Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Тема борьбы с монголо-татарским нашествием и игом

Такие события, как татаро-монгольское нашествие и иго, длившееся на Руси почти 300 лет, не могли не отразиться на истории нашей страны и не могли не найти отражения в русской литературе.

Для начала мне хотелось бы обратиться к историческим фактам. Первое нашествие татар на Русь было в конце тринадцатого века, и татарскими войсками командовал хан Батый, близкий родственник Чингизхана. В то время были сильно разорены Рязанское и Владимирское княжества. Русь не смогла отразить ни этот, ни многие другие набеги степных кочевников, так как не была едина: внутри нее бушевали междоусобные войны, князья дрались за великокняжеский престол. Этим воспользовались татары, а когда русские осознали всю опасность такого угрожающего соседства, то было уже поздно, - Русь оказалась во власти империи Чингизхана. Долгое время русские князья не могли бороться с татарами, а некоторые из правителей даже прибегали к их помощи, чтобы разорить соперничающие с ними княжества. И все это время Русь была раздроблена, а князья никак не могли объединиться, забыть на время о вражде и раздорах.

Вот как начинается древнерусская «Повесть о разорении Рязани Батыем», рассказывающая о событиях 1237 года: «И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя, и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него помощи против безбожного царя Батыя, или чтобы сам на него пошел. Князь великий Георгий Всеволодович Владимирский и сам не пошел, и помощи не послал». Автор показывает несогласие князей между собой, и даже такой князь, как Георгий (Юрий) Всеволодович, который впоследствии погибнет мученической смертью, расплачиваясь своей жизнью за весь народ, не был тогда готов прийти на помощь своему собрату, преодолеть собственные амбиции, недооценивая масштабы грядущей на Русь катастрофы.

Далее говорится о том, как рязанский князь приходит к Батыю с дарами и просит «не воевать земли русской». «И стал просить у князей рязанских дочерей и сестер к себе на ложе». Что отвечают Батыю князья? Они говорят, что, пока они свободны, не посрамят себя и честь свою и своих жен никогда не продадут. Они готовы постоять за слабых, за тех, кто им дорог, они готовы умереть, но не подчиниться.

Но «некто из вельмож рязанских по зависти донес безбожному царю Батыю, что есть у князя Федора Юрьевича Рязанского княгиня из царского рода и что всех прекраснее она красотой телесною».

На любой войне, при любых серьезных испытаниях всегда находится человек, который из-за своей зависти и нелюбви к кому-либо, готов предать родину и своего ближнего в самый ответственный час. Очень важно, что о таких людях летописец тоже говорит, показывая, что не только доблестные и честные герои были тогда. Мне кажется, что описание такого поступка придает реалистичность и психологическую точность повествованию.

«Царь Батый сказал князю Федору Юрьевичу: "Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей". Благоверный же князь Федор Юрьевич Рязанский посмеялся и ответил царю: "Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь».

И после страшного поражения, когда хан Батый разорил все города рязанские и захватил множество людей в плен, жены князей, героически павших в бою, все равно не захотели принадлежать ему. Когда молодая княгиня Евпраксия узнала о гибели в орде своего мужа, Федора Юрьевича, то она, с младенцем на руках, бросилась на землю с высоты своего терема. Вот как с болью и состраданием пишет об этом летописец:

«Благоверная же княгиня Евпраксия стояла в то время в превысоком тереме своем и держала любимое чадо свое - князя Ивана Федоровича, и как услышала она эти смертоносные слова, исполненные горести, бросилась она из превысокого терема своего с сыном своим князем Иваном прямо на землю и разбилась до смерти».

Летописец уверен, что это нашествие - наказание Господне за грехи, и как бы мужественно ни сражались русские войска, но против воли Бога им все равно не устоять. «И увидел царь Батый, что сила рязанская бьется крепко и мужественно, и испугался. Но против гнева Божия кто постоит! Батыевы же силы велики были и непреоборимы; один рязанец бился с тысячей, а два - с десятью тысячами. Все равно умерли и единую чашу смертную испили. Ни один из них не повернул назад, но все вместе полегли мертвые. Все это навел Бог грехов ради наших. Все лежали, все вместе умерли, единую чашу испили смертную».

