектура православного храма

1. Появление православного храма

Меня всегда интересовало, откуда появились православные храмы и что они символизировали.

Однажды, как рассказывают священные книги, в обычном жилом доме состоялась Тайная вечеря Господа Иисуса Христа со своими учениками. В большой горнице, устроенной особым образом, Христос омыл им ноги и Сам совершил первую Божественную литургию – таинство претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь, долго беседовал за духовной трапезой о тайнах Церкви и Царства небесного, а затем с пением священных песнопений все пошли на гору Елеонскую. При этом Господь заповедал творить сие (то есть совершать то же и так же) в Его воспоминание.

Оставшись без Своего Божественного Учителя, ученики Христовы пребывали преимущественно в этой горнице до дня Сошествия Святого Духа. Это великое событие, ставшее началом устройства земной Христовой Церкви, способствовало появлению особо устроенных помещений для молитвенных собраний, богообщения и совершения таинств. Но пока христианскими храмами продолжали служить специально для этого устроенные комнаты в жилых домах.

Во времена распространения христианства в Римской империи местом молитвенных собраний часто служили дома богатых верующих римлян и особые постройки в их имениях – базилики(. Большое внутреннее пространство таких зданий, ничем не занятое, а также их расположение, отдельное от всех прочих построек, благоприятствовали тому, чтобы в них устраивать первые церкви. С одной узкой стороны базилики находился вход, а в противоположной стороне имелась апсида((.

Вскоре из-за гонений на христиан наибольшую известность приобрели иные места для собраний и богослужений - римские катакомбы. В них помещения по размерам и назначению делились на 3 основные категории: кубикулы(, крипты – храма средней величины, предназначенного для собраний и богослужений, и капеллы со множеством могил в стенах и в алтарной части. Такая архитектура древнейших катакомбных христианских храмов способствовала формированию корабельного типа церкви, разделенной на 3 части, с алтарем, отделенным преградой от остального храма.

Храмы в Православной Церкви строились по-разному, но каждый храм символически соответствовал церковному вероучению. Храмы в виде креста означали, что Крест Христов – основа Церкви и ковчег спасения для людей; храмы круглые означали кафоличность и вечность Церкви и Царства Небесного, т. к. круг – это символ вечности, не имеющей ни начала, ни конца; храмы в виде восьмиугольной звезды знаменовали собою Вифлеемскую звезду и Церковь как путеводную звезду ко спасению в жизни будущего века, восьмого.

В византийской храмовой архитектуре после разделения Римской империи остались господствующими корабельные храмы в виде прямоугольника, с выдвинутым на восток закругленным выступом алтарных апсид, с фигурной кровлей, со сводчатым потолком внутри, который поддерживался системой арок с колоннами. Православный храм непременно увенчивался крестом на куполе, как победным знамением и во свидетельство того, что Церковь входит в Царство Божие благодаря Искупительному Подвигу Христа Спасителя. (См. Приложение 1)

Таким образом, православный храм означает Царство Божие в единстве Божественного, небесного и земного, поэтому распространено трехчастное деление храма: алтарь, знаменующий собой область бытия Божия, собственно храм – область горнего ангельского мира (духовное небо) и притвор(( – область земного бытия. Освященный по особому чину, увенчанный крестом украшенный святыми изображениями храм являет собой прекрасное знамение всего мироздания во главе с Богом его Творцом и Создателем.

2. Устройство крестово-купольного храма

Мы привыкли видеть православный храм в целом, а как раньше он был устроен, из каких частей состоял ?

Обратимся к энциклопедическому словарю по искусству: «Христианские римские храмы строились по типу базилики с 3 нефами. Торцовая стена центрального нефа (напротив входа) была алтарной и представляла собой апсиду – цилиндрическую поверхность, обращенную на восток. Греческие церкви стали использовать крестово-купольный план с 4 рукавами равной длине, расходящимся от центра, увенчанного барабаном с куполом. Этот план нашел широкое применение в византийском стиле. В Северной Европе с XI в. используется план в виде латинского креста (базилики с трансептом), у которого один рукав длиннее трех остальных, на этой оси находится главный неф, а на перекрестье обычно возвышается шпиль или купол» [11, с. 38].

В древнерусском государстве в строительстве каменных храмов получила распространение крестово-купольная композиция - это 2 пересекающихся под прямым углом свода, в плане образующих крест. (См. Приложение 2) Над храмовыми зданиями, на месте пересечения сводов, сооружали главный купол, с которым могло соседствовать от 4 до 12 меньших куполов. Эту центральную «главу» поддерживал барабан( со световыми окнами, опиравшийся на 4 главных столба, находящихся внутри храма. Таким образом, прямоугольное в плане здание церкви как бы расчленилось крестом, перекрестье которого точно приходилось точно на центр храма – подкупольное пространство между 4 главными столбами [14, с. 264].

