СМИ  ->  Новости  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Монгольские нашествия XII-XIII вв. и гибель древнехакасского государства

В VI-IXвв. монголоязычные племена обитали за восточной и северо-восточной окраинами современной территории Монголии, по южным берегам Амура, от устья Аргуни до устья Нонни и по северной полосе современной Маньчжурии. К западу от них, на всей территории Центральной Азии жили тогда тюркоязычные этнические группы. Последними тюркоязычными правителями западной части Центральной Азии были древние хакасы, а восточной и южной – уйгуры.

Первоначально, в VI-IXвв. , собственно монголы были оседлыми. Они жили в холодных лесах в прочных жилищах, занимались преимущественно охотой и рыболовством, выращиванием свиней и лошадей. В конце X и в начале XIв. начался процесс постепенного расселения монголоязычных племен на запад. В короткий срок (за 200 лет) монголы из пеших, в основном лесных рыбаков, охотников и коневодов, стали кочевниками-скотоводами. От тюркоязычных скотоводов они заимствовали все виды степного скота, навыки и опыт кочевников, а также передвижные жилища и другие формы материальной культуры степняков, сохранив, однако, многое из своего прежнего оседлого быта.

Монголы делились на племена и роды. Среди родичей возвысились знатные. Во главе племени стоял хан - военный вождь, передававший власть по наследству в своей семье.

В 1206г. съезд представителей монгольских племен выбрал правителем всех монголов Чингисхана. Он был искусным полководцем и в своем окружении нашел немало талантливых военачальников. Чингисхан создал большое, дисциплинированное войско, которое направил в далекие завоевательные походы.

Монгольской армии не требовалось длительной подготовки к войне. Сам образ жизни кочевника располагал к тому, чтобы в любое время оседлать коня и выступить в поход. Жилища монголов были полностью приспособлены для длительного пути. При перекочевке или военной экспедиции тратилось не более часа на установку войлочной юрты и ещё меньше на её разборку и упаковку на спине вьючного верблюда. Некоторые шатры и кибитки не разбирались, а водружались на колёсные повозки, запряжённые быками. Такие передвижные жилища следовали за неисчислимыми табунами и отарами, которые хозяева ежегодно перегоняли с зимних пастбищ на летние и обратно.

Семьи воинов могли сопровождать и наступающую армию. В походные стойбища, что располагались неподалёку от мест сражений и осад , монгольские богатыри сносили военную добычу; они не заботились о пропитании и не разлучались на долго с жёнами и детьми, потому что семьи часто находились рядом. С юных лет мальчики вдыхали дым дорожных костров и боевых пожарищ, наблюдали за военными действиями, учились обращаться с лошадьми и оружием и в итоге выросли крепкими и мужественными бойцами.

Любимым оружием монголов был лук. Натягивая тугую тетиву до уха, воины поражали цели на расстоянии сотен метров. У многих имелись копья и сабли, обязательной принадлежностью кочевника и в повседневной жизни, и в бою считался аркан. В ходе завоевании соседних стран армия Чингисхана научилась пользоваться осадными орудиями-таранами и метальными устройствами. Обычно кочевое войско делилось на три части: центр и два фланга (« крыла»). Когда начиналось сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в монгольские позиции, в предвкушении победы теряя осторожность, то «крылья» наносили удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву. Умелое ведение боёв, очень сильное и дисциплинированное войско, использование политической раздробленности в окрестных государствах помогали монголам одерживать одну победу за другой.

К IXв. в древнехакасском государстве сложились феодальные отношения. Управление государством осуществлялось с помощью сложной военизированной бюрократической машины, на которую опиралась деспотическая власть кагана. Деспотизм проявлялся в нормах древнехакасского права: «Законы их очень строги. Произведших замешательство пред сражением, не выполнивших посольской должности, подавших неблагоразумный совет государю, так и за воровство, приговаривают к отсечению головы. Ежели вор имеет отца, то голову его вешают отцу на шею, и он до смерти обязан носить ее». Арабский путешественник Абу Дулаф сообщает: «Государь у них есть имеющий большую власть: в присутствии его не садится никто, кому нет сорока лет от роду».

