Дом  ->  Здоровье  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Ощущение и восприятие человека

Зрительные ощущения возникают при воздействии электро-магнитной энергии на глаз человека. Слуховые ощущения возникают, когда на внутреннее ухо воздействуют колебания давления воздуха.

Осязательные ощущения связаны с различного рода воздействиями на специализированные кожные воспринимающие аппараты—рецепторы. Таких рецепторов в коже человека много и поэтому кожные ощущения очень разнообразны. Это ощущения от прикосновения, давления, тепла, холода, боли.

Вкусовые и обонятельные ощущения порождаются воздействиями различных химических веществ на рецепторы, расположенные на языке и на внутренней поверхности носа.

Мышечные ощущения связаны с работой рецепторов в самих мышцах; их сокращения или расслабление вызывает реакцию соответствующих рецепторов.

Ощущения равновесия возникают в итоге воздействия гравитации на особого рода рецепторы, расположенные в специализированном органе равновесия—полукружных каналах. Для разных видов энергии, порождающих ощущения при воздействии на организм человека, существуют свои рецепторы—аппараты, настроенные природой на восприятие одного или нескольких видов энергии и на преобразование этой энергии в нервные импульсы, которые затем распространяются по нервам и поступают в центральную нервную систему человека, головной мозг, спинной мозг. Такие рецепторы есть в глазу человека ( палочки и колбочки), во внутреннем ухе ( волосковые клетки), в коже (осязательные тельца, рецепторы давления, рецепторы холода, рецепторы тепла и другие), на языке (хеморецепторы), в носу ( обонятельные рецепторы ) и так далее. Но происходящие в рецепторах процессы - лишь начальное звено сложного пути, который в организме человека должно пройти внешнее воздействие прежде, чем оно превратится в ощущение. Импульсы, порожденные рецепторами, далее через периферическую нервную систему поступают в мозг человека и там многократно, на разных уровнях, перерабатываются, сопровождаясь разнообразными внутренними и внешними микро и макродвижениями, связанными с работой того или иного организма. И только после того, как поступившая о раздражителе информация будет переработана мозгом, очищена от второстепенных деталей, выделена на фоне несущественной и усилена, дойдя в таком виде до коры головного мозга, у человека возникнет ощущение нужной модальности (качества, вида). Таков принципиальный психофизиологический механизм возникновения всех видов ощущений, независимо от их характера. Изменяются ощущения тем же путем, что и возникают, т. е. когда изменился тот внешний стимул, который породил первоначальное ощущение, или в итоге изменения внутренних процессов, связанных с работой психофизиологического механизма возникновения ощущения. Хотя органы чувств человека могут работать параллельно и независимо друг от друга определенное влияние. Зрение, например, может воздействовать на слух, обаяние – на вкус, и так далее. Известно, что любое сильное воздействие изменяет чувствительность не только того органа, с которым оно естественно связано и которому непосредственно адресовано ( сенсибилизация ), но и других органов, для которых оно не характерно ( синестезия ). Встречаются и особые, уникальные случаи взаимодействия разных органов чувств, например так называемый цветной слух, зримое представление запахов и вкусовых ощущений. Это объясняется тем, что в человеческом организме органы чувств анатомически и физиологически не полностью изолированы друг от друга. В особенности это касается головного мозга человека, который по существу единый орган, порождающий все виды ощущений, и реакция одной части мозга, например зрительной, неизбежно отражается на состоянии соседних частей мозга, например слуховой или двигательной. Зрительные ощущения, соответственно, могут влиять на слуховые, мышечные, ощущения равновесия и наоборот.

2. Восприятие человеком пространства и формы предметов, движения и времени.

