Спорт  ->  Летние виды спорта  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Топонимика сел и деревень, рек,озер и гор Республики Башкортостан

Каждый человек постоянно встречается с географическими названиями. Не случайно известный специалист в области топонимики Э. М. Мурзаев пишет: «Невозможно представить себе жизнь современного общества без географических названий. Они повсеместно и всегда сопровождают наше мышление с раннего детства. Всё на земле имеет свой адрес, и этот адрес начинается с места рождения человека.

Топонимика - очень молодая наука, изучающая географические названия. Слово

«топонимика» образовано от двух греческих слов: topos – место, местность и onoma – имя.

Если поглядеть на географическую карту, то можно увидеть, что она вся испещрена названиями стран, морей, островов, рек, озёр, городов, сёл. И это только малая часть существующих топонимов. Свои имена имеют и очень мелкие объекты. Такие названия, как правило, не зафиксированы в географических справочниках и редко встречаются в письменных документах, их хорошо знают лишь местные жители. Но в каждом селе можно записать, обычно, десятки таких названий. Изучение же названий мелких объектов и является предметом микротопонимики – особого раздела топонимики, делающей пока первые шаги.

Более 300 лет прошло с момента возникновения Ишимбайских сел и деревень. Как жил мой район в течение этого времени? На этот вопрос практически не найдешь ответа в справочниках. Поэтому я задалась целью узнать, что могут рассказать мне местные топонимы о жизни моих предков, о тех, кто осваивал землю, на которой я живу.

Тема. Выбор темы исследовательской работы «Топонимика сел и деревень, рек,озер и гор Ишимбайского района» непосредственно связан с моим личным интересом к истории района.

Актуальность. В последнее время довольно остро поставлен вопрос о формировании у подрастающего поколения чувства любви к своей Родине. И изучение истории родного края поможет в этом.

Цель. На основе подбора, систематизации и обобщения имеющихся источников восстановить историю сел и деревень, рек и озер Ишимбайского района, выявить элементы исторического опыта.

Задачи:

- изучить историю возникновения и существования сел и деревень, рек и озер Ишимбайского района;

- выявить возможность использования исторического опыта в современных условиях.

Методы работы: поисковый, статистический, описательный.

Глава I. Топонимика сел и деревень Ишимбайского района.

Населенные пункты района в прошлом возникли на территории Юрматынской, Герей - Кипчакской волости. Племя юрматы в XIII – XIV вв. кочевало западнее современной территории, в междуречье верховье рек Зай и Шешма, в лесостепном районе водораздела Бугульминской возвышенности. В конце XV в. разыгралась междуусобная борьба среднеазиатского правителя Тимура с ханом Золотой Орды Токтамышем, и юрматынцы покинули эти земли и переправились через р. Каму. В начале XV в. они вновь переселились «в юрты дедов, на р. Зай и Шешма». Затем юрматынцы были подчинены ногайским мурзам. Основная масса навсегда оставила свои старинные кочевья и, двигаясь на юго-восток, закрепилась по правому берегу р. Агидель после ухода ногайцев.

О происхождении племен юрматы существует несколько гипотез. Одна их них утверждает, что юраматынцы – это угры, т. е древние мадьяры (венгры),которые в XIII –XIV вв. подверглись тюркизации. Другая гипотеза довольно убедительная аргументированная (соседство с булгарами, происхождение этнонима «юрматы» на базе булгарочувашского языка), гласит, юрматынцы в своей основе – древние трюки, пережившие этап этнического общения и смешения с уграми – предками венгров. Средневековые юрматынцы – это угризированные трюки, вместе с булгарами переселившиеся из Приазовья на Волгу.

Вслед за принятием русского подданства юрматынцы (1609 г. ) получили жалованную грамоту от царя Михаила Федоровича Романова – родоначальника царской династии Романовых. Эти земли были разделены между 4 тюбами и родами, члены которых Татигас, Азнай, Ильсек – Тимер, Карыш ездили за грамотой в Москву. Территория, расположенная в бассейне р. Ашкадар до устья р. Нугуш, досталась бию Татигасу, т. е. племенному вождю, вторая доля земли по бассейну р. Тор до горы Тора–Тау – старосте Азнаю; третья доля по речкам Стерля, Куганка,Селяук попала мурзе Ильсек-Тимеру; четвертая часть земли юрматынцев по речкам Зиган, Каламан, Шешеняк выпала по жребию мурзе Кармышу. Они «после раздела этих земель и жеребьевки договорились слова не нарушать, силу (друг к другу) не применять, жить в мире». Написав о разделении между собой этих земель, «закрепили в Московской (ясачной книге) мир». Всех юрматынцев в начале XVII в. было 300 домов.