Основной опорой правящих кругов государства была постоянная армия, основанная на всеобщей воинской повинности. Во время войны собиралось народное ополчение. Основой армии была тяжеловооруженная конница. Закованные в панцири и латы, со шлемами на голове, конные воины были вооружены длинными копьями, тяжелыми мечами или саблями, щитами, боевыми топорами, луками и стрелами. В одном из источников говорится: «Храбрейшие из взрослых мужчин все чернят лицо в качестве отличия». Очевидно, воины наносили на боевую устрашающую раскраску. На древках их копий развевались флаги и знамена. Крупные и сильные, специально приученные к сражениям лошади также были одеты в защитную броню.

В X-XIIвв. на вершинах большинства сопок Хакасско–Минусинской котловины были сооружены крепости-убежища, огражденные каменные стенами. Каждая из них соотносится с каким-либо крупным феодальным земельным наделом. Выявлены также обширные горные укрепленные районы, например Оглахтинский на Енисее, Борбаковский на Черном Июсе.

От кого же оборонялись древнехакасские землевладельцы, сооружая в центре государства укрепленные районы и замки с каменными стенами? Разгадка, очевидно, заключается в следующем. В XI – XII вв. княжества и владения отдельных феодалов стали обособляться. Происходили изнурительные для народа феодальные междоусобицы, они ослабляли государство, подрывали его экономику, истощали творческие силы народа. Крепости и замки сооружались по велению древнехакасских феодалов, боровшихся между собой за власть, землю и богатства. Строительство этих сооружений свидетельствует о периоде феодальной раздробленности в средневековой Хакасии.

В XI – XII вв. древнехакаское государство состояло из следующих крупных княжеств: Хакасия (Хакасско-Минусинская котловина), Кешдим (Тува), Алтай (Горный и Северный), Уйгурия (Северо-Западная Монголия). Все они были разделены на феодальные уделы – багги.

Таким образом, основными причинами слабости древнехакасского государства были следующие: во-первых, оно представляло собой конгломерат различных по происхождению и даже разноязычных групп и народностей, которым не удалось объединиться и создать единую народность; во-вторых, в XI – XII вв. оно переживало далеко зашедший процесс феодальной раздробленности, когда возникшие центробежные силы почти подорвали политическое и экономическое единство государства, а отдельные княжества и уделы, заботясь о местных интересах, не могли противопоставить объединенные силы всего народа натиску монголоязычных племен в XII-XIIIвв.

2. Борьба народов Южной Сибири против иноземных завоевателей.

Грозная монгольская опасность уже нависла над многими странами Азии и Европы.

Первыми с этой опасностью встретились тюркоязычные племена Южной Сибири, и прежде всего этнические группы, входившие в государство древних хакасов.

В начале XIIIв. федерация древнехакасских княжеств переживала процесс феодальной раздробленности и была ослаблена. От древнехакасской федерации сохранились лишь два объединенных княжества: Киргиз (коренные земли хакасов, т. е. собственно Хакасско-Минусинская котловина) и Кэм-Кэмджуит (Тува).

В 1207г. , как сообщает «Тайная история монголов», огромная армия под командованием Джучи, старшего сына Чингисхана, покорила все «лесные народы», жившие в Южной Сибири от Байкала до западносибирских степей. При этом были подчинены Саяно-Алтайское нагорье и федерация княжеств древнехакасского государства.

Сообщений о военных действиях на Саяно-Алтае в то время нет. Поэтому следует заключить, что кыргызские правители древнехакасского государства, хорошо знавшие новую политическую ситуацию в Центральной Азии, в 1207г. только номинально признали верховную власть нового монгольского кагана и откупились обычными по тому времени подарками, свидетельствовавшими об их миролюбии. После этого Чингисхан передал в подданство Джучи-хану все покоренные «лесные народы», обложив их данью. Гнет и поборы особенно усилились после того, как Чингисхан начал свои бесконечные завоевательные войны, напав в 1211г. на государства Северной Маньчжурии и Приморья.

