СМИ  ->  Новости  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Внутренний мир Надымского городища

Памятники истории и культуры следует рассматривать не только как объекты краеведения, но и как продукт определенных общественных отношений, непосредственно отражающих конкретную сторону человеческой деятельности.

Поскольку памятники истории и культуры очень разнообразны, то и характер, содержащийся в ней информации тоже неодинаков, и зависит от вида памятника. Общее у них то, что все они носят вещественный характер, и каждый из них представляет собой опосредованно запечатленный факт или явление либо его обобщение в художественно-образной форме. Ценность памятников истории и культуры как источников краеведения заключается в том, что, помимо информации, в силу своей наглядности они погружают нас в атмосферу своего времени, совмещая в себе две на первый взгляд противоположные, а по существу взаимосвязанные функции. Как памятники истории и культуры они являются объектами краеведческой деятельности (памятник-факт), на которые с целью поиска новых сведений направлена активность субъекта. С другой стороны, как хранитель историко-культурной информации, источник уже содержит знания (памятник- знание). Все дело в том, что функции эти заложены в памятнике, но не выполняются одновременно. В одном случае он является исходным моментом поиска научного знания о нем и выступает в качестве памятника-факта, в другом памятник выступает как источник информации, помогающий составить научное знание о другом явлении.

Так архитектура, которую образно называют страницами каменной летописи истории, независимо от степени известности и художественного совершенства памятников, фиксирует вехи многовековой истории и культуры народа. Произведения архитектуры – это первоисточники, тесно связанные с местом своего возникновения, вобравшие в себя все, что связано с материальной и духовной жизнью общества. Изучение их дает возможность судить о развитии производительных сил общества, его социальном строе и экономике, научных знаниях, технических достижениях и производственных возможностях, различных сторонах трудовой жизни народа. В своих конструкциях, формах, декоративном оформлении памятники архитектуры раскрывают эстетические воззрения эпохи и характер жизненного уклада, художественные особенности общества создавших их мастерство, свидетельствуют о международных связях и специфических особенностях разных архитектурных школ в конкретных исторических и региональных условиях. Поэтому краеведы все чаще поднимаются на защиту рядовой застройки старых городов, домов, которые не принадлежат к числу зарегистрированных памятников архитектуры, но являются самой историей, неповторимым и уникальным лицом города.

Сегодня все чаще исследуют именно те памятники, которые обречены на уничтожение природными факторами. Одно из них Надымское городище. Только раскопки могут помочь нам сохранить или реконструировать историю и архитектуру нашего края.

Городище находится в Ямало – Ненецком автономном округе, в Надымском районе, в 60 километрах от города Надым, на 31 километре судоходного фарватера основного русла реки Надым, в 25 километре от ее устья. Памятник расположен на левом берегу реки Надым, на острове высотой до одного метра от поймы, образованном протоками и пойменными озерами. Остров имеет сложную конфигурацию (смотрите приложение I). При значительном поднятии воды при северном ветре протоки и озера соединяются в районе городища, образуя остров размерами 50 х 120 метров. При низком уровне воды эти размеры в длину увеличиваются максимально до 500 метров, доходя до более глубоких проточек, соединяющих озеро и протоки. Поверхность острова кочковатая, заросла высокотравьем, низкорослой березой, тальником. Остров, сформированный отложениями культурного слоя, имеет форму овала, вытянутого с северо-запада на юг – восток. Размеры острова по распространению культурного слоя составляют 80х25 метров, площадь 2000 квадратных метров. Размеры возвышенности с остатками сооружения и конструкций составляют 60х20 метров, площадь 1200 квадратных метров (смотрите приложение II). Именно здесь возникло поселение. Произошло это более 900 лет назад в 11 веке, когда русские предположительно новгородцы, только начали осваивать территорию Ямала.

Бытует несколько точек зрения по поводу причин возникновения и назначения этого поселения. Поселенцы, были знакомы с обработкой железа. Этот факт можно подтвердить найденными инструментами для металлообработки и металлургии, а также изделиями и отходами этих производств. Например, корабельные скобы, судовые детали кочей и так далее. Поэтому, можно предположить, что торговые суда совершали остановку у Надымского городища для осуществления мелкого ремонта, а также для того, чтобы приобрести промысловые товары у коренных жителей. То есть выполняло функцию торговой фактории. Иное мнение: городище было создано как перевалочная база и резиденция «правящей верхушки» коренных народов. И еще одна из версий гласит: жители городка занимались «пиратством», то есть грабили, проплывавшие мимо, торговые суда. Для этого ими были сооружены подводные заграждения, которые поднимались, при приближении кораблей, тем самым, образуя ловушку. Товар продавали или меняли, а сами суда разбирали для хозяйственных нужд. Не исключается и его оборонительное назначение. До сих пор не существует единого мнения, не только по вопросу предназначения, но и по вопросу этнического состава поселения.

