Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Традиции Православия в армии и флоте

«Традиция в жизни – великое дело. Она передает из рода в род добрые обычаи и часто охраняет нравы. Она объединяет, воодушевляет и двигает массы. В военной жизни традиции имеют огромное значение».

Термин «традиция» (от лат. traditio - передача) характеризует устойчивый, передающийся из поколения в поколение социальный опыт в виде привычек, норм поведения, обычаев, сохраняющийся в течение длительного времени.

Каковы наши традиции? Что у нас осталось от наших предков, что мы передадим нашим детям? Живя в мире компьютерных технологий, мы нередко не знаем своих корней, обычаев и традиций. Сейчас приближается праздник День Защитника Отечества, праздник нашей Российской Армии. Мне стала интересна тема « Традиции православия в Армии и на флоте» по двум причинам. Я много читал художественную литературу о царской армии, и мне очень нравилась красота и величественность армейских ритуалов. Как правило, они были связаны с Православной церковью. Приближается время, когда и мне придется отдать долг своей Родине, пойти служить в Армию. Что ждет меня там? Этот вопрос волнует меня и моих одноклассников.

В настоящее время, значительная часть народа России оказалась в духовном вакууме, который стал заполняться безнравственностью. Кризис перестройки сказался и на облике Вооруженных Сил. Стали процветать антиармейские настроения. Снизился образовательный уровень молодежи, поступающей на военную службу, ухудшилось психическое и физическое здоровье призывников. Совершенно очевидно, что одной из основных причин падения дисциплины в Вооруженных Силах нашего государства в последние десятилетия является отсутствие духовной составляющей в системе воспитания военнослужащих. Сегодня, в условиях экономических проблем реформирования Вооруженных Сил России, военнослужащие нуждаются даже в большей степени, чем в прежние времена, в добром духовном наставнике. Конечно, трудно укладывается в сознании, что все это происходит в России, в которой Православие было духовной основой уникальной многонациональной российской государственности.

1. 1. Значение Православия в объединении России и защите ее от многочисленных врагов исключительно. Заезжих иностранцев всегда удивляло, с какой готовностью шли на самопожертвование русские солдаты и офицеры. Это качество наши воины пронесли через века от великих князей Александра Невского, Димитрия Донского до героев афганской кампании и антитеррористических операций в Чечне.

Русский публицист и философ С. Н. Булгаков писал: «Русское войско держалось двумя силами: железной дисциплиной, без которой не может существовать никакая армия, да верой. Верой, которая давала ему возможность воевать не за страх, а за совесть. Содержание солдатской веры известно в трех словах: за Веру, Царя и Отечество. Первым в истории нашего отечества, кто ввел традицию освящения русского воинства, был Владимир Мономах. Русские дружины шли в бой с благословения Церкви, под святыми знаменами и заступничеством чудотворных икон. Вера для них имела огромное значение. Она вселяла уверенность в победе, в правоте своего дела. История сохранила немало тому примеров. Коренные преобразованиями в военной сфере осуществил Петр 1. Россия встала на путь создания регулярной армии и флота.  Император хорошо понимал значение состояния духа. Поэтому, был сформирован институт военного духовенства.      Священники Российской армии и флота были рядом с воинами в боях и походах, делили с солдатами и офицерами все тяготы войны; благословляли на подвиг храбрецов, утешали раненых, провожали в последний путь убитых. Неувядаемой славой покрыли себя военные священники России.      Многим известно имя командира крейсера «Варяг» капитана I ранга Всеволода Федоровича Руднева, но мало кто знает его однофамильца — корабельного священника отца Михаила Руднева. И если командир управлял боем из бронированной рубки, то Руднев-священник бестрепетно ходил под огнем по залитой кровью палубе, напутствуя умирающих и воодушевляя сражающихся.

            Важной стороной деятельности военных священников было погребение погибших воинов, отдание им последних почестей. Каждый полк имел походную церковь, где по праздникам совершались богослужения, в вечернее время — беседы с личным составом, в первую очередь — с необстрелянными бойцами.

