Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Тайны царицы Хатшепсут

С давних времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. На земле страны, которая ныне называется Арабская Республика Египет, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, интерес к которой не иссякает и по сей день.

Египет хранит много тайн. Понадобится кропотливый труд многих поколений исследователей, чтобы до конца разгадать эти тайны. К одной тайне захотел прикоснуться и я, после того, как побывал в этой удивительной стране. Сохранившиеся на ее территории уникальные памятники древней культуры привлекают ежегодно множество туристов со всего мира. Вот и я с родителями и братом посетил удивительный город Луксор (в древности город Фивы), где увидел красивый и загадочный храм египетской царицы Хатшепсут. Оказалось, что вокруг этого имени не умолкают дискуссии и споры до сих пор.

Царица Хатшепсут, правившая во времена 18 династии была одной из женщин-правительниц Египта. Конечно, до нее были женщины-правители, так же, как и после нее. Но правление Хатшепсут во многом считается особенным. Она, единственная и первая женщина-царица, взойдя на трон, управляла государством как фараон. Двадцать два года она полновластно правила страной, и царствование ее было временем культурного и экономического расцвета Египта. До 19 века имя царицы было неизвестно научному миру.

Однако благодаря историческим источникам и археологическим исследованиям жизненный путь Хатшепсут стал привлекать к ней широкий интерес. Особенно известны в египтологии труды немецкого ученого Курта Зете, швейцарского ученого Эдуарда Навилля, русского ученого Бориса Тураева, которые дискутировали между собой по различным вопросам жизни Хатшепсут.

Цель моей работы: проанализировать и обобщить дискуссионные вопросы правления Хатшепсут и выявить политические приемы в деятельности царицы, которые позволили ей долгое время удерживать власть в Египте.

Задачи:

1. Составить и изучить список литературы по данной теме, изучить интернет-ресурсы;

2. На основе литературы проследить историю царствования царицы Хатшепсут;

3. Выявить противоречия и дискуссионные вопросы в литературе, касающиеся деятельности Хатшепсут.

4. Определить политические приемы и методы правления царицы;

5. Просмотреть научно-популярные фильмы по истории Египта;

6. На основе анализа информации обобщить полученные данные;

7. Подготовить презентацию данного исследования.

Моей рабочей гипотезой стало предположение о том, что царица Хатшепсут обладала неординарными личностными качествами и использовала в борьбе за власть и в период своего правления силы, которые были самыми авторитетными в древнем Египте (жрецы и элита общества). Это и позволило ей стать самой известной женщиной-фараоном Египта.

Для написания своей работы я использовал следующие методы:

1. Анализ литературы по теме;

2. Просмотр фильма «Рождение египетской цивилизации»;

3. Обобщение данных и выводы.

Моя работа состоит из введения, четырех глав и заключения. Я считаю, что тема моей работы является актуальной на сегодняшний день. Всю свою жизнь человек пытается разгадать загадки истории. И многие тайны царицы Хатшепсут остаются неразгаданными до сих пор. Разгадать их предстоит современным людям. Новизна моей работы состоит в том, что в имеющейся литературе нет полного обобщенного труда по этой теме. Исследователи рассматривают разные вопросы жизни царицы. Я попытаюсь обобщить знания и выделить наиболее важные стороны, дающие полное представление об этой загадочной женщине-фараоне.

Глава 1. Хатшепсут – царица Египта

Хатшепсут была египетской царицей, правившей в Древнем Египте еще до нашей эры. Так как эта женщины жила очень давно, то судить о ее характере можно лишь по ее поступкам и историческим событиям, произошедшим в период ее правления.

Самым надежным источником, изображающий в деталях жизнь и достижения Хатшепсут – ее храм в Дейр эль-Бахри, на стенах которого изображены рельефы из жизни царицы.

Все это помогло мне составить объективную картину деятельности царицы. Хатшепсут была дочерью Тутмоса 1и царицы Яхмос. Когда Тутмос умер, трон унаследовал его сын, Тутмос 2, который также являлся сводным братом Хатшепсут. В соответствии с традицией Египетских королевских семей, фараон, унаследовав трон, должен был жениться на старшей дочери своего отца, которой и была Хатшепсут. После смерти Тутмоса 2, который был слаб здоровьем, фараоном стал Тутмос 3 – сын Тутмоса 2 и Исиды – женщины не царского рода. Тутмос 3 был в то время слишком мал, чтобы править самостоятельно. И Хатшепсут стала его регентом. Так, после смерти царствующего фараона на престоле одновременно оказались Тутмос 3 и Хатшепсут, которые правили вместе до 1473 г. до н. э. Современник сообщает об этом так: «Царь (Тутмос 2) взошел на небо и присоединился к богам; сын его (Тутмос 3) стал на его место как царь обеих земель; он царствовал на престоле того, кто породил его. Сестра его, божественная супруга Хатшепсут, занималась делами страны двух земель по собственным предначертаниям. Египет работал, склоняя голову перед ней»

