Производство  ->  Агропром  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Растительный мир нашей планеты

Растительный мир нашей планеты беспредельно разнообразен: ученые насчитывают в общей сложности около 500 тысяч видов только ныне живущих растений. И пусть человек пока вовлек непосредственно в сферу своей деятельности менее одного процента из них, есть основания утверждать, что люди постоянно используют все зеленое богатство Земли. Ведь именно растения поглощают углекислый газ и выделяют в атмосферу кислород, которым мы дышим, создают из неорганических веществ и воды органическое вещество, необходимое нам для питания и для питания животных, в том числе домашнего скота. И одежду, и топливо (нефть, газ, уголь), и сырье для различных отраслей промышленности, и многое другое, также жизненно необходимое, мы имеем благодаря растениям. Даже отмирая, они приносят пользу, образуя вместе с микроорганизмами плодородный слой почвы.

С незапамятных времен и до наших дней человек занимается непосредственно возделыванием нужных ему растений, которые он для этого когда-то, сотни и даже тысячи лет назад ввел в культуру. Земледельцы во все времена стремились получить с каждого занятого посевами поля как можно более высокий урожай, поэтому на протяжении веков старались внести изменения в природу сельскохозяйственных растений, с тем чтобы они стали продуктивнее, устойчивее к болезням и вредителям, менее требовательными к условиям произрастания. Работа в этом направлении ведется и в наши дни. Но зачастую для очередного шага вперед современным земледельцам и селекционерам необходимо знать «родословную» того или иного растения.

Между тем место происхождения и дикие предки большинства культурных сельскохозяйственных растений до сих пор окончательно не установлены — ученые пока не пришли к единому мнению на этот счет. Поиск и накопление новых данных продолжаются.

Могут возникнуть вопросы: а нужно ли все это? Не все ли равно, где впервые начали выращивать пшеницу или картофель, от каких диких предков произошли просо или рис? Нужно ли об этом спорить и тратить на поиски ответов силы и средства? Да, нужно. Знание путей формообразования культурных растений, их родины и, следовательно, климатических условий, в которых они развивались, позволяет сейчас с помощью современной науки и техники уверенно изменять их природу с наибольшей пользой для человека.

Происхождение и этапы развития окружающей нас природы всегда интересовали и интересуют не только ученых. Тем более если речь идет об известных всем растениях. Но кроме удовлетворения вполне понятного любопытства, ответы на поставленные вопросы имеют и большое практическое значение. Известный советский ученый-ботаник академик В. Л. Комаров в свое время писал: «Чем точнее мы знаем, как произошли наши культурные растения, тем легче решать практические задачи, связанные с выведением новых сортов, с выработкой улучшенных сельскохозяйственных растений».

Главный хлеб

Из всех сельскохозяйственных культур, выращиваемых на нашей планете, пшеница занимает самую большую посевную площадь — около 250 миллионов гектаров. В нашей стране она основная продовольственная культура, главный хлеб.

Большая часть пшеничного зерна размалывается на муку, которая идет на выпечку хлеба. Пшеничный хлеб отличается высокой питательностью, хорошей усвояемостью, отличным вкусом. Он не приедается и прост в приготовлении. Поэтому пшеничный хлеб у народов Европы, Америки, Австралии и ряда стран Азии и Африки стал основным продуктом питания. Кроме хлеба, из пшеницы готовят крупы, макаронные и кондитерские изделия, крахмал, спирт. Зерно пшеницы легко хранить, транспортировать и перерабатывать. Отруби, получаемые как отходы при переработке зерна на муку и крупу, — ценный корм для животных. Солома и мякина также идут на корм скоту.

История возделывания пшеницы уходит в глубь тысячелетий.

Ряд археологических находок на территориях современных Ирана, Ирака, Иордании, Турции свидетельствует, что ее выращивали там в 8—7 тысячелетии до нашей эры.

Есть и письменное подтверждение того, что пшеница возделывалась еще в древности. В 4—3 тысячелетии до нашей эры в Междуречье Тигра и Евфрата существовало государство Шумер. Жители его первыми на Земле изобрели колесо и плуг-сеялку, научились добывать медь и возводить из сырцового кирпича здания, дворцы, храмы, построили грандиозные по тому времени ирригационные сооружения. Именно шумеры впервые в истории человечества создали письменность.

Современные ученые расшифровали древние клинописные письмена шумеров и смогли прочитать их поэмы, басни, погребальные песни, а также всевозможные мифы. Среди них был миф и о зарождении земледелия.

Вот что рассказывалось в нем.

«Аппунаки — духи земли, порожденные богом, питались травой и кореньями и не знали, что такое хлеб. Боги задумали улучшить жизнь аппунаков на земле. Боги слепили из глины божественного юношу Лахара — пастуха и его сестру Ашнан — богиню зерна. Лахар стал пасти овец и коз. Для Ашнан бог мудрости Энки создал мотыгу, и она провела на полях первые борозды и засеяла их зернами ячменя и полбы. Вскоре поднялись и зашелестели первые кудрявые колосья. Обрадованные боги построили для Ашнан великий дом, а потом Энки смастерил первый плуг и запряг в него пару ослов.