Революционные бури развалили русскую армию, а вместе с ней и институт военного духовенства. 16 января 1918 года Наркомат по военным и морским делам издал приказ № 39, по которому все военные священники уволены с государственной службы.    Но у старой русской армии накоплен огромный опыт участия духовенства в работе с Армией. Этот опыт сейчас может и должен быть применен.

1. 2. Церковь и армия. Совсем недавно в нашем обществе эти два понятия невозможно было представить рядом. Сегодня российские военачальники, увидели в священниках реальных помощников в воспитании личного состава и создании в воинских коллективах атмосферы духовности и патриотизма.

Активное взаимодействие Министерства обороны с Московским патриархатом началось в начале 90-х годов. 4 апреля 1997 г. министр обороны РФ и Патриарх Московский и Всея Руси подписали соглашение о сотрудничестве. Оно предусматривает основные формы участия духовенства в работе с личным составом силовых ведомств:

     — посещения воинских частей, военных академий;

    — проведение индивидуальных и групповых бесед с военнослужащими;    — освящение боевых знамен, оружия, техники;

   — консультирование командиров по вопросам религии и церкви;

 — установление телефонов доверия в храмах.      

В наши дни под влиянием Церкви возрождаются утраченные традиции поминовения российских воинов, отдавших свои жизни за Отечество. Так, ежегодно совершаются панихиды по русским воинам-афганцам, по морякам подводных лодок «Комсомолец» и «Курск». Офицеры осваивают положительный опыт Церкви в оказании психологической помощи подчиненным. Начал также работу Координационный комитет по взаимодействию между Вооруженными Силами РФ и Русской Православной Церковью — и это лишь первый шаг к тому, чтобы преодолеть изоляцию армии от духовных богатств, накопленных Церковью.      Можно уже сказать и о первых плодах. Недалеко от Сергиева Посада в поселке Арсаки есть подразделение, где служат четыре десятка слушателей православных учебных заведений: эти солдаты — пример добросовестного исполнения воинского долга, высокой нравственности.

          Вдумываясь в православную традицию и историю Русской армии, нельзя не прийти к выводу о необходимости тесного сближения в наше время Армии и Церкви.

2. 1. Сущность и содержание воинских традиций и ритуалов История традиций уходит своими корнями в глубь веков и оказывает огромное влияние на общество, особенно на военную службу. В военной области функционируют воинские традиции. Они выступают важным средством воспитания и обучения военнослужащих. Воинские традиции и ритуалы охватывают тр. Соответственно боевым традициям проводятся ритуалы принятия военной присяги, вручения боевых знамен и государственных наград, торжественного чествования героев, торжественно-траурных захоронений павших.