Главные и прочие столбы делили храм на нефы – галереи, идущие от входа к алтарю, межрядовые пространства; нефов, как правило, было 3 или 5. С восточной стороны в храме расположился алтарь, где происходила наиболее важная часть христианского богослужения. В области алтаря церковная стена выдавалась полукруглыми выступами – апсидами. Полукруглые покрытия церковных сводов назывались закомарами. Над ним древнерусские зодчие строили хоры – верхнюю открытую галерею, балкон, где пребывали во время богослужения именитые люди: князь, его семья и приближенные.

Древнерусский храм делился 3 части: алтарь, храм (четверик) и притвор (трапезная). (См. Приложение 3) Иногда притвор, трапезная( имели размеры, превосходящие храм. Это делалось для того, чтобы в трапезной храма могло поместиться множество людей и можно было поставить столы на несколько сотен человек.

Можем сделать вывод, что древнерусский православный храм как символический образ космоса соединил в себе и небесное, и земное, а его крестово-купольная форма, пришедшая к нам из Византии, являлась самой распространенной на Руси. Однако и среди таких храмов существовало большое архитектурное разнообразие: строгие одноглавые храмы, подобно всемирно известному храму Покрова на Нерли; многоглавый собор Василия Блаженного; пятиглавый Успенский собор Московского Кремля и шатровые храмы, подобно храму Вознесения в Коломенском. (См. Приложение 4)

3. 3. Архитектура древнерусских храмов

С годами архитектурный облик православного храма менялся и испытывал на себе веяния той эпохи, в которой строился. Поэтому перед описанием архитектуры храмов, решила узнать, как выглядели древнерусские храмы в XIII – XIX веках.

Элементы византийской архитектуры появляются в зодчестве Древней Руси с приходом христианства. Она характерна строительством крестово-купольных храмов с хорами, арками и сводами, с живописным силуэтом, отдельно стоящими колокольнями, куполами различной формы – шлемовидные, луковичные, - непременно покрытыми золотом.

В православной России сложилось несколько самобытных архитектурных стилей. Среди них классический тип белокаменного прямоугольного храма с прибавлением алтарной части с полукруглыми апсидами, с одним или несколькими куполами на фигурной кровле. Сферическая византийская форма покрытия куполов заменилась шлемовидной.

Вплоть до XVIIв. русская архитектура не знала классических архитектурных ордеров, колонны и пилястры часто использовались как декоративные детали. Интерьеры богато украшались мозаиками и фресками. Большое влияние на каменное строительство оказало деревянное русское зодчество. Так было с шатровыми храмами и колокольнями.

В XV – XVII веках в России сложился другой стиль построения храмов, отличный от византийского. Появляются продолговатые на восток прямоугольные храмы с полукруглыми апсидами, одноэтажные и двухэтажные, с зимней и летней церквами, иногда белокаменные, чаще кирпичные с крытыми крыльцами и крытыми арочными галереями – гульбищами вокруг всех стен, с двускатной, четырехскатной и фигурной кровлей, на которой красуются один или несколько поднятых куполов в виде маковок - луковиц. Стены храма украшаются изящной отделкой и окнами с красивой резьбой из камня или с изразцовыми наличниками, а рядом воздвигается шатровая колокольня с крестом наверху.

Шатры в русской архитектуре просуществовали недолго: в середине XVIIв. церковная власть запретила строить шатровые храмы, поскольку они резко отличались от традиционных одноглавых и пятиглавых прямоугольных (корабельных) церквей. Русские храмы, разнообразные в общем облике, деталях убранства и украшения, традиционно сохраняют трехчастное (двухчастное) символическое внутреннее деление, и в устройстве внутреннего пространства и внешнего оформления следуют глубоким духовным истинам Православия. Например, символично количество куполов: один купол знаменует единство Бога, совершенство творения; 2 купола соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа, двум областям творения; 3 купола знаменуют Святую троицу; 4 купола – Четвероевангелие, 4 стороны света; 5 куполов (самое распространенное число), где средний возвышается над четырьмя другими, означают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов; 7 куполов знаменуют 7 таинств Церкви, 7 Вселенских Соборов.

Существует много гипотез о том, почему купола древнерусских храмов имеют форму луковицы. Князь Е. Трубецкой в книге «Умозрение в красках» пишет: «Наша отечественная «луковица» воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным потустороннему богатству. Это завершение русского храма – как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся» [5, с. 6-7].

Если плоский византийский купол символизировал восходящее солнце, то полуциркульная русская глава с заостренным кверху «языком» подобна пламени над лампадой. В форме «шелома» пламя становится более вытянутым, и, наконец, глава приобретает форму «луковицы» - символа свечи горящей. Понимание храмовой главы и как образа Спасителя, и как образа пламени придает многозначность символическому звучанию храма. Золотой цвет в христианском искусстве – это символ божественной энергии или святости на земле, и золотые языки куполов – это и священный огонь Господа, и воспламененное им горение человеческих душ к Нему.