Татары - язычники, для них нет ничего святого: ни чужой веры, ни церкви. Но к тому же сама Церковь отвернулась от русского народа и не хочет защищать своей чудодейственной силой нуждающихся в спасении жизни, духовное же спасение они уже обрели, ведь погибли они как святые мученики. «И пришли в церковь соборную Пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами. И было все то за грехи наши».

Также в этом произведении нам показан образ дружинника Евпатия Коловрата. Это символ возмездия Батыю, образ настоящего былинного богатыря, берущий свое начало в фольклоре, ведь даже сам Батый с огромной силой боится маленькую дружину Евпатия. «И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился. "Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно, на конях разъезжая, бьются -один с тысячею, а два - с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища". Так говорят советники Батыя.

Чем же заканчивается вся эта повесть? Апокалипсической картиной? Нет! Она заканчивается образом предвестия духовного возрождения Руси: князь Ингварь Ингваревич собирает тела всех убитых и хоронит их со всевозможными почестями, тем самым воздавая им последнюю дань уважения. «И стал разбирать князь Ингварь Ингваревич тела мертвых, и взял тела братьев своих - великого князя Юрия Ингваревича, и князя Давыда Ингваревича Муромского, и князя Глеба Ингваревича Коломенского, и других князей местных - своих сродников, и многих бояр, и воевод, и ближних, знаемых ему, и принес их во град Рязань, и похоронил их с честью, а тела других тут же на пустой земле собрал и надгробное отпевание совершил. И, похоронив так, пошел князь Ингварь

Ингваревич ко граду Пронску, и собрал рассеченные части тела брата своего благоверного и христолюбивого князя Олега Ингваревича, и повелел нести их во град Рязань, а честную главу его сам князь великий Ингварь Ингваревич до града понес, и целовал ее любезно, и положил его с великим князем Юрием Ингваревичем в одном гробу».

Теперь обратимся к легенде о граде Китеже, которая сложилась во второй половине 13 века.

Когда монгольские войска осадили Китеж, расположенный на берегу озера, горожане отважно сопротивлялись, но против многочисленного татарского войска были бессильны. И вот когда татары уже готовились взять город штурмом и не оставалось никакой надежды, город просто исчез, ушел под воду.

Легенда о сокрытом на дне озера града Китеже известна многим. Историки видят в нем лишь один из эпизодов, повествующих о борьбе русского народа с ханом Батыем, люди верующие - рассказ о чудесном спасении праведных жителей города от нападения врагов. Исследователи мифов говорят о том, что Китеж - это символ, отражающий целый этап жизни человечества (некоторые проводят аналогии с материком Атлантидой - тоже, по легенде, ушедшей под воду).

Мне кажется, что главная идея сказания о граде Китеже заключается в том, что если нет средств и возможности справиться с врагами и невзгодами на земле и при жизни, то все возможно после смерти - в мире ином, но только после достойной смерти, венчающей праведную жизнь. Город Китеж может найти каждый человек с открытым сердцем и чистой душой, и именно поэтому, по той же легенде, этот город чаще всего находят дети.

В основе легенды о граде Китеже лежит именно духовное противостояние русских и татар, христиан и язычников. И поэтому мы рассматриваем эту легенду в рамках темы татаро - монгольского ига. как пример духовной, а не физической борьбы. Вот как говорится об этом в «Повести о взыскании града Китежа»: «Если какой человек обещается истинно идти в него, а не ложно, и от усердия своего поститься начнет, и многие слезы прольет, и пойдет в него, и обещается лучше голодной смертью умереть, а его не покинуть, и иные многие скорби претерпеть и даже смертию умереть, знай, что спасет Бог такового, что каждый шаг его будет известен и записан будет ангелом. Но того, кто хочет, и ищет, и желает спасения, того человека наиболее вразумляет благодать Божия, и помогает ему, и учит, и ведет его на совершенное духовное смиренное житие. Ибо никто никогда и нигде не оставлен был Господом. А не хотящего, не тщащегося, не желающего получить спасение себе не понуждает Господь нуждою и неволею.