Некоторые исследователи полагают, что Хатшепсут сконцентрировала в своих руках реальную власть еще во время правления своего мужа, т. к. частая болезнь не позволяла ему твердо держать власть в своих руках. И у Хатшепсут была возможность влиять на некоторые политические решения. Через три года, после провозглашения Хатшепсут регентом при Тутмосе 3, малолетний фараон был отстранен от трона жречеством Амона, которая возвела на престол Хатшепсут. Во время церемонии в храме верховного бога Фив Амона жрецы, несшие тяжелую барку со статуей бога, опустились на колени прямо возле царицы, что было расценено фиванским Оракулом как благословение Амона новому правителю Египта.

После восхождения на престол Хатшепсут была провозглашена фараоном Египта под именем Мааткара Хенеметамон и дочерью Амона-Ра. Носившая до сих пор лишь титул «великой царской жены», она получает все знаки отличия, подобающие царю. Ее назвали «женским Гором» и слово «величество» получило женскую форму. Произошедшая революция во власти прошла столь деликатно, что подданные этого не заметили.

Однако положение женщины-фараона было достаточно затруднительным, так как на троне привыкли видеть только мужчину. И Хатшепсут вынуждена была распорядиться всегда изображать себя в традиционном царском мужском костюме: коротком переднике, плетеном поясе на бедрах, который спускается в виде хвоста и с приставной бородкой.

За время своего правления Хатшепсут не завоевывала новых территорий, а придерживалась унаследованных границ Египта, проводя традиционные военные кампании лишь для устрашения соседей и сбора дани. Военное дело представлялось невозможным для ее пола. Она правила довольно успешно, и о процветании ее царства свидетельствовали восстановление древних храмов и впечатляющие монументальные постройки, проводившиеся в то время, многие из которых сохранились и до наших дней. Все спорные вопросы решались мирным путем. При ней Египет лишь богател и приобретал новых союзников. Египетские войска, введенные Тутмосом 1 в Палестину и Сирию, были выведены. Но страны продолжали сотрудничать. Из них по-прежнему привозили дорогие товары и украшения. Хатшепсут поддерживала торговлю между странами. Она организовала вторую в истории Египта экспедицию в загадочную по тем временам страну Пунт. Царица многое переняла из культуры той страны. Хатшепсут не только пыталась поднимать экономику Египта, при ней было возведено множество статуй, обелисков и храмов. Развивался морской флот великой страны. Она создала флот на Красном море, всеми путями поддерживала морские походы и экспедиции.

Глава 2. Политические приемы и методы в деятельности царицы.

Хатшепсут использовала несколько политических приемов, чтобы легализовать себя в роли Фараона. В храме Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, в Долине царей, рождение и коронация царицы изображены на фресках и других предметах искусства. Благодаря этому ресурсу ученые смогли узнать, что чтобы сделать свое правление законным, Хатшепсут утверждала, что бог Амон-Ра посетил ее мать, когда та была беременной. Такое утверждение делало Хатшепсут божественным ребенком. Утверждение о возможной божественности Хатшепсут дает основание думать, что царица имела определенное влияние в жреческих общинах Египта. Поддержка жречества способствовало узакониванию правления Хатшепсут. Царица Хатшепсут использовала некоторые атрибуты мужского внешнего вида, включая фальшивую бороду, мужскую одежду, а так же требовала изображать себя как мужчину.

Хатшепсут в силу своего исключительного положения вынуждена была стремиться к прославлению своей личности. В храмовом комплексе Амона

– Ра в Карнаке, главном храме страны, каждый фараон считал свои долгом оставить свой след – осуществить какую-то постройку. Хатшепсут решает установит для Амона-Ра два обелиска «высотой до неба». Каждый из тридцатиметровых обелисков (а это высота современного 10-этажного дома) высекается из цельного куска гранита.

Это невероятная идея, для осуществления которой были задействованы тысячи человек, была воплощена в жизнь всего за 7 месяцев. За это время египтянам надо было высечь эти гиганты из скалы, обработать их до совершенной формы, сплавить по Нилу на двух специально изготовленных огромных барках длинной по 90 метров каждая, которые тянули 30 кораблей. Затем надо было перетащить 400-тонные обелиски по суше и, наконец, поднять и установить вертикально внутри храма. И все вручную! Каким бы невероятным это ни казалось, но это было сделано.