Кроме названных 4 родов ( татигас, кармыш или макар, азнай, ильсектимер) были и другие роды юрматынцев: тельтим, образовавшийся в XVII в. , ногай-юрматы, мишир-юрматы.

Названия башкирских деревень своим происхождением не уходят глубь истории. Им по 200 -250 лет. Это объясняется тем, что в ходе подавления башкирских восстаний 30-х годов XVIII в. уничтожались жилища в деревни повстанцев. На их местах возникли новые, но с новыми именами.

Деревня Кусяпкулово.

Название свое деревня получила от первопоселенца, старшины Юрматинской волости, пугачевца Кусяпкула Азятева. Данный населенный пункт вошел в историю тем, что в горе Кызыл-Яр, близ деревни Кусяпкулово, академик И. И. Лепехин открыл в пластах каменного угля источник нефти, послуживший началу образования города Ишимбай.

Деревня Яр-Бишкадак.

В конце 18 века деревня называлась Смаково. В начале следующего столетия-Бишкадак-Смаково. Бишкадак-это подразделение Тельтим Юрматинской волости. Перевод названия Яр-«берег» (в данном случае реки Агидель).

Деревня Урман-Бишкадак.

В 18-19 веках деревня носила название Кунзакаево в честь первопоселенца Байгужи Кунзакаева , который жил в 1758-1822г. г.

Деревня Карайган.

Поселение Акчулпановской тюбы образованно в конце 18 века. Оно названо по имени поверенного вотченников Тельтим Юрматынской волости сотника Карайгана Явгильдина, участвовавшего в продаже земель мордвинам.

Деревня Ахмерово.

Принадлежала 12-й юрте Ильчектимировской тюбы Тельтим Юрматинской волости при речке Селеук. Сын основателя деревни- Аккускар Ахмеров- жил в 1754-1818 годах.

Деревня Канакай.

По рассказам Алтынтимир-бабая десятое поколение основателей деревни состояло из четырех братьев: Канакая, Елимбета, Килембета и Тимера. В одном из столкновений между ногайцами и башкирами у горы Тора-тау погибли братья Канакай и Елимбет. Долго скрывался в лесах Тимер. Позже он основал деревню и назвал ее в честь братьев Канакай и Елимбет. До упразднения кантонной системы деревня так и значилась под двумя названиями. Позже одно из названий утратилось, и деревня стала называться Канакай.

Вот уже несколько веков рядом с коренными жителями Ишимбайского района проживают русские. Первое русское селение появилось 240 лет назад в связи со строительством и началом работ медеплавильного завода в верховьях реки Тор. Поэтому и называется это село Верхотор.

Другое русское село, возникшее на территории Ишимбайского района – село Петровское.

Как говорят старые люди, первые русские поселенцы в эти места приехали из центральных районов России в последние годы царствования Екатерины II и Павла I. Не случайно, наверное, окружающие Петровское деревни, возникшие одновременно, именуются – Екатериновка и Павловка.

Село Петровское возникло на месте небольшого тептярского поселения. Назывался населённый пункт Танатаровка, что в переводе с башкирского языка означает «рассвет».

Первое письменное упоминание о селе Петровском относится к 1786 году. В Башкирском государственном архиве сохранилась купчая, в которой говорится, что в феврале 1786 года работник канцелярии Мурзин продал генерал-провнатмейстеру Ивану Афанасьевичу Кошелеву всю прилегающую к селу землю за 800 рублей, которые достались ему после Сибяка и Косая и их дедов. Но вот однажды приехал в эти места помещик Пётр Киндяков. Захотел купить он эту землю. Имеется ещё одна купчая, которая датируется 28 ноября 1791 года. Из неё можно узнать, что Кошелев продаёт помещику Киндякову Петру Афанасьевичу Танатаровку с населением 19 дворов за 7500 рублей. Указывается и другое название деревни – Мрясово или Мраково. В купчей перечислены земли между реками Шига и Шида. Не хотелось башкирскому населению покидать родных обжитых мест, но побоялись перечить властям, и ушли они в горы в сторону Макарово и Кулгунино. Привёз помещик в Танатаровку несколько семей крепостных крестьян. Их силами построил барские хоромы там, где сейчас улица Почтовая. Так, на гужевом тракте Белорецк-Стерлитамак, на берегу мелководной речушки Шига, и возникла деревушка с барской усадьбой на самом видном месте. С приездом в наши края помещика Киндякова П. А. деревня стала называться Киндяково. Местные власти давно подумывали о том, чтобы построить здесь церковь, которая являлась бы приходом для русских жителей окрестных деревень. В1826 году церковь была построена в честь святых Петра и Павла. С тех пор Киндяково называется Петровское.