Лахар стал завидовать сестре. Они поссорились. В споре Лахар говорил: «Без меня великие боги и аппунаки не имели бы вкусного молока и теплых одежд и прозябали бы в голоде и холоде». Ашнан возражала: «Что делали бы боги и аппунаки без хлеба и вина?» Тогда собрался совет великих богов, выслушал брата и сестру и вынес решение: «Только хлебом можно насытиться, ибо он укрепляет тело, а вино веселит сердце. Хлеб и вино важнее для жизни, чем молоко и шерсть. Ашнан, питающая богов и богинь, должна занимать первое место, и брат ее Лахар не смеет равняться с ней, а должен чтить ее и признавать старшинство».

Эта шумерская легенда — одно из свидетельств зарождения культурной пшеницы там, где некогда процветала древняя страна Шумер.

Первооткрывателем «прародины» древнейших культурных злаков по праву можно считать Николая Ивановича Вавилова. Первый президент ВАСХНИЛ, академик, президент Всесоюзного географического общества, всемирно известный ученый-биолог, неутомимый исследователь, он возглавил целый ряд ботанико-агрономических экспедиций по всем континентам, в результате которых были установлены очаги формообразования многих культурных растений. Его исследованиями, результаты которых были положены в основу труда «Центры происхождения культурных растений», было доказано, что культивирование пшеницы началось в Передней Азии, включая западную часть Ирана, северную половину Аравийского полуострова, Малую Азию, Закавказье. В горных районах Армении и Азербайджана кое-где и сейчас встречаются целые заросли дикорастущих видов этого растения. Именно оттуда еще в глубокой древности она расселилась по всей Европе и Азии и частично проникла в Африку.

В Америке и Австралии, до их открытия европейцами, пшеницы не было. Впервые в Латинскую Америку ее завезли из Испании в 1528 году, в Северную Америку она попала в 1602, а в Австралию — лишь в 1788 году.

Результаты исследований, проведенных современными учеными, полностью подтвердили выводы Вавилова.

Следует, наверное, сказать, что пшеница стала в полном смысле хлебным растением отнюдь не сразу. Судя по всему, в доисторические времена человек, независимо от того, собирал он дикорастущие растения или сам выращивал их, употреблял зерна в пищу в целом виде. Затем он стал разминать и растирать зерно на примитивных каменных терках, смачивать полученную муку водой, получая кашицу. Со временем он научился ее варить и готовить кашу. Однако прошло довольно много времени, прежде чем нехитрое кушанье — пресная лепешка, испеченная на костре или на раскаленных углях, стала повседневной пищей человека.

Пресные лепешки оставались основным хлебным продуктом питания вплоть до средних веков, когда, наконец, люди научились разными способами, главным образом заквашиванием, приготовлять тесто и выпекать из него рыхлый хлеб. Употребление последнего вошло в обиход в странах Европы лишь в IX—XI веках. Но и древние

Твердая пшеница выращивается в ограниченных районах земного шара с теплым и сухим климатом — в Малой Азии, в Средиземноморских странах, на Ближнем и Среднем Востоке, в США и Канаде. В Советском Союзе яровая твердая пшеница высевается в Поволжье, на Южном Урале, в Казахстане и в некоторых других районах. На мировом рынке наша твердая пшеница ценится особенно высоко.

Мягкая озимая пшеница выращивается в районах с достаточно влажным, нежарким климатом. Ее возделывают в большинстве стран Европы, за исключением самых северных районов, где преобладает мягкая яровая пшеница.

В дореволюционной России пшеницу выращивали е основном на Украине, на Дону и Кубани, в Поволжье, на юге Урала, в Сибири (в центральной и северной частях России основным хлебным растением была рожь). В наше время пшеницу выращивают на всем протяжении от южных районов Архангельской области до южных границ нашей страны, от Брестской области до Дальнего Востока. Селекционеры вывели скороспелые сорта, вызревающие даже под Верхоянском.

С самых зачатков земледелия для получения более высоких урожаев, в частности пшеницы, человек отбирал лучшие экземпляры растений и непрерывно из поколения в поколение улучшал условия их произрастания. Такой отбор земледельцы проводили везде, в том числе и на территории нашей страны, на протяжении многих столетий. В результате в России еще в XVIII веке в посевах появились, например, такие устойчивые сорта народной селекции, как мягкие яровые — Полтавка, Гарновка, Улька, Русак; озимые — Банатка, Крымка, Белоколоска, Сандо-мирка; твердые — Белотурка, Кубанка, Арнаутка, Черноуска (в Закавказье — Сара-бугда, Кара-бугда, Тавтуки).

