Производство  ->  Агропром  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

История хлеба

Есть в мире понятия, ценность которых непреходяща. Эти понятия – воздух, земля, вода, солнце. К таким понятиям можно отнести и хлеб наш насущный – древний и вечно молодой продукт человеческого труда. Хотя установлены и действуют цены на хлеб, на каждый сорт и вид хлебных изделий, никакая денежная стоимость не может быть эквивалентна истинной ценности хлеба.

В наше время изобилие хлеба и хлебных изделий. Но это изобилие не должно порождать расточительства, не должно умалять уважения, которым хлеб пользуется на протяжении всей истории человечества. Ведь не зря говорится: Хлеб – всему голова.

Паустовский родился в Москве, где его отец служил в управлении железной дороги. Родители вскоре развелись, и мальчика отправили на Украину в семью деда, бывшего солдата, и бабки-турчанки. Когда пришло время, мальчик поступил в Первую киевскую гимназию, затем в Киевский университет на естественно-исторический факультет, потом перевёлся на юридический факультет Московского университета.

Но начавшаяся первая мировая война не позволила ему закончить университет, он ушёл на фронт санитаром, и многие вспоминали потом добрым словом умелые руки этого человека. С 1913 года Паустовский сменил множество профессий: он был кондуктором трамвая, учителем и журналистом, рабочим на военном заводе.

Свой первый рассказ Паустовский опубликовал в 1912 году, но профессиональным писателем он стал в двадцатые годы.

Паустовский, в отличие от многих других писателей, никогда не писал на злобу дня. Даже в тридцатые годы, когда многие откликались, например, на события, связанные с покорением Севера, он писал прежде всего о судьбах людей, связанных с этим краем.

Рассказчиком он был великолепным, умел видеть и по-новому открывать мир, всегда рассказывал о добром, светлом и прекрасном. Особенностью же Паустовского было романтическое восприятие мира. Правда, он умудрился оставаться при этом реалистически конкретным. Например, его сказки «Стальное колечко» (1946), «Растрёпанный воробей» (1948) или «Тёплый хлеб» (1954).

По своей манере Паустовский оказался ближе к Андерсену: он так же умел увидеть в обыкновенном необычное, его произведения всегда событийны, и любое происшествие кажется необычным, выходящим из привычного ряда вещей. Звери и птицы способны вести с человеком очень интересный диалог, при этом основная авторская мысль всегда выражена ненавязчиво и тонко. Сказки Паустовского отличает какое-то особое изящество, они написаны простым и ёмким языком.

В круг детского чтения вошли и многие произведения Паустовского, написанные о природе. Последние же годы творчества мастера были посвящены созданию шеститомной эпопеи о пережитых годах, она так и была названа – «Повесть о жизни».

В жизни Паустовский был необычно мужественным человеком. Его зрение постоянно ухудшалось, писателя мучила бронхиальная астма. Но он старался не показывать, как ему приходилось тяжело, хотя характер у него был достаточно сложным. Друзья старались всячески помочь ему.

Рассказ К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

Главным героем рассказа является мальчик Филька, по прозвищу Ну Тебя. Он жил в деревне Бережки со своей бабкой. Зима была тёплая. Снег выпадал и тотчас таял. И был в той деревне раненый конь, которого вылечил мельник Панкрат. Конь помогал ему возить воду, глину, жерди Старику было трудно прокормить коня , и конь стал ходить по дворам и побираться. Все знали, что он пострадал от врагов и давали ему что могли: свекольной ботвы, черствого хлеба, случалось, даже сладкую морковку.

Подошел конь и к калитке Филькиной бабки. Бабки дома не было. А Филька в это время сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанного солью.

Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. «Да ну тебя! Дьявол!» - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал: «На вас не напасешься, на христарадников! Вон твой хлеб! Иди, копай его мордой из-под снега! Иди, копай!»

И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках удивительные дела. Начались сильные пронзительные ветры, вздул снег, и колючий мороз прошёл по деревне. Всё начало мёрзнуть: толстые стены домов, колодцы, мельница Бабушка сказала Фильке, что какой-то дурной человек сотворил злое дело и ему надо поправить своё злодейство, чтобы спасти деревню.

Мальчик, конечно, исправил свою ошибку - извинился перед конём. В деревне опять начала работать мельница, потекла вода, в домах стоял запах тёплого хлеба

В рассказе есть сразу три символа жизни для каждого русского человека:

• во-первых, это конь, которым раньше очень дорожили, потому что без коня никак невозможно было жить;

• во-вторых, это соль, которая тоже считалась очень дорогой;

• и, в-третьих, это хлеб.

