СМИ  ->  Новости  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

История и значение имени Екатерина

С давних времен люди заметили, что имя влияет на судьбу человека, играет определенную роль в становлении его характера. Зная имя, можно судить о происхождении, национальности и даже предположить особенности характера человека.

Заинтересовавшись толкованиями имен, мы задались вопросом: является ли имя определяющим в поведении человека, выборе им профессии, увлечений, влияет ли имя на способности человека, его отношения с другими людьми, что объединяет тёзок – людей с одинаковыми именами.

Значение имени человека изучается в астрологии, нумерологии, психологии и других науках. Так, ономастика – наука, которая изучает происхождение имен с самых истоков человечества. При рассмотрении каждого имени учитывается не только созвучность букв, но и то, в какую эпоху появилось имя. Так же интересен географический, культурологический, литературоведческий аспект происхождения имени. Ономастика изучает традиции народа, среди которого появилось то или иное имя.

У некоторых народов имя, которое человек получал при рождении, в определенный момент жизни менялось на другое. Например, в Китае ребенок при рождении получал детское, домашнее имя, когда начинал учиться - школьное, а при достижении совершеннолетия - взрослое. При пострижении в монахи или вступлении в тайное общество старое имя тоже заменялось новым. По древним поверьям, личность человека настолько тесно связана с именем, что смена имени равнозначна смене личности. Меняя имя, человек перерождается. Очень часто такой обычай использовался как один из способов избавления от недугов: чтобы выздороветь, нужно было переименоваться. Прежний человек умирает вместе с именем, а значит, болезнь уходит тоже.

Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось как примета, по которой человека выделяли из рода или семьи. Человек характеризовался по внешности (Косой, Рябой, Кудряш); по моральным качествам (Добр, Умник, Горд, Молчун); по положению в семье (Первый, Друтан, Меньшак); по роду занятий (Кожемяка, Воин). В Древней Руси верили, что вместе с именем человеку передаются и те свойства, которые заключены в лексическом значении. Считалось, что не следует сообщать своего имени незнакомому человеку, чтобы не оказаться под влиянием его колдовства.

В толковании имени принято выделять несколько позиций.

1. Национальная характеристика

Имя непосредственно связано с национальностью. Получая имя своего народа, ребенок невольно начинает причислять себя к его истории и характеру. С другой стороны, существуют и интернациональные имена, которые дают малышу большую свободу в национальном самоопределении. Они имеют некоторое объединяющее значение, то есть человеку с таким именем легче чувствовать себя «гражданином мира».

2. Исторические корни

У каждого имени есть свой социальный образ и характер. Узнавая историю человечества и своей страны, читая романы и учебники, ребенок невольно обращает внимание на тезок. Какими они были? Что сделали? Чем запомнились они потомкам? Он встречает в них те черты, которые свойственны или желанны ему самому, и тем самым как бы получает поддержку из прошлого: «Да, ты можешь быть таким смелым, великим, мудрым, находчивым, справедливым!»

3. Значение

В приключенческих романах об индейцах мы часто встречаем имена - «Острый Глаз», «Утренняя Заря». Значение такие имен очевидно, но среди современных имен таких не встретишь. Однако, все наши имена произошли от слов, имеющих свое значение. Какие-то из них утратили непосредственную вязь с изначальным смыслом. Например, не прочитав в справочнике, что Алексей — это «защитник», а Петр — «камень», вы вряд ли об этом догадаетесь. Некоторые имена, напротив, обозначают вполне современные понятия – Вера, Виктория, Света.

4. Звуковая характеристика

Психолог Дейл Карнеги говорил, что нет ничего приятнее для человеческого уха, чем когда его называют по имени. Звуки имени и их сочетание имеют собственную эмоциональную окраску и вызывают у нас определенные образы. Звуки имени звучат как мелодия, которая сопровождает человека всю жизнь.

Существует несколько теорий, объясняющих, каким образом имя человека может оказать влияние на его характер. Вот некоторые из них.

Социальная теория.

С социальной точки зрения имя человека представляет собой набор общественно значимой информации о его носителе. Прасковья, Октябрина, Оксана, Гурам, Исаак, Николай. Зная лишь одно имя, мы уже имеем представление о происхождении, национальности, возможном вероисповедании, основных свойствах характера и темперамента человека. Представления эти приблизительно одинаковы у разных людей, что, в свою очередь, определяет отношение к носителю данного имени. Эта закономерность имени была сильнее выражена в прошлом веке, когда имена давали по святцам и за каждым именем стояла история жизни святого с определенными чертами характера, отношением к окружающей действительности. Существующее высказывание «По имени и житие» как раз подтверждает социальную теорию имени.

Эмоциональная теория.

Согласно этой теории, имя человека рассматривается в качестве эмоционального сигнала. Одни имена звучат мягко, ласково и вызывают у окружающих своим звучанием чувство приятного, нежного, возвышенного, другие, наоборот, вызывают неприятные эмоции, заставляют внутренне съежиться, напрячься, похолодеть. Это так называемая «музыка имен». От того, какова она, будет во многом зависеть изначальное отношение окружающих к носителю имени. В дальнейшем это отношение может измениться, но когда неприятно звучащее имя вызывает у тысячи человек однотипную негативную реакцию, то это скажется, конечно же, на особенностях характера человека.

Звуковая теория.

Психофизиологами установлено, что каждый звук родной речи воздействует на определенный участок мозга, а это, в свою очередь, заставляет человека определенным образом реагировать на звуковые сигналы, т. е. вырабатывать формы поведения и черты характера.

