Общество  ->  Власть  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Основные этапы возрождения казачества в России

В 2007году 15 сентября – иловлинцы праздновали День рождения Иловли. Нашему поселку исполнилось 335 лет. Иловля – древнейшая казачья станица. Издавна моя семья живёт в казачьем крае. С детства я слышу слова: казак, казачка, казачество. Уважение, с которым говорится об этом в моей семье, подталкивает меня к поиску ответов на множество возникших вопросов.

В первую очередь – почему наше поколение так мало знает о казаках, их образе жизни, быте. А ведь казаки играли важную роль в истории нашего государства. Являясь служилым сословием многие века, они защищали Россию от врагов. Казаки принимали участие во многих войнах, таких как: Отечественная война 1812г. , Русско – турецкая война 1877-1878гг. , Кавказская война 1801-1804гг, 1-ая Мировая война.

1 июня 1918года Ленин подписал декрет об организации Советской власти в казачьих областях, в котором предусматривалось традиционное для казачества избрание органов власти снизу доверху всем населением казачьих регионов.

Но вместо Совета на территории Донской области было образовано большевистское бюро для подпольной работы. Возглавил бюро двадцатипятилетний Сергей Сырцов, смутно представлявший проблемы казачества, плохо знавший его традиции и уклады. В своих письмах в ЦК РКП(б) Сырцов настаивал на отказе от всякой автономии Дона, предлагал расчленить Донскую область на губернии, не создавать на Дону выборной системы власти, а назначить в станицы чрезвычайные комиссии с особыми полномочиями. В решении аграрного вопроса Сырцов предлагал полностью разрушить экономический базис казачества: упразднить паевое земледелие, стереть экономическую грань между крестьянами и казаками. Понимая, что такой путь «государственного строительства» приведёт к сопротивлению казачества, Сырцов настаивал на необходимости проведения поголовного террора в хуторах и станицах.

Организационное бюро ЦК РКП(б), во главе которого находился секретарь ЦК и Председатель ВЦИК Я. М. Свердлов, приняло точку зрения руководителя Донбюро Сырцова. На заседании был принят текст циркулярного письма в отношении казачества, вошедший в историю под названием директивы «О расказачивании».

Руководящие работники Дона приняли её, как руководство к действию. Они организовали широкое применение репрессий не только к казакам-кулакам, воевавшим на стороне Донской армии, но и к обманутым ими середняками. И заполыхала по хуторам и станицам, освобождённым Красной Армией, ревкомовская политика «расказачивания»: станицы переименовывались в сёла, запрещалось носить шаровары с лампасами, из обращения изгонялось само слово «казак».

В феврале началась жуткая кампания массового террора в освобождённых станицах и хуторах. Решения трибуналов – расстрел. И расстреливали не только богатых казаков, но и середняков, и бедняков, недавно перешедших добровольно на сторону красных. Расстреливали тех, кто публично высказывал недовольство крутыми мерами ревкомов, расстреливали казаков – стариков, имевших привычку резать правду-матку в глаза, расстреливали по непроверенным доносам.

Возвращаясь памятью к тем трагическим событиям, тяжко воспринимать факты поруганной чести донских казаков. Для свободолюбивых защитников Отечества, лихих воинов – донцов позорнее наказания, чем расказачивания, нельзя придумать. Страшна для казаков не смерть в бою, а бесчестная гибель, позор и несправедливость. Нашему поколению и нашим наследникам необходимо знать правду, чтобы сохранить гневно – скорбную память о сынах Дона, безвинно погибших во время геноцида казачества.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА в нашей стране.

а. I Этап (1990 -1991гг. )

30 июня 1990г. в Москве состоялся Первый Большой учредительный круг казачества всей страны, на котором было объявлено об образовании Союза казаков. На этом круге присутствовали и делегаты донского казачества. Атаманом Союза избрали донского казака, уроженца станицы Нижне – Гниловской А. Г. Мартынова.

В ноябре 1990г. в Ростове – на – Дону состоялся съезд( Большой круг) казаков Дона. Его участники решили образовать Союз казаков Области Войска Донского. После этих съездов процесс возрождения казачества обретает новую силу. Были восстановлены традиционные символы Войска Донского: донской флаг, донской герб и гимн донского казачества. Делегаты съезда утвердили Программу и Устав Союза казаков Области Войска Донского. Первым атаманом донского Союза казаков был избран М. М. Шолохов.

