Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Бекреневский Свято-Николаевский женский монастырь

Мало жителей крупных городов, в том числе и жителей Ростова-на-Дону, знают о той красоте, которая их окружает. День за днём мы в городе проводим годы жизни и не догадываемся, насколько величественна природа в нескольких десятках километров от дома и как много мы теряем, по выходным сидя перед телевизором.

Истоком жизни города Ростова-на-Дону стал Дон-кормилец. Традиционно люди, живущие на Дону, делят его на Верхний и Нижний Дон. Гидрографически реки большой длины принято делить на три участка: Верхний, Средний и Нижний.

Верхний Дон — участок реки от истока до впадения реки Тихой Сосны.

Средний Дон — от устья реки Тихая Сосна до г. Калач-на-Дону. Среднее течение заканчивается Цимлянским водохранилищем. Создание водохранилища позволило осуществить строительство Волго-Донского судоходного канала.

Нижний Дон — от Калача-на-Дону до устья. Ниже плотины водохранилища река течёт в широкой долине с просторной поймой. Глубины достигают местами 15 м. Основные притоки в нижнем течении Дона: Северский Донец — справа, Сал и Маныч — слева. Ниже г. Ростова-на-Дону начинается дельта. Русло реки разделяется на многочисленные рукава и протоки, именуемые по донскому — гирла и ерики, среди них самые большие — Мертвый Донец, Каланча и Кутерьма.

Цель моего путешествия: участок правого берега Нижнего Дона, вверх по течению от Ростова-на-Дону до г. Цимлянска по правому берегу.

Нижний Дон отличается от верхнего и среднего участков течения: нижние течение представляет собой тихую, спокойную реку - с широкой поймой, изобилующую рукавами, и характерным для большинства равнинных рек, строением долины, с надпойменными террасами. Пойма реки разнообразна по внешнему виду, живописны и обладают "внутренней энергией" - не случайно здесь сосредоточены станичные поселения. Нижний Дон богат обрывистыми склонами, смыкаясь с речной полосой песчаного пляжа, Дон показывает берега из известняка и суглинки. Испещренные причудливыми изломами, изрезанные оврагами и балками, эти склоны придают ландшафту необычный вид. Путешественника встречают сосновый бор в Цимлянском районе и от станицы Мелеховской и до устья Северского Донца вдоль правого берега Дона лесной ландшафт. Для сохранения уникальной природы Дона создан Донской природный парк, в его составе два обособленных участков: «Дельта Дона» и «Островной». Нижний Дон впечатляет созерцанием степных просторов на десятки километров вокруг .

II. 1. Мой маршрут: г. Ростов-на-Дону - ст. Мелиховская – ст. Раздорская - х. Пухляковский – ст. Камышевская – х. Дубравный – ст. Хорошевская – г. Цимлянск. Нижний Дон богат и антропологическими достопримечательностями. Здесь сосредоточены как культовые сооружения древности - монастыри и храмы разных эпох, раскопки Хазарской крепости Саркел, шлюзы и мосты XVIII-XIX вв. , так и современные памятники истории и архитектуры. История Нижнего Дона способна заинтересовать любого путешественника. В последние четыре века история Дона тесно переплелась с судьбой казачества - эти земли стали территорией Великого войска Донского. Во многих станицах и хуторах наши современники возрождают казачью культуру, открывают музеи народного быта, устанавливают памятники, напоминающие о подвигах предков: «Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник» - в станице Старочеркасской, «Раздорский этнографический музей-заповедник» - в его составе старинные казачьи поселения: станица Раздорская, хутор Пухляковский, там же этно-археологического комплекс «Затерянный мир, хутор Каныгин с прилегающим к ним правобережьем Дона, а также два острова - Пореченный и Гостевой.

II. 2. Карта маршрута.

На карте показан маршрут путешествия.

III. Путешествие.

По пути путешествия я пересекаю районы Ростовской области и в каждом районе есть уголки истории:

Усть-Донецкий район

В станице Раздорской, хуторах Пухляковский и Каныгин казачья архитектура конца XIX начала XX вв. ;

Раздоры - первая казачья станица Дона;

Рождественско-Богородицкая церковь в х. Каныгин;

Пухляковская картинная галерея;

Этно-археологический комплекс «Затерянный Мир» открывает новое направление познавательного туризма в х. Пухляковский; живописные окрестности Донской поймы у ст. Мелеховской и «Золотые пески».

Константиновский район

Природный парк; мост через Дон и судоходный канал;

Бекреневский женский монастырь;

Цимлянский район

Сосновый бор; итальянский мост в х. Дубравный;

Цимлянское водохранилище и ГЭС; приморский парк и санаторий Цимлянск; ст. Хорошевская склады и церковное кладбище;

III. 1. Станица Мелиховская.

Станица Мелиховская, (приложение 5) основанная еще в 1594 году, кошевым атаманом Мелиховым.

Кошевой атаман избирался всеми куренями на раде, сроком на полгода, и если полномочия его не возобновлялись, возвращался к своему куреню в качестве рядового казака. Внешним знаком его власти служила булава, которая хранилась в церкви. Пользовался почти неограниченной властью.