Если же пойдет, и сомневаться начнет, и славить везде, то таковому закроет Господь град. И покажется он ему лесом или пустым местом. И ничего таковой не получит, но только труд его всуе будет».

У каждого человека есть выбор, всегда можно оставаться свободным, храня в душе веру. В каждом из нас есть «град Китеж», просто нужно найти свой «град», и кто найдет его, тот найдет вечную жизнь и обретет спасение и душевное равновесие, несмотря ни на какие внешние смуты

Во время того страшного нашествия в первую очередь пострадал простой народ, и для того чтобы в полной мере представить, как все это отразилось в народной памяти, мы должны обратиться к народному творчеству - фольклору.

Разберем это на примере былины об Авдотье Рязаночке.

В этой былине показан героизм русской женщины, ведь не только мужчины с оружием в руках могут защищать свою страну, но и «слабая» женщина, самоотверженно прошедшая путь долгих лишений, желая освободить своих близких, достойна уважения и признания.

Благодаря таким женщинам, которые не только вселяли в своих мужей, братьев, сыновей надежду и силу духа, но и готовы были умереть за них, мы смогли победить татар и завоевать свою свободу.

Хотя в этой былине речь идет о захвате Казани, причем даже не татарами, но это отражение событий 13-14 вв.

Она пошла в землю турецкую,

Да ко славному королю ко Бахмету турецкому,

Да она пошла полону просить.

Шла-де она не путем, не дорогою,

Да глубоки-ты реки, озёра широкие

Те она пловом плыла,

А мелкие-ты реки, озёра широкие

Да те ли она бродком брела.

Да прошла ли она заставу великую,

А чистые поля те широкие,

Воров-разбойников тех ополдён прошла,

Как о полдён воры лютые

Те опочив держа.

Да прошла-де вторую заставу великую,

Да темны-ты леса дремучие,

Лютых зверей тех ополночь прошла,

Да во полночь звери лютые

Те опочив держа.

В этой былине прослеживается мотив пути и странствия. Авдотья преодолевает сказочные препятствия: высокие горы, быстрые реки, непроходимые дебри. И в этом заключается трудность испытания.

Она готова пожертвовать жизнью, чтобы спасти свой народ. И смело, не боясь наказания, разговаривает с самим турецким царем Бахметом, прося у него за своих сородичей.

В конце четырнадцатого века князь Дмитрий Донской собирает достаточное войско для битвы с татарами. Противоборствующие стороны собрались на Куликовом поле. На этом месте состоялась одна из величайших битв мировой истории. Много воинов - героев и с той и с другой стороны - полегло в той схватке. Но победа осталась за русскими.

Теперь давайте разберемся, как на это событие реагировали современники. Для этого обратимся к «Сказанию о Мамаевом побоище» (конец четырнадцатого века)

В то время русский народ был уверен, что татарские набеги и иго - это кара Божья за грехи, и мне кажется, что именно поэтому летописец так акцентирует внимание на том, что князья перед боем молились и посещали церкви, желая получить благословление

Господа: « В тот день решил князь великий пойти навстречу безбожным татарам. И взяв с собою брата своего Владимира Андреевича, стал в церкви святой Богородицы перед образом Господним. окончив молитву, поклонился преосвященному митрополиту

Киприану, архиепископ же благословил его. »

Все князья и воины отчетливо понимают, что больше Русь не будет терпеть иноземных, безбожных захватчиков, и либо они победят, либо все до одного погибнут. «И если же разобьем врага, то все спасемся, если же погибнем, то всеобщую смерть примем - от князей и до простых людей. » Тем самым Куликовская битва призвана была воскресить Русь как сплоченную и единую страну, возможно, это и стоило тех жизней, которые были отданы за эту победу.