Тут передо мной встал вопрос: а почему именно хлеб? Писатель мог выбрать свеклу, морковку, мог выбрать и сено вместо хлеба. Но он почему-то выбрал именно хлеб. Чем так дорог хлеб? Ведь мы к нему относимся без особого внимания, уважения, даже с пренебрежением, с равнодушием. И я спросила себя: «А что я знаю о хлебе?»

Перед изобретением хлеба

Привычный всем хлеб люди изобретали долгие века. Важным открытием на пути к нему была каша. А прежде чем сварить кашу, человек должен был овладеть огнём да ещё сделать посуду из глины.

Я пытаюсь представить себе первооткрывателя каши. Верно, это была женщина. Мужчины на охоте. Сторожат на тропе у водопоя оленя или гонят его в яме – ловушке. Добудут ли оленя – дело неясное. Однако во владениях племени растет пшеница. Люди дикие, и пшеница дикая: колос тощий, зёрна маленькие. И всё же ими можно насытиться. А как быть младенцам и старикам? Зёрна позднего сбора, твёрдые. Беззубым их не разжевать. Вот двумя неделями раньше были они хороши для всех – в мягкой оболочке сладкое молочко.

Длинноволосая женщина думает думу. Как продлить жизнь малому сыну и старику отцу? Если умрут дети, жизнь племени прервётся. Без стариков тоже гибель племени. Старые много видели, много знают. В мире таинственной, грозной природы их советы нужны молодым.

Великую ответственность чувствует женщина. Она сидит подле костра. Огонь красными лентами обвивает хворост. В серый пепел падают раскалённые угли. И угасают. Огонь без своей пищи тоже гибнет.

Вдруг спасательная мысль проносится в мозгу первобытной женщины. Озарённая гениальной догадкой, она наполняет горошек водой, ставит в угли. Щепоть за щепотью сыплет в горячую воду твёрдые пшеничные зерна.

Что будет дальше?

Зерна набухают. Они становятся мягче. Кажется, можно начинать трапезу. Но женщина не спешит. Много душевых сил ушло у неё в те исторические минуты. Как хорошо, что она не спешила! Зёрна стали большими, они впитали воду. Теперь под их оболочкой клейко - сладковатая мякоть. Самая первая каша, предок хлеба, сварена!

Первый хлеб

Другой первобытный человек сообразил дробить зёрно и растирать его не зубами, а между двух камней. Между нижним, неподвижным, как верхняя челюсть, и верхним, подвижным, как челюсть нижняя. Так он получил первую крупу – дроблёное зерно. Поусердствовав ещё, растёр зёрна в порошок – смолол первую муку.

Кто-то, замесив муку на воде, получил первое тесто. Вот была вкусная еда!

Кто-то из первого теста на раскалённом камне, как на сковороде, испёк лепёшку. То был первый – пресный хлеб.

Но до хлеба, который мы теперь едим, были ещё долгие века. Нужно было овладеть тайной закваски.

Историки считают, что первыми хлеб на закваске пекли египтяне в Африке. Этот способ переняли народы Европы.

Средиземное море, отделяющее Европу от Африки, не так уж широко. В древности греки и римляне и торговали с египтянами, и воевали. Как гости или как завоеватели, отведав вкусного хлеба, увозили домой кувшины с чудодейственной закваской.

Почему хлеб стал называться хлебом

Хлебопекам Древней Греции мы обязаны, как считают многие учёные, и самим происхождением слова «хлеб». Греческие мастера применяли для производства этого продукта горшки специальной формы, называемые «клибанос». От этого , по мнению специалистов, у древних готов было образовано слово «хлайфс», которое затем перешло в язык древних германцев, славян и многих других народов. В старонемецком языке существует слово «хлайб», которое похоже на наш «хлеб», украинский «хлиб» и на эстонский «лейб».

Каким был хлеб на Руси

С древнейших времён выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почётным.

В примитивных пекарнях готовили хлеб мастера, которых называли хлебниками. Кроме хлебников хлеб выпекали и в каждом доме. Выполняли эту работу обычно женщины. Книга «Домострой» указывает, что для приготовления хлеба мастера обязаны были знать, «как муку нужно сеять, сколько может получиться высевков при этом, как приготовить квашню теста, замесить его, как куски теста валять и испечь их, сколько надо брать муки на приготовление нужного количество хлеба».