Станица находится далеко от берега, поскольку территории эти не пригодны для постоянного проживания – река часто выходит из берегов затопляя всё. Но все же тут построили пансионат «Мелиховский», где частенько отдыхают приезжие.

Для начала о станице. Это довольно крупное селение более чем в тысячу дворов, довольно большой рынок, и множество домов типичной казачьей архитектуры, как прошлого, так и позапрошлого веков.

Станица Мелиховской по большей части это широкая пойма реки и местные рыбаки наслаждаются любимым времяпрепровождением. Рыбалка на Дону является самым распространенным занятием. Дон богат рыбой: сом, лещ, карп, сазан, судак, окунь, щука. Разнообразие рыб привлекает рыбаков не только местных окраин, но и много желающих рыбачить на Дону. Река тут изгибается, обходя песчаный островок, и уходит вдаль, туда, где виднеются склоны холмов в заповеднике Золотые горки. Но до него еще не много, не мало 10км. И все эти километры – равнинная донская пойма, поросшая по берегу неширокой полосой редкого леса, и отделенная от луговины чередой оросительных каналов, давно заброшенных, с развалившимися от времени каменными колодцами. Здесь, в подлеске, стоит внимательно смотреть под ноги, так осенью тут много грибов, и есть большой шанс собрать хороший урожай. Заповедник, а точнее памятник природы, внесенный в реестр памятников Ростовской области, расположен на берегу протоки Аксай, между казачьими станицами Мелиховская и Бессергеневская. Добраться туда трудно без личного транспорта, но попав – совсем не захочешь покидать этот волшебный край. В низине балки Камышной, журчит родничок, все также растет и крепчает байрачный лес вдоль склонов золотистых холмов, все также на одном из них расположилось древнее хазарское городище с названием «Золотые горки», где в очередной раз можно понаблюдать следы работы археологической экспедиции.

Байрачные леса — широколиственные леса, растущие по верховьям и склонам балок (байраков). Байрак — сухой, неглубоко врезанный овраг или балка, зарастающий растительностью, в основном широколиственным лесом. Название распространено преимущественно в лесостепных и степных районах центра Восточно-Европейской равнины. От названия «байрак» происходит название байрачных лесов. Основные породы, образующие подобные леса — дуб, клен, вяз, ясень.

III. 2. Станица Раздорская.

В живописном месте Нижнего Дона, расположилась станица Раздорская, историей станицы Раздорской связано зарождение и становление донского казачества, деятельность донских атаманов (приложение 6). В станице расположены памятники архитектуры конца XIX – начала XX веков: казачьи курени, флигели, дома торговых казаков.

Из достопримечательностей имеющих отношение к истории станицы по ходу к центру станицы, нас встречает здание бывшей церковно-приходской школы построенной в 1894 году, одно из зданий Раздорского этнографического музея-заповедника. Начало истории Раздорского этнографического музея-заповедника относится к 1953 году, когда учителем Раздорской средней школы Леонидом Тимофеевичем Агарковым был основан школьный краеведческий музей. 25 февраля 1988 года при поддержке и личном участии писателя Анатолия Вениаминовича Калинина Постановлением Правительства России создан Раздорский этнографический музей-заповедник. В состав музея-заповедника вошли старинные поселения донских казаков: станица Раздорская и её юртовые казачьи хутора Пухляковский и Каныгин с прилегающими к ним историко-природными ландшафтами.

Юртом называют территории прилегающие к казачьим станицам, и используемые их жителями как сельхозугодья, пастбища, охотничьи угодья или в качестве дополнительного места под заселение (основание «выселок», пристаничных хуторов и т. д. ).

Напротив здания бывшей церковно-приходской школы раньше располагалась церковь Донской иконы Божией Матери, Богородицкая церковь, а вот расстояние между бывшей церковно-приходской школы и церковью раньше называлось церковной площадью.

Тут же на бывшей церковной площади, стоит казачий живописный курень, курень казака Енкина. Ни инициалов, ни какой либо информации об этом казаке Енкине в музее не имеется. В доме казака Енкина открыта экспозиция, рассказывающая о быте казаков и устройстве казачьего куреня.

Сразу от угла дома Енкина и на протяжении 50-70 метров вдоль дороги начинается каменная (из ракушечника) кладка, которая держит землю не давая ей, сползать на дорогу. Этой каменной кладке более 150 лет.

На возвышенности располагается красивое двухэтажное здание бывшего краеведческого музея а ныне одно из зданий Раздорского этнографического музея-заповедника. Это здание вы можете увидеть на кадрах в художественном фильме «Возврата нет» который снимался полностью в станице.

На фото с левой стороны видите каменную стену из ракушечника.

По данным Раздорского этнографического музея-заповедника это здание (бывшего краеведческого музея) было построено в 1914 году (эти цифры выложены кирпичом на фасаде) и принадлежало не то купцу Устинову не то Терпугову и перед революцией было продано не то казаку Чекину не то казаку Чекунову. Вот такая история.