Съезд (круг) казаков Дона принял специальное обращение ко всем донским казакам, которое называлось «Казачество, просыпайся!» И этот призыв был услышан казаками. В городах, станицах и посёлках Ростовской и Волгоградской областей, где живет основная часть донских казаков, буквально с каждым днем росло число участников казачьего движения. В то же время реальных, закреплённых законами, прав они не имели. Поэтому встал вопрос о принятии специальных законов о казачестве. Кроме этого казаки добивались выделения казачьим земледельческим общинам земельных участков для занятия сельским хозяйством. Но земли им не давали.

Несколько лучше обстояло дело с развитием казачьей культуры. Особенно большие успехи в этой области были заметны в станицах и хуторах, расположенных в северных и центральных районах Ростовской области, и на западе Волгоградской области. Стали отмечаться казачьи праздники.

В это время казаки и особенно представители казачьей интеллигенции немало сделали для изучения истории донского казачества. В полный голос заговорили о трагедии расказачивания в годы гражданской войны. Люди узнали правду о многочисленных убийствах и других преступлениях большевиков против мирного казачьего населения, запрещении многих казачьих обычаев, традиций, ношения казачьей формы, переименовании станиц в сёла.

На этом этапе было много трудностей и проблем. Казаки не знали, что конкретно нужно делать для возрождения казачества. Не было планов работы. Отсутствовал необходимый опыт. Сказывалось и противодействие со стороны противников казачьего возрождения, которые считали, что возрождать казачество не надо. Они мешали казакам в их работе. Все–таки всем стало ясно, что донские казаки жили, живут и будут жить, восстановлять свою культуру, традиции, обычаи. Они и дальше будут трудиться на благо Дона и России, а если потребуется, то, как и их славные предки, грудью встанут на защиту Отечества.

б. II Этап ( 1992 – 1997гг. )

На этом этапе движение за возрождение донского казачества стало более многочисленным. Оно приобретает большой авторитет и влияние. Представителей казачества избирали во многие местные, районные и областные представительные органы власти. Теперь интересы казаков могли отстаивать их депутаты. Это позволило решить многие проблемы и трудные вопросы.

16 июня 1992года было подписано постановление Верховного Совета РФ «О реабилитации казачества» - это был первый шаг в процессе возрождения казачества . Верховный совет отменил все акты как незаконные в отношении казачества, принятые с 1918г.

За казачеством признали права на возрождение традиционного социально-хозяйственного уклада жизни и культурных традиций, восстановление традиционных наименований населенных пунктов и местностей, улиц, площадей, объектов культуры и просвещения, установление территориального общественного самоуправления в местах компактного проживания казаков в традиционных для казачества формах в соответствии с Законом Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации»;

Обсуждались вопросы о введении местного казачьего самоуправления в тех населённых пунктах, где казаки составляли больше половины жителей. Были планы организовать в армии особые казачьи полки, в которых должны были служить только казаки. Но это не было осуществлено и осталось только на бумаге. В то же время успешно работали многие казачьи сельскохозяйственные и промышленные предприятия. Казаки выращивали зерно, занимались животноводством , производили продукты питания и промышленные товары.

В августе 1993года постановлением губернатора Волгоградской области Н. К. Максюты образована комиссия по делам казачьих обществ, взявших на себя обязательства по несению государственной и иной службы на территории Волгоградской области.

Продолжалась большая работа по развитию культуры казачества. Многие культурные традиции, обряды, песни, танцы вспоминались и восстанавливались. Донские казаки стали широко отмечать свои традиционные казачьи и важные религиозные праздники. Большой праздник казаков – День Войска Донского – ежегодно отмечался 14 октября. С казачьей культурой знакомили и подрастающее поколение.

В то же время казачье движение столкнулось и с новыми трудностями. Увидев в казаках серьёзную силу, разные политические партии захотели привлечь их на свою сторону. Часть казаков, особенно из числа их руководства, стала сотрудничать с ними. Это приводило к расколу казаков и всего казачьего движения и вредило делу возрождения казачества.

в. III Этап (1997г. – настоящее время).

Новый этап в процессе возрождения казачества начался в 1997г. В этом году появились законы о привлечении казаков на различную государственную службу. Но эта идея по-разному была воспринята казаками. Одни её активно поддерживали, другие относились к ней с недоверием.

В мае 2004года состоялся II Большой круг казаков России, приуроченный к празднованию 100-летия потомственного донского казака Шолохова М. А. , на котором президент РФ В. В. Путин обратился к казакам со своей речью.

9 ноября 2005года Государственной думой был принят законопроект «О государственной службе российского казачества», одобренный Советом федерации 23 ноября 2005года.