В XI столетии на Руси выпекали кислый, т. е. сброженный, хлеб из ржаной муки. Производство ржаного хлеба было большим искусством, оно основывалось на применении специальных заквасок, или квасов, секрет приготовления которых держался в строжайшей тайне и передавался из поколения в поколение.

Кроме ржаного хлеба в монастырских пекарнях на Руси выпекали просфоры и хлеб из пшеничной муки, сайки, калачи и другие хлебные изделия. В летописях X – XIII вв. упоминаются «хлебы чистое зело», 2хлебы с мёдом, маком, творогом», ковриги, разнообразные пироги со всевозможной начинкой, являющиеся непременной частью праздничного стола.

Хлеб на Земле Олонхо

На территории Якутии человек заселился ещё в древние времена. Следы его пребывания археологи обнаруживают в различных районах Якутии – от Олёкминска до устья Колымы.

Первые русские крестьяне-землепашцы появились на Лене в 70-ые гг. XVIIв. Они, опираясь на развитое якутское животноводство и их опыт выживания в суровых условиях Севера, начали внедрять культуру земледелия. Под Якутском впервые засеяли хлеб в 1643г. Очагами земледелия были также Амгинская слобода и Олёкминский округ.

Когда русские пашенные крестьяне стали распространять хлебопашество в Якутии, то якутам было не трудно перенимать земледелие. В древности предки якутов знали хлебопашество и они просто вспомнили это.

Начальник Якутской области Н. Мягков содействовал распространению земледелия. В 1827г. на Намской земле он основал село Никольское с целью обучить местное население хлебопашеству. Здесь селились ссыльные поселенцы. Стали сеять ячмень. С 1853г. намские якуты сами стали сеять хлеб, научились применять железный серп, косу, сажать овощи.

Из чего пекут хлеб

Белый хлеб пекут из белой пшеничной муки, а черный получается из ржаной муки темно- серого цвета.

Пшеница и рожь могут по праву считаться основными кормильцами человека. При раскопках в Иране и Турции были найдены зерна пшеницы, выросшей в 65 – 50 гг. до нашей эры. Древние колосья пшеницы находили на территории Армении, Крыма, на Балканском полуострове. Зерна древних пшениц были плотно завернуты в чешуи и выколачивались с большим трудом.

В течение тысячелетий в результате отбора были получены сорта современных пшениц. Наиболее урожайная пшеница мягкая, или летняя. К тому же она легко обмолачивается. Есть уже более 400 её разновидностей, но учёные ещё работают над улучшением её свойств. К твердым принадлежат только виды пшеницы твердой и пшеницы тучной, которая имеет ветвистые колосья. Именно из твердых пшениц делают лучшие сорта хлеба и макарон. Зерна легко высыпаются из их колосьев. Ученые вывели сорта пшениц с коротким и толстым стеблем, чтобы она не полегала при уборке.

Рожь известна ещё с бронзового века. Её стали сеять потому, что в северных районах пшеница быстрее погибала, а рожь, которая была её сорняком, оказалась более стойкой к холоду. Ученые скрестили пшеницу и рожь и получили их гибрид – трицикале.

Хлебные злаки делят на яровые и озимые. Озимые рожь и пшеницу сеют в конце лета или осенью, а урожай собирают на следующий год. Озимые хлеба дают большой урожай, так как у них лучше развиты корни и листья, они лучше используют влагу. Но они страдают от сильных морозов, ледяной корки. Там, где зимы особенно суровые, озимые не сеют. Яровые сорта сеют весной. А осенью получают урожай зерна.

Блокадный хлеб

Летом 1942 г. наш миномётный дивизион перебрасывали на Волховский фронт, к Ладожскому озеру, поближе к Ленинграду. На разъезде, в сыром чахлом лесу, поезд остановился. Рядом стоял встречный пассажирский с эвакуированными ленинградцами. У вагона бродила девушка. Восемнадцатилетний гвардеец, уже малость нюхнувший пороху, хотел побалагурить с ней. Она отошла от него, ни слова не ответив.

Девушка была толстая. В поношенном, ветхом сером пальто.

Много лет спустя, он часто вспоминает тот разъезд, и поздний стыд охватывал его. Единственное, что оправдывало его бестактность – недостаточное знание беды окруженного Ленинграда. Его ленинградская сверстница к дню их встречи перенесла столько бомбежек и артобстрелов, сколько выпадает на долю настоящему фронтовику. Но она ещё испытала и голод, какого солдат на фронте не испытывал. И ещё он не знал тогда, что, прежде чем высохнуть, человек от голода пухнет.