История русской деревни Тимашевка тесно связана с историей России. После 1861 года, когда вышел указ об отмене крепостного права, большое количество вольных крестьян отправилось в поисках свободных богатых земель. По одной из версий, первыми поселенцами были староверы, гонимые церковью. Отсюда и воспоминания о монашеском ските, который существовал до тех пор, пока не умерли все монашки, и воспоминания об образованном старце Анании, который жил в барском лесу и к которому для обучения водили своих детей крестьяне, расплачиваясь с ним яйцами и молоком.

По другой версии, первые поселенцы были из Вятской губернии. Селились люди на возвышенных местах, вблизи родников, которые практически пронизывали всю местность. Из-за множества родников, топей и болот передвигаться было очень сложно. Поэтому дороги делали бревенчатые. Для того чтобы можно было заниматься земледелием и разведением скота, поселенцы вынуждены были раскорчёвывать леса. Пришлые люди много трудились. Жили тем, что изготавливали дуги, телеги и продавали их в соседние сёла.

На новых поселенцев обратил внимание барин Тимашев, который имел земли в этих местах. Приезда барина ждали с нетерпением, так как он давал возможность крестьянам заработать: 4 дня на барина и один день на себя. Мужчинам барин платил по 50 копеек, женщинам и старикам- по 30 копеек, а детям -по 10 копеек. Барин пользовался большим уважением у местного населения за свою справедливость. К нему шли с жалобами, прошениями, спорами. И после разговора с ним обе стороны оставались довольны. С тех пор деревня стала называться Тимашевкой.

Деревня Салих расположена у подножия величавой горы Бергельдяк, богатой камнями, возле мечтательной, лирической реки Селеук.

Существует легенда об этой реке.

Было это очень давно. Ехал на коне молодой батыр Ук. Добрался он до берегов незнакомой реки и пустил коня пастись на лугу, а сам стоял и любовался красотой реки. Вдруг он заметил, что вода в реке стала переливаться разноцветными красками. Подошёл батыр поближе. Что за диво? На берегу реки сидела водяная девушка невиданной красоты и, распустив свои длинные волосы, расчёсывала их золотым гребнем. Ук с первого взгляда полюбил девушку и сказал:

-По звёздам путь определяя, я к тебе скакал, красавица. Назови имя своё. Стань моей женой, и будем мы жить в счастье и согласии.

-Меня зовут Селе. Я дочь Урала. Я согласна быть твоей женой, но при одном условии: ты будешь жить со мной на дне реки.

Ук согласился. И они погрузились на дно реки. Прошло несколько лет. Ук и Селе были счастливы. Лишь одно омрачало их радость: Ук стал тосковать по земной жизни, по солнцу, по синему небу.

-Что, милый, ты грустен? – спросила Селе.

-Тоскую по родине,- ответил Ук.

Селе захотелось помочь Уку, и она подарила ему волшебное зеркало. Взглянул Батыр в зеркало и видит: на вершине горы стоит его белый конь, ждёт своего хозяина. Ведение это переполнило его душу смятением, ещё острее стала его тоска. Увидела это Селе и решила идти с Уком на его родную землю.

Вышли они на берег безымянной реки, что протекала у подножья гор Урала. И стали там жить. И жили долго и счастливо. А люди в честь их большой любви назвали эту реку Селеуком. Много веков назад на месте деревни были поселения. Об этом свидетельствуют археологические раскопки 1949 года. Раскопки, датируемые 500г. г. до н. э. подтверждают, что в этих местах обитали племена сарматов. Ближе к роднику были найдены монеты 18 века.

К Азнаевой тюбе относилась деревня Салихово.

Так в историческом романе «Карасакал» Б. Рафикова упоминается жайлау (йэйлау) птицелова по имени Салих.

Деревня Биксян.

Основатель деревни Биксян Якупов участвовал в продаже вотчинских земель Юрматынской волости заводчице Дарье Пашковой.

Деревня Сайран названа в честь старшины Юрматинской волости, участника пугачевского восстания Сайрана Саитова. Первоначально это было поселение азнаевцев, и до 1773 года деревня называлась Муталланово.