В 16 - начале 17 вв  Раздоры являлись первым общевойсковым центром, столицей казаков на Дону. Именно здесь в 1570 г. на Войсковом круге была зачитана грамота Ивана Грозного о службе донцов российскому государству. И сегодня на острове Поречном, где первоначально располагался Раздорский городок, сохранились валы и рвы, ерики и урочища, "Петровская гавань", где размещался в 1696 г. готовящийся к покорению Азова молодой российский флот и другие исторические объекты. С первой казачьей столицей Дона связаны славные боевые дела знаменитых: донских атаманов XVI - XVII вв. : Ермака Тимофеевича, Михаила Черкашенина, Смаги Чершенского, Епифана Радилова, Ивана Каторжного, Михаила Татаринова, Павла Федорова и др. Богата станица и своими военно-историческими, трудовыми и культурными традициями. 3десь родились знаменитые казачьи полководцы - Герои Отечественной войны 1812 года: Наказной атаман Области войска Донского М. Г. Власов, командир лейб-гвардии Атаманского полка Ф. С. Балабин, Генерал-майор П. Т. Басов и др. В 1806 году в станице Раздорской проживала знаменитая "кавалерист-девица" Н. А. Дурова.

Е́рик — относительно узкая протока, соединяющая озёра, заливы, протоки и рукава рек между собой, а также с морем. Также речная старица либо искусственный осушительный канал. Ерики бывают постоянные и временные (сухие старицы или ложбины). Они располагаются в поймах рек или между озёрами.

Популярностью у гостей Раздорского этнографического музея - заповедника пользуются колоритные экскурсионные программы с песнями, реконструкцией старинных казачьих традиций и уклада: "В казачьем курене", "Песни казачьего застолья", "Виноградье красно", "Казачье застолье" (с дегустацией донских вин и соков). Попробовать блюда местной кухни, стать участником старинных праздничных обрядов можно также в январе на Святках и престольном празднике в Пухляковском, на зимней Масленице, летней Троице и сентябрьском Престоле в Раздорской. Также в программе мероприятий по развитию и сохранению культуры Донского края есть литературно-фольклорный праздник «Калининское Лето», а в осенние дни праздник первого урожая с виноградников в х. Пухляковском «Донская лоза». А уж сплав на традиционных казачьих стругах, в летний период, никого не оставит равнодушным.

III. 3. хутор Пухляковский.

В пяти километрах от станицы Раздорской, вниз по течению, на живописных придонских склонах расположился хутор Пухляковский, основанный в 1780 году. Хутор интересен своим богатым историческим и культурным прошлым и настоящим. Пухляковский, наряду со станицей Раздорской, является одним из центров донского виноградарства и виноделия. Ещё при войсковом атамане, графе М. И. Платове, в 1814 году здесь было открыто учебное заведение "Образцовый винный подвал", где "выписанные специалисты из Бургундии и Шампани обучали казаков премудростям виноделия. По фамилии казака Пухлякова Н. И. , выведшего знаменитый сорт винограда, в 1905 году, хутор получил свое нынешнее название. 3десь сохранился архитектурный комплекс нач. ХХ в. - Войсковая школа виноградарства и виноделия, одно из старейших сельскохозяйственных учебных заведений Дона, открытое в 1905 году. Шесть зданий бывшей Войсковой школы, являющихся памятниками архитектуры, сохранились до наших дней. Ныне в них расположен Пухляковский сельскохозяйственный техникум.

А в здании бывшей казармы для служащих открыт Музей истории донского виноградарства и виноделия. Жители хутора Пухляковский хранят давние виноградарские традиции, о которых рассказывается в Музее истории виноградарства и виноделия на Дону. Богатая культура виноделия представлена этнографической программой «Сок кипучий, искромётный», включающей дегустацию вин.

На территории хутора Пухляковский в 1976 году открыта Картинная галерея, в 1978 году - детская школа искусств. Картинная галерея входит в состав музея-заповедника и в ней представлены работы известных российсиих, донских художников: И. И. Крылова, Е. А. Лансере, Н. В. Овечкина, В. К. Нечитайло, В. Ф. Шумилова, В. А. Игошева, С. С. Скопцова, А. В. Тимофеева, А. С. Кулагина.

С хутором Пухляковский связаны жизнь и творчество писателя Анатолия Вениаминовича Калинина (приложение 7). По мотивам его романа «Цыган» здесь проходили съёмки художественных фильмов о нелёгкой судьбе цыгана Будулая, потерявшего в годы войны семью, о любви к казачке Клавдии Пухляковой, воспитавшей его сына, и странствиях в поисках счастья.

У х. Пухляковского и старейшей казачьей станицы Раздорской (Усть-Донецкий р-н Ростовской области расположился этно-археологический комплекс «Затерянный Мир», который открывает новое направление развития центра познавательного туризма и отдыха «Тихий Дон». «Затерянный Мир» является интерактивным музеем под открытым небом, где оживает история с древнейших времен и до наших дней. Это приоткрытая дверь в прошлое, доступная каждому, желающему наряду с отдыхом обогатить себя новыми знаниями и яркими впечатлениями.