Если бы мир состоял только из отдельных видов энергии и вещества, то человеку для восприятия и ориентации в нем достаточно было бы одних ощущений. На самом деле разные виды вещества и энергии в чистом виде почти никогда не встречаются. Чаще всего они входят в состав различных явлений, предметов и отражают их свойства. Сами же эти предметы и явления располагаются в пространстве и чередуются во времени, совершая разнообразные преобразования и движения, поэтому человеку кроме вещества и энергии необходимо еще воспринимать пространство, движение и время. Попробуем разобраться в том, как ему это удается. Основные составляющие, образующие пространство,- место расположения (локализация), длина, ширина, высота, глубина и форма. Место расположения представляет собой ту часть пространства, в которой в данный момент располагается воспринимаемый человеком предмет или явление. Они, соответственно, имеют форму и четыре названных измерения. Известно несколько психофизиологических механизмов восприятия человеком пространства. В этом процессе участвуют разные органы чувств человека: зрение, слух, осязание и другие, причем на зрение приходится более 90 % всей информации о пространственных характеристиках объектов. Место расположения в пространстве явлений и предметов может определяться по различным, исходящих от них воздействиям. Кроме того, свой вклад в восприятие пространства вносят различия, порождаемые этими воздействиями в самих органах чувств, особенно парных: правом и левом глазах, правом и левом ухе, правой и левой руке. Внешний источник зрительного или слухового воздействия вызывает возбуждение в сетчатках правого и левого глаз, правом и левом внутреннем ухе, причем эти возбуждения, обычно бывают различными. При этом одни мышцы, регулирующие внешнюю настройку органа чувств, сокращаются больше, чем другие. Вся эта информация поступает далее в мозг человека, где и принимается решение о локализации воспринимаемого объекта в пространстве. По тому, какое место, площадь или пространство занимает возбуждение в органах чувств или в коре головного мозга человека, можно судить о расположении в пространстве и величине самого источника воздействия. Форма предмета отражается, вероятно, в конфигурации вызванных им нервных возбуждений, а также в том, какие нервные клетки одновременно реагируют на отдельные детали составляющей его формы. В мозге человека, как известно, есть специализированные от природы нервные клетки ( их называют нейронами- детекторами), которые избирательно реагируют на короткие линии определенной ориентации и длины, на контрасты, углы и т. п. Образ формы, по-видимому, дополненной информацией, поступающей от мышц, управляющих работой органов чувств. Ширина, высота, длина и расположение воспринимаемых предметов и явлений отражаются, вероятно, в расстояниях между соответствующими точками возбуждений, возникающих при их воздействии на органы чувств и в мозге человека. Большую роль в оценке пространственных параметров объектов играют сокращения мышц, участвующих в восприятии этих объектов. Понятно, что чем больше расстояние, тем больше должны сокращаться или, соответственно, расслабляться те или иные мышцы, например мышцы глаза, для того, чтобы он смог отследить это расстояние, двигаясь по объемному объекту. Мышцы, с помощью которых осуществляются следящие движения, дают нам особенно ценную информацию о пространственных характеристиках объектов. Это главные мышцы для зрительного восприятия; мышцы руки для осязания. Известно, что с удалением объектов от человека их изображения на сетчатке глаза уменьшаются, а с удалением источника звука он слабеет и наоборот. Это основа для восприятия расстояния и глубины. Рецепторы в следящих мышцах сигнализируют мозгу о характере и объеме своей работы при восприятии формы объекта, и, переработав полученную от них информацию, сам мозг делает выводы о пространственных параметрах воспринятого объекта. Если объект, воспринимаемый зрением, расположен близко от человека, то угол, образуемый зрительными осями, становиться большим и мышцы хрусталика больше напрягаются при его восприятии. Если же объект расположен далеко, то угол между зрительными осями уменьшается, а мышцы хрусталика расслабляются. Этот механизм также принимает участие в восприятии человеком глубины. Существует несколько объяснений тому, как человек воспринимает движение. Одно из них состоит в предположении, что движение и его параметры передаются при помощи соответствующих динамических изменений, которые происходят при их восприятии в органах чувств. Например, когда в поле зрения человека движется какой-нибудь объект, то, во-первых, его изображение перемещается на сетчатке; во-вторых, мышца глаз и головы определенным образом воспроизводят параметры этого движения, его направление, скорость и динамику (ускорения и замедления). Когда в пространстве перемещается какой-либо источник звука, то воспринимаемые его характеристики (локализация, громкость) также изменяются, причем в зависимости от направления и скорости перемещения движущегося источника звука. Перерабатывая соответствующую информацию, мозг человека оценивает основные параметры движений источников света и звука и делает выводы о том, где они находятся, куда, с какой скоростью и динамикой перемещаются. О механизмах восприятия человеком времени нам известно гораздо меньше, чем о механизмах восприятия пространства и движения. Одна из наиболее вероятных имеющихся на этот счет гипотез гласит, что время человек оценивает с помощью так называемых биологических часов- довольно точных ритмических движений, совершаемых органами тела человека с определенными интервалами времени (ритмика сердечных сокращений, дыхания, движения рук и ног при ходьбе, периодичность обменных процессов). Сравнивая с ними, как с эталонами, ход течения реального времени, человек по количеству совершаемых за это время ритмических телесных движений может судить о том, сколько времени прошло, начиная с определенного момента. По ним же определяется, идет ли время с ускорением или с замедлением по сравнению с ритмикой соответствующих биофизиологических процессов, служащих эталонами времени.

3. Феномены восприятия.

Хотя образы восприятия порождают у человека в целом более или менее правильную картину мира, тем не менее, в нем есть нечто такое, что не соответствует реальному миру и поэтому представляет повышенный интерес. Это иллюзии восприятия. К ним относятся многочисленные случаи того, когда человек определенно знает и путем несложных приемов может убедиться в том, что имеющийся у него образ не соответствует действительности, но не может избавиться от иллюзии и видит то, чего на самом деле нет. Рассмотрим в связи с этим некоторые известные иллюзии зрительного восприятия. Белый квадрат на черном фоне, кажется нам больше такого же по размеру черного квадрата на белом фоне. Высота квадратной фигуры нам иногда кажется больше, чем ее ширина, хотя они одинаковы. Идентичные по размеру кружки, обрамленные разными по величине кружками, кажутся нам разными, и такая иллюзия тем сильнее, чем больше друг от друга по размеру отличаются обрамляющие кружки и чем ближе они находятся по отношению к тому кружку, который они обрамляют. Параллельные линии, пересеченные короткими отрезками различной ориентации, воспринимаются как непараллельные. Два одинаковые по длине отрезка, заканчиваются на концах стрелками различной ориентации, кажутся нам различными по своей длине, хотя они одинаковые. Прямая линия, пересекающая два параллельных вытянутых бруска, воспринимается как изломанная.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)