Среди своих деяний Хатшепсут особую роль отводила знаменитому путешествию в Пунт. В эту полулегендарную «страну бога» египтяне плавали еще за тысячу лет до царицы. Плавали, главным образом, за ладаном и миррой, которые нельзя было найти ни в каком другом месте и которые использовались для приготовления «угодных богам» масел и курений, а таку же различных лекарств.

Экспедиция, снаряженная Хатшепсут, была первой после 400-летнего перерыва и намного масштабнее прежних. Пяти огромным морским кораблям пришлось избороздить полные опасностями воды Красного моря (в древности называвшегося «Великой Зеленью»), но спустя три года они с триумфом вернулись на родину, привезя с собой множество диковинных вещей и животных, и что самое ценное — благовоний. Более тридцати деревьев мирры были благополучно доставлены и посажены на территории храма Хатшепсут. Успешная экспедиция возродила древнюю традицию, и не раз еще, следуя примеру Хатшепсут, египетские цари отправят свои корабли в «страну бога».

Глава 3. Фараон-строитель: храм царицы Хатшепсут

Правление Хатшепсут ознаменовало собой небывалое процветание и возвышение Египта. Из всех сфер своей государственной деятельности Хатшепсут проявила себя прежде всего как фараон-строитель. Больше неё строил только Рамсес II (который, между прочим, наносил своё имя и на монументы предшественников). Царица восстановила множество разрушенных завоевателями -гиксосами памятников. Кроме того, она сама активно вела строительство храмов: в Карнаке было воздвигнуто т.  н. «Красное святилище» Хатшепсут для церемониальной ладьи бога Амона; рельефные изображения на стенах святилища, недавно полностью восстановленного из разрозненных блоков, посвящены соправлению Хатшепсут и Тутмоса III, а также легитимизации её единоличной власти. Здесь же, в Карнаке, по приказу царицы были установлены гигантские гранитные обелиски, воздвигнут VIII пилон в храме Амона, сооружено святилище Амона-Камутефа, значительно расширен храм супруги Амона — богини Мут. Два обелиска Хатшепсут (высотой 29,56 м) рядом с пилоном храма Амона-Ра в Карнаке были самыми высокими из всех построенных раннее в Египте, пока их не заложил каменной кладкой Тутмос III (до наших дней сохранился один из них).

Всё же наиболее известным памятником архитектуры времени

Хатшепсут является прекрасный храм в Дейр-эль-Бахри в отдалённой западной части Фив, носивший в древности название

Джесер Джесеру — «Священнейший из священных» — и строившийся на протяжении 9 лет.  Его архитектором был Сенмут (?), и, хотя храм во многом повторял находящийся рядом храм фараона Среднего царства Ментухотепа I, но его величественные колонны поражают воображение и в наши дни. В своё время, этот храм был во многом уникален, демонстрируя безупречную гармонию архитектурного комплекса за 1000 лет до возведения Парфенона в Афинах.

Джесер Джесеру состоял из трёх крупных террас, украшенных портиками с белоснежными известняковыми колоннами. В центре террасы были разделены массивными пандусами, ведущими наверх, к святилищу храма. Террасы храма были украшены многочисленными ярко расписанными осирическими пилястрами царицы, её коленопреклоненными колоссальными статуями и сфинксами, многие из которых хранятся в собраниях Египетского музея в Каире и музея Метрополитен в Нью-Йорке. К первой из террас вела длинная аллея полихромных песчаниковых сфинксов царицы, обсаженная завезёнными из Пунта мирровыми деревьями. Сфинксы находились с двух сторон дороги шириной приблизительно в 40 метров, ведущей от нижней террасы храма к границе пустыни и орошаемых полей долины Нила, где был воздвигнут гигантский пилон

Помимо самой царицы, комплекс в Дейр-эль-Бахри был посвящён Амону-Ра, обожествленному отцу Хатшепсут Тутмосу I, проводнику в загробный мир Анубису и Хатхор Иментет — повелительнице некрополей Западных Фив и великой защитнице умерших. Перед самим храмом был разбит сад из экзотических деревьев и кустарников, вырыты Т-образные бассейны

Уникальные рельефы храма в Дейр-эль-Бахри, потрясающие высочайшим уровнем своего исполнения, повествуют об основных событиях царствования Хатшепсут. Так, на стенах портика нижней террасы изображена доставка обелисков царицы из Асуана в Карнак и ритуальные сцены, связанные с идеей объединения Верхнего и Нижнего Египта. Рельефы второй террасы повествуют о божественном союзе родителей Хатшепсут — бога Амона и царицы Яхмес и о знаменитой военно-торговой экспедиции в далекую страну Пунт, снаряжённой царицей на 9-м году правления. Идея единства Обеих земель встречается ещё раз на перилах пандуса, соединяющего вторую и третью террасы храма. Нижние основания этой лестницы украшены скульптурными изображениями гигантской кобры — символа богини Уаджет, — хвост которых поднимался вверх по верхней части перил. Голову змеи, олицетворяющую покровительницу Нижнего Египта Уаджет, своими крыльями обрамляет сокол Хор Бехдетский, бог-покровитель Верхнего Египта.