Проект этно-археологического комплекса «Затерянный Мир» реализован в уникальном по историческому и природному своеобразию районе Нижнего Подонья. Живописные холмы высокого донского правобережья и вольная разнотравная степь открывает редкие по красоте панорамы неповторимой природы Правобережья. Визитная карточка проекта - это оригинальная комплексная программа досуга для детей, молодежи и взрослых в контексте достоверной исторической реконструкции. «Затерянный Мир» это еще и путешествие в прошлое. Комфортный отдых на живописном донском правобережье дополнен разноплановой экскурсионно-музейной программой, спортивными и развлекательными мероприятиями, возможностью принять участие в деятельности музея под открытым небом. Сооружение этно-археологического комплекса «Затерянный Мир» было начато в 2008 году в рамках нового направления деятельности Ростовской областной общественной организации «Донское археологическое общество».

III. 4. хутор Каныгин.

Каныгин, типично казачий хутор, расположен в семи километрах от станицы Раздорской на реке Сухой Донец. Хутор Каныгин был основан в 1788 году и входил в юрт станицы Раздорской. Знаменит хутор Каныгин старинными казачьими постройками и Рождественско-Богородицким храмом, самый старинный храм Усть-Донецкого района 1879 год. Существует история создания храма.

Долгое время хутор не имел своего храма. Хуторяне ходили на богомолье за шесть километров в ст. Раздорскую в храм Донской иконы Божией Матери. Шли годы, и хутор Каныгин расширялся, множилось число его жителей. Церковь в станице Раздорской, несмотря на свои внушительные размеры, стала тесной для прихожан самой станицы. В связи с этим хуторяне ходатайствовали перед Донским архиепископом о разрешении на постройку храма. Разрешение было получено, и начался сбор средств на его строительство. Однако начавшаяся в 1877 году русско-турецкая война прервала сбор средств, к тому же казаки хутора ушли на войну. Во время одного боя сотня каныгинских казаков, служивших в Раздорском полку, на глазах у императора Александра Второго в результате молниеносной атаки разгромила крупный отряд турецкой конницы. Растроганный отвагой казаков император тотчас распорядился о представлении всей сотни к георгиевскому кресту и выдаче каждому казаку по 50 рублей серебром.

Когда казаки вернулись в свой хутор, то на радостях загуляли. И как гласит местная легенда, к ним подошла незнакомая женщина и сказала : «Казаки, вы все гуляете, а храма-то у вас в хуторе нет!» В миг протрезвели казаки, поняли, что это было явление самой Богородицы. Тогда штаб-офицер Никита Иванович Секретев предложил пожертвовать полученные деньги на храм. На слова Секретева откликнулись не только хуторяне, но и раздорцы. Правление Войска Донского пожертвовало на строительство храма каменный подвал. В 1878 году в хуторе состоялась закладка каменного однопрестольного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Строительство шло быстро и организовано. И в 1879 году храм был построен и освящен.

Тяжелые испытания выпали на долю храма в 1920-30 годы. Тогда варварски сорвали 62-х пудовый колокол. Храм заколачивали досками, планировали превратить его в клуб или склад. Но благодаря стойкости хуторян этому не суждено было осуществиться.

Летом 1962 года взорвали храм в станице Раздорской. Команда взрывников приехали и в хутор Каныгин. Но женщины с детьми собрались как у стен храма, так и в самом храме и сказали: «Взрывайте вместе с нами». Ни просьбы, ни угрозы начальства не подействовали, верующие отстояли свой храм. Была и вторая попытка взорвать церковь, но и она не удалась. В 60-е годы также не удалось закрыть церковь.

В 2003 году трудами прихожан и настоятеля были заменены старые купола храма на новые позолоченные. Жизнь храма продолжается.

III. 5. Бекреневский Свято-Николаевский женский монастырь.

На границе с Константиновского района в Цимлянский район по левой стороне приковывает внимание путников Православный крест на холме. Сегодня многие поселение устанавливают знаки религиозной веры в знак защиты. Но крест на холме выделяется наличием тумбы перед крестом, как будто ждет холм службы. Подойдя к холму я был удивлён, холм сдерживался каменным обручем. Каменный обруч выстроен из песчаника, который до XX века использовался как строительный материал. Место магнетическое материал и формы строения подтолкнули меня в первую встречу к разгадке истории этого креста на холме. На карте 1918 года обозначен Монастырь Бекреневский, как вершина треугольника между станицами Мариинская и Камышевская. История создания Бекреневского Свято-Николаевского женского монастыря уходит своими корнями в далекие годы

. Много православного люда полегло при обороне Севастополя в 1854 году. Среди тех, кому удалось выжить был Сергей Иванович Поляков и, может быть, нашим современникам не довелось бы узнать о его ратном и духовном подвиге, если бы не его чудесное избавление от смерти и данный им обет. Исторически известен факт о том, что героические защитники Севастополя испытывали большую нужду в боеприпасах, продовольствии и медикаментах, но страшнее всего была жажда. Всю пресную воду, которую удавалось добыть в окрестных колодцах, буквально по каплям делили между ранеными солдатами.