2. 2. Воинские традиции и ритуалы в Армии. История русского народа сопровождалась борьбой за национальную независимость, в ходе которой складывались и развивались боевые традиции. Основу военной организации того времени составляли княжеские дружины. Именно здесь зародился обряд испытаний воина, оформившийся впоследствии в ритуал посвящения в воины. Ритуал проходил в торжественной обстановке - в церкви или на сборном месте. Каждый военный человек приводился к крестному целованию - приносил присягу государю. Всякий нарушивший эту клятву признавался теперь не только клятвопреступником, но и вероотступником. Следует заметить, что в наши дни эта традиция возрождается. На Тихоокеанском флоте перед принятием присяги совершается молебен. Верующие матросы так же как и их прадеды принимают присягу перед Андреевским флагом, Святым Евангелием и Крестом, и целуют их. (Торжественно и строго проходил ритуал смотра дружины перед выступлением в боевой поход. «Не пощадим жизни своей за землю русскую» - обращался князь к своей дружине. Именно так и сейчас звучит важнейший из всех военных лозунгов нашего народа, когда он с оружием в руках защищает свою страну. В ходе смотра проверялось оружие и снаряжение. Церемония выступления в поход проходила под музыку, колокольные звоны, с благословения священника. Еще в Древней Руси начинают складываться традиции почитания стяга, хоругви как воинской святыни. Защитить свой стяг в бою считалось доблестью, захватить вражеский - геройством. И в мирное время традиция верности воинскому знамени находит воплощение в практических делах, в успехах боевой подготовки. Пост № 1 у знамени части, у флага корабля по праву доверяется лучшим из лучших воинов. Одним из самых почетных поощрений для воина является фотографирование у развернутого Боевого Знамени части. Милосердие даже по отношению к врагу являлось не просто традицией, а одной из черт русского национального характера. ( Во время боя в 1799 г. за крепость Корфу русские офицеры и матросы спасали своих врагов-французов от изуверства турецких солдат. Наши офицеры и матросы кинулись за турками, и так как мусульманам за каждую голову выдавалось по червонцу, начали собственными деньгами выкупать пленных. Участник событий капитан-лейтенант Егор Метакса писал: «Французские генералы. были более поражены великодушием и человеколюбием русских воинов. »Каждый род войск и каждый корабль имел своего Небесного Покровителя и свой почитаемый образ святого.Небесным покровителем подводников был пророк Иона. Покровитель погранвойск – преподобный Илия Муромец. Покровительница ракетных войск стратегического назначения – святая великомученица Варвара. Память св. великомученицы Варвары празднуется 17 декабря. В этот день в 1995 году президент России подписал указ об установлении Дня ракетных войск стратегического назначения. Воистину неповторим великий чудотворец Николай, который считается покровителем ВМФ. Cвятитель Николай, чтится моряками: трудно представить корабль под российским флагом, на котором не было бы иконы свт. Николая Чудотворца. Традиционно большинство русских моряков носили на шейной цепочке образок с изображением святого Николая.

2. 3. Традиции и ритуалы на флоте.

Петру I принадлежит заслуга создания русского военно-морского флота и формирования флотских традиций, которые начали складываться в ходе морских походов и сражений со шведами. Особое значение в этом имел Морской устав 1720 г. , в котором излагались славные традиции русских моряков: действовать в морских сражениях с максимальной самоотверженностью; кораблям категорически запрещалось спускать перед любым противником флаги, самовольно выходить из боя, а в случае невозможности защитить судно, вменялось сжигать его, храбрость экипажа в морской баталии являлась незыблемым правилом поведения, бороться за живучесть корабля до последней возможности; гибнувший корабль последним покидает командир; отдавать воинские почести при прохождении мест героических подвигов отечественных моряков.

Важной традицией было почитание корабельного военного знамени – Военно-Морского Андреевского стяга. Андреевский стяг считался святыней, также как и корабельные иконы, которые нужно было защищать до смерти. Флаг во имя святого апостола Андрея Первозванного символизировал прежде всего религиозное отличие России от Запада – Православную веру. Указом Президента Российской Федерации 21 июля 1992 г. за № 798 Военно-Морскому флоту России был возвращен Андреевский флаг. Современный историк Н. Лысенко пишет об "Андреевском" флаге: "Для этого флага характерно: слияние с народной душой – в нем рассказы стариков-ветеранов, пушечный гром и гарь пороха, слезы морячек и последний судорожный вздох убитого канонира, ликование Чесмы и всенародное горе Цусимы. Этот флаг неотделим от национальной души русского народа».

Существует на флоте традиция «бить склянки». История ее следующая: в старину время в море отсчитывалось по песочным часам. Эти часы назывались – «склянка». На вахте у таких часов стоял юнга. Всякий раз, когда проходило полчаса, он переворачивал склянку, ударял в корабельную рынду, бежал по палубе и громко кричал: «Один час прошел, в два поворота больше пройдет, если будет Господня воля. Помолимся Богу дать нам хороший поход и Ей, Матери Божией, Защитнице нашей, уберечь нас от откачивания воды помпами и других несчастий. Вперед – Агой».