В XVв. во времена правления Ивана III архитектура Древней Руси переживала новый подъем. Возникает идея «Москва – Третий Рим», приглашаются итальянские мастера для перестройки главных соборов и башен Московского Кремля. Построенные итальянцами Успенский и Архангельский соборы в Кремле привнесли в русскую архитектурную практику чертежи и планы, новые соотношения частей здания, новые пропорции, новые элементы форм. Успенский собор стал прототипом для многих соборов XVIв. : с пятью главами, деликатным декором и мощью пластики.

К концу XVIIв. в развитии архитектуры появляется разнообразие стилей. Для наиболее консервативного характерно сложение древнерусского посадского храма, построенного кораблем из 3 частей: колокольня, трапезная и церковь. Так строилось церковь Троицы в Никитинках и церковь Рождества в Путивле. Особое внимание в это время обращается на орнаментальное убранство фасадов, свободно используя элементы классической ордерной системы. В духе новых веяний создается церковь Покрова в Филях, в стиле нарышкинского барокко: резное белокаменное узорочье на краснокирпичном фоне и соединение церкви с колокольней под одним куполом. Русское зодчество начинает испытывать на себе светское влияние, появляются новые элементы декора.

4. Архитектура православных храмов Башкортостана

А как же выглядят православные храмы в Башкортостане, каков их архитектурный облик?

В научном издании «Православные храмы Башкирии» А. Р. Ширгазиным приводятся исторические сведения и описания архитектурных особенностей 53-х памятников православного зодчества, расположенных на территории Республики Башкортостан . Но за последние 10 лет произошли существенные изменения: стали восстанавливаться и обустраиваться многие культовые здания, которые были разрушены в 30-е годы XX века. После выпуска этой книги появилось немало совершенно новых или отреставрированных церквей, архитектурный облик некоторых из них я попробовала описать в своей работе. В процессе исследования мной обращалось внимание на местонахождение и время появления храма, в честь каких святых было освящено и, самое главное, на особенности построения православного храма.

4. 1. Церковь Казанская в селе Верхотор. 1788г.

Самой «старшей» из всех описанных мною храмов является церковь Казанская в Ишимбайском районе в селе Верхотор. Она была построена Аграфеной Ивановной Дурасовой в 1788 году и освящена в честь Казанской иконы Божией Матери.

Кирпичное здание церкви состоит из 3 объемов(: квадратного в плане храма и несколько уступающих ему по ширине трапезной и апсиды. Габариты здания в плане 21,5 Х 32 м. Формы двусветного, близкого кубу, храма с высоким сомкнутым сводом и единственной главкой на глухом барабане в целом типичны для русских культовых построек второй половины XVIII в.

В первой половине XIXв. появились трехъярусная колокольня и боковые приделы храма, сделавшие план здания крестообразным. Приделы, выступающие на северо-западном и юго-восточном фасадах, имеют строго симметричную композицию с 2 окнами по сторонам входов. Еще по одному такому же окну, только ложному, расположено в каждой из боковых граней приделов.

Пропорции небольшого треугольного фронтончика(, который венчает входной пилястровый портик, воспроизведены в большом фронтоне, завершающем придел. С юго-западной стороны основания колокольни устроен еще один вход в здание. Возле всех трех входов сохранились каменные ступени.

Трапезная выходит на каждый из продольных фасадов тремя окнами, аналогичными окнам приделов. По одному арочному окну прорезано в северо-западной и юго-восточной стене основания колокольни. Эти проемы имеют меньше, в сравнении с остальными, размеры.

На северо-восточном фасаде, обращенном к реке, выделяется крупный объем полукруглой апсиды с 3 окнами, повторяющими форму окон приделов и трапезной.

Суховатый декор, не везде сохранившийся, характерен для позднего классицизма. В экстерьере выделяются небольшие двупилястровые(( портики (эдикулы), оформляющие входы в здание и окна основания колокольни. Прямоугольные окна апсиды, трапезной и приделов (включая ложные) помещены в плоские арочные ниши-филенки. Тянутый поясок, проходящий в уровне верхнего обреза окон, огибает эти филенки((( с образованием архивольтов. Этот же прием повторен в декоре необычно высокого глухого барабана, служащего основанием венчающей главы.

В 1930-е годы церковь была закрыта, использовалась под склад, некоторое время в ней размещался клуб. Вскоре были разобраны верхние ярусы колокольни, имевшей высоту (до верхнего карниза) около 17 м, утрачена небольшая главка, располагавшаяся над алтарной апсидой, и 2 люкарны, прорезавшие северо-западный и юго-восточный лотки храмового свода.

С 1990г. усилиями священника отца Леонида Ветрова велись восстановительные работы. К 1991г. храм с главкой, трапезная, стены второго яруса и цилиндрическое основание главы оштукатурены и побелены.