Имя представляет собой набор звуков разной высоты и тембра. Разные имена – разные наборы звуков, неодинаковые для мозга звуковые сигналы, разные способы реагирования. У тезок же как раз наоборот: одинаковые наборы звуковых сигналов провоцируют одинаковые реакции. Отсюда становится понятным, почему у тезок такие похожие характеристики.

Ни одна из названных теорий не берется утверждать абсолютное значение имени в формировании характера человека, на характер и на судьбу в целом влияет множество других факторов. Но и отрицать значение имени в судьбе человека тоже нельзя.

В начале века анализом имен в русской транскрипции занимался П. А. Флоренский, пришедший к выводу, что существует тайная и необъяснимая гармония между именем человека и событиями его жизни.

В своей работе мы ставим цель: рассмотреть, как имя влияет на судьбу его обладателей.

Мы предполагаем, что носители одного имени (тезки) будут проявлять похожие черты характера.

Для достижения цели и подтверждения или опровержения гипотезы выдвигаются задачи:

1) Создать галерею имен (тезок), носители которых являются историческими личностями;

2) Изучить биографию исторических личностей-обладателей одного имени;

3) Сопоставить и выделить сходные черты, присущие данному имени.

В качестве исследуемого материал мы взяли имя «Екатерина». Выбор был обоснован тем, что Екатерина – имя автора работы. Следовательно, еще одной задачей исследования можно считать попытку в характере выдающихся личностей найти сходные с собственными черты, тем самым пополнив представление и знание о себе как личности.

В галерею имен вошли исторические личности и знаменитости, жившие в далекие века и наши современницы: Святая Екатерина Александрийская, Екатерина Сиенская, Екатерина Медичи, Екатерина I, Екатерина II, Е. Р. Дашкова, Е. П. Корчагина-Александровская, Е. А. Фурцева, Е. С. Максимова, Е. Шаврина, Е. Андреева, Е. Стриженова, Е. Гордеева, Е. Лычева, Е. Гусева, Е. Климова, Е. Юрьева. Для удобства анализа биографий они были упорядочены в хронологическом порядке.

В ходе работы с литературой и информацией в сети Интернет были изучены биографии представительниц галереи имен.

Святая Екатерина Александрийская до крещения носила имя Досифея. Родилась в Александрии в 287 году. Была обращена в христианство сирийским монахом, крестившим ее под именем Екатерина. По преданию после крещения во сне к ней явился Иисус Христос и вручил ей кольцо, назвав своей невестой.

В период правления императора Максимиана в начале IV века христиане подвергались гонениям и пыткам. Не избежала этой участи и Екатерина. При допросе она публично заявила о своей вере в Иисуса Христа и обвинила императора в язычестве. Приглашенные императором мудрецы со всей империи пытались переубедить её, но святая Екатерина сама обратила их в христианство вместе с несколькими членами императорской семьи и представителями римской аристократии. За такое неповиновение Екатерина была приговорена к жестокой пытке и казни.

По преданию, тело Екатерины было перенесено ангелами на вершину самой высокой горы Синая, теперь носящей её имя. Три века спустя, в середине VI века, монахи монастыря Преображения, построенного императором Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на гору, нашли там останки святой Екатерины, опознали их по кольцу, которое было дано ей Иисусом Христом, и перенесли мощи в церковь. После обретения монахами монастыря Преображения мощей святой Екатерины и распространением её культа монастырь к XI веку приобрёл своё настоящее название — монастырь Святой Екатерины.

Святая Екатерина пострадала за веру, но осталась предана ей. Ее убежденность и верность могут служить примером для подражания.

Святая Екатерина Сиенская – итальянская религиозная деятельница и писательница Средневековья. Занималась активной политической и миротворческой деятельностью. Причислена к лику святых Католической церковью, является одной из самых почитаемых святых женщин в католицизме, признана одной из трёх женщин-Учителей Церкви.

Екатерина была 25 ребенком в семье ремесленника из итальянской провинции Сиены. День рождения Екатерины знаменателен – на день 25 марта 1347 года совпало сразу несколько праздников: Благовещение, Вербное Воскресенье и первый день сиенского Нового года.

Она обладала веселым и деятельным характером. В возрасте семи лет решила посвятить себя служению Христу. В знак верности своим намерениям Екатерина обрезала свои волосы. За непокорство родители заставили её заниматься всей черной работой по дому, но однажды они застали её молящейся. Увидев, как к ней на голову спускается голубь, они поняли, что это знак её предназначения и перестали ей препятствовать.

Екатерина потеряла нескольких братьев и сестёр во время эпидемии чумы, и это развило в ней острое чувство человеческого сострадания. Она посвятила себя каждодневной заботе о больных и бедных, занималась общественными делами, боролась за мир между людьми и за церковные реформы.

Она постоянно ездила по городам Италии, куда её приглашали в качестве оратора и миротворца. Екатерина оказалась первой женщиной, которой впервые за долгое время разрешили проповедовать в церкви, нарушив завет апостола Павла, который запрещал женщинам проповедовать и обращаться к собраниям.

Несмотря на то, что Екатерина долгое время оставалась неграмотной, свои сочинения диктовала ученикам. В одном из них, под названием «Диалоги», Екатерина обращается к богу с четырьмя просьбами. В первой просьбе она обращается за милосердием для Екатерины, просит помочь бога понять себя и его, во второй – просит о милосердии для мира, в третьей – о милосердии для церкви, в четвертой просит провидения для всех. Своей литературной деятельностью Екатерина сумела доказать, что народный итальянский язык также может быть языком богословия, тем самым способствовала превращению своего родного языка в литературный.

В честь Екатерины Сиенской названо множество женских монашеских организаций, в Риме в 1580 году возникло «Братство святой Екатерины», которое впоследствии стало Международным сообществом Святой Екатерины, учреждённым в 1970 году.

