Политика Толерантности на Дону
Я живу в многонациональной стране. Я хочу рассказать о проблеме общения, взаимодействия, поиска общего языка между людьми разных национальностей. Ростовская область – казачий край. Толерантность – это то, что есть у казаков изначально. «Бог леса не ровнял» - казачья пословица.
Кратко охарактеризовать современное состояние проблемы толерантности мне поможет взгляд на межнациональные отношения между жителями нашего села Гуляй-Борисовка Зерноградского района Ростовской области и информация СМИ.
На мой взгляд, проблемы, вытекающие из обострения национальных конфликтов следующие:
- военная угроза
-социальные катаклизмы
- политическая обстановка
- национальная целостность
Актуальность проблемы была наиболее остро поднята на генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года, где и были сформулированы принципы толерантности. Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последнее десятилетие понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполняет своим особым смыслом, призванным быть единым для любого языка Земли. Ссылаясь на книгу Бетти Э. Риэрдон «Толерантность – дорога к миру» (по материалам ЮНЭСКО) - описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках и даже в официальных языках ООН она определяется по - разному.
Tolerancia (исп. ) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения. Tolerance (франц. ) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам. Tolerance (англ. ) – готовность быть терпимым, снисходительность. Kuan rong (кит. ) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. Tasamul (араб. ) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение [] расположенность к другим. Толерантность, терпимость (рус. ) – способность терпеть что то или кого то (быть выдержанным, выносливым, стойким. Уметь мириться с существованием чего-либо /кого-либо), то есть, допускать, принимать существование чего то, кого-то, считаться с мнением других, быть снисходительным чему-либо/кому-либо.
Мне кажется, что наиболее близкое нашему пониманию – как русского народа понятие толерантности - это определение китайского языка и наше, русское.
Данная проблема рассматривалась в работах Н. Кузанского о «свободном и благодарном» человеке, воплощающем в своей сущности явления мировой природной гармонии;
Так же, идея «терпимости» занимает таких учёных как А. Асмолов, который разделяет толерантность на течения: гуманистическое, политическое и психологическое.
Идея «терпимости» как «всеобщего человеческого долга» И. Канта (как моральная характеристика она тождественна толерантности), характеризующая достоинство и честь человека, при этом другой человек выступает не средством, а целью.
Цель нашей работы: внести посильный вклад в дело укрепления дружбы между нациями. Для этого мы решим следующие задачи:
-исследовать жизнь жителей моего села со стороны межнациональных отношений
-сделать анализ межнациональных отношений жителей нашего села
- исследовать границы толерантности на примере села Гуляй-Борисовка Зерноградского района Ростовской области.
Объект исследования – население села Гуляй-Борисовка, предмет исследования – межнациональные отношения. Методы исследования, используемые в данной работе следующие: анкетирование, изучение литературы по исследуемой проблеме, анализ и сопоставление.
1. Политика Толерантности на Дону
Я живу в Ростовской области. В казачьей станице, где свято хранят и чтят традиции. В кодексе чести казака есть такие слова , которые наиболее полно отражают то , что казаки по сути своей толерантный народ: «Все люди равны, и нет народов больших и малых!», «Помни, по тебе судят о народе твоём! По поступкам твоим о племени твоём!».
Ростовская область - многонациональный край. В состав Ростовской области входят 463 муниципальных образования, состоящих из 12 городских округов, 43 муниципальных районов, 18 городских поселений, 390 сельских поселений. Административный центр Ростовской области - город Ростов-на-Дону с населением свыше 1 млн. человек - крупный промышленный, культурный и научный центр, речной порт, важный транспортный узел. В 2002 году город приобрел дополнительное политическое и экономическое значение как столица Южного федерального округа.
Ростовская область исторически многонациональна. На ее территории проживают представители более 100 национальностей и народностей. Большинство из них проживает дисперсно на всей территории области.
Ряд национальностей сконцентрированы в отдельных территориях:
• армяне – в г. Ростове-на-Дону, г. Таганроге, Мясниковском, Егорлыкском, Кагальницком, Октябрьском (с), Целинском районах;
• корейцы – в Азовском, Аксайском, Веселовском, Волгодонском и Семикаракорском районах;
• чеченцы и дагестанцы – в восточных районах области: Орловском, Заветинском, Зимовниковском, Дубовском, Ремонтненском;
• турки-месхетинцы – в Мартыновском, Сальском, Семикаракорском, Зимовниковском и Целинском районах.
По информации сайта Администрации Ростовской области продолжают действовать факторы, которые в своей совокупности могут привести к возникновению межнациональной напряженности. Прежде всего к ним относятся различные виды миграции: из ближнего зарубежья, нелегальная и легальная внешняя и внутренняя трудовая миграция.
Анализ миграционных процессов на территории области свидетельствует о том, что основным фактором, влияющим на социальную, экономическую, политическую и криминальную обстановку в области, является незаконная иммиграция.
Администрация Ростовской области для регулирования межнациональных отношений и установления толерантности вводит в работу следующие концепции формирования культуры межнационального общения
• Концепция формирования культуры межнационального общения
Принята на областной научно-практической конференции
«Формирование культуры межнационального общения на Дону: опыт и проблемы», апрель 2002 г.