4. 2. Церковь Табынской Божией матери

Церковь Табынской Божьей матери расположена на возвышенном горном месте в районе Красноусольска, что позволяет видеть ее с большого расстояния. Само место очень живописно. Здесь тянется извилистое лесистое ущелье, прорезающее Уральский хребет. При входе него стоит высокая Табынская гора, на вершине которой прежде стоял Вознесенский мужской монастырь, а внизу, на равнине, расстилался монастырский солеварный городок. (См. Фотографию 1).

Предание рассказывает, что однажды диакон монастыря, возвращаясь с поля в обитель, услышал небесный глас, говорящий: “Да почтится правоверующая братия Богоспасаемого монастыря принять Меня в храм Господа Моего”. Опасаясь внутреннего самообольщения, диакон первоначально не внял неземным глаголам, но спустя немного дней он вторично услышал тот же призывный глас. Тогда диакон в трепете стал осматриваться и увидел на большом камне над источником святую икону. Преисполненный страха и радости, он поспешил в обитель и возвестил о дивном обретении.

В смутное время Табынская икона таинственным образом исчезла. Тогда же был разорен и Вознесенский монастырь. В 60-х годах XVIII века вновь явилась Табынская икона на том же самом месте, где являлась в первый раз. Три пастуха башкира пасли скотину у соленых ключей и увидели на камне икону Божией Матери. Они бросились рубить ее топором, говоря: «Вот русский Бог», и раскололи икону на две части. За такое святотатство пастухи ослепли, стали плакать и молится: «Не уйдем, пока нас русский Бог не исцелит». Самый молодой из них башкир особо сильно молился и вскоре прозрел. Затем он подвел своих товарищей к соленому источнику, и они, каясь в содеянном, умывали глаза соленой водой и тоже прозрели. С этих самых пор вода в источнике считается святой.

За годы советской власти многое изменилось на святом источнике. Не осталось больше ни красивых деревьев, ни тропинки, ведущей к пещере, ни огромного (метра три на три) камня, из-под которого вытекал источник. Камень большевики не поленились разрубить на кусочки, грот закопали. Правда, когда в 1944 году верующие откопали его, там еще сохранилось изображение ангела с распростертыми крыльями, лик Спасителя и православный крест. Но потом пещеру взорвали, не посчитавшись даже с тем, что в годы войны весь район спасся только благодаря тому, что у источника варили соль.

Квадратный по форме двухсветовой храм имеет 3 апсиды, средняя из которых шире и выше остальных. Боковые апсиды перекрыты конкой, алтарная – арочным килевидным( покрытием, несущая на себе глухой барабан с небольшим куполом, который возглавляет восьмиконечный крест. Лопатки(( разбивают апсиды на 5 равных по ширине прясел. ((( Причем алтарная апсида является двухъярусной, где верхний ярус также световой как нижний. Но главной особенностью этой апсиды является лента, представляющая собой дентикулу(, описывающую форму полукруга.

Двухъярусный подъем кокошников высоко поднимает барабан, что создает ощущение центричности церкви и усиливает впечатление стройности и высоты. В основании стройного барабана главы – венок меньших кокошников. Сам барабан восьмигранный, оконные вырезы в котором чередуются световые с ложными. В основном, имеются полуциркульные оконные вырезы – ложные, образованные в кокошнике, а световые окна, расположенные в средних кокошниках первого яруса по фасадным сторонам, имеют веерную расстекловку((.

Арочные проемы имеют уступчатые наличники окон, следующие очертанию проемов, затем продолжены в подоконном уровне, архитрав оживлен сухариками(((. Карниз же, определяющий второй ярус храма, зрительно объединяет равные по высоте объемы апсиды.

Здание выстроено из кирпича. Стены оштукатурены и побелены.

4. 3. Церковь Михаило - Архангельская. 1842-1845гг.

Церковь Михаило - Архангельская расположена на вершине возвышенности Галкиной горы в г. Бирске. . На этом месте раньше стоял деревянный Михаило-Архангельский собор, построенный в 1783г. . А весной 1842г. на средства купцов Н. Серебрякова и Д. Балаева началось возведение новой каменной (кирпичной) церкви. Новая Михаило-Архангельская церковь, освященная в 1847г. , стала обычной приходской.

К квадратному храму примыкает поперечная трапезная. Стены побелены по штукатурке, декоративных элементов немного: лопатки, простые горизонтальные карнизы, несколько крупных филенок. Над высокими арочными окнами трапезной расположены небольшие арочные ложные оконца. Колокольня церкви, по описаниям И. Златоверховникова «конусообразная» , не дошла до наших времен. А вот широкий цилиндрический барабан, освещающий храм двенадцатью арочными окнами, построен в стиле классицизма.