Екатерина Медичи – королева и регентша Франции. Полное имя – Екатерина Мария Ромола ди Лоренцо де Медичи. Практически с рождения стала сиротой, о ней заботилась бабушка Альфонсина Орсини и тетя Кларисса Строцци. Детство Екатерины пришлось на сложное политическое время во Франции: передел и захват власти при французском дворе едва не стоили Екатерине жизни.

В возрасте 14-ти лет Екатерина стала невестой французского принца Генриха де Валуа, будущего короля Франции Генриха II. После свадьбы последовали 34 дня непрерывных пиршеств и балов. На свадебном пиру итальянские повара впервые познакомили французский двор с новым десертом из фруктов и льда — это было первое мороженое.

Екатерине, не получившей разностороннее образование, было весьма трудно при утонченном французском дворе. Она чувствовала себя невеждой, не умевшей изящно строить фразы и допускавшей много ошибок в письмах. Нельзя забывать, что французский язык был для нее не родным, она говорила с акцентом, и хотя говорила достаточно ясно, придворные дамы презрительно делали вид, что плохо понимают её. Екатерина была изолирована от общества и страдала от одиночества и неприязни со стороны французов.

После смерти супруга Екатерина выбрала своей эмблемой сломанное копьё с надписью «Lacrymae hinc, hinc dolor» («От этого все мои слёзы и боль моя») и до конца своих дней в знак траура носила чёрные одежды. Она первой стала носить траур чёрного цвета. До этого в средневековой Франции траур был белым. Екатерина Медичи в течение тридцати лет носила траур по своему супругу и вошла в историю Франции под именем «Чёрная королева».

Королём Франции стал её старший сын — пятнадцатилетний Франциск II. Екатерина занялась государственными делами, принимала политические решения, осуществляла контроль над Королевским Советом.

Времена регентства Екатерины Медичи для Франции нельзя назвать счастливыми. Однако историки оправдывают ее не всегда гуманную, но даже и жестокую и безжалостную политику. Она стремилась удержать монархию и династию Валуа на троне любой ценой, в этом она видела, прежде всего, свой материнский долг. Можно утверждать, что без Екатерины её сыновья никогда не сохранили бы власть, поэтому и период их правления часто называют «годами Екатерины Медичи».

С именем Екатерины Медичи связывают и ряд других исторических событий. Так, Екатерина имела огромное влияние в моде. В течение последующих почти 350 лет после ее правления женщины использовали корсеты со шнурками, сделанные из китовых усов или металла, чтобы как можно больше сузить свои талии. Екатерина знала толк в искусстве. Её коллекция состояла из 476 картин, главным образом портретов, в настоящее время они – часть собрания Лувра. Также она была одной из «влиятельных людей в кулинарной истории». Её банкеты были известны своим великолепием. Екатерина была особенно хорошо сведущей и в архитектуре. Популярность балета во Франции также связывают с Екатериной Медичи, принёсшей этот вид сценического искусства с собой из Италии.

Екатерина I – российская императрица с 1721г. как супруга царствующего императора, с 1725г. как правящая государыня. По наиболее распространённой версии настоящее имя Екатерины — Марта Самуиловна Скавронская. Родилась она на территории современной Эстонии. В возрасте 12 лет была отдана в услужение в семью пастора Глюка, где её учили грамоте и рукоделиям.

В 1702 году царь Петр I привозит Екатерину (тогда еще Марту) в Россию, а в 1707 (по некоторым источникам в 1708) году Марта принимает православие и меняет имя на Екатерину Алексеевну Михайлову. Весной 1711 года Пётр, привязавшись к обаятельной и лёгкой нравом Екатерине, повелел считать её своей женой. В личных письмах царь проявлял необычную для него нежность к супруге: «Катеринушка, друг мой, здравствуй! Я слышу, что ты скучаешь, а и мне не безскучно »

Интересный факт отмечен в судьбе Екатерины. Она была второй коронованной (не наследной) императрицей. Своим законом от 5 февраля 1722 Пётр отменил прежний порядок наследования престола прямым потомком по мужской линии, заменив его личным назначением царствующего государя. Стать преемником по Указу 1722 года мог любой человек, достойный, по мнению государя, возглавить государство. Однако царю не суждено было привести в исполнение свой Указ, и после его смерти трон России был отдан на волю случая, и последующее время вошло в историю эпохой дворцовых переворотов.

Екатерина же была полностью удовлетворена ролью первой хозяйки Царского села, полагаясь в вопросах управления государством на своих советников. Её интересовали лишь дела флота — любовь Петра к морю коснулась и её.

Несмотря на то, что во время царствования Екатерины I особых реформ в государстве не происходило, простой народ любил императрицу за то, что она сострадала несчастным и охотно помогала им. В её передних постоянно толпились солдаты, матросы и ремесленники: одни искали помощи, другие просили царицу быть у них кумой. Она никому не отказывала и обыкновенно дарила каждому своему крестнику несколько червонцев.

В годы правления Екатерины I была открыта Академия наук, организована экспедиция В. Беринга, учрежден орден Святого Александра Невского.

Екатерина II – императрица всероссийская (1762—1796). Период её правления часто считают золотым веком Российской империи.

Родилась София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская (настоящее имя Екатерины II) в 1729 году в немецком городе Штеттин. Семья герцога Цербстского была небогатой, Екатерина получила домашнее образование. Обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Воспитывалась в строгости. Она росла резвой, любознательной, шаловливой и даже бедовой девчонкой, любила проказничать и щегольнуть своей отвагой перед мальчишками, с которыми запросто играла на штетинских улицах.