К началу битвы все «русские сыны» были готовы встретить смерть и желали умереть за свою землю: «ибо приближаются поганые татары сыны русские возрадовались радостью великою, чая желанного своего подвига. »

Автор подчеркивает смелость и отвагу русских и показывает слабость, трусость и ничтожность татар: «Начали же поганые половцы в великом унынии сокрушаться о конце своей жизни. »

Вера в Бога для русских людей имела решающее значение, поэтому большую роль в объединении русских земель против татар-язычников сыграл основатель и игумен

Троицкого монастыря - будущей Троице-Сергиевой лавры - преподобный Сергий

Радонежский, который исключительно собственным примером, трудом и смирением воодушевлял своих современников на духовные подвиги. Он благословил Дмитрия

Донского на бой с татарами и поддержал его в трудную минуту.

В войске Дмитрия находились два монаха, посланные Сергием, и один из них, Пересвет, вышел на традиционный поединок с Челубеем и победил его ценою своей собственной жизни, давая русским надежду на победу, подняв этим подвигом дух русского войска.

Кстати, интересная подробность, что сама Куликовская битва состоялась в праздник Рождества Святой Богородицы, и летописец, констатируя этот факт, полагает, что Бог простил грехи русского народа и снова покровительствует ему.

Также Куликовская битва давала шанс людям, свернувшим с истинного пути, вернуться на него: «. некий муж, именем Фома Кацибей, разбойник, поставлен был в охранение великим князем. с тех пор тот же Фома стал целомудрен и благоразумен, уверовал в

Бога. »

Князь Дмитрий помимо того, что объединил все русские земли, но еще и сражался, как лев, впрочем, как и все остальные участники того страшного боя.

Хоть и бывало, что татары брали вверх, но все равно князья и все дружинники бились до конца, а татары, под предводительством Мамая, при первой же неудаче побежали с поля боя: «И тот час побежал поганый Мамай. »

Когда войска Дмитрия побеждают и его раненого находят, он говорит следующие слова: «Сей день сотворил Господь, возрадуемся и возвеселимся, люди!» - эти слова из пасхального канона наполняют сказание какой-то особенной, великой радостью.

«Сказание о Мамаевом побоище» заканчивается рассказом о том, что впоследствии

Мамай был разбит своим сородичем Тохтамышем. Символично, не правда ли, что все началось с распри в русской земле, а кончилось сражением между татарами.

Обратимся к другому произведению того времени - «Задонщине».

В этом повествовании, так же как и в «Сказании о Мамаевом побоище», автор опирается на Библию, желая очернить татар и возвысить свою страну: «Пойдем, братья, в северную сторону - удел сына Ноева Афета, от которого берет свое начало православный русский народ. пойдем на земле восточные - удел сына Ноева Сима, от которого пошли хинове - поганые татары. » - говорит Дмитрий Донской.

Так же, как и в первом источнике, автор подчеркивает сплочение своей родины: «Братья и друзья, сыновья земли Русской! Соберемся вместе. », «. собрались мужи новгородские у храма святой Софии. и поспешили на подмогу к великому князю Дмитрию Ивановичу. », «. к славному городу Москве съехались все князья русские. »

Сравним «Задонщину» и «Сказание о Мамаевом побоище».

Во- первых, в «Задонщине» автор подчеркивает количество воинов, сражающихся за Русь, а в «Сказании о Мамаевом побоище» - их героизм: «Выйдем, брат, в чистое поле и сделаем смотр своим полкам- сколько, брат, с нами храбрых литовцев. А храбрых литовцев с нами семьдесят тысяч латников» - «И сошлись грозно обе силы великие, крепко сражаясь, жестоко уничтожая друг друга. »

Во- вторых, в «Сказании о Мамаевом побоище» подробно и красочно описывается сама битва, а в «Задонщине» - подготовка к этой битве.

В-третьих, в «Сказании. » летописец больше описывает горести и несчастья русских, которые принесла им эта битва, а в «Задонщине» пишется, что больше пострадали татары. Все это, наверное, потому, что «Задонщина» была написана несколько позже.

Конечно, нельзя не сказать о стиле, которым написаны эти произведения. В них множество метафор, сравнений, эпитетов и олицетворений. Например, в «Задоншине»: «грозные тучи», «трепещут синие молнии», «. а уже соколы, и кречеты, и белозерские ястребы рвутся с золотых колодок из каменного города Москвы, обрывают шелковые путы, взвиваясь под синие небеса, звоня золочеными колокольчиками на быстром Дону, хотят ударить на несчастные стада гусиные и лебединые - то богатыри русские хотят ударить на великие силы поганого царя Мамая. ». Мы видим, что здесь используются традиционные фольклорные образы, они придают повествованию особую выразительность и напряженный ритм.