Деревня Ишеево.

Мнения историков о происхождении села Ишеево расходятся. Но точно можно сказать, что оно образовалось до 1800 года, ему более 200 лет. Более реальная версия такова: в 1700 году в наши края прибыл князь Умраз Ишеев, чтобы купить земли. Он поселился в деревне Казаш. Но князя и его братьев выгнали, и они были вынуждены покинуть деревню и поселиться здесь со своими семьями, став первопоселенцами этих земель. Поэтому деревня названа в честь Ишеевых.

Глава II. Топонимика рек, озер и гор Ишимбайского района.

Близ деревни Ишеево находится цепь Уральских гор.

Каждая гора имеет свое название: Девичья гора, ущелье Александра, Оскон- тау, Кызыл – таш. За Девичьей горой находится ущелье Александра. До настоящего времени в этом месте сохранились камни от фундамента барского дома. В самой горе есть пещера Шигап, которою назвали в честь бунтаря, который скрывался там от баев. А рядом находится цепь озер, которые получили название Кырк-куль (то есть «сорок озер»). Дальше есть глубоководное озеро Эйек- куль. По преданию оно связано с озером Тугар- Салган подземной рекой. В народе говорят, что когда-то человек, утонувший вместе с санями в этом озере, выплыл в озере Эйек- куль.

Нет такой реки, нет такой горы, про которую не было бы сложено легенд или песен.

Словно сказочные великанши, убеленные сединами, стоят одинокие горы Шиханы на страже мира и спокойствия нашей земли. Множество легенд дошло до нас, вот одна из них.

Легенда о Шиханах.

У седого Урала была дочь- красавица Агидель, улыбчивая, ясноглазая девушка, гибкая, стройная, с длинными косами и умелыми руками. Все джигиты влюблялись в неё с первого взгляда и с той минуты начинали петь грустные-грустные песни. Но никто из них не мог завоевать её сердца. Больше всего на свете Агидель любила свободу и поклялась никому не отдавать своего сердца.

Услышал о том молодой Шах, правитель маленького и храброго народа, оседлал лучшего коня и примчался в аул, где жила Агидель. Красив был молодой Шах, чернобров, черноус. Оружие его было отделано серебром и золотом, а на плече его, крепко вцепившись в ткань бешмета, сидел охотничий сокол.

Смутилась красавица Агидель, увидев статного Шаха, а он высокомерно улыбался. Шах привык, что все всегда подчинялись его воле. Но не понравилось это джигитам аула, где жила Агидель. Один из них самый смелый, самый влюблённый, выхватил острую кривую саблю и бросился на Шаха. Закипела схватка. Но не поддержали друзья отчаянного джигита, и жестоко расправился с ним молодой Шах: набросил на него аркан и, красуясь на коне, протащил несчастного по пыльной улице. Видела это Агидель, и гордое сердце её вспыхнуло к жестокому Шаху.

- Не приходи больше,- сказала она ему, – когда у всех вокруг горе, я не могу быть счастливой.

- Какое нам до всех дело! – ответил Шах. – Я люблю тебя, и счастье будет полной чашей у нас, двоих.

- Нет! – сказала красавица. - Счастье двоих возможно лишь тогда, когда счастливы все, весь народ.

- Ха-ха! – засмеялся Шах. Смеялся он долго, стирая выступившие слёзы в уголках глаз. Потом, лихо свистнув, перекинул Агидель через седло и помчался во весь опор к своему шахскому шатру. Агидель сумела вырваться из его крепких рук и убежать. Бешено стучали копыта коня, белые хлопья пены слетали с его морды, но Агидель было трудно догнать. Тогда Шах решил подкараулить её. Однако она увёртывалась то влево, то вправо, и опять Шах не сумел её поймать. После сумасшедшей скачки конь внезапно захрипел и пал. Загородив дорогу Агидели, Шах торжествовал. И тогда девушка закричала:

- Отец, спаси меня!

- Никто тебя не спасёт!- зло засмеялся Шах. – А вот за любимого коня ты у меня получишь.

И он хлестнул девушку камчой. Но встал вдали старик Урал, сдвинув седые брови, закряхтел сердито. И превратилась Агидель в прекрасную реку. Побежал за ней Шах, но разве её удержишь? Тогда упал он перед ней, надеясь своим телом загородить ей путь. Но протекла мимо прекрасная Агидель. В отчаянии Шах сорвал с плеча сокола и бросил его вдогонку девушки. Сокол раскинул крылья на пути Агидель, но и это не помогло.

