СМИ  ->  Новости  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

О доблестях, о подвиге, о славе

Был ясный зимний день. Тихо падал легкий снег, деревья стояли опушенные инеем, как серебряной бахромой. Я шла на встречу с Иваном Степановичем Волковым, ветераном Великой Отечественной войны. Обычный двухэтажный деревянный дом. На двери табличка: «1941-1945» и красная звезда. На мой звонок откликается бодрый голос: «Открыто!» Меня встречает высокий седовласый подтянутый мужчина. Светло-голубые глаза смотрят приветливо и с интересом. Я так и сказала с порога: «Я хочу написать очерк об участнике войны, и мне некого спросить об этом, так как мои родственники в той войне не участвовали». Иван Степанович сразу согласился и сказал, что расскажет мне о своем боевом прошлом, фронтовых товарищах, и покажет фотографии. О нем я только слышала и встречала его на митинге 22 июня и параде Победы 9 Мая.

Иван Степанович прошёл войну с ноября 1943г. по 9 мая 1945г. и принимал активное участие в боях на Западном и 2-ом Украинском фронтах в составе 187 штурмового Гвардейского авиационного полка. Он воевал в качестве воздушного стрелка на самолете Ил-2. Войну окончил в г. Вена (Австрия) в составе 1-ой авиационной эскадрильи. В составе экипажа выполнил 100 боевых вылетов по уничтожению живой силы и техники противника, а также штурм передовых позиций и тылов врага. Лично им сбит один истребитель противника «Фокке-Вульф-190». Его скромный вклад в победу отмечен боевыми правительственными наградами: орденами Отечественной войны 2 степени, «Красной звезды», «Славы» 3 степени, двумя медалями «За отвагу» и медалью «За победу над Германией». Были у него и Благодарности от Сталина и Малиновского.

Про один из своих боёв он говорил долго, иногда замолкал, вспоминая. Вот что он мне рассказал:

«Это был 35 боевой вылет над железнодорожной станцией Хотван, уже в Венгрии. Пехота не могла преодолеть часть горного участка. Нужно было помочь нашим в их наступлении. Мы прилетели туда и начали работать не с пикирования как обычно, а замкнулись в круг. Это, прежде всего, для самообороны, так мы видим друг друга, можем в любой момент прикрыть. На зенитки врага внимание обращали не очень, прежде всего, боялись вражеских истребителей. Конечно, мы без прикрытия не летали. Нас всегда сверху прикрывали истребители ЛА-5 по четыре или по восемь. Смотрю, со стороны гор низко, маскируясь под лес, на нас идут «Фоке-Вульфы-190». Стреляю из ракетницы, предупреждаю наши экипажи об опасности. В небе завязалась битва истребителей. Зрелище, скажу вам, не для слабонервных. Наши «Лавочкины» не отворачивали, словно предупреждая противника, что готовы на таран. Но нервы фашистов не выдерживали, их самолеты в последнюю минуту уходили в сторону. Смотрю, под нашим брюхом пристроился немец. Летит себе спокойно, знает, что его не тронут, а сам ждёт удобного момента. Мы делаем вираж, у «Фокера» открывается бок, и тут уже дело за мной. Полоснул его, как говорится, по полной. Немец задымился, потянул на ближайшее болотце, там рухнул и взорвался. Не успел я порадоваться, как увидел, что на хвосте у нас «сидят» буквально в пятидесяти метрах «Фокера». Разворачиваю турельную установку. Но немец на доли секунды опережает меня, даёт очередь и пробивает крыло моего самолёта, даёт по газам и пытается уйти. Я стреляю и вижу, что изрешетил всю его кабину, «Фокер» исчезает из поля зрения. Как ни кручу головой, не вижу его. Так до сих пор не знаю, куда он делся. То ли упал и взорвался, то ли удалось ему сесть на вынужденную посадку.

Мы удачно отбомбились, собрались в строй, потеряв один самолет, который упал на виноградник. Но видим, ребята успели выскочить, бегут по полю. Молодцы, живы!

Уже пролетая над станцией, попали под огонь зениток. Смотрю, наш самолет задымился, падает высота. Пересекли линию фронта. Командир кричит: «Ну что, на брюхо будем садиться. У меня всё стекло забрызгано антифризом, почти ничего не вижу». Предлагаю дотянуть до аэродрома. И ведь дотянули!»

Вот за этот бой и получил сержант Иван Степанович Волков самую солдатскую медаль «За отвагу». А было ему в ту пору всего 19 лет.

Должен был солдат Иван Волков в числе лучших участвовать и в легендарном Параде Победы 1945г. Но после трех дней тренировок сказалась старая рана ноги, и он уже не мог печатать шаг. «Обидно было до слез, - признается ветеран. – До сих пор для меня это душевное переживание и сердечная боль».

А потом он рассказывал мне о своих боевых товарищах, показывая фотографии. К сожалению, признается Иван Степанович, встречи их не так часты, как хотелось бы. Многих уже нет в живых. Годы никого не щадят, да и раны дают о себе знать. «Вот Зиночка Федотова. Она готовила наш самолет к бою. Ей надо было поднять на борт около 600 кг боеприпасов, установить патрон, взрывчатку ввернуть. Если было время, мы всегда помогали ей. Были, конечно, и приспособления для поднятия, лебёдки, например, но когда их устанавливать, если поступает команда «Готовность номер один!», и через 40 минут самолет должен взлететь к бою. Так что восемнадцатилетние девчонки воевала наравне с мужчинами. Я теперь часто думаю, как же они выдержали эти тяготы военные и при этом оставались красивыми, веселыми, жизнерадостными?»

Домой он попал лишь в 1950 году. И началась мирная жизнь солдата, также отмеченная правительственными наградами.

Спускаюсь по ступенькам лестницы и почему-то думаю, что война – это страшно, и ещё – что рядом живет с памятью о ней человек, очень героический и в то же время обыкновенный, живет сейчас тихо, читает книги, ездит на рыбалку и охоту, катается зимой на лыжах, летом любит бродить по лесу, собирая грибы и ягоды. Страшно представить, сколько пришлось ему пережить. Сейчас все чаще и чаще звучат слова, что надо считать героями всех воевавших. А сами они, участники тех событий, более сдержанно оценивают свои действия. Вот и Иван Степанович говорит, что пошёл воевать, потому что считал это своим долгом, за честь почитал защищать Родину. Это позже потомки воздвигли монументы, написали тысячи исторических и художественных произведений. А защитники, уходя на фронт, не говорили громких фраз. Знали только слово “надо.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)