Среди участников тех героических сражений был и казак Марьинской станицы урядник Сергей Иванович Поляков, который, видя мучения своих раненых товарищей и сознавая тяжесть их положения, усердно молился, обращаясь молитвой к св. Николаю Чудотворцу, о сохранении его от смерти. Он дал при этом обет по возвращении домой устроить на свои средства колодец, который находился бы вблизи дороги, чтобы утомленные путники могли утолить свою жажду. Искренние молитвы, обращенные к св. Николаю Чудотворцу, сохранили жизнь Полякову, а по возвращении домой он исполнил данное обещание и избрал местом для колодца Бекреневскую балку. Избранное место по церковному чину было освящено приходским священником отцом Терентием Афанасьевым. Вскоре после начала работ колодец был готов. На глубине 6 сажень (1сажень = 213 см) появился обильный ключ, из которого била вода с большой силой и хорошего качества. В довершении работ колодец был оборудован деревянным срубом с крышей, под которой был установлен образ святителя Николая Чудотворца. По окончании работ источник был освящен по церковному чиноположению. Возможно, на этом история этого источника и была бы закончена, но 25 мая 1867 года произошло очень важное для России событие. В этот день чудом и милостью Божией от террористического акта был спасен Государь Император Александр Второй. Желая увековечить это событие в памяти потомков, ближайший друг и советник С. И. Полякова по устройству колодца хорунжий станицы Марьинской Иван Васильевич Стефанов вместе с торговцем С. С. Абросимовым послали императору телеграмму в которой выразили чувство радости по случаю спасения жизни Государя Императора и предложили в память сего события пожертвовать 1000 рублей на украшение храма, а также возвести над вырытым ими колодцем часовню и совершать ежегодно 9 мая крестный ход из станицы Марьинской до Бекреневского колодца.

В ответ на телеграмму от Марьинского станичного правления 30 июня 1867 года последовал на имя Стефанова ответ:

«Сыскной начальник 1-го Донского округа предписанием от 29 июля 1867 года N2 1002 дал знать Марьинскому станичному правлению, что Военный Министр от 6 июля N2 1906 уведомил г. Войскового Наказного Атамана, что Государь Император Высочайше повелеть соизволил благодарить хорунжего войска Донского Ивана Стефанова и Шуйского торговца Стефана Абросимова за выраженные ими в телеграмме от 1-го сего июля верноподданнические чувства по случаю покушения на жизнь Его Императорского Величества 25 мая сего года и за пожертвование в память этого события тысячи рублей серебром для украшения храмов Божьих, при чем Его Императорскому Величеству благоугодно было изъявить согласие на совершение ежегодно 9 мая крестного хода из станицы Марьинской до криницы Бекреневской и сооружении на кринице часовни».

После такого благоприятного ответа Стефанов и Абросимов построили около Бекреневского колодца деревянную часовню, внутри которой были установлены иконы, подсвечники и другая церковная утварь необходимая при богослужении. Часовня была освящена во имя св. Николая Чудотворца. Вскоре после возведения часовни последовал Синодальный указ о совершении сюда 9 мая ежегодных крестных ходов.

С этого времени ежегодно к часовне стали совершаться крестные ходы, которые совершались при многочисленном стечении народа не только станицы Марьинской но и многих других станиц и с большой торжественностью. С этого же времени Бекреневская криница стала почитаться у благочестивых людей особым святым местом. По православным праздникам и в дни крестного хода на богослужения, по свидетельству очевидцев, собиралось до 500 человек. Маленькая часовня не могла вместить всех паломников. Именно тогда возникло предложение о строительстве православного храма. Такой случай представился только в 1888 году.

17 октября 1888 года произошло крушение поезда у станции «Борки». Следовавший на литерном поезде Государь Император Александр III и его семья чудом и милостью Божией остались живы и здоровы. В ознаменование этого события Иван Васильевич обратился с просьбой к Донскому Архипастырю переделать часовню в храм. Высокопреосвященнийший Архиепископ Макарий разрешил это сделать, часовня была перестроена в церковь св. Николая и освящена уже в 1888 году. При церкви было образовано Архиерейское подворье, в котором постоянно жил иеромонах Архиерейского дома Геннадий, совершавший регулярные богослужения. 25 июля 1895 года указом Св. Синода за N2 348 подворье было преобразовано в Свято-Николаевский Бекреневский монастырь. На содержание и обустройство монастыря Иван Васильевич Стефанов в разное время пожертвовал деньгами, землей и предметами церковного убранства на сумму до 70 тысяч рублей. Первоначально монастырь был мужским, но в 1910 году, по ходатайству Высокопреосвященнейшего Архиепископа Донского и Новочеркасского Владимира перед Святейшим Синодом, он был преобразован в женский. Обитель, под руководством игумении Старочеркасского монастыря Иннокентии, в ведении которой поручен был Бекреневский монастырь, привели в порядок. Это еще больше стало привлекать паломников. Много сил приложили монахини монастыря и игумения Иннокентия к завершению строительства соборного храма.