Кроме того, «Задонщина» создана как подражание «Слову о полку Игореве», с тем отличием, что в «Слове» русские проигрывают сражение, а в «Задонщине» одерживают победу.

Значение Куликовской битвы было не столько военным, политическим, сколько духовным. И неслучайно обращается к этому событию А. Блок в предвидении грядущих грозных катаклизмов в истории России. Он создает цикл стихотворений «На поле Куликовом» в 1908 году - после событий первой русской революции и русско-японской войны.

Мне хотелось бы проанализировать стихотворение "На поле Куликовом". Оно начинается с описания обычного русского пейзажа. Кругом спокойствие и неспешность.

Река раскинулась. Течет, грустит лениво,

И моет берега.

Над скудной глиной жёлтого обрыва

В степи грустят стога.

Вдруг этот размеренный распорядок нарушается. Появляется образ стрелы. Автор смотрит в прошлое. Обращается к нему, но понимает, что все повторится, и битва на поле Куликовом не была единственной и последней.

Наш путь стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль.

Движение и увеличение темпа нарастает. Начинается описание сражения. Через все стихотворение «летит, летит степная кобылица».

Она мнет ковыль - густую степную траву. Так же и нас смяли, придавили к земле армии иноземных захватчиков. Так же и Русь призвана смять своих врагов.

О Русь моя! Жена моя! – восклицает поэт. Блок первый, кто так обращается к родине. Для него Русь - хрупкая женщина, которая нуждается в защите и покровительстве и в то же время - самоотверженная героиня, готовая пожертвовать всем ради спасения своих близких. Важно отношение к ней: как к самому родному человеку, который будет ждать, за которого хочется сражаться, ради которого не жалко отдать жизнь. Блок считал, что Куликовская битва - это символическое событие, которому суждено возвращаться.

Покоя нет! Степная кобылица

Несется вскачь!

В других стихотворениях этого цикла сквозным является образ лебедя - образ чистоты, святости, в их криках поэту слышится скорбный плач всей Руси. Рядом с воином возникает образ светлой жены - возлюбленной, которая служит ангелом-хранителем воина на поле брани. В завершении цикла с новой силой звучит мотив молитвы, которая укрепляет в канун смертельной схватки.

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. - Молись!

Возможно, когда я буду анализировать произведение Ивана Шмелева «Куликово поле», я буду повторять некоторые мысли, уже изложенные ранее, но ведь каждый автор все равно по-разному выражает одну и ту же идею.

Иван Шмелев заканчивает писать повесть «Куликово поле» в сорок седьмом году, за 3 года до своей смерти. Это его последнее крупное произведение. Он подводит итог всей своей жизни, эта повесть - то, к чему он пришел через все испытания и невзгоды, а их было предостаточно (гибель сына в Крыму, революция, эмиграция, игнорирование его произведений в СССР).

Действие повести Шмелева происходит в двадцатые годы прошлого века, время, когда только свершилась Октябрьская революция. Что это было по существу?

Новое время, новый порядок, ко всему нужно приспосабливаться заново, церкви закрыты, и нет никакой возможности найти спасение и утешение даже там. В такое трудное время все поступают по-разному: кто-то опускает руки и пускает всю свою жизнь на произвол судьбы, кто-то бросает свою родину и стирает из своего сердца все воспоминания о ней, а кто-то вынужден уехать, но продолжает жить Россией, оставаться патриотом. Мне кажется, что описанная мною жизнь немногим отличается от ига: все чего-то боятся, подчиняются чуждой, безбожной власти; даже те, кто раньше служил народу и был его любимцем, теперь в изгнании и в страхе, как, например, главный герой данного произведения. Кроме того, что такое монголо-татарское иго с духовной точки зрения? Конечно, это в первую очередь испытание для всего народа и каждого человека в отдельности.