Некоторые утверждают, что проект церкви был составлен в так называемом византийском стиле в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий (в Санкт-Петербурге) , т. к. форма огромной луковичной главы храма характерна для новых, по тем временам, поисков национального своеобразия, выражавшихся в обращении к древнерусским и византийским архитектурным прототипам. И в тоже время многие черты сближают постройку с некоторыми позднеклассическими памятниками Уфимской епархии. Поэтому можно считать, что Михаило-Архангельская церковь соединила в себе приметы двух архитектурных эпох – классицизма и эклектики.

4. 4. Церковь Тихвинская (Татиановская). 1897 – 1905гг.

Тихвинская церковь, построенная в 1897 – 1905гг. , находится в исторической части города Стерлитамака на улице Халтурина (д. 119) и к улице обращена торцевым восточным фасадом. .

В июле 1897г. Преосвященный Иустин (Полянский) епископ Уфимский и Мензелинский совершил поездку по епархии с целью обозрения церквей. В Стерлитамаке «по совещанию с горожанами» им было указано место для постройки новой городской церкви, строительство которой завершилось в 1905г. Новый храм был воздвигнут в честь Тихвинской иконы Божией матери и имел придел св. мученицы Татианы .

Невысокий одноглавый храм розового цвета с белым декором построен из кирпича. К двусветному храму, завершенному восьмилотковой купольной кровлей, примыкает с восточной стороны низкая пятигранная апсида алтаря. Южный фасад храма симметричен, его средняя часть выделена трехосным ризалитом(, все проемы в котором – арочные. Вход расположен в центре. В узких (одноосных) фланговых пряслах(( окна имеют пологие лучковые перемычки. В уровне второго света их заменяют поздние прямоугольные. Скатная кровля увенчана луковичной главкой на глухом барабане.

Декор типичен для архитектурного стиля эклектики: рустованные лопатки, ширинки(((, поребрик. Нижние окна боковых прясел несколько диссонируют с обрамляющими их наличниками, которые скорее подошли бы к сдвоенным арочным проемам.

В настоящее время восстановлены трехъярусная колокольня высотой около 28,5 м и одноглавое завершение храма (но уже без световой главы храма с 8 окнами). На четвериках первых двух ярусов звона имеются арочные проемы в четырех гранях, которые перекликаются с арочными проемами третьего яруса. Верхний восьмигранный ярус завершен шатром и маленькой главкой.

Рядом с церковью (северо-восточнее) находится двухэтажный кирпичный корпус, вытянутый вдоль линии застройки улицы, здесь прежде размещалась приходская школа.

4. 5. Церковь Гурия, Варсонофия и Германа. 1895-1899гг.

Здание церкви Гурия, Варсонофия и Германа (Инородческой) появилось в конце XIXв. во дворе инородческой учительской школы г. Бирска и было рассчитано на посещение его воспитанниками всех учебных заведений города. Закладка здания произошла в июле 1895г. А 4 апреля 1899г. после завершения строительных работ оно было освещено во имя Казанских святителей Гурия, Варсонофия и Германа. .

В крестово-купольной композиции обнаруживаются элементы базиликальности. Рукава креста покрыты в два ската, а угловые части дополняют план до прямоугольника в один. К квадратному храму примыкает с западной стороны почти равный ему по ширине короткий нартекс(, а с восточной – узкая, но более выдвинутая алтарная апсида. Постепенное нарастание высоты объемов к центру удачно обыграно силуэтами скатных кровель. Восьмигранный барабан завершен куполом.

Вся композиция приобретает трехчастную структуру из-за ступенчатого убывания высоты (типичную для базилик). Ось каждого фасада закреплена ризалитом с треугольным щипцовым завершением. С трех сторон в здании имеются входы. На северном и южном фасаде над ними помещается аркада из трех окон, среднее из которых заметно приподнято по отношению к боковым. В пропорциях всех арочных окон преобладает вертикальность, поэтому при круговом обходе здания высота объемов волнообразно изменяется.

Стены церкви не оштукатурены, а угловые лопатки и карнизы побелены. Такая отделка роднит ее облик с постройками в т. н. кирпичном стиле (эклектики). По всем фасадам горизонтально проходят ленточные рустовки. (( Тонкие контурные наличники завершены более широкими архивольтами(((, а подкарнизный ряд – в виде зубчиков, небольших прямоугольных выступов. В верхней треугольной части стены помещены шестиконечные кресты.

Ширгазин А. Р. утверждает, что церковь Гурия, Варсонофия и Германа – это «единственный в Башкирии памятник, наиболее последовательно ориентированный на воспроизведение средневековой византийской традиции. Обращение к столь древним архитектурным прототипам, возможно, связано с особенностями национального состава прихода и было призвано подчеркнуть глубину исторических корней христианской религии».

4. 6. Церковь Космодамиановская. 1899г.

Побывав летом 2005г. в селе Нордовка Мелеузовского района, я увидела образец деревянного храма рубежа XIX и XX веков – это Космодамиановская церковь).