• Концепция формирования культуры межнационального общения
• Поддержка региональных и местных национально-культурных автономий
• Кодекс межнационального общения жителей Дона
• Поддержка региональных и местных национально-культурных автономий региональных и местных национально-культурных автономий
• Национально-культурные организации
Я изучил эти документы и сделал их анализ, выявив суть каждого документа :
I. Концепция формирования культуры межнационального общения – суть документа - (далее Концепция) является составной частью, одним из направлений осуществления государственной политики в сфере межнациональных отношений. Она представляет систему взглядов на цели, задачи, принципы, основные направления, формы и методы формирования культуры межнационального общения. В данном документе чётко прописаны основные принципы формирования культуры межнационального общения:
• учет современной этнополитической ситуации в стране и в Ростовской области;
• отражение основных положений и установок государственной национальной политики. Конституции Российской Федерации, федеральных и областных нормативных актов, регулирующих межнациональное общение;
• строгое соблюдение демократических норм и требований, приоритета гражданских прав и свобод человека;
• тесная связь образовательных и воспитательных действий с практикой межнационального общения, культивированием гуманистического отношения к человеку любой национальности;
• системный, комплексный подход к решению задач утверждения высокой культуры, межнационального общения, координация действий всех сил, влияющих на характер межнационального общения.
Так же, в данной программе предусмотрены меры по предотвращению межнациональных конфликтов в многонациональной Ростовской области:
Главные направления деятельности по формированию культуры межнационального общения
• Совершенствование нормативно-правовой базы межнационального общения;
• Создание социально-экономических условий формирования культуры межнационального общения;
• Идейно-политическое и социально-психологическое влияние на процесс становления культуры межнационального общения;
• Социальное регулирование межнационального общения.
• Кодекс межнационального общения жителей Дона
Документ был принят областной научно-практической конференцией
«Формирование культуры межнационального общения на Дону: опыт и проблемы» в апреле 2002 г.
. В многонациональном общении человек обогащает себя, расширяет горизонт своей культуры, обретает такие качества, которые позволяют ему жить счастливо и достойно. Межнациональное общение приносит человеку радость и успех, умножает его силы и способности в условиях соблюдения определенных правил.
На Дону, в Ростовской области традиционно жили и живут в мире и согласии представители разных народов: русские, армяне, чеченцы, евреи, татары и многие другие. Все они являются полноправными гражданами Российской Федерации.
В соответствии с международными актами о правах человека, Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством каждому жителю области гарантированы следующие права:
• право на мирную и достойную жизнь, исключающее всякое насилие, агрессию, принуждение;
• право каждого человека участвовать в экономической, социальной, культурной и политической жизни области и страны в целом;
• право на свободный доступ к основным ресурсам, образованию, информации, здравоохранению, питанию, жилью, занятости и справедливому распределению доходов;
• право на существование и самобытность национальных, этнических, культурных, региональных и языковых особенностей каждого народа, право пользоваться достижениями своей культуры, исповедовать свою религию и соблюдать религиозные обряды, а также использовать свой язык в частной жизни и публично, свободно и без вмешательства или дискриминации в какой бы то ни было форме.
И другие.
Я считаю, что межнациональные конфликты не исключены до тех пор, пока люди разных национальностей не научатся уважать чужую культуру и друг друга. Это правильно когда государство заботится не только о количественно-преобладающей нации, но и учитывает культуру и интересы малых народов.
Несмотря на то, что правительство нашей страны делает всё возможное для предотвращения межнациональных конфликтов, они, к сожалению, присутствуют в нашей жизни. Еще свеж в памяти чеченский конфликт.
С. Арутюнов – член – корреспондент РАН, зав. Отделом Кавказа Института этнологии и антропологии РАН, профессор, автор многочисленных работ по проблемам Кавказа. В своей работе «Вперёд назад, к естественному праву» сказал : «Среди множества культурных, научных, общественно – политических, идеологических и прочих мероприятий, которые каждый день начинаются или заканчиваются в нашем бурно кипящем мире, подобно пене из вздувающихся и лопающихся пузырей в кипящем супе, относительно мало замеченным прошло такое событие, как 3-й электронный симпозиум по предотвращению конфликтов. Речь шла по существу только о двух конфликтах - чеченском и палестинском. Оба конфликта имеют много общего между собой. В частности, оба носят в том, что касается сопротивляющейся стороны, выраженную исламскую окраску. Хотя, возможно, не она определяет содержательную сущность этих конфликтов. В мире имеются десятки, если не сотни, достаточно тяжёлых конфликтов, вовлекающих тысячи и миллионы людей. Тем не менее, в мировых масс - медиа объём дискурса вокруг чеченского и палестинского конфликтов заметно больше, чем вокруг других, и к этому конфликту привлечено наибольшее число идейно весомых и нередко весьма оригинально мыслящих людей. »
2. Социологическое исследование уровня толерантности на примере села Гуляй-Борисовка Зерноградского района Ростовской области
Что такое « толерантность»? Это термин происходит от латинского слова tolerantia - терпение. Для определения уровня толерантности в селе Гуляй-Борисовка мы провели социологическое исследование. Используя метод анкетного опроса. Обработка результатов и анализ показали: опрошенных было 30 человек. Хотя опрос был открытым и проходил на улицах нашего села, Русских, из этого числа опрошенных оказалось 29 человек и 1 украинец. Значит, мы будем выявлять уровень толерантности среди русского населения.