В первую очередь в этой повести прослеживается идея веры, дарящей чудо. Уверовав в чудо, даже не слишком религиозный человек становится настоящим христианином. В двадцатом веке маленький бронзовый крест, со следом от сабли, найденный на месте великого сражения, на Куликовом поле, является для людей доказательством силы Божьей и вообще самого Его существования. К тому же крест передается нуждающимся в нем людям, которые должны обрести спасение, но без посторонней помощи этого сделать не могут.

Крест нашел Василий, обыкновенный, простой человек, возвращаясь от своей дочери и везя внучатам пирожки. Подобрав этот крест на Куликовом поле, через которое пролегал его путь, он первым делом подумал, что получить этот крест было бы большим счастьем для его бывшего хозяина, ныне живущего в Сергиевом Посаде. Пока он раздумывает, как передать крест, появляется старец, который готов сделать это. Вечером того же дня, как выясняется позже, старец уже оказывается в Лавре, хотя это за много километров от Куликова поля, а старец к тому же идет пешком.

Его приход к семье Средневых и уход так загадочны и необъяснимы, что становится понятно, что он святой. Действие происходит в Дмитровскую родительскую субботу, день, безусловно связанный с памятью и почитанием Дмитрия Ивановича Донского и великой Куликовской битвы. А также сам крест находят на Куликовом поле, к тому же действие происходит в Сергиевом Посаде (переименованном в Загорск), то есть Троице-Сергиевой лавре, а основателем ее, как всем известно, был Сергий Радонежский, который был духовным покровителем и поддержкой князя Дмитрия Донского и вообще всей русской земли в то тяжелое время. И вот он снова помогает нуждающимся в преодолении испытаний. «И тут я увидел солнечнорозовую Лавру. Она светилась, веяло от нее покоем. Остановился, присел на столбушке у дороги, смотрел и думал. Сколько пережила она за свои пять веков! Сколько светила русским людям!. Она светилась. - и знаете, что почувствовал я тогда, в тихом, что-то говорившем мне ее сиянии? - «Сколько еще увидит жизни. » Поруганная, плененная, светилась она -нетленная. » - так воспринимает Лавру рассказчик- повествователь.

Образ Лавры в описании Шмелева очень похож на град Китеж. К тому же Лавра, так же как и град Китеж, - это прибежище для тех, кто нуждается в защите духовной.

Иван Шмелев пишет о нашей безответственности, о том, что мы забыли о своих корнях, не знаем своей истории, за это и наказание - все испытания и невзгоды. «. Ни древнейших наших обителей не знаем, ни летописей не видали в глаза, даже родной истории не знаем путно. »

Люди ждут конца света. Все безысходно. Все разорено, поругано. «И клялся Живущим. что времени уже не будет. » - цитирует герой повести Откровение

Иоанна Богослова.

Но Куликово поле не забудется никогда, настолько символична память о нем в сознании русского человека, и это не только память: «. не отсвет его в истории, а самая его живая сущность, живая явь».

Что же такое был этот крест? - знак, символ, образ для тех, кого надо было укрепить в ослабевшей вере. «Только вообразите: крест, с Куликова поля!. какой же символ!. Этим крестом можно укрепить падающих духом, влить надежду, что. «ад отверзется». эффект психологически совершенно исключительный. » Расплывчатые намеки превращаются в неопровержимые доказательства того, что старцем, взявшимся доставить крест с Куликова поля в Сергиев Посад, был именно преподобный Сергий. Проведя расследование, никто не может обнаружить его следы на снегу. Задвижка на двери открывается с грохотом, а так как Оля и ее отец всю ночь не спали, то они бы услышали грохот, но не услышали.

История повторяется снова и снова: Сергий Радонежский появляется в самый трудный для страны, для всего русского народа - на переломе эпох.

Таким образом, рассмотрев тему монголо-татарского нашествия и борьбы с ним в произведениях древнерусских авторов и писателей 20 века, мы видим, сколько заложено силы в русской душе, веры, терпения, твердости, возможности противостоять любому врагу, не сломиться в годы каких бы то ни было испытаний. Именно в таких событиях, каким является, например, Куликовская битва, русский человек может черпать веру в великое будущее своей страны.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)