С этих пор древнемонгольские правители стремились из завоеванных народов выжать все, что нужно для многотысячных войск, совершивших грабительские походы в богатые цивилизованные страны. Такая политика вызывала постоянное возмущение свободолюбивых обитателей Саяно-Алтайского нагорья. На протяжении всего XIIIв. здесь вспыхивали восстания, шла борьба и лилась кровь.

В 1217г. туматы, которые жили в пределах страны киргизов и были чрезвычайно воинственным племенем, восстали. Чингисхан послал большую армию, возглавляемую опытным полководцем Борагул-нойоном. Завязались большие сражения, во время которых полководец был убит мятежными туматами.

Монгольским войскам было непривычно действовать в гористых таежных местах, где жили туматы. Назначенный вместо Борагула нойон Дорбо Докшин, «вооружив ратников топорами, тесаками, пилами, и долотами, и всяким потребным инструментом приказал прорубать просеку по следу буйволов, пилить и рубить деревья. И вот, поднявшись на гору, он внезапным ударом обрушился на пировавших беспечно туматов и полонил их». Сто семей туматов были отданы в рабство.

Восстание туматов и расправа с ними взволновали все население древнехакасского государства.

В следующем, 1218г. , когда монгольские сборщики дани потребовали для своих феодалов туматских девушек, оскорбленные туматы восстали вторично. Их поддержали другие местные этнические группы.

Началась ожесточенная война. Армию восставших возглавил полководец Курлун из рода Кыргыз.

Для подавления восстания народностей Саяно-Алтайского нагорья Чингисхан вновь послал большую армию во главе с «верховным владетелем лесных племен» Джучи-ханом.

В 1218г. произошло первое кровавое завоевание Южной Сибири. Армия Джучи по льду Енисея прошла в Хакасско-Минусинскую котловину и покорила там древних хакасов. Армия Джучи, неся потери, огнем и мечом истребила основные силы восставших. Очевидно, в восстании участвовали почти все этнические группы Южной Сибири. Задача противодействия общему врагу сплачивала всех. Восстание населения древнехакасского государства и расправа с ним вызвали широкий отзвук в Центральной Азии. В том же году взбунтовались некоторые монголоязычные племена.

Данных о том, что завоевание Южной Сибири в 1218г. , несмотря на всю его жестокость, подорвало экономику и уничтожило самобытную культуру древнехакасского государства, нет. Видимо, Саяно-Алтайскому нагорью монголы отводили роль производственной и сырьевой базы для снабжения своих войск оружием, мясом и хлебом.

В Центральной Азии нет залежей железа и цветных металлов. Поэтому завоевания северных территорий (Саяно-Алтая, Забайкалья и Приморья) богатых рудными ископаемыми и населенных опытными горняками, металлургами и кузнецами, первоначально, в 1207-1211гг. , совершались древнемонгольскими феодалами по экономическим причинам. Монголы стремились создать тыловые базы для снабжения армий хлебом, оружием и конским снаряжением. В Южной Сибири создавались ремесленно-хлебопашеские поселения, строились города, возникали фактории купцов-мусульман. Туда принудительно переселяли захваченных в плен опытных ремесленников и землепашцев, работавших под надзором монгольских военных поселенцев.

Южная Сибирь находилась в улусе Джучи-хана до его смерти. После 1207г. Джучи-хан не успел продвинуться далеко на запад потому, что ему пришлось потратить много сил и времени на укрепление своих тылов в Южной Сибири, населенной «мятежными» народностями. Только сын его, Бату-хан, вторгся в Европу и расширил улус Джучи до размеров того государства, которое русские летописцы называли Золотой Ордой.

Упорная, кровопролитная борьба, которую вело древнехакаское государство против войск Джучи, задержала на несколько десятилетий вторжение основных сил монголов на территорию Восточной Европы, которое произошло уже только во времена Бату-хана. В этом заключается историческая заслуга населения древнехакасского государства перед западной цивилизацией, и прежде всего перед Русью. Следует особо подчеркнуть, что ни одна из этнических групп, обитавших в Южной Сибири, не участвовала в военных акциях на стороне войск древнемонгольских феодалов и не выставила для их армий ни одного военного отряда.

3. Гибель древнехакасского государства в 1293г.