Населением городка были предки современного народа « Пен хазаво» (Пяков). Пяки относились к енисейскому антропологическому типу, и вероятно, к самодийской языковой семье. В середине – второй половине 15 века происходят процессы миграции и экспансии населения из северо-западной Европы, с Урала на Север Западной Сибири. В этот период Карачейская самоядь, проживавшая на восточных склонах северного Урала и в низовьях реки Оби, стала искать новые территории для обитания и промысла, и устремилась на восток в Низовую сторону, в Мангазею и на реку Надым.

Территориально и хозяйственно Пяки проживали в городке и по реке Надым, занимались пушным и рыболовным промыслами, ремесленным производством. Карачеи обитали в тундре вдоль южного побережья Обской губы, промышляли песца, разводили и содержали домашних оленей. Занимая разные хозяйственно- промысловые ниши, они практически не мешали друг другу, а наоборот. К примеру, Пяки могли обеспечивать Карачаев рыбой, оружием, а те содержать оленьи упряжки Пяков.

Активная русская колонизация в конце 16 века, основание в 1593 году города Березова и в 1594 году Обдорского острога не могли не вызвать новых изменений в этнической ситуации. Очевидно, именно с этими событиями связана миграция остяцкого населения низовий Оби, остяки, видимо, наладили взаимовыгодные контакты с Пяками и Карачеями. По этой причине проникновение и житье остяков в бассейне Надыма было мерным. Но права собственности на землю и надымские угодья им не принадлежали. В этой связи их положение в территориальной общине было неравноправным. Лучшим из остяков, было разрешено проживание в Надыме (в резиденции вождя), где они должны были выполнять хозяйственные функции.

Приблизительно так Валериан Евдокимов начал свою работу пол года назад, когда только приступил к изучению материалов по памятнику, которые были любезно предоставлены ему музеем истории и археологии города Надыма. Впоследствии в ходе более тщательного исследования, он пришел к выводу, что имеет право на жизнь еще одна гипотеза - Надымское городище ничто иное, как кладбище!!!

Теперь обратимся представлениям обско-угорских и самодийских народов (лесных ненцев) о загробном мире. Они выражены в погребальных памятниках, то есть в особенностях местонахождения кладбищ, типе погребального сооружения, ориентации костяков и так далее. Ранее полученные данные говорят о том, что все погребения располагаются на возвышенных местах в виде холмов, в непосредственной близости от рек и озер на левом берегу. Науке уже известны захоронения на островах, такие как Конский остров, Звенящий остров. Халас – Погор, который находится на острове Малой Оби и много других. В их расположении, как и в расположении Надымского городища, прослеживается тяготение к обособленности. Расположение могильников на берегу реки или же на островах связано с осмыслением рек, как дорог в мир мертвых, по которым и происходило последнее путешествие человека. Из этого следует, что ориентирование костяков и могильников должно быть направленно к низу по течению реки, где в устье ее, по поверьям, и находилась страна предков, мыслимая как общее кладбище, причем главным ориентиром была Обь, а не мелкая река. Это и объясняет, почему для этой цели был выбран именно этот остров. Из - за своей культовой направленности на северо-восток.

2. Археологическая коллекция.

Археологами было выявлено, что постройками было занята площадь более 620 квадратных метров планировочная организация, которой включала 3 функциональные зоны «хозяйственно бытового» назначения, «жилую» и «производственную» .

Перед входом в городище была насыпана площадка, на которой осуществлялись различного рода обрядовые действия, приготовление пищи и другое не специфическое производство. При строительстве «жилой» части городища, в грунт вертикально вмораживались столбы, а промежутки между ними заполняли ветвями, стволами кустарников, которые были, как бы переплетены между собой.

Все сооружение было накрыто единой кровлей, выполненной из досок, покрытой слоем дерна, назначение которого было двоякое: для гидроизоляции и маскировки .