Впоследствии они послужили исходным материалом при выведении ряда селекционных сортов пшеницы. В частности, из Сивоуски был выведен сорт Мелянопус 69, из Белотурки — Гордеиформе 189, которые в свое время занимали сотни тысяч гектаров.

В нашей стране селекционная работа с пшеницей была начата в конце прошлого столетия с изучения местных стародавних сортов пшеницы. В 1894 году при ученом комитете министерства земледелия было организовано «Бюро по прикладной ботанике» (преобразованное впоследствии во Всесоюзный институт растениеводства им. Н. И. Вавилова), положившее начало селекции сельскохозяйственных культур. В 1896 году профессор А. Е. Зайкевич издал книгу «К вопросу о сортах русских пшениц и их классификация». В 90-х годах на опытной станции в Седлецкой губернии (ныне Польская Народная Республика) интересную работу проводил А. Л. Семпо-ловский, издавший в 1897 году практическое руководство по селекции и семеноводству.

Началом же развития подлинно научной отечественной селекции считается 1903 год, когда Д. Л. Рудзинский, признанный по праву пионером селекционного дела в России, стал читать в Московском сельскохозяйственном институте (ныне Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева) курс лекций «Селекция и семеноводство» и организовал при институте селекционную станцию, где под его руководством были выведены первые в нашей стране, ставшие потом широко известными, селекционные сорта озимой пшеницы Московская 2453 и Московская 2411, а также некоторые сорта льна, овса и гороха.

За период с 1908 по 1913 годы были созданы Харьковская, Саратовская, Безенчукская, Шатиловская, Тулунская, Одесская и некоторые другие опытные станции, на которых наряду с опытной велась и селекционная работа, в первую очередь по пшеницам. В 1911 году в Харькове состоялся первый съезд селекционеров и семеноводов

Следует отметить, что в мировой селекции в послевоенные годы были достигнуты большие успехи. Ошеломляющим, например, было известие о выведении и внедрении в производство короткостебельных пшениц, вызвавших так называемую «зеленую революцию».

Впервые о «зеленой революции» заговорили в связи с успешными работами ученых из Международного центра по улучшению сортов кукурузы и пшеницы, которые проводили свои исследования под руководством выдающегося американского ученого доктора Нормана Бор-лоуга

. Дорого, любо, кормилица-нива,

Видеть, как ты колосишься красиво,

Как ты янтарным зерном налита,

Гордо стоишь, высока и густа!

Н. Некрасов

Ветерок спросил, пролетая:

Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:

Золотые руки растят.

Г. Серов

Матушка рожь

Рожь по-украински жито, а жизнь — життя. Не родственны ли эти слова — рожь и жизнь? Ведь было время, когда на Руси ржаной хлеб был главным продуктом питания. И недаром народ сложил множество пословиц и поговорок, восхваляющих эту культуру. «Матушка рожь кормит всех сплошь, а пшеничка по выбору», «Ржаной хлебушко калачу дедушка», «Ржаной хлеб всем хлебам хлеб», — с любовью и уважением говорили люди.

Выдающиеся русские поэты А. В. Кольцов и Н. А. Некрасов, А. А. Фет и А. И. Майков в своих стихах воспевали ржаное поле, рожь.

Ржаные поля рисовали на своих полотнах и русские художники. Вспомним хотя бы такие замечательные картины, как «Рожь» И. И. Шишкина и «Поддень в окрестностях Москвы», «Косцы» Г. Г. Мясоедова. Да и песен про рожь немало сложено.

Для подавляющей части населения дореволюционной России хлеб из ржаной муки был повседневным основным продуктом питания: для крестьян большей части страны потому, что свой, «доморощенный», его не нужно было покупать, а для малообеспеченных городских жителей — рабочих, ремесленников, мелких служащих — оттого, что всегда был дешевле пшеничного. Белый хлеб, булки, баранки, калачи покупались этими слоями населения лишь к праздникам. Только зажиточные семьи могли каждый день есть хлебные изделия из пшеничной муки. Исключение составляла южная часть России, где выращивалась в основном пшеница, и поэтому для крестьян, да и городских жителей, пшеничный хлеб был там более доступен, чем ржаной.

Впрочем, конкуренции между пшеничным и ржаным хлебом нет и не может быть. Один другого не заменяет, а дополняет. И на вопрос, какой хлеб лучше, можно смело ответить: оба лучше.

Основные сорта ржаного и пшеничного хлеба по химическому составу мало отличаются друг от друга. Пшеничный хлеб превосходит ржаной по белкам, но белки ржаного полноценнее по содержанию незаменимых аминокислот, особенно лизина и треонина, витаминов В, В2, РР и А. Это делает ржаной хлеб необходимым и ценным в рационе человека, особенно при недостатке мясной пищи.

Ржаная солома издавна в русской деревне служила основным кровельным материалом для изб и разных хозяйственных построек. Ее и в наши дни используют для изготовления матов, шляп, корзин, на подстилку скоту. Из нее получают лигнин и фурфурол, применяемые при изготовлении пластических масс, лаков для предохранения древесины от гниения и т. п. Можно солому использовать и для изготовления бумаги.