В 1744 году российской императрицей Елизаветой Петровной вместе с матерью была приглашена в Россию для бракосочетания с наследником престола великим князем Петром Фёдоровичем, будущим императором Петром III. Сразу после приезда в Россию стала изучать русский язык, историю, православие, русские традиции, так как стремилась наиболее полно ознакомиться с Россией, которую воспринимала как новую родину. Среди её учителей выделяют известного проповедника Симона Тодорского, учителя православия. Вскоре после приезда в Россию будущая императрица принимает православие и берет имя Екатерина Алексеевна. Екатерина продолжает заниматься самообразованием. Она читает книги по истории, философии, юриспруденции, сочинения Вольтера, Монтескье, Тацита, Бейля, большое количество другой литературы. Основным развлечением для неё стала охота, верховая езда, танцы и маскарады.

В 1762 году в результате дворцового переворота Екатерина Алексеевна была коронована в Москве и стала императрицей всероссийской с именем Екатерина II.

Россия на момент начала царствования Екатерины находилась в упадке и истощении, разорении. Императрица так сформулировала задачи, стоящие перед российским монархом, которые нашли свое отражение в идее «просвещенного абсолютизма»:

1) Нужно просвещать нацию, которой должно управлять.

2) Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

3) Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

4) Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

5) Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

Политика Екатерины II характеризовалась поступательным, без резких колебаний, развитием. По восшествии на престол она провела ряд реформ (судебную, административную и др. ). Территория Российского государства существенно возросла за счёт присоединения плодородных южных земель — Крыма, Причерноморья и др. Население возросло почти в два раза, Россия стала самой населённой европейской страной (на неё приходилось 20 % населения Европы). Была усилена армия, флот, сумма государственных доходов увеличилась более чем вчетверо, отмечались успехи внешней торговли. Значительно увеличился экспорт российских товаров в европейские страны, в том числе через созданные черноморские порты.

Приверженность Екатерины идеям Просвещения определила характер её внутренней политики и направления реформирования. В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе. Активно стали открываться училища. При Екатерине началось системное развитие женского образования, в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц. Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив. В 1783 году основана Российская академия. При ней в Санкт-Петербурге появились Эрмитаж и Публичная библиотека. Она покровительствовала различным областям искусства — архитектуре, музыке, живописи.

Екатерина обладала незаурядным талантом литератора, оставив после себя большое собрание сочинений – записки, переводы, либретто, басни, сказки, комедии, эссе и т. п. , участвовала в еженедельном сатирическом журнале «Всякая всячина».

Образ императрицы Екатерины запечатлен в кино, в театре, литературе, художественном искусстве.

Екатерина Романовна ДАШКОВА – урождённая графиня Воронцова, в замужестве княгиня Дашкова. Подруга и сподвижница императрицы Екатерины II, одна из заметных личностей Российского Просвещения.

Родилась в семье графа романа Воронцова, воспитывалась в семье дяди - вице-канцлера Михаила Илларионовича Воронцова. «Превосходное», по понятиям того времени, воспитание её ограничивалось обучением новым языкам, танцам и рисованию. Только благодаря охоте к чтению Екатерина сделалась одной из образованнейших женщин своего времени. Поездки за границу и знакомство со знаменитыми писателями много способствовали её дальнейшему образованию и развитию.

Она хорошо разбиралась в математике, которую изучала в Московском университете. Её любимыми писателями были Монтескьё, Вольтер, Буало и Гельвеций.

С ранних лет Екатерину постоянно занимали вопросы политики. Ещё в детстве она рылась в дипломатических бумагах своего дяди и следила за ходом русской политики. Время интриг и быстрых государственных переворотов способствовало развитию в ней честолюбия и желания играть историческую роль. До некоторой степени Екатерине это и удалось.

Ещё будучи молодой девушкой, она была связана со Двором и стала одной из ведущих личностей движения, поддержавшего Екатерину Алексеевну при восхождении на престол. Знакомство и личное к ней расположение сделало Дашкову преданнейшей её сторонницей. Их связывали также и литературные интересы.

Княгиня Дашкова много путешествовала, в том числе за границей. Она посетила Германию, Англию, Францию, Швейцарию. Во время обширной поездки по Европе была принята с большим уважением при иностранных дворах. Её литературная и научная репутация обеспечила ей доступ к обществу учёных и философов в столицах Европы. В Париже она заложила крепкую дружбу с Дидро и Вольтером. В Англии познакомилась с Робертсоном и Адамом Смитом.

После возвращения Е. Р. Дашкова была назначена директором Императорской Академии наук и художеств, она стала первой женщиной в мире, которая управляла академией наук. По её предложению была также открыта Российская Академия (21 окт. 1783 г. ), имевшая одной из главных целей исследование русского языка, и Дашкова стала её первым президентом. Была убеждена, что науки «присвоены будучи всему отечеству и вкоренившись, процветать будут». С этой целью по её инициативе были организованы при академии публичные лекции (ежегодно, в течение 4 летних месяцев), имевшие большой успех и привлекавшие большое число слушателей.

По инициативе Е. Р. Дашковой был основан журнал «Собеседник любителей российского слова», издан «Толковый словарь русского языка», где сама княгиня много трудилась над объяснением слов, преимущественно обозначающих нравственные качества. В 1783 году на заседании Российской Академии Наук Дашкова предложила использовать печатную букву «Ё».

Кроме того, она писала стихи на русском и французском языках, много переводила, писала статьи, комедии, драмы, мемуары.

В 1992 году был создан Московский гуманитарный институт имени Е. Р. Дашковой, при котором существует Дашковское общество. В 1999 году МГИ им. Е. Р. Дашковой была учреждена Медаль княгини Дашковой «За служение Свободе и Просвещению».