Внутри все сооружение было разделено на четыре квартала улицами, которые перпендикулярно пересекались между собой. Сами кварталы были отделены друг от друга перегородками. В западной части городища - две «жилых» постройки и помещение, скорее всего предназначенное для содержания животных. Северный квартал состоял из пяти построек, четыре из которых были предназначены для жилья одна для хозяйственных нужд. Постройка южного квартала радикально отличается от предыдущих размерами (занимает практически весь квартал сооружения), и архитектурой. В ее основе- каркасно – столбовая конструкция с дощатыми стенами. Постройка состояла из двух помещений: внутреннего, размером 4х5 метров, с центральным очагом в бревенчатой раме и нарами вдоль стен, и наружного размером 7х8 метров, расположенного по периметру внутреннего.

Восточный квартал городища и половина юго-восточной части памятника смыты водами протоки. На территории сохранившейся юго – восточной части постройки 17 – 18 веков уничтожены пожаром, поэтому реконструировать их архитектуру и планировку сложно. Судя по набору артефактов, здесь размещались различные производственные помещения, связанные с металлургией и металлообработкой.

Искусственно отсыпанная площадка также служила для проведения поминальных обрядов. Например, у салымских хантов было принято устраивать поминки на кладбище сразу после похорон. Пили и ели, а то, что не съедали, оставляли у покойника на могиле. При этом разводили костер, который являлся обязательным атрибутом церемонии. Затем в течение 4 -5 лет кладбище посещалось регулярно.

Загробное существование тесно связано с кладбищем, которое считается поселком мертвых. Намогильные сооружения или как их еще называют – жилища, у многих народов Сибири, в большинстве случаев, напоминали дома живых людей. Существовало поверье, что после смерти человек продолжает жить. В доказательство этому, существует былина о двух охотниках, заночевавших в дороге, один из них выбрал для ночлега заброшенный дом, а второй – кладбище. В результате первого съел чёрт, а второй не только остался цел, но и наблюдал, как живут мертвые. Ночью у них день, происходят беседы, мать кормит капризничающего ребенка Строительство жилищ позволяло осуществить одну из трех основных целей погребального обряда; проявить заботу об умершем, обеспечить возрождение его души, с этой же целью его снабжали всем, что необходимо было для продолжения жизни и не в потустороннем мире, а на земле. На Надымском городище было найдено множество вещей, которые по представлению людей, могли понадобиться умершему. Это - инструменты, предметы, связанные с женским рукоделием, кухонная утварь, изделия из бересты, гребни и другое. Также найдено множество предметов носящих культовый характер - топоры, наконечники стрел, ножи, антропоморфные куклы- идолы, деревянные фигурки животных и другое .

Следующая задача состояла в предотвращении вреда от умершего живым людям. Для этого и использовался дерн, которым был обложен весь погребальный комплекс и береста, покрывающая крышу. Это связано с представлениями о горизонтальном и вертикальном устройстве вселенной. Для того чтобы считать человека отправленным в другой мир, достаточно было снять верхний пласт земли, так как роль границы между двумя мирами выполняла моховая прослойка. Берестяные покрытия и подстилки также выполняли роль прослоек - разграничителей, усиливавших действие так называемых преград, мешающим покойным покинуть свою могилу. Существует легенда о том, что береста служит границей между миром живых людей и духов.

Обжигание земли перед захоронением, сбрасывание погребального костра в могилу характерно для многих могильников.

В описаниях большинства изученных захоронений говорится о том, что мужчины, женщины и дети похоронены раздельно, причем мужчин хоронили в южной части, а женщин в северной.

Интересна, найденная в разные периоды времени, коллекция фигурок животных, выполненных из дерева. Ученые сделали предположение, что это древняя игра, подобная игре под названием «Тосъчер - вой» (смотрите приложение IХ). Стоит отметить, что они были обнаружены во всех культурных слоях городища, начиная со слоев 11 века. Но я думаю, что, вряд ли, кто – нибудь играл этими фигурками, так как все зооморфные фигурки, во все времена, начиная с начала тысячелетия, использовались, как родовой знак и в последующем имели назначение вместилища души умершего. После похорон их хранили в специальных местах, а затем по истечению определенного времени, относили на кладбище.