Рожь высевается и специально на ранневесеннюю зеленую подкормку для скота. В районах Нечерноземной зоны ее в этом смысле нельзя заменить никакой другой культурой, так как она рано и обильно начинает отрастать при сравнительно низких весенних температурах.

Рожь в сравнении с пшеницей меньше страдает от суровых зим северной части Европейского материка, особенно России, произрастает на бедных суглинисто-супесчаных почвах, при повышенной их кислотности. Она дает сравнительно удовлетворительные урожаи даже на легких супесях, таких, где пшеница расти совсем не может.

Если пшеница и ячмень бесспорно самые древние культуры, выращиваемые человеком, то рожь по сравнению с ними еще совсем «молода».

Тайну происхождения культурной ржи открыл академик Н. И. Вавилов. Обобщая результаты научных экспедиций (своих и сотрудников ВИ Ра) во многие уголки земного шара для изучения вопроса о происхождении культурных растений, в статье «Ботанико-географические основы селекции» он писал:

«Совершенно определенно выяснилось, что культурная рожь возникла из сорно-полевой ржи, засорявшей озимую пшеницу и озимый ячмень в Юго-Западной Азии и в Закавказье, где до сих пор рожь сосредоточена в поразительном многообразии в качестве сорняка. В Афганистане рожь поистине злостный сорняк, не уступающий по вреду овсюгу, в особенности при наличии здесь особых форм ржи, склонных к осыпанию.

С продвижением культуры пшеницы и озимого ячменя к северу из Юго-Западной Азии — основного центра формообразования мягких пшениц — в Европу, в Сибирь рожь начала вытеснять пшеницу. Благодаря присущей ржи зимостойкости и меньшей требовательности к почвенным условиям она вытесняла, помимо воли человека, пшеницу и вышла в самостоятельную культуру, как это можно наблюдать до сих пор в отдельных местах в горных районах Юго-Западной Азии и у нас на Северном Кавказе».

На границе распространения посевов ржи и пшеницы крестьяне нередко специально сеяли их смесь — суржу. В этом случае при благоприятных условиях зимовки хорошо росла пшеница, а в случае ее выпадения урожай компенсировался рожью.

Следует отметить, что ученые, изучающие вопросы происхождения культурных растений, полностью поддержали теорию Н. И. Вавилова о происхождении ржи. Так, например, известный ботаник, академик В. П. Комаров в книге «Происхождение растений» писал: «Культурная рожь являет собой чрезвычайно редкий пример растения, выдвинутого не искусственным, а естественным отбором, переживанием сорного растения при постепенном вымирании культурного. Возникнув первоначально в странах к югу от Кавказа и Каспийского моря и развив там большое богатство форм, рожь проникла в культуру пшеницы. В следующем периоде, когда земледелие стало распространяться на север, северные народности добывали посевной материал от своих южных соседей. Они получали на посев зерно пшеницы, засоренное зерном ржи, и чем севернее закладывалась новая культура, тем меньший процент вызревал пшеницы, тем больший ржи, пока рожь не становилась единственным полевым растением, успевшим вызреть в условиях северного климата».

На Кавказе и сейчас можно обнаружить все переходные формы ржи от дикой ломкой и полуломкой до вполне культурной, уже с неломким колосом. Там же в недавнем прошлом можно было видеть в посевах и суржу, какую Н. И. Вавилов наблюдал в Афганистане.

В связи с легкой засоряемостью рожью посевов пшеницы и ячменя долгое время бытовало заблуждение о биологическом перерождении этих культур в рожь. Более того, находились люди, которые писали о перерождении овса в рожь. Сегодня, конечно, нельзя без улыбки читать опубликованное в 1836 году в «Земледельческой газете» сообщение некоего А. Соколовского о том, что он якобы вывел рожь из овса путем трехкратного его подкашивания в течение лета перед выходом в трубку с последующей перезимовкой. И хотя редакция «Земледельческой газеты» в примечании к этому описанию и отметила, «что подобного перерождения в природе не бывает и оно противно ея законам», нашлись люди, которые утверждали, что они также провели подобные испытания и даже получили противоречивые результаты. Были поставлены специальные опыты такого посева и в Московском обществе сельского хозяйства, и на Вологодской учебной ферме. Как и следовало ожидать, они дали отрицательные результаты. Однако подобное суждение о появлении ржи путем перерождения встречалось вплоть до выхода знаменитого сочинения Ч. Дарвина «Происхождение видов», опубликованного в 1859 году.

Следует отметить, что, к сожалению, уже в наше время была предпринята попытка возродить «теорию перерождения». Нашлись ученые, которые заявляли, что биологические виды под влиянием изменения внешней среды способны порождать другие виды. Так, например, академик Г. Д. Лысенко считал, что пшеница может перерождаться рожь, рожь — в костер и т. п. Современная наука развенчала эти «теории», и они потерпели полный крах.