Екатерина Павловна КОРЧАГИНА-АЛЕКСАНДРОВСКАЯ – российская и советская актриса театра и кино, народная артистка СССР, лауреат Сталинской премии, кавалер ордена Ленина.

Екатерина Корчагина родилась в 1874 г. в Костроме, в семье провинциальных актёров. С детских лет Екатерина Павловна выступала на сцене. Служила в Московском театре Е. Н. Горевой, в 1904—1907 гг. играла в Петербургском театре В. Ф. Комиссаржевской, в 1908—1915 в театре литературно-художественного общества. С 1915 года и до конца жизни Екатерина Павловна выступала на сцене Ленинградского академического театра драмы им. Пушкина. В ранней молодости Корчагина-Александровская выступала в амплуа травести, но довольно рано перешла на характерные роли старух, исполняемые ею с большим успехом. Начиная с первых лет существования советского кинематографа Екатерина Павловна снималась в кино.

Сыграла более 20 ролей в театре в спектаклях по пьесам А. Н. Островского («Свои люди — сочтёмся», «Гроза», «Снегурочка», «Доходное место», «Бесприданница», «Таланты и поклонники» и др. ), А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Н. Афиногенова, » Л. М. Леонова и др. Снималась в фильмах: Комендантка (1923), Степан Халтурин (1925), Дети нового дня (1929), Гроза (1934), Иудушка Головлёв (1934), Крестьяне (1935), Простые люди (1945).

Екатерина Алексеевна ФУРЦЕВА – советский государственный и партийный деятель, Министр культуры СССР. Родилась в 1910 году в Тверской губернии в семье рабочего. В 14 лет вступила в комсомол. В 1928 году начала трудовую деятельность на фабрике, сразу вскоре стала секретарем комсомольской организации и далее продолжала рост в этом направлении. В 1930 году принята в члены ВКП(б).

Окончила Московский институт тонкой химической технологии имени М. В. Ломоносова по специальности «химик-технолог», Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б). С 1942 года – продвижение по партийной линии: от секретаря Фрунзенского райкома партии г. Москвы до члена Президиума ЦК КПСС (1961) и депутата Верховного Совета СССР (1966-1974). С 1960 года — Министр культуры СССР.

По инициативе и стараниями Е. А. Фурцевой впервые проведены:

– Международный конкурс имени П. И. Чайковского (1958) – именно благодаря настойчивости Е. А. Фурцевой и Эмиля Гилельса Первая премия была вручена Вану Клиберну;

– Московский Международный Кинофестиваль (1959) – Большой приз 1963 был вручен Федерико Феллини за фильм «8 ½»;

– Международный конкурс артистов балета (1969), председатель жюри – Галина Уланова.

В годы работы Е. А. Фурцевой министром культуры СССР были созданы и построены: Театр Эстрады (1954), Городской Дворец творчества детей и юношества на Воробьевых (Ленинских) горах (1962), Театр на Таганке (1964), Детский музыкальный театр под управлением Наталии Сац (1965), Цирк на проспекте Вернадского (1971), Государственный Концертный зал «Россия» (1971), новое здание МХАТ (1973) и др.

Следует помнить историческую картину событий того времени: в советском правительстве существовала строжайшая цензура и контроль за всеми культурно-массовыми мероприятиями, особенно, если речь заходила об иностранной культуре. Тем не менее, благодаря решительности, личному вкусу, советам специалистов, которым доверялась Е. А. Фурцева, за 14 лет её деятельности в должности министра проведено:

60-e годы – Недели Французского, Итальянского и др. кино;

1956, 1963 – приезд и концерт Ива Монтана и Симоны Синьоре;

1955 – выставки Дрезденской галереи;

1960 – выставка работ С. Н. Рериха (ГМИИ имени Пушкина, Эрмитаж);

1962 – гастроли оркестра Бенни Гудмена (Москва, Ленинград, Киев, Минск);

1964 – выставка Фернана Леже (ГМИИ имени Пушкина);

1964, 1974 – гастроли La Scala в Большом Театре;

1972 – гастроли оркестра Дюка Эллингтона (Москва, Ленинград, Киев, Тбилиси);

1974 – выставки Нью-Йоркского музея «Метрополитен»;

1974 – выставка Марка Шагала в Третьяковской галерее;

1974 – выставка одной картины: Мона Лиза Леонардо да Винчи (ГМИИ имени Пушкина); а также гастроли Большого Театра в Соединённых Штатах, выставки ГМИИ имени Пушкина, Третьяковской Галереи в Японии.

Кроме того, нужно отметить и работу по возрождению народной культуры на всей территории Советского Союза, объединявшего тогда множество национальностей и народностей: декады союзных республик, смотры художественной самодеятельности, расцвет и поощрение народного творчества, народные музеи, «Народные университеты», военно-шефская работа.

В память о Е. А. Фурцевой открыта мемориальная доска, сняты документальные фильмы, написаны книги, открыта библиотека им. Фурцевой, создан Международный Фонд развития русского искусства имени Екатерины Фурцевой.

Екатерина Сергеевна МАКСИМОВА – русская балерина и хореограф, Народная артистка СССР.

Окончила Московское хореографическое училище, поступила в труппу Большого театра, где проработала 30 лет.

В 1957 году победила на Всесоюзном конкурсе артистов балета в Москве, в том же году дебютировала в партии Маши (балет Чайковского «Щелкунчик»). С 1978 года выступала в зарубежных труппах («Балет XX века» (Бельгия, 1978), Театр Сан-Карло (Италия, 1986, 1988‑1989), «Марсельский балет» (Франция, 1987), Английский Национальный балет (1989), исполняла ведущие роли в балетах Мориса Бежара, снималась в кинофильмах-балетах («Анюта», «Старое танго» и др. ). С 1980 года выступала в спектаклях ансамбля «Московский классический балет».