Церемония спуска на воду нового корабля проводилась следующим образом: служился торжественный молебен, корабль и поднятые на нем флаги окроплялись святой водой, и под звуки государственного гимна и салюта с кораблей обрубались последние державы. Корабль благословлялся иконой святого, который становился его небесным покровителем. Священник, говорил напутственное слово.

Когда на флот приходили новобранцы, их по традиции встречал судовой священник, укрепляя Словом Божьим в предстоящих трудах. По традиции весь уклад жизни морской команды освящался молитвой. День начинался и завершался молитвой. Особое внимание уделялось на флоте памяти павших защитников Отечества. Эта традиция передавалась от старших к младшим и всеми блюлась как святая обязанность. Часто, по традиции, корабли приходили на место гибели наших кораблей. Здесь на воду опускался венок живых цветов. Так командир корвета «Витязь» капитан 1-го ранга Степан Осипович Макаров во время кругосветного плавания при заходе в 1888 г. в Императорскую гавань (ныне Советская гавань) счел своим долгом почтить память погибшего в 1853 г. русского фрегата «Паллада», открывшего эту гавань. И в наши дни ежегодно моряки-тихоокеанцы чтят память своих предков погибших в Корейском проливе, совершаются панихиды по морякам крейсера «Варяг», подводных лодок «Комсомолец» и «Курск» и других кораблей.

Святыней являлись воинские и морские кладбища. Они ведут свою историю с 1887 г. До этого времени военных кладбищ не существовало. Во Владивостоке Морское кладбище сохранилось до наших дней. Александр Васильевич Суворов не раз говорил, что войну можно считать законченной только тогда, когда будет захоронен последний солдат. Это была добрая традиция российской армии и российского флота.

В заключение нужно еще раз подчеркнуть важность традиций в Армии и Флоте. Их можно сравнить с цементом, связывающим разрозненные кирпичи в единый монолит.

3. Возродим традиции Православия.

Заинтересовавшись традициями Православия в Российской Армии, я решил исследовать эту проблему в военных частях находящихся в моем родном селе Золотая Долина. Я поставил перед собой задачу: узнать существует ли связь между Православной церковью и военной частью № 83266 и какие ритуалы проходят с участием священников. Мы пригласили отца Андрея, настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы (с. Владимиро-Александровское) в свою школу для беседы по исследуемой проблеме. Всех моих одноклассников заинтересовала встреча со священником. И вот что он рассказал. Раньше он служил на заставах Приморского края имени Карацупы, Котельникова и капитана Агеева. Там отец Андрей встречался с солдатами и офицерами, беседовал с ними, принимал участие в различных ритуалах. Он привел множество примеров настоящего героизма русских войнов, начиная со времен зарождения Руси и до наших дней, в которых им помогала Вера.

Больше всего запомнился подвиг капитана Агеева. Он служил на пограничной заставе под Уссурийском, которая сейчас носит его имя. Перед второй мировой войной на этой заставе несли службу 13 пограничников. Однажды на них напали 2 роты японских самураев. Пограничники приняли бой, несмотря на превосходящие силы противника. Вскоре все были ранены, но продолжали вести бой. Огромная вера в победу, вера в свой народ и свою Родину помогла им выдержать и не отступить. Это было «божественное чудо», по словам отца Андрея. Всех пограничников представили к ордену Ленина. Отец Андрей привел пример героизма и высокого духа русских солдат и во время войны в Чеченской республике. Эту историю ему поведал участник событий. Бандформирования спрятались в горах, их нелегко было выманить. Со всех сторон были отвесные скалы. Необходимо было их обойти с тыла, где была горная река. Бандиты никак не ожидали, что наши войны смогут там пройти. Но мужество и смелость солдат позволили уничтожить эту банду. Их героизм был наполнен Верой, что они выполняют свой долг перед Родиной.