Историческим свидетельством того, что рожь вначале была сорным растением в посевах пшеницы и ячменя, служат и археологические расследования. Так, например, раскопки наиболее древних поселений показывают, что зерна ржи были лишь примесью к пшенице и ячменю. В более поздних археологических слоях, а также с продвижением посевов на север примесь ржи в пшенице увеличивалась, и в конце концов зерна ржи оставались единственными.

Самые древние археологические находки, свидетельствующие о начальном периоде культивирования ржи в Европе, были обнаружены на территории современной Чехословакии в слоях, относящихся к бронзовому веку. Интересно, что никаких следов культивирования ржи не найдено при раскопках поселений древнейших государств: Ассирии, Вавилонии, Египта, Китая, Индии. Исследователи считают, что впервые ввели рожь в культуру славяне, поэтому она является подлинно славянской культурой и лишь много позднее попала к кельтским и германским народам.

Первое письменное упоминание о ржи относится к началу нашей эры. Древнеримский писатель и ученый Плиний Старший (23-й или 24—79-е годы нашей эры) в своем труде «Естественная история» отмечал, что рожь — главнейшее хлебное растение кельтов. Однако он, как представитель привилегированного, наиболее богатого сословия Древнего Рима — патрициев, дал ей очень нелестную оценку. «Хлеб из ржи, — писал он, — плохого качества и может служить только для утоления голода. Мука ржаная темная, тяжелая. Для улучшения ее вида к ней подмешивают полбы; тем не менее она в высшей степени противна для желудка». Плиний писал также, что рожь возделывают тавры — жители Таврики (южная часть Крымского полуострова) и Македонии.

О посевах ржи во Фракии и Македонии сообщал и древнеримский врач Гален (ок. 130 — ок. 200 годы нашей эры).

Итальянский путешественник Марко Поло, совершивший в 1271 —1275 годах путешествие по странам Центральной, Восточной и Южной Азии, отмечал, что жители этих стран выращивали пшеницу, ячмень, просо, хлопчатник и другие культуры, но среди них не упоминал ржи. Однако как сорное растение в тех районах она в посевах пшеницы и ячменя, конечно же, встречалась.

На территории нашей страны (на Украине) археологи находили небольшие количества зерен ржи среди зерен пшеницы и ячменя при раскопках городищ трипольской культуры, относящейся к 3-2 тысячелетиям до нашей эры. Видимо, в тот период рожь как самостоятельная культура еще не выращивалась, а была сорной примесью. Начало же возделывания этой культуры на территории Украины ученые относят ко времени существования Скифского государства (8—3 века до нашей эры).

Значительно позже рожь в культуре появилась в северных районах: у Старой Ладоги (Ленинградская область) в 7—9 веках, на территории Прибалтики и в Новгороде — в 11—12 веках.

Письменные сведения о культуре ржи в Древней Руси имеются у первого русского летописца Нестора (начало 12 века).

Неоднократные упоминания в Московских и Новгородских летописях XII—XV веков о посевах ржи, главным образом в связи с их гибелью от стихийных бедствий, позволяют предполагать, что рожь в этих местах в то время была ведущей культурой. А со времен царствования Ивана Грозного (1530—1584 годы) зерно ржи из Руси уже экспортировалось в зарубежные страны.

Рожь занимала первое место среди всех возделываемых культур и являлась основным хлебным растением России до конца 19 века. В словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, в частности, написано, что в России в 1898 году рожью засевалось 37 процентов всей возделываемой площади, тогда как овсом — 29, пшеницей — 16,5, а ячменем — 7 процентов. В немалой степени это объясняется тем, что в крестьянском хозяйстве при примитивной трехпольной системе земледелия на плохо удобряемых землях рожь давала более устойчивые урожаи, чем пшеница. Лишь в 20 веке рожь по площади посева несколько уступила пшенице — яровой и озимой (вместе взятым). Это произошло в основном за счет расширения посевов последней в хозяйствах крупных землевладельцев вследствие увеличения спроса на зерно пшеницы и повышения цен на него.

В настоящее время в нашей стране посевы ржи занимают площадь около 8 миллионов гектаров и простираются до Заполярья.

Рожь в природе представлена тринадцатью видами, из которых лишь один вошел в культуру. Дикие и сорно-полевые в большом разнообразии многолетних и однолетних форм произрастают в Афганистане, Иране, а также в нашей стране, в Закавказье. Во многих регионах она известна лишь как сорняк. Народы Юго-Западной Азии рожь называют «джоудар», «чондар», «чавдар», что означает растение угнетающее, терзающее или засоряющее пшеницу и ячмень. Академик Н. И. Вавилов после посещения Ирана писал: «В Иране нам не пришлось видеть культурной ржи. , но как сорное растение в посевах пшеницы (реже ячменя) она встречается в таком количестве в Хамаданской и Казвинской провинциях, что без расспросов и внимательного осмотра полей можно было подумать, что здесь сеют рожь (это и думают некоторые путешественники); в особенности это легко предположить, потому что рожь к моменту созревания выше пшеницы, и первый ярус посева, бросающийся в глаза, состоит почти из одной ржи».