Воспитанная в лучших традициях академической школы, Е. Максимова обладала лёгким, упругим прыжком, стремительно-чётким вращением, природной грацией, изящной мягкостью линий. Её танец был отмечен элегантностью, технической виртуозностью, филигранно отточенными деталями.

С 1982 года преподавала на кафедре хореографии Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИС, ныне Российская академия театрального искусства), где в 1996-м ей было присвоено учёное звание профессора. С 1990 года Максимова являлась педагогом-репетитором театра «Кремлёвский балет», а с 1998-го — балетмейстером-репетитором Большого театра.

В репертуаре Е. С. Максимовой – все крупнейшие роли классического репертуара, а также множество партий в современных балетах («Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Петрушка», «Пламя Парижа», «Золушка», «Ромео и Джульетта», «Каменный цветок», «Спартак», «Икар», «Щелкунчик» и др. ). Снималась в фильмах («Галатея», «Жиголо и Жиголетта», «Травиата», «Старое танго», «Чаплиниана», «Классная дама» и др. )

«Госпожа Максимова хорошенькая и очень женственная», – так о ней в начале 60-х писала восторженная западная пресса, когда Большой театр выезжал на гастроли. Европа, Азия, Америка, Австралия – она исколесила весь мир.

Но вначале – ежедневное преодоление себя, физическая боль, отказ от детских забав. Но помимо упорства и характера – атмосфера в доме. Семья. Невероятно широкий круг общения, в том числе и с великими актрисами. Возможно, это и есть формула успеха от Екатерины Максимовой. Она блистала и царствовала на сцене невероятно долго для балерины - больше 40 лет!

Талант Е. С. Максимовой был неоднократно отмечен орденами, медалями, были присуждены звания, премии:

– Золотая медаль Всесоюзного конкурса артистов балета в Москве (1957)

– Золотая медаль международного конкурса артистов балета в Варне (1964) Премия имени Анны Павловой Парижской академии танца (1969)

– Орден Трудового Красного Знамени (1971)

– Премия Мариуса Петипа Парижской академии танца («Лучший дуэт мира», совместно с В. Васильевым) (1972, Париж)

– Лауреат премии Ленинского комсомола (1972)

– Народная артистка СССР (1973)

– Орден Ленина (1976)

– Государственная премия СССР (1981)

– Орден Дружбы народов (1981)

– Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых (1984)

– Премия Академии Симба (Италия, 1984)

– Премия ЮНЕСКО и медаль имени Пабло Пикассо (1990)

– Театральная премия «Хрустальная Турандот» (1991)

– Государственная премия Российской Федерации (1991)

– Орден Дружбы народов

– Академик Академии российского искусства (1995)

– Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1999), IV степени (2008).

Екатерина ШАВРИНА – певица, исполнительница русских народных песен, Народная артистка России.

Екатерина Феоктистовна Шаврина родилась в 1948 г. в Свердловской области. Детство и юность Екатерины прошли в Перми. Почти до четырех лет Катя не могла говорить. Родители не сразу поняли, в чем дело, нужна была серьезная операция. Чтобы добыть средства на лечение, родителям пришлось продать корову. Врач, старичок-профессор, которого они нашли, сделал операцию и денег не взял. После этого и петь, и говорить Катя начала одновременно. Родители умерли рано и на ее попечении остались пять сестер и брат, их надо было кормить, и она вынуждена была искать заработок. Пришлось прибавить немного возраста, ведь тогда детям работать запрещалось. Сначала работала уборщицей в Доме культуры им. Свердлова, о чем свидетельствовала Доска почета тех времен, затем - с 14 лет контролером в цехе «Динамика» на Пермском телефонном заводе. В 16 лет она поступила в Государственный Волжский народный хор в г. Куйбышеве (ныне Самаре). Окончила в Москве Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства, затем Училище им. Ипполитова-Иванова и ГИТИС им. А. В. Луначарского.

У Екатерины Шавриной есть черта, характеризующая ее как подлинно народную певицу, – умение петь без музыкального сопровождения, петь так, как чувствует душа, как создала песню природа. Артистка очень уважает своих коллег, с которыми работает, никогда и никому не завидует. Екатерина Шаврина великолепно водит автомобиль. Любит строить, считает себя почти инженером-строителем, хотя родные это увлечение воспринимают с улыбкой. Имеет первый юношеский разряд по лыжам, конькам, акробатике, с юности может легко сесть на шпагат, встать на голову, пройтись на руках. Любит классическую музыку, особенно произведения Ф. Шопена, исторические книги. Любимый вид искусства – балет. На все в жизни Екатерина смотрин с улыбкой, для нее нет идолов, она ценит только талант и трудолюбие в людях.

Екатерина АНДРЕЕВА – ведущая информационной программы «Время» на Первом канале.

Родилась и живет в Москве. Окончила исторический факультет Московского педагогического института им. Крупской в 1990-м году. В том же году поступила на курсы для работников радио и телевидения. В «школе дикторов» Екатерина училась у Игоря Кириллова. В 1991 году начала работать на телевидении. Первое время работала в дикторском отделе.

Первая программа, в которой Екатерина принимала участие, - «Доброе утро». Далее она вела блок экономических новостей на Российском канале, работала редактором в программе, посвященной автомобилям, «Большие гонки».

В 1994 году поступила на работу в Дирекцию Информационных программ - сначала редактором, а затем и ведущей. Первый выход Екатерины в эфир должен был состояться летом 1995 года, в трагический день захвата заложников в Буденновске. Тогда Катя отказалась вести выпуск – и это отложило ее выход в эфир еще на два месяца. Однако вслед за этим ее карьера телеведущей стала активно развиваться, и сейчас все телезрители страны знают Екатерину Андрееву как одну из наиболее профессиональных и привлекательных ведущих информационной программы «Время» Первого канала.