Космодамиановская церковь, расположенная в центре села, была построена в конце XIXв. и освещена во имя святых Косьмы и Демьяна. Во время Великой Отечественной войны в ней хранили зерно, а службы возобновились только в 1946г.

К четверику храма примыкают трапезная, пятигранная алтарная апсида и боковые притворы с входами. Пятиглавие храма заметно отличается от обычного: центральный световой восьмигранник укрупнен, а угловые главки уменьшены до декоративных размеров.

Трехъярусная колокольня состоит из 2 четвериков и восьмерика, покрытие которого имеет шлемовидное очертание. Форма третьего яруса звона перекликается с формами главы в центре.

Все объемы здания голубого цвета. Несложный декор оживлен белой краской. В верхней части наличников окон прямоугольной формы помещены небольшие одиночные розетки. В треугольном фронтоне на северном и южном фасадах тонкая бровка имитирует полукруглое окно. На уровне карнизов второго яруса звона расположены килевидные кокошники в духе русского стиля.

По мнению А. Р. Ширгазина, Космодамиановская церковь, выразительный памятник, исполненный в традиционных формах деревянной культовой архитектуры, не имеет «точных аналогов в Башкирии» .

4. 7. Покровская церковь. Около 1898г.

На возвышенном месте в селе Красный Холм Калтасинского района расположена Покровская церковь, освященная в честь праздника Покрова пресвятой Богородицы. Эта церковь, построенная в конце XIXв. , является образцом скромного приходского храма в стиле классицизма: ее отличают небольшие габариты и подчеркнутая камерность.

Покровская церковь представляет собой здание, перекрытое приземистым куполом с луковичной главкой, с крупной прямоугольной апсидой, похожая на однопролетную базилику. Трапезную, равную по ширине храму, освещают с каждой стороны по 3 небольших арочных оконца, один из которых ложный. Вход с южной и северной сторон организован через 6 колонных портиков. Металлическая восьмилотковая купольная кровля завершается мелким барабаном с крестом (форма купола храма характерна для эклектики).

Невысокая колокольня состоит из 2 четвериков, грани которых чередуют окна с полуциркульным верхом. Открытые проемы ярусов звона имеют арочное очертание. Углы четвериков слегка скошены. В завершении второго яруса – маленький треугольный фронтон. Колокольню завершает характерное шатровое покрытие и небольшая луковичная главка.

Покровская церковь долгое время не действовала, сначала в ней были склады, затем просто пустовала за ненадобностью. В 1995г. восстановили колокольню, начались службы.

4. 8. Церковь Рождественско-Богородская. 1909г.

Необычайно красива Рождественско-Богородская церковь, находящаяся на окраине г. Уфы. При въезде в Уфу всегда видна ее колокольня голубого цвета с золотыми куполами. В 1909г. осенью храм был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Этот памятник периода эклектики был выполнен в красном кирпиче, а основные членения и наличники окон побелены. Но в настоящее время это здание голубого цвета, словно строилось оно в эпоху барокко.

К особенностям композиции можно отнести объединение храма и трапезной в едином, прямоугольном плане, объеме ныне покрытом двускатной кровлей. На восточном фасаде, почти лишенном проемов, выступает крупная полукруглая апсида алтаря. По сторонам расположены 2 небольших объема со скошенными внешними углами - ризница и дьяконник, которые имеют собственные вспомогательные входы.

Для церкви характерно пятиглавие: восьмиугольный барабан с арочными окнами завершается куполом и маленькой луковичной главкой на световом барабанчике.

Пологие скаты кровли и фронтон широкого входного портика служат основанием для массива колокольни. На нижние ярусы поставлен восьмерик, прорезанный по главным осям 4 открытыми арками, а второй полуярус, расположенный ниже, имеет в центре каждой грани по одному круглому проему. Форма купола колокольни перекликается с формой средней главы, а луковичная главка - с пятью главами центра.

Благодаря арочным окнам с рельефными наличниками и фартуками и других разнообразных форм декора северного и южного фасада храма выглядят живописнее. Вертикальные членения представлены ленточными выступами с повторяющимися прямоугольниками на стене храма. Такими же повторяющимися прямоугольниками декорирован фриз. По верху стены проходит простой карниз в 4 ряда кладки.

4. 9. Церковь Казанской Богоматери. 1996г.

Церковь Казанской Богоматери, построенная в 1996г. , находится в г. Мелеузе. Четурехстолпный храм с крепким 5-главием строго центричен и имеет в плане форму латинского четырехконечного креста. Традиционное деление на трапезную и собственно храм отсутствует. С западной стороны примыкает четырехъярусная колокольня. Особый колорит зданию придают красные стены, с помощью которых создается образ холодноватого величия с оттенком неприступности старинного замка. Оставленные без штукатурки стены безошибочно адресуют зрителя к постройке в кирпичном стиле, характерном для рубежа XIX и XX столетий.