В дореволюционное время и в первые годы Советской власти рожь убирали в основном вручную, серпами, вязали снопы, ставили их для просушки в суслоны или бабки, затем свозили на ток и укладывали в скирды; в северных районах необмолоченные снопы досушивали в овинах или ригах и наконец молотили. При такой технологии уборки склонность ржи к полеганию большого значения не имела. К тому же длинная ржаная солома в большом количестве использовалась в крестьянском хозяйстве: ею крыли крыши, она шла на подстилку, а то и на корм скоту.

Но настали другие времена, на поле вышли комбайны — и ситуация в корне изменилась. При механизированной уборке полеглость хлебов заметно осложняет работу, Снижается производительность труда, учащаются поломки комбайнов. Потери урожая при уборке ржи из-за длинной соломы и общей большой массы поступающего в бункер комбайна зерна и сами по себе велики, а при полеглом хлебе резко возрастают.

Во Всесоюзном институте растениеводства имени Н. И. Вавилова из мирового генофонда выявлены ранее неизвестные формы ржи с доминантными генами короткостебельности — ЕМ-1, Малыш 72. Передача этих доноров селекционерам позволила начать работы по созданию короткостебельных, неполегающих сортов ржи с потенциальной урожайностью до 60 и более центнеров с гектара. До конца XIX века научной организации селекции ржи в России не было. Высевались в основном беспородные семена, переходившие от поколения к поколению, и лишь кое-где были выдающиеся сорта народной селекции, такие, как, например, Муравьевка и Ивановская. Известный русский почвовед П. А. Костычев в одной из своих работ также упоминал два сорта ржи народной селекции: «обыкновенная русская кустовка» и «колоссальная русская рожь», которая, по его словам, отличалась особенно длинной соломиной и высоким урожаем.

Культура всех широт

По географии распространения на земном шаре ячмень занимает первое место. Благодаря своей скороспелости он успевает созревать в нашей стране даже на побережье Белого моря, в Якутии и на севере Коми АССР. Высевается также он на Аляске и в Норвегии, где его посевы заходят далеко за Полярный круг. Кроме того, ячмень успешно выращивают в субтропиках, в южных районах Азии, а также в Африке, где его посевы приближаются к экватору. В горных районах Средней Азии и на Кавказе ячмень возделывают на высотах до 3500 метров над уровнем моря, а в Южной Америке, Китае и Непале — до 4000— 5000 метров. Ячмень выращивают даже в засушливых полупустынных районах многих стран мира.

Прежде всего ячмень — кормовое растение. В нашей стране на корм скоту идет около 75 процентов валового сбора этой культуры, а в Дании, Швеции, Польше, Канаде и некоторых других странах — до 90 процентов.

В его зерне довольно много крахмала и белка, причем в последнем содержится полный набор незаменимых аминокислот, в том числе особо ценные лизин и триптофан. По содержанию лизина он более ценен, чем белок пшеницы. И солома этого растения по своей питательности превосходит солому других хлебных злаков.

Ячменное зерно в пищевой промышленности идет для приготовления перловой и ячневой круп (есть сведения, что еще Петр Первый признавал ячневую кашу «самою спорою»). Из него же приготовляют суррогат кофе.

Хотя хлеб из ячменной муки получается низкого качества, в некоторых европейских странах ее добавляют к пшеничной при хлебопечении, а в Тибете и некоторых других горных районах мира ячмень используют непосредственно для выпечки лепешек.

Вытяжки из ячменного солода находят широкое применение в фармацевтической, текстильной, кожевенной, полиграфической и других отраслях промышленности. Зерно ячменя — основное сырье для приготовления пива. Отходы пивоваренного производства — пивная дробина — хороший концентрированный корм, близкий по питательности к пшеничным отрубям.

Ячмень — один из древнейших злаков, возделываемых человеком. Происхождение культурного ячменя уходит в доисторические времена. Очевидно, его выращивали еще в тот период, когда древний человек только начинал заниматься земледелием. Свидетельством тому служат находки археологии: при раскопках древних поселений, датируемых 8—7 тысячелетием до нашей эры и находящихся на территориях современных Ирана, Ирака и Сирии, они обнаружили наряду с зернами таких древнейших хлебных злаков, как полба и однозернянка, зерна культурного ячменя. Некоторые ученые относят начало возделывания ячменя даже к 15 тысячелетию до нашей эры.