Награждена Орденом Дружбы (2006), лауреат ТЭФИ в номинации «Ведущий информационной программы» (2007).

Увлекается историей. Любит побродить по музеям, бывает в консерватории. В одежде консервативна, любит строгий стиль. Третьей по важности частью своей жизни, после работы и семьи, называет тренажерный зал. Обожает автомобили. Екатерина считает, что все в ее в жизни - плод собственных усилий. Больше всего любит дни, когда блок новостей начинается с «человеческих» сюжетов – историй, в которых люди демонстрируют примеры мужества, доброты, взаимопомощи.

Екатерина СТРИЖЕНОВА - актриса театра и кино, телеведущая.

Екатерина родилась в Москве. Девичья фамилия – Токмань.

Окончила режиссёрский факультет Московского института культуры. В 2007 году закончила факультет психологии Московского института.

В 1984 году на экраны вышел фильм «Лидер» Бориса Дурова, в котором дебютировала Екатерина Токмань. На съемках фильма Екатерина встретила Сашу Стриженова, своего будущего мужа.

О своем дебюте в кино Екатерина рассказывает с улыбкой: «На самом деле это была большая шутка. Позвонил один мой знакомый и сказал: «Приезжай на киностудию, тебя там ждут!». Я в то время танцевала в народно-хореографическом ансамбле «Калинка» и уже привыкла, что меня в связи с этим часто приглашали то на ТВ, то еще куда-то. Поэтому сомнений не было абсолютно никаких! Я приехала - и вдруг увидела, что все фойе заполнено такими же, как я. Оказывается, это был просто обыкновенный конкурс, о котором мой друг услышал по радио и решил вот так пошутить. Но судьба распорядилась так, что из этих ста человек сначала выбрали десять, потом пятерых, потом двоих, с нами провели кинопробы и утвердили именно меня!».

Роли в театре: «Щелкунчик», «Чествование», «Гамлет», «Сыновья его любовницы».

Снималась в фильмах: «Мушкетёры двадцать лет спустя», «Американский дедушка», «10 песен о Москве», «Любовь-морковь» и др.

Телезрителям Екатерина Стриженова известна как телеведущая программы «Доброе утро» и как участница телепроектов «Две звезды» и «Ледниковый период».

Екатерина ГОРДЕЕВА – российская фигуристка.

Родилась в Москве, с 3-х лет начала заниматься фигурным катанием. Катю Гордееву и ее партнера, ставшего впоследствии мужем – Сергея Гринькова – представили друг другу в августе 1981 года, когда ей было 10 лет, а ему 14. Их первыми тренерами стали Владимир Захаров и Надежда Шеваловская. В 1985 году Катя и Сергей стали чемпионами мира среди юниоров и в том же году, на чемпионате Советского Союза среди взрослых заняли VI место, что было огромным успехом для юных дебютантов. Они перешли тренироваться к Станиславу Жуку и уже на следующий год (1986) стали чемпионами мира, Кате тогда было 14 лет и она стала самой юной чемпионкой мира за всю историю парного катания.

В Америке Гордееву и Гринькова называли G&G - Джи энд Джи - по первым буквам фамилий (Gordeeva and Grinkov). С 1991 по 1995 годы они выступали в CША в известном ледовом шоу «Stars on Ice». В 1995 Сергей Гриньков скоропостижно скончался от инфаркта в возрасте 28 лет. Екатерина Гордеева до 2001 г. продолжала выступать в США в том же ледовом шоу «Stars on Ice», только теперь в женском одиночном катании. В США вышло две книги Гордеевой: «Мой Сергей. История любви» и «Письма к Дарье».

В 2003-м году Екатерина Гордеева принимает приглашение выступить для российских зрителей и приезжает в Санкт-Петербург на шоу «Ледовый Олимп». А в 2004 году Катя снова приезжает на это же шоу уже вместе со старшей дочерью Дарьей Гордеевой-Гриньковой.

14 октября 2007 года в Москве состоялась первая церемония вручения премии по фигурному катанию «Хрустальный лед» и Екатерина Гордеева была награждена премией в номинации «Легенда».

В 2008 году Гордеева приняла приглашение Ильи Авербуха и Первого канала принять участие в популярном телевизионном проекте «Ледниковый период».

Екатерина Гордеева - Заслуженный мастер спорта СССР (1988); России (1994); многократная чемпионка СССР, России, Европы, мира, двукратная олимпийская чемпионка по фигурному катанию.

Екатерина ЛЫЧЁВА – «посол доброй воли», советская школьница, посетившая в 1986 году США с «миссией мира».

После гибели в 1985 году Саманты Смит, посетившей СССР в 1983 году, организация «Дети как миротворцы» предложила организовать ответный визит в США советской школьницы. Выбор предоставили советской стороне, поставив лишь два условия: девочка должна активно участвовать в борьбе за мир и не быть старше Саманты. Катя Лычёва была отобрана из нескольких тысяч кандидатур. С 21 марта по 4 апреля 1986 года она вместе с американской школьницей из города Сан-Франциско Стар Роу совершила поездку по США с пропагандой мира, в ходе которой посетила несколько городов США и встретилась с президентом Рональдом Рейганом. Поездка широко освещалась советскими средствами массовой информации, и на некоторое непродолжительное время Катя стала довольно популярной в Советском Союзе.

В 80-е годы Катя снялась в ряде фильмов: «Живая радуга» (1982), «Сильная личность из 2 «А»» (1984), «Детство Бемби» (1985), «Лермонтов» (1986), «Как дома, как дела?» (1987).