Из данных документов ясно, что государство обратило внимание на проблему возрождения казачества, и оказывает поддержку этому процессу.

IV. Возрождение казачества в р. п. Иловля.

а) Отдел по связям с общественными организациями и казачеству при Администрации Иловлинского района.

В 1998 – 1999гг. в Администрации Иловлинского района был образован отдел по связям с общественными организациями при Администрации Иловлинского района, ведущим специалистом которого стал Ковалёв Г. М. Его деятельность осуществляется под руководством Бирюкова А. А. – I-го заместителя, начальника управления ВКО ВВД по Волгоградской области; он же председатель комитета по делам национальности и казачьего общества. Каждый год в Иловлинском районе разрабатывается программа по проведению казачьих мероприятий на 2007, на которые выделяются средства из областного бюджета. б. Муниципальные казачьи дружины.

Возрождение казачества способствовало возрождению самосознания казаков. Они стали искать свои корни в истории, и нашли, что слово «казак» ассоциируется с таким понятием как степь, Дон, всадник, воин защитник, гордость, честь, сила, удаль, отвага. А также – вера и любовь – любовь к своей земле, к Родине. Многие из этих качеств присущи сегодня тысячам нынешних казаков. Но в большей степени – дружинникам муниципальных казачьих дружин.

Что же такое муниципальная казачья дружина, и как осуществляется деятельность дружины?

Муниципальная казачья дружина является добровольным объединением граждан РФ из числа членов Войскового казачьего общества «Всевеликое Войско Донское», взявших на себя обязательства по несению государственной службы. Так же по Волгоградской области действует закон «О муниципальных казачьих дружинах на территории Волгоградской области», одобренный областной Думой. (см. Приложение №6)

Дружина осуществляет свою деятельность совместно с органами внутренних дел, другими государственными и муниципальными органами, организациями, учреждениями и предприятиями всех видов собственности:

← Организует патрулирования и выставление постов в общественных местах;

← Проводит рейды по предупреждению и выявлению правонарушений и задержанию лиц, их совершивших;

← Осуществляет содействие правоохранительным органам в профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений;

Также дружинник имеет право на участие в пропаганде правовых знаний, в деятельности органов внутренних дел по предупреждению детской безнадзорности и правонарушении малолетних, дружинник должен выполнять требования командира, нести службу добросовестно.

В нашем посёлке существует такая дружина, руководство которой осуществляет Чекунов Геннадий Евгеньевич. В неё входит 12 человек, которые прошли армейскую подготовку. Главной их работой является патруль. Казаки патрулируют дискотеки, поддерживают общественный порядок в вечернее время суток на улицах посёлка, а также в момент проведения массовых мероприятий. Например, когда в р. п. Иловля проходила XVIII областная спартакиада, они охраняли в школе спортсменов, следили за порядком на стадионе.

в. ЗАО «Краснодонское» - Казачья Холдинговая Компания

Из беседы с Чекуновым Г. Е. – есаулом, юртовым атаманом Второго Донского полка, я узнала его мнение о процессе возрождения казачества в нашей стране, а также попыталась выяснить, что значит: ЗАО «Краснодонское» - Казачья компания.

На базе предприятия с 2005г. возрожден IV Графа Атамана Платова казачий полк. В день 250-летия годовщины рождения М. И. Платова освещено знамя полка, точная копия подлинника. Организационно – штатная структура состоит из 5 сотен, полного набора офицерских чинов – 90 человек. Казаки и офицеры имеют предусмотренную форму одежды, участвуют в мероприятиях, проводимых казачьим обществом, дежурят в составе дружины, восстанавливают православные храмы, изучают историю, культуру Донского края.

КХК ЗАО «Краснодонское» введена в организационную структуру Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» самостоятельным производственным подразделением с территориальным подчинением управлению ВКО ВВД по Волгоградской области. Статус Казачьей компании приравнен к статусу окружного Казачьего общества ВКО ВВД. Должностные, штатные единицы в компании приведены в соответствии должностям окружного казачьего общества. г. «Казачата»

В 2006г. в детском садике «Светлячок», благодаря казакам, методисты решили включить в свою программу одно из новых направлений – казачество. Для мальчиков в садике создали «Кадетскую комнату» , где они знакомятся с традициями, обычаями казаков, узнают много интересного о казачьих полководцах. Каждую неделю, по средам, ребят посещают Чекунов Г. Е. и Вакулов Г. М. , которые проводят с ними беседы относительно казачества. Ребята уже знают, каким раньше оружием воевали казаки. В 2003-2004гг. , под руководством Семёнова В. А. , мальчишки стали осваивать все тонкости рукопашного боя, т. к. рукопашный бой – это вся сила донского казака. По словам методистов, ребятам очень нравятся эти занятия.