Бесспорен среди ученых вопрос о месте происхождения обычного наиболее распространенного вида ячменя. Все согласны с заключением Н. И. Вавилова, что это — Передняя Азия, включая в это понятие Малую Азию, Сирию, Иорданию, Иран, Ирак и Закавказье. Именно оттуда это растение по Дунаю попало в Южную Россию. Из Передней Азии ячмень продвинулся и в восточные страны. А в Америку его завезли европейцы вскоре после ее открытия.

Центр происхождения голозерных видов ячменя, безостых и с короткими остями, фуркатных, у которых ости заменены трехлопастными придатками, — Юго-Восточная Азия, Китай, Япония и области, прилегающие к Тибету.

Вопрос же о том, какая именно форма ячменя послужила исходной для его культурного вида, долгое время оставался спорным.

Крупный знаток биологии и истории ячменей доктор сельскохозяйственных наук А. Я. Трофимовская, анализируя археологические, биологические и генетические данные и обобщив все имеющиеся гипотезы, провела свои изыскания и пришла к заключению, что далеким предком культурного растения послужила исчезнувшая форма дикорастущего двурядного ячменя спонтанеум с ломким колосовым стержнем, приспособленным к суровым условиям обитания. Превращение двурядного ячменя в шестирядный, по ее мнению, могло произойти сравнительно легко под влиянием естественных скрещиваний и мутаций, в то время как обратный переход маловероятен. С этой гипотезой согласны и многие другие ученые.

Первое письменное свидетельство о культуре ячменя, относящееся к 4 тысячелетию до нашей эры, обнаружено в Месопотамии: на глиняных клинописных табличках, найденных во время раскопок поселений древнего государства Шумер, ученые прочли агрономические советы по его выращиванию, а также миф, из содержания которого следовало, что это растение шумерам принесли два бога-брата с гор, где он хранился у главного бога Энлила.

Надписи на клинописных табличках свидетельствуют, что в государстве Шумер ячмень имел большее значение, чем культивировавшиеся там в то же время полба и просо.

В Древнем Египте существовала своя легенда о появлении ячменя: до царствования Осириса — бога умирающей и воскресающей природы — египтяне не знали земледелия и были людоедами. Осирис вывел их из состояния варварства. Сестра и супруга Осириса Исида — богиня плодородия, воды и ветра — нашла дикорастущие ячмень и пшеницу и дала их людям. Осирис научил людей возделывать эти злаки и употреблять их в пищу. В результате египтяне оставили людоедство и стали готовить себе еду из зерен, В этой древней стране на ритуальном праздновании в честь Осириса «в дар» богам преподносили корзины, наполненные зернами ячменя.

О широком распространении ячменя в Древнем Египте писали древнегреческие историки Геродот и Диодор, а также древнеримский ученый Плиний Старший. Последний отмечал, что из ячменя в этой стране выпекают хлеб и готовят освежающие и опьяняющие напитки.

Очень высоко ценилось это растение в Древней Греции: там ячмень не только составлял главную пищу населения, но и служил знаком отличия, наградой за особые заслуги, достижения. Так, победители спортивных соревнований, проводившихся в честь богини плодородия и покровительницы земледелия Деметры и ее дочери Персефоны, получали в качестве приза меру ячменного зерна и венок из его колосьев. Кстати, само имя греческой богини — Деметра — переводится как «мать ячменя» или «мать хлеба».

О возделывании ячменя в Древнем Риме в своих произведениях писали Колумелла и Плиний Старший.

В Индии и Китае эта культура появилась значительно позже, чем на Ближнем Востоке, после проса, риса и сорго. Однако за 2000 лет до нашей эры она была там уже широко распространена.

В странах древнего мира ячмень сначала занимал положение главной зерновой культуры и лишь с появлением пшеницы потерял свое значение. Так, Плиний Старший писал, что в прежние времена римляне готовили из ячменя хорошую муку и пекли из нее хлеб для всех жителей. Позже такой хлеб употреблялся в пищу только бедняками, им же кормили гладиаторов и воинов, проигравших сражение.

Сведения о самом раннем возделывании ячменя на территории нашей страны были получены благодаря археологическим раскопкам, проводившимся в Туркмении недалеко от Ашхабада. В культурных слоях, относящихся к 5—3 тысячелетиям до нашей эры, были найдены его солома и зерна.

В Закавказье аналогичные находки были обнаружены при раскопках древних поселений конца 3 тысячелетия до нашей эры.

О возделывании на Руси ржи, пшеницы, ячменя, овса, проса, гороха, чечевицы, льна и конопли есть упоминание в летописях Нестора (X век).

В Московском государстве, как часто называли Россию в средние века, посевы ячменя занимали третье место после ржи и овса. Зерно использовалось для пищевых целей, на откорм скота и на изготовление пива. На Крайнем Севере в огромной вотчине Соловецкого монастыря, охватывавшей все земли, примыкавшие к Белому морю, сеяли почти исключительно этот злак (рожь выращивали в незначительном количестве).