По краям второй террасы расположены святилища Анубиса и Хатхор. Оба святилища состоят из 12-колонных гипостильных залов, расположенных на террасе, и внутренних помещений, уходящих вглубь скалы. Капители колонн святилища Хатхор были украшены позолоченными ликами богини, устремлёнными на запад и восток; на стенах святилища изображена сама Хатшепсут, пьющая божественное молоко из вымени священной коровы Хатхор. Верхняя терраса храма была посвящена богам, даровавшим жизнь Египту, и самой Хатшепсут. По сторонам центрального двора третьей террасы расположены святилища Ра и родителей Хатшепсут — Тутмоса I и Яхмес. В центре этого комплекса расположено Святая Святых, святилище Амона-Ра, которое было самой главной и самой сокровенной частью всего храма Дейр-эль-Бахри.

Глава 4. Наиболее дискуссионные вопросы деятельности Хатшепсут.

Царицу Хатшепсут по-прежнему окружает ореол таинственности. До сих пор ученые спорят о многих моментах жизни Хатшепсут. Я попытался объединить весь этот материал и выяснил, что наиболее дискуссионными проблемами являются:

• Как Хатшепсут пришла к власти

• Была ли Хатшепсут фараоном

• Как умерла царица Хатшепсут

• Была ли найдена мумия царицы

• Как ей удалось продержать у власти столь долгое время

• Взаимоотношения царицы Хатшепсут и Тутмоса 3

На некоторые из этих вопросов я уже ответить в своей работе. Осталось дополнить, что Хатшепсут умерла около 1468 г. до н.  э. Поскольку ещё далеко не достигла преклонного возраста, выдвигались версии как естественной кончины, так и насильственной смерти царицы. Однако проведённый в 2007 анализ мумии, идентифицированной как Хатшепсут, показал, что на момент её смерти, было приблизительно 50 лет и скончалась она исключительно от болезней (рак костей и печени, усиленный диабетом.

Существуют две гробницы, принадлежащие Хатшепсут, но ни в одной из них не было найдено мумии царицы. Долгое время считалось, что мумия Хатшепсут либо была уничтожена, либо её перенесли в другое место захоронения в последние годы правления Рамессидов, когда разграбление гробниц стало массовым явлением, и мумии выдающихся правителей Нового царства перезахоронялись жрецами во главе с Херихором.

В марте 2006 года на лекции в Музее Метрополитен один из ведущих специалистов в современной египтологии доктор Захи Хавасс заявил, что мумия царицы обнаружена на третьем этаже Египетского музея в Каире, где она находилась уже несколько десятилетий. Эта мумия, одна из двух найденных в небольшой гробнице в Долине царей (KV60) и вывезенная в Каир в 1906 году, считалась до последнего времени мумией женщины по имени Сат-Ра (Ситре), кормилицы царицы, но не её самой. Косвенными доказательствами принадлежности мумии женщине-фараону являются обнаруженные в гробнице Сат-Ра трон, настольная игра сенет и ушебти с именем Хатшепсут.

Другой претенденткой на мумию Хатшепсут считалась мумия неизвестной царицы Нового царства, найденная в 1990 году в гробнице KV21. Деревянный ящик-канопа с внутренностями царицы Хатшепсут был обнаружен в 1881 году во вскрытом тайнике с царскими телами в Дейр эль-Бахри. Его принадлежность царице XVIII династии также оспаривается, поскольку он мог принадлежать и знатной женщине периода XXI династии, имя которой также звучало как Хатшепсут.