Зима 1941/ 42 годов была для ленинградцев самой страшной. Фашисты разбомбили и сожгли в городе склады зерна. Снабжение города через Ладожское озеро ещё не было отлажено. Хлебная норма в ту зиму сокращалась до 125 граммов на день.

Сейчас мы не хотим, чтобы тяготы, выпавшие ленинградцам, повторились с нами, чтобы ты ел такой хлеб, какой ели они, - из горелого зерна, с почти несъедобными добавками. Но всё же попробуй, пусть отдалённо, ощутить хлебную норму блокадного города. Отрежь от килограммовой буханки восьмую часть. И не ешь ничего сутки, кроме этого куска.

Самый горький сладкий хлеб

Это было во время Великой Отечественной войны. Шли солдаты строем мимо одной деревни, только что освобождённой от фашистов.

В поле около этой сгоревшей деревни работали женщины и дети. У них был плуг. К плугу были привязаны лямки: две побольше, три поменьше. В большие впряглись две женщины, в маленькие – трое ребятишек. Они тащили плуг по полю. Ещё одна женщина держала плуг за ручки, вела его в борозде.

Солдатам нельзя было останавливаться, они не могли им помочь, так как за грядой бугров ещё гремел бой.

Много ли они вспашут? Много ли посеют?

После плуга по комкам им тащить ещё борону. Потом посеют руками зерно. И вырастет только к осени хлебушек. Сладкий – сладкий. И самый горький.

Тонна в год

Говорят: «Деньги счёт любят». Ещё больше счет любят пшеница и рожь.

Однако хлеб у нас считают в основном те, кто его растит и распределяет. А надо, чтобы считали и едоки – к пользе самих едоков, то есть все мы от мала до велика.

Для счёта хлебу запомним: человеку в год нужна тонна зерна. Всякого в сборе: пшеницы и ржи, ячменя и овса, риса и кукурузы, проса и гречихи, гороха и фасоли.

Не вся тонна пойдёт на выпечку хлеба, пряников, баранок, на изготовление круп, макарон и лапши. Большую часть тонны съедят коровы, свиньи, овцы, склюют куры, утки, гуси. Но эта большая часть вернётся к человеку в виде мяса, масла, молока, яиц и других продуктов.

Итак, чтобы хорошо питаться, каждому в год нужна тонна зерна.

Запах хлеба

Внутри хлеба температура сто градусов. А снаружи двести и больше. В такой жарище с поверхности булки или буханки вода быстро испаряется. Крахмал теста при этом превращается в новое вещество – декстрин; он – то и окружает мякиш золотистой оболочкой – коркой.

Корочка подрумянилась. Мякиш пропёкся. Хлеб готов. Вынутый из печи, он несколько часов будет остывать.

А дальше магазин и наш стол.

Хорошо ли хлеб получился? Это можно сказать и не пробуя его. Надави на кусок каравая, прижми верхнюю корку к нижней. И убери руку. Если мякиш распрямится, если поднимает верхнюю корку до прежней высоты, значит, хлеб хорош.

Спасибо растившим жито!

Спасибо пекарю!

Загадки

Весь мир кормит, сама не ест. (Мельница).

Полон хлев бесхвостых овец; одна была с хвостом – и та ушла. (Хлебы в печи, лопата, которой хлебы в печи сажали).

Полна коробочка золотых воробышков. (Жар в печи).

На железном на мосту распухаю и расту. (Оладьи).

Слушаю, послушаю: вздох за вздохом, а в избе ни души. (Квашня).

Стоит Андрюха, набитое брюхо. (Амбар с зернами).

На току, на току толстый дядя на боку. (Мешок с пшеницей).

Стоят столбы точёные, головки золочёные. (Рожь).

Побегунчики бегут, покатунчики катят, рогатиков везут хохлатиков колоть. (Ноги лошади, колёса телеги, вилы, снопы).

На тонце на деревце животы наши качаются. (Колосья).

Маленький, горбатенький всё поле обрыщет, домой прибежит, целый год пролежит. (Серп)

Тысяча братьев одним поясом подпоясаны. (Сноп).

На кургане, на варгане стоит курочка с серьгами. (Овёс).

Мешено, квашено, валяно, на стол поставлено. (Хлеб).