Его освящение состоялось 30 июня 1913 года. После освящения над монастырем была поставлена игумения Амфиана, избранная из Старочеркасских монахинь, опытная в духовной жизни. С назначением игумении монастырь получил полную самостоятельность и самоуправление. Рядом с собором, с южной стороны главного собора находилась ветхая деревянная двухпрестольная церковь во имя Св. Николая и св. благоверного князя Александра Невского. Эта церковь была построена первой она отапливалась и богослужения в ней совершались в зимнее время. Кроме храмов в монастырском дворе были построены дом для игумении, трапезная, небольшой деревянный корпус для монахинь, четыре маленьких флигеля для старейших монахинь и лавочка для продажи церковных принадлежностей, религиозной литературы. С южной стороны монастыря находился колодец, выкопанный основателем монастыря С. И. Поляковым. В последнее время, при жизни монахов, колодец пришел в запустение и заливался, но трудами матушки игумении Амфианы он был восстановлен, благоустроен и в нем снова стало много хорошей воды. Рядом с монастырем, с северной стороны, находился скотный двор, с необходимыми надворными службами и фруктовый сад. С восточной стороны монастыря, рядом с монастырскою оградою, был построен трудами матушки игумении Амфианы, дом для священника, а за дорогою двухэтажная гостиница с номерами для посещающих св. обитель богомольцев. Рядом с гостиницей расположено монастырское кладбище с небольшой деревянной церковью освященной во имя преподобного Сергия Радонежского. Богослужение в монастыре совершались ежедневно со строгой уставностью, пением церковного хора. Поминовение умерших на литургии было с особым вниманием и усердием. Особенно торжественное богослужение было в дни престольных праздников - 9 мая в честь Св. Николая, покровителя обители и 14 сентября на Воздвижение Креста Господня.

Под управлением матушки игумении Амфианы находилось 6 монахинь, 9 инокинь и 67 послушниц, состоящих на испытании. Все они безпрекословно во всем подчинялись своей духовной наставнице матушке игумении и всякое дело делали не иначе как с ее благословения. Бекреневский Свято-Николаевский женский монастырь Донской епархии просуществовал до 1929 года.

В середине 20-х годов прошлого века местные власти приняли решение о закрытии Бекреневской обители, в которой насчитывалось 66 сестер. В  1928 году монастырские земли были переданы артели по совместной обработке земли, преобразованной в 1929 году в коммуну «Правда». Коммуне было передано и монастырское подворье. До 1930 года часть сестер проживала при храме, остальные – у родственников, в соседних станицах и хуторах. В июле 1930 года игумения Валериана, монахини Митрофания, Алевтина, Нафанаила, Никодима, Сергия и Феогноста были арестованы по подозрению в агитации против коллективизации, укрывательстве «антиреволюционных элементов». Поводом для ареста послужили беспорядки в самой коммуне, совпавшие с престольным праздником обители 22-25 мая 1930 года. На праздник съехалось, по оценке властей, около 3 тысяч человек. Одновременно в эти дни из коммуны вышли пять человек, недовольные обобществлением скота и предпринявшие попытки самовольно забрать его из общественного стада. Власти инкриминировали монашеской общине организацию беспорядков.   

13 сентября 1930 года игумения Валериана и сестры были осуждены тройкой ОГПУ Северо-Кавказского края по ст. 58/10 УК на 5 лет ссылки в Северный край. Оставшиеся насельницы, надеясь на скорое возвращение игумении Валерианы, избрали своей руководительницей казначею монахиню Марию (Панченко).    30 декабря 1930 года 53 сестры, священник монастырской церкви, а также несколько мирян были арестованы. 2 июня 1931 года тройка ОГПУ Северо-Кавказского края приговорила: трех человек к 10-ти годам лагерей, восемь человек – 5-ти годам лагерей, 21-го человека – к 3-м годам лагерей, 24 человека – «высылке в Северный край» на 5 лет. Четыре сестры были лишены права проживания в 12-ти населенных пунктах в течении 3-х лет.    В 50-х годах прошлого столетия монастырь был полностью разрушен. Сейчас на месте разрушенного монастыря установлен поклонный крест. 26 января 1990 года президиумом Ростовского областного суда осужденные в 1931 году насельницы были реабилитированы как жертвы политических репрессий.

Цимлянский район встречаер гостей сосновым бором. Остановка здесь подарит аромат сосен, богатый, наполненный смолой. Внимательный путник осенью в лесу на мягкой хвойной подстилке в бору встретит грибное разнообразие: синеножка, рядник, но есть и ядовитые, нужно быть грамотным в сборе урожая.