Много примеров глубокой Веры и самоотверженности привел отец Андрей. Он указал нам, что не нужно бездумно жертвовать своим здоровьем и жизнью ради денег, славы или губить себя алкоголем и наркотиками. Но если нужно будет защищать свою Родину, Великую Православную Русь, каждый должен встать и выполнить свой долг. Это как раз и есть настоящий героизм и настоящее мужество. Отец Андрей рассказал, что и с нашей военной частью №83266 они поддерживают связь. Его приглашают на ритуал принятия присяги, освящения военной техники, для бесед с офицерами и солдатами. Он считает, что это необходимо, для поднятия Духа современных воинов.

На прощание отец Андрей напутствовал нас добрыми словами и призвал к усердию, так как «за усердие всяк будет вознагражден». Встреча с отцом Андреем произвела на нас огромное впечатление.

Я также посетил военную часть № 83266 с целью познакомиться с их традициями и ритуалами. Вот что мне рассказал командир дивизиона подполковник Попов Максим Вячеславович: « Зенитный артиллерийский полк был создан в 1949 году для усиления охраны воздушных рубежей Дальнего Востока. В 1951 году ему было вручено Боевое Знамя, так как часть приступила к несению боевого дежурства. Как и у любой части у них существуют традиции и ритуалы: принятие присяги, фотографирование на фоне развернутого Боевого Знамени в качестве поощрения за усердие и старание, проявленное при проведении занятий по боевой подготовке, ритуал заступления на боевое дежурство. Последний ритуал проходит следующим образом. Боевой расчет построен на площадке, звучит гимн , поднимается Российский флаг и в этой торжественной обстановке командир произносит «Сокращенный боевой расчет второго зенитно-ракетного дивизиона на охрану государственных границ в воздушном пространстве Российской Федерации заступить». Посетив в/ч 83266, я испытал гордость за нашу Российскую Армию. Армия, у которой существуют такие красивые и возвышенные ритуалы не может быть плохой. Подполковник Попов рассказал, что у них поддерживается связь с Православной Церковью. Они приглашают священника для бесед с личным составом, на ритуал принятия присяги. Он отметил, что верующие солдаты отличаются высокой нравственностью, и легко несут службу, поэтому он считает, что связь с Православием необходимо развивать.

В Российских Вооруженных Силах идет оживление старых традиций, связанных с православной религией, так как успехи армии во многом зависят от духовной составляющей.

Заключение

Есть такая профессия - защитник Родины. Воинский труд необходим нашему обществу, от него зависит самое главное - свобода и независимость Родины, сохранение мира. Справедливо говорится, что Родине служить нельзя в полсилы. Ратный труд требует полной самоотдачи.

Каково место армии  в России, вступившей в ХХI век? Острота этой проблемы возрастает в современных условиях. Всем великим полководцам было известно, что победу обеспечивает высокий  дух. Не случайно Сталин во время войны, на пике отступления, для того чтобы произошла мобилизация воли, подъём духа войск вернул символы веры: ордена Александра Невского, Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова. В результате последовал массовый героизм, а с ними пришла и Победа.

Я считаю что для сохранения российского государства власть должна опираться на систему ценностей, сформированных тысячелетней православной  традицией.     Познакомившись с Православными традициями, я убедился, что вся работа в армии и на флоте должна быть направлена на восстановление православных ценностей. Ведь можно воспитать в воине упорство, храбрость, фанатизм, даже чувство долга, но братолюбие, воздержание, смирение, мужество – это суть Духа.

В доме для нормальной жизни,  должны быть стены, крыша, окна и двери. Окна нашего дома разбиты, двери уже сорваны с петель. Для того, чтобы сохранить хотя бы стены, чтобы нас не унижали в собственном доме, нам нужна, обладающая высоким воинским духом,   достойно обеспеченная армия.

Первый, пусть очень маленький вклад в восстановление Православных традиций я сделал. Я приготовил буклет для старшеклассников, в котором освещаяю традиции православия в Армии и Флоте, а также я хочу выступить перед военнослужащими в/ч 83266 с презентацией по этой теме.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)