По распоряжению Захи Хавасса вблизи музея в 2007 году разместили генетическую лабораторию, в которой учёным из разных стран мира предстояло проверить предположения о том, какая из мумий действительно принадлежит царице Хатшепсут

В результате проведённого каирскими учёными анализа ДНК мумий 26 июня 2007 года мумия из гробницы Сат-Ра была официально идентифицирована как тело Хатшепсут. Выбирая из изобилия сохранившихся мумий представителей XVIII династии (например, однозначно идентифицирована мумия племянника и пасынка царицы Тутмоса III), учёные остановились на бабушке Хатшепсут Яхмос Нефертари, чей генетический материал и был сравнён с ДНК из мумии её внучки

Выводы анализа ДНК подтвердило томографическое сканирование, доказавшее, что зуб, ранее найденный в маленькой деревянной шкатулке с изображением картуша Хатшепсут, как раз и является недостающим зубом из челюсти мумии KV60. Это открытие было объявлено «важнейшим в Долине Царей после находки гробницы Тутанхамона»

Исследование мумии Хатшепсут профинансировал американский телеканал «Discovery», который снял документальный фильм по этому поводу, показанный в июле 2007.

Устоявшимся является представление, что Тутмос III, приказал уничтожить все сведения о покойной Хатшепсут и все её изображения в отместку за лишение его власти, поэтому долгое время об этой царице практически ничего не было известно. В частности, огромные золочёные обелиски в Карнаке были заложены каменной кладкой или попросту засыпаны песком, многие изображения царицы из храма в Дейр-эль-Бахри уничтожены или закопаны поблизости, даже само имя Хатшепсут было исключено из официальных храмовых списков фараонов Египта. Имя Хатшепсут вырезалось из картушей и заменялось именами Тутмоса I, Тутмоса II и Тутмоса III, что было для древнего египтянина равносильно проклятию. Подобным образом фараоны начала XVIII династии стирали все надписи, принадлежавшие к периоду ненавистных гиксосских царей, Эхнатон преследовал имена, включающие имя Амона (исключая имя бога даже из картушей собственного отца Аменхотепа III), а Хоремхеб, в свою очередь, уничтожал имя самого «Отступника из Ахетатона».

Однако, существует альтернативная точка зрения на преследование памяти о Хатшепсут: возможно, все эти действия были необходимы молодому фараону Тутмосу III только для того, чтобы доказать легитимность своего правления. Эту гипотезу частично подтверждают и недавние ислледования, проведённые различными группами египтологов, возглавляемых Чарльзом Нимсом и Питером Дорманом. Эти исследователи, изучив повреждённые изображения и надписи, пришли к выводу, что памятники времён Хатшепсут могли быть повреждены после 42-го года (1448 до н.  э. ) правления Тутмоса III, а не 22-го, как считалось ранее, что опровергает общеизвестную теорию о мести Тутмоса III своей мачехе-узурпатору.

Таким образом, представляется вполне возможным, что Тутмос III, следуя совету приближенных, был вынужден ликвидировать следы правления Хатшепсут в силу весьма консервативной иерархической политической системы Древнего Египта, которая допускала до управления государством только мужчин — в воззрениях египтян, сам факт нахождения женщины на престоле мог нарушать «установленный свыше» принцип космической справедливости маат. Косвенным подтверждением этой теории является также то обстоятельство, что Сенмут мог впасть в немилость ещё при жизни Хатшепсут, а его гробница могла быть повреждена ещё до восхождения на престол пасынка Хатшепсут.

В свете продолжающейся дискуссии относительно отношений Тутмоса III и Хатшепсут особое значение приобретает недавнее открытие девяти золотых картушей, включающих как имя Хатшепсут, так и имя Тутмоса, близ одного из обелисков у храма Хатшепсут в Луксоре.

Заключение. Хатшепсут и современность.

Личность Хатшепсут навсегда оставила свой след в мировой культуре, поскольку немногим женщинам дрнанего общества удалось проявит себя на поприще государсвтенной деятельности, ведь в этой сфере мужчины всегда практически полностью доминировали над женщинами. Интерес к Хатшепсут только возрастает, особенно в связи с тем фактом, что первая великая женщина в истории сумела отстранить от власти первого великого завоевателя. Постепенно, она становится элементом популярной культуры на Западе — умная и энергичная, но вместе с тем женственная и хрупкая, Хатшепсут была наделена незаурядными политическими и аналитическими способностями, и, кроме того, она была весьма привлекательна внешне.

В честь Хатшепсут назван открытый Корнелисом Иоганнесом ван Хоутеном, Ингрид ван Хоутен-Грёневельд и Томом Герельсом в 1960 году небольшой астероид 2436 Хатшепсут, входящий в пояс астероидов

Таким образом, моя рабочая гипотеза полностью подтвердилась. Мне удалось доказать, что царица Хатшепсут обладала неординарными личностными качествами и использовала в борьбе за власть и в период своего правления силы, которые были самыми авторитетными в древнем Египте (жрецы и элита общества), проводила продуманную политику во благо Египта. Это и позволило ей стать самой известной женщиной-фараоном Египта.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)