Само здание – одноэтажное на высоком цоколе подвального этажа. Входы расположены с 3 сторон, со стороны фасадов и у основания колокольни. Лопатки разбивают фасады на высокие вертикальные прясла, завершение которых чередуется, щипцовое с круглыми филенками в центре и уступчатым карнизом с прямоугольными филенками. Трехчастную систему создает часть фасада, выступающая из своей плоскости – ризалит, имеющий щипцовое завершение. Здесь же располагается вход, над ним помещается аркада из 3 окон, среднее из которых заметно приподнято по отношению к боковым и является ложным. Такой же принцип отношения размеров окон для остальной части фасада, но различие в их расположении друг от друга существенное (разделяются лопатками и удалены на большое расстояние). Подоконная тяга проходящая по периметру здания, огибает лопатки и фланкирующие грани, что зрительно воспринимается как деление на этажи: подвальный и основной. Подвальный этаж также разделяется лопатками (но выполнены более проще) на пилястры. Окна здесь расположены у самого основания. Все проемы здания арочные.

Храм состоит из 5 глав, средняя из которых крупнее и выше боковых. Кроме того, она единственная световая. Килевидные навершия арок образуют волнистую линию карниза пяти глав. Большой барабан в виде восьмерика, поднятый на квадратном «постаменте», завершен восьмилотковой купольной кровлей, что свидетельствует о стремлении следовать архитектурным вкусам первой трети XIXв. Переход к барабану от основания осуществлен при помощи парусов. На куполах размещены малые главы на основанных осях, у которых барабан является световым. Грани восьмериков выделены с помощью угловидной пилястры с закомарным завершением.

Колокольня имеет ступенчатое убывание объемов, которое подчеркнуто межъярусными карнизами. На первом ярусе, квадратном в плане, стоит низкий четверик с арочными проемами с 2 сторон (подобно колокольне Князе-Димитриевского храма г. Салавата). Четверик второго яруса имеет сдвоенные арочные окна в 3 гранях. Узкие проемы помещены с 3 сторон третьего яруса и украшены архивольтами. Завершает всю конструкцию устремленный в небо шатер.

Внушительное по размерам здание церкви Казанской Богоматери, выполненного в кирпичном стиле, своим великолепием и торжественностью придает праздничный вид и соответствует городскому масштабу.

4. 10. Князь-Димитриевский храм. 2000г.

Православный храм благоверного князя Дмитрия Донского, построенный в конце ХХв. , находится около двух вокзалов, в западной части города Салавата.

Приходской совет общины г. Салавата долго искал исполнителей проектной документации, т. к. в последние годы православные церкви приходилось восстанавливать, а не проектировать. Но специалисты управления архитектуры города, учитывая необычность проекта, взялись выполнить заказ: изучив архивные материалы и сотни фотографий существующих сохранившихся церквей, они разработали целый ряд эскизных предложений. По словам отца Сергия, церковь состоит из цокольного и основного этажа: «в цокольном этаже разместятся зал площадью 314 м² с алтарем и хозяйственные помещения. На основном этаже будут молельный зал, алтарь, магазин по продаже церковных принадлежностей, клирос. Здесь же будет проводиться церковная служба в обычные и праздничные дни. Церковь рассчитана на 250 прихожан».

Одноглавый двусветный храм с полукруглой алтарной апсидой чуть вытянут с севера на юг. К нему примыкает равная по ширине небольшая, но просторная трапезная и более узкая, квадратная в плане, колокольня. Основной объем храма перекрывает небольшой купол на световом восьмигранном барабане, увенчанном маленькой луковичной главкой.

Южные и северные фасады храма расчленены гранеными пилястрами с каждой стороны. На фасадах трапезной в уровне первого света прорезаны по 3 высоких арочных окна: они несколько заглублены и украшены архивольтами.

Колокольня представляет собой трехъярусную башню, декорированную полуколоннами и завершенную луковичной главкой без шеи. На ее квадратном в плане первом ярусе стоит низкий четверик с 2 арочными окнами. Четверик второго яруса звона имеет сдвоенные арочные проемы в 4 гранях. Подобные узкие открытые проемы помещены с 4 сторон третьего яруса. Сдвоенные окна колокольни объединены общим архивольтом и подоконными филенками. Углы четвериков колокольни слегка скошены. Одиночные окна украшены архивольтами.

Стены самого здания окрашены розовым цветом, а вся декоративная отделка – белым.

В настоящее время на территории церкви ведутся строительные работы: сооружаются маленькая часовенка, жилые помещения.

Князь-Димитриевский храм отличает четкость объемов, строгость и благородная простота архитектурных форм. Архитектурный облик храма наиболее близок к церкви покрова Пресвятой Богородицы (1798-1803гг) в Санкт-Петербурге .

4. 11. Церковь Вознесения Христова. 1788г.

Мне знаком еще один храм, «ровесник» церкви Казанской в Верхоторе, о восстановлении которого речь идет в последние годы, - это Воскресенский храм в селе Воскресенское Мелеузовского района.