Из ответов на вопрос №2 « Как вы относитесь к людям других национальностей?» мы видим:
Таб. №1 « Как вы относитесь к людям других национальностей?»
Исходя из этого, мы можем сделать вывод:
Большая часть русского населения считает, что относится к людям другой национальности хорошо. Подтвердить или опровергнуть эти данные нам помогут следующие исследования:
С понятием «толерантность» знакомы
Число опрошенных Знакомы Не знакомы
30 чел. 20 10
Некоторое количество населения по-своему трактует понятие «толерантность»:
Три человека из числа опрошенных считают, что это «терпимость и принятие», один человек из 30 считает, что это отношение к окружающему миру и окружающим тебя людям. Один человек считает, что это способность человека приспосабливаться к окружающим его условиям жизни.
Оказывается, жители моего села – толерантны, несмотря на то, что 35% из числа опрошенных не знакомы с понятием «толерантность».
На вопрос «Есть ли у вас друзья другой национальности? «
Следующим этапом работы – «Людей, какой национальности вы можете назвать своими врагами?»
Интересны оказались результаты опроса «Считаете ли вы, что ваша национальность лучше всех других национальностей?
Парадокс:
При высоком уровне положительного отношения к людям других национальностей, 34 % опрошенных считают свою национальность лучшей, чем другие.
Вас оскорбляет, если в вашем присутствии кто-либо оскорбляет человека другой национальности?
На сайте Ростовской области приведена статистика: «По национальному составу 90 % населения области составляют русские, 3,4 % - украинцы, 1,8 % - армяне, 0,9 % - белорусы, в целом в области проживают представители около 100 национальностей. » Значит, результаты нашего опроса по определению уровня толерантности отражают реальную действительность
Ваша национальность: Из 30 опрошенных
Русский -29
Украинка -1
Далее мы провели опрос на изучение того, в каких странах или республиках бывали жители нашего села :
В каких странах или республиках бывшего СССР приходилось вам бывать? Из 30 опрошенных
Не приходилось 12
Украина 9
Таджикистан, Узбекистан 3
Прибалтийские страны 2
Абхазия, Грузия 3
Болгария 1
Из этого пункта опроса мы можем сделать вывод: что более посещаемой страной для населения нашего села является Украина.
Из этого мы можем сделать вывод, что большинство семей в нашем селе многонациональные.
Какие традиции своего народа вы храните в своей семье?
Никаких 11
Праздники 4
Христианство 1
Разные 1
Рождество 1
Уважение к старшим 3
Православные 1
Многие 1
Литература 1
Любовь к Родине 1
Какие праздники в жизни других народов вам знакомы?
Никаких 15
Рождество 1
И. Купала 2
Пасха 3
Разные 2
Хелоин 2
Новый год 4
День святого Валентина 1
Владеете ли вы каким-либо национальным ремеслом? Если «да» то, каким?
Вышивка 2
Вязание 3
Земледелие 1
Умею прясть 1
Принято ли в вашей семье петь национальные песни? Какие?
Разные 1
Казачьи 3
Русские народные 2
Украинские 1
Распрягайте хлопцы коней 1
Вас задевает, если в вашем присутствии кто-либо оскорбляет человек другой национальности?
Все равно 2
Когда как – это зависит от человека 2
Вы местный житель?
Местный 21
приезжий 9
Вы добрый человек?
Не знаю 6
Очень 1
Не совсем 3
Людей какой национальности вы можете назвать своими врагами? Из 30 опрошенных
Никакой 24
Не знаю 1
Американцев 2
Грузин 1
Чеченцев 1
В каждой национальности есть плохие люди
Я считаю, что результаты этого опроса наиболее показательны, потому что большая часть населения не считает людей других национальностей своими врагами – значит они толерантны к окружающему их многонациональному сообществу.
Заключение
Какой вывод мы сделаем, проведя данное исследование? Из диаграммы №1 уровень толерантности русских жителей села Гуляй-Борисовка Зерноградского района Ростовской области высокий. По результатам исследования я могу утверждать, что в нашем селе люди не обращают внимания на то, что их окружают люди других национальностей и живут с ними дружно, одной семьёй. Принимают их такими, как они есть.
Суммируя вышеизложенное, можно выделить общее понимание толерантности как признание и уважение равенства, отказ от доминирования и насилия. Признание многочисленности человеческой культуры, норм и верований, отказ от преобладания одной точки зрения или позиции.
Таким образом, толерантность – это морально-нравственное качество личности, характеризующееся способностью человека принимать другого во всём многообразии, признавать индивидуальность, уважать свои и чужие мнения и взгляды, присущее жителям моего села.
Комментарии