Посёлок Дубравный расположен на правом берегу реки Кумшак (приток Дона), при впадении в него балки Глухой. Находится он в на границы природного заповедника, учаска « Островной», за природным богатством - сосновый бор. Дубравный упирается своими улочками в трассу на Цимлянск. Маленький хутор имеет свою достопримечательность это мост, по легенде местных жителей, построен итальянскими мастерами. Секрет его стойкость в растворе в который добавляли куриные яйца. Река Кумшак оказалась не настолько стойкой перед временем.

III. 6. станица Хорошевская.

Поездка в станицу Хорошевскую потребует около 20 км. пути от Цимлы , но с благодарностью одарит красотами природы степи и песчаных берегов моря и богатствами истории среди тихой и открытой станичной жизни.

В 1763 году купец Игнат Хорошев основал хутор, поставил у родника часовню-кампличку, Поселение росло, жители занимались хлебопашеством и виноградарством, в 1914 году хутор был преобразован в станицу Хорошевскую. Благодаря дошедшим до нас "Донским справочникам" конца XIX и начала XX века мы можем назвать фамилии людей, которые руководили округами и занимали государственные должности непосредственно в станице Цымлянской.

Сразу при въезде возвышается трёхэтажное здание, но приблизившись, увидишь только остатки лицевой стороны здания. Задержавшись у строения можно привлечь к себе внимание местных жителей. С радушием станичники поведают историю своей скрытой в степи станицы. Итак, мы находимся около мельницы купца Парамонова, в современности здание было выкуплено в собственность и разобрано на строительство собственного дома. Здание не разрушено благодаря краже тросов у собственника, что и остановило разбор здания. Сохранились здания под хранилище пшеницы около мельницы. Все строения выполнены в одном стиле: оконные арки и входные двери, кладка и качество кирпича. Но современник оценил только качество строительного материала. В общем виде станицы показаны следы прошлого, чувство смирения или приспособления: это и жилые дома, не подвергнутые современным тенденциям и хозяйские постройки из песчаника, условное ограждение в виде плетня.

Проехав по единственной асфальтированной дороге, но не увлекаясь, нужно свернуть к зданию школы ст. Хорошевской. Это ярко-красное здание в три этажа, с современным стеклопакетом, который появился в этом году, 2010. Моему виду открывается цельный комплекс строений, органично связанный единым стилем. Историю комплекса мне рассказал хозяин дома на противоположной стороне от школы. Дом также является частью винных погребов. В 1890 году этот дом уже существовал. Сегодня дом разделён на два хозяина, часть нашего собеседника это жилые комнаты владельца винного завода. Вторая часть, соседская, содержит столовую и дисгустационный зал. Граница между частями, это дверь, которая в задумке первого владельца дома должна соединять комнаты, занесена кирпичом. Дорога от дома ведёт к винным погребам. Вся площадь этого комплекса вымощена камнем и на сегодня в отличном состоянии. И вот мы снова у школы, здание которой, оказывается, в прошлых веках служило общежитием, при винном заводе. Представляешь себе яркую картину, где кипит работа на винной площади. Дополнением служит рассказ моей бабушки, о игристом вине казачьим способом. К виноградному соку обязательно добавляли сок тёрна, темно-синяя терпкая ягода. Кстати, о ягодах осенью очень актуально. В оврагах можно собрать богатый урожай шиповника, мимо ярких ягод не пройти. Лечебные свойства шиповника очень известны. Станичники продолжают традиции сбора ягод и трав для долгих ненастных дней. Кусты терновника облеплены ягодами, тёрен пригодится для насыщенного киселя или сока. Путешествие осенью – урожайное .

Станица находится на красивом берегу Цимлянского водохранилища.

Даже осенью не покидает желание искупаться и прикосновение к воде приводит в чувства своей прохладой. Но с моря мы не уходим без доказательств об уникальности края. Но приехав сюда летом купание будет обязательно. Голубая глина, «чудо» исцеления. Глина, если её нанести на колени или локти, может принести избавление от болей в суставах. А добычу глины можно вести открытым способом.

Вернувшись на высокие берега, возвращаемся на улицы станицы. Есть улица Наберажная, а есть Набережня. На такую особенность наше внимание обратили местные парни. От них мы узнаём об старинных захоронениях, к которым можно спустится по улице Церковной. Так и делаем. На окраине улице наталкиваемся на поваленные и забрашенные нагробья и остатки фундамента второй каменной Покровской церкви. В округе ст. Хорошевской много разных захоронений – местные жители подскажут, где захоронены турки, а где староверы, есть захоронение купеческого сына с разоренным семейным склепом.

Есть  воинское захоронение времён Великой Отечественной войны. В этих местах были сильные бои. Оккупация Цымлянского района была с июля 1942 по январь 1943 года. Эти овраги до сих пор усеяны воронками от взрывов бомб. Аэродромы немецкие были рядом: в ст. Морозовской и ст. Тацинской. Через них проходила железная дорога, а  «Цымлянская переправа» – основной  путь отхода советских войск, а потом «путь снабжения немецких и румынских армий».  