Все эти и другие данные свидетельствуют о том, что на территории нашего государства в первом тысячелетии ячмень имел уже значительное распространение, а на севере европейской части страны, в Сибири, а также в некоторых высокогорных районах Кавказа и Средней Азии он был основной зерновой культурой.

В 1681 году нерчинский воевода Федор Воейков провел в далеком сибирском крае интересный опыт: он одновременно посеял пшеницу, рожь-ярицу, ячмень, овес, гречиху и некоторые другие культуры. Из них наиболее урожайным оказался ячмень — с каждого посеянного пуда было получено по 12 пудов. Совсем неплохой урожай для Восточной Сибири даже по современным меркам! Этот опыт убедил Воейкова в выгодности посева ячменя. В результате им был издан указ, в котором предписывалось: «. сперва купя или взяв из государевых житниц на семена ячмень. вот ячмень посеять на добрых землях, где лутчи и удобнее. И буде он против ржи и ярицы прибыточнее и учнет родитца и того ячменю велеть и впредь сеять и разводить, потому что ячмень против иных хлебов поспевает скоро».

Культурный ячмень делится на два резко отличные подвида — двурядный и многорядный. У двурядного ячменя два зерна сидят на уступе колосового стержня супротивно, и поэтому колос имеет плоскую форму. У шестирядного на каждом членике колосового стержня сидят по три супротивно расположенных колоска, отчего в поперечном разрезе колос имеет шести- или четырехгранный вид. Колос у культурных ячменей не ломкий.

В течение всего времени культивирования ячменя происходил искусственный отбор на лучшую урожайность, крупность зерна, прочность колоса, а также на устойчивость к холоду и засухе, сопротивляемость болезням и вредителям, устойчивость против полегания, против осыпания зерна при созревании и тому подобное. Процесс этот длился несколько тысячелетий, и в результате создались обособленные сорта-популяции, приспособленные к произрастанию в различных конкретных природных условиях. Лучшие из местных сортов народной селекции земледельцы бережно сохраняли и размножали.

С развитием земледелия агрономы-селекционеры из таких сортов-популяций стали отбирать отдельные растения, которые по определенным признакам выделялись как лучшие.

За всходами и их развитием вели наблюдения, урожаи строго учитывали. Потомство с худшими показателями выбраковывали, а лучшее снова высевали уже на более крупных участках. В результате многократного отбора при оценках и выбраковках оставались единичные наилучшие линии. Дальнейшее изучение их проводилось в сравнительном испытании. Тем линиям, которые по ряду признаков оказывались лучше исходной популяции, присваивалось название уже как чистолинейному селекционному сорту.

Таким образом, в России в 1910—1916 годах были выведены первые селекционные сорта — Винер, Червонец, Паллидум 32 и другие.

Следующей ступенью работы селекционеров стала сначала межсортовая и позже межвидовая гибридизация. Таким путем добивались совмещения и закрепления лучших признаков исходных растений. Далее шел тот же многократный отбор и изучение на продуктивность и другие положительные качества.

В нашей стране в 1929—1931 годах путем отбора из местных стародавних были выведены и районированы сорта: Европеум 353/133, Паллидум 43, Паллидум 45, Персикум 64, которые наряду с самым распространенным сортом Винер долго держались в посевах.

После Великой Отечественной войны были выведены и вошли в производство сорта специального назначения: кормовые — Южный, Стеновой, Донецкий 650 и пивоваренные — Ильинецкий 43, Носовский 2, Носовский 6 и другие. Однако и эти сорта вскоре уступили свое место новейшим. В 1980 году наибольшие площади занимали: Донецкий 4, Московский 121, Эльгина, Одесский 6, Омский 13709. За последние 15—20 лет выведено и районировано около 40 новых сортов ярового и озимого ячменя с высоким потенциалом урожайности. Среди них повышенной устойчивостью к полеганию обладают Луч, Сувенир, Деснянский 8; более выносливые по отношению к засухам — Целинный 5, Донецкий 6, Харьковский 67 и другие.

Ячмень склонен к полеганию. Это затрудняет его уборку, приводит к большим потерям урожая. Поэтому перед селекционерами поставлена задача — вывести сорта не только более урожайные, не восприимчивые к болезням и вредителям, но и с прочной неполегающей соломиной. Кроме того, они должны быть еще и скороспелыми, успевающими вызревать на севере за короткое лето, а на юге — до того, как наступит летняя испепеляющая жара и сухость.

В настоящее время остро встал вопрос о специализации сортов на кормовые и пивоваренные, так как к ним предъявляются диаметрально противоположные требования. Для кормовых целей в первую очередь нужен высокобелковый ячмень, а для пивоварения — наоборот, с пониженным содержанием белка и повышенным — крахмала.

Конечно, перед селекционерами стоят сложные и разнообразные задачи. Однако накопленный учеными опыт, в частности в использовании для скрещиваний существующего большого разнообразия биологических форм ячменя и применении физико-химических воздействий, делает их вполне разрешимыми.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)