Екатерина ГУСЕВА – актриса театра и кино.

Родилась в Москве. Уже в 4 года Катя попала в группу по спортивной гимнастике для резервной сборной СССР. Пробовала себя в фигурном катании и плавании. Семь лет до окончания школы прозанималась танцами в грузинском национальном ансамбле «Колхида», с которым гастролировала по разным странам и даже выступала на сцене Большого театра.

Правильная, покладистая девочка с длинной косой – вот школьный образ Кати. В точных науках она не разбиралась, поклонники решали за неё задачки и контрольные по физике и математике. Одним словом - гуманитарий. С любовью вспоминает будущая актриса о бесконечных школьных праздниках и огоньках, о театре «Набат», созданном директором школы, в котором с удовольствием играла.

На последнем звонке школьный театр устроил "капустник", где у Кати была целая феерия перевоплощений и спешных переодеваний между номерами. В конце вечера к выпускнице подошла ассистентка Евгения Рубеновича Симонова и предложила попробовать поступать в высшее театральное училище имени Б. В. Щукина. Катя рискнула и стала актрисой.

Работы в театре: «Бедная Лиза», «Доктор Чехов», «Романсы с Обломовым», «Любовь и жизнь убитого студента», «Гамбринус», «Убивец», «Утиная охота» и др. Снималась в фильмах: «Змеиный источник», «С днём рождения, Лола!», «Бригада», «Щит Минервы», «Небо и земля», «Курсанты», «Охота на Изюбря», «Есенин» и др.

Отмечена дипломами, премиями и призами, присвоено звание «Заслуженный артист Российской Федерации» (2009).

Екатерина ЮРЬЕВА – российская биатлонистка.

Родилась в городе Чайковский Пермского края в самой обычной семье. В школе была такой же, как все дети, обычной ученицей, «тихой, но активной», иногда прогуливала уроки. Как говорит сама Катя: «Я очень любила школу, особенно когда ее не посещала». Любимыми уроками у нее стали биология и география, еще любила физику и химию, правда, только за опыты. Вне школы Екатерина была более активной и непоседливой, энергия просто «била через край». А куда еще направить свою излишнюю энергию, если не в спорт? И в 12 лет Катя захотела попробовать себя в каком-нибудь виде спорта. Для начала решила заняться легкой атлетикой, как мама. Но увлечение это было недолгим. Вскоре друзья посоветовали нечто более интересное, совсем необычный вид спорта для девочки – греблю. Однако и здесь её спортивная карьера оказалась короткой – один раз перевернувшись в лодке, Катя решила, что и это – не её. И следующим шагом стал лыжный спорт.

В 1997 году, в 14 лет, Катя «из любопытства», как она сама говорит, решила попробовать себя в биатлоне. Первый опыт в биатлоне стал неудачным: на этапе Кубка России среди юношей и девушек, Катя принимала участие в гонке среди старших девушек и прошла дистанцию с 12 промахами из 15 возможных. Кто бы мог подумать тогда, что так плохо стреляющая спортсменка станет одним из лучших снайперов мирового биатлона?

После неудачного старта в биатлоне Екатерина не опустила руки и продолжала настойчиво тренироваться. Летом 2001 года Екатерина Юрьева впервые приняла участие в Первенстве мира и Европы по летнему биатлону, проводившемуся в Польше, в местечке под названием Ямрозова Поляна, и сразу же завоевала золото в эстафетной гонке.

И вот, спустя 10 лет, пройдя нелегкий, тернистый путь, стала победительницей в личной гонке на этапе Кубка мира, а затем Чемпионкой мира. Путь этот состоял из успехов и неудач, из радости побед и горечи поражений. Причем, поражений было порой даже больше, чем побед. Но Катя прошла всё, изматывающими тяжелыми тренировками прокладывая себе дорогу к верхней ступени пьедестала. А любая победа тем сладостнее, чем тяжелее она достается.

На основании проведенного анализа биографий Екатерин мы постарались выделить типичные для этого имени черты. Итак, Екатерина:

– Стремится к разностороннему образованию – увлекается понемногу литературой, искусством, точными науками, и у нее многое получается довольно неплохо;

– Разборчива в выборе круга общения; будучи сама личностью талантливой, выбирает себе «ровню»;

– Но в то же время ценит дружбу, дорожит ею; поэтому немного найдется людей, которых она назовет своими настоящими друзьями;

– Чрезвычайно ответственна и часто проявляет тревогу и беспокойство по самым незначительным поводам;

– Яркая натура, умеющая ставить цель и добиваться её, ориентируясь на победы и проявление себя;

– Часто ее характер окружающие называют «трудным», но скорее всего, оттого, что требовательность, сила воли и стремление побеждать могут препятствовать взаимопониманию;

– Как правило, хороша собой, обладает чувством стиля и врожденной элегантностью.

Я – тоже Екатерина. Из моих достижений пока могу назвать победу в «Русском медвежонке», встречу с губернатором Астраханской области А. А. Жилкиным после победы в конкурсе сочинений «Если бы Президентом был я» и, конечно, мои занятия бальными спортивными танцами в ТСК «Кантилена». Размышляя над своими поступками и отношениями с друзьями, отмечаю у себя типичные черты Екатерин и думаю, что когда-нибудь смогу занять достойное место в галерее имен.

Таким образом, подводя итог нашей работы, мы можем считать поставленную цель достигнутой. Работа может иметь продолжение в исследовательской деятельности: в анализе литературных героев, использовании имени в искусстве и народном творчестве, а также можно соотнести типичные характеристики имени с другими особенностями, влияющими на характер (например, дата рождения и др. ).

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)