Из летописи прихода Воскресенского завода стало известно, что в 1788г. «каменная церковь постройкою окончена и освящена с благословения Преосвященного Казанского». Церковь находилась напротив медеплавильного завода и вместе с ним являлась центром жизни села. С 1849г. по 1852г. старанием священника П. Н. Левитского производились «разные работы, украсившие храм», были выполнены чеканные посеребренные ризы на иконы иконостаса. А колокольным звоном Воскресенская церковь славилась по всей округе. При церкви в 1860г. открыли церковное училище, где ребятишки получали начальное образование. В 30-е годы XX в. От нее остались только стены, все остальное было разрушено и сожжено.

По смутной фотографии, помещенной в Уфимских епархиальных ведомостях, можно сказать, что для церкви характерна трехчастная структура: к основному объему, в плане квадрата, примыкает трапезная с трехъярусной колокольней и небольшой квадратной алтарной апсидой. Храм завершался пятью луковичными главами на небольших барабанах, средняя из которых заметно выделялась своим размером.

Впервые за многие годы весной 2003г. в селе Воскресенское вновь появился священник – Владимир Семавин. В наследство от клуба, занимавшего долгие годы здание церкви, ему достались только стены и горы мусора. Хочется верить, что произойдет воскрешение Воскресенского храма из разрушенного состояния и он еще порадует нас своим знаменитым колокольным звоном.

12. Свято-Троицкий храм. 2004г.

Белокаменная церковь с золотыми куполами – радость и гордость ишимбайцев. Свято-Троицкий храм действует с 2004г. , но еще ведутся строительные и отделочные работы. .

К двусветному четверику храма, увенчанному пятиглавием с крупной центральной главой, примыкают алтарная апсида и почти квадратная трапезная, включающая в себя и основание квадрата в плане двухъярусной колокольни. Основной объем (со четырех сторон) завершается полуглавиями с килевидным верхом. Квадратный в плане 4-хстолпный храм с пятиглавием строго центричен. Средняя глава крупнее и выше угловых, кроме того она единственная – световая (подобно церкви Казанской Богоматери г. Мелеуза).

Церковь построена из 3 ярусов: нижнего, пояса с закомарами и массивной главой храма, поднятой на квадратном постаменте, четверика, имитирующего вход с западной стороны. На фасадах трапезной – по 5 узких арочных окон, в центре строенные, прорезанные на уровне первого и второго света.

Белые стены воспринимаются как сплошной, непроницаемый массив. Они почти лишены выступов, только прорезываются узкими окнами (как в Софийском соборе в Новгороде) . Отличительной чертой храма является полное отсутствие декора (это одна из особенностей новгородской архитектурной школы XII-XVIвв. ).

Пять позолоченных шлемообразных куполов храма, средний из которых несколько выше и шире, опираются на высокие круглые барабаны цилиндрической формы. Тонкие контуры имитируют арочные проемы в гранях основания глав. Барабаны куполов опоясываются кокетливыми арочками-треугольничками. Форма 3 яруса колокольни перекликается с формами пятиглавия.

Белокаменный Свято-Троицкий храм с золотыми куполами привлекает внимание своей строгостью, божественным величием и вызывает чувство восторга и восхищения.

5. Заключение

За последние годы Башкортостан украсился многими выразительными церковными сооружениями. В их архитектуре проявились новые черты, созвучные времени. В нарядности культовых сооружений отчетливо сказалось влияние традиций русского зодчества. Несмотря на различия в масштабах и деталях, между всеми храмами, описанными в работе, существует много общего. Рассмотрев архитектурный облик ныне действующих православных храмов Башкортостана можно выделить следующие особенности:

• Все храмы, восстановленные или впервые появившиеся, построены в XIX – XXвв.

• У многих храмов неизвестны имена архитекторов.

• Для всех рассмотренных православных храмов характерно трехчастное деление здания: трапезная, сам храм и колокольня. К основному объему в плане квадрата примыкают полукруглые алтарные апсиды, трапезная и трехъярусная колокольня.

• У многих храмов крестово-купольная композиция, в основе – крест, означающий ковчег спасения для людей.

• В храмах присутствует четкое членение на ярусы: четверик, 2 восьмерика, барабан и глава.

• Характерно традиционное одноглавие или пятиглавие храмов, луковичное и шатровое завершение.

• Хорошо прорисованные белокаменные скульптурные детали, отставленные от стены, колонки со сложными фронтонами над оконными и дверными обрамлениями проемов.

• Все рассмотренные в работе православные храмы выполнены в стиле эклектики (кирпичном стиле) или в стиле позднего классицизма, а также в архитектурном облике храмов встречаются элементы византийского стиля, стиля барокко, новгородской (XII-XVIвв. ) и владимиро-суздальской (XII-XIIIвв. ) школ.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)