В различных местах городища было обнаружено огромное количество останков птиц, млекопитающих и рыб, что говорит о характере жизни и деятельности жителей. Например, можно смело говорить о том, что же входило в рацион питания: куропатки (кости которой наиболее часто встречаются), зайцы, олени, лоси и, естественно, рыба, значение которой просто неоценимо. Были найдены кости пушных зверей: песца, лисицы, соболя и так далее. Также были обнаружены фрагменты и детали различных ловушек на пушного зверя. И это доказывает тот факт, что кладбище посещалось регулярно, люди справляли поминки, оставляли остатки еды, да и просто приносили подношения умершим, чтобы задобрить их. Это происходило на протяжении многих лет, за которое и накопилось столь приличное количество костей.

Был найден уникальный «клад оружия» состоящий более из пятидесяти клинков и фрагментов боевых ножей и сабель. Вероятней всего, что представители рода, захороненные на этом месте, состояли на службе у какого – нибудь местного князя, являясь его личной дружиной. В наше время восточный квартал городища и половина юго-восточной части постройки 17-18 веков смыты водами протоки, либо уничтожены пожаром. Как раз в этом месте, по предположению В. Евдокимова, находился участок, на котором производилось захоронение мужчин.

Вообще же коренные жители крайне неохотно говорят об этом месте. Оно считается дурным, проклятым. В прошлом году членам археологической экспедиции пришлось немало потрудиться, чтобы разузнать одно предание, связанное с городком. Звучит оно примерно так:

« После великой беды, пришедший в поселение – голода, уцелело в нем три человека: женщина, мальчик и старик. Дед хотел съесть ребенка, однако женщина не позволила ему этого. Через некоторое время она сама стала жертвой обезумевшего от голода старика. Но и он после ее смерти прожил недолго. Оставшись совершенно один, мальчик по воде добрался до поселения на месте теперешней Ныды, где и остался жить, позже став основателем рода Салиндер».

И хотя в этом предании, как и в каждой легенде, много, как говорится, слабых мест, оно не противоречит данным из « Истории Сибири» Герарда Миллера, согласно которым в районе южного квартала в слое перекрытия и внутри помещения были обнаружены останки не менее 11 человек (женщины и дети). Эта находка в определенной степени подтверждает его информацию о постигшем населении городка голоде, в результате которого часть населения вымерла, а часть бежала в Обдорск.

Ведь казалось рядом река, где и сегодня немало рыбы, а тогда уж, надо полагать, она и вовсе водилась в изобилии. Кроме того, у живущих была возможность охотиться в окрестных лесах: дичи – то тоже было немало

Согласно Миллеру именно этих возможностей у надымчан периода позднего средневековья как раз и не было. После очередного набега немирных самоедов ненцев – на Обдорск, русские казаки установили в качестве своеобразного блокпоста Надымский городок, где поселили ясачных остяков - несколько семей народности ханты, они вносили в казну регулярный ясак. Так вот именно их национальная принадлежность, согласно Миллеру, и стала причиной голода: местное население не позволяло им ловить рыбу и охотиться в здешних местах. Начался мор, ослабевшие и голодные люди не в силах были даже похоронить умерших. Их складывали на крыши домов, подальше от голодных собак и песцов. Однако, это всего лишь предположение.

Значит, все - таки не исключается, что причиной смерти населения могло быть и убийство, и какая – либо эпидемия? Но если говорить о последнем, то, вероятно, для членов экспедиции не исключена опасность заражения инфекции, ведь есть примеры того, что возбудители той или иной болезни могут в течение веков «дремать» в грунте. Естественно, соблюдаются все необходимые нормы и требования в организации раскопок и хранении находок.

В первой трети 17 века сформировался многоязычный альянс, объединявший представителей разных этносов, выполнявший разные хозяйственные функции в пределах одной обширной территории. Пяки обеспечивали изготовление холодного оружия,

Карачеи транспорт, остяки - товарообмен. Именно эти факты стали основой военного превосходства вождей Надыма, что дало им возможность объединить население всей Низовой стороны, а именно побережья Обской и Тазовой губы, бассейны рек Надым, Пур и верховья Казыма. Объединение этих территорий в Большую Карачею в конце первой трети 17 века позволило начать сопротивление русской колонизации. Большие военные отряды «Карачейской самояди» численностью до 400 человек до начала 18 века осуществляли грабительские набеги не только на туземные поселения, но и на русские поселения и на русские города и остроги.