В 1292-1293гг. на Монгольский Алтай и на Енисей вторглась мощная армия тюркоязычных вассалов под командованием кипчака Тутуха, полководца Хубилая. Зимой 1292г. , находясь в Каракоруме, Тутуха получил императорский указ «овладеть киргизами». Ранней весной 1293г. его войска достигли Улуг-Хема в Туве и «встали лагерем у реки Кянь». Обнаружив, что князья из рода Кыргыз со своими дружинами отошли за Саяны, в Хакасско-Минусинскую котловину, к своим сородичам, войска Тутухи по примеру воинов Джучи «по льду шли несколько дней и только тогда дошли до границ их владений. Армия Тутухи полностью овладела всем народом пяти их племен, и монголы разместили в их владениях войска, чтобы охранять их (т. е. оккупировали их земли). Тутуха доложил о заслугах и был повышен в чине Хайду, получив известие о захвате киргизов, послал им на выручку, на реку Кянь (Енисей) войска. Тутуха снова разбил их и взял в плен полководца Хайду Болоча».

Под «народом пяти их племен» понимается подчиненное князьям из рода Кыргыз население пяти административных земель, на которые юаньские власти поделили бассейн верхнего и среднего течения Енисея.

Так была уничтожена двадцатилетняя независимость кыргызских князей. 1293 год стал годом окончательной гибели древнехакасского государства. Это произошло лишь 86 лет спустя после первого похода Джучи-хана в Южную Сибирь.

Оккупировав страну и уничтожив верхушку древнехакасских феодалов, юаньские власти стремились воссоздать в Южной Сибири свою производственную базу, и поэтому они не подрывали высокий местный экономический потенциал. А чтобы окончательно сломить сопротивление местных народностей, они приступили к осуществлению жестокого плана подавления свободолюбивого населения Саяно-Алтайского нагорья. Он заключался в высылке особенно активных и неспокойных групп населения в далекие чужие земли и в насаждении на их место древнемонгольских военных поселенцев.

Безжалостный военный разгром и физическое уничтожение больших масс населения были произведены полчищами древнемонгольских феодалов в государствах аборигенов, начиная от Саяно-Алтайского нагорья на западе до Приамурья и Приморья на востоке.

Завоевания древнемонгольских феодалов подорвало закономерное поступательное развитие исторического процесса среди племен, населявших Саяно-Алтайское нагорье. Они разрушили их самобытную государственную организацию и производительные силы, прервали процесс консолидации отдельных племен в единую народность.

Физическое уничтожение больших масс населения, высылка «бунтовщиков» в чужие земли – все это гибельно сказалось на высокой культуре государства средневековых хакасов. Упало самобытное художественное ремесло и производство металлических изделий. Было потеряно и высшее достижение местной культуры – книжная культура. Была разрушена созданная многовековым трудом система оросительных каналов (особенно на территории Хакасско-Минусинской котловины), в связи, с чем значительно сократилось земледелие. Имея в виду засушливые страны Востока, Ф. Энгельс справедливо указывал: «Плодородие земли достигалось искусственным способом, и оно немедленно исчезало, когда оросительная система приходила в упадок достаточно бывало одной опустошительной войны, чтобы обезлюдить страну и уничтожить ее цивилизацию на сотни лет». Именно это случилось с Южной Сибирью в XIII-XIV вв. , где самобытная цивилизация была безвозвратно погублена древнемонгольскими феодальными правителями.

Огромный регресс, вызванный монгольскими завоеваниями XIIIв. , был причиной того, что в Сибири в XV – XVIIвв. обитало сравнительно малочисленное население, переживавшее глубокий экономический и культурный упадок. Только в Сибирском ханстве и в южной полосе кое-где существовали мелкие, разрозненные феодальные улусы.

Обессиленное и малочисленное население Хакасско-Минусинской котловины в XV – XVIIвв. было независимым, но оно подвергалось нападениям иноземных врагов. Здесь продолжался период феодальной раздробленности. Отдельные княжества и феодальные вотчины по-прежнему находились в руках князей из рода Кыргыз. Все княжества составляли федерацию. Именно такое положение зафиксировано источниками начала XVII столетия.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)