- Вернись, Агидель! – закричал тоске Шах. Он понял, что не сможет без неё жить. Но та словно и не слышала его. Тогда Шах вырвал своё сердце и бросил его под ноги Агидель. На миг остановилась Агидель, прикоснулась к горячему сердцу, обежала его вокруг, но уже не смогла остановиться. Ведь она стала речкой. Унеслась, уплыла она к старшей сестре своей Каме, а та отвела её к матери Волге.

И стоят с тех пор на том месте, где Шах хотел остановить Агидель, четыре шихана: Сердце-гора, Птица-гора, Шах-тау и Шихан, похожий на задранную верх морду коня. Жаль, имени коня никто не знает. Может, действительно всё так и было

В королевских чертогах Белой

В башкирской мифологии самый могучий богатырь -Урал-батыр. Однажды в жестокой схватке с драконом – андахой он добыл живую воду из родника бессмертия. Он мог бы выпить ее сам, чтобы обрести вечную жизнь, но Урал-батыр разбрызгал эту воду вокруг, даровав бессмертие природе. А когда он умер, люди насыпали над его могилой высокий курган, от которого и образовались Уральские горы.

У Батыра, по древнему сказанию, было много прекрасных сыновей и дочерей. Старшая дочь была похожа на отца - мужественная, сильная, волевая. Урал-батыр назвал ее Иделью и, когда пришла пора, выдал замуж за чужеземного батыра Валдая.

Иделью тюркоязычные народы называли в старину Волгу. Позвольте, какое отношение имеет Волга к Уралу ? Где она течет сегодня, где ее начало и конец, знает каждый. Но не каждый поверит, что когда-то исток Волги действительно находился на склонах Урала, лишь в Жигулевских воротах древнее русло великой реки примерно совпадало с настоящим. Версия об этом подтверждается современными геологическими исследованиями.

Младшую, самую любимую дочь Агидель ,Урал-батыр оставил при себе. Доверчивая и простая, баловница и шалунья – светлоглазая Агидель была его радостью и утешением. Она так и осталась жить в отцовском доме за длинной стеной хребта Урал-тау. Живая вода из родника бессмертия перемешалась с ее водой и река бежит, струится, плещется, оставаясь такой же светлоглазой и юной, как и тысячелетия назад. Река Белая называется так не случайно – вода в ней очень светлая.

У башкир "Агидель" - Белая река, сформирована от понятий "север" - "черный" (на севере солнца нет и небо всегда темное), а "юг" - "светлый", "белый". Река Агидель течет с юга на север, потому и звалась белой.

Есть мнение, что название река получила из-за большого количества мела в воде, из-за чего вода выглядит белесой.

Если собрать все передаваемые из поколения в поколение народные предания об озере Тугар-Салган, расположенном у подножия горы Тора-тау, можно написать книгу. Одна из башкирских легенд объясняет смысл названия озера.

Легенда об озере Тугар-Салган.

Давным-давно жил в наших краях джигит. Как-то раз встретил он на берегу озера красавицу русалку. Джигит и русалка полюбили друг друга. Однажды красавица пригласила его в гости к своему отцу подводному падишаху. Влюбленные опустились на дно и попали в подводное царство. Была сыграна веселая свадьба, но вскоре парень заскучал о доме. Заметил это подводный падишах и решил отпустить молодых с богатым приданым на землю, поставив перед ними условие: при выходе из воды ни при каком шуме и грохоте не оборачиваться назад. Поднимаясь на поверхность озера, молодые услышали шум и грохот. Стало любопытно джигиту, что же происходит за его спиной, оглянулся он и увидел табун прекрасных лошадей. Как только взгляд его коснулся их, те, что не успели подняться на поверхность, в мгновение ушли под воду и исчезли навсегда. Люди назвали озеро, на котором по преданию все это произошло, Тугар- Салган, что значит «обернулся и потерял».

Выводы.

В результате краеведческой исследовательской работы было выявлено и прокомментировано названия 14 деревень и 2 сел.

Мы пришли к следующим выводам:

1. Топонимика сел и деревень, рек, гор и озер отражает историю Ишимбайского района.

2. Названия многих сел и деревень связаны с именами коренных жителей.

3. Названия каждой деревни и каждого села очень много значат для всех жителей Ишимбайского района, так как в них продолжает жить память о близких и великих людях, о дорогих сердцу местах, о величии малой Родины.

4. Топонимы рек, озер и гор отражают фольклорные традиции башкирского народа.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)