Что касается девочек, то они тоже не остаются без дела. Девочки кашеварят, затапливают печь, устраивают массовые посиделки, учатся прясть на прялке, для них, будущих хозяюшек, главное чтобы муж был хорошо одет и сытно накормлен.

Основными направлениями, задачами методистов являются:

← Познакомить детей со своими историческими корнями;

← Изучить в ходе игры казачьи традиции, обычаи.

Методисты рады слышать, когда дети говорят: «Слава тебе, Господи, что мы казаки!» д. Жива казачья песня.

Издавна наш Донской край славится казачьими песнями и плясками. А песни на Дону не поют, а играют. Редкая песня казаков обходится без каких-либо элементов игры, представления, чаще всего танца.

Чтобы дать народному богатству более красочную жизнь в 1936 году образовался народный казачий хор станицы Иловлинской. Несмотря на лихолетье Гражданкой войны, расказачивания, репрессий, забвение всего того, что связано с казачеством, репертуар этого хора был местным, значит казачьим.

В 1985году был создан фольклорный ансамбль «Донские Зори».. В 1988 году этому замечательному ансамблю было присвоено звание – НАРОДНЫЙ. С ансамблем знакомятся не только в Волгоградской области, но и в Болгарии, Австрии, Германии, Японии. Из творческих соображений, коллектив меняет название и становится ансамблем песни и танца Донских казаков станицы Иловлинской « Казачий курень». «Курень»- это семья, которая объединила хоровую, балетную и оркестровую группу людей.

1979году был образован детский ансамбль «Ручеёк», а в 1993году было открыто фольклорное отделение при Иловлинской школе искусств.

В Иловлинском районе работают прекрасные детские коллективы:

Н-Григорьевский ансамбль «Россиянка», Озёрский ансамбль «Варенька», Ширяйский ансамбль «Вольный ветер», Медведевский ансамбль «Родничок», Логовский ансамбль «Узоры».

Все эти коллективы продолжатели казачьей песни. Иловлинцы хранят любовь и память о тех людях, которые несли и несут по сей день своё творчество людям. Вот имена руководителей коллектива хора казачьей песни станицы Иловлинской.

1936год-Скутнева Александра Фёдоровна.

1946год-Богачёв Матвей Григорьевич.

1964год-Морозова Екатерина Михайловна – организатор хора.

1970год-Ивичева Мария Николаевна.

1976год-Глазунова Светлана Владимировна.

1984год-Агеев Алексей Анатольевич.

1985год-Ансамбль «Донские зори» - художественный руководитель – Гепфнер Валентина Фёдоровна.

1994год-хор переименован в «Казачий курень».

2000год-Государственный ансамбль «Казачий курень» - художественный руководитель – Гепфнер Пётр Петрович.

2004год-ансамбль переименован в ансамбль «Российского казачества».

2005год-Капаев Владимир Александрович

2006год-Пуляева Лариса Ефстафьевна.

Надо отдать должное работникам культуры, которые ещё до этапа объявленного возрождения, то есть до 1990 года активно, в художественном творчестве, буквально насаждали казачий репертуар, очень широко пропагандировали местное народное творчество. Именно поэтому не в шутку, а всерьёз по вопросам возрождения традиций о Гепфнере П. П. , заведующем Иловлинским районным отделом культуры местные казаки говорят: «В казачестве он один заменит сотню!» .

е. Возрождение церкви.

Процесс возрождения казачества напрямую связан с процессом возрождения церкви, так как казаки – люди глубоко верующие. С религией была связана вся жизнь казака. Церковь строили на самом видном месте, обычно в центре станицы. Здесь совершались религиозные отправлении, связанные не только с почитанием Бога и святых, но и с самыми различными событиями в жизни человека: крещение детей, венчание при вступлении в брак, отпевание, панихида умершего человека. Отправляясь на службу, казак должен был отслужить молебен. В станицах и хуторах действовали церковно – приходские школы. Несомненно, церковь оказывала сильное влияние на «моральный климат» в приходе.

Храм станицы Иловлинской, построенный в 1789 году был разрушен в годы Советской власти. В 1989 году в р. п. Иловля была организована православная община, основу которой составляли коренные иловлинцы, имеющие казачьи корни: Назаров С. Д. , Медведев Ю. И. , Дудаков Г. Н. и другие. Трудами общины был создан приход и построен новый храм. 1993-1997 – годы основного строительства храма из кирпича. Красуется храм Дмитрия Донского в центральной части райцентра. При храме действует детская воскресная школа, детский хор.