Пословицы и поговорки

1. Всякое семя знает своё время.

2. Посеешь в пору – соберёшь зерна гору.

3. Лучше голодай, а добрым семенем засевай.

4. Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто с сохой ходит.

5. Некогда лежать, когда пришла пора жать.

6. Ломота в спине, да зато хлеб на столе.

7. Хлеб на столе, так и стол престол, а хлеба ни куска – и престол доска.

8. Не гляди в небо, там нет хлеба, а к земле ниже – к хлебу ближе.

9. Жнут летней порою, а жуют холодной зимою.

10. Хлеб – батюшка, водица – матушка.

Итоги анкетирования среди учащихся 5-6-7 классов

Всего учащихся – 22

№ Вопросы анкеты Да Нет

1. Любишь ли ты есть хлеб? 20 2

2. Знаешь ли ты: из чего печётся хлеб? 21 1

3. Знаешь ли: сколько хлеба ты ешь в день? 3 19

4. Знаешь ли: сколько хлеба ты ешь в год? 1 21

5. Бросал ли ты когда-нибудь хлеб на землю? 6 16

6. Знаешь ли ты, как ценился хлеб в годы войны? 14 8

7. Знаешь ли ты, сколько этапов работы проходит хлеб, прежде чем будет положен на твой 15 7

8. Пёк ли ты сам когда-нибудь хлеб? 12 10

Из анкеты видно, что почти все любят есть хлеб и знают то, как и из чего печётся. Конечно же, многие не знают: сколько едят хлеба за день, тем более за год, потому что мы никогда над этим не задумываемся.

Радует то, что многие никогда не бросали хлеб на землю, знают о цене хлеба в годы войны, знают об этапах прохождения хлеба до нашего стола. Очень лестно и удивительно то, что ребята хотя бы раз уже сами пекли хлеб.

Итоги анкеты говорят о том, что наши ребята все-таки кое-что знают о хлебе, очень ценят его и любят.

Заключение

Значение слова «хлеб» в словаре С. И. Ожегова – это «пищевой продукт, выпекаемый из муки». Вот такое небольшое определение дает известный русский филолог этому слову. Но что скрывается за этим?

А за этим скрывается тысячи и тысячи лет изобретения и сохранения этого прекрасного и незаменимого продукта, тысячи и тысячи разных исторических лиц и их судеб, тысячи и тысячи тонн пота рабочих и тружеников, разных историй и тайн.

О хлебе издавна народ любил слагать песни, разгадывать загадки, придумывать пословицы и поговорки. Хлеб издавна является незаменимым продуктом для каждого человека, будь он бедным или богатым. Он украшал столы египетских фараонов, разных королей и царей. Также он был незаменим и на столах рабов и крестьян.

Особенно дорог был хлеб во время войн. Он ценился уже не на золото, а на жизнь.

Это мы видим в сказке Константина Георгиевича Паустовского «Тёплый хлеб». Автор, конечно, осознанно создал такой сюжет, где несчастье приходит в деревню после того, когда на землю, в снег, бросили хлеб, ударив при этом коня по губам. Ведь во все времена хлеб был и остаётся мерилом благополучия народа, домашнего уюта и теплоты, любви и добраПоэтому, когда мы осознанно ли, неосознанно ли показываем неуважительное отношение к хлебу, пренебрежение к нему, то такое же отношение мы можем получить и по отношению к себе от нашего окружения.

Идея произведения в том, что мы не должны обижать животных, которые помогают нам в жизни, что мы должны бережно относиться к хлебу, самому дорогому продукту, который нам даёт жизнь, энергию. Ведь хлеб – это наш друг. Он бескорыстный, бессловесный. Ничего от нас не требует, ни в чем не упрекает.

Великое благо каждый день иметь на столе хлеб - завоевано в суровой борьбе и труде нашего народа. Порой мы забываем об этом. И видим иногда брошенный на землю ломоть хлеба, недоеденные батоны и буханки в мусоросборниках наших городов, беззаботных школьников, кидающих друг в друга оставшиеся от обеда куски хлеба

Следует экономно и бережно обращаться с нашим дорогим хлебом. Мы должны сказать большое спасибо нашим дедам и прадедам, что нет у нас боязни - потерять кусок хлеба.

Так будем же относиться к нему с уважением и любовью, будем его беречь!

И спасибо писателям за то, что они заставляют нас задуматься над таким, казалось бы, обычным, но очень важным и жизнеутверждающим продуктом – хлебом.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)