Не исключено, что именно после такого набега городок прекратил свое существование. По крайней мере, мотив для такого поступка мог быть – неполноправное положение остяков. В любом случае, остяков не было в городке в момент его захвата. В городке были только семья и родственники вождя. Осаждавшие сломили сопротивление пожилого мужчины и нескольких подростков, убили их и остальных – женщин и детей. После этого события Надымский городок в прямом смысле стал некрополем. По этой причине никто больше не стал селиться на этом месте. Лишь через несколько лет, около 1750 года, остяки вернулись в низовья Надыма и основали новый городок под тем же названием. Этими остяками, скорее всего, были прежние жители городка.

3. Исторические сведения.

Первое подробное описание Надымского городка и места его расположения содержится в путевых дневниках Г. Ф. Миллера от 1740 года. В этих дневниках он подробно описывает место нахождения городка и причины исчезновения жителей этого городка.

3 июля 1916 года на руинах Надымского городка побывал сотрудник Тобольского губернского музея Г. М. Дмитриев – Садовников. Он пишет: «Надымское городище представляет собой возвышенный, до 5 сажень, холм. Середину его, по направлению протоки, просекает ясно видная, хотя и заросшая, траншея – улица, проход. По бокам ее – ямы землянок с останками частью хорошо сохранившихся бревен и досок от строений. Ямы квадратной формы, от 10 до 12 шагов. Остатки бревен хорошо сохранились в третьей, самой большой яме. Бревна частью горелые, частью начавшие трухнуть. Со стороны мыса еще кое – где сохранились останки частокола из колотых бревен, концы коих, находящиеся в земле, заострены».

В 1976 году Надымский городок был обследован ленинградским археологом Л. П. Хлобыстиным. В отчете о проведенных работах он пишет следующее: « В образовавшемся обрыве видны два горизонта срубных строений. В результате дендрохронологического анализа, проведенного С. Г. Шиятовым, установлено, что строения относятся к концу 17 века, причем деревья, использованные для постройки нижнего горизонта северной части городища, срублены на 17 лет раньше деревьев, из которых строился дом верхнего горизонта в южной части городища. Западный край городища уничтожается подземным пожаром. На осыпи подмытой части городища и в воде найдено много изделий из дерева. На южном краю городища, на месте пожарища было найдено 15 железных сабель, лежавших плотной кучей».

Описание находок, привезенных Л. П. Хололыстиным, и свои предположения об этнической принадлежности и занятиях населения городка сделала Г. Н. Грачева. На основании «облика поселения» и найденных предметов, исследователь делает вывод о принадлежности его, скорее всего хантам и предполагает, что городище было «одним из опорных поселений этого княжества для борьбы с русскими и ненцами».

В 1998 году экспедицией Центра историко – культурного населения Нефтеюганского района проводится комплексные исследования памятника (смотрите приложение Х). Изучены остатки сооружения и культурные слои 17 – первой трети 18 веков (1999, 2000, 2001, 2002). На основании материалов комплексных исследований – археологических, историко – архивных, этнологических и антропологических, получены данные, позволяющие реконструировать историю возникновения городища, этнический состав его населения и исторические события, связанные с его функционированием.

На современном этапе исследования этническая история населения Надымского городка и низовий реки Надым до конца не изучена, так как раскопки продолжаются и на сегодняшний момент.

II. Заключение.

Многие десятилетия археологи рассуждают о том: «Станут ли раскапывать археологические памятники». Ведь в результате раскопок археологический объект разрушается. Вследствие этого исчезает возможность получения новых информаций. Надымское городище может быть уничтожено природными факторами. Мы должны его сохранить для истории края. Ведь его раскопки могут также реконструировать историю культуры этой территории .

Археологическая коллекция, представленная в краеведческом музее города Надыма, наглядно демонстрирует факт появления людей на этом месте не менее тысячи лет тому назад.

На сегодняшний день существует очень много разных предположений о Надымском городище. Но ни одно из них не может считаться точным, так как раскопки еще не закончились. Но одно известно точно, памятник является важным объектом для комплексного исследования всех сторон жизнедеятельности аборигенного населения. Надымское городище предоставляет интереснейший материал для палеоэкологических исследований.

Первая часть моего исследования завершена. В ближайшее время я хочу осуществить свою мечту: на летних каникулах поехать в Надымское городище. А после, доказать или опровергнуть свою гипотезу: Надымское городище – это поселение или пристанище мертвых.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)