Вдалеке от станицы показывается «Петровский пороховой погреб». Представлен погреб во всей своей красе, замаскирован по всем стандартам. В современности погреб работает на рыбцех в мирных целях на благо человечества.

III. 7. Город Цимлянск.

Город Цимлянск основан в 1672 году донскими казаками как казачий городок Усть-Цимла. Предполагают, что своим названием городок был обязан речке Цимле, на берегу которой располагался. Есть другое предположение: слово "цимла" в переводе с тюрского означает "подкова": в районе между станицами Цимлянской и Кумшацкой Дон делал изгиб в виде подковы. В XVII в. со всего Дона ехали казаки в Цимлу и вывозили отсюда, разбирая руины средневековой крепости Саркел, кирпич. Возили его и в столичный город Черкасск для строительства бастионов. О точном времени основания городка сведений нет. В исторических актах Усть-Цимла упоминается еще в 1672 г. , Но официально значится лишь с 1692 г. Неспокойно жилось первым его поселенцам, частые набеги татар и весенние разливы Дона заставляли их часто переселяться. Из походного журнала Петра I видно, что в 1696 г. Цимлянский городок находился на правой стороне Дона. В это время он представлял собой небольшой квадрат, ограниченный земляной насыпью, впереди которой шла изгородь из длинных колотых бревен, врытых в землю, и плетень, перевитый терном. Постепенно землянки перестраивали в добротные дома и возводили хозяйственные постройки. Городок разрастался в обширное поселение - станицу. Казаки станицы занимались земледелием и скотоводством. Немалый доход получали от продажи соли, за которой ходили на Маныч. Теплый южный климат создавал хорошие условия для выращивания винограда, черенки которого завозили из Венгрии, Ирана, с берегов Рейна. Есть интересные сведения о том, что в апреле 1709 г. Петр I проездом в Черкасск в связи с непогодой в ночное время заехал в Цимлянскую и остановился у казака Клеменова. Хозяин, приняв царя за простого офицера, долго спорил с ним о новых порядках, которые государь установил на Дону. На другой день Петр I, открывшись ему, собрал стариков и рассказал о виноградниках, увиденных за границей. Затем собственноручно посадил несколько кустов винограда. К в началу XIX в. в станице находилось около 30 тыс. кустов винограда. Удаленная на сотни километров от железных дорог, лишенная в зимние месяцы даже водных путей, тем не менее, Цимлянская была торговой станицей. В конце XIX - начале XX веков Цимлянская стала крупным торговым населенным пунктом, утопающем в зелени садов и виноградников. Здесь ежегодно проводились ярмарки, на которые съезжались купцы из России. Цимлянск получил известность как прекрасное место отдыха. При строительстве Волгодонского канала и Цимлянской ГЭС в 1950 году станица была перенесена из зоны затопления водохранилища Цимлянской ГЭС и преобразована в посёлок Цимлянск. Статус города поселок получил в 1961 году. С 1952 года действует местный краеведческий музей на ул. Ленина, 24.

На берегу рукотворного Цимлянского моря, в старинном казачьем городе. Цимлянске находится один из популярных донских санаториев – “Цимлянский” . Год создания 1966. Его лечебный профиль – заболевания органов кровообращения. Кроме того, на территории санатория для его пациентов действует лечебная питьевая галерея с источником минеральной воды желудочно-кишечного профиля.

Напротив санатория находится Приморский парк. Это тропа через ряд колон при входе в парк к ротонде .

С ротонды открывается прекрасный вид на море. Ротонду строили для того, чтобы Сталин приехал, сел в ней и смотрел, как заполняется Цимлянское водохранилище.

Сталин не приехал, возможно, из-за сроков пуска, а ротонда осталась. Приморский парк это место свадеб. Молодожёны Цимлянска и его районных поселений обязательно посещают романтический парк с колонами.

IV. Заключение

Гордость и слава России «Золотое кольцо»- путеводитель по центру страны. Сейчас прорабатывается маршрут «Серебряное кольцо», как отражение самобытной культуры казачества. Хотелось чтобы Нижний Дон, с его неповторимой красотой вошёл в этот экскурсионный маршрут . Нижнедонской край привлекает туристов своей богатой историей, очаровательной природой, самобытной казачьей культурой, где издавна славилось донское гостеприимство. Раскрывая особенности и характер Дона проводятся различные культурные мероприятия: «Рождество и Святки, Масленица и Троица в Раздорах», фольклорный праздники «Казачьему роду, нет переводу!» х. Потапов (Волгодонской) район и «Донская лоза!» х. Пухляковский (Усть-Донецкий район), литературно-фольклорные праздники на Дону «Закруткинская весна!»и «Калининское Лето».

Путешествие по Нижнему Дону остается запоминающимся событием. Путешественники возвратятся домой полные сил, радости и желания в следующем году вернуться. Ведь в путешествии нас ждёт много дел: отдохнуть и зарядиться энергией степи, насладиться красотой природы и надышаться свежим воздухом, накупаться и загореть, посетить памятники природы и культуры, посидеть у костра и пообщаться с единомышленниками, любящими природу Дона.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)