Храм является объединяющим началом для всех этнических групп и национальностей, исповедующих православие и проживающих в нашем посёлке.

ж. Казачий быт.

В нашем посёлке много достопримечательностей, одна из них – дом Щайниковых, его вполне можно назвать музеем, в котором не только увидишь устаревшие предметы быта, но узнаешь историю донских казаков. Во дворе, носящего статус – двор образцового порядка, стоит настоящая русская печь, колодец, вырытый собственными руками, и миниатюрный курятник.

Если Таисия Леонидовна – не иссякающий источник идей, то Владимир Анатольевич, её муж – их реализатор, поскольку по части столярных идей, плетения из лозы – он мастер. Не один зимний вечер был потрачен супругами на изготовление усадьбы.

Как и положено музею, есть в доме «Книга отзывов», где написано много тёплых слов, в том числе и от иностранных гостей.

Далеко за пределами района известен музей нашего посёлка «Казачий курень». В музее представлены наиболее характерные для донских казаков постройки, предметы быта, орудия труда, одежда, утварь. «Казачий курень» выполнен в виде типичной усадьбы казака начала XX века. Во дворе находится дом, стены которого снаружи обмазаны глиной и покрашены краской – охрой, крыша покрыта чаканом, летняя кухня, гончарная, амбар великорусского типа, конюшня, навес – «лапас» под которым зимой хранился инвентарь, колодец – его ствол был выложен бутовым камнем, как и фундамент дома.

Все постройки усадьбы возводились несколькими поколениями семьи и, конечно, с помощью «станичников». Благодаря семье Щайниковых и музею «Казачий курень» мы можем лучше познакомиться с бытом, традициями и культурой казаков конца XIX – начало XX веков.

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Работая над темой «Возрождение казачества в нашей стране и в р. п. Иловля, я узнала, что забвение казаков начинается с 1918г. , когда большевики издают директиву «О расказачивании» , после которой организовывается широкое применение репрессий по отношению к казакам, из обращения изгонялось само слово «казак».

Нашему поколению и нашим наследникам необходимо знать правду, чтобы сохранить гневно – скорбную память о сынах Дона, безвинно погибших во время геноцида казачества.

Процесс возрождения казачества условно можно подразделить на 3 Этапа: I Этап (1990 -1992гг. ), II Этап (1992 – 1997гг. ), III Этап ( 1997г. – настоящее время). В это время появляется ряд законодательных и нормативно-правовых актов, из которых становится ясно, что государство обратило внимание на процесс возрождения казачества в нашей стране.

В 1998 – 1999гг. был образован отдел по связям с общественными организациями при Администрации Иловлинского района, ведущим специалистом которого стал Ковалёв Г. М. , который ежегодно разрабатывает программу по проведению казачьих мероприятий в нашем районе.

7 марта 2001г. вступил в силу закон «О муниципальных казачьих дружин на территории Волгоградской области».

В нашем посёлке существует такая дружина, руководство которой осуществляет Чекунов Геннадий Евгеньевич. В неё входит 12 человек, которые прошли армейскую подготовку. Постепенно в нашем поселке возрождаются культурные традиции казаков.

В детском садике «Светлячок», благодаря казакам, дети знакомятся с историей, обычаями казаков, узнают много интересного о казачьих полководцах.

В 1985году был создан фольклорный ансамбль «Донские Зори». Из творческих соображений, коллектив меняет название и становится ансамблем песни и танца Донских казаков станицы Иловлинской « Казачий курень». Иловлинцы хранят любовь и память о тех людях, которые несли и несут по сей день своё творчество людям.

Процесс возрождения казачества на прямую связан с процессом возрождения церкви, так как казаки – люди православные.

Трудами общины в Иловле был создан приход, и в 1997году построен храм Дмитрия Донского, который является объединяющим началом для всех этнических групп и национальностей, исповедующих Православие и проживающих в нашем посёлке.

В р. п. Иловля много достопримечательностей. Благодаря семье Щайниковых и музею «Казачий курень» мы можем лучше познакомиться с бытом, традициями и культурой казаков XIX – началом XX веков.

Процесс возрождения казачества в нашей стране и крае проходит достаточно сложно, но ведь возродить казачество в том виде, в котором оно существовало в начале XX века – невозможно. Но возродить культуру, традиции казаков, память об их подвигах, совершённых во время защиты родины от многочисленных врагов, донести эту память до следующего поколения – мы, потомки казаков, обязаны.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)